Научная статья на тему 'Военно-экономическое сотрудничество государств - членов одкб и ЕАЭС с третьими странами: вызовы и угрозы для России'

Военно-экономическое сотрудничество государств - членов одкб и ЕАЭС с третьими странами: вызовы и угрозы для России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
868
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОДКБ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКСПОРТНЫЙ КРЕДИТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION / CSTO / EURASIAN ECONOMIC UNION / EAEU / MILITARY-INDUSTRIAL COOPERATION / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / EXPORT CREDIT / SECURITY / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дегтерева Екатерина Андреевна, Чернышева Анна Михайловна

Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ) была основана в 1992 году для военно-экономического сотрудничества стран-членов и во многом отражает стремление России сохранить свою зону влияния на территории бывшего СССР. В продолжение этой политики был заключен договор об основании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал свое действие в 2015 году и обеспечивает определенную свободу передвижения товаров (услуг), капитала и рабочей силы. В двух данных организациях Россия стремиться обеспечивать лидирующие позиции, для обеспечения которых необходимо постоянно проводить анализ возможностей военнопромышленной кооперации государств членов ОДКБ (как политического контура) и ЕАЭС (как экономического контура) с третьими странами. Целью настоящей статьи стало исследование вызовов и угроз для России военно-экономического сотрудничества государств членов ОДКБ и ЕАЭС с третьими странами. Для достижения поставленной цели было рассмотрено военно-экономическое сотрудничество Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, Беларуси, Армении с третьими странами и даны предложения по замещению закупок на рынке вооружения российскими аналогами. Некоторые страны ОДКБ и ЕАЭС стремятся диверсифицировать свои закупки на рынке вооружения, обеспечивая программу самостоятельного развития военно-промышленной кооперации с третьими странами. Такое положение вынуждает Россию обеспечивать разработку и развитие планов импортозамещения военной продукции российскими аналогами на рынке стран ОДКБ и ЕАЭС. Для проверки данной гипотезы были рассмотрены и проанализированы статистические данные и документы, находящиеся в открытом доступе, в том числе данные Стокгольмского международного института исследований проблем мира. В ходе анализа данных было доказано, что Беларусь, Казахстан и частично Армения диверсифицируют свои закупки военной техники и вооружения, обеспечивая и активно развивая военно-экономическое сотрудничество с третьими странами, в том числе и с Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Militaryeconomic cooperation of the CSTO and EAEU member states with third countries: challenges and threats to Russia

The Collective Security Treaty Organization (CSTO) was founded in 1992 for military-economic cooperation of member countries and mainly reflects the intention of Russia to maintain its zone of influence on the territory of the former USSR. In continuation of this policy, an agreement was concluded on the foundation of the Eurasian Economic Union (EAEU), which began its operation in 2015 and provides a certain freedom of movement of goods (services), capital and labor. These organizations provide effective interaction between the CSTO member states and the EAEU including common space between the countries and their development in a single trajectory, which allows to obtain a synergistic effect on the international arena. Thus, it is necessary to monitor the level of military-economic cooperation between the CSTO and EAEU member states. The purpose of this article was to study the challenges and threats to the Russia of military-economic cooperation of the CSTO and EAEU member states with third countries. To achieve this goal, military-economic cooperation of Tajikistan, Kyrgyzstan, Kazakhstan, Belarus, Armenia with third countries was examined and proposals were made for replacing purchases on the arms market with Russian counterparts. Some CSTO and EAEU countries seek to diversify their purchases in the arms market, providing a program of independent military development with the development of military-industrial cooperation with third countries. This situation forces Russia to ensure the development of plans for the import substitution of military products with Russian counterparts on the market of the CSTO and the EAEU. To test this hypothesis, we reviewed and analyzed publicly available statistics and documents, including data from the Stockholm International Peace Research Institute. In the course of data analysis, it was proved that Belarus, Kazakhstan and partially Armenia diversify their purchases of military equipment and weapons by actively developing military-economic cooperation with third countries, including China.

Текст научной работы на тему «Военно-экономическое сотрудничество государств - членов одкб и ЕАЭС с третьими странами: вызовы и угрозы для России»

Вестник РУДН. Серия: Экономика

2019 Vol. 27 No. 4 663-678

http://journals.rudn.ru/economics

DOI 10.22363/2313-2329-2019-27-4-663-678

Научная статья

УДК 339.9

Военно-экономическое сотрудничество государств - членов ОДКБ и ЕАЭС с третьими странами: вызовы и угрозы для России

Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ) была основана в 1992 году для военно-экономического сотрудничества стран-членов и во многом отражает стремление России сохранить свою зону влияния на территории бывшего СССР. В продолжение этой политики был заключен договор об основании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал свое действие в 2015 году и обеспечивает определенную свободу передвижения товаров (услуг), капитала и рабочей силы. В двух данных организациях Россия стремиться обеспечивать лидирующие позиции, для обеспечения которых необходимо постоянно проводить анализ возможностей военно-промышленной кооперации государств - членов ОДКБ (как политического контура) и ЕАЭС (как экономического контура) с третьими странами. Целью настоящей статьи стало исследование вызовов и угроз для России военно-экономического сотрудничества государств - членов ОДКБ и ЕАЭС с третьими странами. Для достижения поставленной цели было рассмотрено военно-экономическое сотрудничество Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, Беларуси, Армении с третьими странами и даны предложения по замещению закупок на рынке вооружения российскими аналогами. Некоторые страны ОДКБ и ЕАЭС стремятся диверсифицировать свои закупки на рынке вооружения, обеспечивая программу самостоятельного развития военно-промышленной кооперации с третьими странами. Такое положение вынуждает Россию обеспечивать разработку и развитие планов импортозамещения военной продукции российскими аналогами на рынке стран ОДКБ и ЕАЭС. Для проверки данной гипотезы были рассмотрены и проанализированы статистические данные и документы, находящиеся в открытом доступе, в том числе данные Стокгольмского международного института исследований проблем мира. В ходе анализа данных было доказано, что Беларусь, Казахстан и частично Армения диверсифицируют свои закупки военной техники и вооружения, обеспечивая и активно развивая военно-экономическое сотрудничество с третьими странами, в том числе и с Китаем.

Ключевые слова: Организация Договора о коллективной безопасности, ОДКБ, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, военно-промышленная кооперация, военно-техническое сотрудничество, экспортный кредит, безопасность, внешнеэкономическая деятельность

© Дегтерева Е.А., Чернышева А.М., 2019

(gv Q I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License iti^Bi^e https://creativecomn10ns.0rg/licenses/by/4.O/

Е.А. Дегтерева, А.М. Чернышева

Российский университет дружбы народов Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Введение

Организация Договора коллективной безопасности на текущий момент включает в себя Армению, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Россию и Таджикистан. Данная организация является региональной международной, призвана обеспечивать мир, безопасность и стабильность на коллективной основе, и вследствие действия синергетического эффекта выступает значительным игроком на международной арене.

Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вступил в силу в 2015 году и включил в свой состав участников ОДКБ, кроме Таджикистана.

Между участниками ОДКБ И ЕАЭС активно развивается военно-промышленная кооперация, в рамках которой Россия использует такие финансовые механизмы, как экспортный кредит, предоставление безвозмездной помощи за определенные преференции, покупка по льготным ценам, предоставление безвозмездной помощи в рамках формирования единой системы ПВО-ПРО, производственная кооперация.

Лидирующие позиции в обеих организациях занимает Россия, которая стремится обеспечить повышение уровня своего экономического, политического и военного влияния как на региональной, так и на международной арене, противодействует созданию и функционированию военных баз и военного контингента зарубежных стран, повышает уровень развития интеграционных процессов в рамках СНГ, противодействует возникновению и развитию военных конфликтов на территории стран - участников ОДКБ и ЕАЭС.

Для эффективной военно-промышленной кооперации и военно-экономического сотрудничества работает Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ, которая обеспечивает развитие оборонных кооперационных связей РФ с другими странами - членами ОДКБ, в том числе и создает ремонтные и сервисные центры для обеспечения обороноспособности поставленного российского вооружения.

В процессе выполнения своих функций ОДКБ влияет на:

- формирование единой позиции стран-участников на международной арене по вопросам безопасности как собственной, так и третьих стран;

- усиление интеграционных процессов, связанных с борьбой против экстремизма, терроризма, организованной преступности;

- усиление взаимодействия всех родов войск стран - членов ОДКБ.

ЕАЭС в процессе осуществления своих функций влияет на:

- уменьшение цены за счет снижения издержек логистики между странами - членами организации;

- развитие конкуренции на рынке ЕАЭС;

- усиление экономических позиций стран-членов на международном рынке;

- рост доходов на душу населения стран-участниц;

- рост НИОКР и внедрение инновационных технологий;

- увеличение объема ВВП и т. д.

Постоянный мониторинг России уровня военно-экономического сотрудничества государств - членов ОДКБ и ЕАЭС с третьими странами позволит

обеспечить своевременное реагирование на угрозы со стороны их военно-промышленной кооперации с третьими странами.

Обзор литературы

При написании статьи были проанализированы публикации зарубежных и иностранных авторов, размещенные в открытом доступе в специализированных журналах и на специализированных порталах военной и международной тематики, а также статистические данные, размещенные в открытых источниках.

В научных трудах авторов анализируются текущие проблемы и вопросы военно-промышленной кооперации и военно-экономического сотрудничества стран - членов ОДКБ и ЕАЭС, перспектив их развития, в том числе финансовые механизмы взаимодействия по военно-техническому сотрудничеству участников ОДКБ и ЕАЭС, причины и последствия отказа от закупки вооружения у России, причины и тенденции закупок вооружения у третьих стран членами ОДКБ и ЕАЭС, изменение положения России и ее влияния на страны - члены ОДКБ и ЕАЭС и т. д.

Исследованию в области торговли продукцией военного назначения посвящены работы И.А. Абдуразакова, И.В. Волкова, Н. Исингарина, У. Касенова. Изучение тематик двустороннего оборонного сотрудничества можно найти в трудах как отечественных, так и иностранных ученых, среди которых О.Н. Малиновский, И.Ю. Пащенко (Россия, 2016), А.С. Айрапетян, А.А. Балаян (Армения, 2014), И.А. Баскакова (Россия, 2015), И.Н. Панарин (Россия, 2015), М. Лау-мулин (Казахстан, 2015), Е.Ф. Троицкий, В.П. Зиновьев (Россия, 2018), Х.Х. Ход-жаев, И.И. Шарипов (Таджикистан, 2016).

Методы и подходы

Военно-промышленная кооперация имеет важное стратегическое значение для всех стран - членов ОДКБ и ЕАЭС. Для обеспечения лидирующих позиций Россия должна анализировать место своего присутствия на рынках стран - участниц ЕАЭС и ОДКБ, а также исследовать объемы и механизмы закупок Армении, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана у третьих стран. На основе такого анализа возможна разработка плана последовательных шагов, обеспечивающих активное развитие военно-экономического сотрудничества России со странами - членами ОДКБ и ЕАЭС.

При проведении исследования использовались такие методы, как системный подход, сравнительные и статистические методы исследования среды и факторов, оказывающих влияние на военно-промышленную кооперацию и военно-экономического сотрудничества стран - членов ОДКБ и ЕАЭС. Главенствующими методами исследования стали поиск, систематизация, оценка и анализ полученных данных по поставкам в рамках военно-экономического сотрудничества и последующие выводы о степени диверсификации закупок странами - членам ОДКБ и ЕАЭС у третьих стран.

Результаты

Все страны - члены ОДКБ и ЕАЭС осуществляют свое военно-техническое и военно-экономическое сотрудничество довольно часто в рамках военно-промышленной кооперации. При этом основным поставщиком венной продукции и военной техники является Россия, которая тем самым обеспечивает сохранение и развитие своих лидирующих позиций в ОДКБ и ЕАЭС. Именно поэтому остальные страны - члены ОДЕБ и ЕАЭС стремятся снизить степень влияния России, диверсифицировав свои закупки в военной сфере и осуществляя военно-промышленную кооперацию с третьими странами.

Таджикистан практически полностью обеспечивает свои потребности в военной сфере, осуществляя закупки в рамках военно-промышленной кооперации у России. Тем не менее были осуществлены разовые закупки у Болгарии и Китая (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Военно-техническое сотрудничество Таджикистана (импорт) по странам, млн долл. США [Table 1. Military-technical cooperation Tajikistan (import) by country, mln USD]

Годы Болгария Китай Россия £

1994 - - 27 27

2006 - - 13 13

2007 - - 7 7

2009 - - 34 34

2013 3 - - 3

2016 - - 8 8

2017 - - 19 19

2018 - 3 - 3

S 3 3 108 114

Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019).

Таблица 2

Военно-техническое сотрудничество Таджикистана (импорт) по видам оружия, млн долл. США [Table 2. Tajikistan military-technical cooperation (import) by type of weapon, mln USD]

Годы Самолеты/вертолеты ПВО БТР Артиллерия Ракеты £

1994 27 - - - - 27

2006 13 - - - - 13

2007 7 - - - - 7

2009 - 30 - - 4 34

2013 - - - 3 - 3

2016 - - 8 - - 8

2017 12 - 7 - - 19

2018 - - 3 - - 3

S 59 30 18 3 4 114

Примечание: цифры могут отклоняться от суммы из-за округления.

Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019).

Поставки военной техники из Болгарии были разовыми в 2013 году и представляли собой РЗСО БМ-21 ГРАД 122 МММ еще советского произ-

водства. Соответственно, такая закупка не является военно-промышленной кооперацией и не представляет угрозу сужению рынка сбыта для России.

Иная ситуация складывается при военно-экономическом сотрудничестве Таджикистана и Китая. Китай стал выходить на рынок вооружения в 2018 году, поставляя свои бронированные машины MRAP VP-11 (Norinco) и бронеавтомобили Tiger (Shaanxi Baoji Special Vehicles Company), а также оборудование для вещания на коротких и ультракоротких волнах, которое может способствовать созданию закрытого канала для обмена информацией. Такие поставки уже представляют определенную угрозу для России. Аналоги поставляемых Китаем бронемашин в России существуют и имеют высокие функциональные характеристики, в том числе бронезащиту пятого класса и возможность эффективного функционирования в температурном коридоре от -45 до +50 °С. Для выхода и обеспечения военных закупок у России необходимо налаживать военно-промышленную кооперацию с корпорацией «Защита» (производитель БТР «Скорпион») с таджикской стороной.

Кыргызстан осуществляет военные закупки только в рамках ОДКБ (табл. 3 и 4).

Таблица 3

Военно-техническое сотрудничество Кыргызстана (импорт) по странам, млн долл. США [Table 3. Kyrgyzstan military-technical cooperation (import) by country, mln USD]

Годы Россия Казахстан Е

2003 9 - 9

2004 - 5 5

2005 3 - 3

2015 4 - 4

2016 9 - 9

2017 13 - 13

Е 38 5 43

Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019).

Таблица 4

Военно-техническое сотрудничество Кыргызстана (импорт) по видам оружия, млн долл. США [Table 4. Kyrgyzstan military-technical cooperation (import) by type of weapon, mln USD]

Годы Самолеты/вертолеты БТР Артиллерия Е

2003 9 - - 9

2004 5 - - 5

2005 3 - - 3

2015 - 3 1 4

2016 - 9 - 9

2017 7 6 - 13

Е 24 18 1 43

Примечание: цифры могут отклоняться от суммы из-за округления.

Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019).

Кыргызстан осуществляет военно-промышленную кооперацию только совместно с Россией. Разовая закупка состоялась в 2004 году и заключалась

в приобретении у Казахстана подержанных транспортных вертолетов МИ-8 МТ и МИ-17, аналоги которых производятся Россией. Таким образом, на рынке вооружения Кыргызстана отсутствуют риски для России.

Казахстан является лидирующей страной из стран - участниц ОДКБ и ЕАЭС в диверсификации своих закупок на рынке вооружений (табл. 5 и 6).

Канада начала военно-промышленную кооперацию с Казахстаном в 2013 году в отношении производства турбовинтовых региональных самолетов Q-400, однако поставки планируются осуществлять не только в Казахстан, но и в Россию. При этом компания Bombardier передало казахской стороне лицензию на производство двухмоторных самолетов линий малой и средней протяженности, имеющих возможности приземляться на грунтовые аэропорты. Таким образом, Казахстан открывает собственное производство на своей территории, восстанавливая и развивая оборонные предприятия.

Стоит отметить, что Россия не производит аналогов, однако ПАО ВАСО и корпорация МиГ разработали ИЛ-114, который запустят в производство в 2020-2021 годах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Военно-техническое сотрудничество Казахстана (импорт) по странам, млн долл. США [Table 5. Kazakhstan military-technical cooperation (import) by country, mln USD]

Годы Канада Китай Фран- Герма- Изра- Рос- ЮАР Южная Испа- Индия Укра- США S

ция ния иль сия Корея ния ина

1995 - - - - - 99 - - - - - - 99

1996 - - - - - 2 - - - - - - 2

1997 - - - - - 64 - - - - - - 64

1998 - - - - - 68 - - - 3 1 - 72

1999 - - - - - 121 - - - - - - 121

2000 - - - - - 136 - - - 3 - - 139

2001 - - - - - 20 - - - - - - 20

2004 - - - - - 29 - - - - - 19 47

2005 - - - - - 38 - - - - 4 - 42

2006 - - - - - 27 - 14 - - 2 - 44

2007 - - - - - 71 - - - - 5 6 82

2008 - - - - 15 8 - - - - - 3 25

2009 - - - - 17 19 - - - - - 3 39

2010 - - - - 8 50 - - - - - - 58

2011 - - - 7 - 45 - - - - 10 - 62

2012 - - - 3 - 75 - - - 1 11 3 94

2013 4 - - 3 - 54 - - 24 - 56 - 141

2014 4 - 26 3 - 28 - - 24 6 1 3 95

2015 - - - 3 - 441 - - - - - - 444

2016 4 9 - 1 - 198 4 - 24 - - 3 248

2017 4 - - 13 - 163 8 - 24 - - 3 214

2018 - 23 13 - 1 266 6 - - - - - 309

S 16 32 39 33 41 1857 18 14 96 13 90 43 2461

Примечание: цифры могут отклоняться от суммы из-за округления.

Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019).

Таблица 6

Военно-техническое сотрудничество Казахстана (импорт) по видам оружия, млн долл. США [Table 6. Kazakhstan military-technical cooperation (import) by type of weapon, mln USD]

Годы Самолеты/вертолеты ПВО БТР Артиллерия Двигатели Ракеты Датчики Суда S

1995 99 - - - - - - - 99

1996 2 - - - - - - - 2

1997 64 - - - - - - - 64

1998 68 - - - - 1 - 3 72

1999 90 15 - - - 16 - - 121

2000 136 - - - - - - 3 139

2001 20 - - - - - - - 20

2004 46 - 2 - - - - - 47

2005 27 - 13 - - 2 - - 42

2006 27 - - - 2 - 14 44

2007 20 - 58 - - 5 - - 82

2008 3 - 8 11 - 4 - - 25

2009 19 - 3 11 - 4 2 - 39

2010 20 - 12 - - - 12 14 58

2011 37 - 20 4 - 2 - - 62

2012 43 - 48 - - 3 - - 94

2013 106 - 10 - 4 7 - 14 141

2014 44 - 6 - 4 2 26 14 95

2015 250 85 29 - - 80 - - 444

2016 21 2 - 32 - 4 - - - 248

2017 157 - 36 - 4 - - 18 214

2018 289 - 7 - - - 13 - 309

S 1779 100 282 26 16 126 53 81 2463

Примечание: цифры могут отклоняться от суммы из-за округления.

Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019).

Китай начал свою экспансию на рынок вооружения Казахстана в 2016 году, передав боевые вертолеты, а в 2018 году - военно-транспортный самолет Y-8F200W. Производством данного вида самолетов занимается китайская компания Shaanxi Aircraft Corporation. Самолет Y-8F200W перевозит военное оборудование и военных, а также может использоваться для взлета и посадки на неподготовленные полосы. Как и в случае с военно-промышленной кооперацией Казахстана и Канады Россия не производит аналогов. Однако Россией разработан и внедряется в производство ИЛ-276, который отвечает необходимым требованиям. Таким образом, осуществление совместной кооперации позволит России вытеснить Китай с рынка вооружений. Военно-промышленная кооперация Казахстана с Францией и Германией является достаточно эффективной, поскольку осуществляется с помощью совместного предприятия Eurocopter Kazakhstan, которое образовалось в результате работы германо-французской компании Eurocopter и казахской компании «Казахстан Инжиниринг». Совместное предприятие занимается сборкой вертолета ЕС145 для внутренних нужд Казахстана, а также легких ударных вертолетов ЕС645Т2 и средних транспортных ЕС725.

Вертолет ЕС145 может работать при температурах до -45 °С, что является актуальным для климатических условий Казахстана. При этом вертолет

предназначен для разведывательных и специальных операций, в том числе для поддержки огнем с воздуха. Вмещает до десяти человек, а в случае отказа одного двигателя может лететь только на втором, при этом дальность полета составляет 700 км без дозаправки.

ОАО «Вертолеты России» на базе АО «Авиаремотный завод № 405» Казахстана производит легкий вертолет К-226Т, который является всепогодным и совершает полет в сложных погодных условиях. Однако в ходе проведения военно-промышленной кооперации возникли сложности с кадрами и технологиями, а также процессом передачи их Казахстану. Таким образом, можно отметить снижение уровня и качества военно-промышленной кооперации Казахстана и России.

Военно-промышленная кооперация Казахстана и Израиля выделяется из общего стандартного ряда, поскольку заключение контракта в 2008 году затем сопровождалось следственным и судебным разбирательством как с казахской, так и с израильской стороны. Комитет национальной безопасности начал расследование сделки по приобретению РСЗО «Найз» (Israel Military Industries) и модернизации шести гаубиц Semser и 18 минометов Cardom, вследствие неблагоприятного заключения казахского конструкторского бюро, которое обнаружило деформированное днище РСЗО и другие дефекты, влияющие на выполнение боевых задач. Также были проведены неудачные испытания беспилотных летательных аппаратов (Aeronautics). Стоит отметить, что модернизацию, проведенную израильской компанией, можно было осуществить и силами казахских предприятий, таким образом, Казахстану был нанесен значительный ущерб.

Также компания Soltam Systems LTD (Израиль) должна была модернизировать линию Петропавловского завода, тем не менее израильские инженеры допустили определенные просчеты в модернизации, а сама сборка лицензионных систем оказалась некачественной. Соответственно, в данном направлении России не имеет смысла разрабатывать политику импортозамещения.

Военно-промышленная кооперация Казахстана и ЮАР началась в 2015 году с открытия завода по производству бронированных колесных машин и гражданской техники (инкассаторские машины) «Казахстан Парамаунт Ин-жинириг». Данное предприятие на текущий момент производит бронемашины «Барыс», «Арлан», «Номад», которые имеют усиленную противоминную защиту, а их конструкция позволяет устанавливать различные типы вооружения, в том числе и российское.

Аналогичные бронетранспортеры, соответствующие всем необходимым стандартам, производит и Россия (БТР «Патруль»).

Сотрудничество Казахстана и Южной Кореи ограничилась разовой поставкой патрульных катеров в 2006 году, которые на данный момент уже списаны. В случае необходимости на уральском заводе «Зенит» налажено производство быстроходных сторожевых катеров «Караганда», которые предназначены в том числе для погодных условий Казахстана.

Военно-промышленная кооперация Казахстана, Испании и Индонезии началась в 2013 году с поставки легких турбовинтовых транспортных самолетов С-295, которые были разработаны компанией CASA (Испания) и In-dustri Pesawat Terbang Nusantara компанией (Индонезия). При этом Airbus

Military передала необходимую информацию для дальнейшего обслуживания и ремонта казахским специалистам в Астане. Стоит отметить, что данный тип самолета должен заменить устаревшие модели Ан-26. Россия на данный момент не производит аналогов, тем не менее Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина налаживается производство транспортного самолета Ил-112В, который может использоваться на малооборудованных аэродромах с разным типом покрытия. Данное направление видится эффективным для военно-промышленной кооперации Казахстана и России.

У Индии Казахстан закупил подержанные патрульные корабли типа АВ-25. Поставки были разовые и закончились в 2016 году. В случае необходимости они могут быть замещены патрульными кораблями проекта 22160, производимыми Зеленодольским заводом имени А.М. Горького.

Военно-промышленная кооперация Казахстана и Украины продолжалась с 1999 по 2014 год. Украина поставляла БТР-4К, в которых были обнаружены дефекты, и на текущий момент сделка является замороженной. Данный тип БТР предназначен для транспортировки военных, участия в специальных операциях в составе сил быстрого реагирования и морской пехоты. БТР-4К работает в режиме от -40 до +55 °С на дорогах с разным покрытием как днем, так и ночью.

У Украины были закуплены катера типа «Гриф» и типа «Калкан», которые предназначены для охраны морских границ и обеспечения функционирования морских КПП. Также Украина поставила ракеты «воздух - воздух» и осуществляла ремонт и модернизацию военной техники Казахстана.

После обнаружения дефектов, военно-техническое сотрудничество между Казахстаном и Украиной приостановилось. Потребность в бронетранс-портных машинах была удовлетворена Россией, поставившей БТР-82, который обладает высокими функциональными характеристиками, в том числе имеет противоосколочную защиту, повышенный ресурс эксплуатации и высокую проходимость.

С 2004 года осуществляется военно-промышленная кооперация Казахстана и США. Она заключается, прежде всего, в поставках подержанных вертолетов Bell UH-1H, которые модернизировали до уровня UH-1H-II Huey II. При этом Казахстан оплачивал только две трети стоимости, а одну третью -Министерство обороны США. Данный вертолет осуществляет перевозки десанта, военных грузов, проводит поисково-спасательные операции, эвакуацию, воздушную разведку.

Также США поставили бронемашины HMMWV, которыми были укомплектованы КАЗБРИГ, и был построен учебный городок на полигоне «Илий-ский» (Казахстан).

Россия производит аналоги как бронемашин HMMWV - БТР «Тигр», так и вертолетов Bell UH-1H - Вертолет К-226. При этом российские аналоги имеют лучшие функциональные характеристики и являются перспективным направлением развития военно-промышленной кооперации.

Беларусь, как и Казахстан, стремится диверсифицировать свои закупки на рынке вооружения, обеспечив одни из лидирующих позиций в рамках ОДКБ и ЕАЭС (табл. 7 и 8).

Таблица 7

Военно-техническое сотрудничество Беларуси (импорт) по странам, млн долл. США [Table 7. Belarus military-technical cooperation (import) by country, mln USD]

Годы Китай Россия Украина £

1998 - 41 - 41

1999 - 41 - 41

2005 - - 6 6

2006 - 116 24 1 40

2009 - - 3 3

2011 - 75 - 75

2012 - 75 - 75

2013 - 75 - 75

2014 - 66 - 66

2015 - 87 10 96

2016 2 112 - 115

2017 1 1 47 - 1 48

2018 1 1 41 - 1 42

S 4 977 43 1023

Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019).

Таблица 8

Военно-техническое сотрудничество Беларуси (импорт) по видам оружия, млн долл. США [Table 8. Belarus military-technical cooperation (import) by type of weapon, mln USD]

Годы Самолеты/вертолеты ПВО БТР Артиллерия Двигатели Ракеты Датчики £

1 998 41 - - - - - - 41

1 999 41 - - - - - - 41

2005 6 - - - - - - 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2006 24 68 - - - 48 - 140

2009 - - - - - 3 - 3

2011 - 50 - - - 25 - 75

2012 - 50 - - - 25 - 75

2013 - 50 - - - 25 - 75

2014 - - - - - 66 - 66

2015 30 56 - - 10 - - 96

2016 81 19 - 2 - - 13 115

2017 41 50 17 2 - 25 13 1 48

2018 - 50 41 - - 25 26 142

S 264 393 57 4 10 242 52 1023

Примечание: цифры могут отклоняться от суммы из-за округления.

Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019).

Как и в ситуации с ранее рассмотренными странами, основною угрозу для поставок российской техники представляет Китай, сотрудничество с которым началось с 2016 года. Можно отметить, что основной причиной для данного сотрудничества были действия России, отказавшейся поставлять в Беларусь ракетно-зенитные комплексы «Искандер» и вступать в военно-промышленную кооперацию по производству РСЗО, согласившись лишь поставлять экспортную версию. Китай же предоставил Беларуси возможность во-

енно-промышленной кооперации по производству РСЗО «Полонез» на основе ракет А-200 (Китай), таким образом, Беларусь выпускает лицензионное РСЗО под собственным названием. Около 15 % оборонного заказа приходится на белорусские предприятия, в том числе и прицельные комплексы и тепловизионные танковые прицелы для «Сосны-У».

Главной особенностью РСЗО стало применение гидравлической подвески Volat, обеспечивающей высокую проходимость, скорость на бездорожье и плавность хода. Частью РЗСО являются ракеты дальнобойного типа А200 производства China Academy of Launch Vehicle Technology (Китай), которая входит в корпорацию China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC), при этом доля белорусских компонентов составляет 75 %. По сути, Беларусь организовала производство РЗСО по лицензии Китая, заплатив за нее.

При многих достоинствах РСЗО обладает существенным недостатком -ее коррекция происходит по GPS, в которую в случае конфликта западные страны могут привнести сбои.

В перспективе Беларусь может приобрести ракеты с дальностью 400 км, а также истребители J-10. На выставке MILEX 2017 (Минск) Беларусь продемонстрировала новые ракеты, дальность которых составила до 300 км, при этом они сочетали характеристики ракет А200 и М20 (Китай). Также идут переговоры о возможных поставках китайских истребителей J-10, которые постепенно вытесняют МиГ-29, поскольку Россия на данный момент не производит однодвигательных легких истребителей.

Таким образом, Китай завоевывает рынок вооружения Беларуси, при этом используя еще советские и российские разработки. Тем самым России необходимо задуматься о корректировке своей политики в отношении стран -членов ОДКБ и ЕАЭС.

Военно-экономическое сотрудничество с Украиной, как и в предыдущих случаях, носит разовый характер. Оно началось в 2005 и закончилось в 2015 году. Беларусь закупила первые учебно-тренировочные самолеты Aero L-39C Albatros (чехословацкого производства), которые переданы 206-му центру в Лиде, подготавливающему летный состав. Учебно-боевые самолеты Aero L-39C Albatro можно заменить новым учебным самолетом Як-152, который постепенно замещает чехословацкий Aero L-39C в российской армии.

Военно-промышленная кооперация Армении и России находится на достаточно высоком уровне. Тем не менее Армения, как Беларусь и Казахстан, стремится диверсифицировать свои военные закупки (табл. 9 и 10).

Анализируя военно-техническое сотрудничество Армении по странам можно отметить разовость дифференциации за исключением военных закупок у Украины. В 1999 году Китай поставил системы залпового огня WM-80 и AR1A (дальность стрельбы 130 км). Стоит отметить, что данная техника была продемонстрирована Арменией только в 2006 году на параде.

Система залпового огня AR1A является продолжением такого оружия, как РСЗО «А-100» (Китай) и РСЗО «Смерч» (Россия), которые прослужили прототипом, его основным преимуществом является оперативность перезаряда.

Стоит отметить, что Россия обладает необходимыми аналогами, такими как уже упомянутая РСЗО «Смерч» и ракетный комплекс «Точка-У». Одна-

ко не все их характеристики соответствуют китайским аналогам. Поэтому в случае повторной экспансии Китая на рынок Армении необходимо наладить военно-промышленную кооперацию в этом направлении.

Таблица 9

Военно-техническое сотрудничество Армении (импорт) по странам, млн долл. США [Table 9. Armenia military-technical cooperation (import) by country, mln USD]

Годы Беларусь Китай Черногория Россия Словакия Украина £

1993 - - - 2 - - 2

1994 - - - 181 - - 181

1995 - - - 47 - - 47

1996 - - - 70 - - 70

1999 - 2 - - - - 2

2004 - - - 68 46 4 118

2007 1 - - - - - 1

2009 - - - 46 - - 46

2010 - - 2 46 - 4 52

2011 - - - 2 - 4 6

2013 - - - 16 - - 16

2016 - - - 110 - - 110

2017 - - - 18 - - 18

S 1 2 2 605 46 11 667

Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019).

Таблица 10

Военно-техническое сотрудничество Армении (импорт) по видам оружия, млн долл. США [Table 10. Armenia military-technical cooperation (import) by type of weapon, mln USD]

Годы Самолеты/вертолеты ПВО БТР Артиллерия Ракеты £

1 993 - - - - 2 2

1 994 126 - 26 - 30 181

1 995 - - 30 8 9 47

1 996 - - 36 11 23 70

1 999 - - - 2 - 2

2004 118 - - - - 118

2007 - - - 1 - 1

2009 - 17 - - 29 46

2010 4 17 - 2 29 52

2011 4 - 2 - - 6

2013 - - - - 16 16

2016 - - 4 6 100 110

2017 - - - 5 13 18

S 252 34 98 35 251 667

Примечание: цифры могут отклоняться от суммы из-за округления.

Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019).

В 2010 году была осуществлена разовая поставка из Черногории вооружения на сумму 2 млн долл. США, в рамках которой была приобретена гаубица 122-мм Д-30, разработанная и произведенная еще в советское время

Мотовилихинским заводом, обладающая низкой кучностью стрельбы и отсутствием возможности кругового обстрела. Таким образом, Армения пополнила парк советского вооружения. Взамен Россия оснащает свою армию буксируемыми гаубицами «Мста-Б» или самоходными артустановками «Акация» калибра 152 мм, которые также может поставлять на экспорт.

Так же разово Армения приобрела у Словакии в 2004 году штурмовики СУ-25К и ракеты Х-25МЛ и Х-29, которые оборудованы лазерной системой наведения, на сумму 46 млн долл. США. Данная военная продукция, как в случае закупок у Черногории, относится к советскому периоду.

В России налажено производство аналогов СУ-39, которые не впадают в штопор, обнаруживают цель на расстоянии до 75 км и имеют значительный запас времени для преследования.

Несмотря на относительную периодичность закупок Арменией у Украины, все они касались приобретения шести учебно-боевых самолетов Aero L-39C Albatro. Россия может заместить их новым учебным самолетом Як-152, производства Иркутского авиационного завода, который постепенно вытесняет чехословацкий Aero L-39C в российской армии.

Хотя закупки имеют дифференцированный характер, стоит отметить их разовость. Именно поэтому можно утверждать, что военно-промышленной кооперации с Россией нет реальных угроз на этом направлении.

Промышленная кооперация стран ОДКБ и ЕАЭС находится на достаточно высоком уровне, несмотря на отдельные действия Беларуси и Казахстана по диверсификации военных закупок. Особую угрозу представляют собой действия Китая, который поставил своей целью выйти и закрепится на рынке вооружения стран ОДКБ и ЕАЭС.

Заключение

Военно-промышленная кооперация стран ОДКБ и ЕАЭС находится на высоком уровне. При этом наблюдается стремления отдельных стран диверсифицировать военно-техническое сотрудничество и осуществлять военно-промышленную кооперацию с третьими странами. Тем самым прослеживается определенная угроза в отношении ослабления лидирующих позиций России. Особенно активную политику на рынке вооружения стран - членов ОДКБ и ЕАЭС проводит Китай, который расширяет свое влияние не только в странах Центральной Азии, но и в странах Европы. При этом военные разработки Китая базируются на советских и российских разработках, которые определенным образом модифицируются.

Для выхода и закрепления своих позиций в третьих странах Китай продает свою военную технику и военные технологии по более низким ценам или с помощью экспортного кредита. Также Китай интенсивно использует военно-промышленную кооперацию с третьими странами, открывая совместные производства либо предоставляя лицензии на изготовление военной техники и вооружения.

Одним из методов укрепления и сохранения лидирующих позиций на рынке вооружения стран ЕАЭС и ОДКБ для России является создание совместного оборонного фонда данных стран (по аналогии с опытом Европей-

ского союза). Такой фонд позволит осуществлять инвестиции в развитие совместной военно-промышленной кооперации.

Военно-промышленная кооперация стран ОДКБ и ЕАЭС стимулирует развитие инновационных технологий и их распространение среди стран-членов, что, в свою очередь, активно стимулирует развитие национальных НИОКР. Кроме того, совместная военно-промышленная кооперация позволяет влиять на развитие национальных экономик, создавая дополнительные рабочие места и увеличивая выпуск собственной военной техники и вооружений.

Благодарности. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Активизация военно-экономического сотрудничества на пространстве Организации Договора коллективной безопасности и Евразийского экономического союза в контексте санкционной политики развитых стран и развития импортозамещения в РФ», проект № 18-010-01132.

Список литературы

Айрапетян А. С., Балаян А.А. ОДКБ как фактор национальной безопасности Республики Армения // Современные евразийские исследования. 2014. № 1. С. 52-57.

Баскакова И.А. Опыт экономической интеграции с участием России и Казахстана в 1990-е гг. // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2015. № 2. С. 56-66.

Валуева И.А., Коновалова Ю.А. Военно-техническое сотрудничество двух региональных держав: новые вызовы для России и Индии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2018. Т. 26 № 1. С. 28-37. http://dx.doi.org/ 10.22363/2313-2329-2018- 26-1-28-37

Лаумулин М. Беларусь в системе евразийской безопасности // Центральная Азия и Кавказ. 2015. Т. 18. Вып. 1. С. 26-42.

Малиновский О.Н., Пащенко И.Ю. Проблемы развития ОДКБ и повышение ее роли в обеспечении коллективной безопасности Евразии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3-1. С. 17-21.

ПанаринИ.Н. ОДКБ и безопасность Евразии // Обзор НЦПТИ. 2015. № 7. С. 20-31.

Троицкий Е.Ф., Зиновьев В.П. Организация договора о коллективной безопасности: становление, эволюция и кризис военно-политического союза // Славянский мир в условиях современных вызовов. 2018. № 54. С. 335-351.

Ходжаев Х.Х., Шарипов И.И. Деятельность Республики Таджикистан в рамках международных и региональных организаций в период 25 лет государственной независимости // Таджикистан и современный мир. 2016. № 53. С. 35-41.

Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). 2019. URL: https://sipri.org/ (дата обращения: 28.10.2019).

История статьи:

Дата поступления в редакцию: 30 октября 2019

Дата проверки: 10 ноября 2019

Дата принятия к печати: 29 ноября 2019

Для цитирования:

Дегтерева Е.А., Чернышева А.М. Военно-экономическое сотрудничество государств -членов ОДКБ и ЕАЭС с третьими странами: вызовы и угрозы для России // Вестник

Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. № 4. С. 663-678. http://dx.doi.org/10.22363/2313-2329-2019-27-4-663-678

Сведения об авторах:

Дегтерева Екатерина Андреевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга экономического факультета, Российский университет дружбы народов. E-mail: degtereva-ea@ rudn.ru

Чернышева Анна Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга экономического факультета, Российский университет дружбы народов. E-mail: [email protected]

Research article

Military-economic cooperation of the CSTO and EAEU member states with third countries: challenges and threats to Russia

Ekaterina A. Degtereva, Anna M. Chernysheva

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) 6Miklukho-Maklaya St., Moscow, 117198, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstrart. The Collective Security Treaty Organization (CSTO) was founded in 1992 for military-economic cooperation of member countries and mainly reflects the intention of Russia to maintain its zone of influence on the territory of the former USSR. In continuation of this policy, an agreement was concluded on the foundation of the Eurasian Economic Union (EAEU), which began its operation in 2015 and provides a certain freedom of movement of goods (services), capital and labor. These organizations provide effective interaction between the CSTO member states and the EAEU including common space between the countries and their development in a single trajectory, which allows to obtain a synergistic effect on the international arena. Thus, it is necessary to monitor the level of military-economic cooperation between the CSTO and EAEU member states. The purpose of this article was to study the challenges and threats to the Russia of military-economic cooperation of the CSTO and EAEU member states with third countries. To achieve this goal, military-economic cooperation of Tajikistan, Kyrgyzstan, Kazakhstan, Belarus, Armenia with third countries was examined and proposals were made for replacing purchases on the arms market with Russian counterparts. Some CSTO and EAEU countries seek to diversify their purchases in the arms market, providing a program of independent military development with the development of military-industrial cooperation with third countries. This situation forces Russia to ensure the development of plans for the import substitution of military products with Russian counterparts on the market of the CSTO and the EAEU. To test this hypothesis, we reviewed and analyzed publicly available statistics and documents, including data from the Stockholm International Peace Research Institute. In the course of data analysis, it was proved that Belarus, Kazakhstan and partially Armenia diversify their purchases of military equipment and weapons by actively developing military-economic cooperation with third countries, including China.

Keywords: Collective Security Treaty Organization, CSTO, Eurasian Economic Union, EAEU, military-industrial cooperation, military-technical cooperation, export credit, security, foreign economic activity

Acknowledgements. This article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) in the framework of the research project No. 18-010-01132.

References

Baskakova, I.A. (2015). The experience of economic integration with the participation of Russia and Kazakhstan in the 1990s. Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Series: Political Science. Story. International Relationships. Foreign Regional Studies. Oriental Studies, (2), 56-66.

Hayrapetyan, A.S., & Balayan, A.A. (2014). CSTO as a factor of national security of the Republic of Armenia. Modern Eurasian Studies, (1), 52-57.

Khojaev, H.Kh., & Sharipov, I.I. (2016). The activities of the Republic of Tajikistan in the framework of international and regional organizations during the period of 25 years of state independence. Tajikistan and the modern world, (53), 35-41.

Laumulin, M. (2015). Belarus in the system of Eurasian security. Central Asia and the Caucasus, 18(1), 26-42.

Malinovsky, O.N., & Pashchenko, I.Yu. (2016). Problems of the development of the CSTO and increasing its role in ensuring the collective security of Eurasia. Historical and Socio-Educational Thought, 8(3-1), 17-21.

Panarin, I.N. (2015). CSTO and the security of Eurasia. Review of NCPTI, (7), 20-31.

Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). (2019). Retrieved 28 October 2019 from https://sipri.org/

Troitsky, E.F., & Zinoviev, V.P. (2018). The organization of a collective security treaty: the formation, evolution and crisis of the military-political union. Slavic world in the face of modern challenges, (54), 335-351.

Valueva, I.A., & Konovalova, Y.A. (2018). Military and technical cooperation of two region-nal leaders: new challenges for Russia and India. RUDN Journal of Economics, 26(1), 28-37. http://dx.doi.org/10.22363/2313-2329-2018-26-1-28-37

Article history:

Received: 30 October 2019 Revised: 10 November 2019 Accepted: 29 Novemebr 2019

For citation:

Degtereva, E.A., & Chernysheva, A.M. (2019). Military-economic cooperation of the CSTO and EAEU member states with third countries: challenges and threats to Russia. RUDN Journal of Economics, 27(4), 663-678. http://dx.doi.org/10.22363/2313-2329-2019-27-4-663-678

Bio notes:

Ekaterina A. Degtereva, PhD, Assistant Professor, Marketing Department of the Faculty of Economics, Peoples Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: [email protected]

Anna M. Chernysheva, PhD, Assistant Professor, Marketing Department of the Faculty of Economics, Peoples Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.