РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
УДК 355:327
СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ В СФЕРЕ ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКИ
© Николай Михайлович КОНОВАЛОВ
Московский государственный строительный университет, г. Москва, Российская Федерация, кандидат исторических наук, профессор, профессор кафедры городского строительства и сервиса, заслуженный юрист РФ, e-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы сотрудничества России и Белоруссии в оборонной области, механизмы формирования и реализации государственной политики Союзного государства в области безопасности. Россия и Белоруссия проявили большой интерес к военной и военно-технической интеграции. Белоруссия взяла на себя обязательства по обеспечению коллективной безопасности стран СНГ в рамках Ташкентского договора и пошла на заключение ряда двухсторонних договоров с Россией о военном сотрудничестве. 20 июля 1992 г. были подписаны Договор о координации деятельности в военной области, соглашения о принципах взаимного технического и материального обеспечения Вооруженных сил, о подготовке офицерских кадров в военно-учебных заведениях, а также ряд других документов, касающихся сотрудничества в сфере военной экономики, материально-технического обеспечения Вооруженных сил, решения социальных и кадровых проблем, проведения научных исследований. Учитывая осложнение геополитической обстановки России в результате расширения НАТО и возникновения потенциала угрозы в непосредственной близости от ее границ, о чем свидетельствуют и последние события, происходящие в Украине, тесное взаимодействие России и Белоруссии в области обороны позволяет обеспечить стратегические интересы России не только на западном направлении, но и в целом.
Ключевые слова: союзное государство; военно-техническое сотрудничество; военно-стратегическое пространство; военное строительство; экономические и геополитические условия; оборонный потенциал; оборонная промышленность; научно-исследовательские работы; опытно-конструкторские работы; военно-промышленный комплекс; кооперация военного производства; стандартизация вооружений.
События, происходящие на постсоветском пространстве в последние годы, свидетельствуют о необходимости усиления государственности России и Белоруссии в XXI столетии как непременном условии возрождения их отношений в принципиально новых условиях развития. Изменившееся геополитическое и военно-стратегическое положение современной России и Белоруссии, вызванное целым рядом серьезных обстоятельств -распадом СССР, расширением НАТО на Восток, а также ростом внутренних противоречий и трудностей - побуждает их совершенно по-иному взглянуть на проблему безопасности.
В политической области важнейшей задачей является создание Союзного государ-
ства. В сфере военной безопасности это сохранение оборонной инфраструктуры, системы охраны западной границы, исторически сложившейся интеграции военно-промышленных комплексов России и Белоруссии.
Настоятельная потребность выхода на новый этап интеграции в новом столетии двух дружественных государств детерминирована целым рядом факторов. Значимое место в их ряду занимает обеспечение военной безопасности.
Политическое осознание мировых тенденций и реальная военная стратегия НАТО предопределяют необходимость первоочередного решения задач в области перехода от военно-экономического сотрудничества Рос-
сии и Белоруссии к единому военно-экономическому комплексу Союзного государства.
Учитывая осложнение геополитической обстановки России в результате расширения НАТО и возникновения потенциала угрозы в непосредственной близости от ее границ, о чем свидетельствуют и последние события, происходящие в Украине, тесное взаимодействие России и Белоруссии в области обороны позволяет обеспечивать стратегические интересы России на западном направлении.
Независимые государства Россия и Белоруссия связаны прочными историческими нитями общности судьбы, культуры, религии, языка. В сфере экономики на территории двух стран, начиная с Российской империи, сложились тесно переплетенные, в высокой степени взаимодополняющие друг друга на базе концепции хозяйственные комплексы. Именно поэтому столь чувствительными для России и Белоруссии стали дезин-теграционные процессы конца 80-х - начала 90-х гг. ХХ в.
Отношения России и Белоруссии во многом уникальны, их специфические особенности одновременно открывают большие возможности и создают серьезные проблемы. Российско-белорусские связи строятся по модели, отличной от отношений между другими странами СНГ. Они по ряду направлений более продвинуты, менее зависят от позиций третьих стран и вместе с тем являются наиболее политизированными, зависящими от изменений внутриполитического климата.
И в России, и в Белоруссии вопрос о развитии двусторонних отношений, в отличие от всех других международных проблем, является очень значимым фактором в внутриполитических дискуссиях. Этот вопрос представляет большой интерес для общественного мнения двух стран, население которых имеет мало оснований рассматривать друг друга в качестве различных народов. Ощущение исторической, этнической, культурной общности весьма сильно. Следует отметить большую роль экономических аспектов двусторонних отношений, что отражает высокую степень изначальной экономической интегрированности Белоруссии и России.
Белоруссия - единственная страна в мире, которая готова поддерживать с Россией союзнические отношения, что нашло отражение в Договоре о Союзе, подписанном
двумя странами в апреле 1997 г. Но даже с созданием Союза двусторонние отношения не стали широкомасштабными и безоблачными. Договор предусматривает такую форму интеграции, которая не дотягивает до планки Европейского союза.
Военно-техническое сотрудничество России и Белоруссии осуществляется в соответствии со специальным соглашением, подписанным в октябре 1993 г., которое основывается на взаимной заинтересованности сторон во взаимодействии в области разработки, производства, поставки и ремонта вооружений и военной техники. В Белоруссии практически не осуществляется выпуск конечной военной продукции, производство построено на кооперации с российским оборонным комплексом. В настоящее время 180 российских оборонных предприятий поддерживают контакты со 120 заводами белорусского ВПК. Многие белорусские заводы продолжают оставаться монополистами в рамках СНГ [1].
По итогам визита министра обороны России в Минск в декабре 1995 г. было подписано 18 документов, в которых стороны выразили намерение развивать сотрудничество в области безопасности в рамках общего военно-стратегического пространства, осуществлять кооперацию военного производства и стандартизацию вооружений, совместно использовать объекты оборонного назначения [1]. Были подписаны три протокола, определившие конкретные области взаимодействия:
- о согласованном региональном стратегическом планировании в рамках Договора о коллективной безопасности (Ташкентского договора);
- об организации совместного боевого дежурства сил и средств ПВО Российской Федерации и Республики Беларусь в составе объединенной системы ПВО государств -членов СНГ.
Оборонные интересы России были учтены в двусторонних правительственных соглашениях 1995 г. о порядке завершения строительства, использовании и содержании узла Барановичи, системы предупреждения о ракетном нападении, а также об использовании и содержании центра связи ВМФ «Ви-лейка», входящего в систему слежения за подводными лодками. Эти объекты на терри-
тории Белоруссии будут использоваться российской стороной в течение 25 лет [2].
В договоре о Союзе двух государств стороны обязались принимать в случае необходимости совместные меры по предотвращению угрозы суверенитету и независимости каждого из государств, координировать деятельность в области военного строительства, совместно использовать военную инфраструктуру, реализовывать совместные программы по пограничным вопросам.
Серьезным направлением сотрудничества стал вывод с территории Белоруссии ядерного оружия [3]. В апреле 1992 г. был завершен вывоз тактического ядерного оружия. В мае 1992 г. Белоруссия подписала Лиссабонский протокол, предусматривавший ликвидацию 81 МБР СС 25, ратифицировала в феврале 1993 г. Договор СНВ 1 и присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия [3]. Одной из внешнеполитических инициатив республики, поддержанных Россией, было предложение о создании безъядерной зоны, включающей Белоруссию, Украину, Балтийские государства. Вывод российских ядерных сил был завершен к концу 1996 г.
Создание реального Союза освобождает Россию от обустройства границы с Белоруссией (1239 км) и ее охраны. Существенен вклад Белоруссии в совместное производство вооружений. Многие российские оборонные предприятия поддерживают контакты с заводами белорусского ВПК. Доля поставок из Белоруссии в оборонном заказе РФ достигает 15 %, по имеющимся оценкам, при отсутствии координации с белорусскими предприятиями на организацию альтернативных производств только в оборонной промышленности России потребуется единовременно около 20 млрд руб. [3].
В 1995 г. Белоруссия и Россия выступили за бессрочное продление Договора о нераспространении ядерного оружия. Совместная позиция двух стран была продемонстрирована в ходе Конференции 2000 г. по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия, состоявшейся в Нью-Йорке. В 1998 г. на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе белорусской делегации была принята, поддержанная Россией, резолюция «Региональное разоружение», в которой содержится одоб-
рение предложения Белоруссии о создании в Центральной и Восточной Европе пространства, свободного от ядерного оружия.
Союз России и Белоруссии продиктован объективными историческими, экономическими, стратегическими, военно-политическими и нравственными причинами.
К объективным причинам создания Союзного государства относятся назревшие экономические и геополитические условия. Западу и Соединенным Штатам Америки, как и международным финансовым корпорациям, невыгодно возрождение на руинах бывшего СССР нового мощного экономического и политического государственного образования. В то же время России для возрождения былой мощи необходимы, прежде всего, военно-политическая реинтеграция постсоветского пространства, присутствие в Европе и широкий выход к Балтийскому и Средиземному морям.
Беларусь обеспечивает стабильность на западных границах России. Она располагает одной из самых боеспособных армий в Европе. Общая численность Вооруженных сил составляет порядка 85 тыс. человек, из которых более 70 % - сухопутные войска, около 17 % - военно-воздушные силы, 13 % - войска ПВО. На пространстве от Риги до Киева только белорусские ПВО отслеживают ситуацию и информируют Москву [4].
Таким образом, мы наблюдаем конкретные военные шаги интеграции России и Белоруссии по построению совместной системы обороны. События в Косово дали этому действенный импульс. Хотя, надо признать, оборонный потенциал России и Белоруссии сегодня проигрывает потенциалу стран НАТО. Но здесь играет фактор РВСН. Именно ракетно-ядерное оружие позволяет России и ее союзникам поддерживать военный паритет с Альянсом. Чтобы этот паритет был действенным, Россия и Белоруссия совершенствуют свои отношения, о чем свидетельствуют материалы коллегии двух военных ведомств. Ее участники конкретно обсудили состав региональной группировки войск, сил и основ управления ими, а также порядок планирования, накопления, содержания и использования оперативных запасов материальных средств в интересах этой группировки.
Военные на коллегии продолжили работу над разработкой концепции совместного
оборонного заказа Союза двух стран и совместного технического обеспечения региональной группировки войск, а также комплексной программы военно-научного сотрудничества обоих ведомств.
Министры обороны России и Белоруссии подписали соглашение о внешнеполитической деятельности военных ведомств после принятия решения о расширении НАТО и обеспечении реальной безопасности в военной сфере. Кроме того подписаны соглашения о совместном использовании объектов военной инфраструктуры России и Белоруссии и об информационном обмене. Как говорил 5 января 2005 г. Л. Мальцев, усиление Вооруженных сил Беларуси обойдется России дешевле, чем создание собственной группировки ПВО на западном направлении.
В современных международных условиях единственным реальным гарантом безопасности и территориальной целостности Белоруссии является Россия, поэтому для общественности представляет большой интерес существующее состояние белорусско-российских отношений в военной области, тем более что Договор о создании Союзного государства предусматривает создание единого оборонного пространства.
Однако для этого нужны серьезные политические решения, к которым до сих пор не готово белорусское руководство. По этой же причине до сих пор не подписано Соглашение о Единой системе ПВО и не создано командование региональной группировки войск. Пока для этого нет соответствующих условий: в республике отсутствует необходимая законодательная база и, в силу этого обстоятельства, не могут быть приняты соответствующие решения главнокомандующим белорусских Вооруженных сил.
В целом же уровень белорусско-российского сотрудничества в области оборонной промышленности еще далек от требований, соответствующих единому оборонному пространству. Для того чтобы повысить эффективность военно-технического взаимодействия и в конечном итоге воссоздать общий оборонный комплекс, необходимо на деле перейти к единому оборонному заказу Союзного государства, совместным программам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [6].
Следовательно, военно-политическое сотрудничество России и Белоруссии носит стратегический и взаимовыгодный характер.
В результате интеграции с Белоруссией Россия получила ряд неоспоримых геополитических выгод: непосредственный выход к границам Центрально-европейского региона; устранение потенциальной угрозы создания т. н. Балтийско-Черноморского пояса изоляции России; укрепление позиции России в ее взаимоотношениях с государствами, блоками и союзами в Европе; увеличение военных возможностей государства в области обычных вооружений за счет интеграции с белорусской армией, обладающей высокой боеспособностью; вывоз Калининградского особого оборонительного района из военно-стратегической изоляции [7].
Сотрудничество военно-промышленных комплексов России и Белоруссии положительно сказалось на обороноспособности Союза России и Белоруссии. Военно-промышленный комплекс Белоруссии является одним из самых мощных и современных на пространстве бывшего СССР. Многие заводы, обладающие уникальными производственными базами и высокими технологиями, продолжают оставаться монополистами в рамках СНГ.
Очень важно, что Союз России и Белоруссии предотвратит в будущем создание сплошного второго (после Центральной и Восточной Европы) пояса военно-политической изоляции России и уменьшит потенциальную недружественность у государств, которые могли бы в него входить.
Военное сотрудничество государств, уровень которого выше, чем взаимодействие сторон в других областях, не является главной движущей силой интеграции России и Белоруссии. Вместе с тем с геополитической и стратегической точек зрения именно Белоруссия стала «мостом» между Россией и Западом. Замедление политической и военно-политической интеграции России с Белоруссией чревато ослаблением позиций России и в Европе, и в СНГ. Такого замедления допустить нельзя.
1. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о принципах взаимного технического и материального обеспечения их Вооруженных сил. Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о военно-техническом сотрудничестве от 29.10.1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 10.
2. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о стратегических силах, временно размещенных на территории Республики Беларусь от 20.07.1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 6.
3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о координации деятельности в военной области от 20.07.1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 9.
4. Российско-белорусское сотрудничество в военной области // ИТАР ТАСС. 2001. 17 апр.
5. Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о статусе воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил, временно размещенных на территории Республики Беларусь от 24.09.1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 12.
6. Айрапетова Н. Россия и Белоруссия вступают в новый век в едином Союзе // Независимая газета. 2009. 9 дек.
7. Егоров В., Загорский А. Сотрудничество государств СНГ в военно-политической области. М., 2010.
1. Soglashenie mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Respublikoy Belarus' o printsipakh vzaimnogo
tekhnicheskogo i material'nogo obespecheniya ikh Vooruzhennykh sil. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitel'stvom Respubliki Belarus' o voenno-tekhnicheskom sotrudnichestve ot 29.10.1993 g. // Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov. 1993. № 10.
2. Soglashenie mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Respublikoy Belarus' o strategicheskikh silakh, vremenno razmeshchennykh na territorii Respubliki Belarus' ot 20.07.1992 g. // Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov. 1995. № 6.
3. Dogovor mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Respublikoy Belarus' o koordinatsii deyatel'nosti v voennoy oblasti ot 20.07.1992 g. // Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov. 1994. № 9.
4. Rossiysko-belorusskoe sotrudnichestvo v voennoy oblasti // ITAR TASS. 2001. 17 apr.
5. Dogovor mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitel'stvom Respubliki Belarus' o statuse voinskikh formirovaniy Rossiyskoy Federatsii iz sostava Strategicheskikh sil, vremenno razmeshchennykh na territorii Respubliki Belarus' ot 24.09.1993 g. // Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov. 1995. № 12.
6. Ayrapetova N. Rossiya i Belorussiya vstupayut v novyy vek v edinom Soyuze // Nezavisimaya gazeta. 2009. 9 dek.
7. Egorov V., Zagorskiy A. Sotrudnichestvo gosudarstv SNG v voenno-politicheskoy oblasti. M., 2010.
Поступила в редакцию 29.08.2014 г.
UDC 355:327
COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND BELARUS IN THE FIELD OF DEFENSE POLICY Nikolay Mikhailovich KONOVALOV, Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russian Federation, Candidate of History, Professor, Professor of Urban Construction and Service Department, Honored Lawyer of the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The cooperation between Russia and Belarus in the field of defense, the mechanisms of formation and implementation of public policy of the State of the Union in the field of security are considered. Russia and Belarus have shown great interest in the military and military-technical integration. Belarus has committed itself to ensure the collective security of the CIS countries in the framework of the Tashkent Treaty and went to sign a number of bilateral agreements with Russia on military cooperation. July 20, 1992 the Treaty on the coordination of activities in the military sphere, the agreement on the principles of mutual technical and material support to the Armed Forces, on the training of officers in the military and educational institutions, as well as a number of other documents relating to cooperation in the war economy, the material technical support for the Armed Forces, the solution of social and human problems, conduct research is signed. The complication of the geopolitical situation of Russia in the expansion of NATO and the emergence of potential threats in the immediate vicinity of its borders, as evidenced by the recent events in Ukraine, close cooperation between Russia and Belarus in the field of defense allows for the strategic interests of Russia, not only in the western direction, but in general is given.
Key words: union state; military-technical cooperation; military-strategic space; military construction; economic and geopolitical conditions; defense capabilities; defense; scientific research; development work; military-industrial complex; military cooperation of production; standardization of armaments.