М.В. Богданова Т.А. Першина
УДК 378.012.4:005.6
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕКОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье проанализированы основные абсолютные и относительные показатели развития образования в РФ, а также рассмотрено состояние безработицы в России и странах ОЭСР среди специалистов с высшим профессиональным образованием. Ключевые слова: качество образования, конкурентоспособность, Болонский процесс.
Marina Bogdanova Tatiana Pershina
THE MAIN DIRECTIONS OF THE STATISTICAL EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION
Annotation. The article analyzes the main absolute and relative indicators for the development of education in the Russian Federation, as well as the state of unemployment in Russia and OECD countries among specialists with higher professional education. Keywords: quality of education, competitiveness, Bologna process.
Глобализация и развитие технологий радикально меняют параметры высшего образования. В течение следующих двадцати лет спрос на высшее образование возрастет в геометрической прогрессии, с нынешних 99 млн студентов по всему миру до 414 млн к 2030 г. Ожидания студентов меняются с каждым годом, многие готовы обучаться в стране, в которой они родились, другие выбирают обучение за рубежом, некоторые повышают уровень своего образования с помощью курсов в интернете или с помощью смешанных форм обучения, объединив все эти возможности.
Международные, региональные и национальные оценки результатов обучения свидетельствуют о низком качестве образования во многих странах по всему миру. Как развитые, так и развивающиеся страны осознают данный кризис и последствия его развития. Большинство программ по развитию образования включают методы исследования качества образования и повышение эффективности работы образовательных учреждений.
Одним из основных препятствий улучшения качества образования является отсутствие инструментов для ведения анализа, что затрудняет достижение цели качественного образования. ЮНЕСКО для устранения данной проблемы, сформулировало концепцию диагностики качества общего образования (КДКОО/ GEQAF). Ее цель заключается в укреплении национального потенциала в оценке системы образования на основе местных знаний и опыта. Диагностика укрепляет, как качественную, так и количественную базу знаний, необходимую для разработки и реализации потребностей повышения качества. КДКОО содержит 15 аналитических инструментов, охватывающих все ключевые аспекты системы образования с учетом взаимозависимости и взаимосвязи между различными аспектами.
1. Актуальность и адаптивность. Исследование обеспечения системы общего образования для дальнейшего извлечения цели и стратегии развития образовательных программ.
2. Равенство и инклюзивность. Исследование гарантий равенства и инклюзивности с точки зрения качества образования и эффективности.
3. Компетенции. Исследование навыков учащихся, которые можно применить на сегодня и в будущем.
4. Непрерывное обучение. Исследование развития системы образования и возможности для непрерывного обучения граждан на протяжении всей жизни.
5. Обучение. Исследование препятствий, мешающих сделать познание главным делом системы образования, и способы их преодоления.
© Богданова М.В., Першина Т.А., 2014
6. Преподавание. Исследование процесса обучения.
7. Оценка. Исследование вклада системы оценок в улучшение качества образования и эффективности обучения.
8. Учебные программы. Исследование имеющихся учебных программ на возможность распространять навыки, требуемые для общества и решения проблем сегодня и в будущем.
9. Обучающиеся. Исследование препятствий, мешающих учащимся становиться и оставаться деятельными и результативными.
10. Учителя/преподаватели. Исследование влияния подсистемы учителей/преподавателей.
11. Среда обучения. Исследование гарантий, предоставления учащемуся среды, которая физически и психологически способствует обучению и повышению качества образования.
12. Управление. Исследование качества управления в образовании.
13. Финансирование. Исследование системы финансирования образования.
14. Эффективность системы. Исследование препятствий неэффективности использования ресурсов в образовании.
15. Информационные-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании. Исследование актуальности и адекватности использования ИКТ в образовании.
Каждый аналитический инструмент разрабатывает важные вопросы, которые должны быть подняты в ходе анализа адекватности каждого элемента КДКОО и внести свой вклад в качество и эффективность обучения. Например, выбор учителей в качестве важнейшего элемента влечет за собой вопросы, связанные с их выбором профессии, критериями приема, повышением квалификации, найма, условий труда, управления и использования, заработной платы и льгот и т.д. Вопросы по финансированию ресурсов относятся к их источникам: адекватности, распределения, равенства, управления, использования, эффективности и устойчивости системы.
В России данныя концепция пока не применима, так как образовательные программы еще не перешли полностью на европейские стандарты, что не позволяет производить оценку их качества с помощью аналитических инструментов, созданных ЮНЕСКО.
Образование в Российской Федерации представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином(обучающимся) установленных государством образовательных уров-ней(образовательных цензов). Образование в России регулируется Министерством образования и науки. Региональные органы власти регулируют образование в пределах своей юрисдикции в сложившихся рамках Федеральных законов и на основании закона «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. описывает полномочия, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ государственному федеральному надзору в сфере образования и контролю качества образования. В законе «Об образовании в Российской Федерации» описаны условия оценки качества образования по средствам:
- педагогической экспертизы;
- независимой оценки качества образования;
- аккредитации образовательных учреждении и профессиональных образовательных программ;
- мониторинга в системе образования [1].
Для перехода российской системы образования на новый уровень в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» (ФЦП
РЕОИС)была создана единая информационная среда. Целевая программа была реализована в три этапа: первый - 2001 г., второй - 2002-2003 гг. и третий - 2004-2005 гг. Важнейшим итогом ФЦП «РЕОИС» стало масштабное оснащение образовательных учреждений компьютерной и другой современной техникой, что, безусловно, влияет на качество образования. За период реализации программы в школы РФ были осуществлены поставки более 200 тыс. компьютеров [2].
В условиях переход РФ на инновационный путь развития, обеспечение доступности образования является приоритетным направлением модернизации системы образования. Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) на 2011-2015 гг. охватывает все субъекты РФ. В ходе реализации программы предполагается проведение 11 мероприятий, среди которых одним из важнейших является обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки качества образования на всех уровнях системы образования.
В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство:
- применение в России Болонской системы;
- повышение гибкости образовательных программ;
- внедрение федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования (ФГОС ПО).
Негативным фактором является слабая конкурентоспособность образования РФ на мировой арене, влияющая на социально-экономическое развитие страны в целом. Переход на международный уровень образования еще не завершен, поэтому об улучшении качества образования в вузах рано говорить, но то, что происходит сейчас, во многом не удовлетворяет потребности российских студентов. В вузы поступают десятки тысяч выпускников школ с низкими баллами ЕГЭ.
На этапе формирования качественного образования проводится стратегия «Инновационная Россия 2020», в которой большое внимание уделяется проблеме «инновационного человека», для формирования компетенцией которого необходимо развитие «инновационного образования». Одна из важнейших задач в этой сфере - формирование глобально конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев [3]. Также возникла необходимость обновления государственных образовательных стандартов.
Ниже представлены качественные и количественные показатели реформ на перспективу (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные целевые индикаторы развития образования в РФ (2010-2020 гг.) [3]
Наименование индикатора 2010 2016 2020
Охват образованием населения в возрасте 5-14 лет, % 94 98 100
Среднемесячная начисленная заработная плата работников образования, в % к среднероссийской заработной плате 65,5 80 100
Доля населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в % от числа опрошенных в возрасте 2564 лет 24,8 40 55
К 2020 г. охват образованием населения в возрасте 5-14 лет составит 100 %, среднемесячная начисленная заработная плата работников образования будет соответствовать среднероссийской за-
работной плате, также на 20,2 процентных пунктов увеличится доля населения, участвующего в непрерывном образовании.
На данном этапе часть системы высшего профессионального образования остается недоступной для своих потребителей. С развитием экономики повышается уровень требований, предъявляемых к качеству подготовки специалистов. В ближайшее время в связи с сокращением численности студентов в силу демографических процессов и снижения числа образовательных учреждений в системе высшего профессионального образования будет происходить высвобождение ресурсов.
В таблице 2 представлена статистика образовательных учреждений и студентов, обучающихся по разным формам обучения. Количество образовательных учреждений в период 2000/01-2008/09 учебные годы увеличилось на 169 вузов, но в период 2008/09-2012/13 учебные годы происходит сокращение на 88 вузов, которые не соответствовали критериям качества; начиная с 2009/10 учебного года снизилось количество студентов очной формы при увеличении числа студентов очно-заочной формы обучения.
Таблица 2
Образовательные учреждения высшего профессионального образования и количество студентов, обучающихся в них [6]
Показатели 2000/01 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 2012/13
Число образов-х учреждений 965,0 1068,0 1090,0 1108,0 1134,0 1114,0 1115,0 1080,0 1046,0
Студентов -всего, тыс.чел. 4741,4 7064,6 7309,8 7461,3 7513,1 7418,8 7049,8 6490,0 6073,9
Очное отделение 2625,2 3508,0 3582,1 3571,3 3457,2 3280,0 3073,7 2847,7 2721,0
Очно-заочное отделение 1761,8 3032,0 3195,9 3367,9 3540,7 3639,2 3557,2 3289,7 3053,3
Заочное 52,2 153,4 159,6 169,2 171,5 175,9 114,0 89,2 70,0
Экстернат 324,0 493,0 512,0 523,0 526,0 519,0 493,0 454,0
Снижение количества студентов очной формы обучения может говорить о недоступности высшего профессионального образования детям из малообеспеченных семей, что тоже влияет на качество образования, поэтому необходимо выявить факторы, оказывающие воздействие на систему образования.
Российский и зарубежные ученые изучают проблему и формируют понятие качества образования, а также критерии его оценки. Сегодня в вузах активно создаются и внедряются системы, с помощью которых можно управлять качеством, необходимо выделить ряд факторов влияющих на него. Они подразделяются на внутренние и внешние. Факторы внутреннего воздействия находятся в области деятельности вуза и являются сферой влияния со стороны его менеджмента. Под факторами внешнего воздействия понимают любые факторы, которые находятся вне зоны действия вуза, но их необходимо учитывать при оценке качества образовательных услуг [4].
Основным из факторов внутреннего воздействия является управленческий фактор - наличие системы менеджмента в вузе, обеспечение полной подготовки специалистов, организация материального и технического оснащения учебного процесса, нормативно-правовая база деятельности вуза.
К факторам внешнего воздействия относятся:
- спрос на подготовку специалистов;
- знакомство с различными вариантами моделей организации учебного процесса;
- международные контакты, с помощью которых формируется представление о стандартах в процессе подготовки специалистов;
- целевые стажировки за рубежом.
Основная цель вуза - это предоставление образовательных услуг, соответствующих современным требованиям, обеспечивающих конкурентоспособность вуза на рынках образовательных услуг и востребованность его выпускников на рынке труда. Потребитель также желает получить современное образование для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. В данном случае цели вуза-производителя образовательных услуг и потребителя этих услуг совпадают. Для достижения указанных целей необходим набор показателей качества образования, который обеспечивал бы вузу заданный уровень качества образовательных услуг. Таким образом, качество образовательных услуг - это соответствие образовательных услуг установленным вузом показателям качества и эффективности.
Для исследования высшего профессионального образования необходимо рассмотреть систему образовательной деятельности вуза:
- менеджмент качества профессиональных образовательных программ;
- проекты и технологии учебного процесса вуза;
- инновационные технологии в процессе образовании;
- статус вуза на рынке выпускников.
Качество работы вуза будет рассмотрено по средствам оценки систем:
- Болонский процесс - обеспечивает качество обучения разработкой критериев и методологий оценки качества образования для повышения мобильности студентов и глобализации образования;
- Минобразования РФ - приводит контрольные аккредитационные показатели по типу «высшее учебное заведение»;
- Фонд МАСС - сопоставимые с требованиями Минобразования РФ и международными требованиями критерии для международной аккредитации образовательных учреждений и сертификация образовательных программ;
- КДКОО - программа ЮНЕСКО по разработке критериев и анализу качества работы образовательных программ.
Основная часть показателей качества является для всех вузов общей. Их необходимо определить и объединить таким образом, чтобы применение показателей обеспечивало вузам заданное качество образовательных услуг.
Проведенное Министерством образования РФ обследование эффективности работы вузов и предоставления качественных услуг в 2012 г. выявило проблемы качества образования некоторых вузов. Оценка велась по пяти основным параметрам: средний балл по ЕГЭ поступивших студентов; научно-исследовательская деятельность (объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника (НПР)); удельный вес численности иностранных студентов в общем выпуске студентов; финансово-экономическая деятельность (доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР); инфраструктурные показатели (общая площадь учебно-лабораторных зданий, имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления - в расчете на одного студента). С осени 2013 г. введены новые критерии эффективности работы вузов. Самым заметным новшеством стала оценка востребованности подготовленных специалистов на рынке труда.
В настоящее время Минобразования РФ разработал «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций», где указаны объекты исследования и некоторые критерии для их исследования, также какими инструментами следует пользоваться во время осуществления независимой оценки. Конечно, это только начало для того, чтобы рассмотреть полностью данный вопрос о необходимости и возможности оценки качества образования, но уже проделана огромная работа для дальнейшего анализа.
проценты
14 12 10 8 6 4 2 0
12,8
11,5
7,27,87,3,6,2
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
годы
всего
мужчины
женщины
Рис. 1. Удельный вес лиц, не получивших направление на работу (нетрудоустроенных), в общей численности выпускников очной формы высшего профессионального образования, проценты [5]
Показатель востребованности выпускников работодателями является одним из основных критериев качества образования, т. к. большое количество людей, окончив вуз, не могут трудоустроиться. На рис. 1 можно увидеть, что с 2000 г. до 2011 г. произошло заметное сокращение нетрудоустроенных выпускников высшего профессионального образования: всего - на 4,2 п.п., мужчина 2,2 п.п., женщина 5,6 п.п. Высокий уровень качества подготовки выпускников учреждениями высшего профессионального образования является фактором успешного трудоустройства выпускников по специальности. Анализ качества подготовки выпускников учреждениями высшего профессионального образования требует разработки новой методики. В данном случае необходимо использование системного подхода для решения указанной задачи, поскольку именно такой подход позволяет рассматривать объект исследования, как систему. В силу использования системного подхода вначале необходимо построить концептуальную модель исследуемой системы - учреждения профессионального образования.
Предлагаемая методика анализа качества подготовки выпускников учреждениями высшего профессионального образования основывается на расчете двух основных обобщенных показателей:
- показатель качества функционирования учреждения профессионального образования, имеющий объективный, теоретический характер.
- индикатор эффективности подготовки выпускников, имеющий практический характер.
22 ■ удовлетворено, но не в
полной мере
■ затрудняюсь ответить
10,5 неудовлетворенно
67 ■ удовлетворено, но не в
полной мере
Рис. 2. Удовлетворенность уровнем подготовки выпускников в 2010/11 учебном году, проценты [5]
В рамках подготовки перехода на ФГОС ПО в 2010/11 учебном году был проведен анкетный опрос социальных партнеров для исследования качества предоставляемых образовательных услуг на предмет соответствия получаемой студентом квалификации потребностям рынка труда. Основная цель данного исследования - оценить качество образования, каким его видят работодатели, напрямую связанные с оценкой квалификации молодых специалистов.
Большинство респондентов полностью удовлетворены уровнем профессиональной подготовки работающих у них молодых специалистов (см. рис. 2).
Япония Эстония Швеция Швейцария Чили
Чешская Республика Франция Финляндия Турц ия США Словения Словакия Республика Корея Португал ия Польша Норвегия Новая Зеландия Нидерпанд ы Мексика
страны Люксембург
Канада Италия Испания Исланд ия Ирландия Израиль Дания Греция Герм ания Венгрия Вел икоб ритания Бельгия Австрия Австралия Россия
01 23456789 10 проценты
Рис. 3. Уровень безработицы в России и странах ОЭСР специалистов с высшем профессиональным
образованием в 2013 г., проценты
На сегодняшний день безработица специалистов с высшем профессиональным образованием в России и странах ОЭСР более 20 %. Наибольший процент безработицы в Эстонии и Испании - более 80 %. Наименьшая безработица специалистов с высшем профессиональным образованием в Норвегии - меньше 20 % ( см. рис. 3).
На пути к восстановлению экономики образование стало одним из центральных элементов стратегии роста стран. Чтобы быть эффективным в долгосрочной перспективе, необходимо, чтобы все студенты имели доступ к качественному образованию.
Библиографический список
1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/12/ (дата обращения: 19.11.2014).
2. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций, утв. приказом Минобразования от 14 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/3710 (дата обращения: 19.11.2014).
3. Концепция диагностики качества образования, ЮНЕСКО 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.rtc-edu.ru/ (дата обращения: 19.11.2014).
4. Ловцов Д.А., Богорев В.В. Адаптивная система индивидуализации обучения // РАО. Педагогика. - 2001. -№ 6. - С. 24-28.
5. Основные показатели образования: российский статистический ежегодник, 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d1/07-01.htm (дата обращения: 19.11.2014).
6. Образовательные учреждения высшего профессионального образования: российский статистический ежегодник, 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/ IssWWW.exe/Stg/d1/07-43.htm (дата обращения: 19.11.2014).