Подготовка преподавателя высшей школы к использованию новых информационных технологий в системе дистанционного обучения
В статье рассматривается вопрос об организации специальной подготовки преподавателей к осуществлению деятельности в системе дистанционного образования. Отсутствие преподавателей либо их недостаточная подготовка (профессиональная, психологическая, техническая) к осуществлению тьюторской деятельности представляется основным препятствием при внедрении дистанционных технологий в российскую образовательную систему. Поэтому в организации специальной подготовки преподавателей нам видится возможное решение данной проблемы и ресурс повышения качества российского образования.
Т. В. Громова,
Самарский государственный экономический университет
In the article the issue of organizing special tutors training for teaching in the system of distance education is examined. The lack of tutors or their insufficient readiness (professional, psychological and technical) to fulfil tutor’s activity seems to be the main obstacle in introducing distance learning in Russian educational system.Therefore special training of tutors may be the possible solution of the given problem and the resort of improving education quality in Russia.
Особая актуальность становления в России системы дистанционного обучения (ДО) сегодня обусловлена целым рядом факторов. Среди них огромные территории и сосредоточие научно-технических центров в крупных городах, формирование новых потребностей населения по отношению к содержанию и технологиям образования, развитие рыночной экономики, усиление миграции населения и др. Развитие дистанционного обучения позволит не только обеспечить населению нашей страны доступ к качественному образованию, но и предоставит России возможность завоевать определенное место на мировом рынке образовательных услуг. В системе ДО в России нуждаются следующие группы населения: учащиеся средних школ в сельской местности, в поселках, маленьких городах; менеджеры различного уровня; руководители региональных органов управления; офицерский состав сокращающейся армии; уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в Федеральной службе занятости; лица, желающие получить второе образование или пройти переквалификацию; лица, желающие повысить свою квалификацию в какой-либо области знаний; лица с ограниченной свободой перемещения; инвалиды; русскоязычное население в странах СНГ и дальнего зарубежья.
Система развивающего дистанционного обучения экономически целесообразна как для государственного бюджета, так и для обучаемых, в особенности с переходом на международный уровень. Использование высококачественных учебных программ, материалов, информационных ресурсов широчайшим кругом обучаемых снижает стоимость обучения. Возможность концентрации интеллектуальных и финансовых ресурсов на создании широко тиражируемых
качественных учебных материалов и программ обусловливает высокий уровень профессионализма прошедших обучение, что экономически выгодно для каждого государства. В связи с отсутствием «стен» в открытых учебных заведениях сокращаются расходы на содержание зданий и общежитий, отсутствуют или существенно сокращаются расходы на переезды к месту учебы и проживания. Возможность совмещать производственную деятельность и обучение делают экономически возможным обучение той части населения, которая не может или не хочет прерывать производственную деятельность.
Развитие дистанционного обучения целесообразно не только для учебных заведений нового типа, но и для традиционных университетов, во-первых, для того чтобы расширить спектр предоставляемых услуг и решить свои экономические проблемы, во-вторых, для того чтобы выдержать конкуренцию со стороны разработчиков нетрадиционных учебных курсов как своего региона, так и других регионов и даже стран. Подразделения дистанционного обучения в традиционных университетах работают, как правило, на принципах самоокупаемости, и достижение эффекта экономии от масштаба оказания дистанционных образовательных услуг может приносить значительный доход. Использование дистанционного обучения или дистанционных технологий в традиционных образовательных учреждениях возможно как альтернативно, так и в рамках очного и заочного обучения. Целесообразным, например, представляется использование дистанционных технологий на некоторых специальностях заочного отделения экономических вузов, в частности, на специальности «Мировая экономика», программа которой выделяет 1124 учебных часа на изучение иностранного языка, 144
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
из которых отводится на аудиторное, а оставшиеся 980 — на самостоятельное изучение. Учитывая то, что выпускники данной специальности должны владеть двумя иностранными языками и работодатель имеет право на получение грамотного специалиста, а процент студентов-заочников, способных самостоятельно, систематически и серьезно изучать иностранный язык, невелик, внедрение компьютерных технологий с целью обеспечения постоянной обратной связи между преподавателем и студентами представляется более чем уместным.
Развитие дистанционного обучения полностью отвечает и двум базовым образовательным принципам, сформулированным ЮНЕСКО в XXI веке: «образование для всех» и «образование через всю жизнь», к которым, на наш взгляд, следует добавить еще и принцип «образование по месту проживания (работы)».
Однако реальное использование дистанционного обучения в российской образовательной системе практически отсутствует. В чем же причина? Дистанционное обучение складывается из трех основных составляющих: технического аспекта (компьютерная техника), учебно-методического аспекта (мультимедийные курсы по дисциплинам) и преподавателей, осуществляющих деятельность в режиме дистанционного обучения. На примере Самарского государственного экономического университета (в других вузах ситуация представляется нам примерно такой же) определим наличие вышеназванных компонентов. Компьютеров в университете более 1000, разработаны (и продолжают разрабатываться) электронные информационно-обучающие программы по различным дисциплинам, однако практически отсутствует третий элемент, т. е. преподаватели, способные и готовые профессионально, психологически и технически работать тьютором («тьютором» принято называть преподавателя в системе дистанционного обучения). Именно в организации специальной подготовки самих преподавателей к осуществлению деятельности в системе дистанционного обучения нам видится возможное решение данной проблемы.
Реформирование системы образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроме-няющемся мире. Именно преподаватель, учитель, является, по выражению О. Г. Красношлыковой, «ресурсом повышения качества образования» [6, с. 112] и остается основным субъектом, призванным решать задачи реформирования образования. Дидактический аспект развития образования вообще и дистанционного, в частности, требует «форсированной подготовки педагогических кадров» [5, с. 12]. В этой связи подготовка преподавателей к деятельности в системе дистанционного обучения должна находиться в фокусе особого внимания администрации вуза. В приказе Министерства образования РФ № 4452 от 18.12.2002 г. «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учрежде-
ниях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» указано, что образовательному учреждению рекомендуется организовать профессиональную переподготовку или повышение квалификации: профессорско-преподавательского состава — для преподавания в новой информационно-образовательной среде, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала — для работы с дистанционными образовательными технологиями в филиалах и представительствах [8].
Подготовка квалифицированных преподавателей, которые владеют навыками организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и создания учебно-методических комплексов может осуществляться через электронные курсы, предлагаемые отдельными учебными заведениями (например, Международным институтом менеджмента ЛИНК), либо в самом учебном заведении по месту работы преподавателя, что представляется нам более целесообразным. Подготовка преподавателей может включать в себя следующие модули: основы информатики; работа в вычислительных сетях; особенности и технологии дистанционного обучения; отличия в деятельности тьютора и преподавателя традиционной системы; разработка учебных материалов в электронном виде; составление тестов и организация контроля в системе дистанционного обучения и др. Под подготовкой преподавателей к деятельности в системе дистанционного обучения мы понимаем формирование и обогащение знаний, умений, навыков, а также установок, необходимых для успешного выполнения данной деятельности. Результатом подготовки в этом случае выступает готовность преподавателя (предметная, техническая, психологическая) к тьюторской деятельности.
Теоретические основы дистанционного обучения находятся в фокусе изучения многих исследователей. Так, например, определение дистанционного обучения рассматривается в работах А. А. Андреева, Н. Б. Борисовой, Е. Л. Гавриловой, А. А. Соловова и др. [1-3, 12, 13]. Ряд авторов говорит о дистанционном образовании [4, 7]. На наш взгляд, наиболее лаконичным и отражающим суть дистанционного обучения является определение, разработанное коллективом авторов в рамках Объединенного проекта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 16.06.2000 г. № 1791 «О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения» [9]. Дистанционное обучение — обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. Дистанционное образование определяется как образование, реализуемое посредством дистанционного обучения, а его целью является предоставление обучающимся в образовательных учреждениях возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания.
При организации системы дистанционного обучения в вузе важно знание моделей дистанционного обучения, так как каждая модель имеет свои особенности, условия реализации, и специфика вуза, его материально-техническая база, контингент обучающихся и пр. обусловливает выбор той или иной модели. Трактовки моделей дистанционного обучения различны [1-3, 10, 11]. Наиболее удачным, по нашему мнению, является определение дистанционной модели или технологии обучения как совокупности методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. В этой связи говорят о таких технологиях, как:
► кейс-технология (вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и на их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов традиционным или дистанционным способом);
► ТВ-технология (вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебнометодических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов);
► сетевая технология (вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым). Связующее звено для всех моделей — наличие
квалифицированных преподавателей, которые владеют навыками организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и создания учебно-методических комплектов. Наряду с самостоятельно работающим студентом преподаватель является важным звеном, обеспечивающим эффективность процесса обучения.
Развитие образования, основанного на новых информационных технологиях, показывает необоснованность опасений того, что применение этих технологий приведет к сокращению числа преподавателей, увеличению безработицы среди них. Такие опасения достаточно типичны. В самых различных отраслях с появлением новой технологии, нового оборудования часто задаются вопросом о том, как это скажется на занятости, не произойдет ли замещения живого труда техническими средствами. Самым общим выводом из довольно многочисленных работ по влиянию компьютерных и телекоммуникационных технологий на занятость в различных отраслях экономики является то, что эти технологии в основном влияют не на количество рабочих мест, а на требования к качеству труда: меняется его организация, содержание и требования к квалификации работающих.
Аналогичные изменения происходят и в преподавательской деятельности в связи с применением
новых информационных технологий в сфере образования. Если в традиционном образовании преподаватель большую часть времени уделял чтению лекций, проведению занятий «ех cathedra», то в основанном на новых компьютерных и телекоммуникационных технологиях образовании содержание педагогической деятельности существенно отличается от традиционной. Во-первых, значительно усложняется деятельность преподавателя по разработке курсов, поскольку быстро развивается ее технологическая основа. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к ним как большого числа обучаемых, так и преподавателей и экспертов, что в сущности усиливает контроль за качеством этих материалов. Во-вторых, особенность современного педагогического процесса состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на обучающегося (студента), который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде. Важная функция преподавателя — поддержка обучающегося в его деятельности: содействие его успешному продвижению в море учебной информации, помощь в решении возникающих проблем и освоении объемной и разнообразной информации. В мировом образовательном сообществе в связи с этим стал использоваться новый термин, подчеркивающий большое значение этой функции преподавателей — фасилитейтор (от англ. facilitator — тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться). В-третьих, предоставление учебного материала, предполагающее коммуникацию преподавателя и обучаемых, требует в современном образовании более активных и интенсивных взаимодействий между ними, чем в традиционном классе, где преобладает как бы обобщенная обратная связь преподавателя со всей группой, а взаимодействие преподавателя с отдельным обучающимся довольно слабое. Современные коммуникационные технологии позволяют сделать такое взаимодействие намного более активным, но это требует от преподавателя специальных дополнительных знаний и усилий.
Именно эти изменения, а не вытеснение преподавателей компьютерами и видеоустановками характерны для современного образования. В результате анализа содержания педагогической деятельности в образовательной системе, основанной на новых информационных технологиях, можно выделить следующие специализации преподавателей:
► специалист по разработке курсов, или дизайнер курсов;
► консультант по методам обучения, или, используя новый термин, фасилитейтор, который помогает обучаемым найти и реализовать свою образовательную траекторию в разработанном учебном материале;
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
► тьютор, или специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов, взаимодействию с обучаемыми в ходе изучения материалов курса; (центральная фигура в ДО, преподаватель-консультант, наставник, руководитель учебной группы, изучающей курс; он занимается методической подготовкой и проводит групповые занятия-практикумы (тьюториалы), проводит консультации и предоставляет иную психологическую и педагогическую поддержку, а также индивидуальную помощь обучающимся в решении учебных или личных проблем, связанных с обучением; осуществляет профессиональную ориентацию и консультирование по вопросам карьеры);
► специалист по методам контроля за результатами обучения, ответственный за организацию и проведение тестов, зачетов, экзаменов (в международном сообществе этого специалиста принято называть инвигилатором (от англ. invigilate — «следить за экзаменующимися во время экзаменов»)).
При этом возможно и часто целесообразно разделение или совмещение труда в рамках данных выделенных специализаций. Так, разработчик (дизайнер) курсов может быть специалистом-предметником, который подбирает, структурирует и организовывает учебный материал, и при этом он может быть специалистом по современным образовательным технологиям, поскольку учебный курс основывается на новых компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Разработчик курсов может быть также специалистом по способам оценки достижения целей обучения отдельным обучающимся и курсом в целом. Эти функции могут выполняться как одним человеком, так и различными преподавателями — специалистами только в одной из выделенных функциональных областей разработки курсов на базе современных технологий.
Для каждого из этих основных видов преподавательской деятельности характерны специфические проблемы. Так, разработка курсов на базе новых технологий требует не только свободного владения учебным предметом, его содержанием, но и специальных знаний в области современных информационных технологий. Не преподаватель старой образовательной системы, снабженный новыми техническими и технологическими средствами, а преподаватель новой специализации со свойственным ей характером деятельности и местом в общей системе разделения труда может обеспечить эффективное функционирование новой образовательной системы. Таким образом, организация преподавательской деятельности на основе разделения труда является неотъемлемой чертой управления современной образовательной системой, которое осуществляется на базе системного подхода к процессам ее развития.
В совместной деятельности по разработке учебного курса преподаватели решают такие вопросы, как определение целей курса и основных путей их достижения, способов предоставления учебного материала, ведущих методов обучения, типов учебных заданий, упражнений, вопросов для обсуждения, конкретных путей организации дискуссий и других способов взаимодействия между различными участника-
ми учебного процесса. В решении этих вопросов, кроме преподавателей различных специальностей, должны участвовать и представители других подсистем современного образования, в частности, специалисты по компьютерной графике, телевизионной и видеосъемке, сетевым технологиям и др.
Обобщая сказанное, можно дать определение и системы дистанционного обучения как образовательной системы, обеспечивающей получение образования с помощью технологий дистанционного обучения. Она включает в себя: кадровый состав администрации и технических специалистов, профессорско-преподавательский состав, учебные материалы, методики обучения и средства доставки знаний обучающимся (соответствующие одному или нескольким видам дистанционных технологий обучения), объединенные организационно, методически и технически с целью проведения дистанционного обучения. Для практической же реализации рассматриваемой системы обучения в профессиональном образовании необходимо обеспечить наличие компетентных преподавателей посредством специальной подготовки их к осуществлению деятельности в системе дистанционного обучения, поскольку без решения проблемы подготовки преподавательских кадров успешное развитие дистанционного обучения невозможно.
Литература
1. А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.:РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002.
2. Н. В. Борисова. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения// Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып. 1. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.
3. Е. Л. Гаврилова, Т. А. Сергеева. Непосредственное взаимодействие преподавателя с обучающимися в открытом дистанционном образовании//Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып. 3. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.
4. Дистанционное обучение: учеб. пособие/Под ред. Е. С. Полат. М.: ВЛАДОС, 1998.
5. М. П. Карпенко. Непрерывное образование на основе информационно-коммуникационных технологий//Высшее образование в России, № 6, 2005.
6. О. Г. Красношлыкова. Современные подходы к развитию профессионализма педагога//Информатика и образование, № 7, 2005.
7. Г. В. Можаева. Учебный процесс в системе дистанционного образования//Открытое и дистанционное образование, № 1-2, 2000.
8. Приказ Минобразования РФ от 18.12.2002 г. № 4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» // [Электронный ресурс] Режим доступа: www.informika.ru
9. Приказ Минобразования РФ от 16.06.2000 г. № 1791 «О создании объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучении» // [Электронный ресурс] Режим доступа: www.informika.ru
10. А. Л. Романов, В. С. Торопцов, Д. Б. Григорович. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. М.: Юнити-Дана, 2000.
11. С. Л. Щенников. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002.
12. А. А. Соловов. Мифы и реалии дистанционного обучения// Высшее образование в России, № 3, 2000.
13. R. Tuninga, I. Semen. The Supply and Demand of Distance Education in Russia//Bern: The World Bank, Bureau Cross, 1995.