ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
возных дорог) и воспроизводство лесов, как правило, должны производиться за счет лесного дохода (лесной ренты).
5. Экономически целесообразно планомерно осваивать крупные лесные массивы по конкурсу, на котором должна в первую очередь выявляться способность претендентов рационально использовать древесное сырье, строить дороги и решать местные социальные проблемы.
6. Малый бизнес в лесу допустим при условии, когда государство (лесовладелец) строит лесовозные дороги и восстанавливает лес на вырубках, продавая насаждения в рубку на аукционах.
7. Плата за ресурсы должна определяться региональными органами управления лесами повыдельно на основе анализа рынка круглого леса и отводимых в рубку ресурсов. Лесная рента должна максимально аккумулироваться в региональных бюджетах и рационально перераспределяться между лесопользователями.
Если промышленность в упадке, развивается слабо и хаотично, то и все попытки усовершенствовать лесоуправление бесплодны.
Таким образом, для разработки долгосрочной стратегии рационального лесопользования необходим пересмотр концептуальных основ системы лесного хозяйства с выделением самостоятельных базовых составляющих: лесоустройство, лесная экономика, лесное планирование, лесоуправление.
библиографический список
1. Минпромторг России. «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» - М., 2008.
2. Марченко, Д. Экономика лесоводства как собая специальная дисциплина / Д. Марченко. - М.: Наука, 1916.
3. Орлов, М.М. Лесоустройство. Элементы лесного хозяйства. Т I. / М.М. Орлов. - М.: Лесная пром-сть, 2006.
4. Починков, С.В. Концепция сырьевого обеспечения развития российского ЛПК на период 20082020 гг. [http://www.wood.ru/ru/loa688.html]
О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСшЕГО ЛЕСНОГО ОБрАзОВАНИЯ
B.C. ШАЛАЕВ, проф. МГУЛ, д-р техн. наук
Достаточно очевидно, что в настоящее время образование является одним из основных факторов развития общества. Естественно при этом, что и рынок международного образования весьма динамично развивается. Его объем превышает 100 млрд долл. США, до 5 млн иностранцев ежегодно выезжают за рубеж с различными образовательными целями. Наибольший объем образовательных услуг (более 60 млрд долл. США) иностранным гражданам оказывается в рамках высшей школы. При этом основные доходы от обучения иностранных студентов получают США (20 млрд долл.), Великобритания (свыше 10 млрд долл.), Австралия, Франция, Германия. На долю этих пяти стран приходится и около 60 % мирового контингента иностранных студентов. Поэтому в США экспорт высшего
образования считается пятой по значимости отраслью экспортных услуг, в Австралии
- четвертой экспортной отраслью [1, 2].
В 2006 г. в США обучалось 535 тыс. иностранных студентов, в Великобритании
- 275 тыс., Германии - 255 тыс. [3]. К сожалению, Россия имеет довольно низкую долю иностранцев в составе очных отделений национальных высших и средних специальных учебных заведений. Даже учет иностранных граждан, обучающихся заочно, на вечерних отделениях, экстерном и т.д., существенно не изменяет почти аутсайдерского положения России на международном рынке образовательных услуг. При этом доля Российской Федерации на международном рынке образования имеет тенденцию к снижению. Хотя 18 октября 2002 г. Президентом Российской
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011
147
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
Федерации В.В. Путиным одобрена «Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях», которая определяет цель, задачу и направления решения проблем конкурентоспособности экспортного потенциала, в том числе и высшего образования: «Подготовка национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях должна стать важной составной частью внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с приоритетным курсом на углубление интеграции в СНГ».
Основной целью государственной политики в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран и, прежде всего, для государств-участников СНГ является реализация геополитических и социально-экономических интересов Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в глобальном процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда.
Стратегической задачей государственной политики в области подготовки иностранных специалистов в российских образовательных учреждениях является эффективное использование имеющихся и создание новых возможностей для подготовки в рамках российской системы образования высокопрофессиональных национальных кадров для зарубежных стран с учетом приоритетов, потребностей и запросов как для России, так и для иностранных партнеров.
В качестве приоритетных определены следующие направления государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях:
- подготовка интеллектуальной элиты зарубежных государств в целях обеспечения долговременных политических и экономических интересов России в регионах мира. Использование кадрового потенциала зару-
бежных специалистов-выпускников российских вузов для создания долговременных благоприятных условий развития политического, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России с зарубежными странами;
- усиление роли России как престижного образовательного центра в Содружестве независимых государств;
- обеспечение для граждан государств-членов Евразийского экономического сообщества (ЕЭС) доступности получения образования, создание на этой основе условий для формирования общего рынка труда ЕЭС;
- расширение доступа соотечественников к получению образования в российских учебных заведениях;
- расширение изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах;
- предоставление зарубежным странам государственных стипендий для подготовки специалистов и повышения квалификации научно-педагогических работников в вузах Российской Федерации;
- содействие расширению экспорта услуг образовательных учреждений для привлечения дополнительных финансовых и материальных средств на развитие отечественной системы образования;
- взаимодействие российских министерств и ведомств, предприятий и организаций с целью подготовки и переподготовки кадров для создаваемых за рубежом с участием Российской Федерации объектов внешнеэкономического сотрудничества, и в частности учебных заведений;
- развитие системы признания документов об образовании Российской Федерации в зарубежных странах на двусторонней и многосторонней основе, сети российских служб экспертизы документов об образовании для их нострификации и легализации;
- кадровое обеспечение экспорта российских образовательных услуг, создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников международных образовательных учреждений;
- исследование влияния процессов глобализации на образование в мире, изуче-
148
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
ние концептуальных и организационных основ Болонского процесса с целью подключения к нему российской системы образования с учетом геополитических и социально-экономических интересов России;
- адаптация российских образовательных учреждений к работе на мировом рынке образовательных услуг путем изучения и экспериментального внедрения систем образовательных кредитов, участия в международной аккредитации образовательных программ;
- информационная, научно-методическая и организационная поддержка создания образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации иностранных граждан в российских учебных заведениях и научных центрах с учетом спроса на зарубежных рынках образования и труда;
- учебно-методическое сопровождение изучения и преподавания русского языка в российских и зарубежных учебных заведениях;
- поддержка функционирования русского языка в государствах-участниках СНГ;
- проведение анализа основных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг и содействие расширению в нем сектора российского образования на основе маркетинговых исследований;
- развитие и совершенствование государственного учета и контроля качества подготовки иностранных специалистов в российских образовательных учреждениях;
- обеспечение повышения уровня и качества работы образовательных учреждений с иностранными учащимися путем поддержки и распространения опыта учебных заведений, наиболее эффективно действующих в этом направлении (определение и опубликование рейтингов, ведение реестров и т. п.);
- содействие функционированию за рубежом филиалов, структурных подразделений российских образовательных учреждений, совместных учебных заведений, осуществляющих обучение по российским образовательным программам с выдачей российских документов об образовании и консорциумов университетов, например, Сетевой открытый университет СНГ;
- нормативно-правовая и организационная поддержка программ открытого образования российских университетов для иностранных граждан;
- создание условий, способствующих эффективному использованию передовых образовательных технологий и опыта для экспорта российских образовательных услуг;
- развитие и совершенствование предвузовской подготовки иностранных учащихся на русском языке;
- формирование системы информационно-консультационных центров по образовательным услугам российских вузов в зарубежных странах, специализирующихся на пропаганде достижений российской системы образования;
- проведение международных образовательных выставок-ярмарок, олимпиад по русскому языку и по другим предметам для студентов и школьников зарубежных стран, и, прежде всего, государств-участников СНГ;
- совершенствование и развитие нормативной правовой базы, регулирующей вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации, а также вопросов трудоустройства и стажировок на время их обучения в российских вузах;
- создание благоприятных социальных, экономических, бытовых условий для иностранных граждан в период их обучения в России;
- обеспечение безопасности иностранных учащихся на территории Российской Федерации, охраны их здоровья, содействие социальному партнерству российских граждан и иностранных учащихся;
- активизация взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных государств в области подготовки специалистов, способных эффективно противостоять терроризму, транснациональной преступности и другим угрозам XXI века;
- обеспечение мер по предотвращению ущерба национальной безопасности России при предоставлении образовательных услуг гражданам зарубежных стран...».
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011
149
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
Вышеприведенные положения в конечном итоге применимы и при решении проблем усиления, развития экспортного потенциала высшего лесного образования.
В настоящее время в нашей стране в рамках Учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области лесного дела бакалавров, специалистов и магистров, кандидатов и докторов наук готовят 60 высших учебных заведений. Среди них такие известнейшие в России и за рубежом вузы, как Московский государственный университет леса (МГУЛ), Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет (СПГЛТУ), Сибирский государственный технологический университет (СибГТУ), Воронежская государственная лесотехническая академия (ВГЛТА), Марийский государственный технический университет (МарГТУ), Уральский государственный лесотехнический университет (УГЛТУ), Северный (Арктический) федеральный университет (ранее - Архангельский государственный технический университет).
В первую очередь в этих вузах готовятся кадры высшего профессионального образования по специальностям и направлениям, охватывающим практически весь спектр потребностей лесного комплекса. По состоянию на 01.04.2008 г. общее количество студентов, обучающихся по лесным специальностям, составляло около 30,4 тыс. человек, в том числе 16,8 тыс. по очной форме обучения, 13 тыс. по заочной форме обучения, 380 студентов по очно-заочной форме обучения. Ежегодный прием в вузы по лесным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования достигает 7 тыс. человек [4].
Россия, интегрируясь в международное образовательное пространство, участвует в реализации положений Болонской декларации о создании единого образовательного пространства Европы, наращивает экспорт образовательных услуг.
Однако наши вузы, ведущие высшие учебные заведения лесного профиля, еще недостаточно результативно участвуют в этих процессах, имея существенные резервы в увеличении экспортного потенциала лесного
высшего образования. Впрочем, последнее относится и вообще к российскому образованию: суммарные доходы от экспорта всех видов российских образовательных услуг в 2007/2008 академическом году, включая платные курсы русского языка для иностранцев в России и за рубежом, обучение и проживание в России иностранных школьников и т.д. составили 1,1 млрд долл. США.
На долю России приходится примерно 1 % ежегодных доходов на мировом рынке образовательных услуг [2], численность учащихся в высших учебных заведениях составляет 1,65 % от общей их численности [5], что заметно меньше нашей доли в населении или в экономике мира. При этом, например, среди 10 вузов лесного профиля с более чем 100 тысячами студентов, обучается около одного процента иностранных граждан.
А в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Минэкономразвития России (Москва, август 2008г.), доля иностранных студентов, обучающихся в России, к 2020г. должна быть не менее 5 % от общего числа студентов.
Это весьма непростая задача. До распада Советского Союза в вузах РСФСР на дневных отделениях обучалось 7,7 % мирового контингента иностранных студентов. Получить российский диплом о высшем образовании считалось престижным. По прошествии почти 20 лет доля иностранных студентов, обучающихся в России по очной форме, сократилась до 3 %, т.е. более чем в два с половиной раза [6-8]. Речь идет прежде всего о качестве и престижности российского образования и международном признании российских дипломов не только на уровне национальных министерств образования, но и на уровне работодателей. Очевидна необходимость объединения и координации усилий, выработка единой стратегии и тактики усиления конкурентоспособности, увеличения объемов и форм экспорта образовательных услуг.
И если в настоящее время наблюдается определенное увеличение количества иностранных студентов в России (их число уже превысило 108 тыс. чел. на очной фор-
150
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
ме обучения и около 67 тыс. чел. на заочной форме), то темпы прироста в последние годы несколько отстают от темпов увеличения мирового контингента иностранных студентов, особенно для основной, очной формы обучения. Это в конечном итоге усиливает проблемы увеличения экспортного потенциала высшего образования лесного профиля. В таблице приведены показатели, характеризующие экспортный потенциал 10 вузов, работающих в области лесного дела [6-8].
Необходимо отметить прежде всего очную форму обучения: здесь лишь в четырех вузах число обучавшихся иностранных граждан превышает 100 человек, и этот показатель достаточно значим. В 6 из 10 выбранных вузов этот показатель не превышает 10-20 человек, т.е. обучение иностранных граждан в этих вузах носит характер скорее исключения. Говорить в этом случае о целенаправленной системной работе по развитию сферы образовательных услуг не приходится.
Заочная форма обучения. Необходимо отметить, что в последние годы в нашей стране опережающими темпами увеличивается количество обучающихся по программам высшего образования (по заочной форме) иностранных граждан (в том числе вечернее и дистанционное обучение, а также экстернат). Здесь весьма показателен пример Брянской государственной инженерно-технологической академии, которая, при весьма незначительном числе студен-тов-иностранцев очной формы обучения, за несколько последних лет довела численность заочно обучающихся студентов - иностранных граждан - до 518 человек. Аналогичные показатели для других вузов, кроме Московского государственного университета леса с показателем в 69 человек, вряд ли могут служить ориентиром. Хотя по некоторым оценкам это направление ухудшает структуру контингента обучающихся иностранных студентов.
В 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации. Главная идея документа - создание единого образовательного пространства Европы. В этом случае, не теряя лучших традиций и достижений российского высшего профессионального образования, следует интенсифицировать реализацию
поставленных Болонской декларацией целей. А в интенсивности решения основных целей декларации лежит успех рассматриваемой задачи: усиления привлекательности, конкурентоспособности экспортного потенциала высшего образования в целом и, в частности, высшего лесного образования. Среди них.
Введение двухступенчатого обучения, т.е. введение бакалавриата и магистратуры, наряду с подготовкой специалистов.
Введение кредитной системы, когда обучение студентов ведется не в рамках заранее спланированного курса, а по гибкой программе, составленной учащимся, обеспечивает ему существенно большую свободу выбора и академической мобильности. Набрав определенное количество «кредитов», можно сдать зачет или, например, перейти на другой факультет, продолжить обучение в более сильном по выбранному направлению вузе.
Контроль качества образования, обеспечиваемый через независимые от правительств и международных организаций соответствующие аккредитационные агентства, когда оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники.
развитие мобильности не только учащихся, но и преподавательского и иного персонала для взаимного обогащения европейским опытом и повышения качества образования;
Обеспечение трудоустройства выпускников. Ориентация высших учебных заведений на конечный результат, когда знания выпускников могут и должны быть применимы и практически использованы в любой стране Европы, да и не только. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованное ЮНЕСКО.
усиление интеграции науки и образования, которая в конечном итоге определяет новаторский, инновационный уровень, а соответственно уровень престижности и привлекательности вуза.
Возможности обучения в течение всей жизни, т.е. опять же количественный и
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011
151
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
Таблица
Количественные показатели, характеризующие экспортный потенциал лесных вузов
Наименование вуза Общее число иностранных учащихся по годам
в 2005/2006 академическом году, человек в 2007/2008 академическом году, человек в 2009/2010 академическом году, человек
очная форма обучения очно-заочная форма обучения
Северный (Арктический) федеральный университет (ранее - АГТУ) 72 81 121 1
Братский государственный университет 5 10 1 6
Брянская государственная инженерно-технологическая академия 421 632 11 518
Воронежская государственная лесотехническая академия 77 96 250 1
Марийский государственный технический университет 5 3 1 4
Московский государственный университет леса 122 245 196 69
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия(в наст.время- университет) 105 99 156 47
Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров нет данных 20 18 6
Сибирский государственный технологический университет 8 11 12 1
Уральский государственный лесотехнический университет 22 19 14 1
Примечание: Показатели таблицы взяты из отчетных данных вузов
качественный спектр предлагаемых вузом и аккредитованных независимыми агентствами программ дополнительного профессионального образования.
Кстати, практически все вышеприведенные цели получили подтверждение и развитие на встрече министров образования государств-членов Группы восьми в Москве, 1-2 июня 2006 г. и в опубликованной по итогам их работы Московской декларации [9].
В настоящее время основной формой экспортной образовательной деятельности российских вузов является обучение иностранных граждан на своей территории, так как эта форма наиболее развита, достаточно привлекательна с финансовой точки зрения, имеет определенное нормативно-правовое обеспечение и богатый опыт предыдущих десятилетий. Все это позволяет отметить перечень основных характеристик этой образовательной услуги, которые следует развивать,
совершенствовать в опережающем режиме. Среди них:
- качество и содержание образовательного процесса;
- вступительные требования;
- имидж вуза;
- качество и ассортимент дополнительных услуг;
- уровень и качество административного обслуживания;
- безопасность (что особенно актуально в последнее время);
- наличие соотечественников;
- цена образовательной и сопутствующих услуг;
- стоимость и уровень комфортности проживания;
- возможности компенсации затрат;
- возможность трудоустройства после окончания обучения;
- простота получения визы;
152
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
- количественные ограничения самого
вуза;
- «языковой» уровень подготовленности преподавательского корпуса;
- параметры внешней макро среды и некоторые другие.
Все они в той или иной мере в тактическом и стратегическом плане определяют уровень экспорта образовательных услуг и, в том числе, для вузов лесного профиля.
Весьма показательны в этом случае пожелания иностранных студентов, высказанные в ходе социологического исследования в 2005 г. [1], которые характерны и для лесных вузов. Их также возможно рассматривать в качестве направлений деятельности вузов при развитии экспортного потенциала. При этом указывается на необходимость:
- улучшить условия проживания в общежитиях, строить новые общежития (27,0 %);
- обеспечить безопасность жизни и учебы иностранных студентов (13,4 %);
- уменьшить бюрократию (5,3 %);
- давать больше практики, улучшить практические занятия (4,7 %);
- улучшить обучение русскому языку (4,3 %);
- повысить профессиональный уровень преподавателей (3,9 %);
- улучшить содержание образования, сделать его более современным, в соответствии с научно-техническим прогрессом, вовлекать иностранных студентов в научную работу (3,9 %);
- улучшить обеспечение новыми современными учебниками, учебными материалами (3,8 %);
- помогать в проведении досуга (3,8 %);
- использовать в учебном процессе больше компьютеров (2,6 %);
- упростить получение виз, давать многократные визы, облегчить регистрацию иностранных студентов (2,1 %);
- улучшить работу иностранных деканатов, делать более удобным для студентов учебное расписание (1,9 %);
- давать возможность иностранным студентам работать (подрабатывать) во время учебы (1,9 %);
- создавать условия для занятий спортом, организовывать спортивные мероприятия (1,9 %);
- использовать в обучении английский язык (1,8 %);
- снизить стоимость оплаты за проживание в общежитии (1,8 %);
- снизить оплату за обучение, в том числе ввести бесплатные курсы русского языка (1,7 %).
Среди других пожеланий: боль-
ше интересоваться жизнью иностранных студентов, больше давать информации об иностранцах в России, лучше финансировать вузы, увеличить количество бюджетных мест в общежитиях для иностранцев, создавать учебные группы из студентов примерно с одним уровнем знаний, добиться широкого международного признания российских дипломов.
библиографический список
1. Арефьев, А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг / А.Л. Арефьев. - М.: Центр социального прогнозирования, 2007. - 700 с.
2. Арефьев, А.Л. Тенденции экспорта российского образования / А.Л. Арефьев. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. - 240 с.
3. Global Education Direct. Comparing Education Statistics across the World 2006. Институт статистики ЮНЕСКО, Париж. URL: http://www.uis.unesco. org/TEMPLATE/pdf/ged/2006/GED2006.pdf
4. Обливин, А.Н. Подготовка кадров для лесного комплекса России и перспективы развития лесного образования / А.Н. Обливин, В.Г. Санаев // Известия Международной академии наук высшей школы. - 2009. - № 1(47). - С. 9-15.
5. Образование в Российской Федерации: 2010: стат. сб. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2010. - 492 с.
6. Экспорт образовательных услуг: Статистический сборник / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: ЦСП, 2007. - 256 с.
7. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 2 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: ЦСПиМ, 2009. - 356 с.
8. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 3 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: ЦСПиМ, 2011. - 357 с.
9. Встреча министров образования государств-членов Группы восьми, Москва, 1-2 июня 2006 г. Московская Декларация, http://www.rnon.gov.ru
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2011
153