Научная статья на тему 'Проблемы конкурентоспособности экспортного потенциала высшего образования лесного профиля'

Проблемы конкурентоспособности экспортного потенциала высшего образования лесного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалаев В. С.

Шалаев В.С. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕСНОГО ПРОФИЛЯ. Приводятся цели, задачи и направления повышения конкурентоспособности экспортного потенциала высшего образования лесного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shalaev V.S. PROBLEMS OF COMPETITIVENESS OF EXPORT POSSIBILITIES OF HIGH EDUCATION WITH FOREST PROFILE. The paper presents aims, tasks and directions of competitiveness increasing of export possibilities of high education with forest profile.

Текст научной работы на тему «Проблемы конкурентоспособности экспортного потенциала высшего образования лесного профиля»

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕСНОГО ПРОФИЛЯ

В.С. ШАЛАЕВ, проф., проректорМГУЛпо международным связям

Подготовка национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях должна стать важной составной частью внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с приоритетным курсом на углубление интеграции в Содружестве Независимых Государств.

Основной целью государственной политики в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран, и прежде всего для государств-участников СНГ, является реализация геополитических и социально-экономических интересов Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в глобальном процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда.

Стратегической задачей государственной политики в области подготовки иностранных специалистов в российских образовательных учреждениях является эффективное использование имеющихся и создание новых возможностей для подготовки в рамках российской системы образования высокопрофессиональных национальных кадров для зарубежных стран с учетом приоритетов, потребностей и запросов как для России, так и для иностранных партнеров.

Вышеприведенные положения «Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях» (одобренной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 18 октября 2002 г.) определяют также цели, задачи, а в конечном итоге и направления решения проблем конкурентоспособности экспортного потенциала высшего образования лесного профиля.

В настоящее время в нашей стране в рамках учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области лесного дела бакалавров, специалистов и магистров

готовят 56 высших учебных заведений. Среди них такие известнейшие как в России, так и за рубежом вузы, как Московский государственный университет леса, Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия, Сибирский государственный технологический университет, Воронежская государственная лесотехническая академия, Марийский государственный технический университет, Уральский государственный лесотехнический университет, Архангельский государственный технический университет и др.

В этих вузах готовятся кадры высшего профессионального образования по 7 специальностям и 5 направлениям, охватывающим практически весь спектр потребностей лесного комплекса. Одновременно в этих вузах получают высшее образование лесного профиля порядка 30 тыс. студентов, среди преподавательского корпуса более 300 профессоров, докторов наук, свыше 1500 доцентов, кандидатов наук.

В настоящее время Россия все активнее интегрируется в международное образовательное пространство, участвует в реализации положений Болонской декларации о создании единого образовательного пространства Европы, наращивает экспорт образовательных услуг. Однако наши вузы, ведущие высшие учебные заведения лесного профиля еще недостаточно результативно участвуют в этих процессах, имея существенные резервы в улучшении конкурентоспособности отечественного высшего образования. Впрочем, последнее относится и вообще к российскому образованию: доля России на мировом рынке образовательных услуг пока не превышает одного процента, что заметно меньше нашей доли в населении или в экономике мира [1]. При этом, например, среди 10 вузов лесного профиля (таблица) с более чем 107 тысячами студентов обучается на контрактной основе не более 0,5 % иностранных граждан. А в соответствии с Федеральной це-

левой программой развития образования на 2006-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. №№ 803 (далее Программой), доля иностранных учащихся в системе высшего профессионального образования, в том числе обучающихся на коммерческой основе, должна достигнуть к 2010 г. 1,8 %.

Это весьма непростая задача. В советское время мы имели в наших вузах достаточно

значительное число учащихся-иностранцев, и это направление поддерживалось на государственном уровне. В настоящее же время вузы здесь практически предоставлены сами себе. Очевидна необходимость объединения и координации усилий, выработка единой стратегии и тактики усиления конкурентоспособности, а в конечном итоге увеличения объемов и форм экспорта образовательных услуг.

Таблица

Наименование вуза 2002 2003 2004

Общее количество студентов, чел. Все иностранные граждане, обучавшиеся на контрактной основе, чел. Общее количество студентов, чел. Все иностранные граждане, обучавшиеся на контрактной основе, чел. Общее количество студентов, чел. Все иностранные граждане, обучавшиеся на контрактной основе, чел.

Архангельский государственный технический университет 12193 11 13852 4 14141 32

Братский государственный университет 10048 0 10308 0 10806 1

Брянская государственная инженерно-технологическая академия 5038 3 5414 79 5751 160

Воронежская государственная лесотехническая академия 5307 30 5617 0 5955 59

Марийский государственный технический университет 10969 5 11099 5 11412 7

Московский государственный университет леса 11583 131 11702 95 12063 96

Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия 14838 44 15662 35 16337 59

Санкт-Петербургский государственный техно -логический университет растительных полимеров 4529 3 4536 5 4780 8

Сибирский государственный технологический университет 15180 17 15906 10 16404 6

Уральский государственный лесотехнический университет 9720 30 10018 29 9964 24

Итого: 99405 274 104114 262 107613 452

Примечание: Показатели таблицы взяты по отчетным данным вузов, представленным для определения соответствующего рейтинга

А в необходимости, актуальности решения этой задачи лежит не только имидж российского высшего образования, укрепление международной стабильности, сближение национальных культур и взаимопонимания народов и государств, но в конечном итоге и наши экономические интересы. Действительно, важным источником доходов вузов, например, в экономически развитых странах является плата за обучение студентов-иностранцев. В мире сегодня обучается более 100 млн студентов высшего уровня образования, и около 2 млн из них являются иностранными студентами. В соответствии с международными источниками, в 2005 г. объем мирового рынка образовательных услуг составил порядка 90 млрд долл. США. Но если США ежегодно получают в среднем 15 млрд долл. от обучения иностранных студентов [2], то вклад в экономику России от обучения иностранцев в наших вузах в 2005 г. составил примерно 300 млн долл. США. В нашей стране в 2003/2004 уч. г. получало высшее образование 28,3 тыс. студентов из стран дальнего зарубежья и 40,7 тыс. - из стран СНГ и Балтии, что составляло лишь 1,2 % от общего числа студентов государственных вузов. По количеству обучающихся иностранных граждан Россия занимает в мире 7-е место после США (580 тыс. чел.), Великобритании (233 тыс. чел.), Германии (200 тыс. чел.), Франции (160 тыс. чел.), Австралии (157 тыс. чел.), Испании (124 тыс. чел.) [3].

Вместе с тем, в настоящее время наблюдается тенденция к достаточно динамичному росту иностранных студентов в России, их число уже превысило 100 тыс.чел., что в конечном итоге усиливает проблемы конкурентоспособности высшего образования лесного профиля.

В 2003 г. Россия присоединилась к Бо-лонской декларации. Главная идея документа - создание единого образовательного пространства Европы. В этом случае, не теряя лучших традиций и достижений российского высшего профессионального образования, следует в первую очередь интенсифицировать реализацию поставленных Болонской декларацией целей. А в интенсивности решения основных целей декларации лежит успех рассматриваемой задачи: усиления привлекательности, конкурентоспособности экспортного потенциала высшего

образования в целом и, в частности, высшего образования лесного профиля.

Введение двухступенчатого обучения, т.е. введение бакалавриата и магистратуры наряду с подготовкой специалистов.

Введение кредитной системы, когда обучение студентов ведется не в рамках заранее спланированного курса, а по гибкой программе, составленной учащимся (при соблюдении госстандартов обучения), обеспечивает ему существенно большую свободу выбора и академической мобильности. Набрав определенное количество «кредитов», можно сдать зачет или, например, перейти на другой факультет, продолжить обучение в более сильном по выбранному направлению вузу.

Контроль качества образования, обеспечиваемый через независимые от правительств и международных организаций соответствующие аккредитационные агентства, когда оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. В соответствии с вышеупомянутой Программой повышение рейтинга России в международных обследованиях качества образования прогнозируется до уровня являющегося средним (20-е место) для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (сейчас Россия занимает 30-е место). Умения и навыки выпускников в значительной степени будут и должны обеспечиваться совокупностью, спектром предлагаемых программ профессионального образования не только основных, но и дополнительных.

Развитие мобильности не только учащихся, но и преподавательского и иного персонала для взаимного обогащения европейским опытом и повышения качества образования.

Обеспечение трудоустройства выпускников. Ориентация высших учебных заведений на конечный результат, когда знания выпускников могут и должны быть применимы и практически использованы в любой стране Европы, да и не только. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованное ЮНЕСКО.

Усиление интеграции науки и образования, которая в конечном итоге определяет новаторский, инновационный уровень, а

соответственно уровень престижности и привлекательности вуза.

Возможности обучения в течение всей жизни, т.е. опять же количественный и качественный спектр предлагаемых вузом и аккредитованных независимыми агентствами программ дополнительного профессионального образования (в соответствии с Программой количество программ профессионального образования, получивших международное признание, должно увеличиться в 1,3 раза по сравнению с уровнем 2005 г.).

Кстати, практически все вышеприведенные цели получили свое подтверждение и развитие на встрече министров образования государств-членов Группы восьми в Москве 1-2 июня 2006 г. и в опубликованной по итогам их работы Московской Декларации [4].

В соответствии с «Генеральным соглашением по торговле услугами» ВТО выделяет услуги в области образования в один из 12 основных секторов, формы и виды экспортной деятельности вузов могут быть подразделены на следующие четыре способа поставки услуг:

- «потребление за рубежом», т.е. обучение иностранных граждан на своей территории путем потребления услуги потребителем одной страны в другой, когда предполагается перемещение потребителя;

- с помощью «присутствия физических лиц», т.е. обучение иностранных граждан в их родных странах путем командирования специалистов, например, перемещения преподавателей для работы за границей;

- «трансгранично», т.е. дистанционное обучение путем поставки услуги из одной страны в другую без физического перемещения потребителя;

- с помощью «коммерческого присутствия», т.е. организация филиалов в других странах (открытие филиала или кампуса в другой стране, франчайзинг учебных программ и т.п.).

Вместе с тем, основной формой экспортной деятельности российских вузов является в настоящее время обучение иностранных граждан на своей территории, т.к. эта форма наиболее развита, достаточно привлекательна с финансовой точки зрения, имеет определенное нормативно-правовое обеспечение и богатый опыт предыдущих десятилетий.

Необходимо отметить при этом перечень основных характеристик этой образовательной услуги, которые следует развивать, совершенствовать в опережающем режиме. Среди них:

- качество и содержание образовательного процесса;

- вступительные требования;

- имидж вуза;

- качество и ассортимент дополнительных услуг;

- уровень и качество административного обслуживания;

- безопасность (что особенно актуально в последнее время);

- наличие соотечественников;

- цена образовательной и сопутствующих услуг;

- стоимость и уровень комфортности проживания;

- возможности компенсации затрат;

- возможность трудоустройства после окончания обучения;

- простота получения визы;

- количественные ограничения самого

вуза;

- «языковой» уровень подготовленности преподавательского корпуса;

- параметры внешней макросреды и некот. др.

Все они в той или иной мере в тактическом и стратегическом планах определяют уровень экспорта образовательных услуг.

Библиографический список

1. Стенографический отчет о заседании Государственного Совета 24 марта 2006 года «О развитии образования в Российской Федерации», http:// www.government.ru

2. Галаган, А.И. Финансирование образования в развитых зарубежных странах / А.И. Галаган, О.Д. Прянишникова. - М.: НИИВО. - Вып. 1. - 2003. - С. 5.

3. Материалы Всероссийского совещания-семинара проректоров по международной деятельности высших учебных заведений Российской Федерации «Реализация государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран и поддержка экспорта образовательных услуг российских образовательных учреждений». - М., 15-16 декабря 2005 г. - 63 с.

4. Встреча министров образования государств-членов Группы восьми, Москва, 1-2 июня 2006 г. Московская Декларация, http://www.mon.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.