ИССЛЕДОВАНИЕ
Кенеш У.1
1 Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Основные направления создания инфраструктуры инновационной деятельности в Кыргызской Республике
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматриваются вопросы формирования национальной инновационной системы Кыргызстана и основные направления создания инновационной инфраструктуры. Данная статья будет полезна исследователям и практическим работникам, осуществляющим деятельность в области формирования и развития национальной инновационной системы, а также российским и кыргызстанским бизнесменам для определения перспективных направлений взаимовыгодного сотрудничества.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационный процесс, модель инновационного развития, инновационно-технологический центр, технопарк, национальная инновационная система, инфраструктура
JEL: 018, 030, R11
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Кенеш У. Основные направления создания инфраструктуры инновационной деятельности в Кыргызской Республике // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 9. — С. 10571068. — doi: 10.18334/ce.10.9.36554
Кенеш Улан улуу, аспирант, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, г. Бишкек, Кыргызская Республика ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 09.06.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.09.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.10.9.36554
(с) Кенеш У. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
В мировой экономике активно осуществляется инновационный путь развития. Такой выбор - это не просто мода, объективная необходимость для всех стран в мире. Инновационный путь развития реализуется посредством формирования научного потенциала и внедряется через систему развития частного предпринимательства, что для многих развитых стран является характерной чертой, обеспечивающей экономический рост и развитие. Так, например, наукоемкие и высокие технологии дают в США 85% прироста занятости, в Великобритании - 89%, в Японии - 90% [1, с. 28].
Это относится и к Кыргызстану, потенциал инновационной трансформации социально-экономической системы которого необходимо реализовать в наиболее короткие сроки, найдя способы и источники для его увеличения. Иначе Кыргызстан в силу самых разнообразных обстоятельств, в числе которых в первую очередь низкая конкурентоспособность произведенной продукции и технологическое отставание, может утратить свою привлекательность и национальную, социально-экономическую и политическую самостоятельность. Для этого необходимо осуществить инновационный прорыв в реально короткие сроки, мобилизовав все финансовые, экономические, научные и созидательные силы и возможности страны. При этом Кыргызстан должен выбрать один из двух возможных путей: создать собственную модель инновационного развития. Для чего потребуются огромные ресурсы. На данном этапе этот вариант не подходит для страны.
Второй вариант, на наш взгляд, выглядит более реалистичным -это органичная инновационная интеграция с другими странами. Этот вариант предпочтительнее и более реалистичный, поскольку за двадцать пять лет был утрачен научно-технический и производственный потенциал, восстановление которого сопряжено с огромными материальными и временными затратами. Кроме того, многие составляющие инновационного развития, имеющиеся в прошлом, разрушены и заново их создать просто невозможно. Но даже при выборе второго варианта первоочередное внимание необходимо уделить формированию прогрессивных системных условий поднятия экономики страны.
Как отмечают известные экономисты В.Е. Савин и С.Е. Савина, в ответ на экономические шоки на первый план выдвигаются требования модернизации социальной сферы с тем, чтобы, не отходя от принципов
социального государства, обеспечить рост конкурентоспособности человеческого капитала и страны в целом [2, с. 188].
Сейчас следует подготовить и осуществить своеобразные ускоряющие качественные прорывы в развитии производства, чего и в настоящее время нет в экономике Кыргызстана. Так, проведенное обследование рынка труда в Кыргызстане совместно с международной организацией ГТЦ была выявлена противоречивая тенденция.
В Кыргызстане, в столице, в отличие от других регионов, сосредоточена основная часть работодателей. Всего зарегистрировано 96,6 тыс. хозяйствующих субъектов, из них 56,2 тыс. юридических лиц. При этом, по данным Нацстаткомитета республики, из числа юридических лиц действует всего 11,8 тысяч (21,0% от общего числа), а остальные предприятия относятся к бездействующим, спящим или без признака активности. Например, спят более 10 лет 6019 предприятий. Неудивительно, что подавляющее большинство из них не озабочено вопросами внедрения инноваций.
В целом по республике ситуация с инновациями выглядит еще непригляднее. За 2010-2014 гг. в целом по Кыргызстану в 2,6 раза произошло сокращение числа предприятий, выпускающих инновационную продукцию (с 23 ед. до 9 ед.). Около половины из них сосредоточены в пищевой промышленности [3].
Сложившаяся ситуация ведет к деградации имеющегося научно-технического потенциала страны из-за невостребованности, так как отечественный бизнес удовлетворяет большинство своих технологических потребностей, покупая готовый продукт у зарубежных инновационных компаний, где выпуск такой продукции хорошо отлажен и поэтому потребности заказчиков из Кыргызстана смогут удовлетворить значительно быстрее и экономичнее, чем при наладке производства такой продукции в республике.
Это происходит потому, что отечественные компании и научные центры заведомо находятся в проигрышном состоянии, поскольку, даже создав высокотехнологичные разработки, они должны не просто произвести для заказчика готовый продукт, но и взять на себя издержки по восстановлению разрушенной инфраструктуры, которая в таком виде является неконкурентоспособной.
Выходит, что разработчики инноваций несут двойные издержки, что и делает инновационный продукт неконкурентоспособным и он
становится невостребованным, что ведет к отсутствию спроса на лучшие качества человеческого капитала: интеллект, творчество и возможности и стремление к инновациям. Сложившаяся ситуация через несколько лет приведет к растущим издержкам у самого отечественного бизнеса, а по сути, это уже происходит и проявляется в следующем:
—рост издержек в поисках опытных квалифицированных кадров;
—растущая зависимость от западных компаний;
— нарастающие трудности в привлечении иностранных инвестиций из-за падения общего престижа и репутации национальной производственной инфраструктуры;
— высокий уровень коррупции на всех уровнях, что ведет к хищническому методу ведения дел.
Однако нельзя отрываться от реальности развития экономики. Кыргызстан переживает переход к новому этапу экономического роста, основанному на использовании более приемлемых результатов НТП, активно соединяя с производственными факторами страны, менталитетом народа, экономическим развитием и проявлениями современных тенденций. Осуществление модернизации экономики было объявлено через 15-летний перерыв в инновационном развитии в условиях развала материально-технической базы страны. Поэтому ориентирами в инновационном развитии должны служить новейшие результаты, полученные в современной науке за прошедшие годы. Это означает, что опять необходимо перешагивать через промежуточные этапы.
Другая проблема состоит в необходимости полностью закончить восстановление разрушенного потенциала, выйти на уровень начала 90-х годов ХХ века, обеспечить компенсацию понесенных потерь в годы трансформации социально-экономической системы, в процессе радикальных преобразований при переходе к рынку вызвавший огромный ущерб в экономике, резкое снижение производства товаров и услуг, остановку заводов, фабрик, ликвидацию некоторых промышленных отраслей, деградацию сельскохозяйственного производства, что привело к значительному снижению уровня жизни населения страны. До сих пор страна восстанавливается с большим трудом. Сельское хозяйство еще не оправилось от кризиса, уступило значительную долю рынка импортной продукции. В то время как современные вызовы диктуют необходимость обеспечения продовольственной безопасности и внедрение инновационных технологий, в сельском хозяйстве является
приоритетной задачей экономическое развитие [4, с. 37]. Еще одна важная проблема состоит в том, что необходимо преодолеть сокращение реального сектора экономики, восстановить и обеспечить рост обрабатывающей промышленности.
В концепции социально-экономического развития Кыргызстана на краткосрочный, а также на среднесрочный период объективно обозначается необходимость инновационного развития экономики, включая и две другие указанные проблемы, т.е. вектор развития должен быть направлен на решение триединства проблем, в их взаимосвязи. Для их решения целесообразно создавать свободные экономические зоны (СЭЗ), обладающие большими потенциальными возможностями и имеющие хорошие перспективы. Это связано с тем, что СЭЗ все активнее интегрируются в мировой рынок, используя для этого интенсифицированные техноемкости, и впоследствии могут стать самой инициативной силой, постоянно участвуя конкурентной борьбе на мировом рынке. Гибкость СЭЗ, их максимальная приспособляемость к быстро меняющейся международной экономической ситуации, вместе с тем возможность в особых случаях избегать ограничения протекционизма в торговле, являются ведущими факторами для дальнейшего развития свободных экономических зон, которые развиваются по различным моделям. Главной моделью СЭЗ в XXI веке выступают зоны открытой торговли, а также в форме научно-промышленных парков, которые в 90-е годы прошлого века сыграли ведущую роль в развитии высоких технологий и производства. Кроме того, будет расти вклад СЭЗ в социально-экономический баланс развития тех территорий, где они расположены, что превратит их в источник подъема экономики страны и региона расположения.
Одним из основных направлений формирования инновационной инфраструктуры становится создание различных центров содействия инновациям, научно-технологических парков и бизнес инкубаторов, развитие которых обеспечивает стратегию стимулирования роста и соединяет воедино элементы промышленной, инновационной и региональной политики. При верной бизнес стратегии и удачном местоположении эти структуры могут стать так называемыми «точками роста», создать предпосылки развития областей и районов, а также в будущем обеспечить синергетический эффект усиления влияния.
Основной эффект экономического развития достигается в бизнес инкубаторах и технопарках за счет того, что сумма средств, направленных на
развитие инфраструктуры, должна посредством мультипликативного эффекта привести к привлечению инвестиций в реальный сектор, увеличить спрос на продукцию более мелких фирм в смежных отраслях и будет стимулировать развитие предприятий в других областях и районах. Это означает, что выбор инвестиционных проектов приводит к максимизации эффекта на единицу производственных вложений. Итогом такой работы парков является перестройка структуры производства, положительно влияющая на инновационное развитие.
Технопарки, функционируя на определенных территориях, одновременно содействуют их развитию в технико-экономическом и производственном, социальном плане, способствуют также повышению занятости населения этих районов. Кроме того, рост создаваемых активно работающих предприятий способствует увеличению ВВП и соответственно создает дополнительные источники доходов республиканского и местных бюджетов страны.
Понимание значимости этой проблемы присутствует и в научно-практических кругах Кыргызской Республики. В стране для ее осуществления предлагается создать первичные структуры инновационно-технологических центров (ИТЦ), которые будут заниматься созданием объединенной технологической цепочки инновационной инфраструктуры, объединять большое количество малых предприятий, связанных общей территорией и структурой. Для их формирования предполагалось выделить значительные финансовые ресурсы, которые первоначально должны были быть направлены на ремонт и оборудование помещений для расположения малых предприятий. Как правило, ИТЦ следует создавать на свободных площадях предприятий и организаций, которые по финансовым причинам неспособны самостоятельно их содержать.
В современном мире накоплен довольно богатый опыт, свидетельствующий о высокой эффективности функционирования ИТЦ, ибо такая система помогает малым предприятиям особенно на первых порах получить весомую поддержку, производственные и офисные помещения, а также информационные и маркетинговые услуги. Кроме того, эти центры помогают малым предприятиям отстаивать свои права по защите интеллектуальной собственности, искать финансовые и материальные ресурсы для организации производства, а также оказывают помощь в защите прав на интеллектуальную собственность, в получении лицензий и сертификатов качества продукции. ИТЦ должны также оказывать свое влияние на подготовку кадров и проводить
совместную работу с технопарками. По мере укрепления этой структуры и повышения ее опытности и эффективности функционирования ИТЦ может стать связующим центром между различными производственными, научными, образовательными организациями, объединенных одной целью обеспечить инновационное развитие своих производственно-территориальных структур.
В законе Кыргызской Республики «Об инновационной деятельности» намечалось создание инновационной сети как основы национальной инновационной системы, это означало, что на государственном уровне инновации должны рассматриваться в качестве ключевого фактора для оздоровления ситуации, как в научно-технической сфере, так и в промышленности. В Кыргызстане национальная инновационная система должна опираться на вузовскую науку и работающие промышленные предприятия. На базе крупных университетских центров каждого региона республики предполагалось разработать комплексные планы для организации инновационно-технологических или научно-инновационных центров.
В современных условиях вузовские ИТЦ должны быть направлены на привлечение к научной деятельности талантливых студентов, к реальной разработке инновационных проектов и по мере развития преобразовать их в учебно-научные инновационные центры, которые создаются по международной методике технопарков. Такая работа уже ведется, например, при Иссыккульском государственном университете им. К. Тыныстанова образован научно-инновационный центр (НИЦ), деятельность которого направлена на разработку научно-инновационных проектов. Создается технопарк на базе кыргызско-турецкого университета «Манас», тем более что правительство Турции обещало выделить на эти цели 10 млн долл. США, а также на базе Кыргызско-Российского славянского университета, Нарынского и Ошского государственного университетов.
На начальном этапе государственные структуры должны оказывать всемерную помощь в создании Национальной инновационной системы, а в последующем оказывать содействие ее вхождению в международные научно-технические и производственные институты. Этот процесс предполагает наличие определенного национального багажа инноваций и нововведений, интересных предложений, которые заинтересуют международные научно-производственные структуры и будут приняты к рассмотрению и принятию решения.
Как свидетельствует мировой опыт, государственные структуры выступают главным субъектом в создании национальных инновационных систем и обеспечивают их становление и дальнейшее развитие финансовыми, правовыми и организационными средствами. Для этого государственная политика должна обеспечить значительное повышение статуса науки и образования, восстановление и стимулирование предприятий, занятых наукоемким производством, что в реальности поможет создать основы принципиально новой модели экономического развития Кыргызской Республики, т.е. инновационной экономики [5, с. 123].
Некоторые инновационные подходы уже внедряются в Кыргызстане. Эти подходы отражены в ряде государственных политик и программ. Однако сегодня требуется их систематизация и наполнение измеримым содержанием. До того, как Китай воспользовался возможностями, предоставленными глобализацией, он был беднее многих и ныне бедных стран. В чем секрет экономических успехов Китая? Эта страна сделала ставку на продвижение технологий. Были созданы технопарки, свободные экономические зоны. При этом главное - в СЭЗах не занимаются, например, торговлей спиртом или вино-водочными изделиями [6]. Их деятельность направлена на разработку и выпуск инновационной продукции. Для проведения научно-исследовательской, производственной и коммерческой деятельности по реализации инновационных проектов требуются огромные инвестиционные ресурсы, и поэтому сотрудникам СЭЗ требуется проводить большую работу по привлечению необходимых средств, как за рубежом, так и внутри страны. В этом случае для активизации инновационной деятельности, в том числе и для коммерционализации инновационных проектов, целесообразно использовать средства инвестиционных фондов путем предоставления им разного рода преференций. Вложение привлеченных средств позволит повысить инновационный потенциал страны, для оценки которого необходимо использовать различные индексы и международные рейтинги [7, с. 5]. Для этого в республике необходимо сформировать систему мониторинга, отслеживать конкурентные позиции и рейтинги стран и выявлять конкурентные преимущества и направления сотрудничества.
Такая работа в некоторых странах СНГ уже ведется, и имеются определенные успехи. Кыргызстан пока на данном этапе только успешно работает в области разработки нормативно-правовых документов
инновационной деятельности и не отстает от других стран СНГ, но в области формирования технопарков Кыргызстан значительно отстал.
В Кыргызской Республике отечественная наука занимает неплохие позиции в ряде технологичных отраслей, но их достижения не внедряются активно в производство, поскольку не создан механизм, который бы способствовал внедрению новинок в отрасли промышленного и сельскохозяйственного производства, предприятия которых практически работают по старинке, мало используют достижения НТП. Такая ситуация складывается потому, что в республике не создана единая научно-производственная и коммерческая цепочка, отсутствуют институты и инфраструктура венчурного бизнеса, которая бы обеспечивала продвижение нововведений по всей цепи, превращая научные замыслы в практический выпуск обновленной продукции, востребованной на рынке. Тормозится в развитии Национальный портал Кыргызской Республики «Информация для инновационной деятельности государств-участников СНГ», хотя были отобраны проекты для межгосударственной реализации в глобальном российском проекте «Сколково» [8, с. 68]. Для решения такой задачи целесообразно изучить опыт других стран, например, Китая, и создать технопарки, куда должны войти научно-исследовательские институты, производственные структуры, талантливая молодежь и квалифицированные специалисты, обладающие опытом и знанием высоких технологий.
Однако следует признать, что в Кыргызстане по объективным причинам сложно создать полноценно функционирующий технопарк. Поэтому выход видится в кооперации с другими странами СНГ в этой области. Такая возможность у республики появилась, она стал членом ЕАЭС. Однако на данном этапе инновационная политика не заняла должного места, и пока еще не сформированы государственная политика в этом союзе в области инноваций и единая концепция инновационного развития, поэтому отсутствует целостная инновационная инфраструктура. Для осуществления такой сложной работы потребуется время, по прошествии которого заработает система стимулов для активного межгосударственного движения инноваций. Хотя следует признать, что страны - члены ЕАЭС имеют большие возможности для инновационного развития, но они пока еще не объединены в единую экономическую систему, действуют разрозненно и на данном этапе не являются активным фактором ускорения развития экономики этих стран. Поэтому необходимо разработать совместную дорожную карту, в которой будет
обоснован алгоритм совместного действия по рациональному использованию тех преимуществ и потенциальных возможностей, которые имеются у ЕАЭС, что создаст условия для инновационного развития всей объединенной системы.
Непростая ситуация складывается в швейной и текстильной промышленности, которая в республике является наиболее инновационной и конкурентоспособной. Это наиболее передовая отрасль экономики страны, но, начиная с 2012 года, по объективным и субъективным причинам в этой отрасли начался спад производства. По данным директора ассоциации «Легпром» Ф. Тологонова, эта ассоциация объединяет более 700 хозяйствующих субъектов в Кыргызстане и 17 представительств в России. В этой отрасли трудятся порядка 300 тысяч человек, из них почти 200 тысяч - в сфере текстильного и швейного производства. Некоторые из владельцев бизнеса, связанного со швейной и текстильной отраслью, являются гражданами Российской Федерации. Бренд «Сделано в Кыргызстане» уже широко известен за пределами Кыргызстана, особенно в Казахстане и России. Сложность заключается в том, что все сырье в этой отрасли импортное. Для выхода из кризиса, особенно в связи с вступлением в ЕАЭС, в отрасли была проведена работа по внедрению инноваций и привлечению средств в производство тканей. Например, в г. Кара-Балта турецкая компания спроектировала и ввела в действие завод более чем за миллион долларов и сейчас осуществляет его модернизацию. Как предполагается, он будет выпускать около 30 тонн трикотажа [9, с. 4]. Это свидетельствует о высоком экономическом эффекте от данных видов деятельности. Российскому бизнесу в рамках вступления Кыргызстана в ЕАЭС могут быть предоставлены определенные налоговые, трудовые, визовые преференции. Это должно мотивировать российских бизнесменов к долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству.
В 2016 году внимание инвесторов направлено на инвестирование в электроэнергетику, Это, прежде всего, строительство на горных реках малых ГЭС по территории всей страны с участием чешских инвесторов. Предусматривается также строительство малых ГЭС в Иссык-Кульской области, инвесторами выступают испанские компании. Планируется осуществить и ряд других значимых объектов. Что касается сотрудничества с российскими игроками энергетического рынка, то Кыргызстан в силу исторических особенностей будет всячески способствовать созданию наиболее благоприятных условий инвестирования.
Заключение
1. Для решения первоочередных задач инновационного развития российского и кыргызского бизнеса должны быть использованы преимущества экономик ЕАЭС:
—природные, минерально-сырьевые ресурсы и транспортная инфраструктура; свободные производственные мощности по выпуску массовой продукции;
— свободная рабочая сила, подготовленные специалисты, научные кадры, развитая система образования, которые можно задействовать в производстве той продукции, для которой имеются конкурентные преимущества, прежде всего, низкие издержки производства. Такая продукция найдет спрос как на внутреннем рынке России, так и на рынках развивающихся стран.
2. Более тесная интеграция Кыргызстана с Российской Федерацией должна снизить негативные тенденции в инновационном процессе. Этому будет способствовать свободное движение капитала и создание единого финансового рынка и рынка инвестиций. В результате российские бизнесмены союза заинтересуются рынком Кыргызстана, что будет способствовать обмену технологиями и расширению процесса создания совместных предприятий, которые будут базироваться на передовой технологии, новом оборудовании и относительно недорогом и квалифицированном труде граждан Кыргызстана.
3. В настоящее время Кыргызстан и Россия подписали соглашение об экономическом сотрудничестве. Согласно этому соглашению, создается кыргызско-российский фонд развития, капитал которого составляет один миллиард долларов, а также будет производиться финансирование мероприятий «дорожной карты» на общую сумму двести миллиардов долларов. Поэтому российскому бизнесу стоит присмотреться к интересным проектам в Кыргызстане, благо имеется финансовая основа взаимовыгодного сотрудничества.
4. Вхождение Кыргызстана в ЕАЭС и более тесная интеграция с Российской Федерацией дает надежду на то, что в республике начнут более активно внедряться инновации, сократится дефицит инвестиционных ресурсов и увеличится производство инновационной продукции. Хотя на современном этапе в системе ЕАЭС имеется противоречие между уровнем интеллектуального потенциала членов этого союза и возможностями его использования для создания инновационного развитого экономического союза, его эффективное
функционирование позволит сформировать инновационную экономику в странах этого союза и служить целям модернизации отечественной экономики, чтобы противостоять вызовам XXI века.
ИСТОЧНИКИ:
1. Заварухин В., МинделиЛ. Международные аспекты российской инновационной
политики // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 5. - С. 28-31.
2. Савин В.Е., Савина С.Е. Состояние и финансирование социальной сферы в странах
Европейского союза // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2014. - Т. 14. - № 3. - С. 184-188.
3. Промышленность Кыргызской Республики 2010-2014. - Бишкек: НСК КР, 2015.
4. Бирюков А. Развитие малого и среднего бизнеса - локомотив экономики (опыт Тайваня)
// Вопросы экономики. - 2004. - № 9. - С. 37-39.
5. Адилов Т.М. Об инфраструктуре инновационной деятельности. - Б., 2008. - С. 76.
6. Бактыгулов Ш. Инновационная матрица: видеть дальше и шире [Электронный ресурс]
// Открытый Кыргызстан. - Режим доступа: http://www.open.kg/
7. Реймер В.В., Кокуйцева Т.В. Международный рейтинг инновационного потенциала
России // Российское предпринимательство. - 2010. - № 12-2. - С. 4-10.
8. Нифадьев В.И., Малюкова Н.Н., Мехова Е.Е. Интеграция в инновационное пространство
через межгосударственное сотрудничество // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2013. - Т. 13. - № 12. - С. 68-72.
9. Маликова Б. Легпром - в наш дом // Вечерний Бишкек. - 2016. - 23 марта.
Kenesh Ulan uluu, Postgraduate, Kyrgyz Russian Slavic University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Bishkek, Kyrgyz Republic
The main directions for the development of the innovation activities infrastructure in the Kyrgyz Republic
ABSTRACT
The author discusses the issues of the development of national innovation system of Kyrgyzstan and the main directions for the innovational infrastructure creation. This article may be of interest for the researchers and professionals working in the sphere of formation and development of the national innovation system, as well as to Russian and Kyrgyz businessmen for identification of the promising directions of mutually beneficial cooperation.
KEYWORDS: innovational process, innovational development model, innovational-technological center, technology park, national innovation system, infrastructure