Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
755
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН / ЗАКОННОСТЬ / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бородаенко Н.В., Ерыгина А.В.

В статье на выбранную тему, рассматриваются различные подходы к определению понятия «общественный порядок». Определены управленческие принципы обеспечения общественного порядка. Отмечается, что сотрудникам полиции необходимо создавать наиболее свободные условия для обеспечения гражданину, в отношении которого применяется соответствующие меры административного принуждения, возможности ознакомления с документами и материалами, затрагивающими права гражданина, особенно если это касается его личной свободы и личной неприкосновенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE MANAGEMENT OF THE PATROL-POINT SERVICE OF THE POLICE IN ENSURING PUBLIC ORDER

The article discusses various approaches to the definition of the concept of "public order". The management principles for ensuring public order are determined. It is noted that police officers need to create the most free conditions to provide a citizen, in respect of whom appropriate measures of administrative coercion are applied, with the opportunity to familiarize themselves with documents and materials affecting the rights of a citizen, especially when it comes to his personal freedom and personal inviolability.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Н.В. Бородаенко, старший преподаватель А.В. Ерыгина, студент

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-2-51-55

Аннотация. В статье на выбранную тему, рассматриваются различные подходы к определению понятия «общественный порядок». Определены управленческие принципы обеспечения общественного порядка. Отмечается, что сотрудникам полиции необходимо создавать наиболее свободные условия для обеспечения гражданину, в отношении которого применяется соответствующие меры административного принуждения, возможности ознакомления с документами и материалами, затрагивающими права гражданина, особенно если это касается его личной свободы и личной неприкосновенности.

Ключевые слова: патрульно-постовая служба, общественный порядок, совершенствование, обеспечение, права и свободы граждан, законность, неприкосновенность.

В истории существования цивилизованного общества понятие «порядок» считается одним из важнейших ценностей и целей деятельности людей, социальных групп и государств. Именно поэтому вопросы обеспечения порядка интересовали каждую часть социальной структуры общества - от конкретного индивида до широкого объединения людей.

Исторические события современной России доказывают, что общественный порядок является основательной структурой общества, обуславливающим стабильность его развития, эффективную деятельность нашего государства и его публичных органов. Государство ориентировано на эффективное развитие публичных организаций и частных компаний. Охрана физических и юридических лиц является главными задачами государства Российской Федерации, имеющими главное значение в обеспечении общественного блага.

Посреди основных важнейших социальных ценностей важное место занимает общественный порядок, от важности обеспечения которого в значимой степени зависит реализация гражданами собственных прав и свобод. Соответственно, соблюдение и поддержание общественного порядка на территории страны - одна из первичных задач государства, использую-

щего для его реализации комплекс различных средств, в частности правовых.

Общественный порядок является неотъемлемым объектом административно-правовой охраны, осуществляемой посредством предусмотренных законодательством страны методов, форм, процедур, средств и т.д. Современное состояние законодательства в деятельности общественного порядка требует стандартизации и гармонизации терминологического аппарата и официального определения понятия общественного порядка.

Важной предпосылкой реализации необходимых реформ есть совершенствование административного законодательства, положения которого определяют перечень и административно-правовой статус правоохранительных органов страны, регулируют особенности их деятельности по обеспечению прав и свобод граждан, интересов общества и государства, противодействия преступности, а также противодействия коррупции в нашей стране.

Актуальность вопроса обеспечения общественного порядка ежегодно значительно растет при проведении различных общественно-политических мероприятий и съездов.

И поэтому рассмотрение этой проблемы приобретает важное значение и актуаль-

ность в условиях реформирования правоохранительной системы РФ.

Разрешение проблемы обеспечения общественного порядка имеет приоритетное значение в системе задач, которые ставятся перед государственными органами РФ. Однако высокий уровень преступности, низкий уровень экономической стабильности и другие негативные факторы свидетельствуют о том, что проблема решается государством довольно неэффективно. Одной из причин такой ситуации является отсутствие на законодательном уровне единого категориального аппарата в сфере обеспечения правопорядка, в частности, отсутствие единого определения понятия общественного порядка.

В сегодняшних условиях понятие «общественный порядок» трактуется по-разному:

1) неукоснительное соблюдение гражданами правил поведения в общественных местах (на улицах, площадях, стадионах, в парках, общежитиях, жилых домах и т.п.), что обеспечивает спокойные условия для общественно-полезной деятельности, быта и отдыха людей;

2) регулированная правовыми и другими социальными нормами система общественных отношений, обеспечивающая защиту прав и свобод граждан, их жизнь и здоровье, уважение чести и человеческого достоинства, соблюдение норм общественной морали;

3) система общественных отношений, урегулированная правовыми и другими социальными нормами, обеспечивающая защиту прав и свобод граждан, их жизнь и здоровье, уважение к чести и человеческому достоинству, соблюдение норм общественной морали;

4) состояние упорядоченности социальными нормами (нормами права, морали, корпоративными правами, нормами-обычаями) системы общественных отношений и их соблюдения [4, с. 96];

5) система общественных отношений, которые возникают и существуют главным образом в общественных местах, основой которой является соблюдение норм права и других социальных норм, направленных на обеспечение личной безопасности гра-

ждан и общественной безопасности, создание благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений;

6) порядок волевых общественных отношений, возникающих в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и других норм неюридического характера правил поведения в области общения, чем обеспечивают слаженную и устойчивую общую жизнь людей в условиях развитого общества [6, с. 182];

7) урегулированная нормами права и другими социальными нормами система общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержку состояния общественного и личного покоя граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности;

8) состояние общественных отношений, формируемое в общественных и любых других местах вследствие поведения людей и реально отражает соответствие такого поведения требованиям регулирующих их социальных норм [5, с. 162].

В то же время состояние общественных отношений, возникающее в любых других местах, характеризует общественный порядок только при условии его влияния на состояние общественных отношений, создаваемого в общественных местах. Наиболее устоявшимся взглядом является определение общественного порядка как состояния упорядоченности общественных отношений, складывающихся в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в ходе которого органы государственной власти, органы местного самоуправления и каждое отдельно определенное лицо должны соблюдать общепринятые нормы нормального сосуществования [5, с. 170].

Что касается законодательного закрепления понятия «общественный порядок» в нормативно-правовых актах различного уровня, то раскрывается следующая картина. Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [1] в названии главы 20 «Админи-

стративные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» закреплен рассматриваемый термин. Однако в Кодексе отсутствует определение данного термина.

Упоминание о дефиниции «общественный порядок» происходит в Уголовном кодексе РФ в разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» [2], но определение тоже отсутствует.

Такое положение наблюдается и в различных федеральных законах, которые в той или иной степени регулируют отношения по обеспечению общественного порядка. Прежде всего, обращает внимание то, что в Федеральном законе «О полиции» [3] в главе «Общие положения» не раскрывается содержание ни одного из используемых в нормативном акте базовых понятий, в том числе и дефиниции «общественный порядок», хотя их обеспечение непосредственно возложено на этот правоохранительный орган (ст. 1).

Административная деятельность, которая осуществляется в сфере внутренних дел, является, по сути, деятельностью управленческой, эта деятельность носит государственно-властный характер. Так, посредством этой деятельности осуществляется управление службами и подразделениями полиции, которые осуществляют внутриорганизационную работу. Эффективная защита прав и свобод граждан, в частности, в сфере общественного порядка, невозможна без осуществления целого ряда организационных мероприятий, а также без надлежащего материально-технического и кадрового обеспечения соответствующего направления работы полиции.

Исследуя особенности и значение обеспечения общественного порядка, нельзя не обратить внимание на принципы, на основе которых он происходит. Необходимо отметить, что принципы обеспечения общественного порядка полностью согласуются с принципами национальной безопасности государства, важной составляющей которого является общественная безопасность.

Вместе с тем, указывая на принципы обеспечения общественного порядка, целесообразно заметить, что глубина и объем тех проблем, решение которых предусмотрено соответствующими целями этой деятельности, позволяют говорить об управленческом ее аспекте. В частности, к так называемым управленческим принципам обеспечения общественного порядка необходимо отнести:

1. Законность. Элиминация конституционных предписаний через принятие ординарных законов, выборочное их применение ведет к эрозии базовых устоев легитимности государственной власти и размыванию всей системы права. Сам по себе этот факт представляет существенную внутрисистемную угрозу общественному порядку, делает невозможным функциональную способность государства по реализации своих обязательств перед гражданами, в том числе и их безопасности от криминогенных и других угроз. Поэтому скорейшее восстановление, укрепление и поддержание законности в РФ - главный критерий для развертывания многообразия мер по всему фронту обеспечения общественного порядка.

2. Гуманизм в деятельности по обеспечению общественного порядка сводит человека в ранг главного ориентира и критерия эффективности. В целом заметим, что концепция человеческой безопасности является одной из основных в XXI веке.

3. Демократизм подразумевает широкое участие общественности в управлении обеспечением общественного порядка. Это является обязательным условием формирования конструктивного диалога между властью и начальными элементами гражданского общества, трансформации вектора государственного управления из пара-зитарно-утилитарного в сервисно-гуманитарный. Реализация этого принципа предполагает постоянное взаимодействие между общественными организациями, политическими партиями и органами государственной власти, местного самоуправления, ответственными за обеспечение общественного порядка.

4. Плановость обеспечения общественного порядка состоит в планировании ор-

ганизации и осуществлении управления соответствующей деятельностью, программировании непосредственных мер обеспечения.

5. Координация и взаимодействие, равно как и плановость, являются общими принципами управленческой практики.

6. Адекватность реагирования на угрозы как принцип обеспечения общественного порядка выражает синтетические свойства всех подсистем социального управления, которые так или иначе вовлечены в функцию защиты общества от рисков нарушения общественного покоя. Согласно этому принципу деятельность по обеспечению общественного порядка должна происходить на основе комплексности (учитывать связи между переменными факторами на несколько узлов и уровней вперед), сбалансированности (обеспечивать баланс сил, средств, интенсивности их применения и имеющихся угроз), своевременности (не быть запоздалой и необоснованно преждевременной, постепенности (каждая последующая фаза, этап реализации мер обеспечения должен основываться на предыдущем, с необходимостью вытекать из него, если он не является абсолютно инновационным).

7. Контроль и ответственность - принципы управления, направленные на содействие надлежащей эффективности реализации мер охраны общественного порядка, и заключается в наблюдении, своевременной корректировке опасно-превентивной деятельности, в том числе и инструментами юридической ответственности. Комплексно с другими принцип контроля и ответственности позволяет укрепить адаптивность системы обеспечения общественного порядка в отношении как внутренних, так и внешних дестабилизацион-ных факторов, поддерживать исполнительскую дисциплину и законность в деятельности соответствующих субъектов.

В целях повышения эффективности деятельности патрульно-постовой службы полиции, необходимо повысить уровень исполнения законодательства об админи-

стративных правонарушениях. Показатель эффективности производства по делам об административных правонарушениях должен быть поставлен в зависимость от реально исполненных примененных административных наказаний.

К факторам, способным оказать воздействие на совершенствование деятельности патрульно-постовой службы полиции, несомненно, можно отнести качество отбора и профессиональной подготовки сотрудников.

При осуществлении административно-юрисдикционной деятельности в большей степени затрагиваются права и свободы граждан. В этой связи не случайно, что в этом направлении деятельности сотрудники полиции просто обязаны максимально формально соблюдать установленную процессуальную форму. В настоящее время сотрудникам полиции необходимо создавать наиболее свободные условия для обеспечения гражданину, в отношении которого применяется соответствующие меры административного принуждения, возможности ознакомления с документами и материалами, затрагивающими права гражданина, особенно если это касается его личной свободы и личной неприкосновенности.

Раскрытие сущности административной деятельности патрульно-постовой службы полиции дает возможностьрассудить, что этот вид деятельности во многом предопределяет эффективность других направлений деятельности полиции, в частности, таких, как оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность. Связано это с тем, что при организации двух последних видов деятельности также имеет место административно-правовая составляющая.

В заключении рассмотрения темы, можно отметить, что исходя из большой значимости административной деятельности в вопросах обеспечения правопорядка, а также защиты прав и свобод граждан остро встает вопрос о внесении дополнений в ФЗ «О полиции».

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1, 2016. № 7. Ст. 918.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ с изм. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954. 2016. № 1 (ч. 1). Ст. 61.

3. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ с изм. и доп. // Собр. 163 законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900, № 14. Ст. 2008.

4. Калустов, Р.Г. Общественный порядок: понятие и содержание категории // Социология и право. - 2020. - №2. - С. 95-99.

5. Коротких, А.Г. К дискуссии о понятии «общественный порядок»: проблемы применения в административном законодательстве // Вестник ВГУ. Серия: Право. - 2016. - №2. - С. 159-171.

6. Попович О.М. К вопросу об объективных признаках административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - №1. - С. 181-184.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE MANAGEMENT OF THE PATROL-POINT SERVICE OF THE POLICE IN ENSURING PUBLIC ORDER

N.V. Borodaenko, Senior Lecturer A.V. Erygina, Student

Belgorod State National Research University (Russia, Belgorod)

Abstract. The article discusses various approaches to the definition of the concept of "public order". The management principles for ensuring public order are determined. It is noted that police officers need to create the most free conditions to provide a citizen, in respect of whom appropriate measures of administrative coercion are applied, with the opportunity to familiarize themselves with documents and materials affecting the rights of a citizen, especially when it comes to his personal freedom and personal inviolability.

Keywords: patrol service, public order, improvement, provision, rights and freedoms of citizens, legality, inviolability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.