Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования системы здравоохранения республики Татарстан как фактор повышения качества жизни населения в регионе'

Основные направления совершенствования системы здравоохранения республики Татарстан как фактор повышения качества жизни населения в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
409
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РЕГИОНЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кадырова Л.Р.

Здравоохранение это одна из крупнейших ресурсоемких отраслей народного хозяйства. В последние десятилетия наблюдается существенное повышение экономической значимости системы здравоохранения, как отрасли, играющей значительную роль в сохранении и укреплении здоровья населения. Здравоохранение в России в целом и в Республике Татарстан в частности, сегодня имеет тенденцию к увеличению доли коммерческой медицины среди общего числа оказываемых медицинских услуг. Становление рыночных отношений в отечественной системе здравоохранения, формирование рынка медицинских услуг, интенсивно развивающийся процесс коммерциализации отрасли эти и многие другие тенденции развития здравоохранения оказывают немаловажное влияние на текущую социально экономическую ситуацию в России и ее регионах. Качество жизни населения является одной из ключевых результирующих показателей социальной политики. Немаловажный вклад в оценке качества жизни вносит здравоохранение, так как здоровье населения это самый важный индикатор благополучного общества. В статье проанализированы отдельные показатели здравоохранения в России в целом, и в Республике Татарстан в частности, уделено особое внимание оценке текущего состояния системы здравоохранения в Республике Татарстан, и проанализированы основные векторы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования системы здравоохранения республики Татарстан как фактор повышения качества жизни населения в регионе»

Основные направления совершенствования системы здравоохранения Республики Татарстан как фактор повышения качества жизни населения в регионе

Кадырова Лейля Ренатовна

аспирант, кафедра территориальной экономики Института управления, экономики и финансов, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», leilia.kadyrova@gmail.com

Здравоохранение - это одна из крупнейших ресурсоемких отраслей народного хозяйства. В последние десятилетия наблюдается существенное повышение экономической значимости системы здравоохранения, как отрасли, играющей значительную роль в сохранении и укреплении здоровья населения. Здравоохранение в России в целом и в Республике Татарстан в частности, сегодня имеет тенденцию к увеличению доли коммерческой медицины среди общего числа оказываемых медицинских услуг. Становление рыночных отношений в отечественной системе здравоохранения, формирование рынка медицинских услуг, интенсивно развивающийся процесс коммерциализации отрасли - эти и многие другие тенденции развития здравоохранения оказывают немаловажное влияние на текущую социально - экономическую ситуацию в России и ее регионах. Качество жизни населения является одной из ключевых результирующих показателей социальной политики. Немаловажный вклад в оценке качества жизни вносит здравоохранение, так как здоровье населения - это самый важный индикатор благополучного общества. В статье проанализированы отдельные показатели здравоохранения в России в целом, и в Республике Татарстан в частности, уделено особое внимание оценке текущего состояния системы здравоохранения в Республике Татарстан, и проанализированы основные векторы ее развития.

Ключевые слова: качество жизни, здравоохранение в регионе, региональная экономика, регион, социально-экономическая оценка региона

В непростых экономических условиях системе здравоохранения Республики Татарстан удалось обеспечить положительную динамику уменьшения показателей смертности от ряда причин и роста заработной платы врачей. Более того, сохранена доступность бесплатной медицинской помощи для населения и обеспечено планомерное исполнение Плана Государственных гарантий медицинской помощи населению.

Замедление экономического роста и перспектива медленного экономического развития ставят перед здравоохранением императив поиска более результативных способов организации медицинской помощи населению и необходимость использовать весь имеющийся ресурсный потенциал.

Республика Татарстан является лидером во многих начинаниях системы здравоохранения. В республике разработана и реализуется прогрессивная Программа развития здравоохранения до 2020 года, которая признана одной из лучших региональных программ в области здравоохранения^].

В Республике Татарстан - одной из первых начато внедрение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), которые позволили здравоохранению республики повысить доступность медицинской помощи для многих тяжело больных жителей и способствовали повышению квалификации медицинских кадров региона [2].

Государственная система здравоохранения базируется на таких принципах, как бесплатность, доступность и всеобщий охват. Государство гарантирует минимальные стандарты для всех нуждающихся в оказании медицинской помощи, которая предоставляется гражданам бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Всего 6 % частных медицинских организаций участвует в системе обязательного медицинского страхования, что обусловлено низкими тарифами на оплату медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно [3].

Система медицинского обслуживания сегодня находится в противоречии с предъявляемыми потребностями населения, которое имеет возможность оплачивать медицинские услуги, оказываемые частными клиниками с более высоким уровнем сервиса, без очередей и длительных сроков ожидания, высококвалифицированным персоналом с применением новейшего оборудования. Оценка современного уровня развития частного сектора здравоохранения в Республике Татарстан, а также факторов его дальнейшего роста позволит сделать вывод о наличии объективных условий для финансовых инноваций в сфере медицинского обслуживания.

Медицинские услуги характеризуются неэластичностью спроса по цене, т.е. объем спроса изменяется незначительно при изменении цены, что можно продемонстрировать, проанализировав структуру потребительских расходов населения. По данным Росстат за период 2011-2014 гг. потребительские расходы населения в РФ выросли с 176 247,2 млн. руб. до 229 759,7 млн. руб. На фоне роста потребительских цен на товары и услуги доля расходов на медицинские услуги в структуре потребительских расходов населения выросла с 1,0 % до 1,3 %, доля расходов на медицинские товары увеличилась с 1,56 до 1,82 % [4].

Таким образом, если граждане не удовлетворены условиями медицинского обслуживания в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), то, имея соответствующие финансовые возможности, они формируют платежеспособный спрос на медицинские услуги более высокого качества из отрасли коммерческой медицины. Для этой категории населения главным критерием является не экономичность, а качество и эффективность предоставляемых медицинских услуг, что служит интенсивному развитию платных услуг в здравоохранении.

Объем платных медицинских услуг населению в ПФО представлен в таблице 1.

О £

ю

5

оо 2

см со £

Б

а

2 ©

В Республике Татарстан, в частности, объем платных медицинских услуг с каждым годом только возрастает. По данным Росстата, в 2016 г. объем платных услуг в целом населению составил 259238 млн. руб. Динамика объема платных услуг населению приведена на рисунке 1.

Темпы роста платных услуг населению не высоки, но в целом, рынок потребительских услуг населению в России можно охарактеризовать как стабильный.

Структура платных услуг населению представлена в таблице 2.

Как видно из таблицы, их основную часть составляют бытовые, транспортные, коммунальные услуги, а также услуги связи. По сравнению с данными показателями доля медицинских платных услуг не велика, но показывает достаточно стабильный рост с 4,9% до 6% в общем объеме платных услуг населению, что составляет 22,4%

Коммерческая медицина стала единственным растущим сегментом на рынке услуг за последние два года, следует из данных бюллетеня аналитического центра при правительстве РФ. В первом квартале 201б года объем платных услуг в медицине увеличился на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. По данным «РБК Исследования рынков», в 2015 году объем рынка платных медицинских услуг в абсолютном выражении составил 671,5 млрд руб., что на 9,1% выше показателя прошлого года. При этом темп роста замедлился по сравнению с 2014 годом, когда был отмечен прирост 20%, что соответствовало докризисному уровню 2006-2008 годов[5].

Стоит отметить, что за последние годы уровень оснащенности российской медицины также значительно повысился и сегодня уровень оказания отдельных медицинских услуг сопоставим с европейским. В рейтинге направлений медицинского туризма Medical Tourism Index (MTI), подготовленном некоммерческой организацией The International Healthcare Research Center (IHRC), Россия занимает 34-е место в мире и 31-ю строчку по качеству оснащения клиник. [5]

В условия развития рыночных отношений в России сфера здравоохранения должна адаптироваться на переход к рыночным формам социально-экономических отношений. На сегодняшний день медицинские услуги населению предоставляют два сектора: государственный и коммерческий (частный) сектор[6]. При этом, нет единогласного мнения по поводу относительно оптимальной доли

Таблица 1

Объем платных услуг населению в ПФО за 2010 - 2016 гг (млн руб).

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

ПФО 878027 988904 1075486 1213789 1303083 1368356 1425145

Республика 143714 160604 178964 196575 218848 231570 240019

Башкортостан

Республика 14150 15817 17155 18589 19613 20463 21122

Марий Эл

Республика 15663 17408 18980 20775 22187 23200 24095

Мордовия

Республика 154128 176247 191120 212334 229760 247693 259238

Татарстан

Республика 33774 37298 40843 48991 52495 53793 58791

Удмуртия

Республика 28158 31560 34350 38003 39945 42141 45127

Чувашия

Пермский край 90668 102887 112432 124279 130984 133268 140123

Кировская 31849 35678 38212 45133 48022 49647 51519

оКласть

Нижсгородска 88733 100010 112624 140759 149206 153966 160786

я область

Оренбургская 52167 58717 64753 73812 80014 83888 80524

область

Пензенская 28951 31468 34477 40372 43358 47723 49744

область

Самарская 112061 121926 125341 135874 144819 152111 157723

облает ],

Саратовская 53774 65078 68356 76135 78938 81001 86511

область

Ульяновская 30236 34207 37880 42159 44894 47890 49824

о власть

8000000 7000000 6000000 5000000 4000000

зоооооо 2000000 1000000 о

2011

2012 2013 2014 2015

млн. руб. -В процентах к прецьщущему году

Рисунок 1. Объем платных услуг населению по видам

частного и государственного секторов на рынке медицинских услуг [7].

Негосударственные учреждения здравоохранения имеют возможность приобретать и использовать высокотехнологическое оборудование, высококвалифицированный персонал. В России частный сектор реализуется в тех аспектах здравоохранения, которые невозможно реализовать на базе бесплатной медицины [8]. Но главным остается тот факт, что как любое коммерческое предприятие, негосударственное учреждение здравоохранения не заинтересовано в решении

социальных задач, которые стоят перед системой здравоохранения в целом [9], стремясь к увеличению прибыли за счет оказания большего количества платных медицинских услуг населению.

Таким образом, прослеживается явный конфликт интересов: с одной стороны, лечебное учреждение повышает свою прибыль, которую может потратить, в том числе на ремонт помещения, куда приходят пациенты, с другой - использует оборудование, закупленное в целях обеспечения Программы Государственных Гарантий для извлечения прибыли.

Таблица 2

Структура платных услуг населению

Виды услуг 2013 2014 2015 2015

Темп роста Темп прироста

1 4 5 6 7 8

Все о качанные услуги 100 100 100 X X

в том числе:

бытовые 9,9 9,9 10,8 109,1 9,1

транспортные 20,3 19.6 18,7 92.1 -7,9

связи 19,5 18,7 17,7 90.8 -9,2

жилищные 5,5 5,9 5,7 103,6 3,6

коммунальные 19,3 21,1 21,1 109,3 9,3

гостиниц и аналогичных средств размещения 2,4 2,3 2,3 95,8 -4,2

культуры 1.7 1,6 1.7 100.0 0,0

туристские 1,7 2 2,1 123,5 23,5

физической культуры И спорта 0,6 0,6 0,7 116.7 16,7

медицинские 4,9 5,5 6 122,4 22,4

санаторно- оздоровительные 1,4 1,3 1,2 85,7 -14,3

ветеринарные 0,2 0,2 0,2 100,0 0,0

социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста, инвалидам X 0,1 0.2 X X

другие услуги 3,8 3,5 3,9 102,6 2,6

Рисунок 2. Процентное соотношение умерших от онкологических заболеваний, всего к общей численности населения

При этом пациент, который платит за исследование или посещение врача в государственной клинике, получает ту же услугу, что и по полису ОМС[10]. Если клиент решает воспользоваться платными услугами в государственной клинике, скорее всего, ему придется столкнуться с очередями и прочими особенностями сервиса бесплатной медицины.

Основные проблемы системы здравоохранения РТ для потребителей заключаются в:

- росте личных платежей граждан на оплату медицинских услуг;

- низкой доступности услуг здравоохранения для потребителей вследствие нехватки кадров и высокой загруженности врачей;

- высокой стоимости лечения, в том числе и лекарственных препаратов;

- недостаточного числа медицинских учреждений, врачей, высокотехнологичного оборудования;

- наличия коррупции при приеме и обслуживании населения в медицинских учреждениях.

В целях формирования новой, паци-енто - ориентированной модели здравоохранения за последние несколько лет в региональном здравоохранении Республики Татарстан проделаны следующие действия:

- разработана трехуровневая модель здравоохранения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-осуществлена организация современно оборудованного цифровой те-

лефонной связью Call-центра в г. Казани.

- уделяется особое внимание развитию учреждений здравоохранения и улучшению их материально-техническая база и парка диагностического оборудования;

- решается вопрос кадрового обеспечения учреждений здравоохранения;

- ведется разработка методов развития профилактической медицины;

- уделяется внимание вопросу повышения качества высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП);

- развивается реабилитационная медицина;

- информатизация здравоохранения в РТ занимает важное место в развитии отрасли. Осуществляется внедрение медицинских информационных систем регионах, все больших охват получают дистанционные методы в медицинской деятельности, такие как on-line консультации, телемедицинские консультации и т.п.) [11].

В целях снижения смертности от онкозаболеваний на базе учреждений здравоохранения первичной медико-санитарной помощи организована работа 69 первичных онкологических кабинетов (1 уровень), 6-ти первичных онкологических отделений (межмуниципальных), 3 межмуниципальных онкологических отделения (2 уровень). Каждый 43-й житель республики стоит на учете с диагнозом «злокачественное новообразование» состоит каждый 43 (в 2011 году - каждый 54 житель республики). В 2016 году на базе первичных онкологических кабинетах произведен осмотр 291336 человек [11].

Результативность онкологической службы России соответствует основным мировым трендам. При этом Республика Татарстан имеет показатели лучше, чем в среднем по России (рис.2).

Согласно статистике ВОЗ, в 2015 году онкологические заболевания стали причиной смертности 288 636 российских жителей. В 2015 г. в России было выявлено 566 970 новых случаев злокачественных новообразований, что на 19,7 % больше по сравнению с 2005 г. (455 375 случаев).

В 2014-2016 годы отмечена растущая тенденция к увеличению первичной заболеваемости злокачественными новообразованиями в России и Республике Татарстан. Темпы роста первичной заболеваемости в Республике Татарстан выше, чем в России, что вызвано более высокой продолжительностью жизни в республике, расширением диагностических воз-

©

Ю

5

*

00 2

см со £

Б

а

2 о

можностей системы здравоохранения, а также набором неблагоприятных внешних воздействий (рис. 3).

Эти и многие другие действия обеспечивают тенденцию к развитию отрасли здравоохранения в Республике Татарстан. Приведенные данные свидетельствуют о серьезной работе, направленной на рост качества жизни населения в регионе.

В Стратегии Республики Татарстан до 2030 года главная стратегическая цель развернута в семь стратегических целей в проекции семи направлений конкуренции, учитывающей и три стратегических приоритета: человеческий капитал, пространство, экономика и управление.

В Стратегии Республики Татарстан до 2030 года сохранение здоровья и долголетия являются приоритетами системами здравоохранения, которая призвана сделать здоровую среду системообразующей идеей стратегического развития всех сфер жизни населения, объединив и направив усилия на развитие собственно здравоохранения, на улучшение качества пространства и на формирование здорового образа жизни. Акцент на сохранение здоровья позволит снизить нагрузку на медицинские учреждения и сформировать устойчивую культуру здоровь-есбережения, приведет к изменению потребительских привычек населения и увеличит период активной работоспособности.

Цель проекта превратить к 2030 году Республику Татарстан в территорию здоровья по критериям Всемирной организации здравоохранения, с передовыми стандартами качества жизни и активного долголетия[12].

Таким образом в Республике Татарстан задан правильный вектор развития системы здравоохранения. Однако описанные выше проблемы не в полной мере не дают в полной мере реализовать потенциал сферы в регионе. Это дает почву для исследований и анализа ситуации. В результате исследований автор предлагает свое видение долгосрочных направлений для развития здравоохранения в Республике Татарстан:

- поиск оптимальной доли коммерческой медицины, комфортной для населения;

-дальнейшая информатизация здравоохранения, в частности внедрения систем помощи принятия врачебных решений;

- мотивация населения к сохранению, профилактике, сбережению собственного здоровья, включая оздоровительно-

Рисунок 3. Темпы роста первичной заболеваемости в России и Республике Татарстан,

просветительные программы, продвижение здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью;

- комплексное развитие среды, направленной на здоровьесбережение, включая вынос наиболее вредных производственных предприятий за городскую черту.

В краткосрочной перспективе автор выделяет следующие действия:

- проведение образовательных программ в школах и вузах по повышению медицинской грамотности, продвижению основ правильного питания, осознанного отношения к своему здоровью;

- экологические мероприятия, направленные на контроль качества воздуха и воды, соблюдение мер экологической безопасности на производстве и транспорте, качество и безопасность продуктов питания;

- усиление контроля за соблюдением правил дорожного движения, повышение качества работы общественного транспорта с учетом интересов маломобильных граждан;

- организация общественных пространств, в том числе, пешеходных зон, зон отдыха, зон физической активности, доступных для маломобильных граждан;

- проведение социальных компаний, направленных на популяризацию сохранение здоровья и здорового образа жизни;

- развитие массовой физической культуры и спорта, укрепление здоровья населения, продвижение спортивного имиджа республики;

- создание доступных условий для занятий физической культурой и спортом различных категорий населения по месту жительства, учебы, трудовой деятельности, в том числе для лиц с ограниченными возможностями.

Литература

1. Кашапова Л.Х. Стратегические направления выравнивания экономического уровня регионов (на примере Республики Татарстан) // Крымский научный вестник. - 2017. - №1 (13). - С.55-64

2. Попович Л. Здоровые люди, состояние которых сохраняется за счет доступной, эффективной и безопасной системы здравоохранения, имеют решающее значение для будущего успеха республики в условиях мировой конкуренции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tatarstan2030.ru/content148

3. Страхование [Текст] / под ред. Т.А. Федоровой. - М.: Магистр, 2014. - 1006 с.

4. Федеральная служба государственной статистики РФ. Режим доступа: http:/ /www.gks.ru

5. РБК+. Платные медицинские услуги [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rbc.ru/

6. Оловянишникова И.В. Особенности обеспечения конкурентоспособности предприятий, оказывающих медицинские платные услуги / И.В. Оловянишникова / /Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - №3. -С.211-213

7. Герасимов П.А. К вопросу об экономических аспектах предоставления медицинских услуг за рубежом / П.А.Герасимов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2014. - №6. - С.27-29

8. Ковалева И.П. Обобщенная характеристика рынка медицинских услуг / И.П.Ковалева // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 44. - С.149-159

9. Швец Ю.Ю. Влияние соотношения частного и государственного секторов в системе здравоохранения на качество

предоставляемых медицинских услуг // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2017. - № 2.

10. Герасимов П.А. К вопросу об экономических аспектах предоставления медицинских услуг за рубежом / П.А.Герасимов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2014. - №6. - С.27-29

11. Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2016 год. - Казань, 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// prav.tatarstan.ru/rus/file/pub/ pub_910260.pdf

12. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года Утверждена Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года №40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».

The main directions of improving the healthcare system of the Republic of Tatarstan as a factor of increasing the quality of life in the region Kadyrova L.R.

Kazan (Volga region) Federal University Health care is one of the largest resource-intensive branches of the national economy. In recent decades, there has been a significant increase the economic importance of the health care system. It is now an industry that plays a

significant role in preserving and strengthening the health of the population. Public health in Russia in general and in the Republic of Tatarstan in particular, today tends to increase the share of commercial medicine among the total number of provided medical services. Development of market relations in the domestic health care system, the formation of the market of medical services, the intensively developing commercialization of the industry - these and many other trends in the development of health care have an important influence on the current social and economic situation in Russia and its regions. The quality of life of the population is one of the key resulting indicators of social policy. An important contribution to the assessment of the quality of life is health, since public health is the most important indicator of a prosperous society. The article analyzes selected health indicators in Russia as a whole and in the Republic of Tatarstan in particular. Special attention is paid to assessing the current state of the health care system in the Republic of Tatarstan and the main vectors of its development are analyzed in the article.

Keywords: quality of life, healthcare in the region, regional economy, region, socio-economic assessment of the region

References

1. Kashapova L.H. The strategic directions of

alignment of economic level of regions (on the example of the Republic of Tatarstan)// the Crimean scientific bulletin. - 2017. - No. 1 (13). - Page 55-64

2. Popovic L. Healthy people whose condition

remains at the expense of an available, effective and safe health care system are crucial for future success of the republic in the conditions of the world competition [An electronic resource]. Access mode: http:// tatarstan2030.ru/content148

3. Insurance [Text] / under the editorship of T.A.

Fedorova. - M.: Master, 2014. - 1006 pages.

4. Federal State Statistics Service of the Russian

Federation. Access mode: http://www.gks.ru

5. RBC +. Paid medical services [An electronic

resource]. Access mode: www.rbc.ru/

6. Olovyanishnikova I.V. Features of ensuring

competitiveness of the enterprises rendering medical paid service(s). V. Olovyanishnikova// Vector of science of the Tolyatti state university.

- 2011. - No. 3. - Page 211-213

7. Gerasimov P.A. To a question of economic aspects

of providing medical services abroad / P.A. Gerasimov//Problems of social hygiene, health care and history of medicine. - 2014. - No. 6.

- Page 27-29

8. Kovalyova I. P. The generalized characteristic of

the market of medical services / Nominative of Kovalyov//Topical issues of economic sciences.

- 2015. - No. 44. - Page 149-159

9. Shvets Yu.Yu. Influence of a ratio of private and

state sectors in a health care system on quality of the provided medical services//Modern science: current problems of the theory and practice. - 2017. - No. 2.

10. Gerasimov P.A. To a question of economic aspects of providing medical services abroad / P.A. Gerasimov//Problems of social hygiene, health care and history of medicine. - 2014. -No. 6. - Page 27-29

11. The report on activity of executive authorities of the Republic of Tatarstan for 2016. - Kazan, 2017 [An electronic resource]. Access mode: http://prav.tatarstan.ru/rus/file/pub/ pub_910260.pdf

12. The strategy of social and economic development of the Republic of Tatarstan till 2030 Is approved by the Law of the Republic of Tatarstan of June 17, 2015 No. 40-ZRT «About the adoption of Strategy of social and economic development of the Republic of Tatarstan till 2030».

О

Ю

s

*

oo 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.