Научная статья на тему 'Роль и место здравоохранения в обеспечении качества жизни населения региона'

Роль и место здравоохранения в обеспечении качества жизни населения региона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1869
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КАЧЕСТВО УСЛУГ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ / ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ" / СИСТЕМА ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / FEDERAL TARGET PROJECT "HEALTH" / QUALITY OF LIFE / MANAGEMENT EFFICIENCY / PUBLIC HEALTH SERVICES SYSTEM / QUALITY OF SERVICES IN THE PUBLIC HEALTH SERVICES SYSTEM / SATISFACTION WITH QUALITY OF SERVICES / SYSTEM OF THE GENERAL PRACTITIONER / PAID SERVICES IN PUBLIC HEALTH SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нагимова А. М., Нугаев М. А.

В статье рассматриваются проблемы обеспечения качества жизни в регионе через призму охраны здоровья населения и удовлетворенности качеством медицинских услуг. Материалы статьи содержат данные конкретного социологического исследования, проведенного авторами в 2005, 2007, 2008, 2009 годах во всех административных образованиях Республики Татарстан по изучению качества жизни населения, а также статистические данные, характеризующие состояние здравоохранения в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Public Health Services in Maintaining Region's Population Quality of Life

The article deals with the problems of quality of life maintenance in the region through a perspective of public health care and satisfaction with medical services. The article is based on the data from sociological research conducted by the authors in 2005, 2007, 2008, 2009 in all administrative regions of the Republic of Tatarstan which aimed to study population's quality of life, and also on the statistical data focusing on the public health services state in the republic.

Текст научной работы на тему «Роль и место здравоохранения в обеспечении качества жизни населения региона»

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 2

Социология

УДК 316.334.2

Роль и место здравоохранения в обеспечении качества жизни населения региона

Нагимова А.М.

Кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник

Центра перспективных экономических исследований АН РТ

Нугаев М.А.

Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Центра перспективных экономических исследований АН РТ,

Заслуженный деятель науки РТ

В статье рассматриваются проблемы обеспечения качества жизни в регионе через призму охраны здоровья населения и удовлетворенности качеством медицинских услуг. Материалы статьи содержат данные конкретного социологического исследования, проведенного авторами в 2005, 2007, 2008, 2009 годах во всех административных образованиях Республики Татарстан по изучению качества жизни населения, а также статистические данные, характеризующие состояние здравоохранения в республике.

Ключевые слова: качество жизни, эффективность управления, система здравоохранения, качество услуг в системе здравоохранения, удовлетворенность качеством услуг, приоритетный национальный проект «Здоровье», система врача общей практики, платные услуги в здравоохранении

Основным направлением современного социально-экономического развития любой страны, любого региона является обеспечение высокого качества жизни, одним из компонентов которого является фактор здоровья населения. Ценность человеческого капитала общества зависит не только от его интеллектуального потенциала, но и от его физических данных, от состояния его здоровья, обеспечивающего в свою очередь качество рабочей силы.

Одной из важнейших жизненных ценностей для человека является здоровье, его физическое и психическое самочувствие. Здоровье - это не только категория медицинской науки, оно является и экономической категорией, так как только индивид, обладающий хорошими показателями здоровья, может способствовать повышению производительности труда, а значит, и росту конкурентоспо-

118

собности предприятия, бизнеса. Во всех смыслах - политико-экономическом, моральном, социальном - стране выгодно иметь здоровое население, так как «...потери экономики России по причине повышенной смертности людей в трудоспособном возрасте из-за инсультов, инфарктов, сахарного диабета могут составить к 2015 году 300 млрд. долларов», - считает известный кардиолог, академик Лео Бокерия [1].

Понимая всю важность проблемы, общество, государство в последние годы обращает большое внимание на проблему здоровья нации, включая в это понятие как физическое, так и духовное здоровье. В этих целях принят приоритетный национальный проект «Здоровье», нацеленный на формирование бережного отношения к человеческому здоровью, внедрение в общественное сознание устойчивых

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 2

Социология

убеждений необходимости ведения здорового образа жизни.

Лишь в 2009 году объем финансирования по приоритетному национальному проекту «Здоровье» по Республике Татарстан составил 3428,01 млн. рублей, а за все годы реализации проекта инвестиции в здравоохранение республики составили 13 765,98 млн. рублей, в том числе 4666,97 млн. рублей за счет республиканского бюджета [2, с. 37] (рис. 1).

Современная медицина невозможна без высоких технологий и высококвалифицированных кадров, умеющих эффективно пользоваться достижениями современной медицинской науки и результатами технического прогресса. Именно поэтому эти средства, в первую очередь, были направлены на развитие первичной медикосанитарной помощи и на обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

Начиная с 2005 года, мы проводим комплексные социологические исследования по изучению качества жизни населения Республики Татарстан. Результаты исследований позволяют определить основные направления по улучшению системы здравоохранения в республике.

Целевой аудиторией для выявления проблем здравоохранения стала время от времени и часто болеющая часть респондентов. Как и в предыдущие годы, примерно треть населения является практически здоровыми и крайне редко обращается в медицинские учреждения (32,4 % в 2009 году). Основная масса - около половины населения (в 2009 году - 47,5 %) посещают медицинские учреждения вре-

мя от времени, а около 20 % (в 2009 году - 20,1 %, в 2008 году - 18,9 %, в 2007 году - 21,7 %, в 2005 году

- 17,1 %) - это часто болеющие граждане с ослабленным здоровьем (рис. 2).

Одной из наиболее острых проблем в системе здравоохранения остается проблема качества медицинских услуг, выражающаяся в результативности труда медицинских работников. Рассматривая проблему удовлетворенности населения качеством медицинского обслуживания в динамике, можно отметить, что, как и в предыдущие годы, примерно около половины опрошенных удовлетворены качеством предоставляемых медицинских услуг (51,7 %), а третья часть опрошенных (в 2009 году - 29,7 %, в 2008 году - 33,6 %, в 2007 году - 32,4 %) выразила свою неудовлетворенность (рис. 3).

Медицинские услуги население получает в участковых поликлиниках, стационарах и в частных, негосударственных медицинских учреждениях. Оценивая качество медицинских услуг, оказываемых в государственных поликлиниках, около половины опрошенных (44,7 %) отметили, что удовлетворены их качеством. Среди проблем, вызывающих наибольшую неудовлетворенность населения, можно назвать очереди на прием к участковому врачу

- 30,6 %. Следующее место в рейтинге проблем занимает «невозможность попасть на прием к узким специалистам (невропатологу, хирургу и т.п.)» - 21,2 %. Для преодоления данных проблем принимается ряд мер как по укомплектованию медицинских учреждений необходимыми специалистами, так и по повышению их квалификации, а также по обеспечению районных поликлиник специалистами широкого профиля - так называемыми «семейными врачами». Это особенно важно для жителей села, вынужденных обращаться за помощью в районные поликлиники, и не всегда имеющие возможность несколько дней подряд посещать медицинские учреждения.

Несмотря на то, что государство направляет довольно значительные финансовые средства на поддержание и развитие системы здравоохранения, часть медицинских услуг в поликлиниках оказывается на коммерческой основе, что не всегда бывает по карману посетителям. Особенно ощутимой данная проблема является для социально незащищенных слоев населения. Так, 17,0 % участников нашего опроса выразили неудовлетворенность тем, что практически все услуги в районных поликлиниках являются платными.

Качество медицинской помощи определяется, прежде всего, квалификацией медицинского персонала, нацеленного на оказание своевременной и результативной помощи. В рамках национального проекта «Здоровье» большое внимание уделяется проблеме повышения ква-

Рис. 1. Объем финансирования национального проекта “Здоровье” по Республике Татарстан за 2006-2009 годы

60

50

40

зо

20

ю

о

507

---------—------------46,3----------46,1--------47JS2—

з^И 1ёгИ

17 16,3 щ щ

2005

2007

2008

2009

п Да

□ Нет

■ Время от времам

Рис. 2. Часто ли обращаетесь в медицинские учреждения за помощью?

119

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 2

Социология

60

50

40

30

20

10

0

47,1

51,5

51.73

32 4 33,6

_________29,7

2007 2008 2009

о Затрудняюсь ответить ■ Нет □ Да

Рис. 3. Удовлетворенность населения состоянием медицинского обслуживания

■ 2009 П2008 0 2007 П2005

Рис. 4. Проблемы медицинского обслуживания населения в поликлиниках

лификации медицинского персонала - только за 2009 год для профессиональной подгототвки и переподготовки врачей общей практики, участковых терапевтов и участковых педиатров из федерального бюджета поступило 20,91 млн. рублей, профессиональное усовершенствование и переподготовку прошли 694 врача первичного звена [2, с. 36]. Несмотря на это, 16,8 % респондентов, участвовавших в опросе, жалуются на недостаточную квалификацию медицинского персонала, а 14,4 % - на невнимательное отношение со стороны сотрудников медицинских учреждений.

Оснащение государственных медицинских учреждений оборудованием для диагностики и лечения больных остается проблемой наибольшей важности. За последние годы предприняты меры по обеспечению государственных учреждений здравоохранения и учреждений здравоохранения муниципальных образований оборудованием и техникой - только лишь 120

в 2009 году на эти цели были потрачены 11,4 млн. рублей. Несмотря на это, 13,9 % опрошенных считают, что в поликлиниках не хватает оборудования для проведения полноценного обследования пациентов (рис. 4).

Оценивая проблемы в системе стационарного обслуживания населения в медицинских учреждениях, около половины опрошенных отметили, что не имеют никаких претензий к качеству услуг - 49,8 %.

А среди тех, кто выразил свою неудовлетворенность качеством медицинского обслуживания населения в стационарах, мнения распределились следующим образом.

Несмотря на усилия правительства по оснащению медицинских учреждений оборудованием и лекарствами и имеющиеся положительные тенденции в этом направлении, первое место в рейтинге проблем занимает «нехватка оборудования и лекарств в стационарах» - 26,6 %. Только в 2009 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению было потрачено средств в размере 161,95 млн. рублей, в результате этого 2556 жителей республики лишь в течение прошлого года получили медицинскую помощь с использованием современных технологий и оборудования [2, с. 37].

Проблема бытовой коррупции остается одной из важных проблем и в сфере здравоохранения. Часто население вынуждено прибегнуть к неформальной оплате услуг медицинскому персоналу и подношению подарков в обмен на доброжелательное отношение со стороны медицинского персонала при получении медицинской помощи. 19,5 % респондентов, получивших лечение в условиях стационаров, жалуются на то, что за все услуги нужно делать подарки, презенты медицинскому персоналу.

Качество медицинской помощи зависит еще и от того, насколько своевременно и в полном объеме оказана помощь, что отражается прежде всего в обеспеченности в достаточном объеме медицинскими стационарами. По мнению 15,2 % респондентов, в стационарах не хватает мест для госпитализации больных и вследствие этого отсутствует возможность получения своевременной помощи.

Остается желать лучшего и само содержание больных в стационарах. В некоторых случаях даже хорошее лечение может не давать желаемого результата, если не созданы условия пребывания больных в данных учреждениях. Так, по мнению 11,2 % участников опроса, в медицинских стационарах плохое качество питания. А 7,2 % респондентов жалуются на неудовлетворительные санитарные условия, при этом в некоторых больницах требуется ремонт. 10,5 % респондентов считают, что квалификация сотрудников больниц неудовлетворительна, а 9,2 %

Вестник экономики, права и социологии, 2010, №2

Социология

□ 2009 U 2008

12007 П2005

Рис. 5. Проблемы медицинского обслуживания в стационарах

2005 2007 2008 2009

п Качество снизилось ■ Качество повысилось о На качество не гювтяпо

Рис. 6. Как повлияло на качество медицинского обслуживания создание службы врача общей практики?

__________2005____________2007____________2008___________2009

| □Качество ухудшилось □ Качество улучшилось ■ На качество не повлияло!

Рис. 7. Как повлияло на качество медицинского обслуживания населения создание частных структур в здравоохранении?

выразили недовольство невнимательным отношением со стороны работников медицинских стационаров (рис. 5).

Как уже было отмечено ранее, в рамках реформирования системы здравоохранения принят ряд мер по повышению качества медицинского обслуживания населения, одним из которых является создание службы врача общей практики. Изначально этот шаг был нацелен на повышение престижа работы врача первичного звена, оказывающего помощь населению в условиях районных поликлиник, а также обеспечению населения медицинскими услугами «в одно окно», прибегая к услугам узких специалистов лишь в особо сложных случаях. Именно поэтому врач общей практики - это специалист широкого профиля, способный оказывать комплексные услуги по предоставлению медицинской помощи. 27,4 % опрошенных ответили, что данная мера привело к повышению качества медицинского обслуживания. Однако, как и в предыдущие годы, подавляющее большинство (64,1 %) считает, что это не повлияло на качество медицинских услуг. А по мнению 8,6 % опрошенных это даже привело к снижению качества обслуживания населения в медицинских учреждениях (рис. 6).

Схожим образом оценивают респонденты и создание системы частных поликлиник и больниц. По мнению большинства, а это чуть больше половины опрошенных - 52,1 % - создание частных структур в здравоохранении не повлияло на качество услуг, 43,8 % опрошенных считают, что вследствие этого шага улучшилось качество медицинского обслуживания населения. Всего лишь 4,1 % опрошенных отметили, что вследствие создания частных структур в здравоохранении качество услуг ухудшилось (рис. 7).

Таким образом, проведенный нами комплексный анализ ситуации в области здравоохранения Республики Татарстан позволяет делать выводы о том, что в последние годы проводится большая работа по улучшению качества услуг и обеспечения населения высокотехнологичной и своевременной медицинской помощью. Однако, несмотря на это, сохраняются определенные проблемы как в части оснащенности медицинских учреждений оборудованием и лекарствами, так и проблемы, связанные с квалификацией и компетентностью медицинского персонала. Отдельную проблему составляет вопрос распространения коррупции в данной сфере, что является не только личным делом пациентов и персонала, но и выступает серьезной государственной проблемой, требующей своего решения. Именно решение проблем в сфере

121

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 2

Социология

здравоохранения позволили бы сохранить здоровье и повысить продолжительность жизни населения, а значит, и обеспечить достойные условия жизни.

Литература:

1. Бокерия Л. Здоровье - категория экономическая, то есть бизнесу не чуждая. - URL: http://www. znopr.ru/media/news/5518.html /Портал Благотворительного фонда содействия реализации программ Лиги здоровья нации (дата обращения: 10.04.10)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Социально-экономическое развитие Республики Татарстан в 2009 году. - Казань, 2009.

The Role of Public Health Services in Maintaining Region’s Population Quality of Life

A. Nagimova, M.Nugaev

The centre of perspective economic researches Academy of sciences RT

The article deals with the problems of quality of life maintenance in the region through a perspective of public health care and satisfaction with medical services. The article is based on the data from sociological research conducted by the authors in 2005, 2007, 2008, 2009 in all administrative regions of the Republic of Tatarstan which aimed to study population's quality of life, and also on the statistical data focusing on the public health services state in the republic.

Key words: quality of life, management efficiency, public health services system, quality of services in the public health services system, satisfaction with quality of services, federal target project “Health”, system of the general practitioner, paid services in public health services.

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.