Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования системы бюджетного планирования расходов'

Основные направления совершенствования системы бюджетного планирования расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1567
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мандражи З.Р., Сарихалилова Э.Н.

В статье исследованы ключевые проблемы оценки результативности планирования и финансирования бюджетных учреждений с целью повышения эффективности использования государственных средств, а также разработаны критерии оценки целесообразности бюджетных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования системы бюджетного планирования расходов»

УДК: 338.22

Мандражи З. Р.

к.э.н., доцент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Сарихалилова Э. Н.

магистрант

кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ

В статье исследованы ключевые проблемы оценки результативности планирования и финансирования бюджетных учреждений с целью повышения эффективности использования государственных средств, а также разработаны критерии оценки целесообразности бюджетных расходов.

Ключевые слова: оптимизация расходов, эффективность, результативность, бюджетная система, финансово-экономический контроль.

На сегодняшний день проблематика эффективного и рационального расходования финансовых ресурсов в бюджетной сфере выступает особенно актуальной и востребованной. Результативность бюджетных расходов является одной из ключевых задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления. В рамках исследования следует проанализировать вопрос оценки эффективности применения денежных ресурсов, выделенных бюджетом и учета результатов данного оценивания при формировании бюджета, применяемого в Российской Федерации.

Функционирование большинства учреждений в современных условиях кризисных обстоятельств зачастую сопровождается нестабильностью результатов функционирования. С течением времени стало внедряться бюджетирование, нацеленное на результат, предусматривающее распределение бюджетных денежных ресурсов, оценки результативности и эффективности расходов, с учетом результатов деятельности участников бюджетной сферы государственного сектора в пределах бюджетных ограничений. Если в случае исследования коммерческого сектора прибыль выступает многоцелевым признаком экономической эффективности и итоговой результативности, то для выражения результативности бюджетных расходов при бюджетном планировании каким- либо одним показателем, поддающимся, объективному наблюдению и анализу невозможно [2, с. 115].

Внедрение системы бюджетирования в учреждения бюджетной сферы деятельности выступает сложным процессом, значимым этапом которого считается обоснование оптимальной бюджетной структуры либо так называемым механизмом бюджета. Она дает возможность оптимизации процессов планирования и контроля в учреждениях бюджетной сферы, содействует росту эластичности управления в целом.

Оптимизация расходов в бюджетных учреждениях может быть обеспечена только в случае реализации направлений финансово-экономического прогресса нуждающихся в бюджетных ассигнованиях. Для оптимизации, необходимо использовать системный подход как к оценке параметров эффективности, так и согласованию приоритетных направлений развития и модификации бюджетных назначений.

Целью данной статьи выступает исследование теоретических основ результативности планирования и финансирования расходов, а также оценка эффективности бюджетных расходов.

Государственные расходы напрямую связаны с государственными функциями по управлению общественно-социальным развитием. Именно муниципальные расходы гарантированно обеспечивают структурно- экономическую перестройку, модернизацию и техническое переоснащение отраслей, предоставляют возможность финансирования народнохозяйственных потребностей [1].

Структурная постановка проблемы обеспечения эффективности бюджетной сферы деятельности сводится к определению частей расходов по каждой статье бюджета, к тому же распределить бюджетные ресурсы следует таким образом, чтобы финансовая и нефинансовая отдача подобного распределения была максимальной и решались все задачи социально-экономической политики. Здесь допускается применение как минимум двух основных подходов:

- рассчитывать на результативность различных отраслей экономики и статей бюджета, которые в той или иной мере касаются данных отраслей;

- отталкиваться от оценивания потребности по каждому направлению.

Размер общей величины расходов бюджета каждого года находится в зависимости от того, каким будет создан доход в экономике и как, при обстоятельствах неменяющихся налогов, он будет собран, вернее, в каком размере. Данное обстоятельство предопределяет способности расходов средств бюджета по сектору финансово-экономической деятельности. В случае изменения налоговой системы, несомненно структура бюджета будет претерпевать изменения.

Структурные исследования бюджета подразумевают установление конкретизации проблем бюджета и бюджетной политики, типа структуры бюджета (дефицитный, сбалансированный и профицитный бюджет) и описание структурной проблемы (представление желательной и текущей структуры бюджета) [2, с. 98].

Эффективность бюджета обладает и качественным измерением. Бюджетная эффективность обуславливается структурной композицией бюджета и кроме того находится в зависимости от системы муниципального финансового контроля, потому как не столько соотношение доходы/расходы являются эффективностью, сколько использование финансовых ресурсов бюджета на конкретные цели развития экономики, к тому же таким образом, чтобы данные цели достигали 100% исполнения [4, с. 164].

Опыт 1990-х годов в РФ, когда финансировались все федеральные муниципальные программы на 30% от требуемого размера, и опыт 2000-ых годов, когда данная цифра по отдельным программам увеличилась до 80-90%, однако все же не достигла максимума — 100% — свидетельствует о низкой бюджетной эффективности и неэффективной бюджетной политике.

Установление масштаба системы государственного финансово-экономического контроля и оценивание эффективности данной системы представлены актуальными центральными вопросами при организации данной системы, наделении ее необходимыми функциями.

Финансово-экономический контроль государства гарантирует соответствие планов и фактических результатов, являющееся необходимым обстоятельством принятия правильных управленческих решений, основной предпосылкой успешного эффективного стратегического планирования [3, с. 78]. Государственный финансово-экономический контроль призван устранять погрешности в финансово-экономической и бюджетной сфере, следовательно, осуществляет функцию обеспечения бюджетной эффективности.

Для результативного планирования бюджетных расходов, следует определить минимальные социальные стандарты относительно бюджетных услуг на законодательном уровне, первоначально в натуральном, а затем — в денежном выражении [3, с. 214]. Первостепенной проблемой бюджетного планирования выступает никак не дефицит ресурсов, а отсутствие объективного аспекта распределения существующих ресурсов или ресурсов, приобретенных в госбюджет свыше степени минувшего года, кроме того

критериев уменьшения существующих расходных обязательств. Для урегулирования данного рода проблем применяются последующие нововведения:

- осуществление финансирования в бюджетной области не согласно сметы, а посредством обеспечения субсидирования на основное направление деятельности в соответствии с планом;

- сбережение в последующем году в учреждении бюджетной сферы деятельности остатков неиспользованного бюджетного финансирования;

- предоставление возможности бюджетным учреждениям не только самостоятельно составлять, но и утверждать сметы расходов [3, с. 257].

Некоторые исходные характеристики, критерии будущих бюджетных проектов любой направленности, сведены в таблицу 1.

Таблица 1. — Критерии оценки целесообразности бюджетных расходов*

№ п/п Исходные принципы эффективности использования бюджетных денежных средств Достигаемая цель

1 Сокращение себестоимости закупаемой продукции, а кроме того стоимости проектов предстоящего бюджетного финансирования, включая в т. ч.: - внедрение новых технологий и оснащения; - сокращение материало- и энергоемкости; -снижение трудоемкости Увеличение прибыли, конкурентоспособности (уменьшение стоимости), увеличение эффективности проектов

2 Усовершенствование организации управления процессом расходования бюджета, структурой расходов, оптимизация технологических цепочек, рост качества кадров, системы мотивации деятельности и пр. Оперативность, выполнение условий договорной дисциплины. Увеличение производительности рутин освоения бюджетных финансовых ресурсов.

3 Квалификация, централизация материально-технического обеспечения, оптимальная логистика, информатизация абсолютно всех процессов, сопряженных с исполнением бюджетных проектов, процессов производства и управления. Уменьшение потерь исполнения проектов, экономия бюджетных средств.

4 Оптимизация налогообложения бюджетных проектов и продукции, инвестиционных и финансовых схем и др. Финансовая устойчивость исполнителей

5 Повышение эффективности использования фондов, рост инвестиционной привлекательности Рост эффективности инвестиций

*Источник: разработаны авторами

Таким образом, структуризация расходов, подходы к урегулированию и управлению в государственном секторе выступают сущностью бюджетной политики, в конечном счете, устанавливая ее эффективность. Мультипликация расходов по разным направлениям бюджета разнообразна. Это и создает необходимость не только определения «правильной» структуры бюджета, но и обоснование этой структуры величиной мультипликатора и социальной значимостью предпринимаемых расходов, а также обеспечение эффективного контроля за расходованием бюджетных средств и санкций за нарушения бюджетной дисциплины.

Литература

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации. — М. : ИТК «Дашков и К», 2010. — 336 с.

3. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование / У. Кинг, Д. Клиланд. — М. : Прогресс. — 1982. — 399 с.

4. Мельник, М. В. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / М. В. Мельник. — М. : Экономист, 2004. — 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.