Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовое регулирование / цифровые финансовые активы / утилитарные цифровые права / цифровая валюта / инвестиционная платформа / оператор инвестиционной платформы / технология распределенного реестра / налоговый агент / цессия / legal regulation / digital financial assets / utilitarian digital rights / digital currency / investment platform / investment platform operator / distributed registry technology / tax agent / assignment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завертяев Андрей Алексеевич

Появление в обороте ценностей в цифровой форме обусловило потребность в разработке надлежащего правового регулирования этой сферы. В статье рассматривается несколько основных направлений развития правового регулирования таких цифровых ценностей, как цифровые финансовые активы. Особое внимание уделено недостаткам существующего регулирования в этой сфере. Автором сформулирован ряд предложений по их устранению путем внесения соответствующих поправок в федеральное законодательство и Налоговый кодекс Российской Федерации. Обращено внимание на то, что расширение практики использования технологии блокчейн и всеобщая цифровизация открывают для органов законодательной власти новые направления и сферы регулирования. В завершение автором сформулированы общие выводы по исследованию. Проведенное исследование позволило выделить основные направления совершенствования регулирования оборота таких цифровых ценностей, как цифровые финансовые активы. По итогам исследования сделан вывод, что совершенствование правового регулирования оборота цифровых активов – объективная необходимость. И дальше этот вопрос будет становиться только более актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS FOR IMPROVING THE LEGAL REGULATION OF THE TURNOVER OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The emergence of valuables in digital form in circulation has led to the need to develop appropriate legal regulation in this area. The article examines several main directions in the development of legal regulation of such digital values as digital financial assets. Particular attention is paid to the shortcomings of existing regulation in this area. The author has formulated a number of proposals to eliminate them by introducing appropriate amendments to federal legislation and the Tax Code of the Russian Federation. Attention is drawn to the fact that the expansion of the practice of using blockchain technology and universal digitalization opens up new directions and areas of regulation for legislative authorities. In conclusion, the author formulated general conclusions about the study. The study made it possible to identify the main directions for improving the regulation of the circulation of such digital values as digital financial assets. Based on the results of the study, it was concluded that improving the legal regulation of the circulation of digital assets is an objective necessity. And this question will only become more relevant in the future.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

10. Eder, A., Keiler, S., Pichl, H. Interest Rate Risk and the Swiss Solvency Test. 2014. // European Actuarial Journal. DOI: 10.1007/s13385-014-0085-0.

11. Glenzer, F., Gründl, H., Wilde, C. And Lead Us Not Into Temptation 2013. // Presentation Formats and the Choice of Risky Alternatives, Working Paper.

References and Sources

1. Cyganov A.A. Perspektivy i posledstviya sovremennyh tekhnologij strahovaniya: postanovka problemy // ETAP. 2020. №1. S.126-135.

2. Insurance Trends 2019. Part of PwC's 22nd Annual Global CEO Survey trends Series.

3. PwC's 21st CEO Survey. Maintaining Optimism while Grappling with Transformational Changes.

4. The Future of Talent in Insurance. Deloitte, 2018 // https://www.deloitte.com/ie/en/Industries/financial-services/research/the-future-of-talent-in-insurance.html

5. Pottier, S., Sommer, D. The Effectiveness of Public and Private Sector Summary Risk Measures in Predicting Insurer Insolvencies // Journal of Financial Services Research, 2002. №>21(1). P. 101-116.

6. Joskow, P.L. Cartels, Competition and Regulation in the Property-Liability Insurance Industry // The Bell Journal of Economics and Management Science. 1973. № 4(2). P. 375-427.

7. Hill, R.D. Profit Regulation in Property-Liability Insurance // The Bell Journal of Economics. 1979. №10(1). P. 172-191.

8. Fajzrahmanova L.M. Osobennosti osushchestvleniya nadzora na rynke strahovyh uslug // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2019. №°10 (107). S.47-55.

9. Haldane, A.G. The Dog and the Frisbee // Speech, Bank of England accessed at 2012. http://www.bankofengland.co.uk/publications/Pages/speeches/2012/596.aspx.

10. Eder, A., Keiler, S., Pichl, H. Interest Rate Risk and the Swiss Solvency Test. 2014. // European Actuarial Journal. DOI: 10.1007/s13385-014-0085-0.

11. Glenzer, F., Gründl, H., Wilde, C. And Lead Us Not Into Temptation 2013. // Presentation Formats and the Choice of Risky Alternatives, Working Paper.

ШУЛЬГА МАРИЯ ВИКТОРОВНА - преподаватель, кафедра социально-экономических дисциплин, Уральский юридический институт МВД России, лейтенант полиции ([email protected]).

ШКОЛИК ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент, кафедра социально-экономических дисциплин, Уральский юридический институт МВД России ([email protected]).

SHULGA, MARIA V. - Lecturer, Department of socio-economic disciplines of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Lieutenant ([email protected])

SHKOLIK, OLEG A. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of socio-economic disciplines of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected])

УДК 346.6 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-68-73

ЗАВЕРТЯЕВ А.А.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: правовое регулирование, цифровые финансовые активы, утилитарные цифровые права, цифровая валюта, инвестиционная платформа, оператор инвестиционной платформы, технология распределенного реестра, налоговый агент, цессия.

Появление в обороте ценностей в цифровой форме обусловило потребность в разработке надлежащего правового регулирования этой сферы. В статье рассматривается несколько основных направлений развития правового регулирования таких цифровых ценностей, как цифровые финансовые активы. Особое внимание уделено недостаткам существующего регулирования в этой сфере. Автором сформулирован ряд предложений по их устранению путем внесения соответствующих поправок в федеральное законодательство и Налоговый кодекс Российской Федерации. Обращено внимание на то, что расширение практики использования технологии блокчейн и всеобщая цифровизация открывают для органов законодательной власти новые направления и сферы регулирования. В завершение автором сформулированы общие выводы по исследованию. Проведенное исследование позволило выделить основные направления совершенствования регулирования оборота таких цифровых ценностей, как цифровые финансовые активы. По итогам исследования сделан вывод, что совершенствование правового регулирования оборота цифровых активов -объективная необходимость. И дальше этот вопрос будет становиться только более актуальным.

ZAVERTYAEV, A.A.

THE MAIN DIRECTIONS FOR IMPROVING THE LEGAL REGULATION OF THE TURNOVER OF DIGITAL FINANCIAL

ASSETS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Key words: legal regulation, digital financial assets, utilitarian digital rights, digital currency, investment platform, investment platform operator, distributed registry technology, tax agent, assignment.

The emergence of valuables in digital form in circulation has led to the need to develop appropriate legal regulation in this area. The article examines several main directions in the development of legal regulation of such digital values as digital financial assets. Particular attention is paid to the shortcomings of existing regulation in this area. The author has formulated a number of proposals to eliminate them by introducing appropriate amendments to federal legislation and the Tax Code of the Russian Federation. Attention is drawn to the fact that the expansion of the practice of using blockchain technology and universal digitalization opens up new directions and areas of regulation for legislative authorities. In conclusion, the author formulated general conclusions about the study. The study made it possible to identify the main directions for improving the regulation of the circulation of such digital values as digital financial assets. Based on the results of the study, it was concluded that improving the legal regulation of the circulation of digital assets is an objective necessity. And this question will only become more relevant in the future.

Тема цифровых активов в настоящее время является одной из наиболее обсуждаемых в научном и деловом сообществе. Внимание государственных деятелей, экономистов, юристов и представителей других сфер направлено на то, чтобы разработать оптимальные предложения по регулированию этой сферы [1].

В ходе подготовки статьи был проанализирован массив научных публикаций по теме исследования. В частности, изучены статьи В.А. Кинсбурской и Т.П. Пошовкиной, в которых рассмотрены отдельные аспекты регулирования цифровых активов, новации и некоторые перспективы правового регулирования налогообложения операций с ценностями в цифровой форме (в частности, таких цифровых ценностей, как цифровая валюта и цифровые финансовые активы). В статье В.А. Кинсбурской выделены некоторые направления, с которых изначально начиналось развитие правового регулирования в рассматриваемой сфере - разработка регулирования деятельности провайдеров, оказывающих услуги в сфере виртуальных активов; определение правил налогового контроля и финансового мониторинга; установление порядка использования цифровых активов. Хотя речь в указанной статье идет о виртуальных валютах, представляется, что сказанное применимо ко всем видам цифровых активов в принципе.

Вопрос регулирования цифровых ценностей рассмотрен также в статьях таких авторов: А.А. Антонец, Д.А. Едемский, С.С. Байков. Исследователи подчеркивают, что правовое регулирование оборота цифровых ценностей осложняется тем, что законодательство не успевает за стремительным развитием отношений в виртуальной среде. Поэтому очень важно выделить наиболее актуальные направления совершенствования правового регулирования в рассматриваемой сфере.

Изучением особенностей существующего регулирования цифровых ценностей (в т. ч. цифровых активов) в современных условиях занимались такие авторы: Л.В. Санникова, Е.В. Куницкая, Т.К. Кириллова, С.В. Мурадян, И.Н. Тимофеева, А.В. Остроушко, Ю.С. Харитонова и др. Некоторые аспекты касательно договора цессии при распоряжении цифровыми правами рассмотрены в статье А.Д. Литвиновой.

Обзор научной литературы, в которой рассматриваются законодательные нормы и материалы судебной практики, позволяет прийти к выводу, что необходимость в совершенствовании правового регулирования оборота цифровых активов стоит достаточно остро. Сегодня мы все видим, как под воздействием информационной среды изменяются представления о финансовых инструментах, которыми человечество пользовалось десятилетиями. Это обуславливает необходимость не только в оптимизации и упрощении работы соответствующих рынков, но также в совершенствовании регулирования в сфере цифровых активов [2].

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в связи с высокой значимостью технологии распределенного реестра, выступающей основой в обороте цифровых прав и цифровых активов, необходимо конкретизировать определение технической реализации инвестиционных платформ на основе распределенного реестра [3].

В целях совершенствования законодательства, регулирующего отношения, связанные с оборотом таких цифровых ценностей как цифровые активы, предлагается разработать и внести ряд поправок в такие законодательные акты: 1. Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с помощью инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о привлечении инвестиций с помощью инвестиционных платформ); 2. Федеральный закон от № 259-ФЗ «О цифровых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о цифровых активах); 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2).

Далее перейдем непосредственно к изменениям, которые могут быть внесены в законодательство для совершенствования регулирования оборота цифровых активов всех видов.

Так, для начала обратим внимание на некоторые неточности в определении структуры инвестиционной платформы. В ч. 1 и ч. 13 ст. 8 Закона о привлечении инвестиций с помощью инвестиционных платформ говорится, что ЦФА (цифровые финансовые активы) и УЦП (утилитарные цифровые права) приобретаются и отчуждаются исключительно в специализированной информационной системе. Требования к таким информационным системам

закреплены в ч. 5 ст. 11 рассматриваемого законодательного акта. Частично эти требования аналогичны тем, которые установлены в Законе о цифровых активах применительно к технологии распределенного реестра. Соответственно, имеет место сходство в определении [4] распределенного реестра и инвестиционной платформы. Сходство определений представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнительный анализ определений распределенного реестра и инвестиционной платформы

Терми н Инвестиционная платформа Распределенный реестр

Норма закона Ст. 11 Закона о привлечении инвестиций Ст. 1 Закона о цифровых активах

Опреде ление Перечень признаков, которым должна отвечать инвестиционная платформа, если процесс инвестирования на ней предполагает приобретение утилитарных цифровых прав: — автоматическое поддержание посредством информационных технологий инвестиционной платформы тождественности информации, отраженной в ее базах данных и на всех информационных узлах (т. е. участие человека не требуется); — процедуры управления базами данных платформы обеспечиваются специальным программным комплексом, установленным на ее узлах; — технические средства платформы, на которых хранятся базы данных, должны быть физически отделены друг от друга и подключены к сети Интернет. Распределенный реестр - это совокупность баз данных. При этом тождественность информации в этих базах данных поддерживается алгоритмически. Существование распределенного реестра невозможно без узлов информационной системы, под которыми законодатель понимает пользователей, которые за счет процедур подтверждения действительности записей, вносимых в систему либо изменяемых в ней, обеспечивают тождественность информации в базах данных.

Анализ определений показывает, что понятие инвестиционной платформы шире термина «распределенный реестр» [4]. Учитывая вышесказанное, можно заключить, что подход российского законодателя к определению технических аспектов вопроса является чрезмерно широким и обобщенным. В рассматриваемых законодательных актах не представлено унифицированное технологическое описание категории «распределенный реестр». Этот факт в сочетании с отсутствием четких и однозначных формулировок вносит некоторую неясность в практику применения норм права, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере. С учетом имеющегося опыта инвестирования и стабильно высокого интереса представителей бизнеса к инвестиционным платформам, именно инвестиционные платформы в настоящее время могут выступать драйверами внедрения в практику новых видов цифровых прав.

В научной литературе отмечается, что внесение в закон о привлечении инвестиций необходимых изменений поспособствует существенному сокращению возможных негативных последствий, с которыми могут сталкиваться инвесторы (например, с последствиями в виде невозврата вложений) [5].

Для устранения существующих пробелов в законодательном регулировании предлагается внести в Федеральный закон о цифровых финансовых активах дополнение, перечислив в нем ключевые характеристики и требования, которым должна отвечать система на основе распределенного реестра. Перечень таких признаков можно включить в ч. 8 ст. 1. Предлагается законодательное закрепление следующих признаков:

1. Первый признак - наличие узлов информационной системы. Узлы информационной системы - это технические средства информационной системы, обеспечивающие хранение базы данных. Они подключены к информационно-коммуникационной сети и физически не связаны.

2. Второй признак - базы данных управляются программами, которые установлены на узлах информационной системы.

3. Суть третьего признака в том, что тождественность информации в базах данных на всех узлах информационной системы обеспечивается информационными технологиями системы автоматически, т. е. участие со стороны человека не нужно.

Также поправки необходимо внести в Закон о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ. Предлагается изменить содержание ч. 5 ст. 11 указанного закона. В частности, предлагается закрепить правило о том, что инвестиционная платформа должна соответствовать требованиям, предъявляемым к системе распределенного реестра, если при инвестировании предполагается приобретение утилитарных цифровых прав.

Обратим внимание еще на одну практическую проблему, связанную с исследуемыми вопросами. Речь идет о повышении инвестиционной привлекательности цифровых активов за счет пересмотра налогообложения [6]. Представляется, что решение проблематики упрощения налоговой отчетности инвесторов, являющихся физическими лицами, возможно по аналогии с тем, как этот вопрос решен в отношении брокеров - участников рынка эмиссионных ценных бумаг. Так, согласно ст. 226.1 ч. 2 НК РФ, брокер или доверительный управляющий, совершающий в интересах налогоплательщика ряд операций на основе заключенного договора (агентского договора, договора комиссии, договора поручения, договора на брокерское обслуживание или договора доверительного управления) признается налоговым агентом в следующих случаях:

- если осуществляет выплаты по ценным бумагам;

- если получает доход от операций с производными финансовыми инструментами и ценными бумагами;

- если получает доход в виде материальной выгоды от совершения вышеуказанных операций, определяемых в соответствии с ст. 212 НК РФ.

В обязанности налогового агента входит определение налоговой базы налогоплательщика по доходам всех видов от операций, совершенных налоговых агентом в интересах налогоплательщика на основании заключенного между ними договора (минус соответствующие расходы). В этом деятельность оператора обмена цифровых финансовых активов имеет сходства с деятельностью брокера. Соответственно, можно допустить, что и налогообложение также может быть аналогичным.

Налоговыми агентами для частных инвесторов, которые инвестируют в цифровые финансовые активы, удостоверяющие денежные требования, выступают организации (юридические лица), получающие займы от физических лиц. Такие юридические лица при выплате процентов по займам обязаны исчислять и удерживать с процентов сумму НДФЛ, а затем перечислять ее в бюджет [4, 7].

Учитывая вышесказанное, необходимым видится внесение изменений в НК РФ. Так, в ч. 2 ст. 226.1 НК РФ предлагается добавить указание на то, что налоговым агентом может выступать оператор обмена цифровых финансовых активов (в части, которая касается операций с цифровыми финансовыми активами, удостоверяющими права пользователей по эмиссионным ценным бумагам).

В Законе о цифровых финансовых активах необходимо отразить, что налоговыми агентами по операциям клиентов могут выступать операторы обмена цифровых финансовых активов и операторы информационных систем. В НК РФ необходимо отразить, что налоговым агентом при получении дохода от осуществления операций с цифровыми правами, цифровыми финансовыми активами, утилитарными цифровыми правами и любыми другими видами цифровых прав, а также дохода, полученного в виде материальной выгоды от осуществления указанных операций, может быть признан оператор обмена цифровых финансовых активов или оператор инвестиционной платформы.

Следует отметить, что совершенствование системы налогообложения в сфере цифровых финансовых активов является достаточно актуальным направлением на современном этапе. О важности данного направления говорят многие исследователи. Так, например, Д. А. Едемский и С. С. Байков в своем исследовании сформулировали ряд рекомендаций по поводу разрешения актуальных проблем налогообложения цифровых активов, среди которых можно выделить

необходимость установления четких правил налогообложения, внесение поправок в налоговое законодательство и внедрение в практику эффективных форм контроля [8].

Существующая судебная практика по делам, касающимся защиты прав инвесторов по возврату вложенных средств, показывает, что процесс автоматизированного сбора документов, подтверждающих законность исковых требований, достаточно сложный [9]. Сам по себе автоматический переход к инвестиционной платформе прав требований по договору займа никак не обеспечивает надлежащей защиты прав инвестора. Соответственно, частные инвесторы в настоящее время фактически лишены возможности самостоятельно защищать свои финансовые интересы в суде. Поэтому предлагается законодательно закрепить механизм возможности самостоятельной защиты частными инвесторами своих прав в судебном порядке или в порядке цессии третьему лицу, включая операторов инвестиционных платформ. Второй вариант - это фактически вторичная перепродажа цифровых прав в форме долговых обязательств. Реализовать такую опцию можно в рамках интерфейса инвестиционной платформы [10].

Для развития оборота вторичных долговых обязательств предотавить право инвестиционным платформам обеспечения возможностей для приобретения и отчуждения прав требования (цессии) по приобретенным ранее долговым обязательствам (займам), цифровым финансовым активам и утилитарным цифровым правам. При этом оператор инвестиционной платформы может выкупить цессии участников инвестиционной платформы для дальнейшей перепродажи или с целью защиты финансовых интересов в судебном порядке [4, 11]. Представляется, что предлагаемые изменения будут способствовать более активному развитию вторичного рынка цессии [4, 11].

Таким образом, цифровизация и технологии блокчейн открывают для органов законодательной власти новые сферы и направления регулирования. Существует острая необходимость во внесении ряда поправок в действующее законодательство с целью устранения существующих законодательных пробелов в сфере регулирования оборота цифровых финансовых активов. становиться только острее.

Литература и источники

1. Мурадян С.В. Цифровые активы: правовое регулирование и оценка рисков // Journal of Digital Technologies and Law. 2023. № 1. С. 123-150.

2. Пошовкина Т. П. Новеллы и перспективы правового регулирования цифровых прав и оборота цифровой валюты // Социально-экономическая политика страны и сибирского региона в условиях цифровой экономики: Материалы XIII международной научно-практической конференции, Барнаул, 10-11 июня 2021 года / Под общ. ред. В.А. Ивановой, Ю.М. Ильиных. М.: «Перо», 2021. С. 125-131.

3. Санникова Л.В. Новые технологии и право: современный правовой подход к технологии распределенного реестра // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 4(101). С. 62-69.

4. Брюховецкий И.В. Правовое регулирование оборота цифровых финансовых активов. М.: Финансовый университет, 2021. С. 74-80.

5. Кириллова Т.К., Куницкая Е.В. Анализ положений Федерального закона 259 через призму инвестиционной и заемной деятельности // Юридическая наука. 2021. № 9. С. 15-19.

6. Кинсбурская В. А. Новации и перспективы правового регулирования налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой в России // Имущественные отношения в РФ. 2023. № 7 (262). С. 84-96.

7. Антонец А.А. Налогообложение доходов от операций с цифровыми финансовыми активами и цифровыми валютами // Судебная система России на современном этапе общественного развития: сборник научных трудов Всероссийской студенческой научной конференции, Ростов-на-Дону, 09 декабря 2022 года. Ростов-на-Дону: ИП Беспамятнов Сергей Владимирович, 2022. С. 26-31.

8. Едемский Д.А., Байков С.С. Правовое регулирование налога на прибыль при использовании цифровых активов // Вестник науки. 2023. № 12(69). С. 295-309.

9. Санникова Л.В., Харитонова Ю.С. Защита цифровых активов как имущественной ценности // Хозяйство и право. 2018. № 5(496). С. 26-35.

10. Остроушко А.В., Тимофеева И.Н. О необходимости совершенствования системы правового регулирования цифровых активов в Российской Федерации // Юридические исследования. 2021. № 4. С. 59-75.

11. Литвинова А.Д. Договор цессии в рамках распоряжения цифровыми правами // Право, общество, государство: проблемы теории и истории: Сборник материалов Международной научной студенческой конференции, Москва, 24-25 апреля 2020 года / Отв. ред. С.Б. Зинковский, Е.Н. Трикоз. М.: РУДН, 2020. С. 157-159.

References and Sources

1. Muradyan S.V. Cifrovye aktivy: pravovoe regulirovanie i ocenka riskov // Journal of Digital Technologies and Law. 2023. № 1. S. 123-150.

2. Poshovkina T. P. Novelly i perspektivy pravovogo regulirovaniya cifrovyh prav i oborota cifrovoj valyuty // Social'no-ekonomicheskaya politika strany i sibirskogo regiona v usloviyah cifrovoj ekonomiki: Materialy XIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Barnaul, 10-11 iyunya 2021 goda / Pod obshch. red. V.A. Ivanovoj, Yu.M. Il'inyh. M.: «Pero», 2021. S. 125-131.

3. Sannikova L. V. Novye tekhnologii i pravo: sovremennyj pravovoj podhod k tekhnologii raspredelennogo reestra // Aktual'nye problemy rossij skogo prava. 2019. № 4(101). S. 62-69.

4. Bryuhoveckij I.V. Pravovoe regulirovanie oborota cifrovyh finansovyh aktivov. M.: Finansovyj universitet, 2021. S. 74-80.

5. Kirillova T. K., Kunickaya E. V. Analiz polozhenij Federal'nogo zakona 259 cherez prizmu investicionnoj i zaemnoj deyatel'nosti // Yuridicheskaya nauka. 2021. № 9. S. 15-19.

6. Kinsburskaya V. A. Novacii i perspektivy pravovogo regulirovaniya nalogooblozheniya operacij s cifrovymi finansovymi aktivami i cifrovoj valyutoj v Rossii // Imushchestvennye otnosheniya v RF. 2023. № 7 (262). S. 84-96.

7. Antonec A. A. Nalogooblozhenie dohodov ot operacij s cifrovymi finansovymi aktivami i cifrovymi valyutami // Sudebnaya sistema Rossii na sovremennom etape obshchestvennogo razvitiya: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj studencheskoj nauchnoj konferencii, Rostov-na-Donu, 09 dekabrya 2022 goda. Rostov-na-Donu: IP' Bespamyatnov Sergej Vladimirovich, 2022. S. 26-31.

8. Edemskij D. A., Bajkov S. S. Pravovoe regulirovanie naloga na pribyl' pri ispol'zovanii cifrovyh aktivov // Vestnik nauki. 2023. № 12(69). S. 295309.

9. Sannikova L. V., Haritonova Yu. S. Zashchita cifrovyh aktivov kak imushchestvennoj cennosti // Hozyajstvo i pravo. 2018. № 5(496). S. 26-35.

10. Ostroushko A. V., Timofeeva I. N. O neobhodimosti sovershenstvovaniya sistemy pravovogo regulirovaniya cifrovyh aktivov v Rossijskoj Federacii // Yuridicheskie issledovaniya. 2021. № 4. S. 59-75.

11. Litvinova A. D. Dogovor cessii v ramkah rasporyazheniya cifrovymi pravami // Pravo, obshchestvo, gosudarstvo: problemy teorii i istorii: Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchnoj studencheskoj konferencii, Moskva, 24-25 aprelya 2020 goda / Otv. Red. S.B. Zinkovskij, E.N. Trikoz. M.: RUDN, 2020. S. 157-159.

ЗАВЕРТЯЕВ АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - аспирант, Государственный академический университет гуманитарных наук. ZAVERTIAEV, ANDREI A. - Ph.D. student of the State Academic University of Humanities ([email protected]).

УДК 346.6 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-73-79

ШКОЛИК О.А.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТОРОВ В ИНОСТРАННЫХ ЮРИСДИКЦИЯХ

Ключевые слова: возвратные фонды, коллективные инвестиции, инвестиционные фонды, взаимные фонды, материальный ущерб, юридическая ответственность, государственное регулирование, инвестиционная деятельность.

В статье отражены результаты исследования проблем регулирования средств защиты интересов коллективных инвесторов в правотворческой деятельности профильных регулирующих органов Республики Индонезия. Рассматриваются общие черты регулирования сектора коллективных инвестиций, которые характерны любой национальной юрисдикции. В разрезе национального законодательства о фондовом рынке и подзаконных актов национального регулятора рассматриваются формы и инструменты юридической защиты интересов коллективных инвесторов. Основное внимание в статье уделяется исследованию вопросов регулирования, организации и функционирования особого защитного института - возвратных фондов (disgorgement funds). Отдельно рассмотрен порядок нормативного регулирования деятельности отдельных категорий осуществляющих деятельность на фондовом рынке лиц, которые могут быть привлечены к выплате денежных средств в порядке реализации системы возвратного фонда.

SHKOLIK, O.A.

LEGAL PROTECTION OF COLLECTIVE INVESTORS IN FOREIGN JURISDICTIONS

Key words: disgorgement funds, collective investments, investment funds, mutual funds, material damage, legal liability, government regulation, investment activity.

The article reflects the results of a study of the problems of regulating the means of protecting the interests of collective investors in the lawmaking activities of the relevant regulatory authorities of the Republic of Indonesia. The general features of the regulation of the collective investment sector, which are characteristic of any national jurisdiction, are considered. In the context of national legislation on the stock market and by-laws of the national regulator, the forms and instruments of legal protection of the interests of collective investors are considered. The main attention in the article is paid to the study of issues of regulation, organization and functioning of a special protective institution — disgorgement funds. The procedure for regulatory regulation of the activities of certain categories of persons operating in the stock market, who may be involved in the payment of funds in the implementation of the revolving fund system, is separately considered.

Коллективные инвестиции относятся к сектору финансового рынка, где в мировых масштабах наблюдается наибольший прирост нового инвестиционного капитала. Это обусловлено естественными причинами, ведь данный вид инвестиций имеет наибольший потребительский охват, поскольку на фундаментальном уровне доступен наиболее широкому потребителю, а в силу внедрения коллективных инвестиций в систему социального (пенсионного) обеспечения, в некотором смысле является естественной необходимостью для социальных субъектов. Отсюда следует, что коллективным инвестициям присуще важное социальное назначение, которое, с другой стороны, сопряжено с консолидацией социальных рисков в национальном масштабе. По этой причине вопросам регулирования юридической защиты прав и интересов коллективных инвесторов, в любой национальной юрисдикции, обычно уделяется большее внимание, нежели защиты прав и интересов иных категорий частных инвесторов.

Сразу нужно отметить, некоторые общие черты сектора коллективных инвестиций, которые как правило остаются неизменно характерными любой национальной юрисдикции. В связи с этим, прежде всего обратим внимание на то, что правовое регулирование коллективных инвестиций в Соединенных Штатах Америки, является первоисточником для всей мировой системы коллективных инвестиций, а потому практически во всем мире используется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.