ТАТОЯН Арам Артурович,
ассистент кафедры таможенного, административного и финансового права Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского г. Саратов, Российская Федерация, e-mail: aram.t333@yandex.ru
ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ЦИФРОВЫМИ ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ: ПОСТАНОВКА ВОПРОСА
Аннотация. Появление цифровых финансовых активов среди объектов гражданских прав и включение их в гражданский оборот актуализировало вопросы, связанные с правовым регулированием операций с указанными объектами. Сегодня большинство ученых сходятся во мнении, что правовое регулирование отношений, возникающих с использованием нового цифрового инструментария, имеет комплексный характер, сочетая гражданско-правовое и финансово-правовое регулирование.
В статье операции с цифровыми финансовыми активами рассматриваются с позиций науки финансового права. Обращение к рассмотрению правового регулирования операций с цифровыми финансовыми активами как составной части предмета финансового права связано с потребностями уточнения доктрины финансового права в этой части, а также понимания системы финансового законодательства.
Ключевые слова: цифровые финансовые активы, цифровые права, риск-ориентированный подход, информационная система, Банк России, финансовые организации
TATOYAN Aram Arturovich,
Assistant of the Department of Customs, Administrative and Financial Law Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky Saratov, Russian Federation
FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF TRANSACTIONS WITH DIGITAL FINANCIAL ASSETS: RAISING THE ISSUE
Annotation. The emergence of digital financial assets among the objects of civil rights and their inclusion in civil circulation has actualized issues related to the legal regulation of transactions with these objects. Today, most scientists agree that the legal regulation of relations arising from the use of new digital tools is complex, combining civil and financial regulation.
In the article, transactions with digital financial assets are considered from the standpoint of the science of financial law. The appeal to the consideration of the legal regulation of transactions with digital financial assets as an integral part of the subject of financial law is related to the need to clarify the doctrine of financial law in this part, as well as to understand the system of financial legislation.
Key words: digital financial assets, digital rights, risk-based approach, information system, Bank of Russia, financial organizations.
В настоящее время большинство специалистов сходится во мнении, что правовое регулирование отношений, возникающих с использованием цифровых финансовых активов (ЦФА), имеет комплексный характер, сочетая гражданско-правовое и финансово-правовое регулирование. Так, например, И.А. Цинде-лиани указывает на взаимосвязь финансово-пра-
вового и гражданско-правового регулирования ЦФА, связывая частноправовую природу ЦФА с новыми финансовыми технологиями в поле конкурентной борьбы с традиционными участниками рынка финансовых услуг [8, с. 34]. Схожей позиции придерживается и К.Б. Раздорожный, указывающий, что общественные отношения, связанные с обращением цифровых финансовых акти-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023
вов, представляют собой новой сегмент финансового рынка [6, с. 25-26], а финансовый рынок, т.е. отношения, связанные с оказанием финансовых услуг кредитными и некредитными финансовыми организациями традиционно имеют комплексное правовое регулирование: помимо блока норм публично-правового характера, значительный сегмент отношений складывается на основании гражданско-правовых договоров.
Исходя из правовой природы цифровых прав, выделяются их юридические признаки как объекта гражданских прав, которые, по сути, определяют и необходимость публично-правового регулирования, поскольку формируют основу для рискованного применения инструментария.
Публично-правовой характер операций с ЦФА обусловлен тем, что общественные отношения, предметом которых они являются, складываются в сфере финансовой деятельности государства; Банком России устанавливаются специальные требования к деятельности субъектов в сфере обращения ЦФА; результаты операций с ЦФА выступают объектом налогообложения и т.д. Нормы Закона о ЦФА, регламентирующие необходимость указания в решении о выпуске ЦФА сведений о бенефициарном владельце, полномочия Банка России по регулированию цифровых финансовых активов, запрет на принятие ЦФА в качестве средства платежа, право на открытие оператором информационной системы в российской кредитной организации номинального счета и некоторые другие нормы, имеют ярко выраженный публичный аспект.
В Докладе Центрального банка РФ подчеркивалось, что в России была выбрана модель прямого регулирования цифровых активов, предусматривающая выделение их в отдельный объект регулирования с особым правовым статусом и не предполагающая их квалификации в качестве цифрового представления традиционных финансовых инструментов [5, с. 12]. Однако, несмотря на это, и Центральный банк и российский законодатель идут по пути постепенно сближения правового регулирования ЦФА и операций с ними с правовым регулированием ценных бумаг, поскольку при очевидном сходстве ценных бумаг и ЦФА как инструментов инвестирования или корпоративного управления возникающие различия правового регулирования обусловливают не всегда оправданное преимущество новым инструментам.
Отметим, что российская практика операций с ЦФА не располагает единым подходом к правовому регулированию, хотя применяемые средства, в основном, укладываются в русло реализации единообразных принципов: определение и выражение отношения государственных регуляторов к операциям с криптоактивами как высокори-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023
скованным (в случаях, если они не запрещены); стремление к исключению арбитража с существующими инвестиционными игроками, т.е. различий в правовом статусе уже существующих финансовых организаций и организаций, формируемых в связи с обращением ЦФА, при сходстве осуществляемых ими операций по существу; реализация принципа «одинаковое содержание и риски - одинаковое регулирование».
Финансово-правовые средства, обеспечивающие снижение рисков дестабилизации финансовой системы, можно подразделить на две группы:
1) требования императивного характера к операциям с ЦФА;
2) меры, обеспечивающие финансовую стабильность инфраструктуры, формируемой для осуществления операций с ЦФА.
Требования императивного характера к операциям с ЦФА определяются общей моделью правового регулирования таких операций. В целом, российскую модель правового регулирования крипто активов можно отнести к ограничительно-разрешительным, поскольку сформирован комплекс правил для выпуска и обращения ЦФА и утилитарных цифровых прав, но при этом выпуск и обращение цифровых валют имеют лишь частичную легитимизацию.
Российская модель правового регулирования операций с ЦФА может быть обозначена как разрешительная, т.к. нормативно выпуск ЦФА не ограничен какими-либо формами, ЦФА может быть связано с любыми видами денежных обязательств, в том числе имеющих гибридный характер, т.е. сочетающих в себе не только денежные, но и имущественные требования о предоставлении товаров, работ или услуг. Этим определяется потребность в финансово-правовых средствах снижения рисков воздействия данного инструмента на стабильность финансовой системы. Но в силу незначительного пока объема таких операций и императивные их ограничения, по сути, не сформированы.
Ключевым аспектом обеспечения стабильности инфраструктуры обращения ЦФА выступает противодействия нелегальной деятельности, что обусловливает механизм учета субъектов, обеспечивающих осуществление данных операций.
В мировой практике эта задача решается посредством установления лицензионно-разре-шительной системы, на основе которой деятельность всех специальных платформ, в рамках которых осуществляется выпуск и обмен крипто активов, подлежит государственной регистрации. В Российской Федерации ЦФА существуют строго в выпустившей их информационной системе, оператором которой является юридическое лицо, включенное в реестр операторов информацион-
ных систем, аккумулирующее денежные средства и предоставляющее эмитентам возможность привлекать инвестиции. Привязка к информационной системе требует, чтобы обмен крипто активами, выпущенными на разных платформах, обеспечивался дополнительным субъектом - оператором обмена ЦФА. Одно и то же лицо может быть одновременно как оператором информационной системы, так и оператором обмена ЦФА при соответствии предъявленным требованиям.
Указанные субъекты правоотношений с ЦФА наделяются статусом некредитных финансовых организаций, следовательно, на них распространяются полномочия Банка России как органа, осуществляющего регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков, прежде всего, в части контроля их финансовой стабильности. В настоящее время Банком России сформирован ряд требований к субъектам такой деятельности, хотя признать его полным пока затруднительно.
Следует отметить, что системный подход при формировании финансово-правового регулирования операций с ЦФА важен не только внутри национальной финансовой системы и ее правовой формы, но и на международном уровне. Так, Банк России подчеркивает необходимость межгосударственного мониторинга операций с крипто активами и взаимодействия с финансовыми регуляторами иностранных государств по этому вопросу [4, с. 4]. Существенное значение имеет и международное взаимодействие в вопросах налогообложения операций с ЦФА и их результатов.
Важный публичный аспект правового регулирования операций с ЦФА, который в настоящий момент не имеет финансово-правовой формы, но, как представляется, должен ее приобрести -правила информационных систем и систем обмена.
В действующей Стратегии развития финансового рынка отмечается актуальность противодействия мошенничеству и недобросовестным практикам, совершаемым с помощью дистанционных каналов. Широкие возможности для такой практики, нарушающие законные интересы потребителей финансовых услуг, могут создаваться, если правила информационных и обменных систем не закрепляют соответствующих обеспечительных механизмов. Значимый публично интерес связан с такими характеристиками цифровых прав как их зависимость от, по сути, частной информационной системы, которая без дополнительных рекомендаций или требований со стороны закона или регулятора способна порождать злоупотребления со стороны оператора такой системы.
Информационные системы обуславливают права в цифровом пространстве, обладающими определенными физико-техническими характери-
стиками - правилами логико-математических алгоритмов [3, с. 113]. Однако для правовой регламентации прав их физические характеристики не важны, значение имеет правовой режим [7].
Угрозы и риски, связанные с использованием цифровых финансовых активов в преступной деятельности, нейтрализуются посредством инструментария, направленного на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Во всем мире прослеживается ужесточение требований данной направленности к провайдерам финансовых услуг, обусловленное рекомендациями Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
Так, в Обновленном руководстве ФАТФ по применению риск-ориентированного подхода к виртуальным активам и провайдерам услуг в сфере виртуальных активов отмечается, что арсенал виртуальных активов включает в себя не только криптовалюты, но все более широкий спектр новых продуктов, услуг и бизнес-моделей, которые обладают низкой прозрачностью, нацелены на то, чтобы скрыть или замаскировать финансовые потоки и все чаще и шире используются в преступной деятельности. Поэтому деятельность провайдеров таких услуг подлежит регулированию в виде обязательного лицензирования или регистрации и на них должны распространяться все существующие системы контроля и надзора, установленные в целях противодействия отмыванию преступно полученных доходов и финансированию терроризма. Основные блоки этого регулирования составляют: риск-ориентированный подход к деятельности провайдеров и операциям, связанным с виртуальными активами, надлежащая идентификация лиц, осуществляющих такие операции, хранение записей и документов, сообщение о подозрительных операциях, наличие санкций и иных правоприменительных мер и международное сотрудничество. Не допускается осуществление надзора за этой деятельностью со стороны саморегулируемых организаций, только компетентные органы должны обладать такими полномочиями. Проверка клиентов должна осуществляться, если разовая операция превышает порог 1 000 евро или долларов США. ФАТФ подчеркивает, что на провайдеров услуг, связанных с виртуальными активами, должны распространяться все рекомендации, разработанные ФАТФ, даже, если прямо в них не предусмотрено их применимость к данной категории субъектов или услуг. Виртуальные активы не должны считаться не подпадающими под действие рекомендаций ФАТФ из-за их формата или иных каких-либо особенностей [2, с. 7-16, 20]. Таким образом, ФАТФ рекомендует государствам формировать такое правовое регулирование, чтобы все новые
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023
финансовые инструменты подпадали под правила ПОД/ФТ независимо от того, являются ли они цифровыми или традиционными финансовыми активами.
Правовое регулирование по этому вопросу в развитых иностранных государствах строится в соответствии с рекомендациями ФАТФ. Хотя в современных исследованиях отмечено, что большая часть юрисдикций (75 %) придерживается их частично или вообще не придерживается. Существенное значение придается также регулированию оборота виртуальных активов в форме установления правил торговли для провайдеров таких услуг, которые однако в настоящее время приняты далеко не всеми странами [1, с. 2-3].
Таким образом, следует отметить, что операции с цифровыми финансовыми активами являются предметом комплексного правового регулирования нормами гражданского и финансового права. Гражданско-правовой характер операций с ЦФА обусловлен законодательной регламентацией последних в качестве цифровых прав, выступающих объектом гражданско-правовых сделок.
Необходимость публично-правового регулирования как составной части правового регулирования в сфере выпуска и обращения ЦФА определяется обусловленными ими рисками. Новые цифровые инструменты способны не только создавать преимущества для эмитентов и инвесторов, приобретающих их, но и угрозы для финансовой стабильности и прав потребителей финансовых услуг, а также могут использоваться в преступной деятельности.
В мировой практике, как и в практике Российской Федерации, сложился арсенал приемов, используемых для снижения и нейтрализации данных угроз, основной объем которых представляет собой различные ограничения на совершение тех или иных денежных операций либо установление специальных требований финансового или организационного характера обязательных для соблюдения финансовыми организациями, а также их клиентами, т.е. приемов и средств, которые могут быть отнесены к разряду финансово-правовых и в Российской Федерации, как правило, регламентируется финансово-правовыми нормами.
Для регламентации новых сегментов финансового рынка государства либо формируют новые правила, либо распространяют на них правила, регулирующие традиционные финансовые инструменты. Оба этих подхода выливаются в необходимость адаптации правового регулирования. В рамках первого необходимо его сближение с уже действующим для того, чтобы обеспечить оборот новых инструментов в существующей инфраструктуре финансового рынка и комплаенс антиотмывочному регулированию. В рамках вто-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023
рого корректировка идет по пути учета особенностей новых инструментов. В итоге оба подхода приводят к формированию частично нового регулирования.
Список литературы:
[1] Targeted Update on Implementation of the FATF Standards on Virtual Assets/VASPs, FATF. Paris, 2023.
[2] Updated Guidance for a Risk-Based Approach to Virtual Assets and Virtual Asset Service Providers, FATF. Paris, 2021.
[3] Василевская Л.Ю. Токен как новый объект гражданских прав: проблемы юридической квалификации цифрового права // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 5.
[4] Криптовалюты: тренды, риски, меры. Доклад для общественных консультаций. М., 2022.
[5] Развитие рынка цифровых активов в Российской Федерации. Доклад Банка России для общественных консультаций. М., 2022.
[6] Раздорожный К.Б. Финансово-правовое регулирование цифровых финансовых активов в Российской Федерации и в зарубежных странах: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021.
[7] Татоян А.А. Правовое регулирование операций с цифровыми финансовыми активами // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4 (61).
[8] Цинделиани И.А. Правовая природа цифровых финансовых активов: частноправовой аспект // Юрист. 2019. № 3.
Spisok literatury:
[1] Targeted Update on Implementation of the FATF Standards on Virtual Assets/VASPs, FATF. Paris, 2023.
[2] Updated Guidance for a Risk-Based Approach to Virtual Assets and Virtual Asset Service Providers, FATF. Paris, 2021.
[3] Vasilevskaya L.YU. Token kak novyj ob"ekt grazhdanskih prav: problemy yuridicheskoj kvalifik-acii cifrovogo prava // Aktual'nye problemy rossi-jskogo prava. 2019. № 5.
[4] Kriptovalyuty: trendy, riski, mery. Doklad dlya obshchestvennyh konsul'tacij. M., 2022.
[5] Razvitie rynka cifrovyh aktivov v Rossijskoj Federacii. Doklad Banka Rossii dlya obshchestvennyh konsul'tacij. M., 2022.
[6] Razdorozhnyj K.B. Finansovo-pravovoe regulirovanie cifrovyh finansovyh aktivov v Rossijskoj Federacii i v zarubezhnyh stranah: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2021.
[7] Tatoyan A.A. Pravovoe regulirovanie oper-acij s cifrovymi finansovymi aktivami // Biznes. Obra-zovanie. Pravo. 2022. № 4 (61).
[8] Cindeliani I.A. Pravovaya priroda cifrovyh finansovyh aktivov: chastnopravovoj aspekt // YUrist. 2019. № 3.