Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
DOI 10.47643/1815-1337_2021_4_256 УДК 342.98:34.07
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ
The main directions of improving law enforcement activities of the territorial bodies of the Interior Ministry of Russia at the district level
БОЛДЫРЕВ Улюмджи Константинович,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры организации деятельности ОВД ЦКШУ, Академия управления МВД России.
125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: [email protected];
BOLDYREV U. K.,
PhD in Law, Professor at the Department of the Criminal Policy (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia). 8, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., Moscow, 125171, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Актуальность определения основных направлений совершенствования правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне обусловлена полифункциональностью осуществляемой ими правоохраны и сложностью выполняемых правоохранительных задач. Территориальные органы МВД России на районном уровне, находятся на переднем крае борьбы с преступностью. Несмотря на свое низовое положение в иерархии системы МВД России, они являются самыми многочисленными, ключевыми и важнейшими подразделениями. Именно от их деятельности напрямую зависит уровень защищенности прав и свобод граждан и организаций, что впоследствии сказывается на мнении населения о деятельности полиции, который является одним из основных критериев оценки деятельности органов внутренних дел. Предлагаемые автором направления совершенствования правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне, указывают на «узкие места» в деятельности территориальных органов, правильная расстановка приоритетов позволит своевременно и эффективно выполнять правоохранительные функции и задачи. Цель исследования: определение ключевых направлений совершенствования правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне.
Abstract: The relevance of determining the main directions for improving the law enforcement activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level is due to the multifunctional nature of the law enforcement carried out by them and the complexity of the law enforcement tasks performed. The territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level are at the forefront of the fight against crime. Despite their low-level position in the hierarchy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, they are the most numerous, key and most important units. The level of protection of the rights and freedoms of citizens and organizations directly depends on their activities, which subsequently affects the opinion of the population about the activities of the police, which is one of the main criteria for evaluating the activities of internal affairs bodies. The directions proposed by the author for improving the law enforcement activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level indicate "bottlenecks" in the activities of territorial bodies, the correct prioritization will allow to perform law enforcement functions and tasks in a timely and effective manner. The purpose of the study is to identify key areas for improving the law enforcement activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level.
Ключевые слова: Территориальные органы МВД России на районном уровне, правоохранительная деятельность, правопорядок, основные направления совершенствования, общественный порядок, аппарат управления.
Keywords: Territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level, law enforcement, law and order, main areas of improvement, public order, management apparatus.
Дата направления статьи в редакцию: 18.02.2021
Дата публикации: 30.04.2021
К числу основных направлений совершенствования, предлагается отнести следующее: при организации правоохраны учитывать место дислокации территориальных органов МВД России по муниципальным образованиям, уделять особе внимание удаленным органам и подразделениям; при необходимости осуществлять своевременное и обоснованную корректировку в действующих положениях о конкретных территориальных (линейных) ОВД с учетом реальной и перспективной обстановки с преступностью, незаконной миграцией и т.д.; планирование правоохранительных мероприятий необходимо осуществлять с учетом необходимости выполнения государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»; уделять особое внимание подготовке личного состава органов внутренних дел, задействованного в охране общественного порядка; повышение качества противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности, а также в сфере IT-технологий; взаимодействие с добровольными народными дружинами и общественными объединениями правоохранительной направленности, а также гражданами, содействующими ОВД на гласной основе.
Российской Федерации необходима отлаженная и эффективная система государственного управления, которая позволит стране выдержать серьезную международную конкуренцию в мировой экономике [4, с. 54], а также позволит создать условия для эффективной работы правоохранительной системы, деятельность которой направлена на защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Современные проблемы усугубляются некомпетентностью кадров в государственном аппарате, а также низкой степенью ответственности, сложившейся как на федеральном, так и региональном уровнях [3, с. 14]. Препятствием для эффективного государственного управления выступает ситуация ограниченности кадровых и материальных ресурсов в связи с чем обеспечение потребностей населения в полной мере является невозможным. Рассматривая наиболее значимые проблемы государственного управления, следует выделить совершенствование
нормативной правовой базы [1, с. 525].
Необходимость правового регулирования функции руководства (управленческой деятельности руководителя) заключается в том, что в условиях формирования правового государства одним из важнейших факторов эффективного выполнения органами внутренних дел стоящих перед ними задач по защите прав и законных интересов личности, обеспечению безопасности общества и государства, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений выступает качественное правовое обеспечение их деятельности [8, с. 42]. Особое внимание проблемам совершенствования организации работы, повышения профессионализма, прежде всего руководителей органов и подразделений внутренних дел уделяется в системе МВД России [9, с. 71].
Под правоохранительной деятельностью следует понимать урегулированную правом деятельность управомоченных государственных органов по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства [7, с.14-15].
Правоохранительная деятельность направлена на поддержание законности и порядка, на борьбу с преступностью и по уровню своей организации и функциям своей организации и функциям является системным образованием в структуре государственных институтов. Её сущность выражается во властной деятельности компетентных органов, которым государство предоставило полномочия на реализацию права в интересах всего общества [10, с. 9].
Приступая к рассмотрению вопроса об основных направлениях совершенствования правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России (прежде всего на районном уровне) мы считаем необходимым указать, что данные сотрудники данных территориальных ОВД, при непосредственном исполнении своих обязанностей, возложенных на них правоохранительных задач обязаны принимать во внимание, учитывать требования нормативных правовых актов как регионального, так и муниципального уровня.
Помимо этого, организуя деятельность подчиненных служб и подразделений, руководитель территориального ОВД должен брать в расчет географические характеристики территории, находящейся под оперативным обслуживанием. Руководитель территориального органа МВД РФ по субъекту РФ при организации несения службы подчиненными службами, подразделениями и аппаратами дополнительно должен учитывать и места их дислокации, особенно удаленных сельских территориальных ОВД по муниципальным образованиям.
На сегодняшний день основные вопросы организации практической правоохранительной деятельности, как по линии оперативных подразделений, так и служб, подразделений обеспечения охраны общественного порядка урегулированы номами федерального законодательного акта «О полиции», а также более чем значительным массивом подзаконных нормативных правовых актов, преимущественно ведомственного характера.
Каждый территориальный орган МВД России осуществляют свою текущую деятельность в соответствии с положением о данном органе внутренних дел, утверждаемом вышестоящим руководителем. За исключением МВД России, положение о котором утверждено указом Президента РФ1, положения обо всех остальных территориальных ОВД разрабатываются и корректируются в соответствии с типовыми положениями, утвержденными Президентом Российской Федерации и Министром внутренних дел Российской Федерации2. Наряду с правоохранительной и правозащитной, органы внутренних дел осуществляют регулятивную деятельность, которая состоит в разрешении внутриорганизационных управленческо-распорядительных дел (расстановка кадров, планирование, распоряжение материальными средствами, поощрение и др.), а также в реализации некоторых прав и законных интересов личности [2, с. 62].
Говоря об основных направлениях совершенствования правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России, мы считаем необходимым начать, прежде всего, с анализа действующих в настоящее время положений о соответствующих территориальных ОВД. Как мы отмечали, они разрабатываются в соответствии с типовыми положениями. Следует отметить, что никакое, даже чрезвычайно тщательно проработанное типовое положение не может учесть всех нюансов конкретной ситуации на определенной территории, обслуживаемой конкретным ОВД. К ним надлежит отнести, прежде всего, и реальную оперативную обстановку, количество мигрантов, ситуацию с обеспеченностью рабочими местами. Полагаем, что необходимо проведение тщательной проверки, при необходимости корректировки действующих положений о территориальных (линейных) ОВД с учетом реальной и перспективной обстановки с преступностью, незаконной миграцией. [6, с. 25].
Продолжая анализ возможных направлений совершенствования правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России, мы считаем необходимым обратить внимание на мнение М.В. Коробкина, указывавшего, что на организацию правоохранительной деятельности территориальных ОВД различного уровня существенное влияние оказывает исполнение сотрудниками различных подразделений ОВД специальных административных регламентов и точное соответствие деятельности сотрудников полиции предписанными соответствующими регламентами процедур оказания государственных услуг [5, с. 214]. Особенно актуальным данное направление совершенствования правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России, стало после принятия Президентом Российской Федерации решения о ликвидации Федеральной миграционной службы и создании в структуре органов внутренних дел подразделений по вопросам миграции. На данные вновь созданные подразделения было возложено исполнение административных процедур, ранее исполнявшихся ФМС РФ. Важность совершенствования данного направления правоохранительной деятельности территориальных ОВД мы видим в том, что сотрудники соответствующих подраз-
1 Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 26.12.2016, № 52 (Часть V), ст. 7614.
2 Приказ МВД России от 5 июня 2017 г. № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2020 г.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 4(196)
делений ОВД оказывают различные государственные услуги, помощь в вопросах регистрации по месту жительства и пребывания, получения и замены документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, документов на приобретение российского гражданства и права на законное пребывание/проживание на территории РФ, законной трудовой деятельности иностранных граждан на территории России. Руководители территориальных ОВД должны держать на постоянном личном контроле данное направление оперативно-служебной деятельности соответствующих органов внутренних дел.
Следующим направлением совершенствования правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России мы видим в полноценном выполнении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие пре-ступности»1, но и принимаемых в субъектах РФ соответствующих программных документов регионального уровня в части касающейся деятельности правоохранительных органов на территории соответствующего региона России.
Самостоятельным направлением совершенствования правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России, на наш взгляд, является повышение качества противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности. Особое внимание, в этой связи руководством территориальных ОВД должно быть уделено подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих выявление, раскрытие и (в случаях предусмотренных УПК РФ) расследование фактов преступлений с использованием 1Т-технологий.
Принятие ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» в РФ, на наш взгляд» ознаменовало новый этап взаимодействия территориальных ОВД и общества по охране общественного порядка и поддержанию должного уровня общественной безопасности. Решение проблем правовых основ управления в системе органов внутренних дел, в целом, возможно не только с помощью принятия единого законодательного акта, но и внесения некоторых изменений в существующее законодательство. В этом контексте ключевое положение отводится следующим нормативно-правовым источникам:
- Федеральному закону «О социальных гарантиях сотрудников ОВД РФ»;
- Федеральному закону «О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
- Федеральному закону «О полиции».
Согласно практике и науке административно-правового регулирования, в правовом обеспечении и регулировании одним из главных требований считается системность. В данном случае идет речь, прежде всего, о достижении в системе правового обеспечения управления в ОВД РФ кодификации, системности, структурированности и целостности. При этом, стоит подчеркнуть, что сохранить существующую систему и структуру не позволяет динамичное развитие российского законодательства.
Мы рассмотрели лишь небольшую часть основных направлений совершенствования правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России, что позволяет прийти к следующим выводам:
1. Организуя деятельность подчиненных служб и подразделений, руководитель территориального ОВД должен брать в расчет географические характеристики территории, находящейся под оперативным обслуживанием. Руководитель территориального органа МВД РФ по субъекту РФ при организации несения службы подчиненными службами, подразделениями и аппаратами дополнительно должен учитывать и места их дислокации (особенно удаленных сельских ОВД по муниципальным образованиям).
2. Полагаем, что необходимо проведение тщательной проверки, а при выявлении соответствующей необходимости и корректировки действующих положений о конкретных территориальных (линейных) ОВД с учетом реальной и перспективной обстановки с преступностью, незаконной миграцией и пр.
3. Самостоятельным направлением совершенствования правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России мы видим полноценное выполнение государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», но и принимаемых в субъектах РФ соответствующих программных документов регионального уровня в части касающейся деятельности правоохранительных органов на территории соответствующего региона России.
4. Еще одним направлением совершенствования правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России, на наш взгляд, является повышение качества противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности. Особое внимание, в этой связи руководством территориальных ОВД должно быть уделено подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих выявление, раскрытие и (в случаях предусмотренных УПК РФ) расследование фактов преступлений с использованием 1Т-технологий.
5. В качестве одного из основных направлений совершенствования правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России мы считаем необходимым указать поступательной усиление взаимодействия органа внутренних дел с наиболее активной частью населения, входящей в ДНД и общественные объединения правоохранительной направленности, а также гражданами, содействующими ОВД на гласной основе.
1 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть IV), ст. 2188.
Библиография:
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник, 4-е изд., М.: Омега-Л, 2014.С. 525.
2. Бородина С.Д., Старокожева Ю.В. К вопросам о некоторых проблемах в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел // Сборник материалов Международной научно-практической конференции Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Электронное издание. Екатеринбург, 2019. С.62.
3. Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы России // Государство и право.2014.№7. С.14.
4. Бякин Я.С. Современные проблемы государственного управления и способы их решения // Материалы всероссийской научно-практической конференции Совершенствование правоохранительной деятельности органов внутренних дел (проблемы теории, практики и правового регулирования. 17 мая 2019г. Часть 1. С.54.
5. Коробкин М.В. Административные регламенты и проблемы их реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С.214.
6. Мельников А.В., Казюлин В.А. и др. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: учебник / под. ред. В.В. Гордиенко. М., 2012. С. 25.
7. Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов / Галустьян А.В., Ендольцева А.В.,Кизилык А.П.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. С.14-15.
S. Ульянов А.Д. Организация управленческой деятельности руководителя территориального органа МВД России: учебно-методическое пособие.-
М.: Проспект, 2019. С.42.
9. Шаранов Ю.А., Устюжанин В.Н. Психология правоохранительной деятельности: системно-динамический подход: монография. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2018. С.9.
10. Шмелькова С.В. О необходимости исследования вопроса о формировании руководящих кадров территориальных органов в системе МВД России // Алтайский юридический вестник.2017. №2. С.71.
References (transliterated):
1. Atamanchuk G.V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya: uchebnik, 4-e izd., M.: Omega-L, 2014.S. 525.
2. Borodina S.D., Starokozheva YU.V. K voprosam o nekotoryh problemah v obespechenii prav i svobod cheloveka i grazhdanina v deyatel'nosti organov vnutrennih del // Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Aktual'nye problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti organov vnutrennih del. Elektronnoe izdanie. Ekaterinburg, 2019. S.62.
3. Buravlev YU.M. Problemy reformirovaniya i upravleniya sistemoj gosudarstvennoj sluzhby Rossii // Gosudarstvo i pravo.2014.№7. S.14.
4. Byakin YA.S. Sovremennye problemy gosudarstvennogo upravleniya i sposoby ih resheniya // Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii Sovershenstvovanie pravoohranitel'noj deyatel'nosti organov vnutrennih del (problemy teorii, praktiki i pravovogo regulirovaniya. 17 maya 2019g. CHast' 1. S.54.
5. Korobkin M.V. Administrativnye reglamenty i problemy ih realizacii v sisteme Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii: av-toref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2011. S.214.
6. Mel'nikov A.V., Kazyulin V.A. i dr. Organizaciya deyatel'nosti sluzhb i podrazdelenij policii po ohrane obshchestvennogo poryadka i obespecheniyu ob-shchestvennoj bezopasnosti: uchebnik / pod. red. V.V. Gordienko. M., 2012. S. 25.
7. Pravoohranitel'nye organy: uchebnik dlya studentov vuzov / Galust'yan A.V., Endol'ceva A.V.,Kizilyk A.P.-M.: YUNITI-DANA, Zakon i pravo, 2011. S.14-15.
8. Ul'yanov A.D. Organizaciya upravlencheskoj deyatel'nosti rukovoditelya territorial'nogo organa MVD Rossii: uchebno-metodicheskoe posobie.-M.: Prospekt, 2019. S.42.
9. SHaranov YU.A., Ustyuzhanin V.N. Psihologiya pravoohranitel'noj deyatel'nosti: sistemno-dinamicheskij podhod: monografiya. SPb.: Sankt-Peterburgskij un-t MVD Rossii, 2018. S.9.
10. SHmel'kova S.V. O neobhodimosti issledovaniya voprosa o formirovanii rukovodyashchih kadrov territorial'nyh organov v sisteme MVD Rossii // Altajskij yuridicheskij vestnik.2017. №2. S.71.