/82 "Civil SecurityTechnology", Vol. 18, 2021, No. 3 (69) Civil defense. Local defense
УДК 355.55
Основные направления совершенствования подготовки специалистов радиационной, химической и биологической защиты МЧС России
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2021
О.Н. Новиков, П.Н. Косырев
Аннотация
Рассмотрена существующая организация подготовки и повышения квалификации специалистов радиационной, химической и биологической защиты в МЧС России. Показана роль образовательных организаций МЧС России в системе подготовки специалистов и предложены основные направления совершенствования подготовки квалифицированных кадров, обладающих профессиональными компетенциями в области радиационной, химической и биологической защиты населения и территорий.
Ключевые слова: образовательная организация; радиационная, химическая и биологическая защита; служба; специалист; чрезвычайная ситуация.
Main Directions of Improving the Training of Specialists in Radiation, Chemical and Biological Protection of the EMERCOM of Russia
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2021
О. Novikov, P. Kosyrev
Abstact
Existing organization of training and advanced training of radiation, chemical and biological protection specialists in the EMERCOM of Russia is considered. The role of EMERCOM of Russia educational organizations in the system of training specialists is shown and the main directions for improving the training of qualified personnel with professional competencies in the field of radiation, chemical and biological protection of the population and territories are proposed.
Key words: educational organization; radiation, chemical and biological protection; service; specialist; emergency situation.
10.02.2021
Подготовка кадров на профессиональной основе требуется для подразделений МЧС России, выполняющих задачи радиационной, химической и биологической (далее — РХБ) защиты. При этом ежегодная потребность в подготовке кадров составляет 200 человек [1].
Для МЧС России необходимы высококвалифицированные специалисты, способные профессионально и быстро решать вопросы по организации и выполнению мероприятий РХБ защиты населения и территорий в мирное и военное время.
Основной целью развития системы подготовки кадров является полное удовлетворение потребности МЧС России в высококвалифицированных кадрах, обладающих профессиональной компетенцией в области РХБ защиты населения и территории [2].
В Концепции* определено, что совершенствование системы подготовки сил РХБ защиты в направлении обеспечения выполнения возложенных на них задач мирного и военного времени в полном объеме осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:
разработка стандартов дополнительного профессионального образования, повышающего уровень подготовки сил РХБ защиты в этой области;
создание системы подготовки и повышения квалификации работников сети наблюдения и лабораторного контроля и личного состава сил РХБ защиты;
внедрение новых технологий выполнения задач РХБ защиты мирного и военного времени;
создание современной учебно-тренировочной базы для подготовки сил РХБ защиты;
систематическая организация проведения сборов и исследовательских тактико-специальных учений с привлечением объектовых формирований РХБ опасных объектов в целях обмена передовым опытом выполнения задач РХБ защиты мирного и военного времени. В систему подготовки кадров МЧС России входят: шесть высших образовательных организаций: Академия гражданской защиты (АГЗ МЧС России); Академия Государственной противопожарной службы; Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы и его филиал — Дальневосточная пожарно-спасательная академия; Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы; Уральский институт Государственной противопожарной службы и Сибирская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы;
Воронежский институт повышения квалификации сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
двадцать образовательных организаций дополнительного профессионального образования — учебные центры федеральной противопожарной службы (далее —учебные центры ФПС).
Из указанных выше образовательных организаций подготовка специалистов РХБ защиты проводится в АГЗ МЧС России и 15 учебных центрах ФПС.
До 2014 года подготовка младших специалистов РХБ защиты для спасательных воинских формирований МЧС России проводилась и в Уральском учебном спасательном центре МЧС России, но в настоящее время подготовка специалистов проводится только в интересах спасательного отряда РХБ защиты этого центра.
Во всех спасательных центрах МЧС России организована и действует своя система командирской подготовки; разработаны соответствующие учебные программы, которые позволяют проводить обучение личного состава по вопросам РХБ защиты.
В центральном аппарате МЧС России, спасательных воинских формированиях и территориальных органах МЧС России образовался значительный некомплект высококвалифицированных специалистов РХБ защиты [3].
Это объясняется тем, что с 2016 г. выпускники Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко Министерства обороны Российской Федерации (далее — Военная академия РХБ защиты) в МЧС России не направляются. Кроме того, за последние годы из системы МЧС России по состоянию здоровья и достижению предельного возраста уволилось значительное количество опытных специалистов РХБ защиты.
В настоящее время подготовка высококвалифицированных специалистов РХБ защиты по программам высшего и среднего профессионального образования проводится только в Военной академии РХБ защиты. Для удовлетворения потребности в профильных специалистах в Военной академии РХБ защиты проводится обучение:
1. По программе высшего образования по специальности 56.05.2002 «Радиационная, химическая и биологическая защита». Объект деятельности — подразделения РХБ защиты. Специалисты готовятся к участию в профессиональной организационно-управленческой, воспитательной и технической деятельности. Квалификация выпускника: специалист в области РХБ защиты. Срок обучения: 5 лет. Выпускникам присваивается воинское звание «лейтенант», и они назначаются на первичные командные должности подразделений РХБ защиты с перспективой выдвижения на вышестоящие командные должности.
2. По программе среднего профессионального образования по специальности 20.02.2001 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов». Сферой и объектами военно-профессиональной деятельности выпускника являются применение подразделений и эксплуатация средств РХБ защиты в мирное и военное время. Квалификация выпускника: техник-эколог Срок обучения: 2 года 10 месяцев. Выпускникам присваивается воинское звание «прапорщик», и они назначаются на первичные командные должности подразделений РХБ защиты.
* Концепция радиационной, химической и биологической защиты населения (актуализированная редакция 2019 г). Утв. решением коллегии МЧС России от 4 декабря 2019 г, протокол № 8/П.
Кроме того, Военная академия РХБ защиты осуществляет подготовку по дополнительным профессиональным программам:
профессиональная переподготовка по 6 специальностям;
повышение квалификации по 28 специальностям.
Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации в Военной академии РХБ защиты осуществляется в системе дополнительного профессионального образования, которое направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей.
В табл. 1 показаны некоторые группы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, организованные в Военной академии РХБ защиты по дополнительным профессиональным программам, которые могут быть рассмотрены руководством МЧС России и внедрены в процесс подготовки специалистов РХБ защиты Министерства.
Для МЧС России наиболее актуальным вопросом является профессиональная переподготовка начальников служб РХБ защиты.
Данная переподготовка проходит в течение двух месяцев и направлена на обучение офицеров Сухопутных войск (СВ) и Воздушно-десантных войск (ВДВ). По специально разработанным программам проводится обучение группы профессиональной переподготовки начальников служб РХБ защиты воинских частей Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В данной программе учтены особенности выполнения задач РХБ защиты, характерные для ракетных войск.
По согласованию с Военной академией РХБ защиты возможна разработка специальной программы для офицеров МЧС России, которая в первую очередь будет направлена на переподготовку офицеров внутренней
службы, стоящих на должностях начальников служб РХБ защиты СПСЧ ФПС и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Решение вопроса по обучению офицеров МЧС России на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Военной академии РХБ защиты необходимо согласовать с Управлением начальника войск РХБ защиты Министерства обороны и Главным управлением кадров Министерства обороны.
В АГЗ МЧС России подготовка специалистов РХБ защиты проводится в соответствии с ежегодным Планом комплектования образовательных организаций высшего образования МЧС России и ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова МЧС России» специалистами МЧС России, должностными лицами и специалистами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС для обучения по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с планом в Институте развития АГЗ МЧС России проходят обучение в объеме 72 ч., дистанционно по дополнительным профессиональным программам, начальники (сотрудники) отделов инженерно-технических мероприятий химической, биологической и медицинской защиты главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. В первом полугодии 2020 года прошло обучение 37 человек этой категории.
По очной форме обучения в АГЗ МЧС России изучают вопросы радиационной и химической безопасности по различным направлениям (специальностям) подготовки в рамках дисциплин, относящихся к вариативной части профессионального цикла:
«Радиационная и химическая защита населения и территорий»;
«Организация радиационной и химической защиты населения и территорий»;
Таблица 1
Группы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Военной академии РХБ защиты по
дополнительным профессиональным программам
Наименование группы подготовки Код группы Срок обучения (мес.)
Группы повышения квалификации
1 Начальников служб РХБ защиты соединений и воинских частей СВ и ВДВ 15000 1
2 Командиров рот войск РХБ защиты и их заместителей 15055 0,5
3 Начальников лабораторий подразделений войск РХБ защиты 15070 1
4 Командиров взводов войск РХБ защиты 15080 0,5
5 Военных специалистов войск РХБ защиты по эксплуатации новых образцов РХБ разведки 15085 1
6 Военных специалистов войск РХБ защиты по эксплуатации новых образцов аэрозольной дезинфекции 15094 1
7 Военных специалистов радиационной безопасности 15100 1
8 Внештатных экологов воинских частей 15105 1
Группы профессиональной переподготовки
1 Для замещения воинских должностей начальников служб РХБ защиты соединений и воинских частей СВ и ВДВ 15160 2
2 Для замещения воинских должностей начальников служб РХБ защиты воинских частей РВСН 15170 2
3 Военных специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы (преподавание дисциплины по специальностям войск РХБ защиты) 15175 2
«Радиационная и химическая защита»; «Основы радиационной и химической защиты» и т.д.
Анализируя возможность подготовки кадров на базе АГЗ МЧС России, следует отметить, что уровень подготовки выпускников АГЗ МЧС России по указанной специальности ввиду сложности и специфики современной техники, приборной базы и оборудования РХБ защиты не позволяет в полном объеме качественно выполнять задачи, стоящие перед МЧС России по данному направлению.
Во многих регионах заместители начальников отделов инженерно-технических мероприятий, химической, биологической и медицинской защиты, прошедшие обучение на данных курсах, исполняют по совместительству обязанности начальников служб РХБ защиты. Содержание программы подготовки данных курсов не соответствует требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям начальников служб РХБ защиты.
Для организации обучения специалистов РХБ защиты по программам высшего образования в АГЗ МЧС России и получения лицензии на право ведения образовательной деятельности по специальностям в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 56.05.02 «Радиационная, химическая и биологическая защита» в образовательных организациях высшего образования МЧС России необходимо:
создать кафедру, специализирующуюся на изучении ядерных технологий, токсикологии, индикации, нейтрализации активных химических веществ и биологических средств и эксплуатации вооружения и техники РХБ защиты;
осуществить прием профессорско-преподавательского состава, имеющего профильное образование, в количестве 40 человек;
обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию учебного химического поля, создание лабораторий для выполнения работ с радиоактивными материалами, отравляющими веществами и биологическими средствами;
внести изменение в табель оснащенности образовательных организаций высшего образования в части дополнительного оснащения учебно-материальной базы средствами РХБ защиты, в частности: автомобиль радиационной и химической разведки; бортовой комплекс специальной обработки; газоанализатор; дозиметр-радиометр; комплексный пункт специальной и санитарной обработки, а также другим имуществом.
Оценивая сложившуюся обстановку по подготовке специалистов РХБ защиты, следует сделать вывод о необходимости возобновления целевого обучения командиров подразделений и начальников служб РХБ защиты для системы МЧС России в Академии РХБ защиты Министерства обороны Российской Федерации.
Необходимо дополнительно рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности создания на базе АГЗ МЧС России учебно-материальной базы для реализации дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки
продолжительностью 250 часов для обучения категории «Начальники служб РХБ защиты».
Подготовку прапорщиков внутренней службы на должности старших инструкторов химической и радиационной разведки для СПСЧ ФПС, как и начальников служб РХБ защиты, целесообразно проводить по целевому обучению в Военной академии РХБ защиты. Учитывая то, что выпускники получают квалификацию техник-эколог, это будет дополнительно способствовать решению актуальных вопросов, связанных с экологической безопасностью в данном регионе.
В соответствии с распоряжением от 21.06.2019 № 297 «Об организации подготовки личного состава МЧС России в образовательных организациях МЧС России по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в 2020 году» в 15-ти учебных центрах ФПС проводилась подготовка по:
повышению квалификации сотрудников и работников в качестве нештатных химиков-дозиметристов (табл. 2);
Таблица 2
Повышение квалификации сотрудников и работников в качестве нештатных химиков-дозиметристов в 2020 году
№ п/п Образовательные организации МЧС России
1 Астраханский учебный центр ФПС
2 Барнаульский учебный центр ФПС
3 Волгодонский учебный центр ФПС
4 Учебный центр ФПС по Кемеровской области
5 Краснодарский учебный центр ФПС
6 Крымский учебный центр ФПС
7 Нижегородский учебный центр ФПС
8 Учебный центр ФПС по Новосибирской области
9 Учебный центр ФПС по Республике Татарстан
повышению квалификации химиков-дозиметристов (табл. 3).
Таблица 3
Повышение квалификации химиков-дозиметристов в 2020 году
№ п/п Образовательные организации МЧС России
1 Тюменский учебный центр ФПС
2 Хабаровский учебный центр ФПС
3 Учебный центр ФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
4 Учебный центр ФПС по Челябинской области
5 Омский учебный центр ФПС
6 Пермский учебный центр ФПС
Из анализа данной программы видно, что из 30 часов, отводимых на обучение, только 30% времени выделяется на практические занятия. Низкий уровень подготовки специалистов неизбежно скажется отрицательно при выполнении специальных задач в ходе тушения пожара в условиях повышенной радиоактивности местности.
Образовательные организации осуществляют реализацию основных программ профессионального обучения — программ повышения квалификации рабочих, служащих путем применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. По программам на обучение отводится 30 часов.
В ФГКУ «Уральский учебный спасательный центр МЧС России» предлагается рассмотреть вопрос о возобновлении обучения категории специалистов РХБ защиты путем внедрения в учебный процесс информационно-обучающей системы. Обучающую систему необходимо разработать на основе современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий с возможностью получения теоретических знаний и отработки индивидуальных и коллективных навыков действий специалистов РХБ защиты, пожарных и спасателей в условиях РХБ заражения (загрязнения).
Опыт подготовки войск свидетельствует о том, что высшие военные учебные заведения и учебные центры полностью не решают проблему кадрового обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации по военно-учетным специальностям как в количественном, так и в качественном отношении [4].
Данная проблема существует и в МЧС России. Обучение специалистов РХБ защиты проходит по принципу — от простого к сложному. На начальном этапе формируются знания путем теоретической подготовки, затем осуществляется процесс получения навыков посредством практического закрепления полученных знаний с использованием технических средств обучения. В процессе полигонной практики и учений формируется умение.
Опыт показывает, что уровень знаний и навыков специалистов после завершения одиночной подготовки недостаточен по целому ряду объективных и субъективных причин. Так, например, учебно-материальная база и учебно-тренировочные тренажерные комплексы устарели в связи с принятием на вооружение новых образцов техники.
Одним из возможных решений проблемы подготовки специалистов может стать разработка и внедрение специальных интерактивных компьютерных программ, обучающих навыкам работы на новых образцах военной техники и входящем в их состав оборудовании, обеспечивающих выполнение правильного алгоритма действий экипажем (расчетом) в ходе подготовки специальных машин к работе и в ходе выполнения поставленных задач.
Одним из предлагаемых направлений решения данной проблемы является создание единой системы технических средств обучения посредством разработки и внедрения обучающего программного обеспечения как в образовательных организациях, так и в повседневный учебный процесс подразделений, имеющих специалистов РХБ защиты, используя компьютерные классы и непосредственно сами образцы
специальной техники, путем интеграции учебных программ в состав автоматизированных рабочих мест членов экипажа. Сопряжение обучающей программы и образца изучаемой техники обеспечит членам экипажа быстрый доступ к необходимой информации и наглядной демонстрации действий по выполнению поставленных задач.
Развитие систем технических средств обучения специалистов РХБ защиты целесообразно направить не только на внедрение сложных тренажерных комплексов нового поколения, которые, безусловно, являются наиболее эффективными элементами данной системы, но при этом обладают серьезными ограничениями в плане доступности, мобильности и эксплуатации неподготовленным пользователем, но и на использование интерактивных обучающих компьютерных программ, уже доказавших свою эффективность в различных сферах человеческой деятельности (промышленное производство, медицина, транспорт и др.) [5].
Назрела также необходимость разработки универсального учебно-тренажерного комплекса для отработки практических действий специалистов РХБ защиты, пожарных и спасателей в условиях РХБ загрязнения (заражения). Составной частью комплекса должна быть информационно-обучающая система на основе современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий с возможностью получения теоретических знаний и отработки индивидуальных и коллективных навыков действий специалистов РХБ защиты, пожарных и спасателей в условиях РХБ загрязнения (заражения).
Совершенствование системы технических средств обучения специалистов РХБ защиты путем создания и интеграции специальных интерактивных обучающих компьютерных программ в процесс обучения как в учебных центрах и кафедрах высших учебных заведений, так и в подразделениях РХБ защиты СЦ МЧС России позволит:
повысить качество подготовки и переподготовки специалистов;
автоматизировать контроль качества знаний обучающихся;
снизить вероятность выхода из строя техники по причине поломки специального оборудования;
усовершенствовать учебную и материально-техническую базу учебных центров и кафедр;
исключить необходимость привлечения дополнительных материальных средств (плакатов, макетов, образцов и т.п.) в процесс обучения.
Рассмотренные направления совершенствования подготовки специалистов радиационной, химической и биологической защиты МЧС России несомненно позволят более эффективно и в короткие сроки решать поставленные задачи по защите населения и территорий в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в условиях радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения.
Литература
1. Шевченко А. В. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, предотвращение угроз радиационного, химического и биологического характера и подготовка и аттестация кадров в этой области // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 1(51). С. 45-49.
2. Молчанов С. А., Романов Р. В., Косырев П. Н. Новиков О. Н. и др. Научно-методическое сопровождение мероприятий по организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты: Заключительный отчет о НИР. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. С. 174.
3. Новиков О. Н., Косырев П. Н. Создание службы радиационной, химической и биологической защиты МЧС России как способ повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации // Технологии гражданской безопасности. 2021. Т. 18. № 1 (67). С. 90.
4. Селуянов А. А. Актуальные проблемы системы военного образования: пути и методы решения // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 2. С. 80-84.
5. Кузнецов К. П., Солнышков С. Н. Разработка специальных интерактивных обучающих компьютерных программ для подготовки специалистов войск радиационной, химической и биологической защиты // Вестник войск РХБ защиты. 2019. Т. 3, № 4. С. 373-379.
Сведения об авторах
Новиков Олег Николаевич: к. в. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таН: [email protected] SPIN-код: 3381-7443.
Косырев Павел Николаевич: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таН: [email protected] SPIN-код: 6708-2678.
Information about authors
Novikov Oleg N.: Candidate of Military Sciences, Assistant Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 3381-7443.
Kosyrev Pavel N.: Cand.Sci. (Engineering), Assistant Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: kosyrevp@mail. ru SPIN-scientific: 6708-2678.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Батырев В.В. и др. Основы индивидуальной защиты человека от опасных химических и радиоактивных веществ. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=25637877
Мануйло О.Л. и др. Справочник руководителя гражданской обороны http://elibrary.ru/item.asp?id=26175476
Прищепов Д.З. и др. Сборник результатов интеллектуальной деятельности МЧС России http://elibrary.ru/item.asp?id=26516650
Баньщикова З.Е. и др. Справочное пособие по организации выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных работ силами и средствами органов государственной власти, органов местного самоуправления в мирное и военное время http://elibrary.ru/item.asp?id=26212676
Дурнев Р.А. и др. Технологии подготовки диссертационных работ в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Научно-методическое издание http://elibrary.ru/item.asp?id=26340114
Шаерман А.В. и др. Проведение спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=23668786
Марченко Т.А. и др. Система дистанционного консультирования и информирования населения радиоактивно загрязненных территорий. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=23867739
Афанасьева Е.В. и др. Рекомендации по подготовке и проведению мероприятий, направленных на практическую отработку действий пожар-но-спасательных подразделений в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Учебное пособие http://elibrary.ru/item.asp?id=21846885
Тодосейчук С.П. и др. Методические рекомендации по эксплуатации оборудования быстровозводимых пунктов временного размещения населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций http://elibrary.ru/item.asp?id=22689053
Тодосейчук С.П. и др. Методические рекомендации по хранению и транспортировке оборудования быстровозводимых пунктов временного размещения населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций http://elibrary.ru/item.asp?id=22402913