Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЛИЧНОСТИ НА ИНФОРМАЦИЮ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЛИЧНОСТИ НА ИНФОРМАЦИЮ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / MECHANISMS TO IMPROVE THE RIGHT TO INFORMATION / ОТКРЫТОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / TRANSPARENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / E-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оторова Б.К., Оторов К.К.

Данная статья посвящена вопросам совершенствования механизмов реализации прав личности на информацию в Кыргызской Республике. Автор статьи отмечает, что совершенствования механизмов реализации прав личности на информацию должна осуществляться на основе Концепции открытого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Оторова Б.К., Оторов К.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЛИЧНОСТИ НА ИНФОРМАЦИЮ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЛИЧНОСТИ НА ИНФОРМАЦИЮ В КЫРГЫЗСКОЙ

РЕСПУБЛИКЕ

Оторова Б.К.1, Оторов К.К.2 ©

1Кандидат юридических наук, кафедра теории и истории государства и права, Кыргызский национальный университет им.Ж. Баласагына;

2старший преподаватель, юридический факультет, Евразийский университет инновационных технологий

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам совершенствования механизмов реализации прав личности на информацию в Кыргызской Республике. Автор статьи отмечает, что совершенствования механизмов реализации прав личности на информацию должна осуществляться на основе Концепции открытого государства.

Ключевые слова: механизмы совершенствования, право на информацию, открытость государственного управления, электронное правительство.

Keywords: mechanisms to improve the right to information, transparency of public administration, e-government.

В современном обществе наиболее актуальной является концепция открытого государства. «Концепция открытого государства основывается на механизмах демократического воздействия государства и общества, исходит из того, что контрагентом государства является деятельное плюралистическое гражданское общество, при этом государство способно к восприятию активности общества, а общество - к пониманию роли государства как особого инструмента для своего функционирования и развития».[1]

Право на доступ к информации обеспечивается посредством реализации следующих

мер:

- обязательным доведением информации до всеобщего сведения;

- удовлетворением персональных и коллективных запросов на информацию.

В процессе реализации права на информацию потребителями (пользователями) информации выступают граждане, иностранцы и лица без гражданства и иные юридические лица. Право на получение информации, устанавливается Законом Кыргызской Республики «Об информатизации» от 30 сентября 1999 года, который регулирует право физических и юридических лиц на свободный доступ к общедоступным электронным государственным информационным ресурсам.[2]

В целях качественного и эффективного информационного обеспечения физических и юридических лиц, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об информатизации», на государственные органы возлагается обязанность создания электронных информационных массивов (ресурсов) по вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных им структур, а также обеспечение их сохранности, обновляемости и свободного доступа к ним граждан. «Государственные электронные информационные ресурсы формируются в целях обеспечения информационных потребностей государственных органов, физических и юридических лиц, а также для оказания электронных услуг». Государство оставляет за собой право определять статус информации и распоряжаться электронными информационными ресурсами.

В настоящее время государственные органы и организации имеют свои постоянно обновляемые сайты. «Единые требования» по созданию и поддержке веб-сайтов органов

© Оторова Б.К., Оторов К.К., 2017 г.

местного самоуправления и соответствующих государственных органов Кыргызской Республики, которые были утверждены постановлением Правительства КР от 14 декабря 2007 года №594, разработаные в целях реализации Национальной стратегии «Информационно-коммуникационные технологии развития Кыргызской Республики», утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 10 марта 2002 года № 54, а также Закона Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» и Концепции и Плана действий по «Электронному правительству», утвержденной решением Совета по информационно-коммуникационным технологиям при Президенте Кыргызской Республики от 16 сентября 2003 года №3.

В задачи «Единых требований» входит обеспечение интеграции существующих составных частей и информационных ресурсов как в отношении внешнего вида и стиля, так и в отношении информационного наполнения, включая общие динамические ресурсы.[3]

Физические лица, так же как, и юридические лица, имеют право свободного доступа к информационным ресурсам, содержащим сведения о них, а также уточнения этой информации в целях обеспечения их полноты и достоверности. Государственные органы обязаны в пределах своей компетенции обеспечивать доступ физическим и юридическим лицам (пользователям) к информационным ресурсам, содержащим сведения по вопросам их прав, свобод и законных интересов, их безопасности и другим вопросам, касающимся их непосредственно или представляющим общественный интерес. К такой информации относятся: данные о заработной плате и иных источниках дохода; о состоянии здоровья и результатах медицинского освидетельствования; об имуществе и имущественных правах лица; о социальных правах и их реализации; о состоянии своих банковских счетов; о своих авторских правах и последствиях их реализации; о своей конфиденциальной информации (кодах, шифрах, номерах документов), а также о возможности ознакомиться с материалами уголовного дела или дела, рассматриваемого в гражданско-процессуальном порядке, касающегося непосредственно его и его близких. Кроме того, гражданин имеет право получать информацию о своих близких, если это не противоречит закону и интересам самих близких.

Также законодательством определен перечень информации, не подлежащей засекречиванию, например Закон Кыргызской Республики «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» от 14 апреля 1994 года N 1476-XII - та информация, которая в обязательном порядке должна быть представлена СМИ; Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 года № 938-12. Кроме того, доступ к конфиденциальной информации не может быть ограничен в отношении законодательных актов, устанавливающих правовой статус государственных органов, общественных объединений и организаций, а также права и обязанности граждан и порядок их реализации.[4]

Закон Кыргызской Республики «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» от 14 апреля 1994 года N 1476-XП определяет, что «не может быть ограничен доступ к государственным электронным информационным ресурсам, содержащим: информацию о чрезвычайных ситуациях, о стихийных бедствиях и их последствиях; информацию о фактах составляющих благоприятную экологическую среду для жизни и здоровья граждан, сведения о положении сельского хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, санитарии, торговле и об обеспечении правопорядка, а также информация о фактах создающих угрозу законным правам и интересам человека и их личной безопасности.[5]

Потенциальная эффективность электронного правительства определяется уровнем развития инфраструктуры Интернет в каждой конкретной стране. Этим термином сейчас называют огромное количество разнообразных проектов - от серверов, которые позволяют гражданам оплачивать через сеть любые налоги, до обычных сайтов Правительства страны, содержащих общую информацию о составе правительства, новости для прессы и т.п.

Уровень эффективности государственного управления находится в прямой зависимости от степени автоматизации его деятельности, т.к. оперативность рассмотрения вопросов напрямую воздействует на качество и своевременность исполнения планируемых мероприятий по организации деятельности Правительства. Кроме того, обеспечение доступности населения к информации о принимаемых решениях по вопросам социально-экономического развития страны повышают степень доверия граждан страны и потенциальных инвесторов.

В современном обществе работа правительства должна измеряться не только в количестве государственных органов и бюджета, а качеством и объемом созданной, выработанной информации, умением анализировать эту информацию для вынесения эффективных решений в сфере государственного управления.

Электронное правительство должно служить инструментом общения с населением, которая позволила бы минимально затрачивать время граждан для получения ими необходимой информации, например получение консультации, разрешения, лицензии на осуществление предпринимательской деятельности.

Таким образом, следует отметить и тот факт, что законодательство и принимаемые государством меры по обеспечению гарантий по реализации права личности и общества на доступ к информации и информационным ресурсам в полной мере не решают данной проблемы. Зачастую нормы закона просто остаются декларацией. Многие государственные органы стремятся не допускать разглашений хоть какой-либо информации. Эта норма трактуется и, соответственно, реализуется чиновниками в узком смысле этого понятия. Конституция, к сожалению, не может содержать, в себе норм позволяющих в полной мере обеспечить прозрачность государственного управления. Понимание Конституции как документа, гарантирующего доступ только к личным данным гражданина сужает смысл конституционной нормы и не соответствует принципу свободного получения информации о деятельности государственных органов, которые работают на деньги налогоплательщиков. Кроме того, право на информацию рассматривается с политической точки зрения, а именно -как инструмент обеспечения прозрачности государственного управления и участия граждан в государственном управлении. Выход из сложившейся ситуации видится в принятии специального законодательного акта, который регламентировал бы непосредственную реализацию права физических и юридических лиц на информацию. Практика показывает, что необходима систематизация и совершенствование существующих норм, а также разработка новых законодательных актов, которые бы детально регулировали различные аспекты информационного оборота, основные аспекты правового статуса субъектов информационно-правовых отношений в Кыргызской Республике. Кроме того, следует отметить и тот факт, что юридическая грамотность населения не достигла такого уровня, когда граждане свободно могли бы ориентироваться в существующем законодательстве, знать, какие нормативные акты рассматривают те или иные аспекты данной проблемы, тем более что большинство из них получило рассмотрение в подзаконных актах специальных ведомств.

Таким образом, систематизация специальных норм в единый нормативный акт позволит законодателю выявить существующие проблемы и коллизии. Поэтому не стоит опасаться принимать дополнительно законодательные акты по вопросам информационного оборота.

Литература

1. Открытое государство: политико-правовое видение// Государство и право. 2003. №5. С.60.

2. Закон КР «Об информатизации» от 8 октября1999 года. -№107 // НАКР.-2007.-январь.- №4.

3. Единые требования по созданию и поддержке веб-сайтов государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики // Утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 14 декабря 2007 года» 594. // Журнал Главный бухгалтер. Б. 2007.- №12 С.6-21.

4. Закон КР «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 года. - №938-12.

5. Закон КР «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» от 14 апреля 1994 года N 1476-ХП // НАКР.- 2008.-апрель.- №17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.