Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ / ПРАВО НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ / INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF ENVIRONMENTAL INFORMATION PROVISION / INFORMATION AND INFORMATION PROCESSES IN THE ENVIRONMENTAL FIELD / THE RIGHT TO ENVIRONMENTAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оторова Б.К., Оторов К.К.

Данная статья посвящена вопросам правового регулирования экологического информационного обеспечения. Автор статьи отмечает, что право на экологическую информацию или право к экологической информации является важной составляющей экологических прав граждан, которые закреплены в Конституции и иных нормативно-правовых актах национального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Оторова Б.К.1, Оторов К.К.2 ©

1Кандидат юридических наук, кафедра теории и истории государства и права Кыргызский национальный университет им.Ж. Баласагына;

2старший преподаватель, юридический факультет Евразийский университет инновационных технологий

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам правового регулирования экологического информационного обеспечения. Автор статьи отмечает, что право на экологическую информацию или право к экологической информации является важной составляющей экологических прав граждан, которые закреплены в Конституции и иных нормативно-правовых актах национального законодательства.

Ключевые слова: международно-правовое регулирование экологического информационного обеспечения, информация и информационные процессы в экологической сфере, право на экологическую информацию.

Keywords: international legal regulation of environmental information provision, information and information processes in the environmental field, the right to environmental information.

Информационные процессы как в глобальном масштабе так и на государственном уровне затрагивают и влияют в той или иной степени на все сферы общественного развития. Это связанно с универсальным характером информациии, ее естественными и генетическими свойствами т.е., во всех правовых отношениях. Не является исключением и экологическая сфера. Существование тесной взаимосвязи права и общественных отношений, возникающих по поводу информации и информационных процессов, происходящих в экологической сфере, обуславливает необходимость осуществления информационного обеспечения природных ресурсов и охраны окружающей среды правовыми средствами.[1]

Право знать определяет для каждого гражданина получать информацию о состоянии окружающей среды. Открытость и доступность информации для граждан является основой демократического общества

Право на экологическую информацию или право к экологической информации является важной составляющей экологических прав граждан, которая гарантируется прежде всего в статье 48 Конституции Кыргызской Республики, которая гласит, что каждый гражданин имеет право на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду (п.1), имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу действиями в области природопользования, а также каждый гражданин обязан бережно относиться к окружающей среде, растительному и животному миру.[2]

Право на экологическую информацию прописывается в Законе Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды» от 16 июня 1999года №53, что граждане и общественные организации имеют право запрашивать экологическую информацию. В соответствии с этими Законом, граждане, а также общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право, в частности, «обращаться в органы государственной власти и местное самоуправления, а также иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих

© Оторова Б.К., Оторов К.К., 2017 г.

угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан». [3]

Закон Кыргызской Республики «О защите государственных секретов», принятый 14 апреля 1994года, решает вопросы о засекречивании информации государственными органами и должностными лицами. В статье 4 содержится перечень сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

Не подлежат засекречиванию сведения:

- о стихийных бедствиях и чрезвычайных происшествиях, угрожающих здоровью граждан;

- о катастрофах и их последствиях;

- о положении дел в экологии, использования природных ресурсов, здравоохранения, санитарии, культуре, сельском хозяйстве, образовании, торговли и обеспечения правопорядка;

- о фактах нарушения законности государственными органами и должностными лицами;

- о фактах, посягающих на права и законные интересы граждан, а также создающих угрозу их личной безопасности.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений, понесут ответственность, в зависимости от вреда причиненного обществу, государству или гражданам.[4]

Важные положения о праве граждан на доступ к информации содержит Закон Кыргызской Республики «Об информатизации», принятый 8 октября 1999года. В соответствии со статьей 11 (п.1) этого закона, государственные информационные ресурсы Кыргызской Республики являются открытыми и общедоступными, за исключением документированной информации, отнесенной законом к категории ограниченного доступа.[5]

Особо важна статья 12 Закона Кыргызской Республики «Об информатизации», в пункте (1) говорится, что пользователи, юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, а также организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Кыргызская Республика является участником совместной программы ОБСЕ, ПРООН и ЮНЕП «Окружающая среда и безопасность», в 2006 г. к инициативе присоединились Европейская экономическая комиссия ООН и РЭЦ по Ферганской долине, среди приоритетных направлений которой выделены проблемы обеспечения доступа общественности к экологической информации и участию в экологической политике, а также ратифицировала ряд международных соглашений, включающих пункты о доступе к экологической информации, например, Орхусская Конвенция в соответствии с которой закрепляется доступ общественности к экологической информации (ст.4-5 Конвенции), на основе этой Конвенции понимается важность и значимость такой информации, а также служит важным основанием для требования о предоставлении информации в экологической сфере.

Реализация принципов Орхусской конвенции в любой стране напрямую зависит от эффективности информационного обмена, сопровождающего этот процесс. [6]

Поэтому международное экологическое сообщество уделяет большое внимание распространению знаний об идеях Орхусской конвенции, формированию механизмов беспрепятственного обмена информацией, повышению уровня осведомленности

общественности об экологических процессах и проблемах в сфере сохранения окружающей среды.

Важным компонентом являлось информирование общественности о существующих обязательствах Кыргызской Республики по основным принципам Орхусской конвенции, существующих Орхусских центрах и их деятельности, а также возможности оказания поддержки в сфере доступа к информации по экологическим вопросам со стороны информационных центров.

Поэтому, для надлежащего осуществления и соблюдения международного и национального экологического законодательства на местном уровне существует необходимость в повышении осведомленности и наращивании потенциала местного населения.

Также были достигнуты определенные успехи в установлении доверительных отношений между заинтересованными сторонами, реализованы многие международные проекты в сфере экологической безопасности, снижения рисков бедствий и чрезвычайных ситуаций, повышения осведомленности населения по вопросам рационального природопользования; подписан ряд меморандумов о сотрудничестве с различными партнерами, как международными, национальными, так и с организациями соседних государств.

Таким образом, сбор и распространение экологической информации является обязанностью государства. Государственные органы должны также сообщать общественности, где можно получить эту информацию и проводить общую работу по повышению информированности населения об экологической ситуации в регионе, о методах получения информации, а также о возможностях участия в процессе принятия решений, а граждане Кыргызской Республики имееют право на получение своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Литература

1. Боголюбов С. А. Экологическое право: учебник /под ред. С. А. Боголюбова.-2-еизд. перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт 2011. -482с.

2. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года;

3. Закон Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды» от 16 июня 1999года.

4. Закон Кыргызской Республики «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» от 14 апреля 1994 года.

5. Закон Кыргызской Республики «Об информатизации», от 8 октября 1999года.

6. Конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН "О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды от 25 июня 1998года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.