Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования механизма ценообразования продукции строительной отрасли'

Основные направления совершенствования механизма ценообразования продукции строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ЦЕНА / ПРОДУКЦИЯ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / НОРМАТИВ / ИНСТРУМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборина Анна Владимировна

В статье описан основной процесс ценообразования строительной продукции, приводятся основные направления совершенствования механизма ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования механизма ценообразования продукции строительной отрасли»

3. Фисун В. А. Экономика строительства. — Москва: РГОТУПС, 2002. — 232 с. — ISBN 5-7473-0103-9.

Основные направления совершенствования механизма ценообразования продукции строительной отрасли Оборина А. В.

Оборина Анна Владимировна / Oborina Anna Vladimirovna - старший преподаватель, кафедра экономики и управления промышленным производством, гуманитарный факультет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь

Аннотация: в статье описан основной процесс ценообразования строительной продукции, приводятся основные направления совершенствования механизма ценообразования.

Ключевые слова: строительная отрасль, цена, продукция, ценообразование, норматив, инструмент.

Цена услуг и продуктов в условиях рынка является одним из наиболее важных показателей, который способен оказать существенное влияние на экономическое положение предприятия. Основные показатели производственной деятельности фирмы связаны с ценами и зависят от них. Цена является основой планирования и финансирования капитальных вложений, расчёта эффективности инвестиционных проектов, организации внутрипроизводственных экономических отношений, оценки итогов деятельности фирмы, исчисления экономического эффекта от внедрения новой техники.

Ценообразование в строительстве - это механизм образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке. Политика ценообразования в строительстве является частью общей ценовой политики и базируется на общих для всех отраслей принципах ценообразования, имеет единый методологический подход. Определение цены проходит определенные этапы: определение объекта ценообразования, исследование спроса и предложения, анализ издержек производства и реализации, анализ цен конкурентов, выбор методов ценообразования, установление договорной цены [1].

Механизм ценообразования в строительстве учитывает индивидуальный характер строительной продукции и условия взаимодействия в инвестиционном процессе основных участников строительного процесса, специфические особенности строительного комплекса.

В процессе ценообразования в строительстве присутствуют два этапа, на которых происходит расчет цены: проектирование и строительство.

На первом этапе определяется предварительная (базисная цена, цена инвестора (заказчика), договорная, контрактная и т. п.) цена, которая используется в договорных отношениях. При этом могут использоваться как различные укрупненные показатели и сметные нормы и цены. Участие государства на этом этапе выражается в юридической регламентации процедур заключения контрактов, особенно в случаях, когда речь идет об использовании бюджетных инвестиций. Поэтому есть смысл в централизации и обобщении нормативной базы, используемой на этом этапе.

На втором этапе, когда определяется фактическая цена (цена предложения, цена реализации), должна использоваться нормативная база конкретной подрядной организации (фирменные нормативы). Причем подрядчик имеет право использовать ресурсный метод для формирования стоимости работ [2].

Одна из специфических особенностей ценообразования в строительстве заключается в том, что нормативы (как государственные, так и предприятия) устанавливаются по видам работ на отдельные элементы цены.

Ценообразование - важнейший инструмент регулирования взаимоотношений между субъектами хозяйствования, от умелого использования которого зависит их экономическое благополучие. Действовавшая ранее система ценообразования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных, как правило, в течение 10-15 лет) оптовых ценах, тарифах на применяемую в строительстве продукцию. Она, в основном, отвечала требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Такая система стала непригодна для условий рыночной экономики. Для совершенствования механизма ценообразования в строительстве необходима современная автоматизированная нормативная база, отражающая объективный уровень затрат на выполнение работ, а также необходим пересмотр плановых норм и нормативов по строительной продукции. Такая система должна быть увязана с межгосударственной системой и ориентирована на строительные нормативы европейского уровня [1].

Дальнейшее развитие ценообразования в строительстве, прежде всего, необходимо для разработки и реализации современной ценовой политики, создания благоприятного инвестиционного климата и совершенствования схем финансирования строительства. В ближайшей перспективе совершенствование данного направления предполагается обеспечить за счет:

- разработки нормативной базы в текущем уровне цен для формирования инвесторских смет и определения стартовых цен при проведении торгов на строительство объектов;

- создания банка данных о стоимости типовых объектов строительства;

- разработки фирменных нормативов, необходимых для расчета цены предложения;

- дальнейшей разработки ресурсно-сметных норм на новые виды работ, обусловленные внедрением новых технологий, материалов, конструкций и т. п.;

- дальнейшего совершенствования методики формирования договорной цены;

- разработки и передачи пользователям программного обеспечения по расчету контрактных цен в строительстве и разработки сметной документации в текущем уровне цен;

- разработки методических указаний по составлению сметной документации и определения стоимости строительства в базисных и текущих ценах;

- утверждения инструкции по определению в текущих ценах затрат, не включаемых в подрядные работы при строительстве объектов по договорным (контрактным) ценам;

- систематического пополнения и совершенствования нормативно-справочной базы для расчетов договорных цен, расчетов за выполненные работы;

- совершенствования нормативного метода ценообразования на предприятиях промышленности строительных материалов с уточнением нормативной базы общепроизводственных и общехозяйственных расходов [3].

Цена влияет на развитие строительного производства, повышение его эффективности через свои функции, главная из которых - это количественное выражение стоимости создаваемой строительной продукции. Кроме того, она выполняет и стимулирующую функцию по снижению трудовых, материальных и денежных затрат в строительстве и повышению его эффективности. Поэтому совершенствование механизма определения цены имеет существенное влияние в целом на экономические состояние отрасли строительства и дальнейшее его развитие.

Литература

1. Экономика строительства: Учебник для вузов / Под ред. д. э. н., проф. И. С. Степанова. — М.: Юрайт, 2004.

2. Александров В. Т. Ценообразование в строительстве: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2001.

3. Фисун В. А. Экономика строительства. — Москва: РГОТУПС, 2002. — 232 с. — ISBN 5-7473-0103-9.

Роль и развитие лизинга в России 1 2 Базаева А. Р. , Авдаев М. Ю.

1Базаева Асет Руслановна / Башеуа Лзе1 Кт1апоша - студент;

2Авдаев Маусар Юшаевич /Лvdaev Ыоузаг УотНаеукН - научный руководитель, старший преподаватель, кафедра финансов и кредита, Институт экономики и финансов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в статье рассматриваются особенности лизинга, его развитие в России и перспективы.

Ключевые слова: лизинг, инвестиции, имущественные отношения.

Лизинг - это комплекс имущественных отношений, связанных с приобретением имущества и последующей её передачей во временное пользование за определенную плату. Другими словами, лизинг - это особый вид арендных отношений. Актуальность данной темы заключается в том, что становление любой страны невозможно без активизации инвестиционных процессов.

Целью нашего исследования является выяснить как развивается лизинг в России и его перспективы.

Для того чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики требуется обеспечить как увеличение производства и совокупного спроса, так и увеличение инвестиций в целях удовлетворения растущего спроса. В ходе решения этих задач существенную роль может сыграть лизинг. Лизинг является значимым фактором экономического роста, способствующим увеличению объема производства товаров и услуг на основе создания новых производственных мощностей, привлечения инвестиционных ресурсов, наращивания совокупного спроса [1].

Применение инновационных технологий и новейшей техники способствует обновлению производственных линий в условиях конкуренции. Лизинг позволяет быстро адаптироваться к часто изменяющимся условиям рынка, способствует производству конкурентоспособной продукции как на отечественном рынке, так и на зарубежном. Использование предоставляемых государством налоговых льгот является наиболее интересной особенностью лизинговых отношений с точки зрения бизнеса. Так как собственные финансовые ресурсы малого бизнеса незначительны, необходимо отметить роль, которую выполняет лизинг для субъектов малого бизнеса, потребляющих лизинговые услуги [2].

Как самостоятельный сегмент бизнеса, лизинг в России используется уже практически 10-15 лет.

Сферы использования лизинга: оргтехника; транспортные средства; машины, оборудование для производительного потребления; здания и сооружения, складские помещения и прочее недвижимое имущество.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.