Научная статья на тему 'Механизм ценообразования продукции гражданского строительства'

Механизм ценообразования продукции гражданского строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ЦЕНА / ПРОДУКЦИЯ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЗАТРАТЫ / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборина Анна Владимировна

В статье описывается механизм образования стоимости продукции строительной отрасли. Приводится значимость ценообразования и основные функции цены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм ценообразования продукции гражданского строительства»

Механизм ценообразования продукции гражданского строительства Оборина А. В.

Оборина Анна Владимировна / Oborina Anna Vladimirovna - старший преподаватель, кафедра экономики и управления промышленным производством, гуманитарный факультет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь

Аннотация: в статье описывается механизм образования стоимости продукции строительной отрасли. Приводится значимость ценообразования и основные функции цены.

Ключевые слова: строительная отрасль, цена, продукция, ценообразование, затраты, прибыль.

Ценообразование в строительстве - это механизм образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке. Цена услуг и продуктов в условиях рынка является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на экономическое положение фирмы. Основные показатели производственной деятельности фирмы связаны с ценами и зависят от них. Цена является основой планирования и финансирования капитальных вложений, расчёта эффективности инвестиционных проектов, организации внутрипроизводственных экономических отношений, оценки итогов деятельности фирмы, исчисления экономического эффекта от внедрения новой техники.

Цена - это экономическая категория и инструмент развития отрасли, представляющая собой денежное выражение стоимости единицы строительной продукции [1].

На формирование цен в целом влияют различные факторы, такие как издержки на изготовление и сбыт продукции, конъюнктура целевого рынка и соотношение спроса и предложения, ценовая политика фирмы.

Ценообразование - важнейший инструмент регулирования взаимоотношений между субъектами хозяйствования, от умелого использования которого зависит их экономическое благополучие. Действовавшая ранее система ценообразования в строительстве была основана на фиксированных оптовых ценах, тарифах на применяемую в строительстве продукцию. Она, в основном, отвечала требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Такая система стала непригодна для условий рыночной экономики.

Сейчас процесс ценообразования проходит в два этапа: проектирование и строительство.

На первом этапе определяется предварительная (базисная цена, цена инвестора (заказчика), договорная, контрактная и т. п.) цена, которая используется в договорных отношениях. При этом могут использоваться различные укрупненные показатели и сметные нормы и цены. Участие государства на этом этапе выражается в юридической регламентации процедур заключения контрактов, особенно в случаях, когда речь идет об использовании бюджетных инвестиций. Поэтому есть смысл в централизации и обобщении нормативной базы, используемой на этом этапе.

На втором этапе, когда определяется фактическая цена (цена предложения, цена реализации), должна использоваться нормативная база конкретной подрядной организации (фирменные нормативы). Причем подрядчик имеет право использовать ресурсный метод для формирования стоимости работ [2].

Условно систему ценообразования в строительстве можно классифицировать: по числу элементов цен (прямые затраты, накладные расходы и плановые накопления), по структуре цен (издержки и прибыль) и по области применения цен (непосредственно в строительстве, в строительной индустрии).

Прямые затраты (ПЗ) складываются из стоимости строительных материалов, потребных для выполнения данного вида СМР, основной заработной платы строительных рабочих и затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов, применяемых при выполнении данной СМР. Прямые затраты непосредственно связаны с выполнением какого-либо вида строительных или монтажных работ.

Накладные расходы (НР) — это затраты, непосредственно не связанные с процессом создания строительной продукции, а направленные на создание общих условий строительного производства, его организации, управления и обслуживания. Это расходы на содержание инженерно-технического и административно -управленческого персонала, содержание складских или ремонтных баз и т. д. Накладные расходы, в отличие от прямых затрат, непосредственно не связаны с изготовлением или монтажом отдельных конструктивных элементов и с производством отдельных видов работ, эти расходы не дают прямого прироста объема выполненных работ, но косвенно этому способствуют. Накладные расходы исчисляются в процентах от полной суммы прямых затрат и колеблются в значительных пределах (12-23 %). На монтажные работы нормы накладных расходов установлены в процентах только к основной заработной плате рабочих, содержащейся в составе прямых затрат. Кроме того, накладные расходы составляют в среднем 15 % от суммы основной заработной платы в прямых затратах и учитываются при сокращении затрат.

Плановые накопления (ПН) или сметная прибыль — это планируемая прибыль строительной организации, закладываемая ещё при проектировании в стоимость объекта. Накладные расходы и плановые накопления могут быть договорными или нормативными величинами. Как правило, их нормативное значение определяется заказчиком или инвестором. На практике накладные расходы составляют 12-27 % от прямых затрат, плановые накопления — 6-8 % от суммы прямых затрат и накладных расходов. Плановые накопления являются планируемой прибылью строительно-монтажной организации, источником образования фондов пополнения и модернизации собственных оборотных средств, платежей в бюджет за основные фонды, а также источником финансирования собственных капитальных вложений [3].

Таким образом, цена реализации строительной продукции (Ц) определяется по формуле:

Ц = ПЗ + НР + ПН,

где ПЗ - прямые затраты;

НР - накладные расходы;

ПН - плановые накопления (прибыль).

Для совершенствования механизма ценообразования в строительстве необходима современная автоматизированная нормативная база, отражающая объективный уровень затрат на выполнение работ, а также необходим пересмотр плановых норм и нормативов по строительной продукции. Такая система должна быть увязана с межгосударственной системой и ориентирована на строительные нормативы европейского уровня [1].

Литература

1. Экономика строительства: Учебник для вузов / Под ред. д. э. н., проф. И. С.

Степанова. — М.: Юрайт, 2004.

2. Александров В. Т. Ценообразование в строительстве: Учебное пособие. — СПб.:

Питер, 2001.

3. Фисун В. А. Экономика строительства. — Москва: РГОТУПС, 2002. — 232 с. — ISBN 5-7473-0103-9.

Основные направления совершенствования механизма ценообразования продукции строительной отрасли Оборина А. В.

Оборина Анна Владимировна / Oborina Anna Vladimirovna - старший преподаватель, кафедра экономики и управления промышленным производством, гуманитарный факультет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь

Аннотация: в статье описан основной процесс ценообразования строительной продукции, приводятся основные направления совершенствования механизма ценообразования.

Ключевые слова: строительная отрасль, цена, продукция, ценообразование, норматив, инструмент.

Цена услуг и продуктов в условиях рынка является одним из наиболее важных показателей, который способен оказать существенное влияние на экономическое положение предприятия. Основные показатели производственной деятельности фирмы связаны с ценами и зависят от них. Цена является основой планирования и финансирования капитальных вложений, расчёта эффективности инвестиционных проектов, организации внутрипроизводственных экономических отношений, оценки итогов деятельности фирмы, исчисления экономического эффекта от внедрения новой техники.

Ценообразование в строительстве - это механизм образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке. Политика ценообразования в строительстве является частью общей ценовой политики и базируется на общих для всех отраслей принципах ценообразования, имеет единый методологический подход. Определение цены проходит определенные этапы: определение объекта ценообразования, исследование спроса и предложения, анализ издержек производства и реализации, анализ цен конкурентов, выбор методов ценообразования, установление договорной цены [1].

Механизм ценообразования в строительстве учитывает индивидуальный характер строительной продукции и условия взаимодействия в инвестиционном процессе основных участников строительного процесса, специфические особенности строительного комплекса.

В процессе ценообразования в строительстве присутствуют два этапа, на которых происходит расчет цены: проектирование и строительство.

На первом этапе определяется предварительная (базисная цена, цена инвестора (заказчика), договорная, контрактная и т. п.) цена, которая используется в договорных отношениях. При этом могут использоваться как различные укрупненные показатели и сметные нормы и цены. Участие государства на этом этапе выражается в юридической регламентации процедур заключения контрактов, особенно в случаях, когда речь идет об использовании бюджетных инвестиций. Поэтому есть смысл в централизации и обобщении нормативной базы, используемой на этом этапе.

На втором этапе, когда определяется фактическая цена (цена предложения, цена реализации), должна использоваться нормативная база конкретной подрядной организации (фирменные нормативы). Причем подрядчик имеет право использовать ресурсный метод для формирования стоимости работ [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.