6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р. [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 20.12.2016).
7. Новый курс: еженедельный обзор Центра развития НИУ ВШЭ / Под ред. C.B. Алексашенко № 53 [Электронный ресурс] URL: https://iq.hse.ru/news/177672904.html (дата обращения: 20.12.2016).
8. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70684666/ (дата обращения: 20.12.2016).
9. Официальный сайт Минфина России. [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru(дата обращения: 20.12.2016).
10. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.12.2016).
11. Проект энергетической стратегии России на период до 2035 года [Электронный ресурс] URL: http://minenergo.gov.ru/ node/1920 (дата обращения: 20.12.2016).
12. Проекты — Энергетическая стратегия России. [Электронный ресурс] URL: http://www.energystrategy.ru/projects/energystrategy. htm (дата обращения: 20.12.2016).
13. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р. [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96681/(дата обращения: 20.12.2016).
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕЙСКУРАНТА УКРУПНЁННЫЕ ЕдИНИЧНЫх РАСцЕНОК
для обустройства нефтегазовых месторождений
С.А. Сапожникова,
магистрант базовой кафедры«Газпром нефть» Тюменского индустриального университета
А.Н. Коркишко,
доцент базовой кафедры«Газпром нефть» Тюменского индустриального университета,
кандидат технических наук [email protected]
В статье показаны основные проблемы, возникающие при формировании стоимости капитального строительства объектов обустройства нефтегазовых месторождений. Описаны принципы формирования единичных расценок. Доказана необходимость создания, применения прейскурантов укрупненных единичных расценок для технологически несложных объектов и наборов работ.
Ключевые слова: нефтегазовые месторождения, стоимостной инжиниринг, ценообразование, укрупненные единичные расценки, обустройство нефтегазовых месторождений.
УДК 69.003.12 ББК 65.31; 65.25
Обустройство нефтегазовых месторождений для поддержания темпов добычи углеводородов на заданном уровне, является одной из важнейших задач компаний нефтегазового сектора. Обустройство является инвестиционным процессом и от открытости и прозрачности формирования стоимости объектов на ранних стадиях реализации проекта (при отсутствии проектно-сметной документации на объекты обустройства), зависит инвестиционная привлекательность проекта и стоимость кредитных ресурсов, предоставляемых банками. Не менее важным фактором являются сроки реализации проекта обустройства месторождения — от утверждения решения на совете директоров компании до поступления первой нефти на отгрузку потребителю и получения первой выручки. Одной из ключевых задач в службе капитального строительства нефтегазовых компаний является составление расчетов стартовой стоимости строительно-монтажных работ (СМР) для проведения тендерных процедур по отбору подрядчиков для обустройства нефтегазовых месторождений на ранней стадии реализации проекта. Необходимость решения задачи по определению стоимости на строительно-монтажные работы на основе стоимостного инжиниринга и определили цель исследования, подтверждая его актуальность.
Основными проблемами, с которыми сталкиваются специалисты стоимостного инжиниринга при формировании стоимости СМР, являются:
♦ Устаревшая сметно-нормативная база.
- Отсутствие стоимости и расценок на современные материалы и технологии.
- Несовершенство сметной базы в части формирования единичных стоимостей трудовых, материальных и технических ресурсов.
- «Длинный путь» согласования внесения изменений в сметно-нормативную базу.
- Высокая стоимость разработки индивидуальных расценок и отсутствие компетентных специалистов.
- Отсутствие привязки расценок к технологии производства работ.
♦ Громоздкость сметной документации.
- Отсутствует возможность оперативного пересчёта стоимости объектов из-за большого количества позиций в сметной документации.
- Трудоёмкость процесса внесения изменений в сметную документацию.
- Динамика изменения титульного списка обустройства кустов по результатам бурения и освоения скважин (исключение кустов с низким дебитом скважин и добавление новых). Проектные организации не успевают справляться с выпуском проектной документации, низкое качество и низкая скорость выпуска проектной (рабочей) документации. Изменение проекта разработки месторождения на основании оперативных данных, полученных по результатам бурения скважин, ведет к изменению концепции подземного обустройства (изменение ковра бурения и приоритетности в подготовке кустовых оснований для бурения и обустройства).
Для повышения эффективности использования капитальных вложений требуется повышение точности и достоверности прогнозной стоимости строительства. Эффективным решением вышеуказанных проблем можно назвать внедрение практики укрупненных расчетов, в частности, применение укрупненных единичных расценок (УЕР).
Прейскуранты УЕР могут формироваться по типам объектов (работ):
Процентные сметные нормативы
т
-НР -СП - ВЗиС Зимнееудсрсжание Северная надбавка -и др.
• инженерная подготовка;
• обустройство кустов;
• межпромысловые трубопроводы;
• объекты энергетики (воздушные линии, подстанции);
• площадочные технологические объекты (УПСВ, ДНС, УКПГ, ЦПС, ЦППН);
Для определения стоимости СМР (строительно-монтажных работ) в России создана сметно-нормативная база (СНБ), в состав которой включены федеральные, отраслевые и региональные методические указания и правовые/ нормативные документы. Структура действующего ценообразования (рис.1) включает в себя:
Нормы по элементам затрат:
• Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН, ГЭСНр, ГЭСНп, ГЭСНм) на строительные, ремонтно-строительные, пусконала-дочные и монтажные работы.
• Федеральные единичные расценки (ФЕР, ФЕРр, ФЕРп, ФЕРм) на аналогичные виды работ.
• Сборник сметных расценок и норм на эксплуатацию автотранспортных средств и строительных машин (ФСЭМ);
• Сборник сметных цен на материалы, конструкции, изделия, для применения в строительстве (ФСЦМ).
Подобная структура элементов, разрабатываемая на основе ГСН, используется для территориального уровня:
• Территориальная сметно-нормативная база (ТСНБ), в состав которой входят сборники территориально-единичных расценок (ТЕР) на строительные, ремонтно-строительные, пус-коналадочные и монтажные работы, (ТЕР, ТЕРп, ТЕРр,ТЕРм);
• Сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию автотранспортных средств и строительных машин (ТСЭМ);
• сборник сметных цен на изделия, материалы, и конструкции, используемые в строительстве (ТССЦ).
Выраженные в процентах укрупненные государственные сметные нормы (ГСН):
• Сметные нормы на строительство ВЗиС (временные здания и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 г.));
• Сметные нормы затрат возникающих при выполнении строительно-монтажных работ в зимнее время, другими словами Зимнее удорожание. (ГСН 81-05-02-2001 г.);
• Накладные расходы — НР, определяемые по МДС 8133.2004 и МДС 81-34.2004 г., Сметная прибыль определяется по МДС 81-25.2001 г. и затраты на содержание службы заказчика (тех. надзора);
• Укрупнённые показатели базисной стоимости (УПБС);
• Укрупненные сметные показатели стоимости и нормативы.
Сметная стоимость строительства объектов состоит из
стоимости строительно-монтажных работ, прочих затрат и оборудования. Сметная стоимость строительно-монтажных работ содержит элементы прямых затрат, НР и СП. Прямые затраты, связанные со строительством объектов:
а) стоимость конструкций, материалов, изделий (материальные ресурсы);
б) стоимость эксплуатации строительных механизмов и машин (технические ресурсы);
в) средства на оплату труда производственных рабочих, привлечённых для производства строительно-монтажных работ.
Для определения прямых затрат применяются следующие методы:
1. Ресурсный — вычисление в текущем уровне цен затрат на трудовые, материальные и технические ресурсы и необходимое оборудование, для исполнения проектного решения.
2. Базисно-индексный основан на составлении сметных расчетов с использованием единичных расценок на необходимые виды работ, в базисном уровне цен и системы индек-
Нормативная база для разработки сметной документации
* _ -V
Укрупненные сметные нормативы
Элементные сметные нормы -1-
Расчётные сметные нормативы
УПБС
упсс
и др.
-ГЭСН -ГЭСНр -ГЭСНм -ГЭСНП
Федеральные
единичные расценки (ФЕР)
Территориальные единичные расценки (ТЕР)
-ФЕР
-ФЕРр -ФССЦ
-ФСЭМ
-ФЕРМ
-ФЕРп -ФСПГ
-ТЕР -ТЕРр -ТЕРМ -ТЕРП
-ТССЦ -ТСЭМ
-тспг
Рис. 1. Структура определения стоимости строительной продукции*
* Разработано авторами на основании [8]
сов изменения сметной стоимости (для перевода в текущий уровень цен).
3. Ресурсно-индексный предусматривает формирование перечня основных ресурсов в натуральных показателях их расхода (объемы материальных ресурсов, машино-часы, человеко-часы) и базисных цен путём перемножения этих показателей на индекс перевода в текущий уровень цен.
4. Укрупненные показатели — расчёт стоимости строительства с использованием разработанных прейскурантов укрупненных единичных расценок (УЕР).
При определении стоимости 1,2,3 способами мы сталкиваемся с проблемами, обозначенными в самом начале. А целью статьи было разобраться с существующими проблемами, поэтому, мы предлагаем остановиться на методе Укрупнённых сметных показателей.
Для начала, необходимо познакомиться со следующими понятиями:
Укрупненная единичная расценка — это сметный документ, в котором, на основании существующих цен и сметных норм, определены прямые и косвенные затраты в денежном выражении на выполнение единицы вида работ.
Прейскурант УЕР — это перечень разработанных укрупненных единичных расценок, которые формируются на основе типовых проектных решений.
Номенклатура укрупнённых единичных расценок, включенных в Прейскурант, охватывает основной перечень технологических операций и технических решений, над созданием которых работают проектные институты (организации), впоследствии по ним выполняется строительство.
Принципы формирования укрупнённой единичной расценки приведены на рис.2.
Выбор расчётных условий:
3 м ; г; шт
единица измерения расценки
регион строительства
метод расчета
-О
Определение и описание состава работ:
.А
описание последовательности технологических этапов работ
сгруппированный состав технологических операций
О
Взаимоувязка единиц измерен ия:
к. " з г м ; м ; шт; т = т
работы с разными единицами измерения
нгавв
Формируются на основании
укрупненных единичных расценок.
> наименование расценки.
> описание вида работ,
> измеритель расценки;
> натуральные и стоимостные показатели расхода ресурсов, необходимых для выполнения данного вида работ.
Рис. 2. Принципы формирования укрупнённой единичной расценки*
* Разработано авторами
Наименование работ ЭММ озп МАТ Ед. изм
1. Разработка грунта в отвал экскаваторам ЗУ^ J - - м3
2. Устройство песчано-щебеночной подушки - i ^ | м3
3. Укладка водопропускных труб из гофрированного металла éf' ! -т» \ф> ! м трубы
(SHHsü
4 Обратная засыпка траншеи ! - - м3
5. Уплотнение грунта пневматическими трамбовками 1___> i ! м3
— —^ж —
УЕР №01 ^^ 5 5 О о
Рис. 3. Принцип укрупнения работ*
; Разработано авторами
На первом этапе, необходимо определиться с:
- единицей измерения разрабатываемой расценки;
- регионом строительства;
- методом расчёта (ресурсный или базисно-индексный).
На втором этапе, нужно:
- детально описать последовательность технологических этапов работ;
- сгруппировать состав технологически связанных между собой работ.
Заключительным этапом в формировании укрупнённой единичной расценки является взаимоувязка единиц измерения, так как в состав укрупнённой расценки входит набор единичных, имеющих разные размерности.
На основании разработанных укрупненных единичных расценок формируется прейскурант по видам работ и конструктивным элементам объектов строительства, включающий в себя наименование расценки, описание вида работ, измеритель расценки, натуральные и стоимостные показатели расхода ресурсов, необходимых для выполнения данного вида работ.
В прейскурант входят укрупненные единичные расценки, предусматривающие затраты на строительство объектов и стоимость строительных материалов, изделий и конструкций (с учетом транспортных затрат по доставке франко-приобъектный склад, заготовительно-складских расходов, таможенных услуг и услуг поставщиков-посредников).
В укрупненные единичные расценки не включается стоимость основных строительных материалов, изделий и конструкций, но учитывается стоимость расходных материалов, входящих в единичную расценку. Основные строительные материалы, изделия и конструкции приводятся в прейскуранте отдельной строкой с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки.
Укрупнение видов строительно-монтажных работ выполняется с выдержкой сходности по назначению конструктивных элементов, видов работ.
Номенклатура объектов, включенных в прейскурант, охватывает основной перечень технологических операций и технических решений, разрабатываемых проектными институтами (организациями), по которым осуществляется налаживание строительства или реконструкции.
Укрупненные единичные расценки не учитывают налог на добавленную стоимость.
Стоимость укрупненной единичной расценки не учитывает прочие работы и затраты (ПРиЗ) подрядных организаций, не относящиеся к строительно-монтажным работам (затраты по содержанию вахтовых городков, командировочные расходы, перевозка рабочих ЖД/авиа транспортом, перебазировка техники и т.д.).
Стоимость ценообразующих МТР необходимо определять в текущем уровне цен на условиях франко-приобъектный склад.
Ценообразующие материалы (материалы — представители, составляющие более 20% в общей стоимости МТР) исключены
Наименование работ ЭММ ОЗП МТР Ед. изм
HL
УЕР №01 «Устройство водопропускных труб» ЛАч |щ| х Шт. шт
Рис. 4. Укрупнённая единичная расценка №01 «Устройство водопропускных труб»*
; Разработано авторами
Рис. 5. Автоматизированный прейскурант УЕР*
* Разработано авторами
из единичных расценок и отнесены на затраты Заказчика. В каждой локальной смете — обосновании укрупненной расценки — приводится ресурсная ведомость материалов. Материалы делятся на поставку Заказчика и Подрядчика в соответствии с разделительной ведомостью.
Все укрупненные расценки должны иметь перечень учтенных работ (состав работ), полученный сложением составов работ элементарных расценок, входящих в УЕР.
В цене УЕР должны учитываться накладные расходы (НР), в соответствии с методическим документом МДС 81 -34.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего севера и местностях, приравненных к ним». Необходимо учесть и сметную прибыль (СП), принимается она в соответствии с МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве». В соответствии с Письмом Минрегиона России от 21.02.2011 г. № 3757-кк/08 к нормам накладных расходов и сметной прибыли применяются поправочные коэффициенты: 0,85 к накладным расходам и 0,8 к сметной прибыли.
Пример формирования укрупнённой единичной расценки для устройства водопропускных труб в разрезе работ по инженерной подготовке.
На рис. 3 показан принцип укрупнения работ в части формирования затрат для выполнения технологической операции. Выполняется суммирование элементов затрат (машино-часов, человеко-часов, объём материальных ресурсов). Для определения единицы измерения укрупнённой единичной расценки выполняется анализ единиц размерности единичных расценок.
Результатом укрупнения работ является Укрупнённая единичная расценка №01 «Устройство водопропускных труб» (рис. 4).
Состав работ, учтённых в расценке УЕР01:
1. Разработка грунта в отвал экскаваторам.
2. Устройство песчано-щебеночной подушки.
3. Укладка водопропускных труб из гофрированного металла.
4. Обратная засыпка траншеи.
5. Уплотнение грунта пневматическими трамбовками.
В расценке на устройство водопропускных труб предусмотрено устройство песчано-щебеночных оснований. Учтено укрепление откосов в области оголовков с применением решетки геотехнической типа «Прудон-494» с последующей засыпкой щебнем. В расценках учтено также укрепление устьев водопропускных труб — каменной наброской.
Для расчёта стоимости демонтажа водопропускных труб, построенных по временной схеме, необходимо применять коэффициенты на демонтаж: 0.6 к заработной плате, 0.7 к эксплуатации машин, 0.5 к стоимости материалов.
На данном примере показан принцип формирования УЕР и описание разрабатываемых расценок.
Автоматизированный прейскурант УЕР (рис. 5)
Прейскурант УЕР отражает:
- номер расценки;
- наименование работ;
- состав работ;
- единицу измерения;
- цену за единицу работ.
Таким образом, путём проставления физических данных формируется стоимость работ в базовом уровне цен. Путём ввода индекса перевода в текущий уровень цен, формируется текущая стоимость работ.
Укрупнённая единичная расценка включает в себя:
УЕР = ЭММ + ОЗП + МТР + НР + СП , (1)
где ЭММ — эксплуатация машин и механизмов;
ОЗП - заработная плата основных производственных рабочих;
МТР - материально технические ресурсы;
НР - накладные расходы;
СП - сметная прибыть.
Формирование договорной цены заключается в определении затрат, необходимых для выполнения строительно-монтажных работ (СМР), временных зданий и сооружений (ВЗиС), прочих работ и затрат (ПРиЗ) подрядчика.
ДЦ = Главы 1-7 (СМР) + Глава 8 (ВЗиС) + Глава 9 (ПРиЗ) , (2) где ДЦ — договорная цена;
СМР= УЕР(1...п) х Vраб(1...п) х Ктек , (3)
где УЕР(1...п) - укрупнённые единичные расценки;
СМР - стоимость строительно-монтажных работ;
Vраб(1...n) - объёмы работ;
Ктек - коэффициент перевода в текущий уровень цен.
Временные здания и сооружения (ВЗиС) определяются по ГСН 81 -05-01 -2001г.
Также могут включать в себя:
- затраты, не учтённые процентом;
- устройство и содержание зимника и т.д.
Прочие работы и затраты (ПРиЗ) подрядных организаций, не относящиеся к СМР: (командировочные, вахтовый метод работы, перебазировка строительной техники);
- северная надбавка к ФОТ (Трудовой кодекс РФст.317);
- зимнее удорожание работ (ГСН 81-05-02-2007).
Применение нового подхода для формирования стоимости
строительства предполагает:
• возможность провести выбор подрядчика на ранних этапах проектирования (при отсутствии РД);
• возможность заключения долгосрочных рамочных договоров;
• простота применения;
• прогнозируемый бюджет проекта;
• наличие прейскуранта цен по типам сделок.
Разработанный прейскурант УЕР позволяет: снизить трудозатраты на формирование стоимости строительства
на различных этапах реализации проекта; использовать единый прейскурант цен на строительные работы для долгосрочной стратегии контрактования;
определять бюджет проекта на ранних этапах формирования плана КВ (капитальных вложений), на стадии технико-экономических обоснований (ТЭО), на предпроектной стадии; решить другие вопросы, связанные с оперативным определением стоимости строительства.
Недостатком данного метода является то, что применяется он только для типовых проектных решений, технологически не сложных объектов и наборов работ.
Таким образом, разработка и применение прейскурантов УЕР — это необходимая составляющая стоимостного инжиниринга. Совершенствование подходов и методов существующего ценообразования, приобретают несомненную акту-
Литература
1. ГСН 81-05-02-2007 Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (внесен в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, под регистрационным номером 90 от 15.12.2009)
2. МДС 83-1.99 Методические указания по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (рег. Номер 181 от 25.09.2012).
3. МДС 81-2.99 Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений (рег. номер 134 от 03.12.2010).
4. МДС 81- 3.99 «Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» (рег. номер в Федеральном реестре 135 от 03.12.2010).
5. МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве» (рег. номер 93 от 15.12.2009).
6. МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» (рег. номер в Федеральном реестре 95 от 15.12.2009).
7. МДС 81-34.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним» (рег. номер в Федеральном реестре 96 от 15.12.2009).
8. МДС 81-35.2004 «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. № 15/1, рег. номер в Федеральном реестре (ТЭО) 94 от 15.12.2009).
9. МДС 81-36.2004 «Методические указания по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы» (ФЕР-2001) (рег. номер в Федеральном реестре 116 от 25.01.2010).
10. Горячкин П.В. Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2001 года // Практическое пособие под общ. ред. П.В. Горячкина. — М., СПб., 2003. — 560 с.
11. Степанов В.А., Симанович В.М., Еврмолаев Е.Е. Определение сметной стоимости, договорных цен и объемов работ в строительстве I, II на основе сметно-нормативной базы ценообразования 2001 года: Практ. пособие. Изд. дораб. и доп. — М., 2007. — 512 с.