Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования экономического механизма лесных отношений'

Основные направления совершенствования экономического механизма лесных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА / НОРМАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / ЛЕСХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМА / FORESTRY ECONOMY / NORMATIVE-OPERATION CARD / FORESTRY PROGRAM / FORESTRY POLICY / REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров В. Н., Тюрин В. Е.

Петров В.Н., Тюрин В.Е. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ. В представленной статье авторы предлагают свое видение реформирования экономического механизма лесного хозяйства. Предлагается изменить принципы формирования лесохозяйственной программы, для чего ввести нормативно-технологические карты продукции, мероприятий, услуг с определением их полной себестоимости. Таким образом, контроль за расходованием финансовых средств и качеством выполняемых работ, мероприятий, услуг предприятие лесного хозяйства будет осуществлять в соответствии с утвержденной нормативно-технологической картой. В то же время федеральное агентство Рослесхоз должно взять на себя функции корректировки предлагаемых снизу показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Petrov V.N, Tyurin V.E. THE BASIC DIRECTIONS OF PERFECTION OF THE ECONOMIC MECHANISM OF WOOD RELATIONS. The authors of the given paper suggest their own reading of the forestry economic mechanism reformation. They offer to change the forestry program organization principles by introducing the normative-operation card of production, acts and services including their total cost determination. Consequently the expenditure control as well as acts, production and perform services quality control will be exercised by the forestry enterprise according to the approved normative-operational card. At the same time the Federal Agency of Russian Forestry should undertake the functions of adjustment of the indexes offered by enterprises.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования экономического механизма лесных отношений»

ЭКОНОМИКА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В.Н. ПЕТРОВ, проф. каф. лесной политики, экономики и управления СПбГЛТА, д-р экон. наук, В.Е. ТЮРИН, асп. каф. экономики и управления деревоперерабатывающих производств СПбГЛТА

wladimirpetrov@mail.ru

Лесному хозяйству присущи экономические особенности организации, которых нет ни в каком другом производстве, они требуют применения специального понятийного аппарата.

Современное лесное хозяйство - это организованный на определенной территории вид экономической деятельности, носящий комплексный характер. Под экономическим механизмом лесных отношений понимается организация экономических отношений в процессе производства, определяемая порядком планирования, расходования и финансирования средств [1, 2].

По данным В.Н. Петрова [1], лесное хозяйство «подошло к качественно новой фазе развития - рыночным отношениям», однако реформирование не коснулось экономической сущности хозяйственного механизма. Так, финансирование лесного хозяйства осуществляется по-прежнему по остаточному принципу, выделяемые субвенции не связаны с результатами деятельности, показатели на планируемый год не увязаны с регламентами лесничеств и т.д. [1]. Поэтому целью данной работы является разработка основных направлений, позволяющих преодолеть отмеченные недостатки.

Для реализации поставленной цели следовало решить следующие задачи: выявить причины негативных последствий разгосударствления и разработать теоретические принципы и подходы к ликвидации негативных сторон реформирования лесной экономики.

Анализ функционирования лесничеств за четыре года после принятия нового Лесного кодекса показал, что экономическая деятельность на локальном уровне по своей сути не изменилась, а результативность снизилась из-за реструктуризации лесохозяйственных организаций [1, 2].

Рассмотрим по порядку изменения элементов экономического механизма.

В планировании произошли значительные изменения, но только в области перспективного планирования. Лесные планы субъектов Российской Федерации, регламенты лесничеств и планы рубок лесопользователей разрабатываются сроком на 10 лет. В новом лесном законодательстве реформирование текущего планирования вообще не рассматривалось, поэтому при разработке годовых планов в лесничествах используются ранее действовавшие методики.

Практически годовое планирование протекает по следующему сценарию: Рослесхоз, получив бюджетные средства, распределяет их между субъектами Российской Федерации, последние распределяют их между лесничествами, которые затем занимаются подгонкой выделенных средств под объемы работ, которые могут быть выполнены в плановом году, то есть продолжается пагубная практика распределения средств сверху вниз. Все законы экономики гласят, что все должно быть наоборот. Только на местах, в лесничествах могут быть установлены объективно необходимые объемы лесохозяйственных работ и мероприятий, при этом правильно расставлены акценты и последовательность их выполнения.

При создании новой системы планирования не следует забывать особенности экономической организации лесного хозяйства и влияние на нее целой серии специфических факторов.

Лесное хозяйство представляет собой хозяйственный процесс, объектом которого является лес, а субъектом выступает человек [2]. Лес как объект хозяйственной деятельности предполагает проведение комплекса лесохозяйственных и лесопромышленных мероприятий независимо от форм и методов управления лесным хозяйством.

194

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2011

ЭКОНОМИКА

В большей степени на содержание и характер этих функций (как видно из рис. 1) влияют объективные и субъективные факторы, представленные:

- биологическими законами развития

леса;

- социально-экономическими законами развития региона и страны в целом;

- экологическими требованиями общества.

На сущность функций леса в меньшей степени оказывают влияние структурно-административные факторы, однако от оптимальной структуры последних зависят объемы и качество выполняемых мероприятий.

Последняя реорганизация системы управления лесным хозяйством строилась на переориентации функций в лесном хозяйстве: производственные функции были выделены и переданы коммерческим организациям; управленческие функции были усилены контрольными и закреплены за лесничествами, которые явились правопреемниками бывших лесхозов.

Система экономической организации в лесном хозяйстве получила название сметнобюджетной, ведущее место в этой системе занимает планирование. Сущность этой системы состоит в том, что затраты на проведение мероприятий, работ и услуг планируются, для чего составляются сметы на их выполнение с указанием источников финансирования этих затрат (бюджетных и внебюджетных).

Преимущества и недостатки этой системы довольно полно раскрыты в трудах В.А. Ильина [4], В.Н. Петрова [2, 4], С.А. Кораблева [5] и др. авторов [2, 3]. Также отмечается, что эта система зародилась еще в 1924 г. и применяется до настоящего времени, и за этот длительный период по сути осталась прежней.

В период становления нового лесного законодательства делается попытка избавиться от ошибок этой системы, но экономическая основа ее не меняется: затраты на выполнение мероприятий и услуг планируются и возмещаются в плановом объеме как из федерального бюджета в виде субвенций, так и из внебюджетных источников, однако система

планирования значительно осложнена, поскольку должна быть увязана по многим исполнителям и направлениям деятельности.

Центральным звеном в плановой системе была и остается лесохозяйственная программа (ЛХП), определяющая натуральные и стоимостные объемы продукции, мероприятий и услуг, обеспеченных источниками финансирования, которые необходимо выполнить на заданной лесной территории в установленный период времени.

Место ЛХП при формировании экономических отношений в лесном хозяйстве показано на рис. 2.

На формирование ЛХП влияет природа, труд и капитал, включающий продукцию и услуги, реализация которых должна осуществляться по стоимости, включающей постоянные затраты (С), переменные затраты (V) и прибавочный продукт (m), представляющий собой лесную ренту и прибыль лесопользователя.

Формируется лесохозяйственная программа на локальном уровне (в лесничествах), поскольку лесные площадки территориально закреплены за ними. На региональном и федеральном уровнях лесохозяйственные программы представляют собой агрегированную совокупность показателей производственных программ лесничеств.

Основополагающее влияние на ЛХП оказывают потребности общества в полезностях леса и биологические законы развития лесных ресурсов.

Принятый Россией курс устойчивого управления лесами требует такого управления, чтобы запасы лесных ресурсов не уменьшались, а в результате умелого управления прирастали, для этого должна быть разработана и внедрена система эффективного лесовосстановления на вырубаемых территориях. Потребность общества не замыкается на древесных ресурсах, в жизни людей находят место все виды пользования лесом, возрастает потребность в рекреационном пользовании, в создании и сохранении различных экосистем. Значит, чтобы воспроизводить лесные ресурсы лучшего качества, необходимо в требуемом объеме производить лесные культуры,

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2011

195

ЭКОНОМИКА

Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование лесохозяйственной программы на локальном уровне

Рис. 2. Место ЛХП при формировании экономических отношений в лесном хозяйстве

Рис. 3. Место и роль ЛХП при разгосударствлении работ и мероприятий в лесном хозяйстве

196

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2011

ЭКОНОМИКА

рубки ухода за молодыми лесами, проходные и санитарные рубки, то есть способствовать воспроизводству лесов лучшего качества. Все это формирует лесохозяйственную программу, на этом уровне она устанавливается по потребности (необходимости) обустройства леса.

Однако императивные факторы (административно-правовое регулирование) и противоположные им диспозитивные факторы (рыночные законы) вносят ограничения и корректировки в формирование лесохозяйственной программы, которые, по нашему мнению, состоят в следующем.

1. Ограниченные возможности бюджетного финансирования снижают объемные показатели ЛХП, в результате потребности выше возможностей.

2. Интересы коммерческих предприятий зачастую противоположны лесоводс-твенным правилам, особенно при выполнении рубок ухода за лесом, когда объемы вырубаемой древесины завышаются и вырубаются ценные насаждения, не подлежащие рубке.

3. Последняя реформа управления привела к тому, что лесохозяйственные мероприятия, работы и услуги распределены по разным исполнителям (лесничества, лесопользователь, коммерческий лесхоз), и это прежде всего отразится на качестве их выполнения, несмотря на усиление контрольных функций.

4. Усложняется контроль за выполнением показателей производственной программы в различных условиях хозяйствования.

Учесть все указанные особенности формирования ЛХП возможно только при условии, что в основу будут положены не виды работ, а лесохозяйственная продукция, услуги, мероприятия. В этом случае экономический механизм, представленный на рис. 3, будет работать следующим образом.

Лесохозяйственная программа разрабатывается лесничеством с учетом лесорастительных и территориальных особенностей. Для каждого вида продукции (услуги, мероприятия) разрабатывается нормативно-технологическая карта (НТК), где обосновываются

затраты, полная себестоимость, цена единицы продукции (услуги, мероприятия) при условии выполнения работ по проектируемому технологическому процессу.

Вторая часть нормативно-технологической части должна содержать качественные параметры, которые должны быть достигнуты согласно стандартам, ГОСТам, техническим условиям.

Методика разработки таких НТК давно разработана и апробирована на практике [2, 4]. Далее лесничество распределяет объемы продукции, услуг, мероприятий на плановый год по исполнителям, корректируя объемы с учетом выделенных субвенций. С каждым исполнителем отношения регулируются договором, к которому прилагаются НТК по видам продукции, услуг, мероприятий, передаваемым исполнителям.

Для государственных организаций (лесничество, лесопарк) разрабатываются регламенты, определяющие порядок и виды управленческой деятельности и контрольных функций.

Контроль за расходованием средств и качеством создаваемой продукции лесхоз осуществляет на основе письменного документа - НТК, в ином случае контрольные функции в полном объеме лесничество выполнить не в состоянии. Это вполне понятно и объяснимо, однако в процессе реформы этот путь был отвергнут, в результате половинчатые решения привели к негативным результатам от реформирования экономики лесного хозяйства [1, 3].

Лесничества доводят свои лесохозяйственные программы до вышестоящей организации (комитета, агентства, управления при правительстве субъекта РФ), где программы обобщаются, корректируются и обосновывается объем финансирования, заявка на который доводится до Рослесхоза. Безусловно, Рослесхоз оставляет за собой право корректировки объемов финансирования, и, очевидно, первое время корректироваться они будут в сторону снижения, однако только при таком планировании - снизу вверх -кабинетные работники будут иметь объективную информацию о состоянии и процессах российского леса.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2011

197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.