ЭКОНОМИКА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В.Н. ПЕТРОВ, проф. каф. лесной политики, экономики и управления СПбГЛТА, д-р экон. наук, В.Е. ТЮРИН, асп. каф. экономики и управления деревоперерабатывающих производств СПбГЛТА
Лесному хозяйству присущи экономические особенности организации, которых нет ни в каком другом производстве, они требуют применения специального понятийного аппарата.
Современное лесное хозяйство - это организованный на определенной территории вид экономической деятельности, носящий комплексный характер. Под экономическим механизмом лесных отношений понимается организация экономических отношений в процессе производства, определяемая порядком планирования, расходования и финансирования средств [1, 2].
По данным В.Н. Петрова [1], лесное хозяйство «подошло к качественно новой фазе развития - рыночным отношениям», однако реформирование не коснулось экономической сущности хозяйственного механизма. Так, финансирование лесного хозяйства осуществляется по-прежнему по остаточному принципу, выделяемые субвенции не связаны с результатами деятельности, показатели на планируемый год не увязаны с регламентами лесничеств и т.д. [1]. Поэтому целью данной работы является разработка основных направлений, позволяющих преодолеть отмеченные недостатки.
Для реализации поставленной цели следовало решить следующие задачи: выявить причины негативных последствий разгосударствления и разработать теоретические принципы и подходы к ликвидации негативных сторон реформирования лесной экономики.
Анализ функционирования лесничеств за четыре года после принятия нового Лесного кодекса показал, что экономическая деятельность на локальном уровне по своей сути не изменилась, а результативность снизилась из-за реструктуризации лесохозяйственных организаций [1, 2].
Рассмотрим по порядку изменения элементов экономического механизма.
В планировании произошли значительные изменения, но только в области перспективного планирования. Лесные планы субъектов Российской Федерации, регламенты лесничеств и планы рубок лесопользователей разрабатываются сроком на 10 лет. В новом лесном законодательстве реформирование текущего планирования вообще не рассматривалось, поэтому при разработке годовых планов в лесничествах используются ранее действовавшие методики.
Практически годовое планирование протекает по следующему сценарию: Рослесхоз, получив бюджетные средства, распределяет их между субъектами Российской Федерации, последние распределяют их между лесничествами, которые затем занимаются подгонкой выделенных средств под объемы работ, которые могут быть выполнены в плановом году, то есть продолжается пагубная практика распределения средств сверху вниз. Все законы экономики гласят, что все должно быть наоборот. Только на местах, в лесничествах могут быть установлены объективно необходимые объемы лесохозяйственных работ и мероприятий, при этом правильно расставлены акценты и последовательность их выполнения.
При создании новой системы планирования не следует забывать особенности экономической организации лесного хозяйства и влияние на нее целой серии специфических факторов.
Лесное хозяйство представляет собой хозяйственный процесс, объектом которого является лес, а субъектом выступает человек [2]. Лес как объект хозяйственной деятельности предполагает проведение комплекса лесохозяйственных и лесопромышленных мероприятий независимо от форм и методов управления лесным хозяйством.
194
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2011
ЭКОНОМИКА
В большей степени на содержание и характер этих функций (как видно из рис. 1) влияют объективные и субъективные факторы, представленные:
- биологическими законами развития
леса;
- социально-экономическими законами развития региона и страны в целом;
- экологическими требованиями общества.
На сущность функций леса в меньшей степени оказывают влияние структурно-административные факторы, однако от оптимальной структуры последних зависят объемы и качество выполняемых мероприятий.
Последняя реорганизация системы управления лесным хозяйством строилась на переориентации функций в лесном хозяйстве: производственные функции были выделены и переданы коммерческим организациям; управленческие функции были усилены контрольными и закреплены за лесничествами, которые явились правопреемниками бывших лесхозов.
Система экономической организации в лесном хозяйстве получила название сметнобюджетной, ведущее место в этой системе занимает планирование. Сущность этой системы состоит в том, что затраты на проведение мероприятий, работ и услуг планируются, для чего составляются сметы на их выполнение с указанием источников финансирования этих затрат (бюджетных и внебюджетных).
Преимущества и недостатки этой системы довольно полно раскрыты в трудах В.А. Ильина [4], В.Н. Петрова [2, 4], С.А. Кораблева [5] и др. авторов [2, 3]. Также отмечается, что эта система зародилась еще в 1924 г. и применяется до настоящего времени, и за этот длительный период по сути осталась прежней.
В период становления нового лесного законодательства делается попытка избавиться от ошибок этой системы, но экономическая основа ее не меняется: затраты на выполнение мероприятий и услуг планируются и возмещаются в плановом объеме как из федерального бюджета в виде субвенций, так и из внебюджетных источников, однако система
планирования значительно осложнена, поскольку должна быть увязана по многим исполнителям и направлениям деятельности.
Центральным звеном в плановой системе была и остается лесохозяйственная программа (ЛХП), определяющая натуральные и стоимостные объемы продукции, мероприятий и услуг, обеспеченных источниками финансирования, которые необходимо выполнить на заданной лесной территории в установленный период времени.
Место ЛХП при формировании экономических отношений в лесном хозяйстве показано на рис. 2.
На формирование ЛХП влияет природа, труд и капитал, включающий продукцию и услуги, реализация которых должна осуществляться по стоимости, включающей постоянные затраты (С), переменные затраты (V) и прибавочный продукт (m), представляющий собой лесную ренту и прибыль лесопользователя.
Формируется лесохозяйственная программа на локальном уровне (в лесничествах), поскольку лесные площадки территориально закреплены за ними. На региональном и федеральном уровнях лесохозяйственные программы представляют собой агрегированную совокупность показателей производственных программ лесничеств.
Основополагающее влияние на ЛХП оказывают потребности общества в полезностях леса и биологические законы развития лесных ресурсов.
Принятый Россией курс устойчивого управления лесами требует такого управления, чтобы запасы лесных ресурсов не уменьшались, а в результате умелого управления прирастали, для этого должна быть разработана и внедрена система эффективного лесовосстановления на вырубаемых территориях. Потребность общества не замыкается на древесных ресурсах, в жизни людей находят место все виды пользования лесом, возрастает потребность в рекреационном пользовании, в создании и сохранении различных экосистем. Значит, чтобы воспроизводить лесные ресурсы лучшего качества, необходимо в требуемом объеме производить лесные культуры,
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2011
195
ЭКОНОМИКА
Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование лесохозяйственной программы на локальном уровне
Рис. 2. Место ЛХП при формировании экономических отношений в лесном хозяйстве
Рис. 3. Место и роль ЛХП при разгосударствлении работ и мероприятий в лесном хозяйстве
196
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2011
ЭКОНОМИКА
рубки ухода за молодыми лесами, проходные и санитарные рубки, то есть способствовать воспроизводству лесов лучшего качества. Все это формирует лесохозяйственную программу, на этом уровне она устанавливается по потребности (необходимости) обустройства леса.
Однако императивные факторы (административно-правовое регулирование) и противоположные им диспозитивные факторы (рыночные законы) вносят ограничения и корректировки в формирование лесохозяйственной программы, которые, по нашему мнению, состоят в следующем.
1. Ограниченные возможности бюджетного финансирования снижают объемные показатели ЛХП, в результате потребности выше возможностей.
2. Интересы коммерческих предприятий зачастую противоположны лесоводс-твенным правилам, особенно при выполнении рубок ухода за лесом, когда объемы вырубаемой древесины завышаются и вырубаются ценные насаждения, не подлежащие рубке.
3. Последняя реформа управления привела к тому, что лесохозяйственные мероприятия, работы и услуги распределены по разным исполнителям (лесничества, лесопользователь, коммерческий лесхоз), и это прежде всего отразится на качестве их выполнения, несмотря на усиление контрольных функций.
4. Усложняется контроль за выполнением показателей производственной программы в различных условиях хозяйствования.
Учесть все указанные особенности формирования ЛХП возможно только при условии, что в основу будут положены не виды работ, а лесохозяйственная продукция, услуги, мероприятия. В этом случае экономический механизм, представленный на рис. 3, будет работать следующим образом.
Лесохозяйственная программа разрабатывается лесничеством с учетом лесорастительных и территориальных особенностей. Для каждого вида продукции (услуги, мероприятия) разрабатывается нормативно-технологическая карта (НТК), где обосновываются
затраты, полная себестоимость, цена единицы продукции (услуги, мероприятия) при условии выполнения работ по проектируемому технологическому процессу.
Вторая часть нормативно-технологической части должна содержать качественные параметры, которые должны быть достигнуты согласно стандартам, ГОСТам, техническим условиям.
Методика разработки таких НТК давно разработана и апробирована на практике [2, 4]. Далее лесничество распределяет объемы продукции, услуг, мероприятий на плановый год по исполнителям, корректируя объемы с учетом выделенных субвенций. С каждым исполнителем отношения регулируются договором, к которому прилагаются НТК по видам продукции, услуг, мероприятий, передаваемым исполнителям.
Для государственных организаций (лесничество, лесопарк) разрабатываются регламенты, определяющие порядок и виды управленческой деятельности и контрольных функций.
Контроль за расходованием средств и качеством создаваемой продукции лесхоз осуществляет на основе письменного документа - НТК, в ином случае контрольные функции в полном объеме лесничество выполнить не в состоянии. Это вполне понятно и объяснимо, однако в процессе реформы этот путь был отвергнут, в результате половинчатые решения привели к негативным результатам от реформирования экономики лесного хозяйства [1, 3].
Лесничества доводят свои лесохозяйственные программы до вышестоящей организации (комитета, агентства, управления при правительстве субъекта РФ), где программы обобщаются, корректируются и обосновывается объем финансирования, заявка на который доводится до Рослесхоза. Безусловно, Рослесхоз оставляет за собой право корректировки объемов финансирования, и, очевидно, первое время корректироваться они будут в сторону снижения, однако только при таком планировании - снизу вверх -кабинетные работники будут иметь объективную информацию о состоянии и процессах российского леса.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2011
197