PUBLIC ADMINISTRATION
УДК: 159.9
Жижина М. В.
Саратовский Государственный Национальный Исследовательский Университет
им. Н. Г. Чернышевского DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10472
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Zhizhina M. V.
Saratov State National Research University N. G. Chernyshevsky
THE MAIN DIRECTIONS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF SOCIAL
NETWORKS
Аннотация
На основе анализа российских социально-психологических работ выделены основные направления в изучении социальных сетей как отдельной области исследовательской практики. Наряду с этим, проанализированы негативные и позитивные эффекты социальных сетей. В статье также акцентирована роль изучения социальных представлений личности о социальных сетях как факторе, который не только оказывает влияние на поведение личности в медиасреде, но и служит базисом формирования медиаповеде-ния.
Abstract
Based on the analysis of Russian socio-psychological works, there have been identified the general areas in the study of social networks as a separate field of practical research. Along with this, negative and positive effects of social networks have been analyzed here, too. The article also emphasizes the role of studying individual's social perceptions of social networks as a factor that does not only influence the behavior of an individual in the media environment, but also serves as the basis for media behavior formation.
Ключевые слова: социально-психологические исследования, социальные сети, медиасреда, медиаэф-фекты, социальные представления, медиаповедение личности.
Keywords: social and psychological research, social networks, media environment, media effects, social perceptions, media behavior of an individual.
Практически с самого начала своего существования социальные сети попали в исследовательский фокус психологов, педагогов, социологов, философов, культурологов, политологов и маркетологов. В настоящее время в контексте психологической науки изучение социальных сетей - это отдельная область исследовательской практики. По проблеме социальных сетей защищен ряд диссертационных работ, проведено несколько междисциплинарных исследований, написаны монографии и научные статьи, ну и, конечно же, проблема социальных сетей являлась темой научных конференций. Большой интерес к проблеме социальных сетей проявляют представители бизнеса, власти, культуры, и это тоже служит подтверждением того, что обозначенная проблема является актуальной и практически значимой.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2018 год максимальный уровень вовлеченности в социальные сети наблюдается среди молодежи - в группе 18-24 года, среди них 91% почти ежедневно пользуются социальными сетями [2]. Результаты всероссийского исследования цифровой компетентности подростков и родителей, проведенного в 2013 г. группой психологов МГУ (Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова) при поддержке
Coоgle показали, что интернет в жизни родителей и подростков занимает важное место в системе их ценностей и смыслов [3].
Исследователи различных областей науки единодушно отмечают все большее «погружение» людей в социальные сети, проявляющееся в растущем числе пользователей и временных затратах личного времени на социальные сети, все это следствие того, что социальные сети являются для человека важным личностно значимым пространством. Наряду с этим, авторы отмечают появление новых профессий, связанных с развитием социальных сетей (например, ssm-специалист, консультант по маркетингу в социальных сетях, стратег социальных медиа и др.).
Проведенный теоретический анализ российских социально-психологических работ по проблеме социальных сетей позволил систематизировать результаты имеющихся исследований и выделить шесть направлений.
Так, к первой, наиболее многочисленной группе, можно отнести исследования, направленные на изучение влияния социальных сетей на психику, сферу общения, проведения досуга, психологическое самочувствие, настроение, когнитивные процессы, социализацию, социальные установки,
<<ШУШетиМ~^®У©Ма1>#Щ19)),2(0]9 / ривью АБМЕЧВТКАТЮМ
ценностные ориентиры, самопрезентацию, контекст жизненных ситуаций, семейные взаимоотношения, представления о будущем партнере и браке, социальную адаптацию, результативность деятельности (Е. И. Богомолова, М. С. Безбогова, М. В. Буданова, А. Н. Васильева, А. В. Вараксин, Н. А. Глад-ских, О. Т. П. Емельянова, Д. С. Корниенко, Н. А. Руднова, И. Самосват, Н. К. Слепцова, Н. В. Матре-хина, Т. Д. Марцинковская, Д. А. Шмидт, Т. Ю. Шумских, Е. А. Юрьева и др.).
В качестве отдельной, второй области можно выделить исследования, связанные с изучением взаимосвязи личностных особенностей человека с его поведение в социальной сети (А. С. Панфилова, О. В. Рубцова, В. К. Смирнова).
Ко второй группе также можно отнести исследования популярной среди отечественных авторов теме связанной с изучением взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей с самопрезентацией личности в социальных сетях (И. А. Аби-тов, И. И. Бабаева, Е. П. Белинская, О. В. Гаври-ченко, И. Ю. Кадацких, С. С. Нестеренко, Т. В. Смолякова, Г. А. Окушова, О. А. Пикулева, Е. А. Тезикова, И. А. Уманская). Следовательно, проблемы связанные с изучением типологии пользователей социальных сетях также можно отнести к данной области (Г. В. Солдатова, Е. Ю. Зотова, А. И. Чекалина, О. С. Гостимская). Наряду с обозначенными исследованиями вторая область также включает в себя работы, связанные с изучением ме-диаиммунитета, культуры медиапотребления, ме-диакомпетентности личности в мире социальных сетей (Д. А. Давыдов, А. С. Коповой, Т. С. Крайни-кова, Г. Н. Малюченко, Е. Е. Пронина, Г. В. Солда-това, А. В. Федоров, И. В. Челышева).
Третья группа исследований, акцентирует внимание на изучение социально-психологических функций социальных сетей и анализу роли социальных сетей в жизни человека (Е. В. Аржаных, И. В. Задорин, Е. Ю. Колесникова, О. А. Гуркина, Е. М. Новикова, Д. В. Мальцева, Е. И. Рассказова).
Четвертая, группа исследований связана, с рассмотрением социальных сетей в контексте анализа проблемы информационно-психологической безопасности личности (И. Б. Бовина, Н. В. Дворянчиков, Р. А. Воронкин, Г. В. Грачев, С. М. Ненашев, А. В. Муромцева, В. В. Муромцев, Г. В. Солдатова, Т. В. Слярова, А. А. Шумилова).
К пятому направлению можно отнести работы, связанные с информационно-психологическими манипуляциями в социальных сетях (Г. В. Грачев, А. А. Васильев, Е. В. Лазуткина и др.).
К шестой группе можно отнести исследования, посвященные изучению влияния социальных сетей на формирование аддиктивного поведения, точнее на возникновение медиазависимости от социальных сетей, однако стоит отметить, что отдельных психологических исследований в отечественной науке по изучению зависимости от социальных сетей пока нет, но имеются серьезные исследования в области интернет-зависимости (А. Е. Войскун-ский, М. И. Дрепа, А. Е. Жичкина, Н. А. Кузнецова,
В. А. Лоскутова-Бурова, Е. А. Петрова, И.В. Чудова).
В целом, результаты этих исследований позволяют сделать вывод, что наиболее популярными среди отечественных исследователей являются направления, связанные с изучением трансформационного воздействия социальных сетей на поведение человека. Установленное в настоящее время противоречивое отношение к социальным сетям -от любви до ненависти, скорее всего, связано с тем, что, благодаря своим разнообразным функциям, социальные сети предоставляют участникам широкие информационные и коммуникативные возможности, удовлетворяют базовые социальные потребности в самопрезентации, самовыражении, самопродвижении и самоактуализации. Они также позволяют создать дополнительную, иную «отфильтрованную», скорректированную, а порой и разительным образом отличающуюся от реальности, часть нашей жизни. В представлениях пользователей уже закрепилось мнение о том, что социальные сети являются средством от одиночества, своеобразной формой народной психотерапии, и в зависимости от частоты и продолжительности использования могут являться полезными или вредными. Медиасреда активизирует игру с личностной самопрезентацией и предоставляет возможность личности управлять впечатлением о себе, проигрывать различные социальные роли и сценарии, как позитивного, так и негативного характера. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями относятся следующие негативные феномены: приоритет виртуального общения над реальным (виртуальное общение не обладает психотерапевтическим эффектом, в отличие от реального общения); ухудшение эмоционального состояния; социальное сравнение часто приводит к социальным травмам, зависти, снижению самооценки; возникают различные формы медиазависимости; депрессии; потеря времени.
Несмотря на то, что на сегодняшний день имеется огромное количество работ по изучению социальных сетей, практически нет исследований, посвященных конкретно анализу социальных представлений пользователей о социальных сетях. В своих ранних работах мы уже отмечали, что изучение психологических особенностей социальных представлений о массмедиа- это новая область ме-диапсихологического анализа, в междисциплинарных исследованиях массмедиа преимущественно рассматриваются в качестве фактора формирования социальных представлений о том или ином социальном явлении, а между тем массмедиа сами могут выступать в качестве объекта социальных представлений, т.е. в общественном сознании, в свою очередь, существуют определенные представления о массмедиа как о социальном институте, его роли, миссии, эффектах, функциях [1].
Социальные представления личности о мас-смедиа, в частности, о социальных сетях, являются тем решающим фактором, который оказывает влияние на медиаповедение, более того, можно сказать, что социальные представления о массмедиа
служат базисом формирования медиаповедения как формы социального поведения личности. В связи с тем, что психологический контекст персональных представлений личности о социальных сетях как о социальном явлении весьма слабо изучен и не раскрыта взаимосвязь указанных представлений с организацией социального поведения в медиасреде -возникает необходимость проведения широко-масшабных исследований взаимосвязи социальных представлений о социальных сетях с медиаповеде-нием личности.
Список литературы
1. Жижина М. В. Исследование взаимосвязи социальных представлений о массмедиа с медиапо-ведением личности // Социосфера. - 2012. - № 2. -С. 43-51.
2. Каждому возрасту - свои сети // ВЦИОМ Пресс-выпуск №3577. URL https://wciom.ru/
3. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.