Научная статья на тему 'Совладание с контентными рисками в социальных сетях у студентов'

Совладание с контентными рисками в социальных сетях у студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
333
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ / СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ / РАННИЙ ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / SOCIAL NETWORKS / CONTENT RISKS / COPING STRATEGIES / EARLY ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жданова Светлана Юрьевна, Доронина Вера Феликсовна

Представлено исследование контентных рисков в социальных сетях, с которыми сталкиваются студенты в возрасте от 17 до 19 лет, а также копинг-стратегий, которые используются ими для совладания с данными рисками. Выявлено, что большинство студентов имеют опыт столкновения с контентными рисками в социальных сетях. Контент социальных сетей содержит такие факторы стресса, как ложная информация, информация о насилии и причинении физического вреда, сексуальный контент, пропаганда запрещенных веществ, пропаганда идей и социальных движений, информация, меняющая психическое состояние человека, информация, нарушающая нормы морали и этики, реклама. Студенты используют преимущественно пассивные копинг-стратегии для совладания с нежелательным контентом, в то время как стратегия поиска социальной поддержки не представлена в репертуаре совладающего поведения в отношении данного типа онлайн-рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жданова Светлана Юрьевна, Доронина Вера Феликсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING WITH CONTENT RISKS IN SOCIAL NETWORKS

The article presents a study of content risks in social networks faced by students aged 17 to 19 years and coping strategies that they use to cope with these risks. Content risks are the information on the Internet that is stressful to the user. The study revealed that the majority of students have experience of colliding with content risks in social networks. The content of social networks contains such stress factors as false information, information about violence and physical harm, sexual content, propaganda of prohibited substances, propaganda of ideas and social movements, information that changes a person’s mental state, information that violates moral norms and ethics, and advertising. Students use predominantly passive coping strategies to cope with unwanted content, while the search strategy for social support is not included in the repertoire of coping behavior regarding this type of online risk.

Текст научной работы на тему «Совладание с контентными рисками в социальных сетях у студентов»

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.983:616/618+616-006

Жданова Светлана Юрьевна

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития

e-mail: svetlanaur@gmail. com

Доронина Вера Феликсовна

магистрант II курса кафедры психологии развития e-mail: vf_doronina8@mail.ru

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614000, Пермь, Букирева, 15, +7 (342) 239-65-75

СОВЛАДАНИЕ С КОНТЕНТНЫМИ РИСКАМИ В СОЦИАЛЬНЫХ

СЕТЯХ У СТУДЕНТОВ

Svetlana Y. Zhdanova

Professor of the Department of Developmental Psychology, PhD e-mail: svetlanaur@gmail. com

Vera F. Doronina

Master's Degree Student of the Department of Developmental Psychology

e-mail: vf_doronina8@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva, 614000, Perm, Russia

COPING WITH CONTENT RISKS IN SOCIAL NETWORKS

Аннотация. Представлено исследование контентных рисков в социальных сетях, с которыми сталкиваются студенты в возрасте от 17 до 19 лет, а также копинг-стратегий, которые используются ими для совладания с данными рисками. Выявлено, что большинство студентов имеют опыт столкновения с контентными рисками в социальных сетях. Контент социальных сетей содержит такие факторы стресса, как ложная информация, информация о насилии и причинении физического вреда, сексуальный контент, пропаганда запрещенных веществ, пропаганда идей и социальных движений, информация, меняющая психическое состояние человека, информация, нарушающая нормы

© Жданова С.Ю., Доронина В.Ф., 2019

морали и этики, реклама. Студенты используют преимущественно пассивные копинг-стратегии для совладания с нежелательным контентом, в то время как стратегия поиска социальной поддержки не представлена в репертуаре совладающего поведения в отношении данного типа онлайн -рисков.

Ключевые слова: психологическая безопасность, социальные сети, контентные риски, стратегии совладания, ранний юношеский возраст.

Abstract. The article presents a study of content risks in social networks faced by students aged 17 to 19 years and coping strategies that they use to cope with these risks. Content risks are the information on the Internet that is stressful to the user.

The study revealed that the majority of students have experience of colliding with content risks in social networks. The content of social networks contains such stress factors as false information, information about violence and physical harm, sexual content, propaganda of prohibited substances, propaganda of ideas and social movements, information that changes a person's mental state, information that violates moral norms and ethics, and advertising. Students use predominantly passive coping strategies to cope with unwanted content, while the search strategy for social support is not included in the repertoire of coping behavior regarding this type of online risk.

Key words: psychological safety, social networks, content risks, coping strategies, early adolescence.

Решение проблемы психологической безопасности в интернет-пространстве является первостепенной задачей современного информационного общества. Согласно теории иерархии потребностей А. Маслоу, без обеспечения стабильной безопасности невозможно удовлетворение потребностей вышестоящего уровня [2].

Наиболее актуальна данная задача для подрастающего поколения, в том числе лиц юношеского возраста. На сегодняшний день разработкой различных аспектов безопасности в Сети занимаются ряд отечественных авторов [3, 4, 5, 6, 8], однако вопрос о психологической безопасности в Интернете у юношей и девушек 17 лет и старше остается открытым.

Семнадцать - девятнадцать лет - это возраст поступления в средние специальные и высшие учебные заведения. Данный возраст обозначается в периодизации возрастного развития как ранняя юность [1]. Социализация, общение, учебная и досуговая деятельность данной категории молодых людей проходят при непосредственном влиянии Интернета и социальных сетей.

Одним из интернет-ресурсов, который демонстрирует тотальную включенность в него представителей юношеского возраста, являются социальные сети. Как и повседневная реальность, пространство социальных сетей содержит потенциальные риски психологической безопасности пользователей. Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова [9] выделяют 4 вида таких рисков:

• контентные риски, связанные с просмотром пользователем информации, вызывающей у него стрессовую реакцию;

• коммуникационные риски, предполагающие потенциальную возможность столкновения пользователя с различными нежелательными для него коммуникациями (различные формы кибербуллинга, сексуальных домогательств и др.);

• технические риски, сопряженные с трудностями взаимодействия пользователя с сайтами/приложениями социальных сетей, а также взломом аккаунтов;

• потребительские риски, включающие в себя интернет-мошенничество (поддельные интернет-магазины, благотворительные фонды, фишинг и др.).

Психологическую безопасность можно рассматривать с двух сторон: 1) как наличие объективных условий, способствующих / не способствующих безопасности индивида; 2) активность самого субъекта по обеспечению собственной безопасности. В нашей работе мы рассматриваем второй аспект данного феномена на примере копинг-стратегий в отношении контентных рисков в социальных сетях у студентов.

Понятие копинга, вслед за Е.И. Рассказовой и Т.О. Гордеевой, мы рассматриваем как индивидуальные способы совладания со стрессогенной ситуацией [7]. В отношении опасностей Интернета наиболее продуктивным является выделение трех видов стратегий совладания. К ним относятся активные стратегии, направленные на активные действия по решению проблемной ситуации, пассивные стратегии, связанные с избеганием решения проблем, преодоления угрозы, и поиск социальной поддержки среди значимых людей как в реальной жизни, так и в онлайн-пространстве [5].

Тема психологической безопасности в Интернете представителей раннего юношеского возраста остается неразработанной в современных исследованиях. В частности, мало изучен аспект безопасности контента, который представлен в социальных сетях, для юношей и девушек, а также возможности совладания со стрессогенным влиянием различной информации.

В связи с этим целью нашего исследования стало выявление контентных рисков, с которыми сталкиваются студенты в социальных сетях, и стратегий совладания с данными рисками.

Материалы и методы исследования

Участниками исследования выступили студенты I курса, обучающиеся по разным направлениям подготовки в Пермском государственном национальном исследовательском университете в количестве 62 человек (средний возраст 18,8 лет), а также студенты колледжа профессионального образования ПГНИУ (средний возраст - 17,22 года) в количестве 51 человека. Общий объем выборочной совокупности составил 113 человек, среди которых 56 мужчин и 57 женщин.

Методологической основой нашего исследования выступили работы Г.У. Солдатовой, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказовой, Е.Ю. Зотовой [7, 8, 9], в частности, выделенная ими классификация рисков в Интернете, а также классификация стратегий совладания с данными рисками (активные копинги, пассивные копинги, поиск социальной поддержки).

В качестве метода сбора данных выступила анкета, составленная нами на основе классификации рисков в Интернете и классификации совладающего поведения. Анкета позволяет продиагностировать следующие показатели:

1) частота пользования социальными сетями;

2) длительность пользования социальными сетями;

3) частота столкновения с контентными рисками;

4) содержание контентных рисков с точки зрения респондента;

5) способы совладания с контентными рисками.

Обработка ответов производилась при помощи контент-анализа. Нами использовался индуктивный способ выделения категорий, формулирование категорий производилось после анализа полученных ответов респондентов. Для диагностики способов совладания с контентными рисками производился дедуктивный контент-анализ, предполагающий предварительную разработку матрицы категорий и подкатегорий контент-анализа.

В качестве единицы анализа выступили слово, словосочетание или предложение, в котором отражена законченная мысль респондента об опыте столкновения с каким-либо контентным риском, либо законченная мысль о поведении респондента, направленного на совладание с контентным риском.

Частота упоминания категорий в текстах самоотчетов фиксировалась как тематическая. Так, если в тексте ответа несколько слов / словосочетаний / предложений относились к одной категории, они рассматривались как одно упоминание данной категории.

Результаты исследования

В ходе исследования были получены следующие результаты.

Было выявлено, что наиболее используемыми социальными сетями являются «ВКонтакте» (используют 100 % ответивших), Instagram (79,7 %), Twitter (35,8 %), Facebook (14,6 %). Средний срок использования социальных сетей респондентами составил 7,2 года.

Также обнаружено, что все студенты пользуются социальными сетями ежедневно. В обычный учебный день студенты проводят в социальных сетях в среднем 6,8 часов, в выходной день - 7,5 часов.

Если говорить о частоте столкновения с контентными рисками, то 20 % респондентов указывают, что сталкивались с подобными угрозами 1 раз, 38 % -от 2 до 5 раз, 10 % - от 6 до 10 раз, 12 % - более 10 раз. Никогда не встречали контентные риски в социальных сетях 20 % ответивших.

По результатам контент-анализа ответов об опыте столкновения с контентными рисками была сформулирована следующая матрица категорий (табл. 1).

Таблица 1

Матрица категорий контент-анализа опыта столкновения с контентными рисками

Категории контент-анализа Формальные признаки категорий

Контентные риски в социальных сетях

Ложная информация Ответы, выражающие столкновение с ложной информацией в социальных сетях

Информация о насилии и причинении вреда себе и другим Ответы, указывающие на наличие в социальных сетях информации о различных видах насилия (физического, психологического) и о способах причинения вреда себе и другим

Сексуальный контент Ответы, указывающие на наличие в социальных сетях информации сексуального характера (фото-, видео-, аудиофайлы, тексты)

Пропаганда запрещенных веществ Описание наличия в социальных сетях контента, связанного с пропагандой запрещенных веществ (наркотиков, алкоголя)

Пропаганда идей, социальных движений Ответы, указывающие на наличие в социальных сетях информации о пропаганде различных незаконных идей и социальных движений (терроризм, экстремизм, секты и т.д.)

Информация, меняющая психическое состояние человека Описание наличия в социальных сетях информации, которая может менять психическое состояние человека в сторону его субъективного ухудшения

Информация, нарушающая нормы морали и этики Ответы, указывающие на наличие в социальных сетях информации, не соответствующей принятым в обществе нормам морали и этики (нецензурные выражения, грубость, непристойный юмор)

Реклама Высказывания о наличии в социальных сетях рекламы, которая приносит дискомфорт пользователям

Самым часто встречающимся контентным риском в социальных сетях является контент, содержащий нарушения норм морали и этики («аморальность», «агрессивный настрой», «нецензурная брань и жестокость» и др.), второе место по частоте встречаемости занимает информация, влияющая на психическое состояние («шокирующий контент», «нарушение психики человека», «информация, загружающая мозг» и т.п.). Третьим по частоте встречаемости в социальных сетях является контент, связанный с распространением информации о насилии и причинении физического вреда («видео с издевательствами над кем-то», «группы о похудении и романтизирующие увечья», «пропаганда насилия», «расчлененка», «суицидальная» и др.), а также ложная информация. Риски, связанные с сексуальным контентом, рекламой, пропагандой незаконных веществ упоминаются респондентами реже (табл. 2).

Таблица 2

Частота упоминаний категорий, описывающих контентные риски,

по выборке

Выделенные категории Количество Доля от общего

упоминаний количества упоминаний, %

Контентные риски в социальных сетях 90 100

Ложная информация 8 8,9

Информация о насилии и причинении вреда себе 9 10

и другим

Сексуальный контент 6 6,7

Пропаганда запрещенных веществ 5 5,6

Информация, меняющая психическое состояние 10 11,1

человека

Информация, нарушающая нормы морали и 12 13,3

этики

Реклама 6 6,7

Другое 3 3,3

Для контент-анализа ответов на вопросы о копинг-стратегиях, которые используют студенты в социальных сетях, нами сформулирована следующая матрица категорий (табл. 3).

Таблица 3

Матрица категорий контент-анализа способов совладания с контентными

рисками в социальных сетях

Категории контент-анализа Формальные признаки категорий

Ст ратегии совладания с контентными рисками

Активные стратегии Описание поведения, направленного на активное совладание с возникающими контентными рисками (поиск решения проблемы, активные действия по профилактике или преодолению угрозы)

Пассивные стратегии Описание поведения, направленного на пассивное совладание с возникающими контентными рисками (избегание рисков, решения проблемы, абстрагирование от возникающих угроз)

Поиск социальной поддержки Описание поведения, направленного на поиск социальной поддержки для совладания с контентными рисками (обращение за помощью онлайн и офлайн)

Результаты исследования показывают, что наиболее часто встречающимися стратегиями совладания с контентными рисками в социальных сетях стали пассивные копинги. Стратегию социальной поддержки в отношении данного типа угроз не использует ни один из респондентов (табл. 4).

Таблица 4

Частота упоминаний категорий, описывающих стратегии совладания с контентными рисками, по выборке

Выделенные категории Количество Доля от общего

упоминании количества упоминаний, %

Стратегии совладания с контентными рисками 101 100

Активные стратегии 40 41,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пассивные стратегии 57 58,4

Поиск социальной поддержки 0 0

Специфика контентных рисков, по сравнению с другими опасностями социальных сетей, заключается в затрудненности для пользователя оказывать непосредственное влияние на столкновение с данными рисками. В связи с этим наиболее распространенными стратегиями совладания являются пассивные копинги. Преимущество данного вида стратегий заключается в том, что это наиболее простой и наименее энергоемкий способ ограждения себя от стрессового воздействия нежелательной информации. Недостатками пассивных стратегий является отсутствие собственной активности субъекта по обеспечению безопасности в области потребления контента в социальных сетях, а также невозможность избежать вредоносной информации во всех возможных случаях, не обращать внимания на подобный контент [8].

В отношении контентных рисков описывается феномен компенсаторного привыкания к информации, транслируемой в современном Рунете: сексуальному контенту, информации о насилии, причинении физического вреда, различного рода рекламе и т.д. [9]. Вероятно, такое привыкание способствует тому, что юноши и девушки считают бессмысленным обращаться за помощью как онлайн, так и офлайн: другие люди не смогут изменить текущее положение вещей в области информационного пространства социальных сетей.

Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Большинство студентов имеют опыт столкновения с контентными рисками в социальных сетях, что говорит о распространенности стрессового влияния информации на данном интернет-ресурсе.

2. Факторами стресса в контенте социальных сетей для студентов являются ложная информация, информация о насилии и причинении физического вреда, сексуальный контент, пропаганда запрещенных веществ, пропаганда идей и социальных движений, информация, меняющая психическое состояние человека, информация, нарушающая нормы морали и этики, а также реклама.

3. Для совладания с контентными рисками большинство студентов используют пассивные копинг-стратегии, которые заключаются в избегании онлайн-рисков и решении проблем, связанных с ними. Популярность пассивных стратегий совладания с контентными рисками обусловлена спецификой данного вида рисков, которая заключается в трудности непосредственного влияния пользователя на получаемую информацию.

4. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки не представлена в репертуаре совладающего поведения студентов в социальных сетях, что обусловлено феноменом компенсаторного привыкания к информации.

Список литературы

1. Бережковская Е.Л. Психология раннего студенческого возраста: моногр. - М.: Проспект, 2014. - 205 с.

2. Войскунский А.Е. Информационная безопасность: психологические аспекты // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1(3). -С. 48-53.

3. Жданова С.Ю., Доронина В.Ф. Психологическая безопасность детей в социальных сетях: возможности родительской поддержки // Материалы VIII Междунар. науч. конф. «Психологические проблемы современной семьи» (3-6 октября 2018 г., МГУ, г. Москва). - М., 2018. - С. 856-860.

4.Жданова С.Ю., Доронина В.Ф. Совладающее поведение в социальных сетях у студентов, обучающихся в высших и средних учебных заведениях // Экологические исследования - 5: сб. науч. ст. / ред.-сост.: С.Ю. Жданова, М.О. Мдивани, В.И. Панов. - Пермь: ОТ и ДО, 2018. - 408 с.

5.Жданова С.Ю., Доронина В.Ф. Стратегии совладания с рисками в социальных сетях у студентов // Ананьевские чтения - 2018: Психология личности: традиции и современность: материалы междунар. науч. конф. (23-26 октября 2018 г.) / под общ. ред. Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой; отв. ред. И.В. Муртазина, М.О. Аванесян. - СПб.: Айсинг, 2018. - С. 396-397.

6. Муругова А.О., Морозова И.С. Возрастная изменчивость способов преодоления негативных ситуаций в период ранней юности // Известия Иркут. гос. ун-та. Сер.: Психология. - 2018. - T. 23. - C. 88-96.

7. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. -№ 3(17). - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.02.2018).

8. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 3(15). - С. 39-51.

9. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.