Научная статья на тему 'Основные направления социализации младших школьников'

Основные направления социализации младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4110
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ / MINOR SCHOOLCHILDREN / TRENDS IN SOCIALISATION / INDICATORS OF SOCIALISEDNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Олеся Николаевна, Беккер Игорь Львович

В статье выявлены основные направления социализации младших школьников и описаны наиболее значимые показатели каждого направления. Анализ сделан на основе актуального уровня социального и психического развития ребенка. Полученные данные могут быть использованы для дальнейшего повышения эффективности социального воспитания и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Trends in Socialisation of Minor Schoolchildren

Basic trends in socialisation of minor schoolchildren and the most significant indicators of each trend are presented in the article. The analysis encompassed the actual level of social and mental development of a child. The received data can be used for further improvement of efficient social upbringing and education.

Текст научной работы на тему «Основные направления социализации младших школьников»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШЙЙЙЙЙЙЛ

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О. Н. Матвеева, И. Л. Беккер

(Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского)

В статье выявлены основные направления социализации младших школьников и описаны наиболее значимые показатели каждого направления. Анализ сделан на основе актуального уровня социального и психического развития ребенка. Полученные данные могут быть использованы для дальнейшего повышения эффективности социального воспитания и образования.

Ключевыге слова: младшие школьники; направления социализации; показатели социализированности.

В современных условиях актуальность проблемы социализации младших школьников не вызывает сомнения. В данном возрасте в развитии ребенка происходит ряд психофизиологических изменений; меняются ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую он входит, сущность позиции, которую занимает в глазах окружающих и самого себя. Без учета этих изменений невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых к младшим школьникам современным обществом, соответствие данных требований реальному уровню их развития, определить ключевые направления социализации младших школьников и показатели их социализированности.

Рассмотрим основные психологические особенности младших школьников, обусловливающие их готовность к дальнейшему развитию.

Младший школьный возраст является периодом качественных преобразований познавательных процессов: они приобретают опосредованный, осознанный и произвольный характер. У младшего школьника развиваются такие сложные формы умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, рефлексия, абстрактное мышление, внутренний план действий, закладываются основы теоретического мышления, а также формируется сфера интересов.

По мнению многих ученых, интересы младших школьников отличаются динамичностью: они неустойчивы

(А. А. Люблинская), недолговечны (С. Л. Рубинштейн), ситуативны (Н. Г. Мо-

розова), поверхностны (В. В. Давыдов). В этом возрасте ярко выражен познавательный интерес, который основывается на интуитивном принятии ценности знания (В. В. Давыдов).

Среди важнейших новообразований, возникающих у детей младшего школьного возраста, следует назвать переход от непосредственного поведения к опосредствованному, т. е. к поведению осознанному и произвольному. Ребенок учится активно управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями, сознательно принятыми намерениями и решениями. Это свидетельствует о возникновении нового уровня организации мотивационно-по-требностной сферы и служит важным показателем развития личности [1].

В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее совершенствование произвольной эмоциональной регуляции поведения, формируются навыки элементарного анализа собственного поведения. Таким образом, постепенно поведение ребенка перестает быть наивным и непосредственным.

Все вышеуказанные новообразования взаимосвязаны и в конечном счете приводят к возникновению нового уровня самосознания ребенка, обусловленного овладением разнообразными средствами произвольной саморегуляции. Младший школьник начинает осознавать себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, т. е. у него появляется переживание себя как существа социального. В основе формирования сознания лежит рефлексия — © Матвеева О. Н., Беккер И. Л., 2010

111!111Й1И1!Ш № 4,

«процесс осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают „рефлектирующего“, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления» [5, с. 340]. Для младшего школьника необходимо не столько познание самого себя (это произойдет позже, в старшем подростковом и юношеском возрасте), сколько именно осознание того, как тебя понимают и воспринимают другие — сверстники, взрослые, родители и пр. С данной точки зрения развитая рефлексия — важный показатель социализированности младшего школьника. Она является составной частью всех компонентов социализации.

Одна из особенностей перечисленных новообразований детей младшего школьного возраста заключается в том, что они не носят ярко выраженного «сигнального» характера — задержка или отставание в их развитии резко не меняет картины поведения и деятельности детей и не выступает в качестве прямой причины возникновения конфликтных отношений с окружающими. Очень часто деструктивные последствия этих задержек начинают сказываться лишь при вступлении ребенка в подростковый возраст [6]. Другая особенность состоит в изменениях, происходящих в структуре знаний ребенка о себе, в том, что самооценка постепенно становится иерархически организованным личностным образованием младшего школьника.

Новый уровень развития самосознания младшего школьника непосредственно связан с возникновением особого личностного новообразования — внутренней позиции. Она характеризует личность ребенка в целом, определяя его поведение, деятельность и систему отношений к действительности и самому себе.

В сознании младшего школьника начинает формироваться система ценностей. Именно в 6—7 лет процесс фор-

мирования ценностных ориентаций происходит наиболее динамично [2]. Понятно, что применительно к этому периоду детства можно вести речь не об окончательном определении ценностей, поскольку младшие школьники находятся в стадии выбора, осмысления и усвоения, а лишь о создании основы ценностно-смысловой сферы личности.

Еще одной социально-психологической особенностью младших школьников можно считать динамичность нравственные представлений. Представления ребенка меняются от нравственного максимализма (когда он имеет твердые, излишне категоричные представления о добре, зле, справедливости, убежден в их незыблемости и неизменности) к нравственному релятивизму (когда он понимает относительность своих нравственных представлений, признает право каждого на свою точку зрения) [3]. Если первоклассники еще достаточно односторонне воспринимают моральную ситуацию, затрудняются в ее анализе, то моральные оценки младших школьников более гибкие, дифференцированные, основывающиеся на понимании нравственного смысла правил поведения. Показателем наиболее высокого уровня нравственного развития психологи (Л. С. Выготский, В. Э. Чудновский) считают развитие у ребенка способности ориентироваться в своем поведении не на внешние, а на внутренние нормы.

Значительные перемены, вызванные ходом общего развития младшего школьника, изменения его образа жизни, некоторых целей, возникающих перед ним, приводят к тому, что становится иной его эмоциональная жизнь.

Изменения эмоциональной сферы младшего школьника выражаются в следующем:

— нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка (способность владеть своими чувствами), но в значительной мере сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие его явления;

— социальные и асоциальные чувства проявляются очень живо и непосредственно;

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

— формируется способность к сопереживанию — «бескорыстная» эмпатия, когда эмоциональное состояние другого человека не просто вызывает у ребенка то же самое чувство, а становится причиной возникновения других чувств — жалости, сострадания или радости за другого;

— под влиянием конкретных воздействий интенсивно формируются мораль-

ные чувства (чувства товарищества, ответственности за коллектив и т. д.);

— развиваются разнообразные эстетические переживания [6; 8].

На основании анализа особенностей социального и психического развития младших школьников нами определены основные стратегические направления и результаты их социализации (рисунок).

Личностный Субъектный

результат результат

социализации социализации

САМОСОЗНАНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

Развитая Развитая

коммуникативная эмоционально-

сфера чувственная сфера

Формирование Формирование

потребности потребности

и способности л V и способности

к общению чувствовать

и взаимодеиствию и переживать

Формирование Формирование

потребности потребности

и способности л V и способности

к познанию к созиданию

и самопознанию и творчеству

Развитая когнитивная сфера

Развитая сфера практической деятельности

РЕФЛЕКСИЯ

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Направления

социализации

младшего

школьника

Основные направления и результаты социализации младшего школьника

№ 4, 2010

Результатом гармоничного развития ребенка по всем перечисленным направлениям будет приобретение им социального опыта и качеств личности, которые помогут ему успешно решать задачи социализации.

На основе выделенных А. В. Мудри-ком задач социализации [4] представим обобщенный образ современного младшего школьника.

Для решения естественно-культурных задач социализации ребенок должен:

— относительно свободно владеть и уметь управлять движениями своего тела, мимикой и жестикуляцией;

— знать строение своего тела и свою половую принадлежность;

— осознавать себя как мальчик или девочка в соответствии с существующими в культуре полоролевыми моделями поведения;

— уметь строить свою деятельность и ориентироваться в пространстве;

— уметь обслуживать себя и выполнять трудовые обязанности.

Социально-культурные задачи включают в себя познавательные, моральнонравственные, ценностно-смысловые задачи. Для их успешного решения от младшего школьника требуется следующее:

а) познавательные задачи:

— понимать, о чем идет речь, и уметь связно и понятно для окружающих выразить ход своих мыслей;

— знать свои права и обязанности как человека, члена семьи, школьника;

— уметь управлять своим воображением;

— уметь сравнивать, сопоставлять и анализировать явления;

— уметь планировать свою деятельность;

— уметь познавать окружающий мир и строить свою картину мира;

б) морально-нравственные задачи:

— иметь представление о нормах нравственности и морали, об этических и эстетических эталонах;

— уметь сорадоваться успешному и сопереживать неуспешному;

— управлять своей волей;

— уметь сотрудничать при решении учебных и жизненных задач;

в) ценностно-смысловые задачи:

— иметь представление об основных человеческих ценностях;

— ценить жизнь, здоровье, благополучие — свое собственное и других людей;

— эмоционально-ценностно относиться к окружающему миру;

— уметь устанавливать дружеские отношения;

— уметь отстаивать свои права;

— ответственно относиться к своим обязанностям.

В процессе решения социально-психологических задач формируется самосознание младшего школьника, проявляющееся в его самоопределении в актуальной жизни и на перспективу, стремлении к самореализации и самоутверждению. В связи с этим младший школьник должен:

— понимать и осознавать свои права (право на любовь и понимание, право на игру и учение, право на достоинство), обязанности и необходимость их соблюдать;

— стремиться «быть как все», «не быть как все» и «быть лучше, чем все»;

— стремиться к адекватным взаимоотношениям со сверстниками;

— стремиться оправдать ожидания взрослых по поводу успехов в школе;

— иметь объективную самооценку.

Основываясь на выделенных (см.

рисунок) направлениях социализации личности ребенка и специфике задач социализации младших школьников, определим компоненты социализации младшего школьника:

• когнитивным — знания, понимание, рефлексия;

• коммуникативныш — общение и взаимодействие; усвоение ребенком норм, правил, обычаев, моделей поведения и их реализация в межличностных взаимоотношениях;

• практический — усвоение ребенком практических навыков в разнообразных видах деятельности и проявление себя в разнообразном творчестве;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

• ценностно-смыгсловои — наличие у ребенка ценностных ориентаций, предпочтений, мотивов и установок, определяющих его отношение к чему-/кому-либо.

Результатом социализации является социализированность, которая в общем виде понимается как совокупность индивидуальных особенностей личности, обеспечивающих наибольшую успешность в значимой для данного индивида деятельности, положительное самоощу-

щение и эмоциональную удовлетворенность жизнью в целом [7].

В соответствии с компонентами социализации, спецификой содержания задач социализации, характерной для младшего школьного возраста, и требованиями, предъявляемыми современным обществом к уровню развития личности, мы сформулировали наиболее значимые показатели социализированности младшего школьника, которые представлены ниже.

Когнитивный компонент

Коммуникативный

компонент

Практический

компонент

Ценностно-смысловой

компонент

— знание о природе; знание о культуре; знание о человеке; знание о себе самом; широкий кругозор; способность к самонаблюдению и самоанализу; способность к адекватной реакции на изменение ситуации; умение планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; способность к самопознанию

— умение общаться и взаимодействовать с младшими детьми; умение общаться и взаимодействовать со сверстниками; умение общаться и взаимодействовать с детьми старшего возраста; умение общаться и взаимодействовать со взрослыми; умение общаться и взаимодействовать в составе разновозрастной группы; способность к эмпатии; наличие толерантности

— способность к репродуктивным действиям; способность к творческим действиям; самостоятельность в деятельности; навыки безопасного взаимодействия с природной и социальной средой; способность к самооценке результатов своей деятельности

— представления об основных человеческих ценностях: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир; наличие сформированных нравственных качеств: любовь к родному краю, дружелюбие, трудолюбие, доброта, готовность помочь товарищу, отзывчивость, честность, справедливость, вежливость, исполнительность, чувство стыда; сформированность социально одобряемого поведения; способность к нравственной самооценке

Полученные результаты, на наш взляд, позволят определить и реализовать на практике педагогически обоснованные и эффективные подходы к организации воспитания и социализации детей младшего школьного возраста в семье и образовательных учреждениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М. : Просвещение, 1968. — 464 с.

2. Гаврилыгчева, Г Ф. Младший школьник и его ценности / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа. — 2008.— № 7. — С. 13—18.

3. Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников : метод. пособие для учите-

ля / В. И. Максакова. — М. : Просвещение, 2003. — 256 с.

4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. — М. : Изд. центр «Академия», 2000. — 192 с.

5. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. — М. : Политиздат, 1990. — 494 с.

6. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. И. П. Шаховой. — Пенза : ПГПИ им. В. Г. Белинского, 1993. — 86 с.

7. Смирнова, М. А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся / М. А. Смирнова : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Самара, 1999. — 23 с.

8. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации / П. М. Якобсон ; под ред. Е. М. Борисовой. — М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. — 304 с.

Поступила 10.02.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.