Научная статья на тему 'Основные направления снижения рисков в сельском хозяйстве региона в современных условиях'

Основные направления снижения рисков в сельском хозяйстве региона в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2367
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РИСКИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / AGRICULTURE / RISKS / AGRICULTURAL PRODUCTION / STATE REGULATION / MODELS OF THE LABOR RELATIONS / SOCIOLABOUR SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевникова Татьяна Михайловна, Саяпин Алексей Викторович, Бельченко Ольга Алекса

Риск стал неизбежным фактором, который необходимо учитывать при принятии управ-ленческих решений. В этой связи существенно возрастает роль управления рисками на осно-ве исследования факторов и источников его возникновения, оценки величины риска альтер-нативных вариантов развития предпринимательских структур аграрной сферы националь-ной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF DECREASE IN RISKS IN REGION AGRICULTURE IN MODERN CONDITIONS

The risk became an inevitable factor which is necessary for considering at adoption of administrative decisions. In this re-gard, the risk management role on the basis of research of factors and sources of its emergence, an assessment of size of risk of alternative options of development of enterprise structures of the agrarian sphere of national economy essentially increases.

Текст научной работы на тему «Основные направления снижения рисков в сельском хозяйстве региона в современных условиях»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Т. М. КОЖЕВНИКОВА, А. В. САЯПИН, О. А. БЕЛЬЧЕНКО

Риск стал неизбежным фактором, который необходимо учитывать при принятии управленческих решений. В этой связи существенно возрастает роль управления рисками на основе исследования факторов и источников его возникновения, оценки величины риска альтернативных вариантов развития предпринимательских структур аграрной сферы национальной экономики.

Ключевые слова: сельское хозяйство, риски, сельскохозяйственное производство.

Министерством сельского хозяйства РФ 1 марта 2012 г. был предоставлен проект Государственной программы развития АПК на 2013-2020 гг. Данная программа нацелена на повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, оптимизации его институциональной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли. В результате реализации данной программы должны быть предприняты шаги по улучшению социальных условий в сельской местности. Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы из средств федерального бюджета составляет 2 113 072 937,62 тыс. руб. (в текущих ценах), в том числе Минсельхоз России - 2 047 004 937,62 тыс. руб., Россельхозака-демия - 66 068 000,00 тыс. руб. Объем финансового обеспечения из средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» составляет 561 197 025,10 тыс. руб., подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» - 672 897 893,09 тыс. руб., подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» - 109 241 301,34 тыс. руб., подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» - 121 567 195,08 тыс. руб., подпрограммы «Создание Государственной автоматизированной системы управления в сфере АПК (ГАСУ АПК)» - 1 837 210,83 тыс. руб., подпрограммы «Научное обеспечение реализации мероприятий Государственной программы» -79 768 652,64 тыс. руб., подпрограммы «Обеспечение функций управления реализацией Государст-

венной программы» - 203 233 818,10 тыс. руб., ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» -7 720 000,00 тыс. руб., ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» - 294 540 000,00 тыс. руб., ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» - 61 069 841,44 тыс. руб. Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из средств консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет 2 375 149 585,03 тыс. руб., из средств внебюджетных источников - 2 279 092 257,54 тыс. руб. В 2013 г. дополнительно предполагается реализация основного мероприятия «Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов» с ресурсным обеспечением из средств федерального бюджета в 2 440,00 млн руб.

Результатом реализации этой программы должны стать: повышение удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих их ресурсах к 2020 г. до: зерно - 99,8 %, сахар - 91,2 %, растительное масло - 82,8 %, картофель - 99,7 %, мясо и мясопродукты - 88,9 %, молоко и молоко-продукты - 85,3 %; увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. - на 39 %, пищевых продуктов, включая напитки, и табака - на 60 %; обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 8,8 %; техническое перевооружение, реконструкция и ввод новых орошаемых и осушенных земель -10,3 млн га; рост производительности труда к 2020 г. по отношению к ее уровню в 2009 г. на 70 %; повышение уровня рентабельности сельскохозяйст-

венных организаций до 20 %; доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны до 95 %.

Фундаментальная основа успешного развития сельскохозяйственного производства - финансовая устойчивость и стабильность работы каждого производителя - зависят от внешних рисков, в том числе погодных условий, мировой конъюнктуры рынка продовольствия, а также от внутренних - уровня производственных издержек по организации управленческого процесса и сбыта продукции. Поэтому основными задачами дальнейшего развития агропромышленного комплекса страны являются разработка механизма эффективного управления рисками в сельском хозяйстве и обеспечение на этой основе сбалансированного развития всех отраслей АПК в целях повышения уровня и качества жизни населения.

Ежегодно сельхозпроизводство несет колоссальные убытки от стихийных бедствий: града, ураганных ветров, аномальных колебаний температуры, сильных дождей, весенних паводков и других чрезвычайных ситуаций. Основной ущерб сельскохозяйственному производству наносят регулярно повторяющиеся засухи. При этом экономический ущерб в результате указанных обстоятельств не только сопоставим с масштабами финансовых результатов деятельности хозяйств, но и периодически превышает их.

Комплексное воздействие как традиционных для любой коммерческой деятельности рисков (производственных, финансовых, коммерческих), так и специфичных обязывает сельскохозяйственные предприятия в системе своих интересов и приоритетов выставлять на первое место стабильность и гарантированный результат.

Выделяют четыре основные сферы возникновения рисков: экономическую, политическую, природную и социальную [4].

Экономическая сфера объединяет риски, непосредственно связанные с хозяйственной деятельностью предприятия и регулируемые рыночной средой, к таким рискам относятся: производственные, реализационные, финансовые, инновационные, информационные, ценовые и страховые.

Производственные риски вызывают убытки от остановки или нарушения процесса производства, гибели или повреждения основных и оборотных фондов, а также резкое снижение качественных показателей. Для сельского хозяйства это означает ухудшение питательных свойств кормов, снижение посевных качеств семян, недостаток горюче-смазочных материалов, нехватку удобрений и техники.

Реализационные риски возникают на стадии продажи продукции. Подразумевается возможность понести убытки либо недополучить прибыль под влиянием таких факторов, как усиление конкурентной борьбы, изменение соотношения спроса и предложения, повышение тарифов на транспортировку и затрат на хранение продукции, снижение качества товара. Кроме того, реализационные риски связаны и с наличием многочисленных посредников, которые, закупая продукцию по искусственно заниженным ценам, затем продают ее в несколько раз дороже. Пример реализационного риска - ситуация с рынком семян подсолнечника. Сельхозтоваропроизводители, привлеченные высокой ценой их реализации, увеличили объемы производства семян подсолнечника. В результате произошло перенасыщение рынка данным видом продукции, и цены снизились в 1,8 раза.

Финансовые риски - это вероятность потери денежных средств при заключении различных финансовых сделок и проведении финансовых операций. Риски могут быть связаны с неплатежеспособностью одной из сторон, изъятием части финансовых ресурсов, замораживанием счетов, отсрочкой платежей. Например, сельхозтоваропроизводители за проданное на молочный комбинат в апреле - мае молоко получают расчет лишь в июле - августе. При этом они несут ущерб как за счет инфляции, так и за счет налогообложения [1].

Инновационные риски возникают при внедрении новых технологий и техники как возможность не окупить вложенные финансовые ресурсы. Данный вид рисков присущ агропромышленному комплексу в меньшей степени, так как сегодня из-за недостаточности денежных средств внедрение инноваций очень ограничено. Так, оборудование крупных молоко- и мясоперерабатывающих предприятий АПК имеет высокую степень изношенности (до 80 %). Вследствие дефицита средств у них нет возможности применять современное оборудование, производящее качественную конкурентоспособную продукцию. Это приводит к вытеснению их с продовольственного рынка и существенным убыткам.

Информационные риски могут приводить к убыткам в результате недостоверности собранной информации. Возникают они как на стадии сбора сведений о какой-либо сфере деятельности, так и на стадии обработки полученных данных и принятия решений, на основании чего предприятие выбирает стратегию. В результате постоянно меняющихся внешних условий данный вид рисков возникает весьма часто. Инструментом снижения

информационного риска служат созданные во многих регионах России информационно-консультационные службы. Анализируя полученную через них информацию, хозяйство может изменять в зависимости от требований рынка структуру посевных площадей и поголовья скота с учетом своей выгоды, а также внедрять передовые технологии и методы ведения хозяйственной деятельности.

Ценовые риски связаны с непредвиденными изменениями цен не в пользу сельхозтоваропроизводителей, в результате чего последние несут материальный ущерб. На уровень цен оказывают влияние: конъюнктура рынка, политика государства, наличие монополистов, стихийные бедствия и др.

Страховые риски в сельском хозяйстве возникают при неправильном выборе страховых услуг либо несоблюдении условий страхового договора. Особую актуальность они имеют в зонах неустойчивого земледелия. Хотя у сельхозтоваропроизводителей имеется потенциальная возможность снизить риск воздействия неблагоприятных факторов путем страхования, они используют ее не в полной мере.

Политическая сфера - это риски, возникающие под влиянием политических перемен и военных конфликтов, по независящим от хозяйствующего субъекта причинам.

Инвестиционные риски предполагают возможность ухудшения финансового положения предприятия из-за недостаточности инвестиционных вложений. У сельхозтоваропроизводителей вследствие дефицита собственных средств нет возможности направлять их на развитие производства.

Для сельского хозяйства присущи специфические риски, зарождающиеся в природной сфере. Они неразрывно связаны с сущностью агропроизводства и оказывают едва ли не самое большое влияние на него.

Погодные риски - возможность понести убытки из-за изменения погодных условий.

Экологические риски связаны с вероятностью потери денежных средств в результате ухудшения состояния окружающей среды. Экологические риски проявляются по-разному: это и усиление солнечной радиации, и изменение климата, и выбросы вредных веществ в атмосферу и воду. В результате возникают разнообразные мутации живых организмов, часто вредные для человека, уменьшается объем высококачественной сельскохозяйственной продукции. Снижение экологических рисков требует больших затрат денежных средств. Это глобальная проблема и решить ее под силу только государству.

Биологические риски - возможные финансовые убытки, связанные с биологической природой используемых в сельском хозяйстве живых организмов. На степень риска влияют: выполнение комплекса технологических операций, соблюдение условий хранения и сроков реализации продукции. Кроме того, сельскохозяйственные растения и животные страдают от болезней и вредителей [2].

Риски, возникающие в социальной сфере, присущи всему народному хозяйству и непосредственно связаны с экономической и политической ситуацией в стране.

Демографические риски выражаются в дополнительных затратах денежных средств в связи с ухудшением демографической ситуации. Уровень смертности превышает рождаемость, происходит старение населения, при этом снижается средняя продолжительность жизни.

Миграционные риски обусловлены затратами материальных и иных ресурсов, связанными с невозможностью планировать изменение миграционной ситуации. Снижение рождаемости и рост смертности частично компенсируется приростом населения за счет миграции. Она обусловлена как экономическими, так и политическими причинами, в частности военными конфликтами внутри России и в странах СНГ. Миграционные потоки создают дополнительное напряжение на рынке труда и в социальной сфере.

Не последнее место среди рисков социальной сферы занимают квалификационные риски. Они приводят к потерям средств предприятия из-за низкого квалификационного уровня работников. В России около 44 % главных бухгалтеров и 21 % других главных специалистов хозяйств не имеют высшего образования, более 5 % специалистов этих категории вообще не имеют специального образования.

Риски, связанные с оплатой труда, выражаются либо в убытках для предприятия от перерасхода денежных средств на слишком высокую оплату труда работников, либо, напротив, в недостаточности их материальной заинтересованности, что также негативно сказывается на работе организации. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве в 2,1 раза ниже среднего уровня по народному хозяйству и в 3 раза ниже, чем в промышленности. Низкий уровень оплаты приводит к текучести кадров и снижению производительности труда [3].

Подводя итог, необходимо отметить, что агропроизводство - самая неустойчивая и, следовательно, малопривлекательная для потенциальных

инвесторов отрасль. Глубокий анализ и учет регулируемых рисков, в частности, таких как информационные, страховые, реализационные, финансовые, позволят аграрным предприятиям своевременно сориентироваться в ситуации и избежать негативных последствий.

Проблема снижения степени рисков в сельском хозяйстве не должна ложиться только на плечи непосредственных производителей. В ее решении активное участие должно принимать государство.

При реализации целей и задач Государственной программы развития АПК осуществляются меры, направленные на предотвращение негативного воздействия рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов. В соответствии с данной программой к рискам относятся: макроэкономические факторы, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития; внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями; природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, росту импорта продовольственных товаров. Управление рисками при реализации Государственной программы будет осуществляться на основе: использования мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной поддержке в сфере

сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ); проведения мониторинга угроз и рисков развитию АПК и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления АПК; подготовки и представления в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» (от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ) ежегодно в Правительство РФ, Федеральное собрание РФ Национального доклада о ходе и результатах реализации.

Литература

1. Буянов В. П., Кирсанов К. А., Михайлов Л. А. Рискология: управление рисками. М., 2012.

2. Дубров А. М. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. М., 2000.

3. Егорова Е. Е. Системный подход оценки риска // Управление риском. 2009. № 2. С. 26-29.

4. Кинев Ю. Ю. Оценка рисков финансовохозяйственной деятельности предприятий на этапе принятия управленческого решения // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 5. С. 88-92.

* * *

THE MAIN DIRECTIONS OF DECREASE IN RISKS IN REGION AGRICULTURE IN MODERN CONDITIONS

T. M. Kozhevnikova, A. V. Sayapin, O. A. Belchenko

The risk became an inevitable factor which is necessary for considering at adoption of administrative decisions. In this regard, the risk management role on the basis of research of factors and sources of its emergence, an assessment of size of risk of alternative options of development of enterprise structures of the agrarian sphere of national economy essentially increases.

Key words: agriculture, risks, agricultural production, state regulation, models of the labor relations, sociolabour sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.