молочные продукты; укрепление лояльности персонала по отношению к своей компании; повышение качества продуктов; повышение лояльности потребителей к продуктам и к фирме «Столица молока».
Эта модель носить всеобщий характер — она может применяться и в других отраслях АПК. Результатами ее применения будут следующие. При достижении намеченных в концептуальной модели составляющих потребители локальных рынков будут предпочитать покупать продукцию местных производителей. В итоге начнет укрепляться лояльность потребителей по отношению к их продуктам, будут развиваться воспроизводственные процессы в регионе и вместе с ними и локальный рынок как одна из важнейших составляющих локальной системы — регион.
Библиографический список
1. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь — М., 1996.
2. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики. — М., 2010.
+
3. Булыга С.Н. Концептуальный анализ локального рыночного пространства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: eprints.kharkov.ua.
4. Ковалева И.В., Хренова Ю.В. Маркетинговые исследования рынка молока и молочной продукции регионального АПК: проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайского государственного аграрного университета — 2007. — № 10 (36). — С. 89.
5. Федотов В.В. Способы оценки и мониторинга степени удовлетворенности потребителя // Методы менеджмента качества. — 2005. — № 9. — С. 24-29.
6. ISO 10002:2004 «Quality management. Customer satisfaction. Guidelines for complaints handling».
7. Бланшар К. Ценностное управление. — Минск, 2003.
8. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг (www.stq.ru) // Стандарты и качество. —
2001. — № 4. — С. 151. +
УДК 368 Р.Н. Арзютова
АГРОСТРАХОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Ключевые слова: сельхозтоваропроизводитель, агрострахование, государственная поддержка, сельскохозяйственный страховой резерв, Национальный союз агростраховщиков, катастрофические
убытки.
Введение
Поиск эффективного механизма сочетания государственной поддержки предприятий АПК с их рыночной предприимчивостью относится к разряду наиболее актуальных направлений деятельности органов управления на всех уровнях государственной власти.
Изменение политики государственной поддержки сельхозпредприятий предполагается в связи с вступлением России в ВТО. Известно, что правила ВТО требуют обязательного сокращения только тех мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, которые оказывают негативное воздействие на эффективность международной торговли. В то же время существует достаточно широкий перечень инструментов государственного регулирования агропромышленного производства, которые включены в группу «зеленая корзина» и ос-
вобождены от обязательств по сокращению. Среди них важная роль отводится субсидированию системы сельскохозяйственного страхования, профилактике заражений и борьбе с вредителями растений и прочим мероприятиям [1].
Основная часть
Проведенное исследование современного состояния агрострахования с господдержкой в России в контексте эволюции законодательных и нормативных актов позволило выявить ряд негативных факторов и тенденций:
- недостаточность законодательной базы, четко регламентирующей правоотношения между сторонами агрострахования;
- вовлечение участников сельскохозяйственного страхования в «серые финансовые схемы»;
- высокие страховые тарифы;
- снижение доли хозяйств, участвующих в сельскохозяйственном страховании (с 10143 хозяйств в 2007 г. до 4452 в 2011 г. — по России; по Амурской области — 326 в 2007 г., 12 в 2011 г.);
- недостаточный охват страхованием сельских хозяйств и посевных площадей различных видов сельскохозяйственных культур;
- неэффективное использование бюджетных средств;
- ненадежность страховой защиты урожая, обусловленная как деятельностью страховых компаний, так и государственных органов, призванных организовывать данное страхование.
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [2].
Оценивая новую модель страхования, можно отметить, что эта модель страхования не способна полностью удовлетворить интересы сельхозтоваропроизводителей. Например, законом не предусмотрена возможность выбора различных параметров страховой защиты в зависимости от потребностей аграриев, особенностей объекта и территории страхования. В законе не говорится о прямой связи между обязательной страховкой и получением производителем других форм господдержки. Из-за этого, по мнению экспертов, число охваченных страхованием сельхозпроизводителей будет гораздо ниже, чем предполагается, и поставленная задача по максимальному охвату сельхозпроизводителей не будет выполнена.
Для усиления связи страхования и государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в растениеводстве и решения выявленных проблем мы предлагаем систему, состоящую из двух основных элементов.
Первый элемент: обязательное страхование урожая сельскохозяйственных культур от катастрофических рисков с минимальным символическим взносом (страховой премией) для тех сельхозтоваропроизводителей, которые участвуют в программах и мероприятиях государственной поддержки развития растениеводства (субсидирование банковской ставки по кредиту, средств защиты растений и других субсидий). Размер страховой премии сельхозтоваропроизводители будут вносить за счет собственных средств и он должен быть доступным каждому сельскохозяйственному предприятию (от 5 до 10 тыс. руб.).
В соответствии с Концепцией совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой на период до 2020 г., разработанной ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в
сфере агропромышленного производства», в данном случае можно применить программу «Красный полис» [3]. Программа страхования «Красный полис» будет направлена на защиту имущественных интересов сельхозтоваропроизводителя в случаях существенной утраты (гибели) сельскохозяйственных культур (например, более 60%) в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (катастрофических рисков), с покрытием от 40 до 50% фактического ущерба.
Ценовая доступность такого страхового продукта должна сделать его массовым и привлекательным по соотношению цена — качество. Вместе с тем наличие у сельхозтоваропроизводителя такого продукта позволит ему избежать катастрофических потерь, а инвесторам — значительно снизить рискованность вложений в соответствующие отрасли сельского хозяйства, не прибегая к большим материальным затратам, которые могут привести к удорожанию инвестиций. При развитии этого страхования и накоплении определенных резервов нагрузка на государственный бюджет, связанная с ликвидацией в растениеводстве последствий негативных природных явлений, существенно снизится.
Для осуществления обязательного страхования необходимо разработать на федеральном уровне Закон «Об обязательном страховании урожая сельскохозяйственных культур от катастрофических рисков», в котором нужно предусмотреть все условия страхования, в том числе и перечень программ и мероприятий государственной поддержки в рамках данного страхования. Новый закон, таким образом, обеспечит в первую очередь массовое вовлечение сельскохозяйственных предприятий в страхование, а во-вторых, его прозрачность, что позволит уйти от «серых схем». Цель обязательного страхования — обеспечить наиболее полное возмещение ущерба при наименьших затратах страхователя. Кроме того, можно предположить, что обязательное страхование обеспечит финансовую устойчивость страховых операций при относительно небольших платежах.
При введении обязательного страхования ущерб страхователя в случае наступления катастрофических убытков будет компенсироваться за счет государства только в той части, которая превысит объем страховых выплат, произведенных за счет резервов, сформированных Национальным союзом агростраховщиков. Такой подход позволит исключить нецелевое использование государственных средств, поскольку помощь государства приобретет адресный характер.
Министерство сельского хозяйства субъекта РФ
Гарантия участия в госпрограмме, пере числение субсидий
Распределение и предоставление бсидий из федерального бюджета
6 Урегулирование убытка (экспертиза
7
Акт о гибели урожая сельхозкультур
Компенсация убытка
Перечисление страховой премии
Заявление о страховом случае
Договор на оказан ие услуг по урегулированию убытка (экспертиза)
Национальный союз агростраховщиков (НСА)
Сельскохозяйственный страховой резерв
*
9
Расчет ущерба и страхового возмещения
8
1
Рис. Схема взаимодействия участников обязательного страхования урожая с.-х. культур
Наличие у сельхозтоваропроизводителя страхования по программе «Красный полис» должно учитываться при принятии решений о предоставлении таким сельхозпроизводителям безвозмездных безвозвратных субсидий в отношении последствий чрезвычайных ситуаций, входящих в перечень застрахованных рисков по программе «Красный полис».
Нами предлагается следующий подход к применению данной системы страхования, который снизит фактическую нагрузку на бюджет и сельхозтоваропроизводителей.
В частности предполагается, что сельхозтоваропроизводитель перечисляет установленную страховую премию не в страховую организацию, а в целевой фонд денежных средств (сельскохозяйственный страховой резерв), созданный при Национальном союзе агростраховщиков [1]. Формирование такого фонда целесообразно потому, что Национальный союз агростраховщиков является некоммерческой организацией, основной задачей которого является обеспечение взаимодействия своих членов при осуществлении ими сельхозстрахования, разработка и утверждение обязательных для Союза и его членов правил и осуществление контроля их соблюдения. Кроме того, Союз имеет право определять порядок формирования и создавать денежные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Далее страхователь передает копии платежного поручения об уплате страховой премии в Министерство сельского хозяйства субъекта Российской Федерации, где платежное поручение заносится в реестр «заключенных договоров» [2]. В свою очередь Министерство сельского хозяйства автоматически включает сельхозтоваропроизводителей на участие в определенном перечне программ и мероприятий государственной поддержки развития растениеводства (этот перечень устанавливается законодательно) [3]. Таким образом, общегосударственный страховой резерв, созданный путем взносов сельхозтоваропроизводителей, обеспечит выплату страхового возмещения за погибшие сельскохозяйственные культуры.
При наступлении страхового случая страхователь должен обратиться в Национальный союз агростраховщиков с заявлением о произошедшем страховом случае [4]. После этого Национальный союз агрострахов-щиков уполномочивает определенную страховую организацию, являющуюся членом союза, провести мероприятия по урегулированию убытка в части проведения экспертизы и составления акта о гибели (повреждении) урожая. При этом Национальный союз агростраховщиков заключает договор со страховой организацией на оказание услуг по урегулированию убытка, в котором будет обозначена и сумма (процент) оплаты за выполненные работы [5]. На основании заключенного договора страховая орга-
низация проводит экспертизу, составляет акт о гибели (повреждении) урожая [6]. После признания экспертами страховщика факта страхового случая и предоставления акта о гибели или повреждении урожая в Национальный союз агростраховщиков производится выплата страхового возмещения сельхозтоваропроизводителю [7, 8]. При недостаточности средств сельскохозяйственного страхового резерва оставшуюся часть будет компенсировать государство за счет средств, предназначенных для компенсации убытков по чрезвычайным ситуациям. Для этого Национальный союз агростраховщиков должен предоставить в Министерство финансов РФ пакет документов, подтверждающих факт наступления катастрофического страхового случая [9]. На основании этих документов Министерство финансов РФ за счет средств федерального бюджета, предназначенных для покрытия убытков вследствие чрезвычайных ситуаций, компенсирует недостаточную часть убытка сельхозтоваропроизводителю [10]. С целью упрощения процедур заключения договора и выплаты страхового возмещения разрабатываются единые стандарты страхования.
Схема взаимодействия участников обязательного страхования урожая сельскохозяйственных культур представлена на рисунке.
Если в год с благоприятными погодными условиями выплаты страхового возмещения будут меньше уплаченных страховых премий или их вообще не будет, то свободные средства фонда остаются на счете и будут расходоваться в последующие годы. Кроме того, накопленные средства Национальный
союз агростраховщиков может инвестировать в такие объекты инвестиций, как государственные ценные бумаги, банковские депозиты и др. с целью получения дополнительного дохода.
Заключение
Таким образом, для усиления связи страхования и государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей нами предложена система мероприятий, ориентированная на полный охват сельхозтоваропроизводителей обязательным страхованием от катастрофических рисков с минимальной премией. Это даст возможность значительно сократить государственные средства на эти цели и обеспечить допустимую в условиях ВТО поддержку сельхозтоваропроизводителей.
Библиографический список
1. Семенова Т.В. Сельскохозяйственное страхование на современном этапе // Финансы. - 2007. - № 12. - С. 52-55.
2. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»: Федеральный закон от 25 июля 2011 г. — N 260-ФЗ.
3. Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года / Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
+ + +
УДК 634.8;631 ;54 Д.Б. Агаева,
Б.К. Кагерманов
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Ключевые слова: Республика Дагестан, крупный рогатый скот, рост производства, рыночная экономика, сельскохозяйственная продукция, личные подсобные хозяйства, государственная поддержка, массовая безработица, интенсификация производства.
Введение
Достижение устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей по молоч-
ному скотоводству входит в среду важнейших стратегических приоритетов политики государства. Актуальность вопроса усиливается нарастающими тенденциями глобализации мировой экономики и близкими перспективами вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Существующие масштабы производства и продовольственного обеспечения населения выдвигают необходимость принятия срочных мер по эффективному развитию молочного скотоводства.