ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ECONOMY AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY
УДК 005.591.6:636
https://doi.org/10.23947/2413-1474-2019-3-2-6-15
Экономико-финансовое обеспечение инновационных процессов в животноводстве Российской Федерации в условиях «новой нормальности»
В. Я. Кавардаков, И. А. Семененко
Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный Ростовский аграрный научный центр», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Economic and financial support for innovative processes in the Russian Federation cattle breeding in the conditions of "new normality" Rostov-on-Don, Russian Federation
V. Ya. Kavardakov, I. A. Semenenko
All-Russian Scientific Research Institute of Economics and regulations - a branch of Federal state budgetary scientific institution "Rostov federal Agricultural Research Center, Rostov-on-Don, Russian Federation
«Новая нормальность» — это современное состояние мировой и региональных экономик после финансового кризиса 2008 г., характеризующееся в аграрном секторе экономики РФ снижением эффективности традиционной государственной политики управления, ухудшением внутренних и внешних условий функционирования аграрного производства, требующее применения новых инструментов управления, правил и подходов, способствующих созданию необходимых ресурсов для перехода на новую модель социально-экономического роста и к более высоким технологическим укладам в отраслях сельского хозяйства.
Сложившийся в условиях «новой нормальности» экономико-финансовый механизм активизации инновационных процессов в животноводстве не обеспечивает необходимых темпов их внедрения в производство. В связи с этим разработана система положений экономико-финансового обеспечения инновационных процессов в животноводстве, позволяющая выявить дополнительные финансовые источники для активизации его инновационно-технологического развития.
The «new normality» is a current state of world and regional economies after financial crisis of 2008, characterized in the agrarian economy sector of the Russian Federation by decrease in traditional state policy efficiency, deterioration in internal and external operating conditions of agrarian production, demanding use of new management instruments, the rules and approaches promoting creation of necessary resources for transition to new model of social and economic growth and to higher technological ways in branches of agriculture. The economic and financial activation mechanism of innovative processes which developed in the conditions of «new normality» in livestock production does not provide necessary rates of their introduction in production. In this regard the system of economic and financial security of innovative processes in livestock production allows revealing additional financial sources for activation of its innovative and technological development is drafted.
Ключевые слова: животноводство, инновационно-технологическое развитие, экономико-финансовое обеспечение.
Образец для цитирования: Кавардаков, В. Я. «Экономико-финансовое обеспечение инновационных процессов в животноводстве Российской Федерации в условиях «новой нормальности» / В. Я. Кавардаков, И. А. Семененко // Экономика и экология территориальных образований. — 2019. — Т. 3, № 2. — С. 6-15. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2019-3-2-6-15
Keywords: livestock production, innovative and technological development, economical financial security.
For citation: V. Ya. Kavardakov, I. A.Semenenko. Economic and financial support for innovative processes in the Russian Federation cattle breeding in the conditions of "new normality". Economy and ecology of territorial formations, 2019, vol. 3, no 2, pp. 6-15. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2019-3-2-6-15
Введение. Основной целью технологического развития животноводства является удовлетворение потребностей населения РФ в качественных, экологически чистых продуктах питания по рекомендуемым медицинским нормам, обеспечивающим крепкое здоровье и долголетие жителей страны. Важнейшим направлением достижения этой цели является использование инновационных технологий, обеспечивающих развитие племенного и товарного животноводства до уровня, сопоставимого с уровнем аналогичных показателей, достигнутых в высокоразвитых странах.
Существенный вклад в проблематику инновационно-технологического развития животноводства РФ внесли А. И. Алтухов, А. И. Барабашин, Г. В. Беспахотный, В. Р. Боев, И. Н. Буробкин, В. В. Гарькавый, А. М. Гатаулин, В. А. Добрынин, А. М. Емельянов, В. Г. Закшевский,
A. Г. Зельднер, А. П. Зинченко, В. А. Клюкач, Э. Н. Крылатых, В. М. Кузнецов, К. П. Личко,
B. З. Мазлоев, В. В. Милосердов, А. С. Миндрин, В. И. Нечаев, А. А. Никонов, Н. И. Оксанич, Т. В. Савченко, И. С. Санду, А. Ф. Серков, В. Н. Суровцев, А. Н. Тарасов, Л. Н. Усенко, И. Г. Ушачев, Л. И. Ушвицкий, И. Ф. Хицков, А. А. Черняев, А. А. Шутьков и др.
Однако проблематика экономического и финансового обеспечения инновационно-технологического развития животноводства в условиях «новой нормальности» имеет специфические особенности и требует специальных исследований [1 -2].
«Новая нормальность» — это современное состояние мировой и региональных экономик после финансового кризиса 2008 г., характеризующееся в аграрном секторе экономики РФ снижением эффективности традиционной государственной политики управления, ухудшением внутренних и внешних условий функционирования аграрного производства, требующее применения новых инструментов управления, правил и подходов, способствующих созданию необходимых ресурсов для перехода на новую модель социально-экономического роста и к более высоким технологическим укладам в отраслях сельского хозяйства.
Сложившийся в условиях «новой нормальности» экономико-финансовый механизм активизации инновационных процессов в животноводстве не обеспечивает необходимых темпов их внедрения в производство. В связи с этим разработка системы положений экономико-финансового обеспечения инновационных процессов в животноводстве, которую предлагают и анализируют авторы статьи, позволит выявить дополнительные финансовые источники для активизации его инновационно -технологического развития (рис. 1).
Рис. 1. Общая схема исследований по разработке основных положений экономико -финансового обеспечения инновационных процессов в животноводстве РФ в условиях
«новой нормальности»
Источник: разработка авторов
Основные положения экономико-финансового обеспечения инновационных процессов в животноводстве. В систему экономико-финансового обеспечения инновационных процессов в животноводстве РФ в условиях «новой нормальности» вошли следующие методические положения:
1. Внутрихозяйственные инвестиции предприятий в инновационно-технологическое развитие животноводства, управление издержками предприятий и повышение их рентабельности.
Основным источником финансирования инновационно-технологического развития животноводства являются собственные ресурсы животноводческих предприятий, объемы которых зависят от экономической эффективности производства.
В последние годы при увеличении валового производства сельскохозяйственной продукции и уменьшении количества убыточных сельскохозяйственных организаций парадоксально снижается их рентабельность.
За три изучаемых года (2015-2017 гг.) рентабельность растениеводства в сельскохозяйственных организациях (без субъектов малого предпринимательства) снизилась в 2,8 раза, в животноводстве — в 5 раз.
Анализ показал, что за период 2013-2016 годов среднегодовой уровень рентабельности по всей деятельности сельскохозяйственных организаций РФ без субсидий из федерального и региональных бюджетов составил 5,6 % [3].
При таком уровне рентабельности сельскохозяйственные организации не способны осуществлять расширенное воспроизводство на инновационной основе. Существующий уровень бюджетного субсидирования позволил сельскохозяйственным организациям РФ повысить среднегодовой уровень рентабельности за изучаемый период на 9,4 %. Однако несмотря на государственную поддержку имеющихся в распоряжении сельхозтоваропроизводителей финансовых ресурсов недостаточно для организации конкурентоспособного производства.
В связи с этим управление издержками производства и устранение факторов бесхозяйственности — важнейшее условие повышения рентабельности производства и расширенного воспроизводства на основе использования инновационных технологий, разработанных отечественными учеными и не требующих больших финансовых вложений.
Повышение продуктивности животных, снижение затрат труда, кормов и энергии на единицу продукции, повышение качества кормов и продукции, совершенствование внутрихозяйственного племенного и ветеринарного дела, внедрение научно обоснованных систем организации и управления производством являются основополагающими факторами повышения экономической эффективности животноводческих предприятий и основными условиями экономико-финансового обеспечения их инновационно-технологического развития.
2. Система ценообразования на животноводческую продукцию и ее регулирование.
Одной из причин низкой доходности сельского хозяйства и неудовлетворительных темпов его инновационно-технологического развития является сложившийся в последние годы низкий уровень цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию [4].
В 2017 году по сравнению с 2016 годом реализационные цены сельхозтоваропроизводителей на молоко, крупный рогатый скот и овец повысились соответственно на 1,4, 1,3 и 2,8 %, а на свиней, птицу и яйца снизились соответственно на 1,2, 11,3 и 7,9 %. В целом по животноводческой продукции снижение реализационных цен составило 5,9 %.
Основным фактором снижения реализационных цен на сельскохозяйственную продукцию является снижение денежных доходов и потребительского спроса населения на продовольственные товары. Так, за период 2015-2017 гг. среднегодовой спад реальных денежных доходов населения составил 3,6 % и соответственно среднегодовое снижение оборота розничной торговли продовольствием — на 4,5 %. Анализ показал, что ценообразование на продукцию животноводства в потребительском секторе идет с явными перекосами. Так, в среднем за четыре года (2013-2016 гг.) доля производителя в потребительской цене составила по говядине — 58,6 %, свинине — 57,3 %, молоку — 43,4 %, яйцу — 68,0 % [5].
Самый низкий и необоснованный уровень реализационных цен в структуре потребительских цен отмечается в молочном скотоводстве при производстве сырого цельного молока. И это притом, что переработчики «нормализуют» молоко производителя с натуральной жирностью 3,8-4,0 % до коммерческой жирности 2,8-3,2 %, для чего на каждые 100 кг молока вносят 35-37 кг воды или обрата. Другими словами, покупатель, приобретая в магазине каждый литр молока по рыночной цене, третью часть платит за простую воду. В связи с этим Министерству сельского хозяйства РФ необходимо особое внимание обратить на ценообразование сырого цельного молока в секторе его переработки и реализации рыночными структурами.
Важнейшим механизмом государственного регулирования ценообразования является внедрение минимальных гарантированных цен, предполагающих переход от хаотичных государственных закупочных интервенций сельхозпродукции без гарантии производителю конкретной цены, к действующему на постоянной основе механизму ее государственных закупок по заранее объявленным минимальным ценам, а также прогрессивное налогообложение на сверхприбыль, полученную от занижения закупочных и завышения оптовых и розничных цен.
3. Государственная поддержка основных направлений инновационно-технологического развития животноводства.
В условиях «новой нормальности» при ограниченных внутренних финансовых ресурсах и кредитных возможностях сельхозтоваропроизводителей особое значение в экономико -финансовом обеспечении инновационно-технологического развития животноводства приобретает льготное бюджетное финансирование или государственная поддержка.
В 2018 году госпрограммой запланирована господдержка АПК в объеме 258 млрд руб., однако в проекте бюджета на 2018 год сумма субсидий уменьшена до 222 млрд руб., в т.ч. растениеводство получит 47,9 млрд руб., животноводство — 28,2 млрд руб., молочная подотрасль — 15,4 млрд руб. и мясные подотрасли — 6,8 млрд руб. Тогда как на покрытие только текущих бюджетных обязательств требуется 70-75 млрд руб.
Следует отметить, что в 2018 году правительством РФ планируется на поддержку АПК выделить 75 млрд руб. из так называемого антикризисного резерва. Однако выполнение этого намерения остается под большим вопросом.
Постановлением правительства РФ (№ 1544 от 13.12.17) было скорректировано и увеличено количество направлений (подпрограмм) господдержки с 7 до 10.
В 2017 году часть консолидированных федеральных и часть региональных субсидий были объединены в виде «единой субсидии», право на распределение которой передано субъектам Федерации.
Результаты внедрения «единой субсидии» неоднозначны, так как, с одной стороны, расширяются возможности регионов маневрировать средствами федеральной поддержки, а, с другой стороны, правительство РФ может потерять рычаги влияния на инновационно-технологическое развитие таких проблемных подотраслей животноводства, как молочное и мясное скотоводство, овцеводство [6].
Анализ хозяйственной и финансовой деятельности АПК РФ показал, что частые смены направлений господдержки и их недофинансированность, ежегодная неопределенность с субсидированием направлений Госпрограммы повышают скепсис и снижают веру сельхозтоваропроизводителей и инвесторов в эффективность существующей системы управления сельским хозяйством Российской Федерации.
В целях повышения эффективности государственной поддержки необходимо внести изменения в правила предоставления субсидий.
Во-первых, при расчете уровня обеспеченности регионов целесообразно устанавливать статичные значения за последние 4-5 лет. При этом расчетная обеспеченность субъектов РФ должна определяться на основании его производственного потенциала, природно-климатических условий и инвестиционной привлекательности, что потребует разработки дополнительной формулы показателя расчетной обеспеченности субъекта.
Во-вторых, нормативно-правовые акты субъектов РФ должны содержать положения по оценке получателя субсидий (типовая система оценки сельхозтоваропроизводителя, организации и индивидуальных предпринимателей) и первоочередность получения субсидий товаропроизводителями с ограниченными ресурсами и развивающимися фермерами.
В-третьих, при невыполнении основных условий предоставления субсидий необходимо установить типовую формулу расчета предельного объема сокращения субсидии и дисциплинарную ответственность за их нарушения.
4. Кредиты и кредитование инновационно-технологического развития животноводства, льготное кредитование.
В последние годы произошли существенные изменения в системе кредитования АПК РФ. Кредитование, как важнейший фактор инновационно-технологического развития его отраслей, осуществляется преимущественно на краткосрочной и инвестиционной основе при существенной государственной поддержке.
По данным Министерства сельского хозяйства РФ, по итогам 2017 года в рамках «единой субсидии» на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам были направлены ассигнования федерального бюджета в размере 9,3 млрд рублей, или 23,8 % общего объема бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на «единую субсидию» (в 2016 году — 11,9 млрд рублей). При этом в 2017 году просубсидировано 20 106 инвестиционных кредитов, остаток ссудной задолженности по которым составил 690,6 млрд рублей по состоянию на 1 января 2018 г. Причем наибольший объем субсидируемых инвестиционных кредитов составляют кредиты, выделенные на развитие свиноводства (23,1 %), птицеводства (18,4 %), а также на техническую и технологическую модернизацию (17,3 %) от общего объема кредитов на развитие животноводства [7].
В 2017 году в Российской Федерации введен в действие новый механизм льготного кредитования, который позволяет сельхозтоваропроизводителям не отвлекать собственные оборотные средства на оплату субсидируемой части процентной ставки взятых кредитов, а субсидии предоставляются непосредственно уполномоченным банкам, участвующим в реализации правил льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей.
С целью повышения эффективности механизма льготного кредитования необходима дальнейшая работа по совершенствованию правил льготного кредитования. В целом, оценивая новый льготный механизм кредитования как положительный, необходимо отметить, что объем субсидирования данного направления явно недостаточен.
Кроме того, необходимо скорейшее решение вопроса доступа к льготному кредитованию малых форм хозяйствования, имеющих незначительную задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.
5. Налогообложение животноводческих предприятий.
Налогообложение сельского хозяйства, и в том числе животноводства, находится в постоянном динамичном реформировании, однако это не гарантирует его совершенство.
Действующим в настоящее время законодательством сельхозтоваропроизводителям предоставляется возможность выбора формы налогообложения. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты единого сельхозналога (ЕСХН) или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке на деятельность, связанную с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ).
Положительным фактором перехода сельхозтоваропроизводителей на специальный режим налогообложения является уменьшение общего количества начисляемых фискальных платежей. Однако необходимо отметить, что данный режим налогообложения снижает социальную защищенность сельскохозяйственных работников [8]. Функционирование сельхозпредприятий в условиях «новой нормальности» вызывает объективную потребность в разработке новых организационных форм, приемов и методов управления АПК и прежде всего в области налогообложения.
6. Страхование рисков производства животноводческой продукции.
Анализ показал, что, несмотря на принимаемые государством меры, сельскохозяйственное страхование в России находится на очень низком уровне развития. В 2016 году сельскохозяйственным страхованием было охвачено только 5 % посевных площадей и 14,6 % сельскохозяйственных животных. Следует отметить, что в последние годы отмечен спад объемов страховых операций. Во многом это связано со снижением объемов бюджетных субсидий на уплату страховых взносов [9].
В 2017 году бюджетные субсидии на уплату страховых взносов вошли в «единую субсидию» на развитие сельского хозяйства в целом, что оказало негативное влияние на рынок страхования. Субсидирование страховых операций в большинстве регионов стало осуществляться по остаточному принципу, а в некоторых регионах даже сведено к нулю.
При снижении государственных субсидий на страховые операции сельхозтоваропроизводители в условиях сложного финансового положения оказались не готовы самостоятельно нести затраты на страхование рисков.
Система сельскохозяйственного страхования в нашей стране еще недостаточно развита и научно обоснована. Существует множество проблем и недостатков, которые требуют своего разрешения. К ним можно отнести отсутствие четкой и для всех понятной стратегии развития сельскохозяйственного страхования и недостаточное его законодательное обеспечение, высокую стоимость страховых взносов, излишнее количество страховых рисков, недостаток финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей и государства на страховые взносы, длительный период возмещения страховых платежей, недостаточное количество программ страхования.
С целью активизации сельскохозяйственного страхования практику оказания государственной помощи в виде прямых субсидий (исключенных из «единой субсидии») на уплату страховщикам или возмещения части страховых взносов сельхозтоваропроизводителям необходимо сохранить. Тем более, что эта господдержка не ограничивается правилами ВТО.
7. Сельскохозяйственная потребительская кооперация как важнейший фактор экономико-финансового обеспечения инновационно-технологического развития малых форм хозяйствования.
Социальной базой потребительской кооперации в Российской Федерации являются малые формы хозяйствования.
По данным Министерства сельского хозяйства РФ, на 01.01.17 в стране зарегистрировано 5839 сельскохозяйственных кооперативов, из них 24 % составляют кредитные кооперативы, 7 % — снабженческие, 17 % — сбытовые, 13 % — обслуживающие, 18 % — перерабатывающие и 21 % — прочие. Работающими являются чуть более 3000 кооперативов.
Опыт Липецкой области и других передовых по развитию кооперации регионов показал, что сельскохозяйственная кооперация в реально сложившихся условиях успешно развивается в областях, районах и поселениях, где региональные, районные и поселенческие структуры власти непосредственно являются организаторами кооперативов и берут на себя всю ответственность за их успешное развитие.
Анализ состояния кооперации в сельском хозяйстве Российской Федерации показал, что основными проблемами, тормозящими их развитие, являются: несовершенство действующего законодательства и нормативно-правовой базы кооперации, неудовлетворительная организация работы руководства ряда регионов по активизации кооперативного движения, недостаточная государственная поддержка кооперативов во многих регионах страны и несовершенство грантовой господдержки, отсутствие или недостаток мощностей по доработке, упаковке, маркировке и транспортировке продукции у малых форм хозяйствования и кооперативов, ограниченный рынок сбыта продукции, что увеличивает длительность оборачиваемости средств [10].
В сложившихся условиях «новой нормальности» кооперация может стать действенным рычагом экономического и инновационно-технологического развития малых форм хозяйствования и повышения уровня жизни сельского населения.
8. Внешнеэкономическая деятельность АПК и экспортный потенциал животноводства.
За период 2013-2017 гг. экспорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия в РФ увеличился на 27,6 %, а их импорт снизился на 33,5 %. Однако следует отметить, что рост экспорта осуществляется в основном за счет зерновых и масличных культур.
В стоимостном выражении импорт мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов в России в 2016 году превысил их экспорт соответственно в 11 и 16 раз.
Несмотря на существенный перекос во внешнеэкономической деятельности АПК РФ ряд животноводческих подотраслей имеет существенный экспортный потенциал. Так, в 2016 году в РФ было произведено мяса свиней и птицы соответственно на 12,3 и 1,9 % больше, чем требуется в соответствии с рекомендуемыми рациональными нормами потребления этих продуктов жителями страны, что указывает на необходимость реализации уже созданного экспортного потенциала свиноводства и птицеводства [11].
Важнейшей составляющей формирования экспортного потенциала АПК РФ является научно обоснованная оценка экспортных возможностей различных форм хозяйствования. Так, в ближайшей перспективе основными поставщиками продукции животноводства на экспорт будут являться крупные и средние сельскохозяйственные организации, уровень конкурентоспособности которых сопоставим с зарубежными компаниями. Малые формы хозяйствования (сельскохозяйственные объединения, крестьянско-фермерские хозяйства, хозяйства населения, индивидуальные предприниматели) будут ориентированы в основном на внутренние рынки. Однако и у этих форм хозяйствования имеется потенциальная возможность поставки на внешние рынки экологически чистой «органической» продукции при условии развития конкурентоспособных региональных систем потребительской кооперации.
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе, одному из важнейших элементов внешней рыночной инфраструктуры. К сожалению, таможенная проблематика сегодня является наиболее закрытой частью деятельности исполнительных органов власти как на федеральном, так и региональном уровнях.
Разработка более эффективной стратегии формирования экспортного потенциала животноводства является важнейшей задачей по улучшению экономико-финансового обеспечения его инновационно-технологического развития.
Заключение. Комплексная реализация системы экономико-финансового обеспечения инновационных процессов в животноводстве РФ в условиях «новой нормальности» позволит улучшить экономический потенциал животноводческих предприятий и создать условия для их перехода на более высокий уровень технологического развития. При этом особое внимание органов управления АПК РФ всех уровней должно быть уделено инновационно-технологическому развитию молочного и мясного скотоводства, как структурообразующим подотраслям животноводства, оказывающим влияние на развитие всего сельского хозяйства Российской Федерации.
Библиографический список
1. Тарасов, А. Н. Система норм и нормативов стратегического прогнозирования технологического развития животноводства Российской Федерации : моногр. / А. Н. Тарасов, В. Я. Кавардаков, И. А. Семененко. — Ростов-на-Дону : ВНИИЭиН, 2016. — 147 с.
2. Тарасов, А. Н. Нормативное прогнозирование инновационно-технологического развития животноводства Российской Федерации на основе биоинформационного технологического уклада: теория, методология, практика: моногр. / А. Н. Тарасов, В. Я. Кавардаков, И. А. Семененко. — Ростов-на-Дону : АзовПечать, 2017. — 133 с.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017 : Стат. сб. — Москва : Росстат, 2017. — 1402 с.
4. Российский статистический ежегодник. 2017 : Стат.сб. — Москва : Росстат, 2017. — 686 с.
5. Россия в цифрах. 2017 : Крат.стат.сб. — Москва : Росстат, 2017. — 511 с.
6. Малюга, А. Л. Особенности бюджетного финансирования агропромышленного комплекса в
условиях «новой нормальности» / А. Л. Малюга // Финансовые исследования. — 2016. — № 4. — С. 136-141.
7. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. — Режим доступа: http://mcx.ru/upload/iblock/e1c/e1ca23b6bd685c961ed636284f6f18fe.pdf (дата обращения: 09.01.19).
8. Волков, А. С. Упрощенная система налогообложения: выбор упрощенки, порядок и особенности применения, формы документов / А. С. Волков. — Москва : РИОР, 2017. — 847 c.
9. Сплетухов, Ю. А. Сельскохозяйственное страхование в России и за рубежом: сравнительная характеристика / Ю. А. Сплетухов // Финансовый журнал. — 2018. — № 1. — С. 87-98.
10. Ткач, А. В. Потребительская кооперация в условиях экономического кризиса / А. В. Ткач, А. С. Жуков, О. И. Жукова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2017. — № 1. — С. 42-47.
11. Заика, С. Б. Методические подходы к оценке экспортного потенциала отраслей сельского хозяйства (на примере животноводства) / С. Б. Заика // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2017. — № 3. — С. 34-38.
References
1. Tarasov, A.N. Sistema normal'nogo i normativnogo prognozirovaniya razvitiya zhivotnovodstva Rossiyskoy Federatsii: monogr. [The system of strategic forecasting rules and regulations of technological development of the Russian Federation Livestock.] FGBNU VNIIEiN, Rostov-on-Don, AzovPechat', 2016, 149 pp.(in Russian).
2. Tarasov, A.N. Normativnoye prognozirovaniye innovatsionno-tekhnologicheskogo razvitiya zhivotnovodstva Rossiyskoy Federatsii na osnove bioinformatsionnogo tekhnologicheskogo uklada: teoriya, metodologiya, praktika: monogr. [ Normative forecasting of the Russian Federation on the basis of bioinfor-matics technological way of innovation and technological development of animal husbandry: the theory, methodology, practice.] FGBNU VNIIEiN, Rostov-on-Don, AzovPechat', 2011,133 pp. (in Russian).
3. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskiye pokazateli. [Regions of Russia. Socio-economic indicators.] Stat. sb. / Rosstat, 2017, 1402 p. (in Russian).
4. Rossiyskiy statisticheskiy yezhegodnik. [Statistical Yearbook.] Rosstat, 2017, 686 p. (in Russia).
5. Rossiya v tsifrakh. [Rostov in numbers.] Short article collection. Rosstat, 2017, 511 pp. (in Russia).
6. Malyuga, A.L. Osobennosti byudzhetnogo finansirovaniya agropromyshlennogo kompleksa v usloviyakh «novoy normal'nosti». [Budgetary financing features of agriculture in the "new normality".] Financial researchings, 2016, № 4, 136-141 pp. (in Russian).
7. Natsional'nyy doklad «O khode i rezul'tatakh realizatsii v 2017 godu. Gosudarstvennyye pro-grammy razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody». [National report "On the progress and results of the implementation in 2017 of the of agricultural development State program and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020»]. 2018, 247 p. (in Russian).
8. Volkov, A.S. Uproshchennaya sistema nalogooblozheniya: Vybor uproshchenki, poryadok i osobennosti primeneniya, formy dokumentov. [Simplified tax system: the choice of simplified taxation, procedures and features of the application, the form of documents.] RIOR, 2017, 847 pp. (in Russian).
9. Spletukhov, YU.A. Sel'skokhozyaystvennoye strakhovaniye v Rossii i za rubezhom: sravnitel'naya kharakteristika. [Agricultural insurance in Russia and abroad: comparative characteristics.] Financial journal, 2018, № 1, 87-98 pp. (in Russian).
10. Tkach, A.V. Potrebitel'skaya kooperatsiya v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa. [Consumer cooperation in the economic crisis.] Economics of agricultural and processing enterprises 2017, № 1, 42 -47
pp. (in Russian).
11. Zaika, S.B. Metodicheskiye podkhody k otsenke eksporta sel'skogo khozyaystva sel'skogo kho-zyaystva (na primere zhivotnovodstva). [Methodological approaches to assessing the export potential of agricultural industries (for livestock example).] Economy, labor, agriculture management, 2017, № 3, 34-38 (in Russian).
Поступила в редакцию 14.12.2018 Сдана в редакцию 17.12.2018 Запланирована в номер 08.02.2019
Received 14.12.2018 Submitted 17.12.2018 Scheduled in the issue 08.02.2019
Об авторах:
Кавардаков Валерий Яковлевич,
главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института экономики и нормативов - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный Ростовский аграрный научный центр» (РФ, 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 52), доктор сельскохозяйственных наук, профессор [email protected]
Семененко Ирина Анатольевна,
старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института экономики и нормативов - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный Ростовский аграрный научный центр» (РФ, 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 52) [email protected]
Authors:
Kavardakov, Valeriy Y.,
Chief Researcher of All-Russian Scientific Research Institute of Economics and regulations - a branch of Federal state budgetary scientific institution "Rostov federal Agricultural Research Center (52, Sokolova, Rostov-on-Don, 344006, RF), Doctor of agricultural sciences, professor [email protected]
Semenenko, Irina A.,
Senior Researcher of All-Russian Scientific Research Institute of Economics and regulations - a branch of Federal state budgetary scientific institution "Rostov federal Agricultural Research Center (52, Sokolova, Rostov-on-Don, 344006, RF) [email protected]