Научная статья на тему 'Основные направления реализации программы модернизации здравоохранения в Москве'

Основные направления реализации программы модернизации здравоохранения в Москве Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
840
96
Поделиться
Ключевые слова
ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ТРЕХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА МОСКВЫ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ" / MOSCOW PUBLIC PROGRAM "THE DEVELOPMENT OF MOSCOW HEALTH CARE (METROPOLITAN HEALTH CARE)"

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Гриднев Олег Владимирович

В публикации рассмотрены основные направления развития здравоохранения Москвы, реализации программы модернизации столичного здравоохранения, формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи населению.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Гриднев Олег Владимирович,

The main directions of implementation of program of health care modernization in Moscow

The article considers main directions of development of Moscow health care including implementation of program of modernization of metropolitan health care and three-level system of medical care support ofpopulation.

Текст научной работы на тему «Основные направления реализации программы модернизации здравоохранения в Москве»

© О.В. Гриднев, 2014 УДК 614.2:008(470-25)

Гриднев О. В.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В МОСКВЕ

ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова; 119991, Москва, Россия

В публикации рассмотрены основные направления развития здравоохранения Москвы, реализации программы модернизации столичного здравоохранения, формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи населению.

Ключевые слова: программа модернизации здравоохранения; трехуровневая система организации оказания медицинской помощи; Государственная программа города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)".

Gridnev O.V.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION OF PROGRAM OF HEALTH CARE MODERNIZATION IN MOSCOW

The I.M. Sechenov first Moscow medical university of Minzdrav of Russia, 119991, Moscow, Russia

The article considers main directions of development of Moscow health care including implementation ofprogram of modernization of metropolitan health care and three-level system of medical care support ofpopulation.

Keywords: program; health care; modernization; three-level system of medical care support; Moscow public program "The development of Moscow health care (metropolitan health care)"

С 1 января 2011 г. в России началась реализация региональных программ модернизации здравоохранения, которые представляют собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации, направленных на модернизацию структуры медицинских учреждений, улучшение их оснащенности, расширение охвата населения современными специализированными, в том числе высокотехнологичными, методами диагностики и лечения, внедрение порядков и федеральных стандартов оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях с целью повышения доступности и качества оказания медицинских услуг. На реализацию поставленных задач в 2011—2012 гг. выделено 385,343 млрд руб. [1].

Среди основных преобразований системы общественного здравоохранения, определяемых программами модернизации, предусмотрены мероприятия по приоритетному развитию первичного звена здравоохранения и совершенствованию его лечебно-профилактической деятельности. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 60 определено, что в рамках реализуемых в 2011—2012 гг. региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием), осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:

— обеспечение укомплектованности медицинских организаций врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь;

— предоставление амбулаторной медицинской помощи, в том числе врачами-специалистами, в соответствии со стандартами ее оказания, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий;

— введение ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.

Установлено, что перечень данных мероприятий с указанием медицинских организаций, участвующих в их реализации, индикаторы реализации данных мероприятий включаются в региональную программу модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации [2].

Построение современной многоуровневой системы здравоохранения в настоящее время стало стратегическим направлением реформирования отрасли. Как отметила министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова, суть программы модернизации заключается не только в ремонте и закупке нового оборудования, хотя и это важно, но "главная цель — чтобы в течение двух лет каждый регион смог выстроить трехуровневую систему здравоохранения, фактически заново разработав стратегию движения больных в зависимости от профиля, остроты и тяжести заболевания. Правильное территориальное размещение лечебно-профилактических учреждений разного уровня, их обновление и оснащение, а также выстраивание правильных связей между ними — это и есть важнейшая задача модернизации" [1].

Сохранение и укрепление здоровья населения являются одним из основных направлений социальной политики Правительства Москвы. В Москве, крупнейшем мегаполисе страны, функционирует особая модель здравоохранения, обусловленная наличием значительных миграционных потоков, развитой сетью частных медицинских учреждений, большим числом ведомственных и федеральных медицинских организаций, а также нерациональностью сети и несоответствием распределения кадровых ресурсов приоритетным направлениям развития здравоохранения.

Вместе с тем государственная система здравоохранения Москвы имеет заметные диспропорции в работе амбулаторно-поликлинических и стационарных

Для корреспонденции: Гриднев Олег Владимирович (info@svao.mosgorzdrav.ru).

учреждений. Соотношение объемов первичной медико-санитарной помощи и специализированной (стационарной) медицинской помощи составляет 40 и 60% соответственно, что не отвечает современным мировым тенденциям формирования эффективной и доступной организационной модели здравоохранения.

Требуют решения следующие ключевые проблемы системы здравоохранения Москвы:

— устаревшая материально-техническая база и изношенность зданий медицинских учреждений;

— несоответствие большей части медицинских учреждений стандартам оснащения медицинским оборудованием;

— отсутствие должной преемственности между участковой терапевтической службой и врачами-специалистами;

— дефицит медицинских кадров первичного звена здравоохранения;

— низкая эффективность работы амбулаторного звена, недостаточная преемственность в работе амбулаторных и стационарных учреждений;

— фрагментарность информационного пространства и низкий уровень информационной открытости системы здравоохранения для ее участников;

— недостаточное урегулирование организационно-финансовых вопросов оказания медицинской помощи иногородним гражданам и лицам без гражданства;

— низкий уровень удовлетворенности граждан медицинской помощью.

Таким образом, в здравоохранении города сложилась ситуация, требующая реформирования организации предоставляемой населению медицинской помощи с целью повышения ее доступности и качества, эффективности использования ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, информационных). Указанные обстоятельства определяют актуальность проведения структурных преобразований в сети учреждений Департамента здравоохранения города. Для кардинального улучшения ситуации столичные власти принимают ряд масштабных мер, которые сконцентрированы в Го -сударственной городской программе по модернизации здравоохранения.

Успешная реализация региональной программы модернизации здравоохранения требует адекватного нормативного правового обеспечения. Целью данной работы является анализ базовых нормативных правовых документов, обеспечивающих реализацию планируемых программных мероприятий в сфере здравоохранения Москвы.

В рамках реализации постановлений Правительства Москвы от 07.04.2011 №114-ПП "О программе модернизации здравоохранения города Москвы на 2011— 2012 годы", от 04.10.2011 № 461-ПП "Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012—2016 гг.) "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" в 2011 г. в Москве было начато беспрецедентное по масштабу и финансовому обеспечению реформирование столичного здравоохранения [4, 5].

Государственная программа реализуется в три этапа: начальный (01.01.2011 г. — 31.12.2012 г.), основной (01.01.2013 г. — 31.12.2015 г.), завершающий (01.01.2016 г. — 31.12.2016 г.).

Целью Государственной программы Москвы является улучшение здоровья населения города за счет повышения качества и доступности оказания медицинской помощи.

Для достижения цели определены следующие стратегические задачи:

— приведение мощности и структуры сети учреждений системы здравоохранения в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи;

— совершенствование технологий оказания медицинской помощи;

— переход к более эффективной организации медицинской помощи;

— создание единого информационного пространства в системе здравоохранения Москвы;

— проведение эффективной кадровой политики. Государственная программа Москвы состоит из нескольких подпрограмм, в комплексе обеспечивающих достижение обозначенной цели и решение поставленных задач.

Определены следующие подпрограммы: "Формирование эффективной системы организации медицинской помощи", "Специализированная медицинская помощь", "Материнство и детство", "Здоровье старшего поколения", "Медицинское обеспечение инвалидов", "Здоровый образ жизни", "Развитие кадрового потенциала", "Создание условий и предпосылок для привлечения внебюджетных источников финансирования здравоохранения, развитие государственно-частного партнерства".

В целом общие приоритеты программы соответствуют потребностям населения в медицинской помощи, стратегическим целям и задачам развития здравоохранения на современном этапе.

Для каждой подпрограммы сформулированы цель, задачи, целевые индикаторы и их прогнозные значения, перечень мероприятий, за счет реализации которых предполагается достижение намеченных результатов.

Для оценки результатов реализации Государственной программы Москвы предлагается использовать в качестве определяющих индикаторы, которые являются основными для системы здравоохранения:

— смертность населения;

— удовлетворенность населения медицинской помощью;

— ожидаемая средняя продолжительность жизни;

— рождаемость, естественный прирост населения (для оценки медико-демографического благополучия субъекта Российской Федерации);

— смертность населения трудоспособного возраста. Важным условием успешной реализации программы является компонент управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей. На минимизацию рисков невыполнения мероприятий программы в связи с возникшими техническими и организационными сложностями нацелен мониторинг. Меры по минимизации управляемых рисков будут приниматься в ходе оперативного управления.

Оценка эффективности Государственной программы Москвы будет проводиться по степени достижения значения целевых показателей.

Результаты первого этапа реализации Государственной программы — приведение мощности и структуры сети учреждений системы здравоохранения города в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи — включали реорганизацию учреждений первичной медико-санитарной помощи, формирование единых профильных служб специализированной медицинской помощи.

На втором этапе ее реализации запланированы мероприятия по приведению структуры и мощностей коечного фонда в соответствие с имеющимися потребностями, совершенствованию и внедрению технологий оказания медицинской помощи, переходу к более эффективной организации медицинской помощи, созданию единого информационного пространства в системе

здравоохранения Москвы, решению кадровых проблем отрасли.

Цель подпрограммы "Формирование эффективной системы организации медицинской помощи" — сформировать эффективную систему организации и управления системой здравоохранения Москвы, обеспечивающую доступную и качественную медицинскую помощь населению.

Основные задачи данной подпрограммы:

— оптимизация многоуровневой системы оказания медицинской помощи;

— оптимизация структуры оказания медицинской помощи;

— поэтапное внедрение стандартов и порядка оказания медицинской помощи;

— создание единого электронного информационного пространства, объединяющего все звенья оказания медицинской помощи;

— создание равных возможностей для участия негосударственных медицинских организаций в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Москве.

В рамках реализации мероприятий для выполнения задачи оптимизации многоуровневой системы оказания медицинской помощи формируется трехуровневая система амбулаторной медицинской помощи, выделены больницы интенсивной медицинской помощи и для реабилитационного лечения, расширены функции и усилена ответственность на окружном уровне на основе интеграции управления медицинскими службами.

Трехуровневая система амбулаторной медицинской помощи имеет следующую структуру.

Первый уровень — амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и некоторые наиболее востребованные виды первичной специализированной медико-санитарной помощи. Структура и штатная численность формируются с учетом потребности прикрепленного населения в первичной доврачебной и врачебной помощи и некоторых видах первичной специализированной помощи [7].

Второй уровень — амбулаторно-поликлинические учреждения (или структурные подразделения), оказывающие в основном первичную специализированную медико-санитарную помощь. Для данных учреждений (подразделений) используется выражение "амбулаторные центры". Они оснащены оборудованием экспертного класса, имеют в составе дневные стационары, ам-булаторно-хирургические центры и другие специализированные подразделения. Штат данных учреждений (подразделений) представлен врачами-консультантами, узкими специалистами. За каждым амбулаторным центром функционально закреплено несколько учреждений (подразделений) первого уровня с учетом транспортной и территориальной доступности. Приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 10.01.2012 № 38 "О мерах по дальнейшему совершенствованию организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы" были определены 47 амбулаторных центров с функционально закрепленными за ними учреждениями первого уровня [7]. В 2012 г. была проведена реорганизация учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в Москве, в результате которой к амбулаторным центрам были присоединены поликлиники первого уровня в качестве обособленных структурных подразделений (филиалов).

Третий уровень — консультативно-диагностические отделения в городских стационарах. Их основные функции — оказание консультативной помощи, принятие согласованных решений по направлению пациентов на стационарную специализированную помощь, обеспечение медицинских услуг и диагностических исследований, отсутствующих в амбулаторных центрах.

Оптимальное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров в соответствии с вышеописанной моделью позволит на первом уровне (городские поликлиники) значительно активизировать профилактическую работу (профилактические осмотры, диспансеризация определенных контингентов населения), активизировать работу центров здоровья как подразделений амбулаторно-поликлинических учреждений, укрепить участковую терапевтическую службу.

Высокая ресурсная обеспеченность системы здравоохранения города Москвы по сравнению со среднероссийскими показателями и значительный инфраструктурный потенциал города определяют возможность в относительно короткие сроки (среднесрочная перспектива) реализовать современную, технологически насыщенную, ориентированную на пациента и экономически эффективную модель системы здравоохранения.

В среднесрочном периоде наиболее актуальными целевыми направлениями являются:

— реализация мер государственной политики, направленных на снижение смертности населения (прежде всего от основных причин смерти);

— профилактика, своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний;

— диагностика и лечение на ранних стадиях заболеваний, доля которых в структуре смертности и инвали-дизации населения наиболее велика;

— снижение материнской и младенческой смертности;

— повышение уровня рождаемости.

Таким образом, анализ показал достаточное по объему и структуре нормативное правовое сопровождение реализации программы модернизации здравоохранения в Москве. В целом формирование новой системы позволяет приблизить к населению высокотехнологичные методы диагностики и лечения, усилить развитие системы профилактики социально значимых заболеваний и расширить возможности реабилитации.

Для эффективной реализации программы, помимо потребности в значительных финансовых и технических ресурсах, необходимы новые кадры, стратегия дальнейших реформ, громадная организационная работа на федеральном, региональном и местном уровнях, современное информационное обеспечение здравоохранения и мониторинг продвижения к поставленным целям. Все направления программы требуют регулярного контроля, координации и оперативного планирования со стороны государственных органов власти, т.е. наличия эффективной системы мониторинга, корректирующей деятельность учреждений здравоохранения в отношении практической реализации этих направлений.

На сегодняшний день весьма актуальным является изучение эффективности реализации мероприятий Го -сударственной программы Москвы на основе оценки степени достижения уровней запланированных целевых показателей.

Реализация Государственной программы внесет вклад в достижение ряда целевых макроэкономических индикаторов, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития, а также Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

1. Голикова Т. А. О разработке и принятии региональных программ модернизации здравоохранения. Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2011; 1(07); 4—10.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 60 "О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации". Ьйр:/^^'^'. rg.rU/2011/02/11/medpomosh-dok.html

3. Выступление Министра здравоохранения В. Скворцовой на Первом Национальном съезде врачей РФ. Здравоохранение. 2012; 11: 112—25.

Поступила 13.13.2014

1. Golikova T.A. About development of regional programs for health care modernization. Menedzhment kachestva v sfere zdra-vookhranenijya i social'nogo razvitiya. 2011; 1(07). 4—10. (in Russian)

2. Decree of the Government of the Russian Federation from 7 February 2011 № 60 The order of measures for improvement availability of outpatient medical care realization as part of regional programs for health care modernization, (in Russian) http://www. rg.ru/2011/02/11/medpomosh-dok.html

3. RF Minister of Healthcare V. Skvortsova speech on the first national congress of physicians ofthe Russian Federation. Zdravookhraneniye. 2012; 11: 112—25 (in Russian).

Received 13.13.2014

© Коллектив авторов, 2014 УДК 614.2:616-082

Погосян С.Г.1, Сидоренков Д.А.2, Балохина С.А.2, Орлов А.Е.3

РОЛЬ МОТИВИРОВАННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

1ГБОУ ВПО Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова МЗ РФ,

197022, Санкт-Петербург, Россия; 2ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург, Россия; 3ГБУЗ Самарский областной клинический онкологический диспансер, 443096, Самара, Россия

В статье рассмотрены причины недостаточного качества медицинской помощи (КМП) и как одна из них — низкая мотивация среднего медицинского персонала при оказании медицинских услуг. На основании социологического опроса изучено мнение студентов медицинского колледжа как будущих специалистов среднего звена о привлекательности данной профессии. Определен их социальный и материальный статус, а также представления о возможности карьерного и профессионального роста. Изучены факторы, препятствующие привлечению данной категории специалистов в систему здравоохранения, что в итоге негативно отражается на КМП.

Ключевые слова: медицинская помощь; система качества; средний медицинский персонал; студенты; социологический опрос.

Pogosiyan S.G.', SidorenkovD.A.2, Balakhina S.A.2, OrlovA.Ye.3 THE ROLE OF MOTIVATION OF MEDICAL PERSONNEL IN SYSTEM OF MEDICAL CARE QUALITY SUPPORT

'The I.P. Pavlov first St. Petersburg state medical university, 197022 St. Petersburg, Russia

2The St. Petersburg state university, 199034 St. Petersburg, Russia

3The Samara oblast clinical oncological dispensary, 443096 Samara, Russia The article considers causes of insufficient quality of medical care. The low motivation of paramedical personnel during medical services rendering is examined. The sociological survey data made it possible to analyze opinion of students of medical college as future paramedical personnel concerning attractiveness of this profession. Their social and material status was established. The notions concerning possibility of carrier and professional progress were established too. The factors hampering involvement of this category of professionals into public health system and negatively impacting medical care quality were analyzed.

Keywords: medical care; system of quality; paramedical personnel; students; sociological survey.

Актуальность. В Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (2011) в качестве основных принципов охраны здоровья перечислены приоритет интересов пациентов, доступность и качество медицинской помощи (КМП) [1]. К сожалению, данные многих исследований последних лет свидетельствуют о том, что и доступность, и должное КМП до настоящего времени не достигнуты [2—5]. При этом авторами приводятся разные причины недостаточного КМП.

Основными составляющими в создании стройной системы обеспечения КМП являются организационные (66%), тактические (23,2%), лечебно-диагностические (10,8%) [6].

Следует отметить, что низкое КМП во многом обусловлено системным кризисом здравоохранения, в ос-

нове которого — нечеткость правового регулирования на разных уровнях управления, неопределенность разделения ответственности участников системы здравоохранения и отсутствие координации их деятельности. Законодательство, регулирующее сферу здравоохранения, не формирует организационного единства системы здравоохранения на всех уровнях. Многие управленческие решения не имеют достаточного теоретического обоснования, выполняются "методом проб и ошибок", что сопровождается нерациональным расходованием ассигнований.

Остро стоит проблема материально-технической базы здравоохранения. В настоящее время в ЛПУ страны в эксплуатации находится до 80% физически изношенной и морально устаревшей медицинской техники. Обеспеченность некоторыми видами современного

Для корреспонденции: Балохина Светлана Анатольевна (sveta@mail.ru).