Научная статья на тему 'Основные направления развития системы непрерывного образования в условиях диверсификации экономики и образования: прогностический аспект'

Основные направления развития системы непрерывного образования в условиях диверсификации экономики и образования: прогностический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития системы непрерывного образования в условиях диверсификации экономики и образования: прогностический аспект»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Т. Ю. Ломакина

И когда о будущем говорят, что его видят, то видят не его -будущего еще нет, - а, вероятно, его причины или признаки, которые уже налицо.

Аврелий Августин

Анализ опыта ряда стран, достигших в последние десятилетия экономического подъема и социального благополучия, показывает, что решающая роль в этом процессе отводится системе образования, а именно проблемам повышения образовательного уровня населения и подготовки высококвалифицированных и компетентных специалистов. Это доказывает, что уровень образования населения активно воздействует как на экономику, на социальную сторону жизни, так и на дальнейшее развитие самой системы образования. Таким образом, процесс развития образования можно рассматривать в трех взаимосвязанных и взаимодействующих аспектах: педагогическом, экономическом и социальном. Педагогический аспект выносится на первое место, так как от педагогической плодотворности, которая ориентирована на развитие личности как обучаемого, так и самого педагога, зависит социальный и экономический эффект образования.

В рыночных условиях влияние педагогического аспекта особенно заметно при сложившемся социально-экономическом положении в стране. Экономическую эффективность образования составляет, с одной стороны, непосредственный вклад педагога в производство и повышение качества образовательных услуг путем рационального использования ресурсов в каждом звене образовательной системы, с другой стороны - повышение общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников всех остальных отраслей народного хозяйства.

Сущность социальной эффективности образования заключается в максимальном использовании образования как фактора социального прогресса, который можно оценить через такие показатели, как: (а) позитивное воздействие образовательного процесса на развитие лучших качеств личности и создание для нее наиболее комфортных условий жизни, (б) улучшение всех сторон общественных отношений, (в) формирование открытого демократического общества. В социальном плане происходит снижение уровня преступности, уменьшение зависимости населения от систем социального обеспечения, повышение культуры в обществе, улучшение функционирования государственных учреждений, общественных организаций. Поэтому в настоящее время затраты на образование стали восприниматься

232

общественным мнением уже не как статья непроизводительного потребления, а как один из наиболее эффективных видов инвестиций.

Процессы, происходящие в экономической жизни общества, напрямую влияют на образовательную систему и термин диверсификации, возникший как характеристика экономических изменений, закрепился в педагогической науке, характеризуя инновационные изменения в сфере образования. Эти изменения касаются всех направлений сферы образования: управления, организации обучения, содержания и технологий обучения, образовательных услуг и т. п. В связи с тем, что любая отрасль человеческого знания, изучающая естественные, технические или социальные явления, если она претендует на звание науки, должна иметь механизм предсказания (прогноза) развития изучаемых объектов и явлений, то и в сфере образования в условиях его диверсификации должен быть такой механизм прогноза.

По определению Российской педагогической энциклопедии, прогнозирование - это разработка прогнозов, т. е. вероятных суждений о состоянии явления в будущем. Прогноз - понятие многоаспектное и предполагает: исследование назревающих проблем (экстраполяция), наблюдение тенденций и определение закономерностей их развития в прошлом и настоящем (при условном абстрагировании от возможных перемен), определение условий решения этих проблем (оптимизация). Общая цель прогнозирования -повышение эффективности управления различными процессами посредством так называемого «взвешивания» намечаемых и принимаемых решений. Для системы образования эта цель трансформируется в достижение эффективного и качественного функционирования и развития системы непрерывного образования и подготовки профессиональных кадров.

Решение задач прогнозирования в педагогике привело к появлению и становлению педагогической прогностики - междисциплинарной области педагогического знания, обладающей потенциалом предвидения. Вопросам научно-педагогического предвидения уделяли внимание П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко,

В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др. В их работах подчеркивалась роль педагогической теории, законов и закономерностей учебно-воспитательной деятельности, создающих необходимые предпосылки для получения достоверной прогностической информации. В работах Б. С. Гершунского, В. И. Загвязинского, Э. Г. Костяшкина, А. Ф. Присяжной, Л. А. Регуш, В. А. Сластенина, В. А. Якунина и др. обращается внимание на необходимость использования деятельностного подхода для исследования феномена педагогического прогнозирования. Этот подход позволяет выявить и описать структурные компоненты прогностической деятельности, определить особенности и возможности ее формирования.

Сегодня образовательно-педагогическая прогностика является областью научных знаний, в которой рассматриваются принципы, закономерности и методы научного прогнозирования объектов и явлений (систем), изучаемых не только педагогикой, но и всеми другими науками и предполагает использование междисциплинарного и системного подходов. Причем уровень рассматриваемых систем может составлять широкий спектр: международные, региональные, локальные, а также варьироваться по другим признакам - цивилизационные, геополитические и др. Прогноз этих систем должен влиять на

233

формирование социального заказа, преобразования различных сторон государственно-общественной системы, обоснования стратегии общественного развития и т.п. Образовательно-педагогическая прогностика основывается на общих и частных принципах. К общим принципам можно отнести: объективность, познаваемость и развитие, детерминизм, историзм, единство теории и практики. Принцип объективности направлен на преодоление противоречия между объективным характером добываемых научных знаний в процессе прогностического исследования и субъективным характером этой деятельности, соотнесенной со сложными и многофакторными педагогическими явлениями. Принцип познаваемости и развития связан с проблемой верификации (проверки достоверности) педагогических прогнозов и использовании их при дальнейшем развитии системы. Принцип детерминизма обращает внимание на наличие объективных причинных связей явлений и закономерностей и направлен на выявление основного, главного, существенного в исследуемом процессе. Принцип развития направлен на решение задач по выявлению и преодолению противоречий при функционировании исследуемого объекта с помощью соответствующих управленческих решений. Принцип историзма подразумевает в процессе научного предвидения генетический аспект изучаемого явления. Принцип единства теории и практики обеспечивает научный подход и обоснованность результатов прогностического исследования, доказывая его целесообразность [5].

Знание общих методологических принципов научного прогнозирования является необходимым, но недостаточным условием успешного проведения конкретного прогностического исследования, которое зависит от множества факторов и условий. Поэтому возникает необходимость использования частных принципов педагогической прогностики: диверсификации, целостности, системности и комплексности, непрерывности и систематичности, вариативности, понятийно-терминологического единства и точности, коммуникативности, верификации, практической направленности и др. Принцип диверсификации, как прогноз расширения возможности исследуемого объекта и приобретения им новых функций, мы ставим на первое место, так как значимость этого принципа сегодня велика. Это обусловлено как процессом диверсификации во всех сферах социально-экономической жизни, так и принятием нового Закона РФ «Об образовании в РФ». Принцип понятийнотерминологического единства и точности предполагает установления единства в выборе терминов и их трактовке с учетом выделения особенностей объекта прогнозирования. Знания об объекте прогнозирования могут быть выражены в виде точного описания фактов, гипотезы, закона или теории и соответствовать требованиям развития науки на современном этапе. Принципы целостности, системности и комплексности объектов и явлений прогностических исследований обеспечивают комплексный подход в исследовании и позволяют рассматривать отдельные составляющие объекта в их совокупности и взаимосвязанности, отражая сложность характеристик образовательных систем и их объектов и субъектов. Принцип непрерывности и систематичности тесно связан с принципом верификации и направлен на сам процесс прогнозирования, предполагая непрерывную прогностическую деятельность с оценкой ее результатов, соотнесенных с настоящим и будущим.

234

В свою очередь, многофакторность и сложность объектов прогнозирования требует привлечения достаточно большого количества исследователей и респондентов как при проведении самого педагогического прогнозирования, так и при оценке его результатов, что соответствует принципам вариативности и коммуникативности. Рассматривая сегодня элементы и составляющие образовательной системы, можно констатировать, что на практике существует широкий спектр моделей развития отдельных образовательных учреждений, осуществляющих моно или многоуровневую подготовку выпускников. Однако все эти модели, отображая существующую действительность, ориентированы на сегодняшний день и не учитывают, как правило, прогноз их развития на близкую и, тем более, дальнюю перспективу. Мы считаем, что ориентация на будущее позволяет увидеть точки роста, принять управленческие решения и внести необходимые коррективы в реальное функционирование моделей.

Сегодня это особенно необходимо учреждениям разного уровня образования и управления, находящимся в условиях реструктуризации образовательных сетей, когда каждому учебному заведению приходится доказывать свою состоятельность и конкурентоспособность. Проблема прогнозирования тенденций развития образовательного учреждения возникает перед его руководителем особенно остро в условиях диверсификации образовательных учреждений. Для грамотного и эффективного осуществления прогнозирования руководителю необходимо обладать объемной, конкретной и классифицированной информацией о состоянии и процессах изменения как внешней, так и внутренней среды образовательного учреждения. Для оперативного сбора информации руководитель должен владеть соответствующей технологией, обладать средствами обработки и систематизации сведений об изменениях как в среде прямого, так и в среде косвенного воздействия на образовательное учреждение.

Таким образом, основные направления педагогического прогнозирования могут касаться образовательных систем на разных уровнях функционирования и управления (реструктуризация образовательных сетей, формирование новых управленческих технологий, направления взаимодействия образовательных систем разных стран и т. п.); компонентов и составляющих образовательных систем как в их совокупности (процессы интеграции в системах среднего профессионального образования и в высшем образовании, организация и структура образовательного процесса и т. д.), так и частном взаимодействии некоторых их них (многоуровневое и многоаспектное социальное партнерство, подготовка современного педагога, владеющего методологией проектного подхода и др.).

Список литературы

1. Алтунин А. И. Психологическое прогнозирование: http://www.proza.ru/2010/03/25/91.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1980. -180 с.

3. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Вища шк., 1986. - 197 с.

4. Глоссарий Ру Методы прогнозирования. URL: http://www.glossary.ru/cgi-

bin/gl_sch2.cgi?RPwujtunowuigtol. - 2010.

5. Еремкина О. В. Формирование психолого-педагогической диагностической культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2008. - 40 с.

235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.