Научная статья на тему 'Основные направления развития системы налогообложения малых нефтяных компаний России'

Основные направления развития системы налогообложения малых нефтяных компаний России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МАЛЫЕ НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шейкин Артем Геннадьевич, Смирнова Наталья Владимировна

Согласно статистическим данным, вклад малого бизнеса в общие экономические показатели в России значительно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Для стимулирования деятельности малых компаний, на протяжении последних лет, были разработаны и успешно реализуются различные программы развития малого предпринимательства в России и регионах. Однако на данный момент времени, законодательно не закреплено понятие малой горной компании, в том числе нефтяной, отсутствуют законы, регламентирующие деятельность малых нефтяных компаний. Статья посвящена исследованию налогообложения малых нефтяных компаний, которое является одним из основных инструментов государственного регулирования недропользования. Выявлены основные тенденции и проблемы налогообложения, среди которых можно выделить следующие: отсутствие налоговых стимулов для малых нефтяных компаний, разрабатывающих малые и мельчайшие, низкорентабельные месторождения, применяющих инновационные технологии; не дифференцированный подход к исчислению налоговых платежей в зависимости от стадии разработки месторождения; частые корректировки налогового режима; не учет при расчете налоговых платежей разную степень экспортной направленности компаний. На основе выявленных проблем предложены некоторые направления развития системы налогообложения малых нефтяных компаний России, к которым можно отнести следующие: разработка специального режима налогообложения, снижение налога на прибыль, в ряде случаев отмена, дифференциация или привязка налога на добычу полезных ископаемых к внутренним ценам. Данные предложения в некоторых случаях позволят снизить убыточность ряда добывающих проектов и будут способствовать развитию малого нефтяного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития системы налогообложения малых нефтяных компаний России»

Основные направления развития системы налогообложения малых нефтяных компаний России

Шейкин Артем Геннадьевич,

доцент кафедры экономики и управления предприятиями, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», udprf78@gmail.com Смирнова Наталья Владимировна, доцент кафедры организации и управления, ФГБОУ Во «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», natatsmir84@mail.ru

Согласно статистическим данным, вклад малого бизнеса в общие экономические показатели в России значительно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Для стимулирования деятельности малых компаний, на протяжении последних лет, были разработаны и успешно реализуются различные программы развития малого предпринимательства в России и регионах. Однако на данный момент времени, законодательно не закреплено понятие малой горной компании, в том числе нефтяной, отсутствуют законы, регламентирующие деятельность малых нефтяных компаний. Статья посвящена исследованию налогообложения малых нефтяных компаний, которое является одним из основных инструментов государственного регулирования недропользования.

Выявлены основные тенденции и проблемы налогообложения, среди которых можно выделить следующие: отсутствие налоговых стимулов для малых нефтяных компаний, разрабатывающих малые и мельчайшие, низкорентабельные месторождения, применяющих инновационные технологии; не дифференцированный подход к исчислению налоговых платежей в зависимости от стадии разработки месторождения; частые корректировки налогового режима; не учет при расчете налоговых платежей разную степень экспортной направленности компаний. На основе выявленных проблем предложены некоторые направления развития системы налогообложения малых нефтяных компаний России, к которым можно отнести следующие: разработка специального режима налогообложения, снижение налога на прибыль, в ряде случаев отмена, дифференциация или привязка налога на добычу полезных ископаемых к внутренним ценам. Данные предложения в некоторых случаях позволят снизить убыточность ряда добывающих проектов и будут способствовать развитию малого нефтяного бизнеса. Ключевые слова: нефтяная промышленность, малые нефтяные компании, государственный бюджет, налогообложение, стимулирование, регулирование, налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль, проблемы

Нефтяная промышленность России тесно связана с большинством отраслей народного хозяйства и является стратегически важным звеном в нефтегазовом комплексе. Нефтяная отрасль является наиболее конкурентоспособной отраслью экономики России с позиции интеграции страны в систему мировых экономических связей. Россия входит в первую десятку стран с крупнейшими запасами нефти, обеспечивает ежегодно около 10-12 % объемов мировой добычи и 8,5 % её экспорта [5].

Однако сырьевая база нефтяной промышленности характеризуется исчерпанием запасов качественной нефти, увеличением доли трудноизвлекаемых запасов нефти и мелких и мельчайших месторождений. Вместе с этим в развитии нефтяного комплекса наблюдается низкая активность в сфере проведения геологоразведочных работ, снижение добычи в районах традиционного промысла, рост капитальных и эксплуатационных затрат, снижение коэффициента излечения нефти, технологическая отсталость, импортозависимость, дефицит инфраструктуры восточных регионов страны, рост фонда бездействующих скважин [3].

Анализ организации нефтяной отрасли в промышленно развитых странах показал, что малые нефтяные компании (МНК) успешно осуществляют разработку небольших и малопродуктивных месторождений, остаточных и трудноизвлекаемых запасов нефти, содействуют вводу в действие простаивающих скважин, активному использованию передовых инновационных технологий [11,12].

Согласно конституции Российской Федерации, малое предпринимательство -это с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении различных видов ресурсов (материальных, энергетических, природных) и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой - это сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах предоставленных прав.

Однако, что касается нефтяного сектора, то, основной проблемой функционирования МНК в России является отсутствие в законодательстве определений и терминов, характеризующих МНБ, а именно:

- нет общепринятого понятия малой, средней, независимой нефтяной компании;

- не обозначены возможные виды их деятельности;

- не установлены критерии отнесения нефтяной компании к малой или средней.

Среди других проблем развития и функционирования МНБ в России можно выделить: отсутствие обоснованных налоговых льгот и преференций, а также льготной системы кредитования, ограниченный доступ к инфраструктуре, узость ресурсной базы, необходимость значительных капитальных вложений в утилизацию попутного нефтяного газа.

При этом эффективность функционирования МНК, во многом определяется системой налогообложения, принятой в той или иной стране. Под системой налогообложения понимается совокупность налогов и сборов, взимаемых согласно действующему законодательству в установленном порядке [7]. Основы действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в Ш0-1993 годы, когда был принят первый пакет законов РФ об отдельных видах налогов. Далее в 90-е годы были выявлены масштабные проблемы в системе существующего законодательства, что потребовало осуществления налоговой реформы. В результате, с 1 января 1999 года вступила в действие первая часть (общая) Налогового кодекса РФ, в которой были определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, ответственность за налоговые правонарушения, регламентирован процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила налогового контроля, введены в обращение необходимые определения и новые инструменты [6]. В 2000 году были приняты первые главы второй (специальной) части Налогового кодекса РФ, которая с тех пор постоянно изменяется и дополняется.

В современных условиях основная часть доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (НДС), налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на прибыль, а также

О £

Я

3

9 2

сч cJ

£

Б

а

2 ©

налога на доходы физических лиц. При этом, налоговые платежи, уплачиваемые за пользование недрами и эксплуатацию природных ресурсов, являются одним из основных источников формирования доходной части государственного бюджета страны [1].

К настоящему времени как в России, так и за рубежом, проведено большое количество исследований, посвященных проблемам налогообложения различных отраслей промышленности, научные и консалтинговые организации занимаются изучением современного состояния и тенденций развития налоговой политики стран [2, 4, 8]. Последнее время, правительство России выступает с различными инициативами изменения налогового законодательства, основными из которых являются:

- введение налога на добавленный доход (НДД);

- разработка законопроекта, который предусматривает ряд изменений, касающихся взимания налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенных тарифов для снижения налоговой нагрузки на добычу трудноизвлекаемых запасов нефти.

Вместе с тем, многие вопросы налогообложения требуют своего развития, в частности вопросы обоснования методов стимулирования МНК через систему налоговых преференций и льгот, еще недостаточно проработаны.

Таким образом, необходимо развитие налоговой системы России в сфере стимулирования деятельности мНб с целью сохранения и увеличения текущего объема добычи, обеспечение поступлений в государственный бюджет, развития инновационных технологий [9].

К настоящему времени в России в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Налоговая система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики.

Однако, несмотря на все принятые поправки и планируемые изменения, действующее налоговое законодательство требует дальнейшего совершенствования, так как обуславливает следующие проблемы развития и функционирования МНК:

1. Согласно российскому законодательству МНК могут применять следующие режимы налогообложения [6]:

- общий режим налогообложения;

- упрощенную систему налогообложения;

Таблица 1

Направления совершенствования системы налогообложения

МНК

11роблемы развития МНК Недостатки законодательства Предлагаемые мер 1.1 Цель предлагаемых мер

Невозможность Применения упрощенной системы налогообложения, патент ной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход Специальные режимы налогообложения разработаны для малого бизнеса и определенных видов деятельности и не могут применяться МНК Разработка специального режима налогообложения дтя МНК, п реду с м а тр и ва ющего изменение НДПИ, налога на прибыль Стимулирование развитие МНБ В целях повышения конкуренции в нефтяной промышленности, освоения низкорентабельны X месторождений, остаточных запасов нефти, бездей с тву ю щего фонда скважин

Эффективная ставка налога на прибыль больше, чем у ВИНК Возможность 11 ере рае п редел е н и я доходов и расходов между предприятиями, входящими в структуру ВИНК В некоторых случаях снижение налога на прибыль до 15,5%, не ограниченный по срокам перенос убытков на будущее Снижение налоговой нагрузки па МНК

Высокая налоговая нж-рузка в связи с ориентацией МНК на внутренний рынок Привязка НДПИ к экспортным г [снам Расчет ставки НДПИ для некоторых объектов исходя из внутренних цен

1 i ере! п а бел ьн ость освоения мелких и мельчайших местарожден и й нефти Недостаточ н ал дифференциация НДПИ Расчет ставки НДПИ исходя из внутренних цен, отмена НДПИ на поздней стадии разработки месторождения (80% вы работайности) Увеличение добычи нефти, пополнение бюджета

1 ^рентабельность освоения остаточных запасов нефти, введение в эксплуатацию бездействующего фонда скважин, повышение КИП Отсутствие стимулирую ицего подхода при освоении месторождения на разных стадиях Налоговые льготы по ПД1 [И ятя месторождений, находящихся на поздней стадии добычи, применение налога с доходов или с доходов минус расходы Более полное извлечение нефти и:з недр

Ограниченные ВОЗМОЖНОСТИ субъектов Российской Федерации в поддержке МНК Большинство налоговых отчислений поступает в федеральный бюджет (вея сумма НДПИ) Ввод нормативов отчислений по НДПИ в региональные бюджеты Распределение налогов между бюджетами

- патентную систему налогообложения;

- систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

При этом, в силу отсутствия законодательно установленного определения МНК, специфики ее деятельности, а также объемов получаемой выручки и величине основных фондов, МНК могут применять только общий режим налогообложения, что делает их не конкурентоспособными с ВИНК.

2. В рамках ВИНК функционируют предприятия всей технологической цепочки - от добычи нефти до реализации нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, ВИНК имеют возможность перераспределять свою прибыль, обеспечивая умеренное налогообложение наиболее прибыльного сектора - нефтедобычи. В связи с тем, что в структуре МНК отсутствуют нефтеперерабатывающие активы, МНК не могут манипулировать ценами и,

следовательно, при одинаковом порядке определения налоговой базы по налогу на прибыль, в реальности имеют эффективную ставку налога больше, чем ВИНК.

3. Согласно проведенному анализу, компании, реализующие только сырую нефть, имеет налоговую нагрузку большую, чем интегрированная компания с диверсифицированной структурой продаж. В связи с ориентацией МНК на внутренний рынок, нагрузка на МНБ является высокой.

4. Существующий порядок расчета и величина НДПИ значительно влияет на экономическое состояние МНК. Первоначальна, система налогообложения в России была не приспособлена для инвестиций в разработку месторождений на ранних стадиях освоения и в поддержание добычи на высоко выработанных месторождениях. В связи с этим, вскоре после введения НДПИ стали вводиться различные льготы: налоговые каникулы для удаленных регионов и понижающие коэффициенты к ставке НДПИ для выработанных месторождений, некоторые льготы для вязкой нефти, мелких месторождений, трудноизвлекаемых запасов (сверхвысоковязкие нефти, низкопроницаемые и сложные коллекторы, отдельные свиты), однако проблема дифференцированного налогообложения применительно к МНК до конца еще не решена.

5. Месторождения нераспределенного фонда недр относятся, в основном к мелким и мельчайшим месторождениям и являются нишей для развития МНБ. Освоение таких месторождений в большинстве случаев нерентабельно, в связи с высокой себестоимостью добычи 1 тонны нефти, а также отсутствием мощной материальной и технической базы, которую имеют крупные компании.

6. В настоящее время отмечается существенный прирост количества остаточных запасов нефти, бездействующего фона скважин, месторождения нераспределенного фонда недр относятся, в основном к мелким и мельчайшим. Разрабатывать данные запасы и месторождения МНК при данных условиях налогообложения не рентабельно.

7. Налоговая политика в нефтедобывающем секторе ориентирована на максимизацию поступления денежных средств в федеральный бюджет. Существующие правовые нормы не направлены на создание прочной финансовой основы для развития субъектов Российской Федерации, на территориях которых ведется добыча нефти [10]. Вместе с

этим, именно субъекты Российской Федерации могут оказать существенную поддержку МНК.

Направления совершенствования налогового законодательства.

В таблице 1 обобщены основные проблемы развития МНК, а также направления совершенствования налогового законодательства, стимулирующие деятельности МНК.

К основным направлениям совершенствования налогообложения МНК относятся следующие:

1. Целесообразным является разработать и принять поправки в "Налоговый кодекс Российской Федерации", а также в ряд других нормативно-правовых актов. Для МНК необходимо разработать специальный режим налогообложения, предусматривающий изменение НДПИ, налога на прибыль и т.д.

2. Предлагается снижение налога на прибыль до 15,5% в некоторых случаях, не ограниченный по срокам перенос убытков на будущее, а также снижение ставок НДПИ.

3. Целесообразным является привязать НДПИ к внутренним (справочным) ценам для нефти, реализуемой на внутреннем рынке для определенных месторождений, так как привязка НДПИ к мировым ценам на нефть негативно сказывается на доходах мНк, в связи с чем МНК уплачивает налог с отсутствующего дохода, заложенного в НДПИ, который получают ВИНК.

Применять коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц) к базовой ставке НДПИ целесообразно к экспортируемой нефти. При этом, с точки администрирования, это возможно с помощью отслеживания направления товарных потоков по добытой нефти, так как транспортная инфраструктура принадлежит государственной компании ОАО «Транснефть». Для МНК необходимым станет подавать сведения об экспортируемом сырье для обоснования применения ставки НДПИ без увеличения коэффициентом Кц.

4. Следует отменить НДПИ для малых компаний нефтяной отрасли, осуществляющих добычу из мелких и мельчайших месторождений, выработанных на 80% и более.

5. Мерой поддержки МНК могло бы стать введение налогового режима, регулирующего вопросы освоения трудно извлекаемых и остаточных запасов нефти. Предлагается отменить уплату НДПИ, налога на прибыль, налога на имущества организаций. Объектом налогообложе-

ния могут стать "доходы" (ставка 15%) или "доходы, уменьшенные на величину расходов" (ставка 30%) для некоторых объектов.

Литература

1. Алешин В.В. Экономический механизм в сфере физической культуры и спорта в условиях перехода к рынку: Дис. док. экон. наук: 08.00.05: Москва.200о.

2. Баранов В.Н., Шустин Б.Н. Обзор тематики диссертаций в сфере физической культуры, спорта и туризма, защищенных в 2009 году // Вестник спортивной науки - 2010 №2 - с. 38

3. Кудинова В.А. Комплексная оценка показателей развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на региональном уровне // Научно-теоретический журнал «Ученые записки» 2008 №12(46) - с. 31-34

4. Кузьменко Г.Н. Управление физической культурой и спортом в муниципальном образовании на основе построения прогнозных моделей (на примере Омсукчанского района Магаданской области): автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Хабаровск, 2008. - 12 с.

5. Семирханов Б.Р. Модель повышения конкурентоспособности высших учебных заведений на основе развития услуг физической культуры и спорта. // Инновации и инвестиции. 2015. №11. с. 118-122

6. Витун В.Г., Витун Е.В., Глазина Т.А. Анализ уровня физической и функциональной подготовленности студентов в процессе физического воспитания в вузе // Инновации и инвестиции. 2014. №9. с. 91-94

Main directions of development of system of the taxation of the small oil companies of Russia Sheykin A.G., Smirnova N.V.

St. Petersburg state economic university

According to statistics, the contribution of small business in the overall economic performance in Russia is much lower than in most not only developed but also developing countries. To stimulate the activity of small companies in recent years, it has been developed and successfully implemented various programs of small business development in Russia and in the regions. However, at present time, it is not legally performed the concept of small mining companies, there are no laws regulating the activity of small oil companies. The article investigates the taxation of small oil companies, which is one of the main instruments of subsoil use state regulation. The basic trends and tax issues have

О

3

В

3

2

been revealed, among which are the following: lack of tax incentives for small oil companies developing small and tiny, low-profit fields, applying innovative technologies; not differentiated approach to the tax payment calculations, depending on the stage of field development; frequent adjustments of the tax regime; various degrees of export-oriented companies does not account in tax payments. On the basis of the identified problems it has been suggested some directions of the taxation system development of small oil companies in Russia, which include the following: the development of a special tax regime, reduction of income tax, in some cases, differentiation or cancellation of mineral extraction tax to internal prices. These proposals can reduce the number of loss-making mining projects and will contribute to the

development of small oil business.

Key words: oil industry, small oil companies, state budget, taxation, incentives, regulation, mineral extraction tax, income tax, the problem

References

1. Aleshin V.V. Economic mechanism in

the field of physical culture and sports in conditions of transition to the market: Dis .... kand. doc. econ. Sciences: 08.00.05: Moscow.2000.

2. Baranov VN, Shustin BN Survey of

subjects of dissertations in the field of physical culture, sports and tourism, protected in 2009 // Vestnik sportivnoy nauki - 2010 №2 - p. 38

3. Kudinova V.A. Comprehensive assessment of indicators of the development of physical culture and sports in the Russian Federation at the regional level // Scientific and theoretical journal «Uchenye zapiski» 2008 №12 (46) - p. 31-34

4. Kuzmenko G.N. Management of physical culture and sports in the municipality on the basis of the construction of forecast models (on the example of the Omsukchan district of the Magadan region): the author's abstract. dis. ... cand. ped. sciences. - Khabarovsk, 2008. - 12 p.

5. Semirkhanov B.R. The model of increasing the competitiveness of higher education institutions on the basis of the development of the services of physical culture and sports. // Innovations and investments. 2015. № 11. c. 118122

6. Vitun VG, Vitun EV, Glazina TA Analysis

of the level of physical and functional preparedness of students in the process of physical education in the university // Innovations and investments. 2014. № 9. c. 91-94

СЧ

cJ £

Б

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.