ПРОБЛЕМЫ НЕФТЕДОБЫЧИ, НЕФТЕХИМИИ, НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ
УДК 338.45
А. М. Хисматуллина, Д. В. Осипов
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Ключевые слова: нефтяной комплекс, малые нефтяные компании, остаточные запасы углеводородного сырья, государственная поддержка, налоговые послабления, совершенствование сектора нефтедобычи.
В условиях, когда добыча нефти в Республике Татарстан сокращается, важное значение приобретает развитие и поддержка малых нефтяных компаний. Во всем мире эксплуатацией небольших месторождений занимаются малые нефтяные компании. Их деятельность связана с более низкими издержками. Идеальный вариант для развития малых предприятий нефтедобывающей отрасли - это закон, регулирующий все сферы правоотношений в отрасли, в том числе вопросы освоения трудноизвлекаемых и остаточных запасов углеводородного сырья.
Keywords: the oil complex, small oil companies, remaining spares hydrocarbon cheese, state support, tax indulgences,
the improvement of the oil sector.
In condition, when mining of oils in Tatarstan Republic grows shorter, it is important to development and support small oil companies. All over the world usage of small spares cheese concerns with the small oil companies. Their activity is connected with more low expenseses. The Ideal variant for development small enterprise oil branches - a law, that will regulate all spheres relations of the right in branches, including questions of the mastering remaining spare hydrocarbon cheese.
Нефтяной комплекс является базовым сектором экономики России, играющим ведущую роль в формировании доходов государственного бюджета и торгового баланса страны. Проблема создания конкурентной среды в нефтяном секторе приобретает особую остроту в связи со стремительным ухудшением структуры и состава сырьевой базы. Открытыми для конкуренции являются в основном только слабо освоенные территории, где преобладают мелкие месторождения с трудно извлекаемыми запасами и неразвитой инфраструктурой. Освоение такого класса месторождений и нефтеносных площадей связано с крупными затратами и высоким финансовым риском. По мере исчерпания лучших месторождений и перехода к все более сложным и более выработанным объектам постепенно утрачивается эффект экономии масштаба. По мере эксплуатации гигантских и крупных месторождений структура и качество остаточных запасов стремительно ухудшаются, снижаются объемы добычи нефти, суточная производительность скважин, возрастает обводненность залежей, ухудшается экология территорий нефтегазовых разработок. Добыча нефти в рамках ВИНК (вертикально-интегрированных нефтяных компаний) составляет порядка 90% всей добычи нефти в стране, для которых освоение мелких месторождений и разработка трудноизвлекаемых запасов экономически малопривлекательны. В тоже время темпы прироста добычи нефти в 2005-2007 гг. существенно снизились. Если в 2002 -2004 гг. они составляли 8,9-11% в год, то 2006-2008 гг. составили лишь 2,1%. Это является признаком исчерпания резервов быстрого увеличения производства за счет интенсификации разработки действующих месторождение и свидетельствует о необходимости активного освоения новых нефтяных площадей. Здесь, на помощь сектору нефтедобычи пришли малые нефтяные компании (МНК), задача которых «доработать» нефтяные месторождения, большинство из которых открыты около трех десятилетий назад, за счет наращивания работающего фонда скважин.
Создание таких нефтяных компаний способствовало появлению и внедрению инновационных технологий, новых методов увеличения нефтеотдачи и стимулирования добычи. Постоянно появляющиеся новые технологии позволяют добирать остатки нефти в старых месторождениях. При «заморозке» и «разморозке» скважин 30 - 40% нефти остается в земле. В условиях сокращения добычи нефти в России необходимо сохранить МНК.
Важность МНК состоит в следующем — минерально-сырьевая база нефтедобывающей промышленности России на 75 процентов представлена мелкими и мельчайшими месторождениями с извлекаемыми запасами менее 10 млн тонн, на которые приходится 14% балансовых запасов. Мелкие месторождения, запасы сырья которых не интересуют крупные компании в силу своих природных проблем - малые площади (не более 3 скважин), высокосернистая нефть, малодебитны - это поле деятельности МНК.
Во всем мире эксплуатацией небольших месторождений занимаются МНК, которые создают и применяют новые технологии повышения нефтедобычи. Их деятельность связана с более низкими издержками, так как внутрикорпоративная бюрократия сведена к минимуму. Этот процесс организации производства на сегодняшний день является наиболее актуальным, так как только 30% запасов нефти относится к категории активных.
Всего в России работает около 150 малых нефтегазовых компаний, действующих в 23 субъектах РФ (таблица 1). Они добывают 401 тысячу баррелей в сутки и способствуют пополнению бюджетов субъектов Российской Федерации (за 1996 - 2008 гг. внесено около 8 млрд. долл.). Государству нужны и крупный бизнес как основа добывающего потенциала страны, и малые нефтяные компании как резерв роста добычи углеводородного сырья.
Таблица 1 - Классификация МНК по регионам РФ (на начало 2009 года)
Регион Количество компаний Добыча, тысяч тонн
ХМАО-Югра 14 7760
Республика Татарстан 38 5825
Республика Коми 18 3520
Самарская область 7 2130
Томская область 9 1659
Ямало-Ненецкий АО 6 934
Оренбургская область 16 912
Саратовская область 6 345
Иркутская область 2 293
Республика Саха (Якутия) 5 162
Удмуртская Республика 4 139
Республика Калмыкия 3 96
Пермский край 6 83
Республика Ингушетия 1 58
Красноярский край 3 53
Мурманская область 1 30
Волгоградская область 1 27
Калининградская область 1 23
Прочие 7 25
Всего 148 24074
Создание и дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли Республики Татарстан стало возможно благодаря Указу Президента РТ от 12 февраля 1997 года "О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан". В соответствии с этим указом были введены налоговые льготы, созданы новые нефтедобывающие компании, которым были переданы в разработку малые месторождения, в том числе и не осваиваемые ОАО "Татнефть".
Активному развитию МНК в республике способствовала планомерная и целевая экономическая поддержка правительства. В 1996 году для всех нефтяных компаний вводилось льготное налогообложение на нефть, добытую в пределах государственного задания из малодебетных скважин, скважин с применением методов повышения нефтеотдачи. Некоторые малые нефтяные компании освобождались от уплаты налога на недра и налога на прибыль в части отчислений в республиканский бюджет. Благоприятный налоговый режим способствовал интенсивному росту экономического и производственного потенциала исключительно всех малых нефтяных компаний. За счет этих мер, республика смогла увеличить рост нефтедобычи, который продолжается, несмотря на отмену налоговых послаблений, с 2001 года. Так, уровень добычи в 2004 году - с 23,6 млн.тонн возрос к итогу 2010 года до 32,5 млн.тонн нефти. Динамика добычи нефти малыми нефтяными компаниями в России представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика добычи нефти малыми нефтяными компаниями в России
Период Доля в общем объеме добычи, % Добыто МНК, миллионов тонн
1998 год 5,5 1,73
2000 год 13,8 4,3
2004 год 15 4,8
2005 год 16,6 5,2
2009 год 20,9 6,7
Образовавшаяся тенденция могла бы послужить стимулом для государства, а для МНК это, в свою очередь, возможность направить активы на расширение технологической базы, тем более, что рост добычи крупных игроков сокращается. Однако этому есть вполне убедительное объяснение - государство не собирается отпускать от себя такие привлекательные поступления в бюджет.
Затем, к сожалению, в рамках приведения «в соответствие с федеральными законами», эти послабления были отменены. Из-за этого, в частности, оказался фактически свернут уникальный эксперимент по вовлечению МНК в разработку небольших низкопродуктивных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.
В результате введения льгот, государство недополучило налогов в размере 2971 млн.рублей. Однако, дополнительные поступления в казну за счет роста добычи составили 5 млрд.рублей ( каждый рубль льгот принес бюджету 1,7 рубля доходов).
Сегодня на территории республики Татарстан добычу нефти осуществляют 38 малых нефтедобывающих компаний, годовая добыча которых варьируется от 7,4 до 820 тыс. тонн. В 2009 году они добыли порядка 6,7 млн тонн нефти, что составило 20,9 процентов от общего объема добычи в регионе. Именно МНК дают основной прирост добычи в РТ. Так, в 2008 году объем добычи составил 325 тыс. тонн, где на долю МНК пришлось 92%. В целом за 10 лет МНК Татарстана увеличили объем добычи более чем в 8,5 раза.
В структуре экономического развития страны и региона значимость МНК бесспорно высока за счет:
- увеличения налоговых отчислений нефтяным сектором;
- роста добычи сырья нефтедобывающей отраслью;
- развития кластера малого и среднего бизнеса в нефтедобыче;
- развития инновационных технологий по добыче трудноизвлекаемых запасов;
- роста занятости населения в регионах;
- повышения социальной значимости регионов с развитой структурой МНК.
Основным приоритетом экономического и социального благополучия региона
является качество малых нефтяных компаний, которое характеризуется:
- высоким удельным весом МНК в отрасли. В их владении находится около 21% нефти от общих запасов РТ;
- большей мобильностью малой фирмы в части недропользования, так как она не обременена управленческим аппаратом, имеет больше возможностей оперативно внедрять инновации, вводить в работу простаивающие скважины и эффективнее использовать минерально-сырьевую базу;
- развитием здоровой конкуренции, появлением на рынке частных нефтяных компаний;
- участие МНК в отрасли способствует расконсервированию большого количества скважин, обустраиванию нерентабельных, наращиванию объемов добычи нефти.
Наряду с преимуществами развития «малышей» в отрасли, отмечается большое количество недостатков. Однако недостатки все больше направлены на сами МНК, то есть на их благополучное развитие.
Выделяя из большого спектра проблем, с которыми сталкиваются МНК, отметим наиболее острые, решение которых на протяжении уже целого десятилетия они терпеливо ждут.
Истощение запасов - это объективный фактор, поэтому потребность в МНК будет возрастать. С точки зрения государства было бы целесообразно защитить предприятия, которые занимаются доработкой скважин. МНК наряду с крупными компаниями имеют единую ставку налогообложения и экспортной пошлины. С 2004 года, правительство привязало ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и экспортной пошлины к мировым ценам на нефть, они в среднем составляют 70% от общего объема затрат, или 84% от налоговых выплат. Так, государство забирает до 90% прибыли предприятий, и им не хватает средств даже на поддержание добычи, не говоря о ее росте. Если в 2002 году налоговая нагрузка на нефтеперерабатывающие компании составляла 40%, то к 2008 году она выросла до 78%. Существующая налоговая нагрузка тяжела даже для государственных компаний. Тем не менее снижение налога позволит сократить операционные затраты нефтяников и увеличить рентабельность на 1 - 2%.
МНК просят у государства дифференцированный подход к ставке налогообложения в зависимости от состояния нефтяной скважины и ее запасов. Компания, работающая на этом объекте, наделялась бы конкретными налоговыми обязательствами. Их губят налоги - налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина на нефть. Известно, что основной принцип мировой практики налогообложения добычи полезных ископаемых - это гибкость системы, максимальное извлечение сырья из недр, а не максимальное пополнение государственного бюджета, характерное для нашей станы.
Основу финансовой устойчивости большинства малых компаний составляет оборачиваемость собственного капитала и проведение капитальных вложений за счет собственных источников, снижение прибыльности предприятий из-за потери налоговых льгот в сочетании с постоянной угрозой снижения цены на нефть могут стать причиной торможения дальнейшего развития МНК.
В 2007 году уровень капиталовложений на тонну добычи нефти составлял 1280 руб. с общим увеличением капиталовложений на 8,5 % против 2006 года. Основная часть капиталовложений компаний направляется на эксплуатационное и разведочное бурение. Разведанные запасы нефти в Татарстане составляют порядка 1 млрд. тонн.
Особенно эта проблема актуальна для Татарстана, где в настоящее время важнейшим источником нефтедобычи является трудноизвлекаемая нефть. Сегодня на балансе республики находится 196 нефтяных месторождений, большая часть которых (72,3%) относится к категории мелких.
Еще одной характерной особенностью российского нефтяного сектора, препятствующей развитию малого бизнеса, является отсутствие конкурентного рынка сервисных и вспомогательных работ и услуг. Проблема в том, что вся производственная инфраструктура в регионах сосредоточена у крупных нефтяных компаний.
Успешная деятельность МНК в РТ возможна благодаря хорошим отношениям с местным гигантом - ОАО “ Татнефть”. Компании республики не только добывают нефть и продают ее в сыром виде ОАО “Татнефть”, но и желают самостоятельно транспортировать ее до конечного потребителя. Но уровень рентабельности не позволяют им это осуществить. Малые нефтяные компании являются монотоварными производителями, поэтому проблемы сбыта продукции всегда определяют их финансово-экономическое состояние. МНК должны получить возможность участвовать во всей технологической цепочке и получать свою часть дохода от конечных операций.
Проблема транспортировки сырья насущна для большинства МНК, поскольку у малого бизнеса отсутствуют средства на создание инфраструктуры, кроме того, более крупные компании готовы поглотить их. Кроме того, отсутствие независимых трубопроводов и НПЗ делает их экономически зависимыми от более крупных коллег.
Путь развития у малых компаний в этом направлении только один и он не связан с перекачкой добытых углеводородов в общую транспортную систему. Перспектива -самостоятельная переработка нефти и реализация продуктов переработки конечным потребителям. Решить перспективные задачи помогут мини-НПЗ и реализация продуктов нефтепереработки на автозаправочных станциях и конечным потребителям, тем более что некоторые МНК становятся все более самостоятельными и ежегодно увеличивают добычу сырья.
На территории республики Татарстан проблема переработки сырья решена путем строительства в Нижнекамске НПЗ (ТАНЕКО) для малых компаний, мощность которых будет составлять 12 млн.тонн. Этот завод станет принимать сырье от местных «малышей» и будет ориентирован на переработку тяжелой карбоновой нефти и природных битумов.
Однако большое количество сил МНК приходится тратить на преодолении административных барьеров.
В современных российских условиях, учитывая реальные возможности налогового администрирования, наиболее предпочтительным подходом представляется применение территориальных понижающих коэффициентов к ставке НДПИ в течение всего периода разработки месторождений. В перспективе, после создания необходимых предпосылок, целесообразен переход к более совершенным формам налогообложения, основанным на показателях получаемого дохода и учитывающим реальные затраты на разработку конкретных участков недр.
Идеальный вариант для развития малых и средних предприятий нефтедобывающей отрасли - это собственный закон, регулирующий все сферы правоотношений в отрасли, в том числе и вопросы освоения трудноизвлекаемых и остаточных запасов углеводородного сырья, применения методов увеличения нефтеотдачи, интенсификации разработки и стимуляции скважин.
Основными предпосылками совершенствования сектора нефтедобычи как участника сферы малого и среднего бизнеса можно считать:
- урегулирование правового положения (статуса) малых и средних компаний;
- внесение изменений в налоговое законодательство, стимулирующее деятельность мелких и средних предприятий;
- введение закона, регулирующего использование малыми компаниями
производственно-технологической инфраструктуры, доставшейся крупным компаниям в процессе приватизации;
- стимулирование добывающих организаций к воспроизводству минерально-сырьевой
базы;
- отмена налога на добычу полезных ископаемых для малых и средних компаний нефтяной отрасли;
- применение дифференцированного НДПИ.
Таким образом, необходим комплексный подход к решению выявленных проблем. Только в этом случае можно ликвидировать высокую степень монополизации рынка и обеспечить условия для формирования эффективной конкурентной среды в нефтяном секторе.
Литература
1. Даниленко, М. Реформа осталась на бумаге / М. Даниленко // Нефть России. - 2009. - № 9. -С. 14-16.
2. Иванов, П. Проект закона о нефти / П. Иванов // Мировая экономика и международные отношения. -2010. - № 3. - С. 23-26.
3. Силкин, В. Формирование конкурентной среды в российском нефтяном секторе: нерешенные проблемы и основные тенденции / В. Силкин // Финансы и кредит. - 2009. - №19. - С. 39-42.
4. Бобылев, Ю. Насколько устойчива нефтедобыча? / Ю. Бобылев // Нефть России. - 2008. - № 5. -С. 21-24.
5. Комарова, Н. Размер должен иметь значение / Н. Комарова // Нефть России. - 2009. №9. - С. 21-24.
6. Чичиков, И.В. Оперативное управление реализацией стратегии розничного бизнеса ОАО «Татнефть» / И.В. Чичиков // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №1.
© А. М. Хисматуллина - канд. экон. наук, доц. каф. экономики и управления НХТИ КГТУ, [email protected]; Д. В. Осипов - канд. экон. наук, зав. каф. экономики и социальных дисциплин Бугульминского филиала КГТУ, [email protected].