Другим обследованием, важным для сбора информации, отвечающей требованиям совершенствования сельскохозяйственной и сельской статистики, являются обследования рабочей силы. Эти обследования позволяют не только получить информацию о занятости и безработице, но и о проработанном времени, типе работы, экономической деятельности, образовании, специальной подготовке и доходах и пр. Единицами наблюдения являются физические лица и хозяйствующие субъекты, включая хозяйства семейного типа.
Обследования рабочей силы служат источником подробной информации о рынках рабочей силы как на уровне отрасли в целом, так и в территориальном разрезе. Такая категория как сезонные рабочие представляет собой еще один аспект занятости, который является важным для сельскохозяйственной статистики. При этом для отслеживания сезонных колебаний занятости обследования рабочей силы должны проводиться ежеквартально и даже ежемесячно.
Обследования рабочей силы представляют собой фактически единственный вид обследований, в ходе которых выявляется наличие другой работы (например, фермеры, у которых есть работа вне хозяйства), собираются сведения о занятости, неполной занятости и безработице за прошедший год, что помогает охарактеризовать условия занятости, особенно на сельских территориях. Все это говорит в пользу расширения практики этих обследований в статистическом наблюдении в отношении социальных аспектов развития сельского хозяйства и сельских территорий и использования их результатов в купе с результатами других обследований, или как дополнение к ним.
Следует отметить, что в последнее время международные организации (ЕС, Всемирный банк, ФАО ООН) придают большое значение
данным, характеризующим социально-экономическое развитие сельских территорий, уровень жизни и качество проживания сельского населения. Так, информация об инфраструктуре и доступе к услугам сельского домохозяйства позволяет разработать проекты экономического развития сельских территорий, данные о наличии/отсутствии локальных рынков могут быть использованы для оценки продовольственного обеспечения. В свою очередь, эти и другие сведения могут иллюстрировать отсутствие перспектив развития того или иного сельского поселения.
В отношении инфраструктуры сельских территорий в мировой практике, прежде всего, рассматриваются их инженерное обустройство: дороги, железные дороги и связь (площади, обеспеченные дорогами в км/железными дорогами в км/связью). Однако, по нашему мнению, более информативными были бы сведения о числе сельских населенных пунктов, имеющих регулярное сообщение и связь с административными центрами.
Необходимость сбора этой информации подчеркнута в разработках ФАО, посвященных программе всемирных сельскохозяйственных переписей как 2010 г., так и следующего 2020 раунда. Странам рекомендован сбор сведений о минимальных страновых стандартах инфраструктурного обустройства сельских поселений низового административно-территориального уровня, обеспечивающего доступ сельских домохозяйств к рынкам сбыта и услугам. Информация формируется по следующим компонентам: географическое положение сельского поселения/населенного пункта (деревни); характеристики социально-экономических условий; инфраструктурное обустройство (с точки зрения обеспечения жизнедеятельности и экономической деятельности домохозяйства); наличие программ сельского развития.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Маркина Е.Д. ст. науч. сотр. ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт
экономики и нормативов»
В Концепции устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации до 2020 г. дается определение понятию сельской территории:
«Сельские территории» - территории за границами городов, включающие территории сельских населенных пунктов и межселенные территории. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией
сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [1].
Однако, на наш взгляд, это определение носит общий характер. Наиболее полное опре-
деление возможно представить следующим: «Сельские территории - это территории с сельским населением, проживающие за границами городов (села, деревни, станицы, поселки, кишлаки, аулы, хутора и др.), представляющие собой экономическую, социальную и экологическую подсистему, которая выполняет многообразные народнохозяйственные функции».
Рассматривая структуру и формы сельских территорий, важным моментом является то, что каждый структурный элемент сельских территорий входит в определенную составляющую, а именно:
а)социальную;
б) экономическую;
в) экологическую.
Социальная составляющая включает -население и соответствующую социальную инфраструктуру. Экономическая составляющая включает все элементы производственного процесса, в том числе: производственные и хозяйственные аспекты деятельности
Экологическая составляющая способствует сохранению окружающей среды, земли, ее недр, воздушного и водного баланса
Современные формы функционирования сельских территорий предполагают, прежде всего, развитие сельского хозяйства, в том числе растениеводства и животноводства. Не менее важным является аспект сохранения и приумножения рыбных запасов и морепродуктов.
Однако, по данным статистики около половины регионов России - 48% обладают неблагоприятными условиями развития сельской территории и в том числе социальной сферы. Сельские местности в России занимают всего 18% от общей территории, в то же время на этих территориях находятся 65% сельского населения и производится столько же продуктов питания. Отрицательные последствия рыночных преобразований последних лет подвергли сельское население и территории в негативное состояние [2].
Однако, несмотря на актуальность социальных вопросов на сельской территории, исследование проблемы развития сельских территорий только лишь через призму социального развития становится не возможным, так как в сельских регионах необходимо получение прибыли от производственной деятельности, что способствует устойчивому развитию сельской местности.
При систематизация форм развития сельских территорий необходимо иметь ввиду что на сельских территориях имеются многие раз-
личные субъективные факторы, в том числе: различная деятельность субъектов хозяйствования, различные условия жизнеобеспечения сельских жителей, состояние государственной и местной власти и многое другое.
Основная форма развития сельской местности основана на производственной сельскохозяйственной отрасли в которой выделены следующие типы: развитие и СХО, и К(Ф)Х, и ЛПХ; развитие только СХО; развитие СХО и ЛПХ, или К(Ф)Х и ЛПХ .
Другим формам развития сельских территорий важна деятельность других отраслей экономики, а именно: развитие промышленности, строительства и сельского туризма, транспортной инфраструктуры, образовательных учреждений и др.
При этом каждый тип данной формы имеет свои отличия, которые проявляются в сочетании различных видов отраслей экономики и организационных форм хозяйствования. Это способствует увеличению собираемости налогов и бюджетную обеспеченность территории, что в свою очередь увеличивает занятость и повышает жизненный уровень сельского населения.
Таким образом, основные формы развития сельских территорий на основе диверсификации сельской экономики следующие:
- развитие сельскохозяйственной отрасли с различным сочетанием форм хозяйствования, в которой выделены следующие типы: развитие и СХО, и К(Ф)Х, и ЛПХ; развитие только СХО; развитие СХО и ЛПХ, или К(Ф)Х и ЛПХ
- развитие промышленности, в т.ч. перерабатывающей и добывающей;
- строительства, в том числе памятники культуры;
- сельского туризма;
производство строительных материалов и других видов промышленной продукции из местного сырья;
- народные промыслы и ремесленное производство;
- социально-бытовое обеспечение;
- сервис;
- транспортная инфраструктура;
- для закрепления молодежи на селе возможно создание филиалов среднетехнических образовательных учреждений. Молодые люди на месте смогут получить диплом -сварщика, строителя, повара, парикмахера, швеи и др. и др. На рисунке 5 представлены основные формы развития сельских территорий на основе диверсификации сельской экономики.
На примере Ростовской области рассмотрим отдельные формы развития сельских территорий. Одним из важнейших ресурсов развития сельских территорий является -сельский туризм. Ростовская область является преимущественно казачьим краем. Здесь переплелись вековые традиции казаков юга России - Дона, Терека, Кубани и Запорожья. Казачье прошлое, традиции, уклад жизни, культура способствовали созданию казаков - совершенно самобытного народа, пропитали их особым духовным началом, которое уничтожить трудно. Где бы ни были потомственные казаки, они везде крепко держатся своих устоев.
Один из ярких примеров сельского туризма с уклоном на этнографический материал представлен в станице Старочерка-ской Ростовской области.
В станице имеется туристско-экскурсионный этнографический центр который оказывает комплекс услуг, включающих музейный, экскурсионный, ремесленный, торговый и развлекательно-этнографический компонент. К услугам посетителей - театрализованные представления фольклорной группы, отражающие самобытность казачества, их обряды и обычаи.
На заповедной территории станицы Старочеркасской расположено около 100 памятников истории и культуры ХУШ-Х1Х веков. И первым среди этих памятников является войсковой Воскресенский собор, построенный на болотистом черкасском майдане. Он был заложен по инициативе Петра I и при его личном
участии. Царь Петр I заложил в алтарную часть собора несколько кирпичей. История Воскресенского собора неразрывно связана с именем атамана голытьбы Степана Разина.
На территории Ростовская область сконцентрирована значительная часть памятников истории, архитектуры и культуры (например, Танаис), хорошо сохранились обычаи и обряды, оригинальный фольклор, художественные промыслы, что также повышает туристический интерес и выступает значительным ресурсом для развития сельских территорий.
Станицу Старочеркаскую посещают делегации не только со всех уголков России, но и иностранцы. Гостями этнографического центра были туристы из Англии, Германии, Италии и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что казачий агротуризм имеет большое будущее в Ростовской области, на это указывает огромный потенциал области, который составляют территория, культурное и историческое наследие. Развитие агротуризма влечет за собой развитие образовательной сферы. Для обслуживания туристов необходимы люди таких профессий как повара, парикмахеры, служащие гостиниц и др., которых необходимо готовить по высшему западному разряду.
Для эффективного развития сельских территорий в Ростовской области большое значение имеет восстановление речного транспорта.
До 1979 г. по маршруту Ростов-на-Дону - Пролетарск по реке «Дон» ходило полуглиссирующий пассажирский теплоход «Заря», затем рейс был сокращен до хутора Дальний, а 1992 г. этот рейс был вообще отменен. В итоге без надежного транспортного сообщения остались ряд населенных пунктов Веселовского и Пролетарского районов.
Предполагается возродить рейс по маршруту Ростов-на-Дону - Пролетарск (с заходом в х. Арпачин, х. Веселый, х. Хирный, х. Дальний) протяженностью 190 км, время в пути 1 час 20 минут ( для сравнения время автобусного рейса 4 часа). Учитывая рост скорости, можно увеличить стоимость билета до 300 руб. (стоимость автобусного билета - 250 руб.).
Наиболее эффеткивным видом водного транспорта является использование экрано-планов. Экраноплан типа «Иволга» — это все-сезонное высокоэкономичное многофункциональное транспортное средство, предназначенное для грузовых и пассажирских перевозок в прибрежных акваториях и на внутренних водоемах, в том числе покрытых льдом, а также на суше в условиях бездорожья и снежного покрова. [3]
Экраноплан «Иволга» ЭК-12 по классификации Международной морской организации (1МО) соответствует типу «В» и обладает уникальной возможностью использовать несколько режимов движения: полет, глиссирование, плавание, скольжение по льду и снегу, а также самостоятельно осуществлять спуск на воду и выход на берег (уклон 1:10). При этом обеспечивается скорость до 220 км/час и высокая маневренность
Размышляя о перспективах экранопла-нов, нужно исходить из ТРиЗ - теории решения изобретательских задач Альтшулера, утверждающего, что эффективный вариант развития каждой системы - это ее исчезновение при полном исполнении всех функций. «Самая лучшая дорога - эта, которой нет, а грузы и люди доставляются по кратчайшему пути с минимальными затратами времени и энер-гии»[3]. Кстати, также считает ФСА - функционально-стоимостной анализ: возможно лишь те функции, которые при достижении цели преподносят максимальную полезную отдачу при самых минимальных затратах. В отношении развития сельских территорий эф-
фективное развитие водного транспорта (экра-нопланов) представляет собой следующее: [4]
- транспорт должен иметь максимальную «проникающую способность» и следовательно минимальную потребность в инженерном обустройстве территории;
- экранопланы обеспечивают минимизацию потребности в дорогах, мостах, причалах, аэродромах;
- способность бесконтактного характера движения, не оказывает существенного влияния на окружающую среду;
- обеспечение резкого прироста эффективности с использованием оптимального природного эффекта, который заключается в «крейсерском» режиме движения;
- экранопланы представляют собой довольно недорогое строительство (но не конструирования!), и не требуют особой квалификации обслуживания;
- обеспечивают незначительный риск возникновения катастроф и аварийных ситуаций;
- обеспечивают максимальный доступ на сельские территории.
Источники
1. Концепции устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации до 2020 года утверждена распоряжением Правительства
2. Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р
3. Зайцева О.О. СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ТИПОЛОГИИ // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-2. - С. 416-420;
4. URL:
www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article &article_id=10000735 (дата обращения: 25.06.2015).
3. Формирование механизма развития сельской инфраструктуры. С.Ю. Маркин и др. Монография ГНУ ВННИИ экономики и нормативов 2010
5. Маркин С.Ю., Маркина Е.Д., Маркин Л.С. Проект возрождения движения водного пассажирского транспорта на базе экранолета ЭК-12 «Иволга» в Пролетарском районе Ростовской области// Перспективные направления устойчивого развития сельских территорий в условиях ВТО и импортозамещения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 11 сент. 2014 г.) / Рос. акад. с.-х. наук. Сиб. регион. отд