Научная статья на тему 'Комплексное развитие удаленных сельских территорий'

Комплексное развитие удаленных сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
277
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексное развитие удаленных сельских территорий»

- формирование стратегических партнерств, способствующих развитию интересов различных групп сельского населения;

- продвижение бренда «Сельская Канада -место для достойной жизни».

Для реализации этих приоритетных направлений было создано Партнерство по развитию сельской Канады (Canadian Rural Partnership) (далее Партнерство), секретариат которого расположился в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Канады. В 2000 г. в правительстве появился специальный пост Государственного секретаря по развитию села.

С 1998 г. по 2008 г. Партнерство оказало содействие в реализации многочисленных проектов, предназначенных для устойчивого развития села, а также отдаленных и северных территорий Канады. В частности, были разработаны и использованы в ряде регионов страны различные модели развития поселений (Например, в Квебеке в рамках модели «Reseau Migration - Foire des Villages» отрабатывалась схема, позволяющая привлекать в сельскую местность городских жителей). В 2006 г. была создана информационная база поселений - Community Information Database (CID), предоставляющая экономическую и демографическую информацию по всем регионам Канады. Финансирование проектов осуществлялось на долевой основе с местными властями. В 2009 г. правительство объявило о продолжении деятельности Партнерства, выделив для этого до марта 2013 г. 45,6 млн кан. долл. В настоящее время предпочтение отдается проектам, которые:

оказывают воздействие на развитие поселений (сельских поселений и поселений северных территорий), население которых занято в ресурсных отраслях (лесное и сельское хозяйство, рыболовство, горная добыча, энергетика);

имеют мультисекторальный характер и охватывают по своему действию несколько поселений;

поддерживают передачу и адаптацию новых технологий для развития поселений.

Довольно успешным инструментом для развития бизнес среды в сельских поселениях является программа правительства «Community Futures Program». В рамках программы по всей территории Канады функционируют более 250 корпораций по развитию бизнеса (Community Futures Development Corporations and Community Business Development Corporations), предоставляющие различные услуги, включая предоставление кредитов на открытие малого бизнеса, техническую и информационную поддержку, образовательный элемент.

Вопросы развития сельской местности нашли отражение в предвыборных платформах ведущих политических партий Канады (выборы будут проходить в мае 2011 г.). Так, либеральная партия Канады ставит своей целью к 2012 г. достичь повсеместного распространения высокоскоростного интернета в сельской местности (справочно: в 2009 г. доступ к Интернету имели 80% сельских жителей). С целью совершенствования предоставления медицинских услуг для сельских жителей либералы выступают за предоставление специальных льготных кредитов на обучение для студентов медицинского профиля, планирующих после прохождения курса в образовательных учреждениях работать на селе. В программе либералов предусматривается оказание поддержки сохранению и развитию на селе почтовой службы, а также предоставление налоговой льготы в 3000 кан. долл. волонтерам, добровольно участвующим в тушении пожаров. В платформе правящей партии консерваторов основное внимание уделяется вопросам медицинского обслуживания сельского населения.

Канадский опыт по развитию сельских территорий, использованный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при формировании нового мультисекторного подхода к разработке политики по развитию сельских территорий (The New Rural Paradigm: Policies and Governance Publication Date: June 2006), может быть приемлем и для условий Российской Федерации.

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ УДАЛЕННЫХ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

С.Ю. Маркин, к.э.н., ст. науч. сотр., зав. отд., Б.Ш. Алибекова, соискатель Всероссийского НИИ экономики и нормативов, Л.С. Маркин, к.с.-х.н, ст. преп. Ростовского института (фил.) Российского государственного

торгово-экономического университета

Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., утверждённая распоряжением правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-Р, предусматривает в качестве одного из направлений наращивание и модернизацию рабочих мест на объектах транспортной и энергетической инфраструктуры, а также стимулирование увеличения рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе.

При прогнозе инвестиционного потенциала этой отрасли целесообразно исходить из Концепции развития эко-агротуризма в российской провинции. Объекты сельского туризма - это парки, включающие выставочно-экспозиционные комплексы, сады, виноградники, животноводческие фермы, пасеки, охотничьи и рыболовные базы, «этнографические» деревни, дворянские усадбы и т. д. Примером объекта такого вида туризма является винодельческое хозяйство «Абрау-Дюрсо» Краснодарского края. Сельский туризм способен обеспечить занятость всего сель-

ского населения, так как обладает огромным кумулятивным эффектом: обеспечивает занятость сельских трудовых ресурсов (в особенности женских: персонал гостиниц, кафе и т.п.) непосредственно на объектах, производящих туристический продукт (сельскохозяйственных фермах, в которых туристы непосредственно участвуют в выполнении сельскохозяйственных работ и покупают эксклюзивные продукты, охотничьи и рыболовных базах, рыбоводческих хозяйствах, которые производят рыбу для зарыбления, диче-фермах, выращивающих водоплавающую дичь, производят корма для подкормки рыбы и дичи и т.п.) а также в общественном питании и гостиничном хозяйстве; создает рынок сбыта для местного малого агробизнеса, производящего и перерабатывающего сельскохозяйственную продукцию для питания туристов; способствует за счет поступления негосударственных инвестиций модернизации инженерной и социальной инфраструктуры, что повышает качество этих услуг, потребляемых местными жителями.

В практике сельского туризма размещение туристов производится в переоборудованных сельских

домах и других объектах социальной сферы, что не требует строительство дорогостоящих отелей.

В этой связи актуально использование опыта Стран Европейского Союза и США в сфере охотничьего и рыболовного туризма.

Союз немецких охотников объединяет в своих рядах 350 тыс. охотников. В 2009 г. они потратили на покупку различных товаров для охоты более 750 млн евро, а сумма инвестиций в развитие охотничьего хозяйства страны составила более одного миллиарда евро. На территории сравнительно маленькой страны (территория Германии составляет всего 1,7% территории России) ежегодно добывается 477 тыс. диких кабанов и до 1 млн косуль и до 1 млн зайцев.

В США и Канаде до 40 млн человек в год приобретают разрешения на спортивную охоту и рыбную ловлю. Установлено, например, что охотники и рыболовы затрачивают на удовлетворение своих потребностей более 12 млрд долл. в год. В последние годы в Северной Америке ежегодно добывают около 174 млн охотничьих животных. Общий объем мяса, заготовляемого охотничьим хозяйством Северной Америки, — 173,8 тыс. т, а общая стоимость охотничьих трофеев достигает 600 млн долл.

При учете потенциала развития охотничьего и рыболовного туризма нужно исходить из того, что это, по особенностям технологии, эти отрасли - прямой аналог пастбищного животноводства и прудового рыбоводства, так как без подкормки животных, окультуривания пастбищ содержания дичеферм, зарыбления водоемов современное их ведение невозможно.

При этом надо исходить из того, что охотничий и рыболовный туризм наиболее эффективен на удаленных сельских территориях, поскольку они имеют наименьшую степень экологического загрязнения. Соответственно необходимо соответствующее инфраструктурное обеспечение.

Разработанные ГНУ Всероссийский НИИ экономики и нормативов модели организационно-экономи-ческого механизма устойчивого развития инженерной, природоохранной и рыночной инфраструктуры, основанных на развитии государственночастного партнерства посредством формирования целевых федеральных, региональных и муниципальных фондов развития сельской инфраструктуры позволяют обеспечить диффузию технологических инноваций посредством использования результатов технологического прогнозирования, методов функционально-стоимостного анализа (ФСА), SWOT-анализа и инвестиционного GAP -анализа.

Формирование туристко-рекреационного кластера способствует формированию «инновационной коалиции». В ее состав могут войти: реализаторы инновационных проектов в сфере инфраструктуры (застройщики - девелоперы, разработчики НИОКР, проектанты, подрядчики и поставщики), эксплуатанты

- заказчики, осуществляющие коммерческую эксплуатацию объектов, созданных в ходе реализации инвестиционных проектов, инвесторы, органы государственного регулирования и контроля, саморегу-лируемые организации, бенефициары, получающие косвенную выгоду от развития сельской инфраструктуры (сельскохозяйственные товаропроизводители, население, туристические и риэлторские агентства и т.п. При этом можно рассчитывать на привлечение их в качестве соинвесторов.

Это механизм позволяет обеспечить на тури-стко-рекреационных сельских территориях режим «эксклюзивной инфраструктурной доступности». Его

сущность в том, что инфраструктура на сельских территориях должна функционировать по принципу «невозвратного клапана» - обеспечивать надежное предоставление услуг резидентам сельских территорий (местным жителям, а также горожанам, имеющими недвижимость на сельской территории либо являющихся клиентами местной туристко-рекреа-ционной сферы). Несанкционированный, бесплатный доступ нерезидентов («диких» туристов, рыбаков, охотников и т.п.) должен быть сведен к минимуму.

Это также предполагает использование инфраструктурных технологий, которые эффективны только на сельских территориях, а их применение в городах проблематично (внедорожный транспорт, автономные ветровые, солнечные и гидроаккумулирующие электростанции и т.д.).

Примером таких технологий является транспорт на воздушной подушке. Эти транспортные средства, благодаря бесконтактному способу передвижения над любой ровной поверхностью (вода, болота, снег, лед, пашня, пастбища и т.п.), можно эксплуатировать круглогодично в любых погодных условиях. Им не требуется причалов, дорог, мостов, шлюзов, обустройства водных путей, сопровождения наземных диспетчерских. В ряде регионов России уже эксплуатируется 300 амфибий на статической воздушной подушке.

Более перспективы экранопланы - транспорт на динамической воздушной подушке. В ходе реализации Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы» Обществом с ограниченной ответственностью «Инвестиционная Промышленно-Финансовая Группа

(ИПФГ)», входящей в Ассоциацию разработчиков, производителей и потребителей экранопланов «Эк-раноплан» уже создан лучший в мире 14 - местный экранолет «Орион-12», испытания которого завершены и он передан в опытную эксплуатацию. Он представляет собой всесезонное экономичное амфибийное грузопассажирское транспортное средство многоцелевого назначения. В режиме «поддува» - статистической воздушной подушке «Орио-12» может взлетать и передвигаться на высоте 0,0...0,3 м со скоростью 0.80 км/час. Это дает возможность самостоятельно выходить на берег и сходить в воду без применения причалов.

В крейсерском режиме «экранного полета» этот экранолет может летать на высоте от 0,3 до 0,8 м со скоростью от 180 до 220 км/час, затрачивая топлива на 1 пассажиро-км (приведенный к реальному географическом расстоянию) на 30-40% меньше автобуса, и в 2-6 раза меньше, чем самолеты, вертолеты, скоростные суда на воздушной подушке и подводных крыльях.

Кратковременно двигаясь в режиме «подскока» он может взлетать до высоты 100 м, перелетая плотины и другие препятствия, что придает ему почти абсолютную проникающую способность.

Анализ технико-экономических показателей экранопланов, проведенный Департаментом судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России указывает на приемлемый уровень их конкурентоспособности как транспортных средств, как по величине прямых эксплуатационных расходов, так и по общей капиталоемкости (стоимость одного экраноплана «Орион-12» вместе с обслуживающим оборудованием - 30 млн руб. примерно равно цене строительства 1 км сельских автомобильных дорог).

Такое направление развитие инфраструктуры и сельского туризма уже намечено развивать в Ниже-

городской области и Республике Татарстан. Туры поездок на экранопланах, которые производятся в Нижегородской области, намечено включить в программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007-2011 годах». Вновь созданное инновационное малое предприятия - ООО

«Амфибийные транспортные системы» будет строить амфибии на воздушной подушке и экранопланы, которые будут обслуживать туристические маршруты «Туристско-оздоровительного парка Республики Татарстан «Камские поляны».

ДОМОХОЗЯЙСТВА - ДВИЖУЩАЯ СИЛА СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ

В.В. Пациорковский, д.э.н., проф., зав. лаб., В.В. Пациорковская, ст. науч. сотр. Института социально-экономических проблем народонаселения РАН

Решение задач социально-экономического и демографического развития села требует новых подходов. Один из них - переход от концепции «социальное развитие села» к концепции «сельское развитие». Этот переход «представляет собой смену принципиальных методологических позиций, позволяющих преодолеть существенные недостатки в управлении социально-экономическим развитием деревни и в аграрной политике вообще» [1].

Утверждение распоряжением Правительства РФ «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» (далее «Концепция») [2] свидетельствует о движении в указанном направлении. В то же время, как и ее предшественница [3], «Концепция» наследует методологию социального развития села и весьма ограничена в решении задач сельского развития. Она идентифицирует сельское развитие с общей модернизацией сельского хозяйства и агропро-довольственного комплекса [4].

Мы считаем, что наряду с развитием производственной базы, а также инженерной и социальной инфраструктуры, которым в «Концепции» уделено основное внимание, сельское развитие в первую очередь предполагает учет интересов сельских домохозяйств. А это значит: массовое индивидуальное жилищное строительство; формирование на сельском подворье и в домохозяйстве современного технологического уклада; поощрение занятий, связанных с возобновляемыми природными ресурсами; поддержка демографического развития и обратной миграции; укрепление самоорганизации и саморегулирования на селе. Другими словами, в «Концепции» требуется увязка развития сельских домохозяйств и сельских районов в целом, «путем использования всех ресурсов, имеющихся в данном районе (человеческих, физических, природных, ландшафтных и пр.) и интеграции между всеми компонентами и отраслями на местном уровне» [4].

В отношении указанных аспектов сельского развития «Концепция» весьма скупа на предлагаемые решения. В части демографического развития и жилищного строительства она отсылочная [2]. В части необходимости формирования нового технологического уклада во всех секторах многоукладной экономики, она касается только агропромышленного комплекса [2] и совсем не затрагивает вопросов поощрения занятий, связанных с использованием возобновляемых природных ресурсов.

Исходя из важности указанных обстоятельств, которые могут играть заметную роль при разработке конкретных мер и механизмов реализации «Концепции», ниже уделено внимание ряду составляющих сельского развития.

Массовое индивидуальное жилищное строительство. Решение задач сельского развития вряд ли возможно без форсированного разворачивания массового индивидуального жилищного строи-

тельства на селе и в малых городах. Все программы обеспечения жильем молодых специалистов, молодых семей, ветеранов и т.п., решая текущие задачи предотвращения развала села, закрепляют режим выживания. Они весьма далеки от проблем устойчивого сельского развития.

К сожалению, формируемое в стране рыночно ориентированное правовое поле (Земельный, Жилищный и Градостроительный кодексы), опережая свое время, препятствуют массовому жилищному строительству. Например, действующий сегодня запрет на строительство индивидуального жилого дома на обрабатываемом крестьянским (фермерским) хозяйством земельном участке [4], в действительности препятствует как формированию дисперсного расселения, так и развитию сельскохозяйственного производства, сельской местности и малых городов. Это обстоятельство отмечено и В.Путиным, сказавшим на ХХ11 съезде АККОР: «Мы должны дать крестьянам возможность строить для себя дома на землях сельхозназначения. . Это будет правильным решением. Оно сейчас готовится. Рассчитываем, что оно даст импульс к развитию хуторского уклада на селе» [6].

Только поощрение индивидуального строительства современного жилья на основе выделения земельных участков и предоставления товарного кредита способно быстро и эффективно решить задачу обеспечения жильем всех нуждающихся в нем селян [7]. Массовое индивидуальное жилищное строительство правильно рассматривать, как исходный пункт сельского развития. К нему и надо стремиться, зафиксировав «оживление жилищного строительства» [2].

Формирование на сельском подворье и в домохозяйстве современного технологического уклада. Массовое индивидуальное жилищное строительство на селе - исходный пункт модернизации сельского подворья, приведение его в соответствие действующему технологическому укладу. Это очень важный момент. Он имеет самостоятельное значение и не может быть упрятан в декларации, связанные с улучшением условий жизни селян.

Материально-техническая база российского сельского подворья в лучшем случае соответствует третьему технологическому укладу. По расчетам экономистов, он господствовал в народном хозяйстве примерно в 1880-1930 гг. В то же время в народном хозяйстве, в том числе и в крупном сельскохозяйственном производстве сегодня доминирует пятый (1980-2040 гг.) [8], а руководство страны совершенно справедливо ставит задачи перехода к шестому технологическому укладу [9].

С учетом сказанного весьма спорно выглядят следующие суждения и оценки: «Эффективность личных подсобных хозяйств. на порядок - два порядка ниже, чем в крупном сельхозпроизводстве даже в условиях их развала. ... Производительность труда в ЛПХ в 3,3-18 раз ниже, чем в крупном сельскохозяйственном производстве в расчете на одного занятого в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.