Научная статья на тему 'Основные направления развития рынка алкогольной продукции России'

Основные направления развития рынка алкогольной продукции России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
876
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКЦИЗЫ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оганесянц Арсен Львович

Задача государства на рынке алкогольной продукции сводится, с одной стороны, к существенному уменьшению алкоголизма населения, а с другой, к увеличению финансовых ресурсов, поступающих в бюджет страны. В настоящее время на российском рынке сохраняется тенденция к дальнейшему снижению объемов продаж алкогольных напитков. Одна из главных причин этого снижения повышение цен в основном за счет индексирования акцизных ставок в сторону увеличения. Развитие теневого сектора экономики по производству алкогольных напитков приводит к ухудшению качества и уменьшению суммы акцизов, поступающих в бюджет государства. Ставки акцизов одни из основных экономических инструментов влияния государства на рынок алкогольной продукции. На сегодняшний день ставки акцизов на алкогольную продукцию, в основе расчета которых объем производства алкогольной продукции и ставка в рублях за 1 л готовой продукции или безводного этилового спирта с ежегодной индексацией, служат одним из факторов, влияющих на формирование доходов бюджета. Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день в России отсутствует определенный научный подход при установлении акцизов на алкогольную продукцию. Для эффективного развития рынка алкогольной продукции в Российской Федерации, государству, помимо налоговой политики, необходимо проводить комплекс мер. Необходимо отметить, что в борьбе с некачественной продукцией и фальсификатом отсутствуют меры, направленные на поддержание и общественное поощрение производителей, гарантирующих высокое качество продукции, включая алкогольную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Directions of Development of the Market of Alcoholic Production of Russia

The task of the government on the alcohol market is, on the one hand, to the substantial reduction of alcoholism, and on the other to increase financial resources in the budget of the country. At present, the tendency to further decrease in sales of alcoholic beverages remains on the Russian market. One of the main reasons for this decline is an increase in prices, mainly due to the indexation of excise rates in the direction of increase. The development of the informal economy in the production of alcoholic beverages leads to deterioration of quality and decrease the amount of excise tax coming into the state budget. One of the main economic instruments of government influence on the market of alcoholic beverages are excise rates. To date, excise rates on alcohol products, based on the calculation of which the volume of alcohol production and the rate in rubles for 1 liter of finished products or anhydrous ethyl alcohol with annual indexation, are one of the factors affecting the formation of budget revenues. The analysis has shown that for today in Russia there is no definite scientific approach when establishing excises on alcohol products. For effective development of the alcohol market in the Russian Federation, the state, in addition to tax policy, it is necessary to carry out a set of measures. It should be noted that in the fight against poor-quality products and falsification, measures aimed at maintaining and publicly encouraging producers guaranteeing high quality products, including alcohol, are not used at all.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития рынка алкогольной продукции России»

ОТРАСЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ

УДК 338.2

Основные направления развития рынка

алкогольной продукции России

А.Л. Оганесяны,,

аспирант

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Алкогольная продукция при умеренном потреблении укрепляет здоровье человека. Россияне порой злоупотребляют алкогольными напитками, превышая рекомендуемые нормы потребления, что создает целый ряд социальных проблем. Одновременно доход от продажи алкогольных напитков относится к источникам пополнения доходной части бюджета государства. В таких условиях задача государства сводится, с одной стороны, к существенному уменьшению алкоголизма, а с другой, — к увеличению финансовых ресурсов, поступающих в бюджет страны [1].

К алкогольной продукции относят напитки, произведенные с применением этилового спирта, доля которого превышает 0,5% (коньяк, водка, вино, игристое вино, пиво и т. д.)

В табл. 1 представлены данные по объемам производства алкогольных напитков в Российской Федерации за 2010-2015 гг. [2].

Очевидно отсутствие устойчивой закономерности по объемам производства алкогольных напитков за рассматриваемый период. Однако, сравнение объемов производства алкогольных напитков в 2015 г. и в 2010 г. показывает существенное снижение по всем видам продукции, что негативно сказывается на сумме финансовых поступлений в бюджет страны.

Основная проблема, связанная с возможностями увеличения объемов производства вин, заключается в отсутствии достаточного количества винограда технических сортов в связи с ограниченностью территорий, подходящих для его производства. В таких условиях присоединение полуострова Крым

Таблица 1

Объемы производства алкогольных напитков в Российской Федерации за 2010-2015 гг., млн дал

Виды алкогольных напитков Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Водка 95,1 86,3 97,8 85,7 68,8 63,0

Ликероводочные изделия с содержанием спирта до 25% включительно от объема готовой продукции 3,4 3,1 3,7 3,4 2,9 2,8

Ликероводочные изделия с содержанием спирта свыше 25% от объема готовой продукции 7,4 4,5 5,2 5,2 4 3,9

Коньяк 9 8,1 9,8 7,4 7,6 7,7

Напитки слабоалкогольные (с содержанием этилового спирта не более 9%) 30,1 31,9 20,5 26,5 17,3 9,5

Вина игристые и газированные 22 22 20,5 17,2 16,3 16,0

Вина столовые 45,1 40,2 36,7 33,4 34,8 39,9

Пиво, кроме отходов пивоварения 984 994 974 888 823 780

В том числе напитки, изготавливаемые на основе пива 23,7 59,9 49,2 51,2

8 ПИВО и НАПИТКИ 6•2017

0 ОТРАСЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ

Таблица 2

Объемы продаж населению алкогольных напитков в Российской Федерации за 2005-2016 гг.

Алкогольные напитки Годы

2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

В абсолютном алкоголе:

всего, млн дал 133,2 137,3 129,6 127,6 126,8 131,1 122,1 110,5 99,2 96,8

на душу населения, л 9,3 9,6 9,1 8,9 8,9 9,2 8,5 7,6 6,8 6,6

В натуральном выражении, млн дал:

водка и ликероводочные изделия 203,5 177,2 166,1 157,8 156,4 153 133,6 112,4 97,2 96,6

винодельческая продукция (без шампанских и игристых вин) 84,9 102,9 102,5 103,4 97,1 93,6 83,6 90,4 86,9 84,9

коньяки, коньячные напитки (включая бренди, кальвадосы) 6,8 10,8 10,6 11,1 11,6 12,4 12,1 11,5 10,6 10,3

шампанские и игристые вина 19,4 26 25,5 27,3 28,5 28,3 27,7 26,4 23,6 22,0

напитки слабоалкогольные (с содержанием этилового спирта не более 9%) 31,9 31,4 26,9 23,3 17,8 10,0 8,8

пиво, кроме коктейлей пивных и напитка солодового 892,1 1138,2 1024,7 1004 1011,5 1017,5 984,2 895,9 810,2 780,6

напитки, изготавливаемые на основе пива 37,1 56,5 63,6 60,0

| Всего, млн дал 1206,7 1455,1 1329,4 1335,5 1336,5 1331,7 1301,6 1210,9 1102,1 1063,2 |

к Российской Федерации окажет позитивное влияние на увеличение объемов производства технического винограда. Кроме того, необходимо в регионах, где произрастает виноград (Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская обл., Северная Осетия-Алания, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Астраханская обл., Волгоградская обл., Дагестан, Калмыкия), выявить резервы и использовать их. Интерес производителей к решению данной проблемы возрастает с учетом того, что в государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. выделены финансовые ресурсы.

В настоящее время в нашу страну завозят из-за рубежа большое количество виноградных виноматериа-лов, которые не всегда соответствуют требованиям качества [3, 4]. От этой практики постепенно следует уходить. Мы импортируем не только виноматериалы, но и готовые алкогольные напитки, что приводит к росту их объемов продаж в Российской Федерации.

В табл. 2 приведены данные по объемам продаж населению алкогольных напитков в Российской Федерации за 2005-2016 гг. [5].

Объемы продаж алкогольных напитков населению в Российской Федерации за рассматриваемый пе-

риод, в основном, снижаются. Вместе с тем, сравнение данных, приведенных в табл. 1 и 2, показывает, что объемы их производства существенно ниже, чем объемы продаж. Это может происходить как за счет импорта алкогольных напитков, так и за счет поступления продукции на рынок из теневого сектора экономики.

Развитие теневого сектора экономики по производству алкогольных напитков приводит к ухудшению качества алкогольных напитков и развитию производства фальсификатов [6, 7]. Наличие фальсифицированных алкогольных напитков приводит к уменьшению суммы акцизов, поступающих в бюджет государства.

С учетом такого положения в Российской Федерации была создана Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, которая в настоящее время входит в состав Министерства финансов. Основное направление деятельности этой службы заключается в уменьшении теневого сектора экономики по производству алкогольных напитков. Так, например, сумма акцизных сборов, поступивших в бюджет государства по республике Северная Осетия — Алания в 2015 г. составила — 300 млн руб., а в 2016 г. — 3 млрд руб.

Ставки акцизов — одни из основных экономических инструментов

влияния государства на рынок алкогольной продукции. Они входят в состав оптово-отпускной цены алкогольных напитков. Увеличение ставок акцизов приводит к росту цен, и наоборот. С целью увеличения объема продаж и вовлечения финансовых ресурсов на другие цели на некоторых предприятиях, в прошлом, продавали определенное количество продукции с использованием некачественных акцизных марок. Для предотвращения таких негативных моментов Федеральная налоговая служба Российской Федерации разработала акцизные марки высокого качества с указанием порядкового номера, которые находятся в строгом учете. В таких условиях, как указывал руководитель Федеральной налоговой службы М. В. Мишустин, использование акцизных марок другого происхождения полностью исключается.

Действующие в настоящее время акцизные ставки на алкогольные напитки представлены в табл. 3 [8].

Акцизная ставка на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % составляет 523 руб. за 1 л безводного этилового спирта, а на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% — 418 руб. за 1 л безводного этилового спирта. То есть, в одном случае ставка за 1 л безводного этилового спирта составляет 523 руб., а в дру-

6•2017 ПИВО и НАПИТКИ 9

ОТРАСЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ1

Таблица 3

Ставки акцизов на алкогольные напитки в Российской Федерации в 2017-2019 гг. (с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г. включительно)

Виды алкогольных напитков Ставка акциза, руб. за 1л

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за 1 л безводного этилового спирта 523

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9%, за 1 л безводного этилового спирта 418

Вина, за исключением вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за 1 л 18

Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за 1 л 5

Сидр, пуаре, медовуха, за 1 л 21

Игристые вина, за исключением игристых вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за 1 л 36

Игристые вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за 1 л 14

Пиво с объемной долей этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6%, за 1 л 21

Пиво с объемной долей этилового спирта до 0,5%, за 1 л 0

Пиво с объемной долей этилового спирта свыше 8,6%, за 1л 39

гом — 418 руб. С нашей точки зрения, такой подход не выдерживает элементарной критики и поэтому требует дополнительных экономических исследований.

Другим важным экономическим рычагом воздействия государства на оптово-отпускную цену предприятия на алкогольную продукцию служит налог на добавленную

стоимость. Величина этого налога на протяжении более 20 лет изменялась два раза. В самом начале он составлял 28 %, затем — 20, а в настоящее время — 18% (в некоторых случаях — 10%). Этот налог для предприятий, производящих и реализующих алкогольную продукцию, не меняется, и поэтому главным регулятором государства остается акцизная ставка. Существенное увеличение акцизных ставок, как было сказано выше, приводит к росту цен на алкогольную продукцию, что в свою очередь подтолкнет население страны к использованию других способов производства алкогольных напитков или аналогов (самогон и др.). Поэтому необоснованное увеличение ставок акцизов может привести к уменьшению объемов продаж алкогольных напитков и, соответственно, к снижению финансовых поступлений в бюджет страны. Как известно, рост объема продаж при умеренной цене приводит к увеличению прибыли. С нашей точки зрения, акцизные ставки

10 ПИВО и НАПИТКИ 6•2017

Отраслевой маркетинг

на алкогольную продукцию должны привести к росту синергического эффекта. То есть, с одной стороны, она должна быть доступной по цене населению, с другой, — это приведет к увеличению финансовых поступлений в доходную часть бюджета страны.

Необоснованные шаги со стороны государства могут привести к серьезным негативным последствиям. Опыт антиалкогольной кампании, проведенной в СССР в 1986 г. полностью это подтверждает.

В этих условиях для эффективного развития рынка алкогольной продукции в Российской Федерации необходимо следующее.

1. Полностью устранить незаконное (теневое) производство алкогольных напитков.

2. Осуществить жесткий контроль за использованием новых акциз-

ных марок предприятиями. При выявлении отклонений применить существенные штрафные санкции.

3. Установить акцизные ставки в зависимости от доступности населению и реального спроса на алкогольную продукцию на рынке.

4. Проводить профилактическую работу среди населения, разъясняя о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оганесянц, А. Л. Современное состояние алкогольного рынка России /А. Л. Оганесянц // Пиво и напитки. — 2015. — № 2. — С. 8-10.

2. Российский статистический ежегодник 2016. Статистический сборник. — М.: Росстат, 2016. — 725 с.

3. Оганесянц, А. Л. Актуальные аспекты обеспечения качества алкогольной

продукции России/ А. Л. Оганесянц, С. А. Хуршудян// Пиво и напитки. — 2015. — № 5. — С. 12-14.

4. Хуршудян, С. А. Качество сырья и потребительские качества пищевого продукта/ С. А. Хуршудян, А. В. Орешкин// Пищевая промышленность. — 2013. — № 6. — С. 40-41.

5. Россия в цифрах 2017. Краткий статистический сборник. — М.: Росстат, 2017. — 511 с.

6. Хуршудян, С. А. Потребитель и качествоа пищевого продукта / С. А. Хуршудян// Пищевая промышленность. — 2014. — № 5. — С. 16-18.

7. Хуршудян, С.А. Фальсификация пищевых продуктов в России: история и современность/ С. А. Хуршудян, Б. Ц. Зайчик// Пищевая промышленность. — 2009. — № 8. — С. 22-24.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 05.08.2000 № 117-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 19.07.2000): ред. от 29.07.2017. &

Основные направления развития рынка алкогольной продукции России

Ключевые слова

акцизы; алкогольная продукция; государственное регулирование. Реферат

Задача государства на рынке алкогольной продукции сводится, с одной стороны, к существенному уменьшению алкоголизма населения, а с другой, - к увеличению финансовых ресурсов, поступающих в бюджет страны. В настоящее время на российском рынке сохраняется тенденция к дальнейшему снижению объемов продаж алкогольных напитков. Одна из главных причин этого снижения - повышение цен в основном за счет индексирования акцизных ставок в сторону увеличения. Развитие теневого сектора экономики по производству алкогольных напитков приводит к ухудшению качества и уменьшению суммы акцизов, поступающих в бюджет государства. Ставки акцизов -одни из основных экономических инструментов влияния государства на рынок алкогольной продукции. На сегодняшний день ставки акцизов на алкогольную продукцию, в основе расчета которых - объем производства алкогольной продукции и ставка в рублях за 1 л готовой продукции или безводного этилового спирта с ежегодной индексацией, служат одним из факторов, влияющих на формирование доходов бюджета. Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день в России отсутствует определенный научный подход при установлении акцизов на алкогольную продукцию. Для эффективного развития рынка алкогольной продукции в Российской Федерации, государству, помимо налоговой политики, необходимо проводить комплекс мер. Необходимо отметить, что в борьбе с некачественной продукцией и фальсификатом отсутствуют меры, направленные на поддержание и общественное поощрение производителей, гарантирующих высокое качество продукции, включая алкогольную.

Авторы

Оганесянц Арсен Львович, аспирант

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, arsen.oganesyants@gmail.com

The Main Directions of Development of the Market of Alcoholic Production of Russia

Key words

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

excise; alcohol products; government regulation. Abstract

The task of the government on the alcohol market is, on the one hand, to the substantial reduction of alcoholism, and on the other - to increase financial resources in the budget of the country. At present, the tendency to further decrease in sales of alcoholic beverages remains on the Russian market. One of the main reasons for this decline is an increase in prices, mainly due to the indexation of excise rates in the direction of increase. The development of the informal economy in the production of alcoholic beverages leads to deterioration of quality and decrease the amount of excise tax coming into the state budget. One of the main economic instruments of government influence on the market of alcoholic beverages are excise rates. To date, excise rates on alcohol products, based on the calculation of which - the volume of alcohol production and the rate in rubles for 1 liter of finished products or anhydrous ethyl alcohol with annual indexation, are one of the factors affecting the formation of budget revenues. The analysis has shown that for today in Russia there is no definite scientific approach when establishing excises on alcohol products. For effective development of the alcohol market in the Russian Federation, the state, in addition to tax policy, it is necessary to carry out a set of measures. It should be noted that in the fight against poor-quality products and falsification, measures aimed at maintaining and publicly encouraging producers guaranteeing high quality products, including alcohol, are not used at all.

Authors

Oganesyants Arsen Lvovich, Post-graduate Student Lomonosov Moscow State University, 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russia, arsen.oganesyants@gmail.com

6•2017 ПИВО и НАПИТКИ 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.