Научная статья на тему 'Основные направления развития российского учета'

Основные направления развития российского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития российского учета»

РАЗДЕЛ 2.

ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Агабекяп С. Г.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО УЧЕТА

Как свидетельствует мировая практика, переход к использованию МСФО является постепенным и целенаправленным процессом. Невозможность такого перехода в один день (и даже в один год) обусловлена необходимостью реализации широкого круга мероприятий, делающих этот переход реальным. В частности, требуются коррективы в законодательстве, прежде всего, в гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета. Органы, регулирующие учет, должны подготовить и издать детальные инструкции по внедрению и применению новых положений (стандартов). Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета в отчетности, включая серьезные изменения в налоговых декларациях.

В этих условиях следует отметить, что соблюдение принципов гармонизации российского бухгалтерского учета с межнациональными идеями, заложенными МСФО, отражает все положительное, что содержится в МСФО, и все рациональное, что имелось в прежних централизованных указаниях по организации учета.

При дальнейшем развитии системы положений и других нормативных актов по бухгалтерскому учету с учетом затруднений, выявленных в ходе реализации мероприятий Программы реформирования бухгалтерского учета, предполагается принять во внимание в качестве основных направлений следующее:

♦ обеспечение открытости, понятности и полезности бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям, в

том числе иностранным инвесторам. С этой целью следует использовать международные стандарты финансовой отчетности в качестве основы для разработки положений и других нормативных актов по бухгалтерскому учету с учетом конкретных условий рыночной экономики, формирующейся в Российской Федерации;

♦ реализацию таких подходов к составлению бухг&тгерской отчетности, которые обеспечат формирование отчетности финансовой информации исходя из приоритета экономического содержания фактов хозяйственной деятельности перед их юридической формой;

♦ завершение формирования модели взаимодействия системы бухгалтерского учета с системой налогообложения, при этом разночтения наличия бухгалтерского учета и налогового учета должны быть устранены путем принятия Налогового кодекса в полном объеме и разработки необходимых корректировок данных бухгалтерского учета для целей налогообложения.

Для достижения вышеуказанных целей в июле 2000 г. Правительством Российской Федерации была принята Программа социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 г. Непосредственно с бухгалтерским учетом связаны 2 положения данной Программы:

- усиление прозрачности деятельности организации;

- выработка основных направлений развития бухгалтерского учета в стране.

В рамках реализации требований данной Программы Минфином РФ были разработаны «Основные направления развития Российской системы бухгалтерского

учета» на период 2001-2010 гг. и определены стратегические задачи развития учета в России:

- создание совместимой с МСФО системы бухгалтерского учета, учитывающей потребности предприятий в Зависимости от структуры собственности и объемов работы на рынках капитала;

- обеспечение возможностей для внедрения МСФО в качестве единственно допустимого формата финансовой отчетности для эмитентов ценных бумаг и других заинтересованных предприятий;

- развитие бухгалтерской профессии в качестве активного участника процесса регулирования российского бухгалтерского учета.

Особенностью данного документа является постановка задач дальнейшего реформирования учета с учетом специфики деятельности различных типов предприятий. Все предприятия России делятся на 4 категории:

I. публичные (открытые акционерные) компании и прочие предприятия, котируемые на международных рынках капитала и/или в российских торговых системах;

П. не котируемые на рынке публичные (открытые акционер -ные) компании;

III. частные акционерные компании и общества с ограниченной ответственностью, за исключением малых предприятий; эта категория также должна включать в себя унитарные (в 100-процентной государственной собственности) предприятия;

IV. малые предприятия.

Некоторые из котируемых компаний в категории I уже используют МСФО (или GAAP США) при подготовке финансовой отчетности, но продолжают руководствоваться национальными стандартами для российской отчетности, однако остальные предприятия при составлении финансовой отчетности не применяют ни МСФО, ни

GAAP США. Тем не менее, учитывая необходимость развития российского рынка капитала и его интеграции с международными рынками, такие предприятия также должны перейти к использованию МСФО в полном объеме. Соответственно, цель реформы системы учета применительно к предприятиям категории I заключается в создании практической базы для ведения учета и подготовки финансовой отчетности исключительно на основе МСФО без использования российских стандартов бухгалтерского учета (без подачи отчетности по российским нормам).

Создание основ для внедрения и применения МСФО в качестве единственного формата учета и отчетности требует следующих мер:

♦ разработки и принятия рекомендаций по внедрению МСФО в качестве официального нормативного акта в составе российской законодательной базы;

♦ разработки и принятия нормативного акта, определяющего порядок трансформации данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности по МСФО для целей налогового учета.

Предприятия категории II будут использовать при подготовке финансовой отчетности российские стандарты бухгалтерского учета. Однако эти предприятия также заинтересованы в наличии совместимых с МСФО российских бухгалтерских норм. В основном это определяется спецификой -их владельцев (т. е. акционеров, которым необходима сопоставимая финансовая информация об эмитентах ценных бумаг), а также возможностью выхода этих предприятий на рынки капитала.

Соответственно, основная задача реформы системы учета применительно к предприятиям категории II заключается в разработке комплекса совместимых с МСФО российских норм бухгалтерского учета, что требует следующих мер:

♦ разработки и принятия новых российских стандартов бухгалтерского учета, совместимых с МСФО и соответствующих их основным принципам в части раскрытия и представления информации, а также оценки и отражения в учете фактов хозяйственной деятельности;

♦ пересмотра действующих российских стандартов бухгалтерского учета для

обеспечения их совместимости с соответствующими эквивалентами в системе МСФО;

♦ разработки и принятия нормативного акта, определяющего порядок трансформации данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности для целей налогового учета.

В данном случае Россия может воспользоваться опытом ЕС по приведению Директив ЕС по бухгалтерскому учету в соответствие с МСФО, запланированному в рамках Стратегии в отношении финансовой отчетности, разработанной Европейской комиссией. Кроме этого, предполагается участие в этой работе международных экспертов, в том числе из Международного центра по реформе бухгалтерского учета и прочих организаций.

Предприятия категории III будут также использовать при подготовке финансовой отчетности российские стандарты бухгалтерского учета. Однако, учитывая отсутствие заинтересованных пользователей их финансовой отчетности, а также ограничения на раскрытие отдельных данных, их отчетность должна регулироваться гораздо менее строгими требованиями в отношении представления детальной финансовой информации. Соответственно, применительно к предприятиям категории III необходимо решить следующие задачи:

♦ оценить объемы информации, подлежащей раскрытию в финансовой отчетности;

♦ учесть результаты этой оценки при разработке и пересмотре российских стандартов бухгалтерского учета.

Компании в категории IV представляют собой особые предприятия, которые должны иметь право вести упрощенный учет и готовить упрощенную отчетность. Упрощенная система учета и отчетности для малых предприятий должна быть организована таким образом, чтобы сводить к минимуму расходы по трансформации данных финансовой отчетности в этом формате для целей налогового учета Кроме этого, такая упрощенная система должна обеспечивать максимально полное удовлетворение потребностей руководства в части бухгалтерского учета.

Соответственно, основные цели реформы бухгалтерского учета для малых предприятий включают в себя следующее:

♦ создание системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности для малых предприятий, отвечающей требованиям налогового законодательства в части расчета налогооблагаемой базы и подачи налоговых деклараций;

♦ учет потребностей руководства малых предприятий в части управленческого учета и внутрифирменной отчетности (контроля за затратами и т.д.) при разработке упрощенной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Все планируемые мероприятия разделены на три группы:

1. Совершенствование методологии

учета.

2. Совершенствование бухгалтерской отчетности.

3. Развитие бухгалтерской профессии.

Например, в части совершенствования методологии учета предусматривается:

♦ разработать следующие ПБУ:

- «Расчеты по налогам»;

- «Финансовые вложения»;

- «Реорганизация организаций»;

- «Аренда основных средств»;

- «Прекращаемая деятельность»;

- «Промежуточная отчетность»;

- «Затраты по займам»:

♦ переработать следующие ПБУ:

- ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов»;

- ПБУ 6/97 «Учет основных средств»;

- ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности»;

♦ разработать отраслевые инструкции по учету доходов и расходов;

♦ подготовить указания по ведению процедур корректировки данных бухгалтерской отчетности, учитывающие последствия инфляции;

♦ обеспечить формирование модели взаимодействия системы бухгалтерского учета с системой налогообложения.

К настоящему времени Минфином России переработаны ПБУ 5/98 и ПБУ 6/97, утверждено ПБУ 15/2001 «Учет зай--мов и кредитов и затрат по их обслуживанию», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», ПБУ 17/02 «Учет расходов по научно-исследо-

вательским и технологическим работам», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности».

В части совершенствования бухгалтерской отчетности предусматривается:

♦ установить дифференцированный подход к порядку формирования и представления бухгалтерской отчетности;

♦ разработать специализированную бухгалтерскую отчетность для операторов соглашений о разделе продукции;

♦ установить норму, предусматривающую проведение обязательного аудита организаций - эмитентов ценных бумаг, котирующихся на бирже.

В части развития бухгалтерской профессии планируется:

♦ обеспечить окончание аттестации главных бухгалтеров организаций, попадающих под обязательный аудит;

♦ установить квалификационные требования к специалистам организаций, составляющих отчетность на базе МСФО;

♦ разработать новую Программу подготовки профессиональных бухгалтеров;

♦ разрабатывать программы переподготовки (повышения квалификации) профессиональных бухгалтеров.

В этом же документе определены этапы дальнейшего развития учета в стране:

этап 1-2001 -2003 гг.;

этап 2 - 2004 - 2005 гг.

этап 3-2006 -2010 гг.

Этап I (2001-2003 гг.).

1) Разработка и принятие:

♦ новых Российских стандартов бухгалтерского учета, совместимых с МСФО;

♦ процедур приведения данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствие с требованиями налогового учета (Методические рекомендации);

♦ процедур внедрения МСФО на российских предприятиях (Изменения и дополнения к законам о юридических лицах и ценных бумагах);

♦ методических рекомендаций по внедрению МСФО;

♦ процедур приведения данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности согласно МСФО в соответствие с требова-

ниями налогового учета (Методические рекомендации).

2) Разработка совокупности мер по организации государственного контроля за подготовкой и представлением финансовой отчетности, а также санкций за нарушения норм бухгалтерского учета (Изменения в гражданском законодательстве, законах о юридических лицах и ценных бумагах).

3) Корректировка действующих Российских стандартов бухгалтерского учета для обеспечения их соответствия применимым МСФО.

4) Корректировка Программы обучения и аттестации профессиональных бухгалтеров, а также Программы обучения аудиторов.

5) Разработка и внедрение Программы обучения и аттестации специалистов по МСФО.

6) Корректировка действующей упрощенной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности для малых предприятий (Методические рекомендации).

Этап II (2004-2005 гг.).

1) Разработка новых и корректировка существующих Российских стандартов бухгалтерского учета, совместимых с МСФО.

2) Переход российских предприятий (по их выбору) на МСФО при подготовке и представлении финансовой отчетности без подачи отчетности согласно РСБУ (начиная с финансовой отчетности за 2003 год).

3) Внедрение методических рекомендаций по переходу российских предприятий на МСФО. Корректировка Рекомендаций исходя из опыта внедрения МСФО.

4) Внедрение Методических рекомендаций по приведению данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности согласно МСФО в соответствие с требованиями налогового учета (начиная с налоговых деклараций за первый квартал 2004 года).

5) Внедрение квалификационных требований для специалистов предприятий, которые ведут учет и готовят отчетность согласно МСФО, а также для аудиторских фирм и аудиторов, выражающих мнение о финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО (Постановление Правительства РФ).

Этап Ш (2006-2010 гг.).

Предприятиям, включенным в Категорию I (публичным [открытым акционерным] компаниям и другим предприятиям, акции которых котируются на международных рынках капитала и/или в российских торговых системах), должно быть вменено в обязанность готовить финансовую отчетность в формате МСФО, начиная с финансовой отчетности за 2005 год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реформа российского учета - это процесс достаточно сложный и длительный. Определить срок ее окончания практически невозможно, т.к. процесс совершенствования «окончить» нельзя. Несомненно, к 2010 году появится целый комплекс новых проблем, требующих своего скорейшего разрешения. И, тем не менее, нам представляется возможным сделать вывод о том, что большая часть работы уже выполнена. МСФО уже вошли и в практику учета и в сознание профессио-

нальных бухгалтеров. А значит, можно уже говорить не о реформе, а о дальнейшем развитии и совершенствовании учета в стране.

Список литературы:

1. Островский О.М., Ковалев В.В. Интеграция России в международное бухгалтерское сообщество // Бухгалтерский учет. 2002. №5.

2. Островский О.М. Проблемы регулирования бухгалтерского учета в России в условиях его реформирования и перехода на МСФО // Бухгалтерский учет. 2003. №14.

3. Стуков Л.С. Практические аспекты внедрения МСФО в Российскую практику // Аудиторские ведомости. 2003. №5.

4. Шнейдман Л.З. МСФО и Российские стандарты: направление на сближение // Финансовая газета. 2005. №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.