Научная статья на тему 'Основные направления развития малого бизнеса в сельских территориях Алтайского края'

Основные направления развития малого бизнеса в сельских территориях Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ТОЧКА РОСТА / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ДИКОРАСТУЩИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL BUSINESS / RURAL AREAS / GROWING POINT / RURAL TOURISM / WILD HERBS / INVESTMENT / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беликова Т.С., Кудинова М.Г.

В статье рассмотрены значение и основные направления развития малого бизнеса в сельских территориях Алтайского края. Дается информация о мерах государственной поддержки. Характеризуется потенциал края как крупнейшего аграрного региона России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of development of small businesses in rural areas of the Altai Territory

This paper describes the importance and the main directions of development of small businesses in rural areas of the Altai Territory. Contains information on measures of state support. Characterized the region's potential as a major agricultural region of Russia.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития малого бизнеса в сельских территориях Алтайского края»

УДК 339.13(571.15) © Т.С. Беликова, М.Г. Кудинова

Основные направления развития малого бизнеса в сельских территориях Алтайского края

В статье рассмотрены значение и основные направления развития малого бизнеса в сельских территориях Алтайского края. Дается информация о мерах государственной поддержки. Характеризуется потенциал края как крупнейшего аграрного региона России.

Ключевые слова: малый бизнес, сельские территории, точка роста, сельский туризм, дикорастущие лекарственные растения, инвестиции, государственная поддержка.

© T.S. Belikova, M.G. Kudinova

The main directions of development of small businesses in rural areas of the Altai Territory

This paper describes the importance and the main directions of development of small businesses in rural areas of the Altai Territory. Contains information on

measures of state support. Characterized the region's potential as a major agricultural region of Russia.

Keywords: small business, rural areas, the growing point, rural tourism, wild herbs, investment, government support.

В условиях трансформации экономической системы важно определить ключевые узлы или точки, на которые мог бы опираться процесс формирования новых отношений. Основания для создания «точек роста» состоят в появлении источников инноваций в экономической, технологической, социальной, управленческой сферах и возможности апробации этих инноваций на ограниченной территории, а не на всем экономическом пространстве.

Точка роста представляет собой тот или иной объект, способный дать импульс развития другим объектам; характеристика точек роста дополнена представлением о них как о территориальных системах, способных активно привлекать инвестиции, порождать научно-технические и организационные инновации, эффективно их использовать, стимулировать социально-экономическое развитие городов и районов Алтайского края.

Одной из «точек роста» должно стать развитие малого предпринимательства (бизнеса) в сельских территориях Алтайского края.

Развитие малого бизнеса позволит решить такие проблемы, как: создание условий для обеспечения политико-экономической стабильности в крае, формирование рациональной структуры экономики, обеспечение роста доходной части бюджетов всех уровней края.

Алтайский край - крупнейший аграрный регион России, обладающий мощным ресурсным, производственным, интеллектуальным потенциалом. Для производства сельскохозяйственной продукции используется 70% территории региона, более 46% населения проживает в сельской местности, а доля отрасли в валовом региональном продукте составляет 18%. Край давно известен как поставщик высококачественной сельскохозяйственной и продовольственной продукции, входит в десятку крупнейших производителей зерна, мяса и молока, является лидером по выпуску муки, крупы, сыра, вносит весомый вклад в обеспечение продовольственной безопасности как регионов Сибири и Дальнего Востока, так и России в целом. За его пределы, и в т. ч. за рубеж, ежегодно вывозится около 70% муки и жирного сыра, 85% крупы и 60% макаронных изделий, более 20% мяса и мясопродуктов [1].

Малый бизнес в сельских территориях позволит не только улучшить основные показатели производства сельскохозяйственной продукции, но и значительно расширить используемый природно-ресурсный потенциал края, привлечь дополнительные инвестиции в экономику края, повысить уровень благосостояния населения и обеспечить большую привлекательность Алтайского края по сравнению с другими территориями страны.

Таблица 1

Информация об оказании государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Алтайского края в 2009-2011 гг.

№ п/п Форма поддержки Размер поддержки, тыс. р. Всего, тыс. р.

2009 2010 2011

Поддержка, предоставляемая управлением Алтай по развитию предпринимательства и рыночной инф ского края раструкту ры

1 Субсидирование части банковской процентной ставки 87952,4 35000,0 3 000,0 157952,4

2 Предоставление поручительств НО «Алтайский гарантийный фонд» 5335,0 168006,7 296753,0 470094,7

3 Грант для открытия собственного бизнеса 0,0 23 058,2 11941,8 35000,0

4 Предоставление займов 0,0 11200,0 122430,0 133630,0

5 Услуги бизнес-инкубатора 0,0 0,0 909,1 909,1

6 Кап. вложения в бизнес-инкубаторы г. Барнаула, Бийска 1782,5 11500,0 9494,4 22776,9

7 Средства на приобретение оборудования бизнес-инкубатора г. Бийска (федеральный бюджет) 0,0 0,0 9891,6 9891,6

8 Софинансирование муниципальных программ развития и поддержки субъектов МСП 0,0 0,0 29684,2 29684,2

9 ВЦП «Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае в 2009-2011 гг.» 0,0 2753,0 8253,0 11006,0

Итого 95069,9 251517,9 524357,1 870944,9

Поддержка, предоставляемая по решению краевой инвестиционной комиссии

1 Субсидирование части банковской процентной ставки 40556,6 66 635,8 29 785,0 136977,4

в т.ч. согласно информации управления Алтайского края по строительству и архитектуре 37102,0 46 600,0 14 627,1 98329,1

в т.ч. согласно информации управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству 1361,0 4 756,0 2 288,0 8405,0

2 Субсидирование затрат по уплате налога на имущество 830,8 1 680,2 0,0 2511,0

в т.ч. согласно информации управления Алтайского края по промышленности и энергетике 361,0 245,8 0,0 606,8

Итого 41387,4 68 316,0 29 785,0 139488,4

Поддержка, предоставляемая Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края (по состоянию на 01.10.2010 крестьянско-фермерским хозяйствам)

1 В рамках ВЦП «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 2009-2012 гг. (субсидирование части затрат на строительство и реконструкцию гостевых домиков) (краевой бюджет) 0,0 2664,0 0,0 2664,0

2 В рамках ВЦП «Создание и развитие многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Алтайском крае» на 2009-2012 гг. (субсидирование части затрат потребительских кооперативов по приобретению специализированного транспорта, оборудования 0,0 5010,0 0,0 5010,0

3 В рамках ВЦП «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 гг.: 566391,0 410685,2 193380,6 1170456,8

субсидирование банковской процентной ставки субъектам малых форм хозяйствования -федеральный бюджет 262770,0 318432,0 174707,1 755909,1

краевой бюджет 13830,0 16708,2 9234,5 39772,7

поддержка программ и мероприятий по развитию растениеводства - федеральный бюджет 212243,0 23868,0 5349,0 241460,0

краевой бюджет 63211,0

Малое и среднее предпринимательство в России является одной из важных основ устойчивого социально-экономического развития страны, а содействие его развитию рассматривается в качестве приоритета государственной экономической политики. В последние годы в Российской Федерации созданы механизмы государственной поддержки малых предприятий, среди которых: субсидирование затрат по строительству и развитию бизнес-инкубаторов в субъектах; частичное субсидирование процентной ставки по кредитам; частичная компенсация предпринимателю затрат на экспорт продукции и на участие в выставочно -ярмарочных мероприятиях за рубежом.

В настоящее время в Алтайском крае осуществляют деятельность 101 796 субъектов малого и среднего бизнеса, в т. ч. 369 - средних предприятий, 27 628 - малых предприятий, 73 895 - индивидуальных предпринимателей. В сфере предпринимательства в настоящее время занято

35% от всего экономически активного населения региона. По итогам 1-го полугодия 2011 г. по количеству малых предприятий Алтайский край занимает 6-е место среди субъектов Сибирского федерального округа и 23-е место среди регионов России. По данным Минэкономразвития России, удельный вес малого и среднего предпринимательства Алтайского края в общероссийском объеме составляет 1,77% - это 17-е место среди всех субъектов Российской Федерации [3].

Алтайский край входит в десятку туристических центров общероссийского значения, которые составляют для российских потребителей своего рода «список для обязательного посещения» (к таким центрам относятся Москва, Петербург, «Золотое кольцо России», Карелия, Краснодарский край, Урал, Байкал, Алтай, Дальний Восток и т.д.). Алтайский край - наиболее освоенный, масштабный и развитый туристический регион в Западной Сибири. По экспертным оценкам, на протяжении последних 10 лет по уровню инвестиционного потенциала край устойчиво занимает позиции в списке первых 30 субъектов России. Проводимые администрацией края с 2006 г. системные мероприятия по улучшению инвестиционного климата способствовали переводу региона из зоны высокого риска в зону умеренного риска, что является положительным признаком для потенциальных инвесторов при вложении средств в инвестиционные проекты.

В крае функционирует до 300 субъектов инфраструктуры туризма. Существуют развитые локальные туристические центры (левобережье р. Катуни, г. Белокуриха, Горная Колывань, группа озер Завьяловского района и др.). Федеральный курорт Белокуриха обладает развитой лечебной и санаторно-курортной базой: 11 санаториев, 5 пансионатов, 4 гостиницы и 2 отеля [2].

В 2011 г. в крае зарегистрировано 117 туристических фирм, что вдвое превышает показатель пятилетней давности. География турфирм, имеющих лицензию: Барнаул, Бийск, Белокуриха, Заринск, Рубцовск, Славго-род, Алтайский, Бийский, Советский районы.

Количество туристических баз, объектов размещения за тот же период увеличилось в три раза и имеет выраженную тенденцию к росту. Число работающих в турфирмах края - 545 человек, в летний период, с учетом сезонных рабочих, количество занятых в сфере туризма увеличивается до 2 тыс. чел. [2].

Учитывая высокий туристический потенциал края, в рамках программы продолжится работа по созданию в регионе всесезонного туристического комплекса, в т. ч. с развитием сельского туризма. Программой предусмотрено субсидирование затрат на строительство гостевых домиков,

подключение к необходимой инженерной, коммунальной инфраструктуре.

Популярной формой обслуживания в последние годы стал также сельский туризм. В Краснощековском, Змеиногорском, Солонешенском, Смоленском, Курьинском, Чарышском районах обслуживание отдыхающих

на частных подворьях является пока только единичными случаями, но стоит отметить, что такая форма обслуживания начинает приобретать все большую популярность у местного населения, а старые деревенские дома с соответствующим уровнем сервиса переоборудуются под комфортабельные мини-гостиницы.

Алтайский край имеет существенную базу лекарственных дикорастущих средств. Полезная флора Алтайского края насчитывает 1 184 вида растений. Группа лекарственных растений - наиболее крупная, из них широко используются в официальной медицине около 100 видов (золотой корень, маралий корень, красный корень, марьин корень, душица, зверобой, солодка уральская и другие). Эти ресурсы являются ценным сырьем для развития фармацевтической промышленности. А благоприятные природно-климатические условия, в частности, большое число солнечных дней в году, умеренная влажность воздуха способствуют накоплению растениями максимального количества витаминов и минеральных веществ. В ряде районов Алтайского края культивируются лекарственные растения и осуществляется заготовка лекарственных дикоросов:

• Алтайский район - возделываются лекарственные растения: лопух большой, солянка русская, эхинацея пурпурная, зизифора клиноподие-видная, курильский чай, мелисса лимонная, зверобой продырявленный, дурушник колючий;

• Калманский район - выращивается алтайская облепиха;

• Красногорский район - разрабатывается проект возделывания алтайских эндемиков - родиолы розовой и девясила высокого;

• Г. Бийск - ЗАО «Эвалар» на 600 га возделывается более 10 наименований лекарственных трав (кроме того, ЗАО «Эвалар» решило вопрос долгосрочной аренды 150 га земли в Алтайском районе для возделывания родиолы розовой);

• Тогульский район - ООО «Хорст» возделывается ряд лекарственных трав для переработки.

Сбор, хранение, переработка дикорастущих растений, трав, грибов -процесс сезонный, в зависимости от вида сырья может продолжаться от двух до трех месяцев. Но работать с лекарственными травами можно и круглый год. Для этого нужно организовать их качественную переработку и хранение. По-настоящему хороший доход эта отрасль приносит только тогда, когда создано современное перерабатывающее предприятие. Нужны холодильники, сушильные установки, склады длительного хранения, а также новые технологии переработки, обновленная инфраструктура реализации продукции.

Качественная переработка требует определенных инвестиций, которые могут позволить себе большие предприятия, такие как «Эвалар», который является основным покупателем лекарственных трав Алтая у местных заготовителей и занимается самостоятельным выращиванием сырья для своих нужд. Это не единственный подобный пример. Некоторые заго-

товители пытаются брать в долгосрочную аренду земли в экологически чистых районах края и выращивать необходимые виды лекарственных растений для переработки, но этого явно недостаточно.

Эксперты отмечают, что ни один вид государственной поддержки по этому направлению деятельности не запланирован. В рамках ведомственной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса в Алтайском крае» на период до 2012 г. на развитие агрофармацевтической промышленности предусмотрена лишь одна позиция - субсидирование части затрат на закладку плодовых, ягодных, кустарниковых насаждений, питомников и уход за ними.

На производство лекарственных растений средств не заложено. Отчасти разработчиков программы понять можно - для возделывания лекарственных трав нужны особые технологии, техника, специалисты. Это еще одна проблема, которая тормозит инвестиционную активность в данной области.

Другие трудности - значительная отсроченность коммерческой отдачи от посевов, которая отталкивает от этого вида бизнеса фермеров. Для большинства лекарственных трав посевы начинают приносить доход минимум через два-три года - раньше их собирать нецелесообразно, отмечают специалисты. Найти кредиты на условиях двух-трехлетнего ожидания экономической отдачи сегодня малореально.

Однако рынку притока инвестиций ждать не с руки. В связи с продолжающимися кризисными явлениями в экономике сейчас ожидается некоторое замедление темпов роста рынка. Но в среднесрочной перспективе, ожидается рост производства препаратов на основе фитосырья. Прогнозируется уход с рынка мелких производителей и медленный, но верный рост производства и сбыта продукции, обусловленный подорожанием импортных препаратов и обращением покупателя к отечественной продукции.

В рамках совершенствования механизмов финансово-кредитной и имущественной поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрены наиболее востребованные в последние годы инструменты финансовой помощи: субсидирование части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам, государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, поручительства гарантийного фонда, микрокредиты фонда микрозаймов, гранты для открытия собственного бизнеса начинающим предпринимателям. Существуют и новые формы финансовой поддержки: возмещение части затрат, связанных с разработкой новых продуктов, патентованием, приобретением оборудования и новых технологий, в т. ч. по лизингу, компенсация затрат, направленных на энергосбережение, включая затраты на покупку и внедрение инноваций [3].

Таблица 2

Финансовые затраты по направлениям долгосрочной целевой программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2011-2013 гг.

Источники и направления расходов Финансовые затраты в ценах 2010 г., тыс. р.

2011 2012 2013 всего

Всего финансовых затрат 214019 198060 205060 617139

в т. ч.

из краевого бюджета 61619 56460 53460 171539

из федерального бюджета (на условиях софинансирования) 152400 141600 151600 445600

Капитальные вложения 2950 3500 - 6450

в т. ч.

из краевого бюджета 2950 3500 - 6450

из федерального бюджета (на условиях софинансирования)

Прочие расходы 211069 194560 205060 610689

в т. ч.

из краевого бюджета 58669 52960 53460 165089

из федерального бюджета (на условиях софинансирования) 152400 141600 151600 445600

Обозначенный комплекс мер поддержки ориентирован в основном на субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере материального производства и инноваций. Кроме того, указанные мероприятия направлены на популяризацию предпринимательства среди молодежи.

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в Алтайском крае многоплановая и представлена практически всеми формами, предусмотренными российским законодательством. В Алтайском крае во многом сняты проблемы с доступом субъектов малого предпринимательства к внешнему финансированию, в т. ч. за счет деятельности Алтайского гарантийного фонда. В регионе развит рынок как банковского, так и небанковского финансирования МСП, последнее заметно развито в сельской местности и представлено микрофинансовыми организациями, кредитными союзами и кооперативами.

Мировой опыт показывает, что бизнес-инкубирование является одним из наиболее эффективных способов поддержки малого бизнеса. В крае работает Алтайский бизнес-инкубатор (АБИ), резиденты которого пользуются государственной поддержкой (льготная аренда, льготные условия предоставления услуг связи и Интернета, набор консалтинговых услуг -юридические, бухгалтерские, инвестиционный консалтинг, образователь-

ные услуги и т.п. Ведется работа по созданию сети бизнес-инкубаторов и технопарков [4].

Несмотря на уже имеющийся опыт, следует шире внедрять инкубирование бизнеса на сельских территориях края, что позволит решить актуальные проблемы экономики, такие как развитие инновационного предпринимательства, создание рабочих мест и снижение социальной напряженности, реструктуризация производств в сфере малого бизнеса.

В заключение необходимо отметить, что развитие малого бизнеса -универсальный и эффективный инструмент для достижения различных целей. Сфера малого бизнеса края пока не может в полной мере реализовать свой потенциал, а малый бизнес, в свою очередь, формирует средний слой общества - слой собственников, которые способствуют укреплению социальной стабильности в Алтайском крае.

Литература

1. Постановление администрации Алтайского края № 511 от 13.11.2010 г. «Об утверждении краевой целевой программы о государственной поддержке развития малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2011-2013 гг.».

2. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 г. [Электронный ресурс] / URL:http://www.altaicpp.ru/strat/strategija.html

3. Программа государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2011-2013 гг. [Электронный ресурс] / URL: http://www.opora-credit.ru/programs/detail.php?ID=21980

4. URL: http://www.altaicpp.ru

Беликова Татьяна Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Алтайского государственного аграрного университета. Кудинова Маргарита Геннадьевна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Финансы и кредит» Алтайского государственного аграрного университета.

Belikova Tatyana Sergeevna, candidate of science in economics, assistant professor at the Department of Economics, Altai State Agrarian University. Kudinova Margarita Gennadyevna, candidate of science in economics, Head of Department «Finance and Credit», Altai State Agrarian University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.