Научная статья на тему 'Основные направления психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями'

Основные направления психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ИНВАЛИДЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / STUDENTS / DISABLED PERSON / PROFESSIONAL ADAPTATION / EDUCATIONAL ADAPTATION / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янданова Туяна Ивановна

Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Подробно излагаются основные направления программы психолого-педагогического сопровождения данной группы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янданова Туяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Fundamental Directions of the Psychological Pedagogical Accompaniment the Disabled Students

The article is dedicated to the problem of the psychological pedagogical accompaniment the disabled students. The article is about the fundamental directions of program of the psychological pedagogical accompaniment the disabled students.

Текст научной работы на тему «Основные направления психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 3

РЕАЛИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Т.И. Янданова

(кафедра медицинской психологии Иркутского государственного университета; e-mail:

avrora-tuia@mail.ru)

Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Подробно излагаются основные направления программы психолого-педагогического сопровождения данной группы студентов.

Ключевые слова: студенты, инвалиды, профессиональная адаптация, дидактическая адаптация, социально-психологическая адаптация.

Процесс социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности характеризуется, с одной стороны, общими трудностями вхождения в новую социальную ситуацию, в студенческую жизнь, с другой стороны, проблемами данной категории молодых людей в сфере эмоциональных отношений с окружающими людьми. В связи с этим программа психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов должна осуществляться с учетом этих двух моментов. Особое внимание в этой работе должно быть уделено студентам первого и второго курсов, так как именно в этот период молодой человек сталкивается с большим количеством трудностей, от решения которых зависит дальнейшее пребывание его в стенах данного вуза. Поэтому так необходима начинающему студенту квалифицированная целенаправленная психолого-педагогическая помощь.

Исходя из характера основной социальной деятельности студента, каковой является учеба, Н.А. Березовиным выделены три формы адаптации:

1) профессиональная — приспособление к структуре высшей школы, общему содержанию и отдельным компонентам учебного процесса в вузе, особенностям избранной профессии в соответствии с личностными особенностями и ценностными ориентациями;

2) дидактическая, обеспечивающая преемственность в системе школа—вуз, постепенное введение в сферу вузовской системы обучения (подготовка к новым формам и методам работы в высшей школе), вы-

работку самостоятельности в учебной и научной работе, формирование потребности в самоконтроле, самообразовании и самовоспитании;

3) социально-психологическая, выражающаяся в формировании положительных отношений с товарищами по группе и в определенной степени удовлетворенности этими отношениями [1].

По нашему мнению, подобное разделение процесса адаптации позволяет четко выделить направления психолого-педагогического сопровождения студентов.

Профессиональная адаптация, по определению Н.А. Березовина, является, по сути, принятием молодым человеком той профессии, которую он выбрал, поступив в данный вуз. Соответственно успешность профессиональной адаптации зависит от качества профессионального самоопределения личности. Г.В. Акопов, А.В. Горбачева под профессиональным самоопределением понимают "определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых конкретным человеком) критериев профессионализма. Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом" [2:37].

Ошибочность выбора профессии, неполная профессиональная ориентированность, отсутствие твердой мотивации в приобретении специальности — все это может привести к снижению успеваемости студента и его удовлетворенности учебной деятельностью в целом. В связи с этим чрезвычайно важным является решение вопроса профессиональной адаптации. Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у студентов не исключает возможности ее формирования в период учебы в высшем учебном заведении. Очевидно, что процесс обучения в вузе решает вопросы профессиональной подготовки студентов, формирует профессиональные знания, умения и навыки. Составленные и реализуемые учебные планы и программы в соответствии с государственными стандартами подготовки студентов по определенным специальностям, несомненно, дают полное представление о будущей профессии, раскрывают практическую значимость получаемых знаний. Но, по нашему мнению, данный процесс во многом должен иметь индивидуальный характер. Именно этот пробел может восполнить индивидуальное психологическое консультирование студентов по вопросам профессионального самоопределения.

Кроме того, обращаясь к определению профессиональной адаптации, данному Н.А. Березовиным, мы обращаем внимание на то, что в него также входит понимание молодым человеком структуры высшего учебного заведения, общего содержания и отдельных компонентов учебного процесса. Данный процесс должен начинаться со знакомства первокурсников со структурой учебного заведения, организацией студенческой жизни в университете или институте, руководящим соста-

вом вуза и факультета, преподавательским составом кафедр факультета, особенностями подготовки по специальностям на факультете (специальности, формы обучения, сроки обучения, график учебного процесса, дисциплины и формы итогового контроля и т.д.). Конечно, решение этого вопроса может быть осуществлено через разработку рекомендаций для студентов, а также подготовку и чтение специальных лекций вне учебного расписания. Серьезным барьером для многих первокурсников в процессе вхождения в сферу вузовской системы обучения является столкновение с новыми формами и методами работы в высшей школе, с необходимостью формирования рационального образа жизни и большой самостоятельности при выполнении учебной и научной работы. Средняя школа недостаточно использует вузовские формы и методы учебного процесса (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, конспектирование первоисточников и др.), слабо развивает самостоятельность и творчество.

Отсутствие тесной преемственной связи в обучении между средней и высшей школой не единственная причина, обусловливающая трудность дидактической адаптации вузовской молодежи. Опыт работы в вузе показывает, что не в достаточной степени проводится специальная работа по созданию условий научной организации труда студентов и формированию у них рационального образа жизни. Для того чтобы обеспечить сравнительно быструю дидактическую адаптацию первокурсников, необходим целый комплекс условий, способствующих, с одной стороны, ликвидации "сложного барьера" в приспособлении к новому содержанию и методам обучения в вузе, с другой — организации контроля за учебной деятельностью студентов, с третьей — формированию активности, самостоятельности и творчества в процессе обучения. В основном сформулированные в литературе условия касаются организации учебно-воспитательной работы со студентами. Такими условиями могут быть: а) рациональная передача информации студентам, тщательный ее отбор; б) продуманная методика подготовки и чтения лекций; в) подбор ведущих специалистов-преподавателей для учебной и воспитательной работы на первом курсе; г) учебно-воспитательные встречи с первокурсниками; д) практика контролирующих форм обучения.

На современном этапе большое значение в совершенствовании учебного процесса придают психологической службе в вузе. Соответственно решение вопросов дидактической адаптации студентов может выступать в качестве одной из ее задач. Л.В. Правдина, описывая опыт работы психологической службы в вузе, отмечает, что "психологическое консультирование включает как психологическую диагностику и информирование обследуемых, так и выдачу научно-практических рекомендаций по образу жизни (режиму труда и отдыха, проведению до-

суга) и самоорганизации деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной)" [3:22].

Т.Н. Баркова особо показывает важность создания психологических условий формирования рационального образа жизни студентов первого курса [4]. К элементам структуры рационального образа жизни учащейся молодежи автор относит учебный труд с элементами его научной организации, самовоспитание как деятельность по совершенствованию профессиональных качеств личности студента, самоорганизацию, включающую рациональный режим труда и отдыха, планирование, рациональное использование времени, физических и психических возможностей, рациональное сочетание различных форм деятельности, способствующих всестороннему развитию студента, успешному овладению профессией. Таким образом, преодоление дидактических барьеров в процессе адаптации студентов младших курсов возможно только при комплексной работе всех участников педагогического процесса, в которой особое место должна найти психологическая служба.

Если два предыдущих направления (профессиональное и дидактическое) работы со студентами может осуществляться разными структурными подразделениями факультета, вуза, то обеспечение собственно социально-психологической адаптации молодых людей является прямой обязанностью психологической службы данного учебного заведения. Обобщая все существующие взгляды, мы понимаем под социально-психологической адаптацией сложный динамический процесс активного, творческого "вхождения" в новую социальную среду, включающий принятие личностью ее норм, ценностей, традиций и отношений. В широком смысле данное понятие включает все виды адаптации, выделенные Н.А. Березовиным: профессиональную, дидактическую и социально-психологическую. В этой связи в обозначении задач третьего направления работы по психолого-педагогическому сопровождению студентов вполне уместно использовать понятие социально-психологической адаптации в узком смысле. Оно выражаетсяся в формировании положительных отношений с товарищами по группе и в определенной степени удовлетворенности этими отношениями.

Несомненно, значимую роль в эмоциональном благополучии студента в новой среде играет установление позитивных отношений в ученической группе, но все же этого недостаточно. Поэтому мы расширили понимание собственно социально-психологической адаптации, включив сюда формирование оптимального характера педагогического общения преподавателя и учебной группы или преподавателя и студента. Поскольку преподаватель является формальным лидером в создании сложных и динамично меняющихся прямых и обратных связей и взаимоотношений в учебном процессе, то от того, как он выстроит свои взаимоотношения со студентами, зависит психологический климат в

учебной группе, эмоциональная комфортность всех участников взаимодействия, и, соответственно, успешность адаптации студентов.

В последнее время при анализе межличностного взаимодействия в системе "педагог—студент" используется понятие "характер педагогического общения", предложенное А.Ц. Эрдынеевым. Под характером педагогического общения автор понимает "устойчивую форму вербального взаимодействия субъектов педагогического общения (преподавателя и учебной группы), характеризуемую сочетанием индивидуального стиля общения преподавателя и доминантной формы его общения со студентами" [5:9]. Основным компонентом характера педагогического общения является форма общения — диалогическая либо монологическая, далее каждая из форм разделяется по стилю общения — демократическому (дружелюбному) и авторитарному (императивному). Соответственно, в работе выделено 4 вида характера педагогического общения: диалогический — демократический; диалогический — авторитарный; монологический — демократический; монологический — авторитарный. Оптимальный вид характера педагогического общения, к которому относится диалогический — демократический, способствует повышению уровня адаптированности студентов-первокурсников.

Следующий момент, на котором мы хотели бы остановиться в данной статье, — это специфика работы с особой категорией студентов. Сегодня наблюдается достаточно большой приток в вузы молодых людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Особенно этот факт касается педагогических высших учебных заведений, поскольку до недавнего времени число студентов с ограниченными возможностями здоровья в них было незначительно, сказывалось правительственное постановление, ограничивающее поступление инвалидов в педагогический вуз, несмотря на то что инвалиды могли учиться в технических вузах, университетах, институтах культуры [6]. Очень много инвалидов по зрению и слуху учатся на факультете коррекционной педагогики РПГУ имени А.И. Герцена и дефектологическом факультете МПГУ, на соответствующих отделениях тифлопедагогики и сурдопедагогики. По мнению исследователей в области тифлопедагогики, "именно незрячий человек, имеющий педагогическое образование, в ряде областей педагогической деятельности сможет дать незрячему ребенку то, что не сможет дать ни один зрячий учитель самой высокой квалификации" [7:13]. При реализации билингвистического подхода в обучении глухих также возможно привлечение в педагогический процесс неслы-шащих специалистов.

Кроме того, достаточно большое количество студентов, имеющих инвалидность по общему заболеванию, желают получить высшее педагогическое образование. К сожалению, количество трудностей, связанных с поступлением в вуз инвалидов, с адаптацией к условиям ву-

зовского образования и самому образовательному процессу, возрастает с каждым годом [6, 7]. В связи с этим мы обращаем особое внимание на необходимость психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями.

По результатам нашего исследования мы можем говорить об отличительных особенностях социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Основные трудности адаптации к условиям обучения в вузе у них связаны с эмоционально-личностными проблемами, к которым относятся низкая самооценка, повышенная тревожность и неудовлетворительные отношения с окружающими людьми [8]. Успешное преодоление испытываемых молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья эмоционально-личностных проблем во многом осуществимо только при условии позитивного отношения к ним со стороны их нормально развивающихся товарищей по учебе [9]. Работа с обычными студентами по формированию у них положительного отношения к инвалидам является также необходимым направлением в данной программе психолого-педагогического сопровождения. Если студенты, получающие дефектологическое образование, обладают представлениями о возможностях социализации людей с ограниченными возможностями здоровья, то студенты, получающие другие специальности, не имеют такой подготовки к непосредственному взаимодействию с инвалидами в разных сферах жизнедеятельности. В связи с этим необходимо в данной программе предусмотреть реализацию указанного направления.

Учитывая опыт организации психологической службы в Казанском университете, мы полагаем, что наша работа должна выполнять три функции: исследовательскую, прикладную и пропагандистскую [10]. Психологические исследования будут решать две важные задачи, связанные между собой преемственными отношениями. Во-первых, изучение социальной адаптации выпускников с ограниченными возможностями жизнедеятельности массовых и специальных (коррекционных) школ. Во-вторых, выявление особенностей социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в разных вузах (условия, характер, закономерности, типология и т.д.).

Прикладная функция психологической службы самым тесным образом связана с психологическими исследованиями, поскольку они вытекают из запросов практики и во многих случаях выполняются по инициативе самих студентов и кураторов студенческих групп. Поэтому мы полагаем, что количество обращений за помощью является критерием действенности психологической службы, ее наличия и необходимости.

Третья функция психологической службы — пропаганда специальных психологических знаний. Это последняя по порядку, но не по значимости функция психологической службы, поскольку успешность

вхождения студента с ограниченными возможностями здоровья возможна только при активном, заинтересованном отношении к нему преподавателей и других студентов. На первоначальном этапе проводимых нами исследований было выявлено, что подавляющее большинство студенческой молодежи не готово к открытому взаимодействию с инвалидами [11]. Причинами такого отношения, по нашему мнению, являются недостаточная информированность о психологических особенностях этой категории людей и отсутствие социального опыта общения с ними. В связи с этим мы планируем проводить специальный курс занятий "Инвалид в системе общественных отношений: опыт и перспективы". Кроме этого по запросу могут быть проведены отдельные просветительские занятия.

В заключение хотелось бы отметить, что проблема психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности является чрезвычайно актуальной. Проведя краткий анализ литературных источников и результатов эмпирического исследования трудностей адаптации данной категории студенческой молодежи, мы обозначили только некоторый круг проблем, требующих своевременного разрешения.

Список литературы

1. Березовин Н.А. Адаптация студентов и НОТ. Минск: Новое знание, 1990. 151 с.

2. Акопов Г.В., Горбачева А.В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса. М., Машиностроение-1, 2003. 280 с.

3. Правдина Л.В. Опыт работы психологической консультации в вузе // Психолого-педагогическая служба в вузе / Под ред. А.С. Новоселова. Пермь, 1986. С. 22-28.

4. Баркова Т.Н. Психологические условия формирования рационального образа жизни студентов первого курса вуза: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1986. 16 с.

5. ЭрдынеевА.Ц. Влияние характера педагогического общения преподавателей и учебной группы на адаптацию студентов-первокурсников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1992. 19 с.

6. Никитина М.И. Подготовка специалистов в области коррекционной педагогики из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и тифлопедагогов / Под ред. В.К. Рогушина. СПб., 2000. С. 8-12.

7. Никулина Г.В. Инвалид по зрению в условиях современного вузовского образования: опыт, проблемы, перспективы // Проблемы социально-психо-

логической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и тифлопедагогов / Под ред. В.К. Рогушина. СПб., 2000. С. 12-19.

8. Янданова Т.И. Трудности процесса социально-психологической адаптации студентов-инвалидов к обучению в вузе // Вестник Бурятского университета. Сер. 10. Психология. Вып. 2. 2005. С. 149-155.

9. Кантор В. З. Отношение студенческой молодежи к инвалидам по зрению как детерминирующий фактор их социально-психологической адаптации в условиях вузовского образования // Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и тифлопедагогов / Под ред. В.К. Рогушина. СПб., 2000. С. 20-27.

10. Пейсахов Н.М. Проблемы психологической службы высших учебных заведений // Психологическая служба в вузе / Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань, 1981. С. 3-43.

11. Янданова Т.И. Отношение студенческой молодежи к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение: Материалы IV Национальной научно-практической конференции. М., 2007. С. 327-329.

THE FUNDAMENTAL DIRECTIONS OF THE PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT THE DISABLED STUDENTS

T.I. Yandanova

The article is dedicated to the problem of the psychological pedagogical accompaniment the disabled students. The article is about the fundamental directions of program of the psychological pedagogical accompaniment the disabled students.

Key words: students, disabled person, professional adaptation, educational adaptation, social-psychological adaptation.

Сведения об авторе

Янданова Туяна Ивановна — кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской психологии Иркутского государственного университета. Тел. 8 (3952) 30-24-88; е-mail: avrora-tuia@mail.ru

5 ВМУ, педагогическое образование, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.