Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму'

Психолого-педагогическое сопровождение студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1328
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВУЗОВСКИЙ СОЦИУМ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ADAPTATION / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION SOCIETY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаенко Ольга Борисовна

Исследование направлено на изучение проблемы адаптации студентов первого курса к вузовскому социуму. В статье уточняется сущность понятия адаптация; проанализированы формы психолого-педагогического сопровождения студентов в рассматриваемый период. Кроме того, в статье представлен опыт психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса в условиях вузовского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаенко Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support of the first-year students at the stage of higher educational institution adaptation

The study aims to examine the problem of adaptation of first year students of the university to society. The paper clarifies the essence of the concept of adaptation, analyzed forms of psychological and pedagogical support for students in the period under review. In addition, the article presents the experience of psycho-pedagogical support first-year students in a society of high school.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму»

научно-методический электронный журнал

Гаенко О. Б. Психолого-педагогическое сопровождение студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13201. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13201.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 13201

УДК 316.6:378.1

Гаенко Ольга Борисовна,

студентка факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог Glga0nko@vandex.ru

Психолого-педагогическое сопровождение студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму

Аннотация. Исследование направлено на изучение проблемы адаптации студентов первого курса к вузовскому социуму. В статье уточняется сущность понятия адаптация; проанализированы формы психолого-педагогического сопровождения студентов в рассматриваемый период. Кроме того, в статье представлен опыт психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса в условиях вузовского социума.

Ключевые слова: адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, вузовский социум.

Сегодня необычайно актуализируется проблема адаптации и самоадаптации личности, формирования ее социальной и профессиональной идентичности. Проблема адаптации студентов на первом курсе в вузе находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования.

В психолого-педагогической литературе проблема сопровождения процесса адаптации рассматривается как система профессиональной деятельности психолога, педагога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, самоопределения и психологического развития в ситуациях взаимодействия в процессе обучения.

Однако практический аспект реализации задач адаптации личности первокурсника остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения, относительно меняется молодое студенческое поколение и, соответственно, должна изменяться технология работы педагогов [1].

Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в институте. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и большой отсев по результатам сессии. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и институте. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения [2].

Цель нашего исследования - изучить формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму.

Задачи исследования нами выделены следующие.

1. Раскрыть психологическую сущность понятия «адаптация», его критерии и показатели.

2. Рассмотреть формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму.

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13201.htm

научно-методический электронный журнал

Гаенко О. Б. Психолого-педагогическое сопровождение студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13201. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13201.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 13201

УДК 316.6:378.1

Адаптация (лат. эдэрО - приспособляю) - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [3].

Сама по себе адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия, а также характерных для нее форм деятельности [4].

Трудности адаптации - это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.

Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность в вузовский социум.

Вузовский социум характеризуется системностью, функциональной определенностью, многогранностью деятельности, относительным социальным единством как сообщество людей, основной задачей которых является подготовка высококвалифицированных специалистов [5].

Говоря о вузовском социуме, можно условно выделить две основные формы деятельности:

- учебную;

- внеучебную (культурную, общественную, досуговую, научно-исследовательскую и др.).

Следует заметить, что учебная деятельность студентов-первокурсников существенно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности в школе: расширяется спектр изучаемых дисциплин, значительно увеличивается объем знаний, а также скорость, стиль и способы их презентации, следовательно, требуется определенная профессиональная подготовка для их успешного усвоения [6, с.72].

На основе анализа специфики педагогической профессии можно выделить виды внеучебной деятельности. К профессионально-педагогическим видам внеучеб-ной деятельности в своих исследованиях Л. И. Кобышева относит:

- формирование социальной активности студента (социальные, целенаправленные волевые усилия, направленные на овладение внешними обстоятельствами и включает в себя всестороннее развитие личности в студенческом возрасте);

- формирование педагогической направленности студентов (положительные установки на социально-педагогическую деятельность, побуждение к саморазвитию, самопознанию, овладение приемами и методами для решения педагогических задач, стремление к профессиональным инновациям, творчеству) [7].

В связи с этим мы полагаем, что к процессу социальной адаптации к вузовскому социуму необходимо начинать с первого курса, что является залогом дальнейшего развития каждого студента, как личности, так и как будущего специалиста.

Бывшие школьники, поступающие в вуз, - только на пути к самоопределению. При этом следует отметить, что «самоопределение, с одной стороны, - существенная сторона общественного процесса развития личности, а с другой стороны, тесно связано с проблемами развития человека-профессионала» [8, с. 98].

От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в вузовский социум, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках

«VI О <Х»

http://e-koncept.ru/2013/13201.htm

научно-методический электронный журнал

Гаенко О. Б. Психолого-педагогическое сопровождение студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13201. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13201.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 13201

УДК 316.6:378.1

профессии, но и вне ее. На «базе» этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов [9].

Выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде: начальная стадия, стадия терпимости, аккомодация, ассимиляция.

Критериями адаптации служат: количество и качество выполненной работы, производимое на людей впечатление, способность влиться в коллектив, заинтересованность в работе.

Выделяют объективные и субъективные показатели адаптации. Объективные характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах. Субъективные характеризуют удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями [10].

Адаптация личности студента к обучению - это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений.

Психолого-педагогическое сопровождение является комплексной технологией, особой культурой поддержки и помощи студенту-первокурснику в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Цель психолого-педагогического сопровождения - помочь каждому студенту быть успешным.

Задачи психолого-педагогического сопровождения: оказание психологической и педагогической помощи в успешной адаптации каждого студента-первокурсника в новых социальных условиях, создание атмосферы безопасности и доверия в системе «преподаватель - студент - родитель - сокурсник».

Формы психолого-педагогического сопровождения зависят от количества студентов и могут осуществляться коллективно, в малой группе и индивидуально.

Адаптационный лагерь - это своеобразная новая форма работы педагогов вуза и психолого-педагогического сопровождения, которая проходит вне стен института [11]. Во многих вузах Российской Федерации поездки первокурсников в лагерь стали хорошей традицией. Программа, проходящая в этих лагерях, помогает начинающим студентам легко и безболезненно влиться в коллектив. Студенты учатся продуктивному взаимодействию с сокурсниками и преподавателями, раскрывают свой личностный и творческий потенциал, учатся понимать себя и других.

Еще одной формой работы с первокурсниками является кураторство. Это одна из форм воспитательной работы, выполняемой работниками профессорско-преподавательского состава в рамках их должностных обязанностей, предусмотренных их индивидуальными планами. Основными направлениями деятельности куратора в вузе являются: вовлечение студентов в социально активную жизнь, формирование у них чувства ответственности, воспитание нравственно и физически здоровой личности [12].

Кураторство - незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов, которая позволяет решать многие задачи в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение [13]. Для кураторов первых курсов интересен опыт инновационной деятельности общеобразовательных школ по организации тьюторской поддержки обучаемых [14].

Работа кураторов в вузе направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания - создание оптимальных условий для саморазвития лич-

http://e-koncept.ru/2013/13201.htm

научно-методический электронный журнал

Гаенко О. Б. Психолого-педагогическое сопровождение студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13201. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13201.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 13201

УДК 316.6:378.1

ности студента. Куратор участвует в решении этой задачи путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов. При этом он должен обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение и кооперацию в этих целях участников образовательного процесса (студент, сокурсники, родители, педагоги).

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель - создавать для этого условия [15].

И. Г. Репьева считает, что для более успешной адаптации первокурсников, необходимо:

- учитывать трудности адаптации первокурсников при построении учебных планов;

- использовать различные методы обучения, ориентированные не на зазубривание изучаемых дисциплин, а, в первую очередь, на обучение студентов умению выявлять главные и второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем;

- проведение курса «Введение в специальность», в рамках которого студенты первого курса должны получить четкое представление о выбранной специальности, методах и формах обучения, видах, представляемых формах отчетных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущего и итогового контроля знаний и др.;

- использовать для студентов первого курса системы адаптационных тренингов; в системе психолого-педагогического сопровождения актуальными становятся тренинги личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия;

- проведение спецкурса «Психология делового общения» на первом курсе обучения, который может способствовать формированию устойчивых навыков конструктивного обучения, развитию социальной компетентности;

- повышение роли куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе [16].

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса, своевременное предупреждение возможных трудностей адаптации. Для успешного прохождения процесса адаптации от родителей требуется помощь в адаптации и в создании благоприятных условий для общения. На первом родительском собрании, на факультете психологии и социальной педагогики, куратор знакомит родителей первокурсников с дисциплинами, которые заявлены учебным планом на первую экзаменационную сессию. Он осуществляет сбор информации о студентах, составляет социальный паспорт группы, дает рекомендации родителям на адаптационный период (например, отмечать самые незначительные достижения в период адаптации; поддерживать инициативы студента, его попытки преодолевать трудности; интересоваться его отношениями сокурсниками, с преподавателями, его отношением к новым условиям вуза).

Л. Я. Жилина описывает опыт психолого-педагогического сопровождения сту-дентов-первокурсников на факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. Традиционными формами работы кураторов с первокурсниками на факультете стали проведение адаптационного лагеря «Родные берега» на базе Детского оздоровительного центра «Солнечная поляна» с привлечением студентов-тьюторов, вовлечение студентов-первокурсников в совместную творческую работу со студентами старших курсов, проведение открытых кураторских часов, организация и проведение мастер-классов. Идея вовлечения студентов первого курса в совместную с выпускниками деятель-

rv /j ги

http://e-koncept.ru/2013/13201.htm

научно-методический электронный журнал

Гаенко О. Б. Психолого-педагогическое сопровождение студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13201. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13201.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 13201

УДК 316.6:378.1

ность отвечает современным требованиям, предъявляемым к преподавателям при организации воспитательной работы [17]. Практическому разрешению проблемы адаптации первокурсника к условиям вуза способствует также участие студентов в творческих конкурсах, молодежных форумах разного уровня, работе педагогических отрядов, социально-педагогических акциях в детских домах, школах-интернатах, социальных учреждениях города и области. Одновременно решается проблема активизации личностно-профессиональной самостоятельности студентов. Автор отмечает, что ростом социальной активности студентов улучшается их успеваемость, развивается профессиональная мотивация [18].

Таким образом, теоретическое исследование позволило нам сделать выводы.

1. Успешная адаптация студента-первокурсника к условиям вузовского социума непосредственным образом влияет на успешность в учебе и развитие его личности и предполагает активную включенность:

- в новую социальную среду;

- в учебно-познавательный процесс;

- в новую систему отношений.

2. Адаптационный лагерь и кураторство как формы психолого-педагогического сопровождения, оказываются эффективными в прохождении трудного этапа в жизни студента.

Ссылки на источники

1. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студенческой деятельности: ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 1995. - 24 с.

2. Лякишева О. В., Казакова С. Б. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности. - URL: http://economics.open-mechanics.com/articles/393.pdf.

3. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 1990. - 133 с.

4. Шалова С. Ю. Научно-исследовательская работа как средство социальной адаптации студентов // Науковедение. - 2012. - № 3(12). - 0421200136\0086. - URL: http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-44.pdf.

5. Растова Л. М. Вузовский социум как среда воспитания студентов // Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи. - Барнаул, 2000.

6. Кобышева Л. И. Пути и средства личностной подготовки школьников к вузовскому социуму // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. - 2012. - Т. 15, № 3. - С. 71-76.

7. Кобышева Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования личностных качеств социального педагога в условиях вузовского образования // Научное мнение. - 2013. - № 4. С. 142-145.

8. Кобышева Л. И., Кротова А. П. Самоопределение как условие становления профессонализма будущих педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - № 2. - С. 95-103.

9. Ефремова О. И. Психология профессиональной деятельности и личности учителя. - Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2012.

10. Лобанова Н. Е. Проблема адаптации личности в социуме. - URL: http://www.rusnauka.com/ 8_DN_2011/Psihologia/12_82082.doc.htm.

11. Репьева Н. Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. - URL: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf.

12. Кашпирева Т. Б. Система кураторства как средство обеспечения социально-культурной адаптации иностранных студентов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы меж-дунар. заоч. науч. конф., апрель 2011 г. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 87-89.

13. Жилина Л. Я. Кураторство как форма передачи профессионального опыта // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. - 2012. - Специальный выпуск № 1. - С.19-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ефремова О. И. Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников. - 2010. -№ 1. - С. 21-26.

15. Кашпирева Т. Б. Указ. соч.

16. Репьева Н. Г. Указ. соч.

http://e-koncept.ru/2013/13201.htm

научно-методический электронный журнал

Гаенко О. Б. Психолого-педагогическое сопровождение студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13201. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13201.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 13201

УДК 316.6:378.1

17. Ефремова О. И., Вараксин В. Н., Жилина Л. Я. и др. Становление готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду на этапе вузовского образования. - Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2011. - 300 с.

18. Жилина Л. Я. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - ART 13543. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13543.htm.

Gaenko Olga,

student at the Department of Psychology and Social Pedagogy Taganrog State Pedagogical Institute named

after Anton Chekhov, Taganrog

olgaenko@yandex.ru

Psychological and educational support first-year students at the stage of adaptation to society of high school

Abstract. The study aims to examine the problem of adaptation of first year stu- ISSN 2304-1 гох

dents of the university to society. The paper clarifies the essence of the concept of adaptation, analyzed forms of psychological and pedagogical support for students in the period under review. In addition, the article presents the experience of psycho-pedagogical support first-year students in a society of high school.

Keywords: adaptation, psychological and educational support, society of high 9 7723c . 120 35 school.

Рекомендовано к публикации:

Кобышевой Л. И., кандидатом педагогических наук;

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412013510

http://e-koncept.ru/2013/13201.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.