ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФОРСИРОВАННОЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В КАЗАХСТАНЕ К.Р. Нурмаганбетов, д-р экон. наук, профессор
Кокшетауский институт экономики и менеджмента, г. Кокшетау
В статье приведены данные развития экономики Казахстана за 2000-2009 годы, показаны последствия мирового финансового и экономического кризиса, исследованы антикризисные меры, осуществляемые в стране, рассмотрен прогноз социально- экономического развития Казахстана на 2011-2015 годы
Известно, что глобальный мировой финансовый и экономический кризис проявился во многих странах мира и привел к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.
Конечно, это не могло не отразиться и на экономике Казахстана, которая становится частью глобальной экономики.
Осенью 2007 года экономика страны столкнулась с первой волной кризиса. В результате динамичное развитие отечественной экономики, прерванное мировым кризисом, за короткий период резко снизило темпы. Если с 2000 по 2006 годы среднегодовые темпы ВВП в региональном и мировом масштабе достигали самого высокого уровня - 10,2%, то во второй половине 2007 года рост ВВП замедлился и за год составил 8,5%. Ожидалось, что в 2008 году основной макропоказатель возрастает на 5-7%, но он увеличился лишь на 3%. В 2009 году прогнозировался рост на 2%, однако прирост ВВП составил лишь 1,1%.
До 2007 года наблюдался динамичный прирост ВВП преимущественно за счет сырьевых отраслей. После кризиса мировых рынков энергоносителей произошел ощутимый экономический спад, связанный со снижением доходов от экспорта сырья и уменьшением объема внешних инвестиций. Последнее, в свою очередь, подтолкнуло рост внутренних цен, банкротство ряда предприятий, рост безработицы.
Воздействие глобального кризиса на экономику Казахстана обострило ряд проблем, связанных с оставшимися «по наследству» от прошлого несовершенством отраслевой структуры, высокой зависимостью от экспорта сырьевых ресурсов, недостаточным уровнем развития ряда рынков.
В условиях кризиса, когда начались проблемы в сырьевых секторах, проявилась недостаточная конкурентоспособность не сырьевых секторов, в стране не нашлось отраслей, способных поддержать экономику. Более того, проблемы сырьевых отраслей стали распространяться на смежные сектора экономики. В результате произошло значительное падение реального производства, рост числа безработных, снижение реальных доходов населения и ряд других негативных последствий.
В этот период проявились недостатки в функционировании финансового сектора и особенно банков второго уровня. Западные банки перестали выдавать дешевые займы отечественным банкам второго уровня, а те, в свою очередь, прекратили кредитовать строительные компании и другие проблемные сферы экономики. Объем задолженности банков Казахстана,
набравших до кризиса значительный объем внешних кредитов, пока не уменьшается.
В этих условиях зарубежные рынки капитала стали для предприятий страны недоступными.
Экономика Казахстана в последние годы развивалась во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков. Стало очевидным, что для выхода из кризиса и обеспечения устойчивого экономического развития страны стало необходимым найти внутренние источники роста.
Для решения этой задачи Правительство Казахстана предприняло ряд антикризисных мер. Основными инструментами противостояния нестабильности стали денежно-кредитное регулирование и антиинфляционная политика.
Во-первых, было принято решение об ограничении внешних заимствований. Во-вторых, была оказана вся необходимая помощь - денежная и административная - наиболее пострадавшим сферам: долевому жилищно-строительному рынку, малому и среднему бизнесу и агропромышленному комплексу. На эти цели за период с осени 2007 года по первую половину 2008 года из Государственного бюджета было выделено свыше 550 млрд. тенге.
Для запуска остановившегося механизма Правительство выработало механизм поддержки через Фонд устойчивого развития «Казына» при участии местных исполнительных органов, коммерческих банков. Для поддержки строительного сектора, стабилизации рынка жилищного строительства, в целях обеспечения жильем граждан, которые вложили собственные или заемные средства в долевое строительство, застройщикам было выделено через банки второго уровня 104,7 млрд. тенге. В результате за 2008 год 20500 дольщиков получили жилье.
Для поддержания деловой активности малого и среднего бизнеса было обеспечено финансирование свыше 2,5 тыс. проектов на сумму 155 млрд. тенге.
В третьих, были предприняты антиинфляционные меры - обеспечение продовольственной безопасности и меры экспортно-импортного регулирования.
На развитие Агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности было направлено 135 млрд. тенге.
Существенную роль в стабильном удовлетворении потребности внутреннего рынка продуктами питания сыграли созданные стабилизационные фонды по социально значимым видам продовольственных товаров: продовольственной пшенице, рису, растительному маслу, сухому молоку, сливочному маслу.
По тем видам продовольствия, по которым страна себе полностью не обеспечивает, были приняты экономические меры по увеличению их производства, ограничению экспорта, а также созданы условия для ввоза импорта.
В дополнении к этим мерам была оперативно решена проблема дефицита ликвидности и обеспечен необходимый уровень готовности национальной банковской системы к последующим внешним рискам.
В результате этих действий Правительства в Казахстане сохранилась социально-экономическая и политическая стабильность, несмотря на большую нестабильность в мире.
Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказало существенное негативное влияние на реальный сектор, снижение глобального спроса на товары и услуги.
Это потребовало принятия новых дополнительных мер по стабилизации и оздоровлению отечественной экономики. Правительством РК, Национальным банком и Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций уже осенью 2008 года был разработан план совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы.
Было принято во внимание, что в кризисных условиях объективно возрастает роль государства в управлении экономикой страны. К примеру, в мире достаточно примеров, когда активное вмешательство государства обеспечивало высокие результаты экономических реформ. Так, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц, говоря о причинах восточноазиатского чуда, особо отмечает тот факт, что «правительство взяло на себя основную ответственность за осуществление экономического роста».
Правительство приняло правильное решение в период кризиса сконцентрироваться на внутренних резервах, инвестировать в реальный сектор, инфраструктуру, развитие человеческого капитала для того, чтобы создать запас прочности на будущее и основу для качественно нового рывка в развитии страны.
Инструменты реализации плана совместных действий Правительства, Нацбанка и АФН по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы были отражены в принятом плане мероприятий по реализации антикризисного плана. План мероприятий представляет собой календарную расшифровку плана совместных действий по восьми направлениям:
1) поддержка макроэкономической стабильности;
2) стабилизация финансового сектора;
3) решение проблем на рынке недвижимости;
4) поддержка малого и среднего бизнеса;
5) реализация программы «30 корпоративных лидеров»;
6) реализация инновационных, индустриальных проектов;
7) развитие агропромышленного комплекса;
8) обеспечение занятости и поддержка социально уязвимых слоев населения.
Для поддержки макроэкономической стабильности осуществляется сбалансированная денежнокредитная и налогово-бюджетная политика.
С 1 января 2009 года введен новый Налоговый Кодекс. Снижены налоговые нагрузки, в первую очередь, для не сырьевого сектора - с 30% до 20% в 2009 году, 17,5% в 2010 году и 15% в 2011 году. НДС снижен с 13% до 12%.
Принят новый Бюджетный Кодекс, который предусматривает внедрение новых методов бюджетного планирования, ориентированного на результаты. Впервые на основе норм Бюджетного и Налогового Кодексов осуществлен переход на трехлетний бюджет на 2009-2011, который отражает основные показатели социально-экономического развития страны и направлен на реализацию мероприятий по повышению благосостояния граждан республики, по модернизации и обеспечению устойчивых темпов экономического роста.
В соответствии с планом совместных действий, дополнительно к бюджетным расходам экономика Казахстана получила государственную поддержку в объеме 19 млрд. долларов США: 10 млрд. - за счет средств Национального фонда, по 4 млрд. - от Национального банка и снижении налоговой нагрузки в рамках действия нового Налогового Кодекса, 1 млрд. за счет создания Фонда стрессовых активов. Средства Национального фонда распределены по 5 приоритетным направлениям:
1) на стабилизацию финансового сектора - 4 млрд. долл. США;
2) на развитие жилищного сектора - 3 млрд. долл.;
3) на поддержку малого и среднего бизнеса - 1 млрд. долл.;
4) на развитие АПК - 1 млрд. долл.;
5) на инновационные и инфраструктурные проекты - 1 млрд. долл.
Таким образом, были предприняты меры по стабилизации экономики и ее реального сектора, которые сыграли положительную роль в социальноэкономическом развитии Казахстана в первом полугодии 2010 года.
Рост ВВП страны за этот период составил 8%. Промышленное производство выросло на 11%. Производство продукции сельского хозяйства - на 3,1%, главным образом рост обусловлен увеличением показателей животноводства на 3,3%.
Показатель качественных сдвигов в экономике -прирост производства в обрабатывающей промышленности на уровне 18,3%, опередивший темпы прироста горнодобывающей промышленности (6,3).
Обрабатывающая промышленность «прибавила» за счет динамичного развития машиностроения, прирост объемов производства которого составил 67,8%. В химической промышленности производство «приросло» на 67,5%. На развитии пищевой промышленности, рост которой составил 14,6%, сказался ввод в строй в первом полугодии предприятий аграрного
сектора, продукция которого ориентирована на внутренний рынок и страны Таможенного союза.
В первой половине из планируемых в 2010 году 144 инвестиционных проектов запущены 72 объекта на общую сумму 396 млрд. тенге. Во втором полугодии предстоит завершить еще 72 объекта стоимостью 459 млрд. тенге.
Выпуск продукции субъектами малого и среднего предпринимательства увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,1%.
Повысился спрос на потребительские товары. Это способствовало росту объемов розничной торговли на 13,3%.
Восстановление активности в отраслях реального сектора позволило обеспечить рост объемов услуг, оказываемых предприятиями транспортной сферы. Объем перевозок грузов всеми видами транспорта за первое полугодие увеличился на 6,8%.
В этот период сохранялась макроэкономическая стабильность. Инфляция за первые шесть месяцев составила 4,4%. По итогам июня 2010 года инфляция в годовом выражении достигла 6,8%.
Уровень безработицы во втором квартале составил 5,8%. За этот период увеличилась численность занятого населения на 213 тыс. человек.
Произведено повышение уровня заработной платы работникам бюджетной сферы на 25% с 1 апреля текущего года.
Проводится комплексная работа по увеличению пенсий, совершенствованию системы пособий, модернизации учреждений социального обслуживания.
В целом рост экономики в 2010 году оценивается на уровне 5%, рост объемов промышленной продукции - 7,5%, объемов торговли - 8%, услуги транспорта - 5%, информации и связи - 6,0%.
Мировой финансовый и экономический кризис постепенно теряет свою остроту, хотя и не отступил совсем. По-прежнему медленно идет восстановление реальной экономики. Однако ситуация на финансовых рынках заметно улучшается. Также улучшается ситуация в сырьевой сфере: наблюдается рост спроса и цен на нефть, медь, алюминий и некоторые другие металлы, экспортируемые Казахстаном. По мнению большинства экспертов, мировая экономика в 2010 году преодолеет рецессию, хотя разные темпы восстановления реального сектора и финансовых, и сырьевых рынков побуждают некоторых аналитиков утверждать, что возможна новая волна кризиса.
Но, так или иначе, пора подумать и о посткри-зисном развитии, о тех конкретных шагах, которые следует предпринять для того, чтобы в будущем избежать подобных катаклизмов. По образному выражению д.э.н., академика НАН Сагадиева К.А. «кризис кризисом, но пора подумать и о будущем».
Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Работа в этом направлении, наоборот, должна быть активизирована и ускорена. В послании Президента РК Нурсултана Назарбаева к народу страны «Новое десятилетие -новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года подведены итоги
предыдущего и определена стратегия нового экономического десятилетия.
В документе творчески конкретизируются основные идеи казахстанской модели экономического развития до 2030 года по реформированию национальной экономики в соответствии со Стратегией «Казахстан - 2030» и в то же время ставятся цели и определяются новые экономические приоритеты развития страны на десятилетие вперед, новая индустриальная политика.
В соответствии со Стратегическим планом -2020 главные цели ближайшего экономического десятилетия: развитие отечественной экономики через посткризисную модернизацию, наращивание человеческого потенциала как главного богатства страны, участие в формировании новой архитектуры международных отношений и контуров мировой торговофинансовой системы и обеспечение политики «Казахстанского лидерства» в региональной экономике.
Модернизация и диверсификация экономики, подъем уровня экономического развития и социальной сферы до показателей развитых стран мира - это кардинальные задачи, которые нельзя решить в среднесрочной перспективе. Страны, достигшие успеха на пути модернизации своих экономик, затратили в среднем 20-30 лет. Финляндии потребовалось 20 лет. Странам Юго-Восточной Азии, чтобы стать «азиатскими тиграми», потребовалось 20-30 лет.
Масштабы и сложность задачи ускоренной модернизации объективно требуют высокой степени централизации государственного управления.
Именно государству приходится брать на себе руководство процессом модернизации едва ли не во всех сферах общественной жизни и самому создавать необходимые предпосылки данного процесса - так или иначе стимулировать рост национального бизнеса, формировать экономические и политические институты, правовые нормы, системы образования.
Сегодня главным фактором быстрого экономического роста Казахстана являются природные богатства, прежде всего, нефть и газ. В этой связи эксперты напоминают о «ресурсном проклятии». Согласно этой концепции страны, богатые природными ресурсами, в долгосрочной перспективе демонстрируют более скромные темпы экономического роста по сравнению со странами, не имеющих значительных природных запасов.
Однако, приведем примеры: такие страны, как Австралия, Канада, Норвегия, в которых до сих пор экспорт природных ресурсов составляет свыше 50%, вовсе не бедствуют. Эти страны постарались максимально извлечь пользу из этих ресурсов. Они создали нефтехимию, горно-рудную промышленность, сервис в сфере нефти и газа, металлургию. Следовательно, «ресурсное проклятие» не неизбежное явление. По выражению председателя правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» К.Келимбетова «В ближайшее десятилетие нефтегазовая промышленность останется для Казахстана главным двигателем экономического роста. Первоочередная задача на пути модернизации экономики -
превратить нефтегазовую промышленность из двигателя экономического роста в флагмана экономического развития, что предполагает не только наращивание физических объемов добычи сырья, но и превращение нефтегазовой промышленности в высокотехнологичный сектор, занимающий ведущие позиции в экономике страны. Нефтегазовый сектор должен быть образцом для остальной экономики».
Однако сегодня только природные ресурсы нельзя рассматривать в качестве основного источника экономического развития. Ведь Казахстан располагает таким стратегическим фактором экономического роста, как значительный научный и образовательный потенциал. Задействовать его в рыночной экономике можно только через инновации. Без инноваций в современной экономике не решить ни одну коренную задачу. Формирование инновационной экономики является безальтернативным вариантом развития Казахстана в 21 веке.
В последнее время в стране предприняты широкие меры для развития инновационной деятельности. В республике реализуется Стратегия индустриальноинновационного развития «Казахстан-2015». Принята «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира». Существует также программа частно-государственного партнерства «30 корпоративных лидеров Казахстана», охватывающая различные проекты, в том числе в инфраструктуре. Первым среди стран СНГ Казахстан разработал программу формирования и развития национальной инновационной системы (НИС). В развитых странах именно НИС позволяют связать воедино все элементы инновационного процесса - науку, производство и рынок.
По поручению Президента Правительство разработало Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-
2014 годы (ГП ФИИР) и детальную Карту индустриализации страны. Программа ФИИР логически продолжает все предыдущие программы.
ГП ФИИР включает в себя 12 приоритетных направлений: развитие АПК, металлургию, нефтепереработку, энергетику, химию и фармацевтику, стройиндустрию, транспорт, инфокоммуникации, машиностроение, урановую и легкую промышленность, туризм и космос.
В будущем этот список может и расшириться, если другие отрасли смогут подтянуться до требований ГП ФИИР.
Правительством утверждены главные инструменты ГП ФИИР - план мероприятий Правительства по реализации программы на 2010-2014 годы, схема рационального размещения производственных мощностей до 2015 года, Карта индустриализации и «Дорожная карта бизнеса - 2020».
План мероприятий состоит из четырех ключевых направлений.
Первое включает в себя развитие приоритетных отраслей промышленности, инфраструктуры, общих системных мер поддержки.
Второе берет на себя региональный аспект, который в принципе, есть во всех «пунктах» реализации ГП ФИИР - в программе развития территорий, Карте индустриализации, «Дорожной карте бизнеса-2020», Схеме рационального размещения производственных мощностей, Прогнозной схеме территориальнопространственного развития Казахстана.
Третьим направлением станут институциональные преобразования: мероприятия по основным законопроектам и необходимые организационные изменения.
Четвертое - мониторинг и строгий контроль.
В Карту индустриализации отобрано 236 проектов на сумму 7,2 трлн. тенге. Карта делится на республиканскую, утверждаемую постановлением Правительства, и региональную, принимаемую акимата-ми регионов. В республиканскую Карту включено 97 проектов на сумму 6,6 трлн. тенге, в региональную -139 проектов на 580 млрд. тенге. Мониторинг осуществления проектов планируется вести через Торговопромышленную палату и ее филиалы в регионах.
Новыми проектами дополнять Карту индустриализации предполагается один раз в год принятием постановления Правительства.
Схема рационального размещения производственных мощностей до 2015 года отражает прогнозные балансы топливно-энергетических ресурсов, развитие минерально-сырьевой базы, водных и земельных ресурсов, кадрового потенциала. Сюда войдут также планы развития трубопроводной, авто- и железнодорожной, морской и воздушной транспортных инфраструктур, расписано долгосрочное формирование СЭЗ и индустриальных зон.
Схема определила параметры территориальноотраслевого развития с привязкой к Карте индустриализации. По мере реализации программы схема будет уточняться.
В дальнейшем она станет составной частью разрабатываемой прогнозной схемы территориальнопространственного развития страны до 2020 года.
В помощь бизнесу Правительство утвердило долгожданную для предпринимателей «Дорожную карту бизнеса 2020», которая стартовала в текущем году. Цель Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»: обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в не сырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
Реализация Программы направлена на решение задач в рамках трех направлений:
1) поддержка новых бизнес-инициатив;
2) оздоровление предпринимательского сектора;
3) поддержка экспортоориентированных производств.
Согласно «Дорожной карты» впервые оказывается комплексная поддержка многими финансовыми инструментами. Помощи могут ждать не только новые проекты, но и уже действующие предприятия, для нового рывка которых необходимо содействие государства.
Уже в этом году на реализацию «карты» в республиканском бюджете предусмотрены 30 млрд. тенге. В 2011 году государство может втрое увеличить объем финансирования на программу.
В рамках «дорожной карты» будет осуществляться субсидирование по кредитам для реализации, как новых инвестиционных проектов, так и предприятий, нацеленных на модернизацию и расширение производства. Банки снижают ставку вознаграждения для одного заемщика до 12%, из которых 7% оплачивает должник, а 5 - компенсирует государство. Также поддержку могут ждать компании в снижении процентной ставки, отсрочки по выплате налогов и других обязательных платежей в бюджет до трех лет.
Предусмотрена также поддержка предпринимателей, экспортирующих свою продукцию. Такие компании будут выплачивать только 4% из 12 по ставке вознаграждения.
Эффект «дорожной карты» налицо. На сегодня программой охвачено 3398 проектов, включающих объекты системы ЖКХ, дорожно-ремонтные работы, ремонт и утепление социальных и культурных объектов. При этом занятые на проектах «дорожной карты» получают заработную плату в среднем по стране в размере около 34 тыс. тенге. В разрезе регионов наибольший средний размер заработной платы отмечается в городах Алматы - 47,6 тыс. тенге, Астане - 40,3 тыс. тенге, а также в Акмолинской области - 40,7 тыс. тенге.
В целом реализация «карты» усилит роль малого и среднего бизнеса в процессе индустриализации, будет способствовать повышению производительности труда в обрабатывающей промышленности, увеличению доли не сырьевого сектора.
В результате внедрения Государственной программы форсированного индустриально-
инновационного развития уже к 2014 году Казахстан должен добиться роста ВВП на 50% (в сравнении с 2008 годом), значительного повышения производительности труда, в планах доля не сырьевого экспорта должна возрасти до 40%, а число инновационных предприятий дойти до 10% от количества действующих. При этом энергоемкость ВВП необходимо снизить на 10% (исходя из уровня 2008 года). К 2020 году рост ВВП составит 150%, производительность труда в промышленности возрастет в 1,8 раза, а в сельском хозяйстве - в два раза.
Согласно Прогноза социально-экономического развития страны на 2011-2015 годы, утвержденного Правительством, темпы прироста реального ВВП составит 3,1% в 2011 году, 3,3% - в 2012-м, 3,5% - 2013м, 4,1% - в 2014 - м году. Промышленность вырастет с 3,6 % в 2011 году до 5% в год в планируемом периоде, чему в первую очередь будет способствовать реализация индустриальных проектов и повышение внешнего спроса на экспортную продукцию Казахстана.
В обрабатывающем секторе ожидаются темпы роста с 3,4% в 2011 году до 7,2% к 2015 году. Ставка делается на увеличение производства продуктов питания, получат развитие производства в металлургии
и химической промышленности. Весомую роль в приумножении производства товаров сыграет расширение внутреннего рынка в рамках Таможенного союза.
Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2011-2015 годах составит 4,3% и достигнет к 2015 году 4,8%. Соответственно вырастут объемы услуг транспорта и торговли. С 3% в 2011 году до 3,7 к 2015-му заложен прирост услуг транспорта. Объемы торговли возрастут с 4% в 2011 до 5.4% за период с 2011 по 2015 годы.
Инфляция в эти сроки, по прогнозу Национального банка, будет находится в коридоре 6-8%.
Экономический рост окажет прямое влияние на показатели социальной сферы. Уровень безработицы должен будет снизиться с 6,4% в 2011 году до 5,5% в
2015 году.
К 2015 году Казахстан станет высокотехнологичным государством и войдет в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. В итоге, Казахстан превратится в один из индустриальных локомотивов новой посткризисной экономики 21 века, принимая во внимание современные тенденции экономического развития и опыт антикризисного регулирования разных стран.
Литература
1. План совместных действий Правительства РК, Национального банка РК и Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы
2. Рысты Алибекова. Формируя основу по-сткризисного развития. // Казахстанская правда. 30 июля 2010 года.
3. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана». Астана - 2010 г.
4. Н.К.Нурланова. Экономические вызовы глобализации и посткризисное развитие Казахстана // Вестник КазНУ. Серия экономическая. 3(73). 2009г.
5. Сергей Бирюков. Казахстан: Вариант антикризисной стратегии. // Казахстанская правда. 15 августа 2010 года.
6. Татьяна Браун. Драйверы посткризисного развития. //Казахстанская правда. 24 июня 2010 года.
7. К.А.Сагадиев. Кризис кризисом, но пора подумать и о будущем //Аль Пари, 4, 2009г.
8. Рысты Алибекова. Экономике предвещают подъем. //Казахстанская правда. 3 сентября 2010 года.
э 8 (7162) 78-08-91
Ключевые слова: мировой финансовый и экономический кризис, индустриально-инновационное развитие, макроэкономическая стабильность, модернизация и диверсификация экономики