Научная статья на тему 'Основные направления повышения профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих'

Основные направления повышения профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Михаил Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих»

Управленец №7-8 (11-12) 2010

ФЕДОРОВ Михаил Васильевич

Ректор, доктор экономических наук, доктор геолого-минералогических наук, профессор, действительный член РАЕН

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-00 е-mail: rector@usue.ru

Выдержки из доклада

К вопросу о ПОВЫШЕНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Одно из основных положений экономической программы президента Д.А. Медведева гласит: «Главными требованиями к нашим вузам должны стать не количество докторов и кандидатов наук, аудиторий и квадратных метров площадей, а высокие результаты обучения, высокие международные рейтинги этих самых университетов. Результатом нашей работы должно стать формирование системы непрерывною образования, доступного для каждою человека. Образования, развивающего человека, на протяжении всей его жизни».

Система образования в России, несмотря на трансформации, работает достаточно стабильно. Более того, российская система образования обнаружила внутренние способности к изменению и развитию, смогла адаптироваться к глубоким переменам, которым подверглись экономика и общество.

Признание образования на государственном уровне в качестве одного из приоритетных национальных проектов свидетельствует о серьезности намерений нашей страны занять лидерские позиции в мировом сообществе в ближайшем будущем.

XXI век диктует новые подходы к организации образования. Роль образования меняется от «транслятора знаний» к «конструктору знаний и навыков».

Уральский государственный экономический университет является одним из крупнейших образовательных центров. В университете осуществляется подготовка по более чем 40 специальностям и специализациям. Реализуется более 40 направлений магистерских программ. Ведется подготовка аспирантов и докторантов.

В вузе широк спектр программ дополнительного профессионального образования. Университет сотрудничает со многими университетами мира, среди которых: Загребская школа экономики и менеджмента (Хорватия), Университет Англия Раскин (Кембридж), Университет Восточного Лондона (Англия), Европейский университет Виадри-на (Франкфурт-на-Одере), Высшая школа Висбадена, Пражский экономический университет (Чехия), Харбинский политехнический университет (Китай) и многие другие.

Ученые УрГЭУ реализуют крупные научно-исследовательские проекты:

• «Урал в системе трансазиатского экономического сотрудничества»;

• «Реформирование ЖКХ в регионе»;

• «Стратегии социально-экономического развития моногородов».

Учеными университета разработаны методики, инструментарий научных исследований в субъектах Федерации Уральского федерального округа, осуществляются исследования по эффективности реализации административной реформы; реформы государственной службы; муниципальной реформы. Про-

27—28 мая 2010 г. Научно-практическая конференция «Проблемы качества профессиональной подготовки

и повышения квалификации кадров для государственной гражданской и муниципальной службы в Уральском федеральном округе и пути их решения»

Upravlenets №7-8 (11-12) 2010

водится научно-методическое и консультационное сопровождение реализации долгосрочных целевых программ «Резерв управленческих кадров», спроектирована и внедрена в практику государственного и муниципального управления мониторинговая система социолого-управленческой диагностики социально-экономической и политической ситуации на территориях УрФО.

Более 1400 чел. прошло повышение квалификации в Институте государственного и муниципального управления нашего университета.

Все это позволяет развивать и совершенствовать профессиональные знания на высоком современном качественном уровне.

В реализации замысла создания в экономическом университете специализированного подразделения для обучения и повышения качества экономического и управленческого мышления чиновников есть немало проблем, которые пока не удается решить. Прежде всего эти проблемы рождает действие пресловутого Федерального закона № 94. Нередко в конкурсах на выполнение государственного и муниципального заказа побеждает не то учебное заведение, которое гарантирует высокое качество дополнительного профессионального образования, а малоизвестные «фирмы», которые выставляют заведомо низкие цены на свои услуги, а потом обращаются, в том числе и в наш университет, за помощью высококвалифицированных специалистов. Думаю, что созданная нами ассоциация «Ресурсный кадровый центр государственной и муниципальной службы УрФО» сможет помочь органам государственной и муниципальной власти субъектов Федерации округа в оценке реальных возможностей учебных заведений. Одним из полезных дел могло бы стать составление базы данных о преподавательских кадрах и специалистах УрФО, которых можно было бы привлекать для обучения и повышения квалификации служащих.

Особую обеспокоенность вызывает формирование и подготовка pезерва управленческих кадров. Здесь сохраняется много формализма и ненужной «бумажной» работы. Между тем Уральский государственный экономический университет мог бы оказать органам власти реальную помощь. Планами работы университета на ближайшие годы предусмотрены мероприятия, которые могли бы стать составной частью деятельности ассоциации «Ресурсный кадровый центр государствен-

с

Правительство Свердловской области

Уральское отделение Российской академии наук

о

Администрация муниципального образования «Город Екатеринбург»

13 государственных учебных заведения

J

УГТУ-УПИ

УрГСХА

Урал ГАХА

УрГЮА

УрГЭУ )( УрГППУ )( УрГУ

УГК )( УГМА )( УГЛТУ

ЕГТИ )( УрГПУ )( УрГУПС

Экспериментальная площадка для функционирования и развития автономии научно-образовательного сообщества Среднего Урала

ной и муниципальной службы УрФО». Это научно-методическое сопровождение реализации программ формирования, подготовки и использования резерва управленческих кадров: разработка методик, проведение социально-психологического тестирования кандидатов на зачисление в резерв, социолого-управленческого мониторинга эффективности формирования, подготовки и использования резерва кадров, разработка и внедрение компьютеризированных информационных баз данных.

Наш университет мог бы оказывать образовательные услуги по специальным программам подготовки резерва кадров к исполнению будущих должностных обязанностей, как на базе УрГЭУ, так и с выездом профессорско-преподавательского состава на территорию заказчика. Есть смысл наладить подготовку кадрового резерва по индивидуальным планам без отрыва от работы управленцев, замещающих ключевые государственные должности

С

большой евразиискии университетским комплекс

ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3

Повышение роли университетов в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества

Привлечение инвестиций в сферу образования и науки Уральского региона

Повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов образовательных, научных, производственных, инновационных подразделений, а также учреждений, входящих в БЕУК

Формирование единого образовательного пространства на основе принципов непрерывного образования

Вовлечение в инновационный процесс профессорско-преподавательского состава, научных работников

Research Conference May, 27-28 2010

«Vocational training and up-grading quality problems of the state municipal and public service officers in the Urals Federal District and the way of their solution»

УПРАВЛЕНИЕ:

Управленец №7-8 (11-12) 2010

большой евразиискии университетским комплекс

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Создание единой информационной среды для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности

Создание современной лабораторной и экспериментальной базы для подготовки специалистов по новым направления и специальностям

Формирование структур инновационной деятельности

Развитие международных связей при подготовке и переподготовке специалистов, выполнении совместных научных и инновационных проектов

й

Реализация на базе БЕУК единой системы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров и специалистов образовательных учреждений и организаций различных форм собственности

Выработка рекомендаций для решения актуальных проблем социальноэкономического, технологического и культурного развития регионов и отраслей

Капитализация и защита интеллектуальной собственности на создаваемые наукоемкую продукцию, технологии и услуги

субъекта Федерации, территориальных органов государственной власти, руководителей предприятий приоритетных отраслей экономики, включая организацию стажировок в органах власти субъектов Федерации Уральского федерального округа.

Участие ученых университета в работе экзаменационных и конкурсных комиссий органов власти вскрыло еще одну проблему. Сдающие экзамен на классный чин или участвующие в конкурсах на вакантные должности и зачисление в резерв нередко слабо подготовлены к этим процедурам. Особо - по экономическим и управленческим аспектам. Уместным будет создать систему подготовки методами групповых и индивидуальных занятий, консультаций государственных и муниципальных служащих к участию в конкурсах на зачисление в резерв кадров, про-

БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС

С

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С

Образовательное направление

Международное направление

3

с

Социальное направление

3

с

Правовое направление

3

■с

Научное направление

3

хождению аттестации и сдаче квалификационных экзаменов. В зарубежных странах такие школы функционируют давно.

Ассоциации «Ресурсный кадровый центр государственной и муниципальной службы УрФО» в своей работе следует предусмотреть оказание помощи органам государственной и муниципальной власти в формировании резерва управленческих кадров посредством предоставления информации о перспективных управленцах из числа выпускников вузов региона, талантливых менеджеров из числа государственных, муниципальных служащих и предприятий негосударственного сектора.

Полезным делом могла бы стать информационная база перспективного резерва управленческих кадров.

Помимо формирования и подготовки резерва управленческих кадров, следует предусмотреть и подготовку политического резерва к исполнению обязанностей на выборных должностях в государственных и муниципальных органах представительной власти, помощников депутатов, пресс-секретарей. В университете разработана программа деятельности Высшей политической школы (ВПШ), которая с помощью органов представительной власти могла бы серьезно помочь в подготовке политического резерва.

Значительную роль в координации работы вузов по оказанию помощи органам государственной власти и местного самоуправления могла бы сыграть автономная некоммерческая организация «Большой Евразийский университетский комплекс». Ее участие позволяет более системно организовать и тем самым существенно повысить качество профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий приоритетных отраслей народного хозяйства.

Только объединяя усилия власти и мыслящей элиты, возможно произвести «перезагрузку» системы работы с кадрами, осуществить коренные изменения в образовательной деятельности в области публичного управления, добиться заметного повышения практической отдачи этой деятельности и уровня профессионализма государственных и муниципальных служащих.

27—28 мая 2010 г. Научно-практическая конференция «Проблемы качества профессиональной подготовки

и повышения квалификации кадров для государственной гражданской и муниципальной службы в Уральском федеральном округе и пути их решения»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.