Научная статья на тему 'Основные направления повышения инвестиционной привлекательности туристско-рекреационной сферы Карачаево-Черкесской республики'

Основные направления повышения инвестиционной привлекательности туристско-рекреационной сферы Карачаево-Черкесской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения инвестиционной привлекательности туристско-рекреационной сферы Карачаево-Черкесской республики»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

ЛИТЕРАТУРА

1. Аврамова Е.М., Логинов Д.М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности // Общественные науки и современность. 2002. № 5.

2. Барсукова С.Ю. Социальный капитал и неформальная экономика в России // Мир России. 2003. № 2.

3. Бигграрт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология. Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М., 2002.

4. Бродель Ф. Материальная цивилизация и капитализм. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986.

5. Бюссе С. Социальный капитал и неформальная экономика в России // Мир России. 2002. № 2.

6. Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология. М.: Изд-во РУДН, 2002.

7. Горожанкина М.Е. Экономический институт в контексте теории социального капитала // Научные труды ДонИТУ. Серия: экономическая. 2004. Вып. 70.

8. Градосельская Г.В. Социальные сети: обмен частными трансфертами // Социологический журнал. 1999. № 1/2.

9. Лейбенстайн Х. Х-эффективность // Теория фирмы. СПб., 1995.

10. Патнэм Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 4.

11. Роуз Р. Достижение целей в квазисовременном обществе: социальные сети в России // Общественные науки и современность. 2002. № 3.

12. Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях. М., 1995.

13. Селигмен А. Проблема доверия. М., 2002.

ЧОТЧАЕВА Ф.А.-М.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫшЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СфЕРЫ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

От гибкости и эффективности инвестиционной политики государства по отношению к экономическим субъектам зависит интенсивность их функционирования. Продуманная система привлечения капитала на туристский рынок оздоровляет его, мобилизует внутренние резервы предприятий сферы туризма, дает возможность противостоять конкуренции зарубежных фирм, гораздо более «продвинутых» с точки зрения технологий обслуживания и качества сервиса. Вместе с тем возможности и источники инвестирования в региональный туристский комплекс сегодня крайне ограничены [3, с. 194].

В условиях жёсткой межрегиональной конкуренции на рынке туристских услуг все регионы Юга России крайне заинтересованы в привлечении прямых инвестиций в курортнорекреационную сферу своего региона и предпринимают для этого значительные усилия. Заинтересованность региональных властей в привлечении прямых инвестиций носит вполне прагматичную природу: в результате происходит повышение занятости и рост благосостояния населения, развитие экономической инфраструктуры, увеличение бюджетных доходов, насыщение местного потребительского рынка [2, с. 261].

Достижение сбалансированности на инвестиционном рынке курортно-рекреационного региона связано с формированием полноценных институциональных механизмов, стимулирующих предпринимательскую активность и привлекающих финансовые ресурсы в эту сферу экономики региона. Карачаево-Черкесии не достаточно собственных финансовых ресурсов для решения таких масштабных задач, как освоение и развитие территории туристско-рекреационного комплекса.

В этой связи, по мнению автора, региональные власти должны разработать и осущест-

вить на практике комплексные мероприятия, которые обеспечат приток прямых инвестиций непосредственно на их территорию. Так, одним из основных направлений привлечения в регион инвестиций является государственная поддержка прямых инвестиций, которая сможет осуществляться региональными властями на основе следующих механизмов:

- предоставление бюджетных гарантий. В соответствии с законодательством ряда регионов РФ, инвесторы, желающие разместить свой капитал, могут получить от региональных властей гарантии своим инвестициям;

- страхование инвестиций. Данный вид страхования является специфической формой страховых операций, осуществляется как частными, так и государственными агентствами. Смысл страхования инвестиций заключается в приобретении прямыми инвесторами страховки от обусловленных в страховом договоре рисков. При этом страхование обычно стоит до 1% от суммы инвестируемых средств;

- урегулирование инвестиционных споров. Контроль за соблюдением национального и регионального инвестиционного законодательства со стороны региональных властей и обеспечение на этой основе справедливого урегулирования возможных споров; административная и консультационная поддержка. Прямые инвестиции должны стать предметом особой опеки со стороны государственных органов данного региона. Региональные агентства по развитию должны проводить специальные инвестиционные туры, главная задача которых ознакомить потенциальных инвесторов с возможностями прямых инвестиций и т.д.

Другим важным направлением, по нашему мнению, может быть создание свободных экономических зон, которое в соответствии с мировой практикой является одним из наиболее эффективных механизмов привлечения прямых инвестиций. Как правило, в свободных экономических зонах инвесторам предлагается развитая и удобная экономическая и производственная инфраструктура для развития любых или определенных видов предпринимательской деятельности, а именно: квалифицированная рабочая сила, включая научный персонал; наличие развитых транспортных коммуникаций и современных средств и сетей связи; облегченный режим регистрации предприятий; режим преференций для дополнительной мотивации инвесторов (налоговые льготы, гарантии, прямая финансовая поддержка и т.д.).

Создание специальных побудительных механизмов для потенциальных инвесторов имеет целью повышение конкурентоспособности территории по отношению к другим регионам России. В наиболее общем виде побудительные механизмы могут быть классифицированы на три основные группы: механизмы, направленные на повышение рентабельности прямых инвестиций; механизмы, направленные на снижение издержек инвестора; механизмы понижения рисков для прямых инвесторов.

Чёткая реструктуризация побудительных механизмов и доведение их до сведения прямых инвесторов в ходе активных РК - компаний по продвижению имиджа региона значительно облегчат привлечение финансовых средств.

Наибольший эффект для привлечения в регион прямых инвестиций может принести «интегрированный пакет» побудительных механизмов, сопровождаемый определенными ограничениями (например: минимальный уровень занятости, участие в обучении персонала, установленный процентный минимум использование внутренних компонентов и т.д.).

В состав «интегрированного пакета можно включить: ступенчатое построение налоговых льгот, ослабляющее их по мере окупаемости проекта; быстрое уменьшение стоимости активов (ускоренная амортизация) в соответствии с международными стандартами; помощь со стороны региональных властей в выборе удобных мест для осуществления инвестиционных проектов (инженерные сети, транспортные коммуникации и т.д.); поощрение инвестиционных компаний, ведущих за собой новых инвесторов; интегрированный пакет побудительных механизмов и ограничений должен быть понятен, законодательно подтвержден, стабилен и максимально доведен до сведения потенциальных инвесторов.

Следующим направлением повышения инвестиционной привлекательности туристско-рекреационной сферы региона создание эффективной информационной системы для привлечения потенциальных инвесторов. Недостаточно создать выгодные условия для привлечения инвесторов, необходимо, чтобы информация об этом достигла потенциальных инвесторов и вызвала их интерес. Информационная система для привлечения потенциальных инвесторов

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

должна соответствовать основным требованиям: адресность; полнота и актуальность; привлекательность.

Информация о привлекательности региона для прямых инвестиций должна распространяться среди общественных организаций, международных ассоциаций и агентств. Также мероприятия по созданию благоприятного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов должны включать в себя комплекс практических действий по распространению коммерчески важных сведений о регионе, его рекламе и необходимому уровню консультирования.

К числу основных мероприятий по созданию благоприятного имиджа региона следует отнести: тематические семинары (выездные и региональные) по привлечению инвестиций в экономику региона; научно-практические конференции по определению перспективных способов по привлечению инвестиций в регион; целевые рекламные компании в СМИ; непосредственные контакты с главными редакторами основных новостных агентств и телеканалов; проведение «инвестиционных туров» по территории региона для групп потенциальных инвесторов; участие в международных выставках и торговых ярмарках.

Финансовая поддержка и содействие со стороны региональных властей инвесторам, могут в значительной степени усилить конкурентоспособность территории в борьбе за привлечение инвестиций. Инструментарий финансовой поддержки и содействия на региональном уровне, как правило, включает в себя: участие в финансировании проектов; создание региональных финансово-промышленных групп; внешние займы; поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках принятых региональных программ.

Рассмотрим, как вышеупомянутые мероприятия по привлечению в регион инвестиций реализуются в Карачаево-Черкесии, применительно к туристско-рекреационному комплексу региона.

Значимым индикатором интереса региональных властей к развитию туристической отрасли явилось создание в 2003 г. Администрации туристско-рекреационного комплекса «Дом-бай-Архыз», расположенной в г. Карачаевске, в непосредственной близости от основных туристско-рекреационных зон и площадок реализации соответствующих инвестиционных проектов. Администрация имеет хорошее кадровое и материально-техническое обеспечение, поддержку региональных властей и чёткое видение приоритетов и стратегии развития курортно-рекреационной сферы.

В республике ведется активная работа по оценке перспектив развития туризма в регионе. Руководство туристско-рекреационного комплекса «Домбай-Архыз» получает большое количество инвестиционных проектов, разработанных и предлагаемых как местными организациями, так и внешними компаниями. Все предлагаемые проекты подразумевают комплексное развитие данных территорий по следующим основным направлениям: строительство современных туристических комплексов, развитие туристической инфраструктуры; реконструкция, техническое перевооружение подъемников, горнолыжных трасс; оборудование туристических маршрутов, смотровых площадок, мест промежуточного отдыха пунктами питания, продажи изделий национальных промыслов, сувениров и т.д.; создание и поддержка спасательных и медицинских служб в туристических зонах; организация мастерских народных промыслов и ремёсел; развитие и модернизация производственной и социальной инфраструктуры района Домбай-Теберда-Архыз (энергосбережение, транспорт, газификация, связь, здравоохранение); строительство транспортного тоннеля, способного связать территорию Карачаево-Черкесии с Черноморским побережьем.

Последнее очень важно в связи с проведением Зимней Олимпиады в 2014 г. на территории Большого Сочи.

Следует также отметить, что, по нашему мнению, одним из основных направлений повышения инвестиционной привлекательности туристско-рекреационной сферы региона является нормативно-правовое обеспечение благоприятных условия для внешних инвесторов. Определенную лепту в данном направлении должен внести Закон КЧР «О туристско-рекреационной территории «Домбай-Архыз» в соответствии, с которым российские и иностранные предприниматели, вкладывающие средства в развитие этой курортной зоны, будут пользоваться поддержкой республиканских властей и налоговыми льготами.

Так, в соответствии с вышеуказанным законом российские и иностранные предприниматели, решившие вложить средства в развитие курортов Карачаево-Черкесской республики,

после прохождения соответствующей регистрации и получения статуса резидента туристско-рекреационной территории «Домбай-Архыз» будут пользоваться поддержкой республиканских властей и налоговыми льготами. Инвесторы «освобождаются от уплаты налогов и сборов в части сумм, подлежащих зачислению в региональный бюджет. Также снижается ставка налога на прибыль организаций в части подлежащих зачислению в бюджет Карачаево-Черкесской республики до 12%». Указанные льготы не распространяются на фирмы, в составе учредителей которых есть созданные на территории Карачаево-Черкесской республики организации или физические лица - жители республики [3, ст. 9].

ЛИТЕРАТУРА

1. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития: Науч.-практ. пособие. Калининград: БИЭФ, 2001.

2. Закон Карачаево-Черкесской республики «О развитии туристско-рекреационного комплекса «Домбай-Архыз» № 56-РЗ от 16.10.2003. Принят Народным Собранием 26.09.2003 года (с изменениями от 21.11.2003).

3. Розанова Т.П. Организационно-экономический механизм интенсивного развития туризма в Российской Федерации: Дисс. ... докт. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2002.

РУБАНИК Е.А.

иммиграция как восполнение дефицита рабочей силы

Эффективное ресурсное обеспечение рынка труда Российской Федерации является одним из основных факторов благоприятного развития экономики страны. По данным Минэкономразвития России темпы роста ВВП за 2004-2006 гг. составляли 5,2-6% в год. Увеличение размеров валового накопления капитала (ежегодно на 16-32%) дает возможность ожидать значительного приращения новых рабочих мест и сокращения безработицы до экономически приемлемого уровня в 2,2 млн. человек (2-3% экономически активного населения). Импульсом роста занятости является и прогнозируемый рост малых предприятий - до 2010 г. в 2,3 раза, и как минимум удвоения численности работающих в них [19, с. 29].

Данные благоприятные прогнозы могут не оправдаться вследствие сложной демографической ситуации в России, которая определила тенденцию снижения количества трудовых ресурсов в стране. Коэффициент суммарной рождаемости в 2006 г. в России был равен 1,3, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения (нормативный коэффициент - 2,2). То есть восстановление поколения родителей поколением детей происходит только на 60% [1, с. 17]. Увеличиваются и показатели превышения смертности над рождаемостью. Средняя продолжительность жизни в России составляет 59 лет для мужчин и 72 для женщин [15].

Численность постоянного населения России сократилась за первое полугодие 2006 года на 348,7 тыс. человек (на 0,24%) и на 1 июля составляла 142,4 млн. человек [27]. По прогнозным оценкам, к 2016 г. численность постоянного населения страны составит 134,3 млн. человек (сократится по сравнению с 2006 г. на 8,1 млн.) [19, с. 26]. Экономически активное население страны к концу декабря 2006 г. составило, по данным Росстата, 74,3 млн. человек, или около 52% от общей численности населения страны [18]. Однако это не означает, что во всех возрастных группах будет одинаковое соотношение работающих и иждивенцев. В перспективе выбывающие из трудоспособного возраста станут превосходить количество людей, достигающих его. Это повлечет за собой рост нагрузки на бюджет пенсионной системы, более того, будет влиять на всю систему взаимоотношений в обществе. Доля людей пенсионного возраста, по прогнозам, будет превышать 36% всего населения, то есть работающим необходимо будет содержать треть населения [12, с. 5]. Многие ученые и политики причину прогрессирующей депопуляции видят в низком уровне жизни. Бесспорно, это сказывается на рождаемости. В тоже время анализ ситуации в 12 странах с самой низкой рождаемостью, сре-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.