Научная статья на тему 'Инструмент привлечения инвестиций в развитие горного туризма — информационная поддержка'

Инструмент привлечения инвестиций в развитие горного туризма — информационная поддержка Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
244
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / ГОРНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кутузова Е. Л.

Создание эффективной информационной системы для привлечения потенциальных инвесторов является одной из важных задач, обеспечивающих требуемого для туристско-рекреационного района результата. Недостаточно создать выгодные условия для привлечения инвестиций; необходимо, чтобы информация об этом достигла потенциальных инвесторов и вызвала их интерес. Информационная система для привлечения потенциальных инвесторов должна соответствовать основным требованиям: адресность; полнота и актуальность; привлекательность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кутузова Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструмент привлечения инвестиций в развитие горного туризма — информационная поддержка»

это те же отрасли, производство в которых особенно чувствительно к изменению тарифов. Согласно расчетам выигрыши потребителей по этим товарам превосходят потери производителей. Это следует принимать во внимание при принятии решений о тарифной политике.

Таким образом, проведенные расчёты позволяют сделать следующие выводы:

- небольшие изменения в уровне тарифов не приведут к серьезному отрицательному влиянию на выпуск продукции и занятость населения в Ставропольском крае после вступления РФ в ВТО;

- никаких критических последствий с точки зрения безработицы не ожидается;

- необходимо проведение активной политики, направленной на повышение мобильности рабочей силы;

- при снижении тарифов на 5% выигрыш потребителей предположительно можно оценивать как положительный вследствие экономии потребительских расходов, что будет превышать потери производителей и этот факт необходимо учитывать при изменении тарифной ставки;

- возможности правительства защищать отдельные отрасли после присоединения к ВТО будут действительно ограничены, поэтому в процессе переговоров необходимо выбрать приоритетные отрасли и оговорить отсрочку открытия отдельных рынков согласно условиям данной организации;

- вступление в ВТО может привести к спаду в отдельных отраслях, поэтому уже сейчас необходимо предпринимать меры для решения проблем реструктуризации производства и снижения струк-

й турной безработицы. Вместе с тем отказ от вхождения в эту организацию не снимет необходимости решения этих проблем.

П

л ь

о

ЛИТЕРАТУРА.

1. Интернет-проект министерства экономического развития и торговли Ставропольского края «Став-о рополье — территория сотрудничества» // http://www.stavinvest.ru.

^ 2. Отраслевой анализ присоединения России к ВТО. Российский национальный совет Международной ^ торговой палаты совместно с отраслевыми союзами и ассоциациями и РАН. М.: Весна, 2001. □ 3. Отчёт о научно-исследовательской о опытно-конструкторской работе: разработка прогнозов соци-^ ально-экономических последствий вхождения России в ВТО. Министерство экономического раз-^ вития и торговли РФ, Государственный университет — Высшая школа экономики. М.: Юристъ,

о

I—

ф

I—

х о а ф

X

2002.

§ КУТУЗОВА Е.Л.

| ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ ГОРНОГО ТУРИЗМА —

а ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА <

> -

о

0

1_

0

1_

* Создание эффективной информационной системы для привлечения потенциальных инвесторов

о является одной из важных задач, обеспечивающих требуемого для туристско-рекреационного райо-

0 на результата. Недостаточно создать выгодные условия для привлечения инвестиций; необходимо, ^ чтобы информация об этом достигла потенциальных инвесторов и вызвала их интерес. Информаци-

1 онная система для привлечения потенциальных инвесторов должна соответствовать основным треда бованиям: адресность; полнота и актуальность; привлекательность.

Информационная поддержка процесса аккумулирования источников инвестирования горного

| туризма должна проводится в двух параллельных направлениях: информирование потенциальных

® инвесторов об инвестиционном потенциале туристско-рекреационного комплекса региона и, создан-

I ном региональными властями, благоприятном налоговом климате в сфере туризма в Карачаево-Чер-

| кесской республике, а также информационная поддержка имиджа региона как центра горнолыжно-

^ го туризма, ориентированного на потенциальных покупателей регионального турпродукта.

На рисунке 1 представлены мероприятия, формирующие направления информационной поддержки процесса аккумулирования источников инвестирования в регионе1.

Информация о привлекательности региона должна распространяться среди общественных организаций, международных ассоциаций и агентств. При этом могут использоваться следующие медиа-средства: брошюры, статистические буклеты; обзоры экономических рынков; экономические обозрения; базы данных на CD-ROM; Интернет (Website с обратной связью) [2, с. 216].

Направления информационного обеспечения развития туризма в регионе

Информирование потенциальных инвесторов об инвестиционном потенциале региона

Базы данных об инвестиционных проектах по развитию туризма в регионе

научно-практические конференции по определению перспективных способов по привлечению инвестиций в регион

тематические семинары (выездные и региональные) по привлечению инвестиций в экономику региона

экономические обозрения в специализированных журналах

участие в международных выставках и торговых

проведение «инвестиционных туров» по территории региона для групп потенциальных инвесторов

Формирование имиджа курортного региона, ориентированное на потенциальных туристов

Базы данных об услугах предоставляемых туристскими объектами КЧР

Фестивали, конкурсы, спортивные соревнования, проводимые в горных курортах региона

Массированная реклама санаторно-курортного комплекса региона в различных средствах массовой информации

Website с обратной связью

П

л ь

и

CD 7

0J

01

Z

m

о

ь

N □

ГУ

Ö

I—

ф

I—

s о а ф

X >

0

1_

О х х Ф m

I—

О

а

ö <

>

о о

Рисунок 1. Комплекс мер по информационной поддержке процесса аккумулирования источников

инвестирования в регионе [2, с. 216]

Мероприятия по созданию благоприятного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов должны включать в себя комплекс практических действий по распространению коммерчески важных сведений о регионе, его рекламе и необходимому уровню консультирования.

Информационная поддержка привлечения инвестиций в развитие горного туризма в регионе требует комплексного подхода, координируемого органами власти региона. По нашему мнению, необходимо учредить при Администрации туристско-рекреационного комплекса «Домбай-Архыз» Инфо-центр, основными задачами которого могли бы стать:

- создание реестра туристских объектов Карачаево-Черкесской республики, с полной инфор-

1 Авторская позиция.

о о

CL

о ф

о ф

О

мацией о деятельности предприятий туристской сферы, перечне оказываемых этими предприятиями услуг, с возможностью интерактивной связи для потенциальных инвесторов;

- формирование единого имиджа (бренда) туристско-рекреационного комплекса региона;

- информационная поддержка туристских предприятий региона1.

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются как предприятия туристско-рекреаци-онного комплекса, так и потенциальные инвесторы, заинтересованные в капитальных вложениях, является недостаток достоверной и полной информации об инвестиционных проектах. В этой связи, основной функцией предлагаемого Инфо-центра должно стать формирование полной и достоверной информационной базы данных обо всех инвестиционных проектах региона и инвестиционном потенциале уже функционирующих туристских объектов. Основным инструментом для создания предлагаемой базы данных о туристских объектах и инвестиционном потенциале сферы туризма Карачаево-Черкесской республики может стать Интернет сайт, созданный при Администрации туристско-рекреационного комплекса «Домбай-Архыз». С помощью Интернет-сайта Инфо-центра туристско-рекреационного комплекса «Домбай-Архыз» потенциальные инвесторы могли бы легко найти информацию о необходимой организации, узнать о профиле ее деятельности, о руководстве, получить контактную информацию и посредством системы связаться с нужным лицом.

Создание ШеЬ-страницы для учреждения, организации, фирмы и предприятия туристско-рек-^ реационного комплекса — это возможность заявить о себе и предоставляемых туристских услугах го огромному количеству пользователей Интернета, а также осуществить быстрый поиск потенциальных инвесторов, способных оценить перспективы проекта и обладающих достаточными финансовы-

П л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ ми ресурсами. Создание Инфо-центра туристско-рекреационного комплекса Карачаево-Черкесской ^ республики позволит увеличить адресность и полноту информации об инвестиционных проектах в ^ сфере развития горного туризма для потенциальных инвесторов.

о Однако было бы ошибочным рассматривать Интернет в качестве основного и чуть ли не един-

^ ственного инструмента информационной поддержки процесса аккумулирования источников инвес-^ тирования горного туризма в регионе. Немаловажное значение имеет, проводимая властями, РЯ-кам-□ пания по популяризации горнолыжных курортов Карачаево-Черкесской республики. ^ Туристская сфера крайне чувствительна к экономическим, политическим, климатическим и дру-^ гим изменениям, которые могут резко сократить поток туристов. Для потенциальных покупателей 0 региональный турпродукт неизбежно ассоциируется с конкретной территорией, регионом. При при® нятии решения о поездке в тот или иной регион турист учитывает не только стоимость предостав-о ленных услуг, но уровень политической и экономической стабильности в этом регионе. Несомнен-® ное улучшение социально-политического положения в регионе не доведено, в должной мере, до большинства граждан страны. В этой связи органам государственной власти Карачаево-Черкесской республики необходимо провести массированную РЯ-кампанию, для того, чтобы сформировать благоприятное общественное мнение о регионе. Подобная кампания, конечно же, потребует значительных финансовых вложений, которые необходимо предусмотреть в региональном бюджете. Эти вложения о в дальнейшем, несомненно, окажут положительной влияние на развитие сферы горного туризма в

о регионе и будут возвращены в бюджет Карачаево-Черкесской республики в виде налоговых поступ-<

и лений.

Одним из важных составляющих общественного мнения является мнение профессионалов, экс-2 пертов. В этой связи необходимо интенсифицировать работу по организации различных конферен-* ций, симпозиумов, посвященных развитию туризма, на которых специалисты со всей России могли о бы обмениваться мнениями, и, что самое важное, таким образом, информация об инвестиционном потенциале региона способна охватить значительную часть потенциальных инвесторов.

Помимо проведения различных научных конференций для привлечения прямых инвестиций в развитие горного туризма необходимо проводить «инвестиционные туры» по территории региона для групп потенциальных инвесторов. Организация подобных «инвестиционных туров» должна быть на самом высоком уровне и включать в себя как рабочую часть (обсуждения инвестиционных проектов), так и развлекательную составляющую (знакомство с туристическими объектами, экскурсии по местам исторических памятников, концерты известных исполнителей, фестивали и т.д.) [1, с. 99]. Для информационной поддержки развития горнолыжных курортов Карачаево-Черкесской рес-

х

0

1_

О

х Ф

О

о о.

публики необходимо проводить активную работу со средствами массовой информации, организовывать на курортах различные фестивали, проводить спортивные соревнования высокого уровня.

Для информационного обеспечения самого инвестиционного процесса предложено сформировать базу данных о перспективных направлениях инвестирования, обо всех туристских объектах Карачаево-Черкесской республики, с возможностью интерактивной связи, а также с гарантиями достоверности информации, обеспечиваемыми Администрацией туристско-рекреационного комплекса «Домбай-Архыз».

В рамках информационной поддержки процесса аккумулирования инвестиций в развитие туризма следует определить комплекс мер, направленных на формирование устойчивого брэнда регионального турпродукта, формирующего платежеспособный спрос на услуги туристических объектов региона. Новый туристский брэнд региона Карачаево-Черкесской республики должен включать в себя следующие составляющие (таблица 1): экологически чистая территория; древняя история; кавказское гостеприимство и приветливость местного населения; центр горнолыжного туризма; высокий уровень сервиса на туробъектах горнолыжных курортов; транспортная доступность и т.д.1

Таблица 1. Составляющие нового брэнда региона, информирующие о достоинствах

горнолыжных курортов КЧР2

Составляющая Содержание Лозунг (Эмблема)

Экологически чистая территория Ботанические памятники природы Геоморфологические памятники природы Водные памятники природы Ландшафтные памятники природы Минеральные источники Тебердинский биосферный заповедник

Древняя история На территории КЧР вы узнаете множество фактов из истории Скифов, Алан и хазар, увидите истоки развития в России христианской и мусульманской религий (древние христианские храмы, руины древних аланских городов, древние могильники, щелковый путь) КЧР - калейдоскоп исторических памятников прошлого

Кавказское гостеприимство Богатый этнографический потенциал, национальные блюда, одежда, танцы Кавказское гостеприимство встретит вас на каждом шагу

Центр горнолыжного туризма Самые длинные горнолыжные трассы в России, ледники и уникальные пещеры Горнолыжный курорт, как для профессиональных лыжников, альпинистов, так и для семейного отдыха

Высокий уровень сервиса, и широкий спектр услуг «Apres ski» Санатории и гостиницы Домбая, Теберды и Архыза прелагают сауны, бильярдные, крытые бассейны, ночные дискотеки, конные прогулки, исторические экскурсии Домбай - Российский Куршавель

П

л ь

и

CD 7

0J

Ol

z m

0 ь

N □

01

^

a t— ф i— s о a ф

m

S

x >

0

1_

О x x Ф m i— О

a

ö <

>

о

0

1_

0

1_

о

Ô m О i—

О

о

CL

о ф

Таким образом, при формировании имиджа горнолыжных курортов Карачаево-Черкесской республики следует делать упор на то, что это всесезонные курорты с хорошими горнолыжными трассами, гостиницами, предоставляющими широкий спектр услуг, способные удовлетворить не только требования профессионалов горнолыжников, альпинистов, спелеологов, но и обеспечить спокойный семейный отдых на горнолыжном курорте с богатой культурной программой и возможностью бальнеологического лечения.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Адзянов А.А. Стратегическое управление коммуникативной политикой продвижения туристских услуг. Монография. Сочи, 2004.

2. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. Калининград: БИЭФ, 2001.

1 Авторская позиция.

2 Составлено автором.

о

X

О О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.