Научная статья на тему 'Основные направления повышения эффективности использования финансовых средств в сфере образования'

Основные направления повышения эффективности использования финансовых средств в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ / FORMATION / FINANCING / EFFICIENCY OF THE USE THE FINANCIAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихалиева Н. Ш.

Рассматриваются основные проблемы финансирования образования и предлагаются эффективные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TREND OF INCREASING TO EFFICIENCY OF THE USE THE FINANCIAL FACILITIES IN SPHERE OF THE FORMATION

They Are Considered main problems of the financing the formation and are offered efficient ways of their decision.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения эффективности использования финансовых средств в сфере образования»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Шихалиева Н.Ш., соискатель Дагестанского государственного технического университета Рассматриваются основные проблемы финансирования образования и предлагаются эффективные пути их решения. Ключевые слова: образование, финансирование, эффективность использования финансовых средств.

MAIN TREND OF INCREASING TO EFFICIENCY OF THE USE THE FINANCIAL FACILITIES IN SPHERE OF THE FORMATION

SHihalieva N., the applicant, Dagestan state technical university They Are Considered main problems of the financing the formation and are offered efficient ways of their decision.

Keywords: formation, financing, efficiency of the use the financial facilities.

В настоящее время реформа образования в стране проводится в сложных условиях, при явном дефиците финансирования текущей деятельности учебных заведений со стороны федерального и региональных бюджетов. Практически не выделяется финансирование на реконструкцию учебных заведений и их развитие. Однако достаточное финансирование деятельности учебных заведений следует отнести к одному из основных факторов повышения качества образовательных услуг.

Сегодня можно наблюдать следующие основные проблемы, тормозящие развитие начального, среднего и высшего профессионального образования:

- крайне нестабильное финансирование на федеральном и региональном уровнях;

- недостаточность нормативов для системы финансирования;

- слабое развитие технологии внебюджетного финансирования;

- нехватка кадров для управления финансированием и собственностью в системе профессионального образования;

-отсутствие гарантий финансирования и показателей экономического развития для учебных заведений.

При этом можно отметить следующее:

1. Ключевым механизмом для решения обозначенных проблем и повышения качества и доступности системы образования может стать возросшая автономность учебных заведений (в соответствие с принятым в 1996 г. Законом), достигаемая через делегирование им соответствующих задач и полномочий. В свою очередь, учебные заведения должны стать более подотчетными в части финансовой деятельности и реализуемой стратегии развития. Ответственность за выполнение всех задач должна быть возложена на руководителей учебных заведений. Ежегодный отчет учебного заведения должен включать в себя результаты эффективности использования государственных и внебюджетных средств.

2. Учебные заведения должны отчитываться о:

- целях и конечных сроках учебного процесса;

- об управлении человеческими ресурсами;

- эффективности использования государственных финансовых средств и внебюджетных фондов;

- политике финансирования и управлении финансированием;

- содержании ежегодной деятельности;

- выполнении бизнес-планов.

3. Ежегодные отчеты должны утверждаться:

-финансовым аудитором учебного заведения;

-руководством учебного заведения;

-внешним независимым аудитором.

4. Отчет должен содержать все необходимые правительству и другим структурам (пенсионные фонды и налоговая инспекция) данные по управлению финансированием. В случае неудовлетворительности отчета, может быть организована проверка органами управления и общественности.

5. Следует ускорить разработку законодательной базы по результатом достижения согласия в обществе, что приведет к скорейшей интеграции политики в области образования и экономики. Особенного внимания требует налоговый кодекс и приватизация в силу их конфронтации с предпринимательством на институциональном уровне.

6. Для определения оптимальной роли государства и государ-

ственного финансирования в ПОО необходим анализ рынка труда и квалификации обучаемых. В настоящее время переход к альтернативным способам финансирования без их детальной разработки на теоретическом и правовом уровнях не представляется приемлемым. Роль государственного финансирования не должна более оставаться неизменной, но она определяется уровнем экономического и социального развития.

7. Представляется возможным выдвинуть следующие предложения:

7.1. Введение специальной формы налогообложения на региональном уровне с учетом нужд региональных систем ПОО;

7.2. Разработка и классификация на государственном уровне квалификаций для начального и профессионального образования по федеральным, межрегиональным и межотраслевым специальностям и профессиям. Эта классификация может стать основой для дифференцированных моделей управления, включая финансирование;

7.3. Введение на государственном уровне законодательного запрета на любые ограничения для поступления студентов из других субъектов РФ в региональные и муниципальные учебные заведения, финансируемые из региональных бюджетов;

7.4. Экспериментальная апробация нового подхода к финансированию начального и среднего профессионального образования:

- финансирование как метод управления на основе бизнес планов;

- финансирование как способ накоплений (для этого необходимы действительные показатели накоплений в профессиональном образовании).

8. Следует пересмотреть систему государственных фондов, перейти от «бюджетной системы» к «системе корзины потребителя».

9. Для стимулирования внебюджетного финансирования целесообразно обеспечить необходимые финансовые побудительные мотивы (освобождение от налога за предоставление образовательных услуг третьей стороне; налоги на имущество и привлечение фондов (федеральный, межрегиональный, межотраслевой и региональный) для профессионального образования; налог на имущество, как способ генерирования основной части доходов и перспективная форма налогообложения).

10. Создание механизма выравнивания различий меду регионами в части их экономического потенциала в области финансирования образовательных учреждений профессионального образования.

11. Обеспечение сбалансированной реформы управленческих уровней в области образования и механизмов финансирования начального и среднего профессионального образования (модели практической децентрализации должны быть релевантны моделям финансирования).

Следует отметить и несоответствие в целом системы государственных ваучеров на образование, применяемой в отдельных странах Европы, конкретной социально-экономической и моральнопсихологической ситуации в России. Текущая ситуация характеризуется неразвитым и несовершенным рынком услуг в области профессионального образования, а также отсутствием адекватных механизмов стимулирования инвестиций в образование со стороны

работодателей. В современном контексте роль федерального и региональных бюджетов незаменима в части их вклада в развитие социального партнерства и движущих сил рынка.

При этом эффективность использования финансовых средств в сфере образования может опираться на следующие основные принципы:

-приоритетность образования в современном обществе;

-сбалансированность рыночного и гуманистического подходов к образованию в существующих условиях.

Сегодня в зарубежных странах используются комбинации различных моделей финансирования образования, которые, в основном, сводятся к трем группам[1]:

-модель финансирования, ориентированная на свободный рынок;

-модель финансирования образования, ориентированная на смешанное финансирование (государство, работодатели, частный бизнес, разные доноры, индивидуальные пользователи образования);

-антирыночная модель социального финансирования образования: государство и предприятия в установленном порядке отвечают за финансирование образования в целом; лишь в исключительных обстоятельствах привлекаются к финансированию обучающиеся и их семьи.

Сегодня наблюдается определенная тенденция сближения этих моделей. Ни одна из них нигде не применяется в чистом виде.

Текущая же ситуация в области финансирования профессионального образования в России характеризуется низким уровнем бюджетного финансирования, увеличением региональной и социальной дифференциации, возрастанием неравенства в доступе к качественному образованию, низкой эффективностью использования финансовых ресурсов, непрозрачностью имеющихся в системе образования значительных внебюджетных средств.

При этом дальнейшему развитию и совершенствованию системы финансирования образования в Российской Федерации может способствовать:

1. По стратегическим вопросам финансирования профессионального образования:

Для Российской Федерации можно рекомендовать модель смешанного финансирования профессионального образования (комбинация государственных, частных и «третьих» средств). Составные части и механизмы такой системы смешанного финансирования должны определяться и детально разрабатываться с учетом общефедеральных и региональных особенностей и предпосылок и исходя из наличных или доступных государственных, частных и иных средств. В разработке этой модели и ее реализации должны принимать действенное участие все те, кого она касается: органы управления образованием, учебные заведения, ассоциации обучающихся, социальные партнеры. В разрабатываемую концепцию рекомендуется включить дифференцированные региональные подходы или региональные субмодели.

Нормативы государственного финансирования профессионального образования должны определяться, исходя из объективных потребностей его функционирования и развития, отражающих сбалансированные цели, а не из имеющихся в данный момент времени финансовых ресурсов государства. Текущее бюджетное финансирование может осуществляться с учетом этих нормативов в соответствии с возможностями бюджетов всех уровней. При формировании нормативов и механизмов (моделей) финансирования профессионального образования в России особенно важное значение имеет учет демографических, экономических, культурных и национальных особенностей российских регионов.

Основательный и только в высшей степени объективный анализ экспериментов по апробации подушевого финансирования может способствовать разработке обоснованных нормативов.

Предоставить более широкие полномочия, связанные с финансированием профессионального образования, непосредственным потребителям и пользователям образовательных услуг путем использования новых систем финансирования, основывающихся на его многоканальности, введении образовательного кредита, индивидуальных сберегательных образовательных счетов и т.п.

Принять во внимание, что ваучерная система финансирования профессионального образования сама по себе не создает дополнительных источников финансирования, а представляет собой лишь один из возможных каналов распределения финансовых средств посредством обучающихся. Система предполагает наличие у госу-

дарства достаточных финансовых средств на образование с тем, чтобы придать ГИФО характер реальной силы спроса на образовательные услуги.

Ваучерная система используется обычно лишь для решения отдельных конкретных задач в сфере образования или на отдельных уровнях образования. Даже в тех странах, где эта система находит относительно более широкое применение (Дания, Великобритания), она отнюдь не выступает всеобщим инструментом финансирования образования и не в состоянии оптимизировать решение всех вопросов финансирования.

Тем не менее, нельзя недооценивать положительные моменты и эффекты применения ваучеров в комбинации с образовательным кредитованием, целевыми сберегательными программами и т.д.

2. По вопросам бюджетного финансирования системы профессионального образования:

Определить цели, задачи и ожидаемые результаты исполнения каждого уровня профессионального образования исходя из принципа получения общественно полезных результатов, оправдывающих выделение государственных (бюджетных) средств. Рекомендуется больше учитывать результаты деятельности образовательных учреждений при выделении бюджетных средств.

Система бюджетного финансирования должна постепенно модернизироваться в сторону предоставления учебным заведениям финансово-хозяйственной самостоятельности и перехода от постатейного финансирования средств к глобальному финансированию учебных заведении. Это требует весьма точного определения, разграничения и согласования финансово-хозяйственной ответственности разных уровней (федеральный, региональный, муниципальный, институциональный).

Такая система финансирования должна сопровождаться и дополняться эффективными системами (в том числе, независимыми от государства) инспектирования, мониторинга, консультирования, внешней и внутренней оценки и публичной отчетности учебных заведений об использовании средств.

Эта включает реализацию государственного образовательного заказа на основе тендера и соревнования.

3. По вопросам внебюджетного финансирования системы профессионального образования:

Внебюджетное финансирование должно основываться на четырех основных посылках:

- оно не должно привести к тому, чтобы государство стало сокращать бюджетное финансирование;

- оно призвано дополнять бюджетное финансирование;

- оно не может осуществляться в ущерб образовательной деятельности и качеству профессионального образования;

- оно не приводит к дальнейшему чрезмерному углублению дифференциации среди учебных заведений.

Обеспечить прозрачность внебюджетного финансирования путем создания Попечительских и Наблюдательных советов в профессиональных учебных заведениях, с обязательным участием в них социальных партнеров и спонсоров при систематическом информировании общественности, введении новых форм отчетности и т.п.

Создать правовые и налоговые условия, позволяющие и облегчающие объединение части внебюджетных средств на различных уровнях в интересах их концентрации на инновационных направлениях профессионального образования (соотношение может быть дифференцировано). Но во всяком случае, в распоряжении учебного заведения должно оставаться по крайней мере столько средств, сколько нужно для дальнейшего стимулирования привлечения этих средств.

Поощрять развитие разнообразных форм привлечения внебюджетных средств с учетом европейского и мирового опыта.

Через механизмы социального диалога повысить мотивацию работодателей и других конечных потребителей образовательных услуг к различным формам и способам финансирования профессионального образования

Одобрить и распространить разработанные в рамках проекта ДЕЛФИ материалы по внебюджетным средствам профессиональных учебных заведений

Развить предпринимательские, финансово-хозяйственные и общие управленческие навыки и знания руководителей профессиональных учебных заведений. Это предполагает разработку тренинговых программ и модулей, предложение краткосрочных семинаров и курсов. В более длительной перспективе актуальным станет

введение вузовской подготовки по менеджменту образования с упором на финансово-экономические вопросы.

Создать благоприятные правовые и налоговые условия для внебюджетной деятельности профессиональных образовательных учреждений, для их всевозможных спонсоров, особенно работодателей и благотворительных фондов.

Продолжить обсуждение и изыскание путей создания в Российской Федерации, так называемого, «третьего», неприбыльного

сектора образования и способствовать учредительству соответствующих неприбыльных и негосударственных образовательных организаций (целевые группы: социально незащищенные, дети/взрослые с ослабленным здоровьем, мигранты, люди с продолжительной безработицей и др.).

Литература:

1. Ермольева Э. Частная высшая школа в Латинской Америке // Высшее образование в России, 1998, №3.

МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИИ НЕСТАБИЛЬНОГО РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Магомедова П.Н., к.э.н., ст. преподаватель Дагестанского государственного технического университета

Рассматриваются подходы и методика проведения маркетинговых исследований медицинскими учреждениями в нестабильных условиях рынка.

Ключевые слова: медицинское учреждение, нестабильный рынок, маркетинговые исследования.

METHODSES OF THE UNDERTAKING THE MARKETING STUDIES SLOPPY MARKET MEDICAL GOODS AND SERVICES

Magomedova P., Ph.D., head teacher, Dagestan state technical university They Are Considered approaches and methods of the undertaking the marketing studies by medical institutions in sloppy condition market. Keywords: medical institution, sloppy market, marketing studies.

Любому маркетинговому исследованию предшествует выяснение объективной потребности в его проведении. В общем случае маркетинговое исследование представляет собой сложный, иерархически структурированный процесс, последовательно развертывающийся во времени с учетом высокого уровня динамики современного российского рынка. Таким образом, в условиях нестабильного рынка маркетинг медицинских товаров и услуг должен быть адаптивным или маркетинговые исследования должны обеспечивать медицинскому учреждению возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям экономической среды. Для этого проводимые исследования должны регулярно повторяться по мере того, как в маркетинговой среде происходят изменения. Другими словами, после проявления различных изменений на рынке медицинских услуг и товаров, которые могут повлиять на эффективность функционирования лечебно-профилактических учреждений, необходимо четко сформулировать и проанализировать возникшие проблемы, установив границы происходящих изменений. Затем провести маркетинговые исследования рынка в рамках установленных границ и получить данные, требующиеся для принятия решений в новых условиях функционирования. Определение границ проведения повторных исследований следует выполнить из чисто экономических соображений т.к. это позволяет значительным образом сократить объемы проводимых исследований за счет их выполнения по усеченной программе в выбранных пределах. Затем на основе вновь открывшихся обстоятельств необходимо выполнить корректировку ранее принятых решений.

В случае же существенного изменения условий хозяйствования медицинских учреждений на рынке повторные маркетинговые исследования требуется проводить в полном объеме и в соответствии с полученными результатами изменить программу дальнейшего поведения на рынке. При этом, для проведения маркетингового исследования, первым делом следует разработать план его реализации, который в общем случае может состоять из следующих этапов.

1. Проведение мониторинга экономической среды и выявление в ней проблемных ситуаций. Формирование по полученным данным полной текущей ситуации экономической среды, состоящей из модели объекта управления, модели системы управления и модели внешней среды.

2. Сравнить полученную полную ситуацию с полной ситуацией, при которой проводились предыдущие маркетинговые исследования.

3. Оценить результаты сравнения по следующей бинарной

шкале ««произошли несущественные изменения» « произошли существенные изменения»». Если произошли несущественные изменения в экономической среде, то новые маркетинговые исследования не проводятся, и осуществляется переход к п. 1. В противном случае принимается решение о необходимости проведения повторных маркетинговых исследований, и переходят к п.4.

4. Провести анализ и определить область влияния происшедших изменений. В частности установить каково их влияние на качество оказываемых учреждением медицинских услуг и эффективность его функционирования в новых условиях.

5. По результатам анализа определить цели и выполнить постановку задач проводимого исследования. Установить границы проводимого исследования, т.е сегменты рынка на которых целесообразно провести исследование согласно поставленной задачи.

6. Разработать концепцию проводимого исследования.

7. На основании поставленных целей сформулировать гипотезы, определяющие основные пути достижения поставленных целей, которые в процессе проводимого исследования должны быть подтверждены или опровергнуты;

8. Выбрать методы проведения маркетинговых исследований (с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее походящий набор инструментов, которые будут использоваться на конкретных отдельных этапах исследования).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сформировать план проведения исследования, определяющего последовательность проводимых мероприятий направленных на изучение закономерностей экономической среды и преобразование ситуации на объекте управления с учетом границ проводимого исследования (объекта управления, управляющей системы и рынка медицинских товаров и услуг) и территории проводимого исследования (муниципалитет, регион, государство).

10. Реализовать сформированный план исследования.

11. Выполнить сбор данных, их фильтрацию и первичную обработку с помощью заранее установленных формальных методов и инструментов.

9. Структурировать полученные данных, выполнив перевод голых цифр в осмысленную информацию, путем их статистической обработки и анализа.

10. Сделать выводы по полученным результатам:

- если неопределенность и риски сняты, то следует прейти в режим ожидания и наблюдения за изменениями рынка, т.е. перейти к п.1;

- если не хватает достоверных данных для принятия эффективных решений, то расширить границы проводимого исследования, перейти к п.4;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.