Научная статья на тему 'Методики проведения маркетинговых исследований нестабильного рынка медицинских товаров и услуг'

Методики проведения маркетинговых исследований нестабильного рынка медицинских товаров и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
997
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / НЕСТАБИЛЬНЫЙ РЫНОК / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / MEDICAL INSTITUTION / SLOPPY MARKET / MARKETING STUDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедова П. Н.

Рассматриваются подходы и методика проведения маркетинговых исследований медицинскими учреждениями в нестабильных условиях рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODSES OF THE UNDERTAKING THE MARKETING STUDIES SLOPPY MARKET MEDICAL GOODS AND SERVICES

They Are Considered approaches and methods of the undertaking the marketing studies by medical institutions in sloppy condition market.

Текст научной работы на тему «Методики проведения маркетинговых исследований нестабильного рынка медицинских товаров и услуг»

введение вузовской подготовки по менеджменту образования с упором на финансово-экономические вопросы.

Создать благоприятные правовые и налоговые условия для внебюджетной деятельности профессиональных образовательных учреждений, для их всевозможных спонсоров, особенно работодателей и благотворительных фондов.

Продолжить обсуждение и изыскание путей создания в Российской Федерации, так называемого, «третьего», неприбыльного

сектора образования и способствовать учредительству соответствующих неприбыльных и негосударственных образовательных организаций (целевые группы: социально незащищенные, дети/взрослые с ослабленным здоровьем, мигранты, люди с продолжительной безработицей и др.).

Литература:

1. Ермольева Э. Частная высшая школа в Латинской Америке // Высшее образование в России, 1998, №3.

МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИИ НЕСТАБИЛЬНОГО РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Магомедова П.Н., к.э.н., ст. преподаватель Дагестанского государственного технического университета

Рассматриваются подходы и методика проведения маркетинговых исследований медицинскими учреждениями в нестабильных условиях рынка.

Ключевые слова: медицинское учреждение, нестабильный рынок, маркетинговые исследования.

METHODSES OF THE UNDERTAKING THE MARKETING STUDIES SLOPPY MARKET MEDICAL GOODS AND SERVICES

Magomedova P., Ph.D., head teacher, Dagestan state technical university They Are Considered approaches and methods of the undertaking the marketing studies by medical institutions in sloppy condition market. Keywords: medical institution, sloppy market, marketing studies.

Любому маркетинговому исследованию предшествует выяснение объективной потребности в его проведении. В общем случае маркетинговое исследование представляет собой сложный, иерархически структурированный процесс, последовательно развертывающийся во времени с учетом высокого уровня динамики современного российского рынка. Таким образом, в условиях нестабильного рынка маркетинг медицинских товаров и услуг должен быть адаптивным или маркетинговые исследования должны обеспечивать медицинскому учреждению возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям экономической среды. Для этого проводимые исследования должны регулярно повторяться по мере того, как в маркетинговой среде происходят изменения. Другими словами, после проявления различных изменений на рынке медицинских услуг и товаров, которые могут повлиять на эффективность функционирования лечебно-профилактических учреждений, необходимо четко сформулировать и проанализировать возникшие проблемы, установив границы происходящих изменений. Затем провести маркетинговые исследования рынка в рамках установленных границ и получить данные, требующиеся для принятия решений в новых условиях функционирования. Определение границ проведения повторных исследований следует выполнить из чисто экономических соображений т.к. это позволяет значительным образом сократить объемы проводимых исследований за счет их выполнения по усеченной программе в выбранных пределах. Затем на основе вновь открывшихся обстоятельств необходимо выполнить корректировку ранее принятых решений.

В случае же существенного изменения условий хозяйствования медицинских учреждений на рынке повторные маркетинговые исследования требуется проводить в полном объеме и в соответствии с полученными результатами изменить программу дальнейшего поведения на рынке. При этом, для проведения маркетингового исследования, первым делом следует разработать план его реализации, который в общем случае может состоять из следующих этапов.

1. Проведение мониторинга экономической среды и выявление в ней проблемных ситуаций. Формирование по полученным данным полной текущей ситуации экономической среды, состоящей из модели объекта управления, модели системы управления и модели внешней среды.

2. Сравнить полученную полную ситуацию с полной ситуацией, при которой проводились предыдущие маркетинговые исследования.

3. Оценить результаты сравнения по следующей бинарной

шкале ««произошли несущественные изменения» « произошли существенные изменения»». Если произошли несущественные изменения в экономической среде, то новые маркетинговые исследования не проводятся, и осуществляется переход к п. 1. В противном случае принимается решение о необходимости проведения повторных маркетинговых исследований, и переходят к п.4.

4. Провести анализ и определить область влияния происшедших изменений. В частности установить каково их влияние на качество оказываемых учреждением медицинских услуг и эффективность его функционирования в новых условиях.

5. По результатам анализа определить цели и выполнить постановку задач проводимого исследования. Установить границы проводимого исследования, т.е сегменты рынка на которых целесообразно провести исследование согласно поставленной задачи.

6. Разработать концепцию проводимого исследования.

7. На основании поставленных целей сформулировать гипотезы, определяющие основные пути достижения поставленных целей, которые в процессе проводимого исследования должны быть подтверждены или опровергнуты;

8. Выбрать методы проведения маркетинговых исследований (с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее походящий набор инструментов, которые будут использоваться на конкретных отдельных этапах исследования).

9. Сформировать план проведения исследования, определяющего последовательность проводимых мероприятий направленных на изучение закономерностей экономической среды и преобразование ситуации на объекте управления с учетом границ проводимого исследования (объекта управления, управляющей системы и рынка медицинских товаров и услуг) и территории проводимого исследования (муниципалитет, регион, государство).

10. Реализовать сформированный план исследования.

11. Выполнить сбор данных, их фильтрацию и первичную обработку с помощью заранее установленных формальных методов и инструментов.

9. Структурировать полученные данных, выполнив перевод голых цифр в осмысленную информацию, путем их статистической обработки и анализа.

10. Сделать выводы по полученным результатам:

- если неопределенность и риски сняты, то следует прейти в режим ожидания и наблюдения за изменениями рынка, т.е. перейти к п.1;

- если не хватает достоверных данных для принятия эффективных решений, то расширить границы проводимого исследования, перейти к п.4;

- если произошли изменения условий функционирования, то выделить их границы и провести локальные маркетинговые исследования в рамках произошедших изменений;

-если произошли существенные изменения условий функционирования, то провести полномасштабные повторные исследования.

11. Сформировать программу управления объектом с учетом выполненного анализа изменений экономической среды.

Таким образом, основной задачей любого маркетингового исследования является сбор, обработка и анализ данных о состоянии экономической среды с целью снижения уровня неопределенности, препятствующего принятию эффективных управленческих решений в нестабильных условиях рынка и тем самым повышающих эффективность функционирования лечебных учреждений на рынке медицинских товаров и услуг.

Обычно исследованиям подвергается рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия. Основой исследований маркетинга служат общенаучные и аналитико-про-гностические методы. Основные же задачи маркетинга определяются разработками, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности медицинского учреждения[1].

Провести маркетинговое исследование можно несколькими способами. Небольшие учреждения, не имеющие своего отдела маркетинга, обычно обращаются за помощью к специалистам. Крупные разветвленные структуры, как правило, имеют у себя в штате маркетологов. Осуществлять маркетинговое исследование своими силами стоит, если в учреждении есть высококвалифицированная аналитическая группа способная провести анализ и выработать мероприятию по повышению эффективности функционирования медицинского учреждения. В настоящее время медицинским учреждениям для проведения маркетинговых исследований целесообразно воспользоваться услугами специализированных организаций.

Цель проведения маркетинговых исследований обычно соответствует сложившейся в рыночной среде ситуации. Она вытекает из стратегических установок маркетинговой деятельности учреждения и направлена на снижение уровня неопределенности и повышение эффективности принимаемых управленческих решений. Правильно выявить и сформулировать цели исследования удастся, если будет точно определена проблема, которую необходимо решать. Определение проблем включает: выявление последствий связанных с происходящими изменениями среды, определение возможных причин или базовых проблем, порождающих выявленные негативные последствия. При этом четко сформулированная проблема и поставленная задача являются важнейшими факторами проведения эффективных маркетинговых исследований.

В общем случае цели исследований могут быть поисковыми, предусматривать сбор предварительных данных, проливающих свет на проблему. Они могут быть так же описательными, предусматривающие описание определённых явлений (например, выяснить численность клиентов пользующихся определенным медицинским препаратом). Бывают также экспериментальные цели, предусматривающие проверку гипотезы о какой-то причинноследственной связи (например, о том, что снижение стоимости на перевязочные материалы вызовет увеличение объемов их реализации).

После того, как цели исследования ясно сформулированы, отбираются нужные источники информации. Любая информация может быть первичной или вторичной. Вторичные данные, представляют собой отправную точку исследования, так как определяются информацией, которая уже есть в наличии и на основании которой выявлены цели исследования. Вторичные данные содержаться во внутренних (отчеты медицинского учреждения о прибылях и убытках, бухгалтерские документы и т.д.) и во внешних источниках (справочники, статистическая литература, периодические материалы). Сбор первичной информации наиболее трудная часть исследования. Для этого разрабатывается специальный план проведения мониторинга экономической среды, предусматривающий предварительный выбор методов и инструментария проведения исследования с целью выявления проблемных ситуаций.

Разработав план исследования, необходимо собрать необходимую для принятия управленческих решений информацию. Это самый дорогой и самый чреватый ошибками этап исследования,

т.к., например, при проведении опросов можно столкнуться со следующими проблемами[2]:

- с некоторыми из опрашиваемых респондентов невозможно будет связаться по причине их отсутствия, и попытку придется повторять снова и снова;

- другие, возможно, откажутся от участия в опросе;

- третьи будут отвечать с пристрастием;

- пристрастным может оказаться и тот, кто собирает информацию.

Следующий этап маркетингового исследования связан с извлечением из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов. Другими словами, необходимо отфильтровать и выбрать только те полученные данные, которые непосредственно или косвенно связаны с достижением стоящей цели исследования. После отбора данных их структурируют и сносят в специальные таблицы, на основе которых выводят или рассчитывают показатели эмпирического распределения, сравнивают их со стандартными видами распределений. При этом наибольшую важность при обработке и анализе материалов имеют прогностические расчеты относительно развития исследуемых проблем. Затем исследователь решает, какие методы статистики могут быть эффективно использованы. Для получения общих сведений исходные данные обрабатывают с помощью современных статистических методов. Широко используются методы экстраполяции, моделирования, экспертных оценок[3].

Представление полученных результатов является заключительным этапом маркетингового исследования. Исследователь представляет основные результаты исследования, необходимые руководству для принятия управленческих решений. Исследование является полезным, если с его помощью уменьшена неопределенность, с которой столкнулись специалисты и руководители учреждения. Но следует помнить, что полностью неопределенность устранить нельзя, т.к. возможности сбора и переработка данных могут быть ограничены или физически - при отсутствии соответствующих методов сбора информации, или по причине экономической нецелесообразности проведения дорогостоящих исследований.

Итогом проведенного исследования является разработка выводов и рекомендаций. Они должны вытекать непосредственно из результатов исследования, быть аргументированными и достоверными, направленными на решение исследуемых проблем.

Результаты исследования представляются в виде краткого общедоступного изложения исследования, либо в виде полного отчета, в котором в наглядной форме излагается схема исследования, и содержатся детально обоснованные выводы и рекоменда-ции[4]. При этом результаты грамотно проведенного маркетингового исследования могут послужить толчком для коренных преобразований медицинского учреждения.

К основным методам проведения маркетинговых исследований можно отнести: наблюдение, эксперимент и опрос. Опрос, в отличие от наблюдения, требует активного общения исследователя с социальной группой респондентов, а экспериментальные методы дают более убедительные результаты.

Эксперимент выполняется на основе имитации планового воздействия на события. Эксперимент требует отбора сопоставимых между собой групп субъектов и создания для этих групп разных условий. Цель подобных исследований сводится к выяснению причинно-следственных связей между различными событиями, происходящими на рынке. Следует отметить, что упростить проведение эксперимента можно путем имитационного моделирования процессов, протекающих на объекте исследования и в его окружающей среде. Для этого строится алгоритмическая модель процессов функционирования объектов в различных условиях окружающей среды и проводится машинный эксперимент с полученными моделями. Это также позволяет исключить прямые воздействия экспериментатора на объект управления, т.к. они могут привести к негативным последствиям.

Наблюдение представляет собой пассивный эксперимент, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой, не вмешиваясь в события. Например можно наблюдая за работой поликлиники, выяснять, что люди думают о проводимом в ней лечении, подмечать как конкретные врачи справляются со своими обязанностями и т.п.

Опрос потребителей медицинских услуг лучше всего подходит для поисковых исследований. Он удобен и при проведении

описательных исследований. Опросы проводят, чтобы получить информацию о знаниях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности, для оценки эффективности работы медицинского учреждения и качества оказываемых им услуг. При выборе источников первичных данных у маркетологов всегда есть выбор из двух основных инструментов проведения исследования - опрос пациентов путем заполнения анкет или использование технических средств для проведения опроса.

Анкета представляет собой ряд вопросов задаваемых в определенном порядке и по определенной схеме, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета представляет собой очень гибкий инструмент, в том смысле, что вопросы можно задавать различными способами. Анкета требует тщательной проработки, и устранения недостатков до начала широкого использования. В ходе разработки анкеты отбираются вопросы, которые необходимо знать ответ, выбирать форму этих вопросов, их формулировки и последовательность, учитывая, сто первые вопросы должны заинтересовать опрашиваемого респондента.

Выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов и опрашиваемому респонденту необходимо просто выбрать один из ответов. Открытый вопрос дает возможность опрашиваемому респонденту высказать собственное мнение отвечать своими словами. На закрытые вопросы люди дают ответы, которые легче интерпретировать, сводить в таблицы, подвергать статистическому анализу. Открытые вопросы полезны на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают о том или ином товаре или фирме. Формулирование вопросов требует осторожности и надо пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа.

Вопросы для анкеты обычно одинаковы для всех и, задав их представителям различных социальных групп, можно получить богатый материал для сравнений и выводов. Однако по экономическим соображениям следует планировать оптимальный объем выборки, так как выборка представляет собой ту минимальную часть населения, которая должна адекватно отражать мнение населения в целом. Должен быть разработан такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам исследования. Для этого надо ответить на три вопроса[5]:

1. Кого опрашивать? Исследователь должен решить, какая именно информация ему нужна и кто именно, вероятней всего может ею располагать.

2. Какое количество людей необходимо опросить? Большие выборки надежнее, но они дорогие и поэтому приходится ограничиваться минимально допустимыми выборками по законам статистики.

3. Каким образом следует отбирать участников выборки? Можно воспользоваться методом случайного отбора. Отбор может основываться и на интуиции исследователя, который полагает, что именно эта группа лиц может послужить наилучшим источником информации.

Способ связи исследователя с аудиторией напрямую зависит от метода исследования. Так если данные собираются путем наблюдения, то уж точно не потребуются телефон или почта, а в процессе опроса без телефона или личной встречи не обойтись. Таким образом, существуют три способа контакта с участниками выборки: по телефону, почте или при личном интервью.

Интервью по телефону является лучшим методом быстрого сбора информации. В ходе его интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы. Однако имеется два основных недостатка телефонных интервью: опросить можно только тех, у кого есть телефоны, беседа должна быть краткой по времени и не носить личного характера.

Анкета, рассылаемая по почте, может быть средством вступления в контакт с лицами , которые либо не соглашаются на личное интервью, либо на них может сказаться влияние исследователя. Главным недостатком этого метода является малый процент возврата анкет.

Личное интервью представляет собой универсальный метод проведения опроса. Можно задать много вопросов, дополнить результаты беседы своими личными наблюдениями. Этот метод является самым дорогим из трех представленных. Он требует самого тщательного планирования и контроля. Личные интервью бывают двух видов: индивидуальные и групповые.

Индивидуальные интервью предполагают посещение людей на дому, по месту работы или встречу с ними на улице. Интервьюер должен добиться сотрудничества, беседа может длиться от нескольких минут до нескольких часов. В ряде случаев в качестве компенсации за потраченное время опрашиваемым людям вручают денежные суммы или небольшие подарки.

Групповое интервью заключается в приглашении до 10 человек на несколько часов для беседы со специально приглашенным интервьюером о товаре, услуге, организации или проблеме. Ведущий должен обладать высокой квалификацией, объективностью, знанием темы и отрасли деятельности, о которой идет речь, и умением разбираться в специфике группового и потребительского поведения. В противном случае результаты беседы могут оказаться бесполезными или вводящими в заблуждение. За участие в беседе необходимо выплатить денежное вознаграждение. Беседа начинается с общих вопросов, ведущий поощряет свободный и непринужденный обмен мнениями между участниками интервью в расчете на то, что динамика группового поведения выявить их подлинные чувства и мысли. Высказывания записывают с помощью магнитофона и затем изучают. Групповые интервью представляют собой один из основных исследовательских методов маркетинга, позволяющих узнать мнение и чувства потребителей.

Вторичная информация представляет собой информацию, которая была предварительно получена из внутренних и внешних источников, и как правило, собрана для целей отличных от цели исследования. Источники вторичной информации делятся на внутренние (документация фирмы: бюджеты, отчеты, счета, предыдущие исследования и т.д.) и внешние. Внешние источники вторичной информации обычно включают[5]:

-материалы законодательного и инструктивного характера, публикуемые государственными учреждениями;

-отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров; -издания некоммерческих исследовательских организаций (например, отделений академий наук, университетов, институтов, материалы конференций и т.д.);

-специализированные журналы по отраслям промышленности и товарным группам;

-периодическая печать (газеты, журналы, статистические сводки, правительственные газеты и т.п.);

-телевидение и радио (источник информации об объемах рекламы, выводимой в эфир конкурентами);

- Интернет.

Достоинствами вторичной информации являются: быстрота получения, низкая стоимость, легкость использования, большое количество источников, непредвзятость. Недостатки: не всегда отвечает целям исследования, может быть устаревшей, не всегда известны цели и методы сбора информации, может быть дезинформацией.

При этом маркетинговое исследование можно разбить на две части:

В первой рассматривать процесс оказания медицинских услуг, как объект маркетингового исследования. Внутренние источники, на основе представленных документах о количестве врачей занятых лечением пациентов, их заработной плате, количестве обслуженных пациентов, издержек процесса оказания медицинской помощи и т.д. , могут помочь разобраться в таких вопросах, как :

- какое количество врачей той или иной специальности более целесообразно использовать в медицинском учреждении;

- во сколько смен лучше организовывать лечение пациентов;

- какое количество лекарственных и перевязочных средств должно находиться на хранении, что - бы не было перебоев в работе и др.

Из внешних источников можно узнать о передовых методах лечения, новых технологических разработках и технических решениях.

Вторую часть маркетингового исследования следует проводить, рассматривая лечебное учреждение не только как оказывающее медицинские услуги, но и как предприятие, реализующее свою продукцию на рынке. В этом случае, используя внутренние источники вторичной информации, можно увидеть какое количество медицинских работников (врачей, медсестер) и медицинского оборудования лучше использовать для реализации оказываемых услуг. Проследить сезонные колебания потребительского спроса на различные виды медицинских услуг, колебания спроса по районам города, региона. Внешние источники (газеты, журна-

лы, Интернет сайты) могут рассказать о возможных конкурентах, их продвижении на рынке, новости по интересующим отраслям, предприятиям. Можно использовать материалы, публикуемые государственными учреждениями, например публикуемые Государственным комитетом по статистике.

Не смотря на то, что существуют недостатки вторичной информации: она может быть устаревшей, может быть не надежной, ее объем может быть огромен, но она является самым простым и дешевым способам маркетингового исследования. При грамотном подходе даже источников вторичной информации может быть достаточно, что бы использовать их для получения требуемых данных и выявить основные проблемы в работе медицинского учреждения и изменить его работу в лучшую сторону.

Литература:

1. Галкин РА., Двойников С.И., Павлов В.В., и др. Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении. - Самара, СПБ.: Перспектива, 1998.

2. Голубков Г.Л. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология.- М: Финпресс, 1998.

3. Кузнецов В. Методологические основы экономических оценок и расчетов статистических показателей платных услуг//Воп-росы экономики, 1995, № 8.

4. Коваленко А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

5. Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. - М.: Книжный мир, 1998.

АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИОННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Исмаилова Ш.Т., д.э.н., проф., зав. каф., Магомедов Р.Г., к.э.н., докторант,

Дагестанский государственный технический университет

Рассмотрены принципы организации и структура адаптивного управления процессом реализации инновационных строительных проектов в нестабильных условиях рынка.

Ключевые слова: инновационный строительный проект, адаптивное управление, информационное обеспечение.

ADAPTIVE MANAGEMENT REALIZATION INNOVACIONNYH BUILDING PROJECT

Ismailova SH., Ph.D., prof., Magomedov R., Ph.D., the applicant, Dagestan state technical university

The Considered principles to organizations and structure of adaptive management process to realization uuH0eaulu0HH0-building project in sloppy condition market.

Keywords: innovacionnyh building project, adaptive management, dataware.

Основную роль в реализации инновационно-строительного проекта играет управление выполнением подрядных работ производственными подразделениями инновационно-строительного объединения, включающего строительные предприятия, проектные институты, предприятия связанные с производством строительных материалов и конструкций, а также научные и учебные заведения. В процессе управления обычно последовательно выполняются различные функции. К основным таким функциям следует отнести планирование, организацию, контроль, учет, анализ и регулирование. В управлении выполнением подрядных работ указанные функции повторяются до тех пор, пока данный управленческий цикл, предназначенный для достижения заданного результата, не будет завершен. Повторяемость функций и их содержание зависят от стабильности условий, в которых функционирует инновационное строительное объединение. Чем стабильнее условия работы, тем устойчивее повторяются управленческие мероприятия каждой функции управления в цикле. Однако, учитывая нестабильность рыночных условий функционирования объединения, указанные функции часто меняют свое содержание в соответствии с внешними и внутренними изменениями влияющих на строительный процесс факторов. Следовательно, все перечисленные функции управления должны обладать механизмами адаптации принципов их реализации по мере изменений условий реализации инновационного проекта.

Наиболее важным принципом адаптации управления реализацией проектов является выбор управленческих мероприятий по аналогии с новой текущей ситуацией, определяющей текущее состояние строительного производства с ранее встречавшимися уже ситуациями и хранящимися в качестве накопленного опыта функционирования.

Наиболее эффективно данный способ адаптации можно реализовать при описании ситуаций строительного производства в виде нечеткой модели допустимых состояний с применением для представления оценок состояний лингвистических переменных. При этом выбор и реализация управленческих мероприятий выполняется по следующей методике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Описать текущее состояние (ситуации) строительного производства с помощью вектора оценок и представить их в нечеткой форме.

2. Выполнить сравнение текущей ситуации с эталонными ситуациями, отражающими накопленный опыт управления инновационными проектами.

3. Выбрать наиболее близкую по своему содержанию эталонную ситуацию к текущему состоянию строительного производства.

4. Выбрать мероприятия, планируемые для проведения на производстве в соответствии с выявленной эталонной ситуацией.

5. Скорректировать выявленные организационные и управленческие мероприятия, в соответствии с имеющимися существенными различиями между текущей и эталонной ситуациями.

6. Реализовать выявленные мероприятия и провести анализ полученных результатов в смысле улучшения текущего состояния производства.

7. В случае неудовлетворительного результата повторить цикл управления строительным производством.

Обычно в нестабильных условиях функционирования циклы управления весьма разнообразны и отличаются пространственными границами, продолжительностью во времени, поставленными задачами, путями и средствами этих задач. С учетом рыночных требований структура адаптивного управления строительным производством может быть следующим образом (см. рис. 1).

Кроме основных функций в процессе управления могут быть выделены еще и вспомогательные функции, определяющие административно - хозяйственную деятельность комплекса. К основным таким вспомогательным функциям можно отнести: администрирование, координирование и стимулирование. Однако, основное содержание управленческого процесса отражает совокупность основных функций. Каждая функция выполняет определенные задачи. Комплекс этих задач и определяет содержание функций, а совокупность операций, выполняемых в соответствии с методом управления, задающим порядок следования операций и их содержания в соответствии с условиями решаемой задачи, представляет собой процедуру принятия управленческого решения. Этим самым и определяется технология управления.

Функции управления закрепляются за определенными функциональными и проектными службами управляющей системы (имеется в виду, при матричной организационной структуре управления процессом реализации инновационного проекта). При этом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.