Научная статья на тему 'Основные направления поддержи предприятий на федеральном и региональном уровнях в рамках реализации проекта "Международная кооперация и экспорт"'

Основные направления поддержи предприятий на федеральном и региональном уровнях в рамках реализации проекта "Международная кооперация и экспорт" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальный проект «Международная кооперация и экспорт» / федеральный и региональный уровень поддержки / Челябинская область / экспорт несырьевых неэнергетических товаров и услуг. / national project “international cooperation and export” / Federal and regional level of support / Chelyabinsk region / export of non-primary non-energy goods and services.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полунин Дмитрий Игоревич, Павлова Галина Геннадьевна

Исследована специфика развития экспорта путём достижения целей национальных проектов. Особое внимание уделено государственной поддержке экспортно ориентированных предприятий. Доказано, что сдерживающим фактором для роста экспорта Российской Федерации является уровень предпринимательского климата в стране, регуляторных и административных условий ведения бизнеса. Даны рекомендации по возможным вопросам взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF SUPPORT OF ENTERPRISES AT THE FEDERAL AND REGIONAL LEVELS IN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT “INTERNATIONAL COOPERATION AND EXPORT”

The article is devoted to the study of the specifics of export development by achieving the goals of national projects. The analysis of institutional conditions of promotion of domestic enterprises on the international market is carried out. Special attention is paid to the state support of export-oriented enterprises. It is proved that the level of the business climate in the country, regulatory and administrative conditions of doing business is a limiting factor for the growth of exports of the Russian Federation. On the example of the Chelyabinsk region, recommendations on possible issues of interaction between Federal and regional authorities in the framework of the implementation of «International cooperation and export» are given.

Текст научной работы на тему «Основные направления поддержи предприятий на федеральном и региональном уровнях в рамках реализации проекта "Международная кооперация и экспорт"»

УДК 338.246.2 ББК 65.298

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ»

Д. И. Полунин, Г. Г. Павлова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Исследована специфика развития экспорта путём достижения целей национальных проектов. Особое внимание уделено государственной поддержке экспортно ориентированных предприятий. Доказано, что сдерживающим фактором для роста экспорта Российской Федерации является уровень предпринимательского климата в стране, регуляторных и административных условий ведения бизнеса. Даны рекомендации по возможным вопросам взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти.

Ключевые слова: национальный проект «Международная кооперация и экспорт», федеральный и региональный уровень поддержки, Челябинская область, экспорт несырьевых неэнергетических товаров и услуг.

THE MAIN DIRECTIONS OF SUPPORT OF ENTERPRISES AT THE FEDERAL AND REGIONAL LEVELS IN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT "INTERNATIONAL COOPERATION AND EXPORT"

D.I. Polunin, G.G. Pavlova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

The article is devoted to the study of the specifics of export development by achieving the goals of national projects. The analysis of institutional conditions of promotion of domestic enterprises on the international market is carried out. Special attention is paid to the state support of export-oriented enterprises. It is proved that the level of the business climate in the country, regulatory and administrative conditions of doing business is a limiting factor for the growth of exports of the Russian Federation. On the example of the Chelyabinsk region, recommendations on possible issues of interaction between Federal and regional authorities in the framework of the implementation of «International cooperation and export» are given.

Keywords: national project "international cooperation and export", Federal and regional level of support, Chelyabinsk region, export of non-primary non-energy goods and services.

Международная торговля является опорой современных внешнеполитических интересов и проблем стран во всём мире. Поэтому изучение её характера, динамики развития и современной структуры является значимым элементом в установлении внешней политики государства и его программ развития. Особенность заключается в том, что она предусматривает обмен товарами и услугами между экономическими операторами из разных стран посредством экспорта и импорта, различных торговых операций, осуществляемых в рамках внешнеторговых контрактов.

Проблемы продвижения отечественных предприятий на внешний рынок с помощью государственной поддержки всегда были актуальными для исследований учёных-эконо-

мистов, теоретиков и практиков международных экономических отношений. Из российских исследователей наибольшего внимания, на наш взгляд, заслуживают труды А. А. Ки-зима и Е. Д. Фролова, а также аналитический доклад под руководством Е. Г. Ясина [1; 4; 5], и другие. Анализ показал, что на сегодняшний день, к сожалению, среди российских компаний реальной международной конкурентоспособностью обладают лишь занятые в экспортно ориентированном сырьевом секторе и производстве военной техники и вооружений. Однако по сравнению с ведущими транснациональными корпорациями их позиции на мировом рынке не столь прочны.

В условиях углубления системного кризиса назрела необходимость изменения социально-

экономической политики, системы и структуры государственного управления, поиска и реализации эффективных путей преодоления угроз дальнейшего погружения в кризис [3].

На основе анализа факторов экономического развития необходимо решить проблемы освоения новых технологий и оборудования, а также создать дополнительные экономические, правовые и административные стимулы для российских и зарубежных инвесторов, уменьшить ставки государственных и банковских кредитов, осуществить льготное кредитование эффективных инвестиционных проектов [2].

При этом стоит отметить, что интенсивному развитию международной торговли способствуют прежде всего унификация правовых, административных и организационно-технических правил и практики регулирования внешней торговли государством.

В мае 2018 г. был разработан и утверждён Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Данный документ стал базисной программой развития страны, в котором сформулированы приоритетные направления сотворения высоко конкурентной экономики на ближайшие годы. Для его исполнения Правительство Российской Федерации в конце декабря завершило работу над формированием новых национальных проектов и определило цели и задачи на период до 2024 г. Их направленность заключается в достижении прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, формирования условий и возможностей для самореализации и раскрытия одарённости каждого человека1.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что внедрение на международный рынок всё большего количества отечественных высокотехнологичных товаров, продуктов питания и услуг рассматривается не только как ключ к росту российской макро-, но и микроэкономики. Что в конечном итоге приводит к повышению уровня благосостояния граждан. При этом все ресурсы государственной поддержки в этой области сосредоточены в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт», паспорт которого был разработан Министерством промышленности и торговли РФ.

При разрешении поставленных задач для достижения цели необходимо тесное взаимо-

1 Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16. - URL: http://government.ru/news/35168/.

действие федеральных и региональных органов государственной власти. На данный момент сделано немало.

Федеральный уровень. С 1 июля 2019 г. действует нулевая ставка НДС при экспорте работ и услуг2.

Правительство Российской Федерации одобрило законопроект о либерализации валютного контроля в экспорте, который предусматривает отмену с 1 января 2020 г. требования о репатриации резидентами экспортной выручки в российской валюте в отношении несырьевых товаров и поэтапную отмену этого требования в отношении экспорта сырьевых товаров3.

Также начала действовать государственная мера поддержки компаний, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности. Для компаний, которые принимают участие в данной программе, коммерческие ставки банков будут снижены до 4,5 %. Важно, что государство даёт вполне конкретный сигнал бизнесу — на протяжении нескольких лет будет зафиксирована льготная кредитная ставка. Правительством Российской Федерации по этой программе предусмотрено более 327 млрд р4.

Кроме того, Российский экспортный центр совместно с Министерством промышленности и торговли и Министерством экономического развития создают Единую систему продвижения экспорта за рубежом и в субъектах Российской Федерации. Это должно сократить сроки предоставления мер поддержки экспортёрам и упростить схему обращения за поддержкой в зарубежные представительства.

Однако специфика заключается в том, что для успешной реализации данного проекта,

2 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»: Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-Ф3.

3 О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»: Проект Федерального закона от 26 сентября 2019 г. № 753653-7-ФЗ.

4 О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции: Постановление Правительства России от 23 февраля 2019 г. № 191.

Товарная структура экспорта и импорта Челябинской области, тыс. долл. США

Статьи товарной структуры Экспорт Импорт

2017 2018 2017 2018

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (кроме текстильного) 125 780,5 108 244,1 83 151,3 122 383,7

Минеральные продукты 122 993,0 158 798,2 932 020,3 1 023 406,5

Продукция химической промышленности, каучук 91 117,2 94 907,6 162 867,8 169 181,2

Кожевенное сырьё, пушнина и изделия из них 126,0 102,9 3 833,1 4 929,8

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 8 913,2 14 457,6 11913,3 17 005,4

Текстиль, текстильные изделия и обувь 10 254,2 11 964,4 28 871,2 25 517,1

Металлы, драгоценные камни и изделия из них 4 097 850,2 4 352 684,8 493 891,4 378 572,4

Машины, оборудование и транспортные средства 378 018,8 364 910,0 947 525,4 966 779,6

Другие товары 134 606,3 148 109,9 46 021,9 68 044,2

Всего 4 969 659,4 5 254 179,5 2 710 095,7 2 775 819,9

задействован каждый регион Российской Федерации, что в свою очередь способствует развитию как его экспортного, так и импортного потенциала.

Региональный уровень. В качестве драйвера увеличения российского экспорта товаров и услуг проанализируем экономику Челябинской области.

Челябинская область — субъект Российской Федерации, входящий в Уральский федеральный округ. Регион включает в себя 317 муниципальных образований, в том числе 16 городских округов, 27 муниципальных районов, 27 городских поселений и 247 сельских поселений. Административный центр и крупнейший населённый пункт области — город Челябинск1.

Ход исполнения национального проекта «Международная кооперация и экспорт» поручено контролировать Региональному проектному офису.

Наиболее существенным направлением деятельности в столице Южного Урала являются металлургия и производство готовых металлических изделий, на долю которых сейчас приходится более 70 % объёма всей выпускаемой промышленными предприятиями города продукции.

Товарная структура экспорта и импорта Челябинской области представлена в таблице [7].

Исходя из таблицы видно, что сальдо торгового баланса в 2017-2018-е гг. положительное, при этом в структуре экспорта преобладали металлы,

1 Челябинская область. — URL: https://ru.wikipedia. о^/шЫ/Челябинская_область.

драгоценные камни и изделия из них, а в импорте — машины, оборудование и транспортные средства и минеральные продукты.

После проведённого анализа возникает вопрос: могут ли органы государственной власти Российской Федерации способствовать увеличению экспорта несырьевых неэнергетических товаров и услуг на территории Челябинской области? И если да, то как?

Далее излагается авторское понимание связанных с этим проблем и возможные подходы к их решению.

Министерство сельского хозяйства Челябинской области выступает получателем бюджетных средств на предоставление субсидий на поддержку деятельности производителей российской промышленной продукции, направленной на повышение конкурентоспособности2. Поддержка реализуется за счёт средств областного бюджета, в том числе поступивших из федерального бюджета. Также заключено соглашение между Правительством Челябинской области и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации о предоставлении целе-

2 О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области «Об утверждении порядка и условий предоставления субсидий из бюджета Челябинской области организациям, зарегистрированным на территории Челябинской области, на поддержку деятельности производителей российской промышленной продукции, направленной на повышение конкурентоспособности, увеличение объёмов производства и реализации такой продукции» : постановление Правительства Челябинской области № 359-П от 23 августа 2019 г.

вого межбюджетного трансферта на софинанси-рование мер поддержки.

На текущий момент на базе Фонда развития промышленности создан Региональный центр компетенций. 17 предприятий Челябинской области получают адресную поддержку повышения производительности труда. 11 организаций заключили контракты на профобучение более 1 100 своих сотрудников. Субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) оказано более 15 тыс. услуг. Порядка 40 субъектов МСП закончили обучение по программе АО «Российский экспортный центр», ведётся работа по внедрению Регионального экспортного стандарта 2.0. Создан и действует центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров [7].

Отсюда следует, что одной из приоритетных задач регионального правительства становится содействие развитию экспортно ориентированных предприятий. Помимо финансовой поддержки экспорта в области существует МФЦ «Территория Бизнеса», в котором собраны все региональные институты поддержки предпринимательства: разработан ряд услуг, регулярно проходят обучающие мероприятия.

С их помощью в июне 2019 г. в Челябинске был проведён масштабный международный форум «Экспорт и инвестиции», участниками которого были около 300 экспортёров, предпринимателей, топ-менеджеров крупных компаний, представителей органов власти, бизнес-сообщества. По итогу была налажена связь с крупными игроками различных стран (Китай, Индия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Иран, Турция), которые проявляют интерес к российским поставкам продуктов питания и сельскохозяйственной продукции.

Стоит отметить, что одним из видов продукции, представляющих экспортный потенциал Южного Урала, являются крупы, овсяные хлопья, макаронные изделия и готовые завтраки.

Как следствие, в сентябре прошли переговоры по сотрудничеству между Челябинской областью и Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая (СУАР). В ходе встречи обсуждались вопросы экспорта сельскохозяйственной продукции, об обратном потоке грузов для загрузки транспортно-логистического комплекса «Южноуральский», а также сотрудничество Челябинской области и СУАР в сферах образования, животноводства и обмена сельскохозяйственными технологиями.

По итогам переговоров стороны договорились, что китайская сторона направит подробную информацию об объёме требующейся продукции, а Министерство сельского хозяйства определит

с производителями Челябинской области объём возможных поставок и цены.

Однако существуют некоторые барьеры. Для поддержания деловых связей и увеличения эффективности проводимой сделки необходимо принять некоторые меры на федеральном уровне, в частности, по снижению импортных пошлин на ввозимую продукцию и расширению списка товаров, разрешённых для ввоза в Китай.

Увеличения экспорта услуг можно достичь путём развития туризма на территории озёр Тургояк и Кисегач, которое возможно исключительно при условии соблюдения требований природоохранного законодательства наряду с сохранением рекреационного и экологического потенциала.

Ныне экологическая обстановка на Тургояке ухудшилась. Несмотря на то, что Тургояк — памятник природы и на нём запрещена хозяйственная деятельность, уровень воды в водоёме понизился, в неё попадают технические стоки, а на берегу ведётся строительство. Согласно статистике, в районе озеро Тургояк расположено 400 баз отдыха, их ежегодно посещают около миллиона туристов, преобладающая часть которых иностранные. При этом на территории озёр пересекаются сразу два статуса: курортный и особо охраняемый. Они отчасти противоречат друг другу, осложняя и сохранность природы, и развитие инфраструктуры. Некоторые земли туристических зон и вовсе принадлежат министерству обороны. На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нём имущества1.

Одно из решений по защите — придать берегам озера региональный статус природного парка, а также, как сказал губернатор Челябинской области Алексей Текслер: «Пока предприятия не наберут объёмы по очистным сооружениям, значит, будут снижать мощности по объёмам производства».

Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью говорить, что важным сдерживающим фактором для роста экспорта является уровень пред-

1 Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» : Постановление Правительства РФ от 5 мая 2014 г. № 405

принимательского климата в стране, регуляторных и административных условий ведения бизнеса.

Поэтому решение данных задач будет способствовать значительному росту экспорта товаров

и услуг в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» на территории Челябинской области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кизим, А. А. Стратегии выхода российских предприятий на международные рынки: проблемы и перспективы / А. А. Кизим, С. С. Фокин // Финансы и кредит. - 2008. - № 8 (296). - С. 70-72.

2. Кудрин, А. П. Новая модель роста для российской экономики / А. П. Кудрин, Е. Т. Гурвич // Вопр. экономики. - 2014. - № 12. - С. 4-36.

3. Френкель, А. А. Проблемы формирования социально-экономической политики / А. А. Френкель, Б. И. Тихомиров // Экономика, налоги, право. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26719333 (дата обращения 03.11.2019).

4. Фролова, Е. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: современное состояние, проблемы и основные тенденции развития : учеб. пособие / Е. Д. Фролова и др. - Екатеринбург : Урал. федер. ун-т, 2016. - 184 с.

5. Ясин, Е. Г. Российская экономика: от трансформации к развитию / Н. В. Акиндинова, В. А. Бессонов, Е. Г. Ясин // Доклад к XIX апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, г. Москва, 10-13 апреля 2018 г. - М. : Высш. шк. экономики, 2018. - 55 с.

6. Данные Министерства экономического развития Челябинской области. - URL: https://mineconom74. ru/news/!#v-chelyabinskoy-oblasti-podveli-promezhutochnye-itogi-realizacii-nacproektov (дата обращения 03.11.2019).

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. -URL: https://chelstat.gks.ru (дата обращения 03.11.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Полунин Дмитрий Игоревич — студент факультета управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. E-mail: d. i.polunin@mail.ru.

Павлова Галина Геннадьевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. E-mail: galina.pavlova.7878@mail.ru.

REFERENCES

1. Kizim A.A., Fokin S.S. Strategii vyhoda rossijskih predpriyatij na mezhdunarodnye rynki: problemy i perspek-tivy [Strategies for Russian enterprises to enter international markets: problems and prospects]. Finansy i kredit [Finance and Credit], 2008, no. 8, pp. 70-72. (In Russ.).

2. Kudrin A.P., Gurvich E.T. Novaya model' rosta dlya rossijskoj ekonomiki [New growth model for the Russian economy]. Voprosy ekonomiki [Economic issues], 2014, no. 12, pp. 4-36. (In Russ.).

3. Frenkel' A.A., Tihomirov B.I. Problemy formirovaniya social'no-ekonomicheskoj politiki [Problems of the formation of socio-economic policy]. Ekonomika, nalogi, pravo [Economics, taxes, law]. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=26719333, accessed 03.11.2019. (In Russ.).

4. Frolova E.D. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya: sovremennoe sostoyanie, problemy i osnovnye tendencii razvitiya [The world economy and international economic relations: current status, problems and main development trends]. Yekaterinburg, URFU, 2016. 184 p. (In Russ.).

5. Yasin E.G., Akindinova N.V., Bessonov V.A. Rossijskaya ekonomika: ot transformacii k razvitiyu [Russian economy: from transformation to development] doklad k XIX Aprel'skoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva [report to the XIX April international scientific conference on the problems of economic and social development]. Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 2018. 55 p. (In Russ.).

6. Dannye Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya CHelyabinskoj oblasti [Data from the Ministry of Economic Development of the Chelyabinsk Region]. Available at: https://mineconom74.ru/news/!#v-chelyabinskoy-oblasti-podve-li-promezhutochnye-itogi-realizacii-nacproektov, accessed 03.11.2019. (In Russ.).

7. Dannye territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Chelyabinskoj oblasti [Data from the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Chelyabinsk Region]. Available at: https://chelstat. gks.ru., accessed 03.11.2019. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.