СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
М.С. Исмаилов, студент
Научный руководитель: А.В. Бризицкая, канд. экон. наук, доцент Школа экономики и менеджмента ДВФУ (Россия, г. Владивосток)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10485
Аннотация. В рамках статьи определена экспортная направленность России в международной специализации территории. Представлен анализ экспортной специализации российских регионов занимающих наибольшую долю в общих объёмах поставок на международные рынки. Даётся анализ состояния поддержки экспорта в Российской Федерации. Рассмотрена существующая инфраструктура поддержки экспорта в России и регионах. Анализируются направления экспортной деятельности за рубежом. Показаны ключевые способы поддержки экспорта за рубежом с разбивкой на четыре группы в территориальном разрезе по странам. Проводится сравнение состояния и направления поддержки экспорта в России и за рубежом. Сделаны выводы на основе анализа поддержки экспорта за рубежом. Систематизирован перечень инструментов для развития экспорта в российских регионах.
Ключевые слова: экспорт; международная специализация; финансовая поддержка экспорта; Россия; зарубежый опыт; регион; сравнение.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой сложную систему взаимодействия государства и МСП, в которой ключевую роль играют участники, осуществляющие экспортную деятельность. В Российской Федерации она является одним из факторов формирования экономического пространства и притока инвестиций, способствуя развитию промышленной кооперации и расширению территориальной спецификации российского экспорта в несырьевых секторах, что весьма актуально в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры [2; 3]. При этом государственная поддержка несырьевого экспорта и развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности не в полной степени отвечает современным проблемам и вызовам на мировой арене.
В связи с этим, целью исследования является анализ существующей инфраструктуры поддержки экспорта в Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровне в сравнении с зарубежной практикой. Для достижения цели необходимо выделить основные регионы составляющие наибольшую долю в стои-
мостных объёмах общероссийского экспорта, проанализировать инфраструктуру поддержки экспорта на национальном и региональном уровне и выделить её главные элементы.
По данным статистики основными товарными позициями Российской Федерации в поставках на международные рынки является сырьевая группа - 38,3% (сырая нефть - 26,1%, газ природный - 12,2%) и товары низкой степени переработки -33,9% (топливноэнергетические товары -26,2%), которые составляют в 2018 г. в общенациональных объёмах экспорта -72,2% [1]. В тоже время поставки продукции машиностроения (ключевые точки роста несырьевого экспорта в построении цепочек добавленной стоимости) на зарубежные рынки составляют - 7,4% [1]. Таким образом, экспортной специализацией России является сырьё и товары низкой степени переработки, что в результате даёт эффект получения краткосрочной выгоды и не способствуют экономическому развитию в долгосрочной перспективе [6].
Наибольшую долю в валовом объёме экспорта в 2018 г. занимают пять регионов в которых продукция ТЭК и низкой степе-
ни переработки составляет более 50%: Тюменская область (4,2%), Республика Татарстан (4,1%), Сахалинская область (3,2%), Республика Башкортостан (2,7%), Ленинградская область (2,5%) [4]. В перечисленных регионах составляющей экспорта является сырьё и товары топливно-энергетического комплекса, в Ленинградской области за счёт наличия приграничных территорий. Таким образом, экспортную направленность России определяют сырье, и товары низкой степени переработки, составляющих наибольший сегмент в международной специализации регионов, что создаёт угрозу для развития национального технологического потенциала и экономического роста территорий.
На сегодня поддержка экспорта в Российской Федерации развивается быстрыми темпами, создаются специализированные
Анализ зарубежного опыта поддержки экспортной деятельности (прежде всего, опыта стран ЕС и США, а также ряда
организации по развитию экспорта, утверждаются и принимаются федеральные программы, разрабатываются дорожные карты [3]. В России существует ряд нефинансовых мер и отдельные элементы системы финансовой поддержки экспорта: экспортные кредиты, программа субсидирования процентных ставок, страхование от предпринимательских и политических рисков, государственные гарантии и кредиты [3].
Поддержка экспорта за рубежом представляет собой систему взаимодействующих и взаимоувязанных между собой правительственных и неправительственных организаций [3; 5]. В целом, оценка международного опыта в области содействия экспортной деятельности показывает, что работа ведется по основным направлениям указанным в таблице 1.
стран с развивающейся экономикой: Корея, Индия, Китай) позволил сделать следующие выводы.
Таблица 1. Направления поддержки экспортной деятельности за рубежом
Ключевые способы поддержки экспорта/инструменты Страны/территории
1. Специальные экономические зоны
1.1. Налоговые льготы Страны ЕС, США, Китай, Малайзия
1.2. Упрощенные процедуры импорта компонентов / экспорта продукции Страны ЕС, Китай, Южная Корея, Япония, Малайзия
1.3. Общая научно-исследовательская и производственная инфраструктура Великобритания, Германия, Ирландия, США, Китай, Япония
2. Экспортное финансирование
2.1. Торговое и кредитное финансирование Страны ЕС, Беларусь, США, Китай, Южная Корея, Япония
2.2. Страхование Китай, Южная Корея, Япония, Великобритания, Франция, Германия, США
2.3. Инвестиции Китай, Великобритания, Германия, США, Япония, Малайзия
3. Организации по содействию экспорту
3.1. Создание благоприятного имиджа страны экспортера на международных рынках США, Германия, Италия, Франция, Китай, Южная Корея, Япония
3.2. Продвижение продукции через торгпредства, международные выставки / ярмарки и т.п. Страны ЕС, США, Южная Корея, Япония, Беларусь
3.3. Информационная и консультационная поддержка экспортеров по выходу на зарубежные рынки Страны ЕС, США, Беларусь, Китай, Южная Корея, Япония и другие государства
3.4. Маркетинговая поддержка - определение целевых продуктов и рынков сбыта Индия, Великобритания, Германия, Франция, США, Южная Корея, Малайзия
4. Экспортные субсидии
4.1. Прямые субсидии США, Япония, Германия
4.2. Налоговые зачеты / вычеты (при производстве экспортируемой продукции из импортируемых компонентов) Малайзия, Южная Корея, Германия, США
4.3. Субсидирование процентов по экспортным кредитам Германия, Италия, Нидерланды, Великобритания, Япония
Во-первых, одним из эффективных направлений развития экспортной деятельности является ее информационное обеспечение. Оно осуществляется посредством выпуска различных проспектов, справочников, информационных бюллетеней. Так, за рубежом существует практика издания руководств для предпринимателей по программам поддержки экспорта и вопросам помощи экспортерам. Во-вторых, особое значение имеют региональные организации содействия внешнеэкономической деятельности. Исследование зарубежного опыта поддержки экспортной деятельности, проведённое нами, выявило тенденцию образования специализированных организаций отдельного региона, которые бы, предоставляя конкретные услуги и развивая внешнеторговые отношения региона, помогали местным компаниям выйти на иностранный рынок.
В-третьих, эффективным инструментом стимулирования за рубежом является льготное кредитование и страхование экспортно-импортных операций через предоставление финансовых продуктов специализированными банковскими учреждениями.
Проведённый нами анализ зарубежного опыта позволяет говорить о том, что на данный момент в мировой практике сформирован целый комплекс мер по поддержке экспорта, где ключевым инструментом являются пакетные решения.
В то же время в Российской Федерации при всём существующем спектре инструментов финансовой и нефинансовой поддержки эффективность её находится на достаточном невысоком уровне по сравнению с развитыми странами (США, Германия, Япония) [5, 7, 8, 9], что подтверждает в первую очередь сама цепочка выстраивания элементов взаимодействия на всех этапах экспортного цикла, во-первых, слабой конкурентоспособностью кредитных инструментов по сравнению с зарубежными странами (процентные ставки, сроки, продуктовые линейки, содержательность условий предоставления), во-вторых, узко разрозненным кругом бенефициариев (получателей поддержки), в-третьих, недейственным или полным отсутствием фи-
нансового компонента на региональном уровне (прерогатива федерального центра).
Региональные программы поддержки экспорта в настоящее время действуют в 40 субъектах Российской Федерации. Главными элементами в данных региональных программах выступает центры поддержки экспорта. Основными задачами центров поддержки экспорта являются: стимулирование субъектов МСП регионов к ведению экспортной деятельности; содействие в выходе товаропроизводителей на межрегиональный и международный рынок; организация и проведение бизнес-миссий предприятий в любую страну мира в зависимости от потребностей участника экспортной деятельности [3, 9, 10]. Таким образом, на сегодня основными инструментами поддержки на региональном уровне являются в наибольшей степени информационно-консультационные меры, т.е. нефинансовые формы. Финансовые инструменты поддержки являются прерогативой федерального центра, что, в свою очередь, не позволяет выстроить полную цепочку взаимодействия между экспортёром и органами власти и управления на всех этапах экспортного цикла.
Следовательно, ключевыми инструментами в направлении поддержки и развития экспорта в регионах должны стать: действенные (с оценкой их эффекта для экономики) региональные программы поддержки экспортноориентированных предприятий осуществляющих поставки несырьевых товаров в направлении малых и средних предприятий; сегментные формы поддержки (торгово-экономические, организационные, финансовые, страховые) в условиях их постоянного мониторинга с оценкой их эффективности и востребованности среди участников экспортной детальности; проведение на постоянной основе органами власти и управления на региональном уровне обратной связи с участниками ВЭД с целью оценки целесообразности действующих мер с представлением в открытые данные.
Библиографический список
1. Гладков И.С. Внешняя торговля Российской Федерации на современном этапе: новые тренды 2018 г. // Власть. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-torgovlya-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape-novye-trendy-2018-g
2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период по 2024 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://government.ru/news/34168/
3. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy. gov.ru/minec/activity/
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. Росстат. - М., 2018. - 1415 с.
5. Сводный обзор о мерах и механизмах поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, применяемых в государствах-членах Евразийского экономического союза и ведущих странах-экспортерах сельскохозяйственной продукции и продовольствия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/monitoring
6. Якушев, Н.О. Масштабы и сдерживающие факторы развития экспортной деятельности регионов // Россия: тенденции и перспективы развития. - М.: ИНИОН РАН, 2018. -С. 729-755.
7. Указ Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» / Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/43027
8. Lincoln, William, F., and Andrew H. McCallum (2019). The Rise of Exporting By U.S. Firms. International Finance Discussion Papers 1157. http://dx.doi.org/10.17016/IFDP.2019.1157
9. Xue Bai, Kala Krishna, Hong Ma, How You Export Matters: Export Mode, Learning and Productivity in China (Job Market Paper), Tsinghua University Journal, January 10, 2019
10. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности (Региональный экспортный стандарт), 5 декабря 2016 года, Российская Федерация
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT MODERN SYSTEMS OF FINANCIAL SUPPORT FOR EXPORT IN RUSSIA AND ABROAD
M.S. Ismailov, student
Supervisor: A.V. Brizitskaya, candidate economics of sciences, associate professor School of economics and management FEFU (Russia, Vladivostok)
Abstract. In article the export orientation of Russia in the international specialization of the territory is defined. The analysis of export specialization of the Russian regions borrowing greatest share in total amounts of deliveries to the international markets is submitted. The analysis of a condition of support of export in the Russian Federation is given. The existing infrastructure of support of export in Russia and regions is considered. The directions of export activity abroad are analyzed. Key ways of support of export abroad with breakdown on four groups in a territorial section over the countries are shown. Comparison of a state and the direction of support of export in Russia and abroad is carried out. Conclusions on the basis of the analysis of support of export abroad are drawn. The list of tools for development of export in the Russian regions is developed and systematized.
Keywords: export; international specialization; support; financial support of export; Russia; foreign experience; region; comparison.