Исторические науки
УДК 378(09)
ББК 4488.74(2)61.г + 4481.46 О. В. Антонова
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ В ЧЕЛЯБИНСКОМ МЕХАНИКО-МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ В 1943—1951 гг.
О. V. Antonova
BASIC DIRECTIONS OF SCIENTIFIC RESEARCH IN CHELYABINSK MECHANICS MACHINE-BUILDING INSTITUTE IN 1943—1951
В статье рассматриваются различные грани процесса формирования системы научных исследований в одном из крупнейших вузов страны, а именно Южно-Уральском государственном университете в период его организации и становления. На основе уже опубликованных и новых архивных материалов проанализированы те задачи, которые решали различные подразделения ЧММИ в первые послевоенные годы, приоритетные направления развития вузовской науки, главные трудности в организации научных исследователей и основные научные достижения преподавателей и сотрудников ЧММИ в 1945—1951 гг.
Ключевые слова: научное направление, новые технологии, потребности производства, научные кадры.
The article deals with various facets of the process of forming the system of scientific research in one of the largest universities in the country, namely South-Ural State University during the period of its organization and establishment. On the basis of already published and new archival material analyzed the tasks that are solved various units CHMMI in the early postwar years, the priority directions of development of university science, the main difficulties in the organization of academic researchers and major scientific achievements of faculty and staff CHMMI in 1945—1951 uu.
Keywords: scientific field, new technologies, production needs, scientific staff.
Развитие научных направлений и становление научных школ в СССР в 40—50 гг. XX в. было сложным многогранным процессом, т. к. сам период Великой Отечественной войны и восстановления разрушенного ею хозяйства стал для нашей страны жестоким испытанием на прочность. Рассмотрение этого процесса на примере истории Южно-Уральского государственного университета, тогда Челябинского механико-машиностроительного института является важным и значимым по целому ряду причин:
Во-первых, изучение этой страницы истории одного из крупнейших вузов страны позволяет лучше понять проблемы развития всей системы высшего образования в СССР в первые послевоенные годы, когда с помощью вузовских ученых были решены многие научные проблемы, повлиявшие на быстрое экономическое развитие страны и укрепление ее безопасности.
Во-вторых, изучение истории развития научных исследований в ЮУрГУ дает возможность
более полно и точно представить механизм формирования многих южно-уральских научных школ, участники которых сыграли важную роль в развитии послевоенной отечественной науки, промышленного производства, ВПК.
В-третьих, исследование истории становления научных школ ЮУрГУ создает благоприятные условия для более глубокого анализа специфики развития всего южно-уральского региона, ставшего во второй половине XX в. одним из ключевых военно-промышленных центров страны.
Об истории создания и становления научных школ и направлений университета написано немного. Отдельные сюжеты, посвященные данной теме, можно встретить в сборниках воспоминаний и в статьях, выпущенных к юбилейным датам в истории вузовских факультетов, а так же в немногочисленных пока интернет-публикациях. Наиболее подробно эта тема была затронута в книге «Научные школы ЮУрГУ. История развития», которая увидела свет несколько лет назад1. Но многие во-
О. В. Антонова
просы истории развития научных исследований в ЮУрГУ еще требуют дополнительного изучения.
С первых дней существования ЧММИ в нем сложилось особое отношение к научным исследованиям. Ученые, работавшие в институте, должны были не просто решать сложные научные задачи в очень короткие сроки. Они были обязаны добиваться внедрения, полученных результатов в практику реального производства. Именно потребности производства чаще всего определяли главные направления научных исследований преподавателей ЧММИ.
Например, особое место в научной работе кафедры сварки, с начала 1944 г., занимала отладка технологии сварки толстостенной танковой брони. Прочность и снарядостойкость сварных швов, выполненных по разработанным преподавателями кафедры технологиям, были высоко оценены, как учеными, таки солдатами. В дальнейшем они были признаны во всем мире, в качестве самых передовых технологий того времени. Первые преподаватели кафедры: П. Н. Березкин, Л. К. Ершов, К. А. Еськов, М. И. Залеская, А. С. Рудаков, Л. Я. Хрусталев, Б. В. Перевезенцев, Н. Е. Горожанинов органичным сочетанием научной и педагогической работы, заложили фундамент научной школы сварщиков вуза, которая и сегодня продолжает успешно работать2.
В начале марта 1944 г. под руководством профессора Г. М. Городецкого научные сотрудники института приступили к разработке темы «Механическое выпрямление тока». По просьбе копейских угольщиков разрабатывалась тема «Проектирование газозащиты цеха». Ответственным исполнителем этой темы был доцент С. М. Фертик.
На Кировском заводе вместе с производственниками ученые ЧММИ занимались исследованием вагранки оборудованной многорядными фурмами и горячим дутьем. Была создана опытно конструкторская бригада, в состав которой вошли сотрудники института. Осенью 1944 г. научно-исследовательская группа при кафедре энергетики закончила разработку промышленного образца нового типа выпрямителя. Он оказался простым в изготовлении. А испытания показали его экономичность и надежность3.
В мае 1944 г. года был утвержден первый состав Совета ЧММИ. В него вошли: директор института, его заместитель, деканы факультетов, заведующие кафедрами, заведующий библиотекой, председатель профкома, начальник учебной части. Всего 29 человек. Исполнение обязанностей ответственного секретаря Совета было возложено на и. о. доцента Фельдблюм Б. Л.4. Совет сыграл важную роль в организации научной работы в вузе. На заседаниях совета заслушивались и утверждались планы и отчеты, темы научных исследований, научные руководители. Однако, в составе первого совета были только сотрудники вуза и совсем не было производственников.
Ключевую роль в подготовке новых научных кадров в вузе должен был сыграть институт аспирантуры. Уже в сентябре 1944 г. директор ЧММИ издал приказ о приеме аспирантов по следующим направлениям и специальностям: металлорежущие
станки — 3 человека, резанье металлов — 1 человек, литейное производство—2 человека, танковые двигатели — 1 человек, колесные и гусеничные машины — 1 человек. В этом же приказе заместителю директора по научно-учебной работе профессору Н. А. Рабиновичу предписывалось составить план проведения приемных испытаний в аспирантуру5.
Вскоре министерство высшего образования СССР разрешило открыть в ЧММИ аспирантуру по кафедрам: «Двигатели внутреннего сгорания» (научный руководитель кандидат технических наук Е. М. Харитончик) и «Технология металлов» (научный руководитель профессор Р. 3. Несселыптраус). Приоритет был отдан подготовке научных кадров именно по оборонным отраслям.
В октябре 1945 г., под председательством директора института И. М. Хмельницкого, назначенного Наркоматом танковой промышленности, был утвержден новый Совет института. В его состав вошли руководители Кировского завода: директор И. М. Зальцман, главный конструктор Н. Л. Духов, главный инженер С.Н. Махонин, Герой Социалистического труда Ж. Я. Котин, декан МТ факультета к. т. н. С. В. Венцель, декан факультета КГМ А. И. Клочков, доктор физико-математических наук, профессор Н. Ф. Кунин, доценты Е. И. Ми-лославский, Е. Н. Харитончик, Ф. К. Королев,
Н. А. Гутнер, Н.А. Усов, к.т.н. М.Л. Цепушелова, секретарь партийной организации А. А. Коколева, секретарь комитета ВЛКСМ института А. М. Коваль и т. д.6. Совет был значительно усилен учеными-практиками, которые отлично понимали необходимость научных исследований для скорейшего создания новой техники и новых технологий. Однако с точки зрения формальной остепененности членов Совета, этот состав Совета ЧММИ заметно отставал от других вузов.
Нехватка докторов и кандидатов наук тормозила процесс подготовки новых диссертационных исследований в институте.
Первым аспирантуру при ЧММИ в 1946 г. закончил аспирант Титов. Его защита проходила в Ученом совете Челябинского института механизации сельского хозяйства, где получила высокую оценку. В отчете ЧММИ за осенний семестр 1946 г. говорилось, что отсутствие у института права приема защиты диссертаций при наличии права принимать к сдаче все предметы кандидатского минимума вселяет чувство неуверенности в сроках защиты, а по многим темам такая защита просто невозможна7.
В 1946 г. в разработке у ученых института находилось 28 тем научно-исследовательской работы, как по хозрасчетной, так и по госбюджетной тематике. 8 из них были полностью завершены и закрыты отчетами еще в рамках учебного года. Набор аспирантов с отрывом от производства был выполнен полностью. Все аспиранты систематически работали над выполнением индивидуальных планов. Почти все сдали экзамены по диалектическому и историческому материализму. Показательно, что все аспиранты в своих диссертационных исследованиях использовали тот
Исторические науки
«экспериментальный материал», который был ими накоплен «за время работы на производстве...»8. Из-за отсутствия собственной материальной базы в то время институт большую часть своих научно-исследовательских работ проводил... на Кировском тракторном заводе9.
После окончания войны научно-производствен-ные отношения вуза с предприятиями постепенно перестраивались на мирный лад. Стали меняться и темы научных исследований. «Дорожные испытания автомобилей и перспективы дальнейшего развития» — так называлась совместная работа сотрудников кафедры «Автомобили» под руководством М. JI. Меламеда и сотрудников Уральского автозавода. По заказу Кировского завода сотрудники кафедры «Сварочное производство» под руководством К. А. Еськова начали разработку темы «Контроль сварки без разрушения».
В 1946 г. в институте был разработан план научно-исследовательской работы. В мае 1947 г. состоялась первая институтская научно-техническая конференция. Заседания ее секций проходили три дня, на них было заслушано двенадцать сообщений о результатах научных исследований10. Осенью того же года под редакцией И. М. Хмельницкого вышел первый сборник научных трудов преподавателей Челябинского механико-машиностроительного института. В 1947—48 учебном году институт выполнил 16 научно-исследовательских работ по госбюджетной тематике, полностью закончил все 6 хозрасчетных работ, числившихся в плане 1947—1948 уч. г., по договорам с Кировским заводом. Институт выпустил второй сборник научных трудов; провел две научно-технические конференции профессорско-преподавательского состава и одну студенческую научно-техническую конференцию, принял активное участие во второй областной конференции научных работников, выставив 6 докладчиков и организовав работу ее промышленной секции11. В ноябре 1948 г. в институте началась деятельность студенческого научного общества. В отчете ЧММИ за 1949—1950 гг. говорится о большой работе, которую провели преподаватели вуза по оказанию действенной научно-технической помощи предприятиям Челябинска и области по улучшению конструкций и эксплуатационных качеств машин и агрегатов, изысканию заменителей остродефицитных материалов, усовершенствованию и ускорению технологических процессов12. Исходя из этих фактов можно сделать вывод, что, несмотря на материальные и организационные трудности, научная деятельность в ЧММИ развивалась динамично и в тесной связке с производством.
Уже на этом этапе истории вуза видно, что основные направления его научных исследований выстраивались в соответствии с развитием промышленности страны, и необходимостью создания новых технологий. Ученые института показали, что могут решать самые сложные проблемы, соответствующие требованиям времени.
Анализируя историю становления системы научных исследований ЧММИ можно отметить ряд следующих принципиально важных, на наш взгляд, моментов:
На первом этапе своего существования институт испытывал немалые организационные трудности. Проблемы, как с преподавательским составом, так и с научными кадрами в полной мере не была решена. За первые восемь лет работы института в нем сменилось 3 директора. Это создавало дополнительную напряженность в трудовом коллективе, мешало сформировать четкие и понятные всем правила работы. Но, с другой стороны, такая активная «ротация» высших кадров, безусловно, говорит и об особом пристальном внимании к научной работе института со стороны руководящих партийных и советских органов.
Материально-техническая база института первоначально катастрофически отставала от его потребностей. У института не было собственного здания, отвечающего требованиям высшего учебного заведения, не хватало научных лабораторий, элементарного оборудования для исследований. Все это существенно тормозило решение тех задач, которые ставились перед вузом государством, и, в конце концов, стало одним из факторов, сыгравших заметную роль в решении о необходимости реорганизации института.
Тем не менее, именно в этот период была заложена основа и определен главный вектор развития вузовской науки. В ЧММИ сложилось несколько сильных научных школ, были созданы предпосылки для становления новых научных направлений. В сравнительно короткий исторический период ученые ЧММИ, продолжая работать над технологиями создания новой военной техники, сумели расширить и перестроить свою научную работу так, чтобы существенно помочь восстановлению и развитию народного хозяйства страны.
К концу 40-х годов стало ясно, что дальнейшее развитие вуза без решения проблем профессорско-преподавательского состава и материально-технического оснащения института невозможно. Было принято решение о реорганизации ЧММИ, что положило начало новому периоду в истории вуза.
Примечания
1. Челябинский политехнический институт имени Ленинского комсомола (Историческая справка). Челябинск : Изд-во ЧПИ, 1973; Тулинский С. В. Южно-Уральский государственный университет. 1943—2003. Исторический очерк. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2003; «Мы — с Автотракторного факультета...». К 60-летию Автотракторного факультета ЮУрГУ. Челябинск: Абрис, 2003; Южно-Уральский государственный университет (Золотые страницы истории). Екатеринбург: Реал-Медиа, 2008. Научные школы ЮУрГУ. История развития. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2008 и т.д.
2. Мы — с Автотракторного факультета... 60-летию Автотракторного факультета ЮУрГУ. / сост. В. А. Путин, А. П. Моисеев. Челябинск, 2003. С. 13—15.
3. Тулинский С. В. Южно-Уральский государственный университет. 1943—2003. Исторический очерк. Челябинск, 2003. С. 6—26.
4. Архив ЮУрГУ. Фонд 1392. Приказы директора ЧММИ 1943—1945 гг. Пр. №45 от .05.1944г. Л.51.
5. Там же. Пр. № 158 от 28.09.1944 г. Л. 132.
6. Там же. Пр. №429а от 23.10.1945г. Л. 178.
7. Архив ЮУрГУ. Ф. 1392-ОХД. Отчет о работе за осенний семестр 1946—1947 гг. Л. 53—56.
О. В. Антонова
8. Сибиряков И. В. Челябинский механикомашиностроительный институт в первые послевоенные годы. Вестник ЮУрГУ, № 9 (142), 2009. Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 12. С. 14.
9. Архив ЮУрГУ. Ф. 1392-ОХД. Отчет о работе за осенний семестр 1946—1947 гг. Л. 56—57.
10. Тулинский С. В. Указ. соч. С. 6—26.
11. Сибиряков И. В. Челябинский механико-машиностроительный институт в первые послевоенные годы. Вестник ЮУрГУ, № 9 (142), 2009. Серия «Социальногуманитарные науки». Выпуск 12. С. 16.
12. Архив ЮУрГУ. Фонд № 1392. Отчет о работе ЧММИ за 1949—1950 гг. Л.З.
Поступила в редакцию 23 февраля 2011 г.
АНТОНОВА Ольга Викторовна, 1959 г. р. Окончила Челябинский государственный институт культуры (1983). Директор пресс-службы ЮУрГУ. Сфера научных интересов: история науки, история развития высшего образования России, история становления и развития научных школ и направлений.
E-mail: [email protected]
ANTONOVA Olga Victorovna, born 1959. She graduated from the Chelyabinsk State Institute of Culture (1983). Manager press service Southern Ural State University. Research interests: history of science, the history of higher education in Russia, the history of the formation and development of scientific schools and directions.
E-mail: [email protected]