УДК 378.4 ББК 4488.74 (2)61
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В НАЧАЛЕ 50-Х ГОДОВ XX ВЕКА
И.В. Сибиряков
THE CHELYABINSK POLYTECHNIC INSTITUTE IN THE EARLY FIFTIES OF THE XX-TH CENTURY
I.V. Sibiryakov
В статье рассмотрены основные изменения, произошедшие в работе института в начале 50-х годов XX века. В центре исследования проблемы «модернизации» вуза в ходе политических, социальных и экономических реформ, проводившихся в стране в этот период. Особое внимание в статье уделено созданию новых факультетов и кафедр, организации научной работы, вопросам повседневной жизни преподавателей и студентов.
Ключевые слова: политехнический институт, профессорско-преподавательский состав, факультет, кафедра, учебно-методическая работа.
The article considers the main changes in the institute’s work during the 50s of the XX century. The problem of “modernization” of the institution of higher education in the course of the political, social and economic reforms taking place in the country at this period is the centre of the research. The special attention is paid to the formation of new faculties and departments, organization of the scientific work, questions of everyday life of the tutors and students.
Keywords: polytechnic institute, teaching staff, faculty, department, educational and methodical work.
Система высшего образования в нашей стране всегда была самым тесным образом связана с государством. Почти все наиболее важные экономические, социальные, политические процессы в жизни государства в той или иной степени, но отражались в деятельности вузов. Пятидесятые годы XX века исключением не были. Последние годы пребывания у власти И.В. Сталина и первые годы после его смерти стали серьезным испытанием для правящей политической элиты, значительной части населения страны, государства в целом1. Масштабные трансформационные процессы, постепенно охватившие советское общество, можно увидеть на примере Челябинского политехнического института (далее ЧПИ), одного из крупнейших вузов Южного Урала. Его история позволяет лучше понять те проблемы, с которыми в начале 50-х годов столкнулись отечественная высшая школа, система политехнического образования, советская интеллигенция. Алгоритм решения, некоторых из этих проблем, может представлять сегодня не только теоретический, но и практический интерес. Исторический опыт «перенастройки» региональных высших учебных заведений, накопленный в 50-е годы XX века, рано сдавать в архивы.
Решение об организации в Челябинске политехнического института было принято Советом министров СССР еще 26 апреля 1949 г. В постановлении № 1671, подписанном И.В. Сталиным, говорилось:
«1. Разрешить Министерству высшего образования СССР:
а) организовать в 1951 г. в городе Челябинске, политехнический институт на базе Челябинского Механико-Машиностроительного института путем объединения с ним Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства;
б) провести проектные работы по строительству учебных зданий для Челябинского политехнического института в пределах лимитов, выделенных министерству на 1949 год по проектированию строительства будущих лет;
в) организовать в 1950 г. в гор.Челябинске Стро-ительно-Монтажное Управление для строительства зданий Челябинского политехнического института в пределах численности административно-хозяйственного персонала организаций Министерства.
2. Обязать Министерство высшего образования СССР:
а) в течение 1949—1950 годов подготовить учебно-материальную базу Челябинского механико-машиностроительного института для организации Челябинского политехнического института;
б) установить по согласованию с Министерством сельскохозяйственного машиностроения, Министерством станкостроения и Челябинским обкомом ВКП(б) перечень факультетов и специальностей в Челябинском политехническом институте.
3. Поручить Госплану СССР рассмотреть с планом на 1950 г. вопрос об объеме ассигнований на строительство зданий Челябинского Политехнического института».
Показательно, что перечень факультетов и специальностей, которые должны были быть открыты в новом институте, предполагалось согласовать между министерством сельскохозяйственного машиностроения, министерством станкостроения и Челябинским обкомом ВКП(б). Именно они должны были выступить в качестве главных «заказчиков» для ЧПИ. Резкое расширение круга «востребованных» инженерных специальностей во многом было связано с развитием машиностроительных предприятий уральского региона и потребностями военно-промышленного комплекса страны. Сторонники объединения ЧММИ и ЧИМЭСХ были уверены, что такая интеграция позволит более рационально использовать материально-техническую базу вузов, профессорско-преподавательские кадры, научный потенциал. Готовность Совета министров СССР финансировать масштабное строительство новых зданий для ЧПИ свидетельствовало о понимании важности этого проекта для развития всей системы высшего образования в стране.
Однако выполнить решение правительства в полном объеме не удалось. Против идеи слияния ЧММИ и ЧИМЭСХ, в силу разных причин, активно выступили не только руководители ЧИМЭСХ, но и многие высокопоставленные чиновники в Челябинске и Москве. В результате 10 июня 1950 г. Совет министров СССР вновь вернулся к вопросу о создании в Челябинске политехнического института и решил «реорганизовать в 1951 г. Челябинский механико-машиностроительный институт в Челябинский политехнический институт и сохранить Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства как самостоятельное высшее учебное заведение»2. Реорганизацию было поручено провести Главному управлению политехнических вузов СССР.
19 декабря 1950г. в Министерстве высшего образования СССР был подписан приказ № 2193, в котором, в частности, говорилось:
«1. Реорганизовать с 1 января 1951 г. Челябинский механико-машиностроительный институт в Челябинский политехнический институт.
2. Утвердить факультеты и специальности Челябинского политехнического института, согласно приложению.
3. Главному управлению машиностроительных вузов (т. Аржаникову) передать до 1 января 1951 г., а главному управлению политехнических вузов (т. Прокошкину) принять по акту контингенты студентов, профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный и административно-управленческий персонал, учебную документацию, планы, сметы, титульные списки, бухгалтерские и статистические отчеты за прошлые года, включая 1950 г., личные дела номенклатурных работников, заявки на оборудование, материалы и капитальное строительство на 1951 г., а также все активы и пассивы основной деятельности и капиталовложений вуза по балансу на 1.1.1951 г.
4. Закрыть с 1 января 1951 г. бюджетные и текущие счета Челябинского механико-машинострои-тельного института и открыть бюджетный и текущий
счета Челябинского политехнического института.
5. Директору Челябинского механико-машиностроительного института годовые отчеты за 1950 г. по основной деятельности и по капвложениям предоставить Главному управлению машиностроительных вузов и в копии Главному управлению политехнических вузов.
6. Планово-финансовому управлению (т. Чутке-рашвили) в срок до 25 декабря 1950 г. переутвер-дить штаты профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного и административноуправленческого персонала Челябинского политехнического института...».
К моменту начала реорганизации общая площадь вуза составляла 1100 квадратных метров, на девяти специальностях в институте обучалось более 900 студентов, в вузе работали 22 общеобразовательных и специальных кафедры3.
Реорганизация вуза проходила в очень трудных условиях. Помимо традиционных проблем материально-технического характера, которые сохраняли особую остроту все первые послевоенные годы, в работе института проявились и новые проблемы, связанные с политическими процессами, проходившими в стране в конце 40-х — начале 50-х гг. XX в. Мощные идеологические кампании, которые были проведены в СССР в самом начале «холодной войны», создали во многих вузах Советского Союза очень напряженную обстановку4.
В отчете о работе ЧПИ в 1950/1951 гг. констатировалось: «1950/51 учебный год проходил в институте в особых условиях, отличных от других лет. Работа первого семестра текущего учебного года страдала рядом существенных недостатков, которые были вскрыты в институте с помощью комиссии Министерства высшего образования и комиссии Областного Комитета партии. В результате работы этих комиссий было установлено, что чтение лекций и ведение семинарских занятий по основам Марксизма-Ленинизма далеко не отвечало требованиям, предъявляемым высшей школе. Лекции проводились на низком идейно-теоретическом уровне, в семинарских занятиях преобладал вопросно-ответный метод, который не способствовал широкому раскрытию понимания студентами того или иного явления... Руководство института не боролось с имевшей место беспринципной постановкой отдельных вопросов и старалось решить вопрос семейственным порядком. Критика и самокритика в институте не развивалась и не культивировалась, а в отдельных случаях даже зажималась»5.
Для улучшения педагогического процесса и повышения идейного уровня лекций в институте на протяжении 1950/51 учебного года, как свидетельствуют архивные материалы, были проведены следующие мероприятия: «а) Учебная документация на кафедрах была проверена с точки зрения соответствия ее требованиям идейного содержания; б) Посещались лекции и занятия преподавателей зав. кафедрами, деканами факультетов и и.о. зам. директо-
ра по НУР с последующим обсуждением замечаний на кафедрах; в) Проведено научно-методическое совещание, посвященное прохождению производственной практики студентами на заводах; г) Заслушивались на заседаниях кафедр методические доклады, посвященные отражению отечественного приоритета и достижений, советской науки и техники в читаемых дисциплинах; д) В отдельных случаях малоквалифицированные преподаватели освобождались от чтения лекций...; е) Во втором семестре текущего учебного года была введена в действие лаборатория формовочных земель; ж) В настоящее время организуется на строительной площадке лаборатории сварки, обработки металлов давлением, автомобилей, станочные и слесарные мастерские...».
С августа 1949 г. исполняющим обязанности директора ЧММИ был назначен Митрофан Маркиа-нович Балык. Он пытался разрешить многие вопросы, накопившиеся в работе института в первые послевоенные годы, но по его собственному признанию, оказался не в состоянии этого сделать. 1 июля 1950 г. М.М. Балык написал заявление, адресованное начальнику главного управления политехнических вузов Д.А. Прокошкину, где указал, что просит «в связи с крайне плохим состоянием здоровья, возбудить ходатайство» об освобождении его с 25 июля с/г. от должности и. о. директора ЧПИ6.
Официальное решение по этому вопросу было принято только в апреле 1951г., когда заместитель министра высшего образования СССР М. Колбасников, подписал приказ № 188/к. Приказ гласил: «Освободить тов. Балыка Митрофана Маркианови-ча от исполнения обязанностей директора института, как не обеспечившего руководства институтом»7.
19 апреля 1951г. был подписан приказ об утверждении исполняющим обязанности директора Челябинского политехнического института Ивана Николаевича Бирулю. Однако уже в августе 1951 г. кандидат технических наук, доцент И.Н. Бируля вернулся на свое прежнее место работы, а директором ЧПИ был назначен Алексей Яковлевич Сычев. Такие серьезные кадровые «неурядицы» существенно осложнили и без того не простой процесс реорганизации ЧММИ в Челябинский политехнический институт.
Особую роль в этом процессе предстояло сыграть А .Я. Сычеву. А.Я. Сычев родился 18 октября 1902 г. в деревне Верхне-Марково Усть-Кутского района Иркутской области в крестьянской семье. В 1920 г. он пошел добровольцем в Красную Армию, работал в органах ВЧК—ОГПУ и на партийно-комсомольской работе. С 1926 г. А.Я. Сычев учился в университете на экономическом факультете, а после окончания вуза работал в тресте Кочкарьзолото. В 1932 г. он был переведен на работу в Уральский институт цветных металлов, а затем в Уральский политехнический институт в качестве заведующего кафедрой экономики промышленности и декана инженерно-экономического факультета. В 1934 г. А.Я. Сычев защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук и был утвержден в
звании доцента. В 1936—37 гг. одновременно с работой в вузе А.Я. Сычев работал инструктором по вузам в Свердловском обкоме КПСС. В 1941 г. он был назначен зав. отделом цветной металлургии Свердловского обкома КПСС, откуда в мае месяце направлен на военную переподготовку, а затем на фронт. В 1946 г. А.Я.Сычев вновь вернулся в Уральский политехнический институт. В 1948 г. он был утвержден докторантом Академии Наук СССР. А в 1951г. защитил в Институте металлургии Академии Наук СССР (Москва) диссертацию на соискание степени доктора экономических наук8.
А.Я. Сычеву, как директору ЧПИ, пришлось одновременно решать сразу несколько очень важных стратегических задач. Во-первых, было необходимо запустить на полную мощность процесс строительства новых зданий института, где планировалось разместить учебные аудитории и лаборатории. Во-вторых, осуществить перестройку учебного процесса и внутренней структуры вуза, с учетом его нового статуса и особенностей ситуации, сложившейся в стране в этот период. В-третьих, активизировать научную работу, значение которой в начале 50-х гг. резко выросло.
Ветеран вуза, профессор А.К. Тащев вспоминал: «.. .Назначение А.Я. Сычева ректором было для нашего института событием знаковым, на многие годы определившим его развитие. До той поры нашему вузу не везло с ректорами. И не потому, что они были плохими. Они были просто временщиками. А.Я. Сычев еще в процессе назначения ректором сумел убедить Министерство высшего образования в необходимости расширения профиля Челябинского механикомашиностроительного института... Помогло ему в этом знание экономики Урала и видение перспектив ее развития. Этому было посвящено и его докторское научное исследование.. ,»9.
К началу 1951 г. в Челябинском политехническом институте насчитывалось 920 студентов и 77 преподавателей. С приходом А.Я. Сычева в ЧПИ в истории института начался особый период— «период открытия новых кафедр, факультетов, специальностей, строительства нового здания и развития материальной базы»10.
Организационная структура вуза в начале 50-х годов стала стремительно меняться. 1 сентября 1951 г. в ЧПИ был организован энергетический факультет. Его первым деканом стал Ю.Н. Катаргин. Первый набор был проведен по специальностям «Электрические станции, сети и системы» и «Электрификация промышленности»11. 17 сентября 1951 г. был образован металлургический вечерний факультет ЧПИ. Первым деканом факультета был назначен В.Н. Земзин.
В этом же году для строительства института было создано строительно-монтажное управление «Челябвузстрой». Одним из первых его руководителей стал В.П. Туркин. Управление практически сразу же развернуло активную работу. Авторами проекта первой очереди зданий Челябинского по-
литехнического института были московские архитекторы А.П. Луконин и А.Н. Соковнин. Для реализации проекта государством было выделено более 90 миллионов рублей.
7 февраля 1952 г. в институте был создан металлургический факультет. Первым деканом этого факультета стал Л.С. Ляхович. Тогда же, в феврале 1952 г., в институте была образована первая строительная кафедра, получившая название «Промышленное и гражданское строительство». Заведующим кафедрой был назначен Ф.Г. Шумилин.
14 апреля 1952 г. студенты и преподаватели автотракторного факультета вместе со строителями заложили фундамент первого здания ЧПИ. Им стал теплотехнический корпус. Вскоре началось строительство первого студенческого общежития. 1 сентября 1952 г. в ЧПИ был открыт инженерно-строи-тельный факультет. Первым деканом ИС-факульте-та стал Ф.Г. Шумилин.
Как свидетельствуют документы и материалы, в начале 50-х годов ЧПИ установил прочные деловые и научные связи со многими ведущими промышленными предприятиями Челябинской и Свердловской областей. Особенно успешно развивалось сотрудничество института с ЧТЗ, ЧКПЗ, Уральским автомобильным заводом. Своеобразной формой отчета ученых ЧПИ о своих достижениях стали «Дни науки», которые проходили регулярно именно с 1952 г. Вуз существенно расширил тематику научных исследований,укрепил свою материальную базу, кадровый потенциал.
Особую роль в жизни института в начале 50-х годов играли кафедры. В апреле 1953 г. их было 23. Многие кафедры в этот период возглавляли молодые ученые, производственники, способные решать даже самые сложные задачи. 13 кафедр имели ярко выраженную «техническую» направленность. Так кафедру «Автомобили» возглавлял Н.Ф. Струнников, кафедру «Детали машин» А.Г. Бургвиц, кафедру «Двигатели внутреннего сгорания» В.М. Пискунов, кафедру «Металлорежущие станки и инструмент» Н.С. Двораковский, кафедру «Кузнечно-прессовые машины и обработка металла давлением» П.А. Дунаев, кафедру «Металлургия стали» А.Н. Морозов, кафедру «Металловедение» Л.С. Ляхов, кафедру «Сопротивление материалов» Д.А. Гохфельд, кафедру «Технология и оборудование сварочного производства» К.А. Еськов, кафедру «Технологии машиностроения»
В.В. Кузюшин, кафедру «Трактора» М.Ф. Балжи, кафедру «Электрические машины, электропривод и основы электротехники» И.Н. Бируля, кафедру «Электротехника» Ю.Н. Катаргин.
Пять кафедр вуза имели ярко выраженную «гуманитарную» направленность. Кафедру «Основы марксизма-ленинизма» возглавляла А.А. Коколева, кафедру «Иностранные языки» Г.А. Эрив, кафедру «Физическое воспитание и спорт» Б.Я. Пейсахов. Уже в это время в институте стал формироваться блок кафедр, серьезно занимавшихся проблемами экономики. Так кафедру «Экономика и организация
промышленности» возглавлял сам А.Я. Сычев, а кафедру «Политическая экономия» В.В. Волков. В 1952 г. А.Я. Сычев был утвержден профессором кафедры «Экономика и организация промышленности». Он получил право осуществлять научное руководство подготовкой аспирантов. Первым аспирантом А.Я. Сычева стал А.К. Тащев.
Дисциплины естественно-научного цикла преподавались силами преподавателей пяти кафедр. Кафедру «Высшая математика» возглавлял Н.А. Сен-чищев, кафедру «Теоретическая механика» М. Л. Це-пушелова, кафедру «Физика» И.Н. Портнягин, кафедру «Химия» А.И. Клочков, кафедру «Начертательная геометрия и машиностроительное черчение» Н.П. Сенигов12.
Показательно, что из 23 заведующих кафедрами, степень доктора наук имели только два (А.Я. Сычев и А.Н. Морозов), а кандидатами наук были 13 человек. Членами КПСС были 14 человек, кандидатом в члены КПСС — 1. Среди заведующих кафедрами было всего две женщины (А.А. Коколева и М.Л. Цепушелова).
Всего в 1953 г. в институте работало 180 штатных работников, среди которых были 2 профессора — доктора наук, 49 кандидатов наук (из них 31 имел ученое звание доцента) и 3 доцента не имевших ученой степени кандидата наук.
В этом году коллектив института провел большую работу по организации новых и по расширению старых лабораторий. В общей сложности в течение года было приобретено оборудования почти на 3 миллиона рублей. Удалось организовать лаборатории электрических машин, теоретических основ электротехники, высшей математики, двигателей внутреннего сгорания, теплотехники и сопротивления материалов; значительно расширены лаборатории химии, физики, металловедения, деталей машин.
Большинство научно-исследовательских работ по плану 1953 г. было посвящено усилению борьбы с браком, изысканию заменителей дефицитных материалов, внедрению новой прогрессивной технологии, улучшению организации труда, вскрытию резервов производства.
В 1953 г. были подготовлены к печати и сданы в печать 3 сборника трудов института. Выпуск 1-й: «Конструирование и расчет машин» (11 статей). Выпуск П-й: «Вопросы теории горячей обработки металлов» (4 статьи). Выпуск Ш-й: «Вопросы технологии машиностроения» (4 статьи). В течение 1953 г. научными работниками института в различных журналах было опубликовано: 21 статья. Кроме этого, было опубликовано 6 статей в областной газете на технические, экономические и политические темы.
Из напечатанных статей можно отметить, как наиболее важные, статьи профессора А.Н. Морозова. Первая из них «Удаление серы из металла в шлак в мартеновских печах во время плавления», была написана совместно с работниками Магнитогорского металлургического комбинат и опубликована в журнале «Сталь» № 1 за 1953 г. . Вторая — «Применение ра-
диоактивного железа для изучения кинетики окисления мартеновской ванны» была написана совместно с академиком Карноуховым и опубликована в журнале «Сталь» №7 за 1953 г.. Третья — «О механизме образования флокенов в качественной стали» была опубликована в журнале «Сталь» № 5 за 1953 г.
В 1953 г. при 17 кафедрах института работали научно-технические кружки, в которых занимались 563 человека. Работой кружков руководил Совет студенческого научного общества. Расширили работу кружки при кафедрах марксизма-ленинизма (41 чел.) и политической экономии (52 чел.). Хорошо работали кружки при кафедрах политической экономии, теоретической механики, деталей машин, технологии машиностроения, сварочного производства. В руководстве научной работой студентов участвовали 2 профессора — доктора наук, 28 доцентов, кандидатов наук, 14 старших преподавателей и 3 ассистента.
За 1953 г. была выполнена: 51 научно-исследо-вательская работа и подготовлено 122 реферата. На состоявшейся в начале апреля VII институтской научной конференции по результатам лучших работ было заслушано 27 докладов13.
О том, как шла повседневная жизнь студентов и преподавателей в это время, позже в газете «Политехнические кадры» вспоминал А.Ф. Кузнецов. Он, в частности писал: «Помню весну 1953 года. С группой ИС-104 мы занимались тогда в здании строительного техникума. Однажды из-за отсутствия аудиторий нам пришлось вынести аудиторную доску на улицу, водрузить ее на столб и под открытым небом постигать первые азы науки.
...Я помню, как сдавали экзамен по каменным конструкциям студенты группы ИС-401. Я помню, как отказался отвечать В.П. Лиховид (ныне заместитель начальника управления стройматериалов), и ему пришлось поставить «неуд». На этом же экзамене мне удалось ознакомиться с двумя шпаргалками длинной в двадцать метров и свернутыми в барабанчик. На этом барабанчике был записан полный конспект лекций». Еще до начала занятий в 1954/1955 учебном году, вспоминал А.Ф. Кузнецов, «ребят послали помогать строителям, возводить левое крыло главного учебного корпуса. Хорошо помню, как кто-то сказал: «Поступили учиться, а заставляют кирпичи таскать». Но институт надо было строить, аудиторий не хватало, и его строили, строили, несмотря, ни на что.. ,»14
В 1954 г. в эксплуатацию были приняты лабораторный теплотехнический корпус ЧПИ и общежитие № 1 по ул. Коммуны. В августе 1954 г. на энергетическом факультете были набраны группы ПС-101 и ПС-102 по специальности «Автоматические, телемеханические контрольно-измерительные приборы и устройства»15. Началась активная подготовка к открытию нового факультета.
1955—1956 учебный год завершил очень важный этап становления Челябинского политехнического факультета. Об основных достижениях и проблемах вуза подробную информацию дает отчет о работе ЧПИ за этот период.
В отчете, в частности, говорилось, что в этом году, как и в прошлые годы, занятия в институте проводились в типовом школьном здании (общей площадью 2078 кв. м), теплоэнергетическом корпусе, в западном открылке левого крыла нового строящегося учебного корпуса и в школе в Металлургическом районе. Сварочная, механическая, слесарная и кузнечная мастерские института были размещены во временных помещениях, расположенных в районе строительной площадки. Такой разброс учебных помещений создавал серьезные трудности для рациональной организации учебного процесса в институте, для повседневной жизни преподавателей и студентов.
По штатному расписанию в институте должно было быть 304 научных работника. Но на 1 июля
1955 г. в нем работало 233 штатных научных работников и 71 совместитель. 88 работников вуза имели научную степень и ученое звание.
В 1956 г. в Челябинском политехническом институте насчитывалось уже 34 кафедры, из которых технический профиль имели 27. На технических кафедрах работал 151 научный сотрудник, из них ученое звание профессора и научную степень доктора наук имели 3 человека; научную степень кандидата наук или ученое звание доцента — 63 человека; не имели ученых степеней и званий — 87 человек.
Лидерами в организации научных исследований в институте в это время были кафедры: сварочного производства, металлургии стали, электрических машин и др.
Так, по кафедре сварочного производства научно-исследовательская работа проводилась по двум основным направлениям, а именно по повышению производительности сварки и по восстановление изношенных, поломанных и отбракованных деталей и отливок черных и цветных металлов. Кафедра вела эту работу совместно с работниками Кировского завода, авторемонтного завода и других предприятий. Проводилось исследование качества сварки на повышенных режимах, что дало возможность выработать рекомендации по форсированию режимов технологии сварки.
На кафедре металлургии стали работы проводились в содружестве с Челябинским металлургическим заводом, Магнитогорским металлургическим комбинатом, Челябинским ферросплавным заводом, Челябинским трубопрокатным заводом. Основными направлениями работ по этой кафедре стали: усовершенствование технологии выплавки качественной стали в мартеновских и электрических печах с применением кислорода; усовершенствование выплавки и разливки жаропрочных сталей и сплавов; улучшение качества ферросплавов и разработка технологии производства новых сплавов. При выполнении этих работ использовались самые современные передовые методы исследования — такие как применение искусственных радиоактивных изотопов.
Кафедрой электрических машин в течение ряда лет проводились исследования по разработке новых
режимов эксплуатации генераторов для электролиза на Южно-Уральском никелевом комбинате. Внедрение разработанных специалистами кафедры режимов позволило повысить производительность цеха электролиза на 5—7 %. Этой же кафедрой была предложена заводу новая система питания воздухом плавильных печей, что так же позволило увеличить полезный расход воздуха примерно на 30 % без увеличения затрат электроэнергии.
Кафедра тракторов и гусеничных машин совместно с конструкторским отделом ЧТЗ вела работы по созданию новой кабины трактора, охлаждаемой кондиционированным воздухом, и участвовала в разработке прогрессивных трансмиссий новых мощных тракторов.
Коллективом кафедры экономики промышленности и организации производства при активном участии ведущих работников целого ряда технических кафедр была проведена большая работа по обобщению передового опыта по повышению производительности труда на предприятиях Южного Урала. На основе двух проведенных областных конференций по резервам производительности труда на машиностроительных заводах Челябинской области коллективом кафедры вместе с рядом работников технических кафедр была выпущена книга под названием «Опыт повышения производительности труда» (Из практики работы машиностроительных заводов Челябинской области) объемом 17,5 печатных листов, которая получила положительную оценку в печати. Книга была выпущена к XX съезду КПСС и роздана ряду делегатов XX съезда партии из промышленных областей страны.
В институте работало 30 научных студенческих кружков. Научно-студенческие кружки были организованы на 20 кафедрах. Всего в 1955—56 годах было охвачено кружковой работой более 550 студентов, которые выполнили 90 работ и подготовили 50 рефератов. На областном конкурсе научных работ студентов вузов за 1955 — 56 уч. год лучшей работой была признана работа студента ЧПИ А.Г. Скребкова на тему: «Исследование деформаций при автоматической виброконтактной наплавке».
1955—56 учебный год для I, II, 1П курсов начался с опозданием на один месяц в связи с работой студентов на уборке урожая. Это вызвало продление семестра до 10 января 1956 г., сокращение зимних каникул до одной недели и некоторое сокращение учебных занятий (до 10 %). Несмотря на это учебные планы всеми факультетами и кафедрами были выполнены.
В течение учебного года кафедрами института были переработаны и созданы вновь около 300 новых методических разработок и руководств к практическим занятиям, лабораторным занятиям и семинарским. В институте все занятия проводились по расписанию, утвержденному дирекцией, количество обязательных занятий в неделю не превышало 36 часов. На учебных занятиях расширилось применение наглядных пособий, широко использовались диапозитивы и короткометражные фильмы, которых показано около 120 сеансов.
В 1956 г. в институте было выпущено 255 инженеров по дневному отделению и 88 инженеров по вечернему отделению, 24 человека получили диплом с отличием.
«Дисциплина преподавателей и студентов за истекший год, — подчеркивалось в отчете, — значительно улучшилась. Но были и отдельные нарушения трудовой дисциплины, как-то опоздание на занятия и несколько случаев срыва занятий. Эти нарушения главным образом были со стороны препо-давателей-совместителей. По каждому случаю принимались соответствующие меры.
Были случаи нарушения дисциплины и со стороны студентов, которые выражались в хулиганских действиях, пьянках. По всем этим случаям немедленно принимались меры. Так, за хулиганское поведение на практике был исключен студент V курса энергетического факультета Ялунин»16.
К наиболее крупным проблема в плане организации учебно-методической работы вуза, авторы отчета отнесли: 1) недостаточное внимание деканатов к учебно-методической работе кафедр, 2) недостаточную работа кафедр со студентами (кафедры физ. культуры, иностранных языков и некоторые др.), 3) недостаточно четкое руководство методической работой кафедр со стороны учебного отдела.
Воспитательная работа со студентами в это время была сосредоточена на факультетах. Более 500 студентов регулярно занимались в кружках художественной самодеятельности. На городском смотре художественной самодеятельности коллектив института занял первое место. Несмотря на тяжелое положение с помещениями, в институте регулярно проводились вечера отдыха и др. массовые мероприятия.
На 1 июля 1956г. книжный фонд институтской библиотеки составил 132673 экземпляров книг и брошюр. Всего за год институтом было приобретено 33 470 экземпляров печатных единиц. Проведен мелкий ремонт 210 книг и переплетено вновь 135 учебников. Переплетены научно-технические журналы за 1955 г. в количестве 381 печатных единиц. На 1 июля 1956 г. в библиотеке состояло 4114 читателей. Из них преподавателей — 228, студентов — 3676, служащих—210. Всего было выдано книг по библиотеке — 689 765. За истекший 1955/56 учебный год библиотекой было организовано 66 тематических выставок, таких как: «XX съезд КПСС», «Дело Ленина живет и побеждает», «Шестая пятилетка — пятилетка технического прогресса» и др.
К началу работы приемной комиссии института библиотека оформила выставку учебников для первого курса и фотомонтаж «Пребывание Н.А. Булганина и Н.С. Хрущева в Англии».
При среднегодовом контингенте студентов дневного обучения 3000 человек институт имел всего одно студенческое общежитие, в котором было размещено более 500 студентов. Острый недостаток общежитий для студентов вынуждал вуз арендовать «углы» в частном секторе. По состоянию на 1 -е июля 1956 г. на частных квартирах проживало около 400
человек. Если для студентов, проживающих в общежитии, были созданы хорошие бытовые условия, то положение студентов, проживавших в частном секторе, часто оказывалось неудовлетворительным. Многие квартиры были удалены от института на 5 —6 км, владельцы и студенты требовали снабжения топливом, мягким и жестким инвентарем, что было запрещено указаниями Главка.
У института по-прежнему не было своего жилого фонда для научных работников и сотрудников института. Часть научных работников проживала в домах типа общежитий, арендованных у Челябинского тракторного завода. В течение года институт получил от разных организаций города (в порядке помощи институту) 5 благоустроенных 2—3-х комнатных квартир. Это позволило обеспечить квартирами только наиболее квалифицированных научных работников, приглашенных по конкурсу17.
Анализ разнообразных исторических источников свидетельствует о том, что в начале 50-х годов XX века Челябинский политехнический институт прошел очень важный этап в своем развитии. Открытие новых «технических» факультетов и создание новых кафедр позволили вузу своевременно и адекватно отреагировать на те изменения, которые произошли в социально-экономическом развитии страны в целом и уральского региона в частности. Укрепление материально-технической базы вуза и профессорско-преподавательского состава позволили институту создать серьезные «научные заделы», многие из которых были «воплощены в жизнь» уже в 60-е годы. Внимание нового руководства института к социальным проблемам преподавателей и студентов позволило создать в вузе атмосферу благоприятную для реализации социально-культур-ных проектов, начинавшейся в стране «оттепели».
XX съезд КПСС, который прошел в феврале
1956 г., стал переломным рубежом в истории СССР.
Его решения привели к серьезным изменениям во внутренней и внешней политике Советского Союза. В жизни Челябинского политехнического института тоже начался качественно новый этап.
Примечания
1. Данилов, А.А. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. / А.А. Данилов, А.В. Пыжиков—М. . РОССПЭН, 2001. — 303 с.; Зубкова, Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945—1953. / Е.Ю. Зубкова — М. • РОССПЭН, 2000. — 229 с.; Пихоя, Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны. 1945—1985 гг. / Р.Г. Пихоя — М. АСТ, 2007. — 560 с.; Сизов, С.Г. Интеллигенция и власть в советском обществе 1946—1964 гг. / С.Г. Сизов — Омск, 2001. — 223 с. и др.
2. Музей ЮУрГУ.
3. Политехнические кадры. — 18 декабря 1968 г.
4. http://www.nivestnik.ru/2002_l/21.shtml и др.
5. ОГАЧО. Ф.Р— 1392. Оп. 1. Д. 35,—Л. 2—4.
6. Архив ЮУрГУ. Ф. 1392. Оп. 2. Д. 150. — Л. 44.
7. Архив ЮУрГУ. Ф. 1392. Оп. 2. Д. 150. — Л. 40.
8. ОГАЧО. Ф 288. Оп. 158. Д. 554. — Л. 5—6.
9 Музей ЮУрГУ.
10. Южно-Уральский государственный университет (Золотые страницы истории). — Екатеринбург: Реал-Медиа, 2008. — С. 21.
11. Комиссаров, Г.А. Энергетический факультет: история становления и развития. / Г.А. Комиссаров — Челябинск : Челябинский Дом Печати, 2001. — С. 7.
12. ОГАЧО. Ф. П-92. Оп. 6. Д. 475. ЛЛ. 25 — 26.
13. Архив ЮУрГУ. Ф. 1392(р). Оп. 3. Д. 38,—Л. 3—26.
14. Кузнецов, А.Ф. «Они были первыми...» А.Ф. Кузнецов // «Политехнические кадры». — 1967. — 11 мая.
15. Приборостроительный — наша жизнь, наша гордость ... Исторический очерк к 50-летию приборостроительного факультета ЮУрГУ. —Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — С. 14.
16. Архив ЮУрГУ. Отчет о работе Челябинского политехнического института за 1955—1956 учебный год. — Л. 2 —37.
17. Там же.
Поступила в редакцию 25 декабря 2008 г.
Сибиряков Игорь Вячеславович, родился в 1963 г., доктор исторических наук, профессор. Окончил исторический факультет ЧелГУ (1985), аспирантуру МГУ (1987). С 1999 — заведующий кафедрой истории России ЮУрГУ. Докторскую диссертацию защитил по теме «Нравственные ценности нового российского либерализма. Исторический аспект» (1998). Исследует роль интеллигенции в формировании и разрушении нравственных ценностей российского общества; особенности развития социоморальной среды российского либерализма, вопросы политической этики. Автор более 60 научных и методических публикаций, из которых две монографии. E-mail: [email protected].
Sibiryakov I.V. was born in 1963, PhD in History, professor. Graduated from the Historical faculty of Chelyabinsk State University in 1985, post-graduate studies in Moscow State University in 1987. Since 1999 is the Head of the History of Russia department of SUSU. Doctoral thesis is on the topic “Moral values of the new Russian liberalism. Historical aspect” (1998). Researches the role of intelligentsia in formation and destruction of moral values of the Russian society; peculiarities of development of social-moral environment of the Russian liberalism, issues of political ethics. Authors of more than 60 scientific and methodical papers including 2 monographs. E-mail: [email protected].