Научная статья на тему 'Южно-уральский государственный университет: от провинциального института к национальному исследовательскому университету'

Южно-уральский государственный университет: от провинциального института к национальному исследовательскому университету Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
672
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ФАКУЛЬТЕТ / УНИВЕРСИТЕТ / SCIENTIFIC SCHOOLS / POLYTECHNIC INSTITUTE / FACULTY / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сибиряков Игорь Вячеславович

Статья посвящена наиболее важным фрагментам истории Южно-Уральского государственного университета. Главной задачей статьи является анализ ключевых факторов, определивших основные направления эволюции организационной структуры вуза и приоритетных направлений научной деятельности. С помощью методов сравнительно-исторического и структурно-функционального анализа в статье изучены различные аспекты становления базовых организационных единиц вуза, раскрыта тесная связь между социально-экономическим развитием Южного Урала и развитием ЮУрГУ. В заключение статьи определены основные факторы успешного развития университета во второй половине ХХ — начале XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

South Ural state university: institute of provincialto the national research university

The article summarizes the most important piece of the history of the South Ural State University. The main objective of this paper is the analysis of key factors determining the main directions of the evolution of the organizational structure of the university and the priority directions of scientific activity. Using the methods of comparative historical and structural-functional analysis in t he paper studied t he various aspects of the formation of basic organizational units of the university, revealed a close relationship between socio-economic development of the Southern Urals and the development of the South Ural State University. In conclusion of the paper identifies the key factors of successful development of the university in the second half of XX — beginning of XXI century.

Текст научной работы на тему «Южно-уральский государственный университет: от провинциального института к национальному исследовательскому университету»

УДК 378.4 ББК Ч448.47

И. В. Сибиряков

южно-уральский государственный университет: от провинциального института к национальному исследовательскому университету

I. V. Sibirjkov

south ural state university: institute of provincial to the national research university

Статья посвящена наиболее важным фрагментам истории Южно-Уральского государственного университета. главной задачей статьи является анализ ключевых факторов, определивших основные направления эволюции организационной структуры вуза и приоритетных направлений научной деятельности. С помощью методов сравнительно-исторического и структурно-функционального анализа в статье изучены различные аспекты становления базовых организационных единиц вуза, раскрыта тесная связь между социально-экономическим развитием Южного Урала и развитием ЮУргУ. В заключение статьи определены основные факторы успешного развития университета во второй половине ХХ — начале ХХ1 вв.

Ключевые слова: научные школы, политехнический институт, факультет, университет.

The article summarizes the most important piece of the history of the south ural state university. the main objective of this paper is the analysis of key factors determining the main directions of the evolution of the organizational structure of the university and the priority directions of scientific activity. using the methods of comparative historical and structural-functional analysis in t he paper studied t he various aspects of the formation of basic organizational units of the university, revealed a close relationship between socio-economic development of the southern urals and the development of the south ural state university. In conclusion of the paper identifies the key factors of successful development of the university in the second half of XX — beginning of XXi century.

Keywords: scientific schools, polytechnic institute, faculty, university.

Южно-уральский государственный университет (далее ЮурГу) относится к категории уникальных вузов. За 70 лет своего существования он прошел очень трудный путь: от маленького провинциального института до национального исследовательского университета. В истории ЮурГу есть много страниц, изучение которых позволяет: лучше понять некоторые особенности развития отечественной высшей школы и интеллигенции, лучше увидеть приоритеты государственной научной политики и специфику эволюции экономики во второй половине хх в., дополнить и уточнить важные сюжеты из истории города челябинска и Южного урала в целом. не случайно история ЮурГу вызывала и вызывает особый интерес у специалистов по истории образования, науки и техники. Первые работы, посвященные истории тогда еще челябинского политехнического института (далее чПИ) появились в 80—90-е годы хх в. Эти работы во многом носили рекламно-пропагандистский характер, но позволили: восстановить ряд важных дат в истории вуза, дать краткую характеристику его основных факультетов, раскрыть небольшие биографические

сюжеты, посвященные руководителям института и создателям первых научных школ1.

на рубеже хх—хх! вв., когда университет готовился отметить свой 60-летний юбилей, в вузе было реализовано сразу несколько исследовательских проектов, которые дали возможность существенно расширить научные представления об основных направлениях и этапах развития ЮурГу2. В 2008 г. в рамках празднования 65-летнего юбилея руководство университета инициировало реализацию еще ряда проектов, некоторые из которых привели к созданию: уникального сборника документов и материалов, посвященных истории ЮурГу, сборников воспоминаний ветеранов института, а так же защите диссертаций, построенных на анализе отдельных сюжетов и этапов истории вуза3.

Источниковую базу для изучения истории ЮурГу составляют сегодня разнообразные документы и материалы, непосредственно связанные с повседневной деятельностью вуза. Это приказы и постановления администрации вуза и вышестоящих государственных органов, материалы партийных комитетов, отчетная документация, раскрывающая особенности работы основных факультетов инсти-

И. В. Сибиряков

тута и его других структурных подразделений, а так же вуза в целом. Важный пласт исторической информации содержат воспоминания ветеранов ЮурГу, которые хранятся в музее университета и частично опубликованы в различных сборниках, а так же материалы периодической печати и в первую очередь газеты «Политехнические кадры». Большую работу по сохранению воспоминаний преподавателей, сотрудников, студентов ЮурГу проделали за последние годы волонтеры научно-образовательного центра «устная история», созданного на кафедре истории России ЮурГу в 2011 г.4. О многих страницах новейшей истории ЮурГу можно получить информацию на сайте университета.

Главной задачей данной статьи является рассказ об основных этапах развития вуза и анализ ключевых факторов, определивших эволюцию его организационной структуры и приоритетных направлений научной деятельности.

Решение о создании челябинского механикомашиностроительного института (далее ЧММИ) было принято в разгар Великой Отечественной войны в 1943 г. Институт должен был помочь в решении очень важной и сложной в условиях войны проблемы, а именно в подготовке инженерных кадров для предприятий, занимающихся производством танков. Для скорейшего решения этой задачи предполагалось активно использовать часть ресурсов эвакуированного в Челябинск Сталинградского механического института5. Руководство челябинской области в первые месяцы существования вуза оказывало ему помощь, но разрешить все вставшие перед институтом проблемы оказалось не в состоянии. Для решения таких проблем потребовалось объединить усилия профессорско-преподавательского корпуса, руководства региона, руководителей челябинского тракторного завода и ряда других оборонных предприятий, а также столичных министерств и ведомств. В 1944—1945 гг. в чММИ удалось запустить не только обычный учебный процесс, но и провести первые научные исследования, ориентированные на потребности танкового производства. В 1944 г. на 1—5 курсах ЧММИ училось более 340 студентов, с которыми работали 58 преподавателей. Летом 1944 г. в ЧММИ состоялся первый выпуск инженеров по трем специальностям: технология машиностроения, литейное производство, танки и танковые двигатели. Диплом о высшем инженерном образовании в этом году получили 7 выпускников. В октябре 1945 г. под председательством директора института И. М. хмельницкого, назначенного наркоматом танковой промышленности, был утвержден новый Совет института. В его состав вошли не только ученые института, но и руководители Кировского завода: директор И. М. Зальцман, главный конструктор н. л. Духов, главный инженер С. н. Махонин и др. «Совет был значительно усилен учеными — практиками, которые прекрасно понимали необходимость научных исследований для скорейшего создания новой техники и новых технологий. Однако с точки зрения формальной остепененности членов Совета, этот состав Совета ЧММИ заметно отставал от других вузов»6.

После окончания войны в работе вуза наметился первый серьезный «кризис», связанный с определенной сменой приоритетов в развитии советской экономики. Помимо развития танкового производства возникла острая потребность в подготовке инженерных кадров для работы в т. н. «гражданских» отраслях. Такого рода переориентация системы высшего образования требовала радикального изменения материально-технической базы вузов, кадрового состава преподавателей, алгоритма организации научной работы. Не случайно в 1951 г. ЧММИ был реорганизован в ЧПИ. В это время в институте работали 77 преподавателей, и обучалось 920 студентов. Директором института в августе 1951 г. был назначен А. Я. Сычев.

«В центре внимания А. Я. Сычева оказалось строительство нового здания института. Эта сложнейшая организационная работа стоила ему огромных волевых усилий»7. При активном участии

A. Я Сычева в институте были созданы: энергетический, металлургический, инженерно-строительный, приборостроительный и ряд других факультетов. Были установлены прочные организационнонаучные «связи» между ЧПИ и ведущими промышленными предприятиями региона, такими как Челябинский тракторный завод, Магнитогорский металлургический комбинат, уральский завод тяжелого машиностроения и др. Был сделан важный шаг по созданию сети филиалов ЧПИ и вечерних отделений различных факультетов.

В 1962 г. ректором ЧПИ был назначен В. В. Мельников. В институте заметно активизировалась научная работа по самым актуальным, востребованным советской экономикой направлениям. К этому моменту в вузе действовали 52 кафедры, на которых работали 807 преподавателей и «научных сотрудников», из которых ученую степень доктора наук и ученое звание профессора имели всего 2 человека, 1 преподаватель имел ученую степень доктора наук, 2 ученое звание профессора, доцентов, кандидатов наук было 69 человек8. Не случайно одним из приоритетных направлений работы

B. В. Мельникова, в качестве ректора ЧПИ, стала подготовка новых научных кадров. В 1962 г. заведующим аспирантурой ЧПИ был назначен

C. А. Мананников, сыгравший заметную роль в становлении этого подразделения вуза. В том же году в институте был открыт объединенный совет по присуждению ученых степеней, в котором защитили свои кандидатские и докторские диссертации многие преподаватели ЧПИ. По подсчетам С. А. Мананникова средняя продолжительность работы над докторской диссертацией преподавателей и сотрудников ЧПИ в начале 1960-х годов составляла 10 лет (наименьшая 5 лет — И. И. Морозов, наибольшая — 13 лет В. н. Выдрин), над кандидатской диссертацией — 7 лет9.

В 1970-е гг. в вузе сформировались мощные научные школы, представители которых сумели обеспечить реализацию нескольких крупных проектов. Широкую известность в СССР и за его пределами получили: научная школа Д. А. Гохвельда, научная школа А. Н. Морозова, научная школа Г. С. Черно-руцкого и др.10.

2013, т. 13, № 2

49

исторические науки

В 1975 г. на базе ЧПИ был сформирован межвузовский вычислительный центр. В начале 1980-х годов под началом проректора А. К. Тащева в институте начал работать факультет «будущего инженера», был создан отдел научно-технической информации, организована метрологическая служба, открыт хозрасчетный межвузовский центр обслуживания научных исследований11.

В 1985 г. ректором ЧПИ был назначен Г. П. Вяткин. К этому моменту в вузе насчитывалось 18 факультетов, 80 кафедр, подготовка студентов шла по 44 специальностям. В институте училось более 21 тысячи студентов, работало 1437 штатных преподавателей12. В годы т. н. «перестройки» М. С. Горбачева ЧПИ, как и вся система высшего образования страны, попал в очень тяжелое положение. Серьезные проблемы с финансированием вуза, болезненный процесс «смены поколений» в профессорско-преподавательском корпусе, разрыв многолетних связей с крупными промышленными предприятиями и регионами заставили руководство ЧПИ искать пути модернизации вуза.

Г. П. Вяткин вспоминал: «Еще в конце 80-х годов у нас появилась мысль о необходимости серьезных изменений в стратегии развития нашего вуза. Речь шла не о простом переименовании вуза, а о его радикальном преобразовании. Замысел состоял в том, чтобы политехнический институт перевести на подготовку специалистов с фундаментальным образованием. Разговоры о необходимости такой подготовки в стране велись давно. Слов и лозунгов было много. Но реально ничего сделано не было. Когда накануне XXVII съезда КПСС к нам приехал секретарь ЦК партии Е. К. Лигачев, я почти шесть часов водил его по институту. Рассказывал о наших достижениях и проблемах, убеждал в необходимости преобразовать ЧПИ в технический университет, в возможности в дальнейшем таким образом модернизировать многие политехнические институты. В конце этой встречи Е. К. Лигачев даже «возмутился». «Да понял я, понял. Согласен» — сказал он»13.

В 1990 г. по инициативе Г. П. Вяткина ЧПИ был переименован в Челябинский государственный технический университет (далее ЧГТУ). В вузе началось развитие гуманитарных специальностей, кафедр, факультетов. За короткий срок в ЧГТу были открыты: международный факультет, факультет экономики и управления, факультет экономики и предпринимательства, факультет гуманитарного образования. Стремительный рывок, совершенный в 90-е годы в плане реальной гуманитаризации вуза позволил ректорату ЧГТу поставить перед министерством общего и профессионального образования вопрос об очередном изменении статуса и названия вуза. В ноябре 1997 г. ЧГТУ был переименован в Южно-Уральский государственный университет. Новый статус дал возможность создать в университете и новые факультеты (юридический, физический и др.)

В 2001 г. в университете насчитывалось 32 факультета, 156 кафедр, 13 филиалов и 6 представительств. В вузе обучалось 49 тыс. студентов, учебный процесс вели 1750 штатных преподавателей. В 2003 г. в университете были созданы: телеком-

пания «ЮурГу-ТВ», специализированный «Зал искусств», выставочный центр «наука и технологии Южного урала».

В 2005 г. ректором университета был избран А. Л. Шестаков. уже в 2006 г. в университете был образован факультет журналистики и исторический факультет, а в 2009 г. факультет пищевых технологий. Именно к этому моменту для многих руководителей вуза стало очевидно, что экстенсивный путь развития университета себя исчерпал. В условиях радикальной модернизации всей отечественной системы высшего образования механическое расширение количества факультетов и кафедр «грозило» административно-организационной катастрофой. По инициативе ректора ЮурГу А. Л. Шестакова была предпринята новая попытка изменить статус вуза.

В 2010 году ЮурГу была присвоена категория национального исследовательского университета. Приоритетными направлениями развития нИу ЮурГу в этот период стали: энергосбережение в социальной сфере; рациональное использование ресурсов и энергии в металлургии; энерго- и ресурсоэффективные технологии в дизелестроении для бронетанковой техники и инженерных машин; ресурсоэффективные технологии создания и эксплуатации комплексов морских баллистических ракет; суперкомпьютерные и грид-технологии для решения проблем энерго- и ресурсосбережения.

В 2012 году из стен университета вышел 200-тысячный специалист с высшим образованием. Среди выпускников вуза много крупных политических, научных и хозяйственных деятелей. В их числе председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) В. Б. христенко; губернатор Челябинской области М. В. Юревич; председатель законодательного собрания Челябинской области В. В. Мякуш; главный ученый секретарь Президиума Российской академии наук В. В. Костюк. Многие выпускники стали руководителями крупнейших промышленных предприятий страны: ПГ «Метран», ЧТЗ, уралАЗ, ЧМК «Мечел», ЧЭМК, пО «Маяк», Станкомаш, ГРЦ, ЗМЗ и многие других. Ректор ЮурГу А. Л. Шестаков и президент ЮурГу, член-корреспондент РАн Г. П. Вяткин также являются выпускниками университета14.

Сегодня в ЮурГу работают: 31 факультет и 145 кафедр в Челябинске, 13 филиалов в других городах. В структуру университета включены 4 учебных заведения среднего профессионального образования, факультеты военного обучения, пред-вузовской подготовки, два специальных факультета по переподготовке и повышению квалификации специалистов с высшим образованием, институт международного образования, институт дополнительного образования и институт открытого и дистанционного образования. В университете и его филиалах обучаются более 43 тысяч студентов (очная, очно-заочная, заочная формы обучения).

учебный процесс в университете и филиалах обеспечивают около 5000 преподавателей и сотрудников, в том числе более 350 профессоров, докторов наук, 1300 доцентов, кандидатов наук, 4 действительных члена РАН, 9 членов-корреспондентов РАн, 3 академика, 2 члена-корреспондента и 3 со-

И. В. Сибиряков

ветника других государственных академий, свыше 150 членов иностранных и отечественных академий. Действующая лицензия университета позволяет осуществлять образовательную деятельность: по 193 программам высшего профессионального образования (специалисты, бакалавры, магистры); по 28 программам среднего профессионального образования; по 16 программам начального профессионального образования. По 90 специальностям в университете открыта аспирантура, по 13 специальностям докторантура, действует 18 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций15. Заметно активизировались связи ЮурГу с ведущими зарубежными научными центрами в Европе, Азии, США. В 2011—2012 учебном году в ЮурГу училось около 50 студентов из т. н. «дальнего зарубежья»16.

Очередная радикальная модернизация отечественной системы образования, которая началась в России в начале хх1 в., поставила ЮурГу в очень непростое положение. Тем не менее, 70-летняя история университета показывает, что вуз способен решать самые сложные учебные, научные, финансовые проблемы в короткие исторические сроки. Обязательными условиями дальнейшего успешного развития университета по-прежнему остаются: четкое взаимодействие ректората, профессорско-преподавательского состава, студенческого коллектива; поддержка университета со стороны федеральных и региональных органов управления; прочная связь учебного процесса и научных исследований, осуществляемых в вузе с интересами военно-промышленного комплекса страны и государства в целом.

Примечания

1. Челябинский политехнический институт имени Ленинского комсомола (историческая справка). — Челябинск : Изд-во ЧПИ, 1973 и др.

2. Комиссаров Г. А. Энергетический факультет: история становления и развития. — Челябинск, 2001; Тулинский С. В. Южно-уральский государственный университет. 1943—2003. Исторический очерк. — Челябинск : Изд-во ЮурГу, 2003; «Мы — с Автотракторного факультета ...». К 60-летию автотракторного факультета ЮурГу — Челябинск : Абрис, 2003 и др.

3. Южно-уральский государственный университет (Золотые страницы истории). — Екатеринбург : Реал-Медиа, 2008; Научные школы ЮурГу. История развития / под редакцией д. т. н., проф. А. Л. Шестакова, д. х. н., члена-корр. РАН Г. П. Вяткина; ред.-сост О. В. Антоно-

ва. — Челябинск, 2008. История ЮУрГУ в документах и материалах / сост., автор предисл., введ., заключения И. В. Сибиряков. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2010; Рябкова М. Н. Вузовская интеллигенция Челябинской области в годы перестройки (1985— 1991 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Челябинск, 2011. и др.

4. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет). Научно-образовательный центр «Устная история» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.susu. ac.rU/ru/f/history/noc_ustnaja_istorija (дата обращения: 26.04.2013 г.)

5. Сибиряков И .В. ЮУрГУ: основные вехи истории // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2008. — № 21. — С. 21.

6. Антонова О. В. Основные направления научной работы в Челябинском механико-машиностроительном институте в 1943—1951 гг. // Вестник ЮУрГУ Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2011. — № 9. — С. 9.

7. Балакин В. С. Челябинский политехнический институт в судьбе профессора А. Я. Сычева // Вестник ЮУрГУ Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2003. — № 3. — С. 7.

8. Сибиряков И. В. Отдел аспирантуры ЧПИ: первый год работы // Вестник ЮУрГУ Серия: Социальногуманитарные науки. — 2012. — № 10. — С. 62.

9. Сибиряков И. В. Аспирантура ЮУрГУ: страницы истории. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2011. — С. 70.

10. Чернявский О. Ф. Динамика и прочность машин // Научные школы ЮУрГУ История развития. — С. 199—203; Рощин В. Е. Металлургия стали и сплавов // Научные школы ЮУрГУ История развития. — С. 95—96; Шестаков А. Л. Системы автоматического управления // Научные школы ЮУрГУ История развития. — С. 355—356 и др.

11. Антонова О. В. Основные этапы эволюции организационной структуры Челябинского политехнического института в 50—80-е гг. XX в. // Вестник ЮУрГУ Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2012. — № 10. — С. 10.

12. История ЮУрГУ в документах и материалах. —

С. 19.

13. Архив НОЦ «Устная история» ЮУрГУ

14. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.susu. ac.ru/ru/about (дата обращения: 26.04.2013 г)

15. Там же.

16. Шестаков А. Л. ЮУрГУ: стратегия развития // Технополис. — 2012. — 18 сент.

Поступила в редакцию 1 июня 2013 г.

СИБИРякоВ Игорь Вячеславович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия). Сфера научных интересов: история интеллигенции, история политических партий и движений, история системы образования. E-mail: [email protected]

siBiRYAKov igor vyacheslavovich, Doctor of Science (History), professor, Head of the Department of History of Russia, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia). Research interests: history of the intellectuals, history of political parties and movements, history of educational system. E-mail: [email protected]

2013, т. 13, № 2

si

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.