Научная статья на тему 'Челябинский механико-машиностроительный институт в первые послевоенные годы'

Челябинский механико-машиностроительный институт в первые послевоенные годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ИНЖЕНЕР / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / СОВЕТСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО / TECHNICAL COLLEGE / THE ENGINEER / MECHANICAL ENGINEERING / TECHNICAL INTELLIGENCY / THE SOVIET STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибиряков Игорь Вячеславович

Статья посвящена очень важному этапу в истории одного из крупнейших вузов страны Южно-Уральского государственного университета. В ней рассмотрены наиболее сложные проблемы, с которыми столкнулся Челябинский механико-машиностроительный институт в первые послевоенные годы. На реальных конкретных примерах показан как позитивный, так и негативный исторический опыт решения материальных, кадровых, организационных вопросов, вставших как перед ЧММИ, так и перед многими другими вузами страны в этот период. Проанализированы роль директора ЧММИ И.М. Хмельницкого в развитии института, отношения администрации вуза и партийно-государственных органов, некоторые особенности подготовки инженерных кадров в СССР в 40-50 гг. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Chelyabinsk mechanic-machine-building institute in the first post-war years

Article is devoted very important stage in the history of the South Ural State university, one of the largest high schools of the country. In it the most difficult problems which the Chelyabinsk mechanic-machine-building institute in the first post-war years faced are considered. On concrete examples it is shown both positive and negative historical experience of the decision of the material, personnel, organizational questions which have risen before CMMI and many other high schools of the country during this period. A role of the director CMMI of I.M.Hmelnitskiy in development of the institute, the relation of administration of high school and the party-state structures, some features of preparation of engineering stuff in the USSR in 1940-1950 are analyzed.

Текст научной работы на тему «Челябинский механико-машиностроительный институт в первые послевоенные годы»

ББК ТЗ (2р-44е)+4488.74(2)61 УДК 378

ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕХАНИКО-МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ И.В. Сибиряков THE CHELYABINSK MECHANIC-MACHINE-BUILDING INSTITUTE IN THE FIRST POST-WAR YEARS

I.V. Sibiryakov

Статья посвящена очень важному этапу в истории одного из крупнейших вузов страны Южно-Уральского государственного университета. В ней рассмотрены наиболее сложные проблемы, с которыми столкнулся Челябинский механико-машиностроительный институт в первые послевоенные годы. На реальных конкретных примерах показан как позитивный, так и негативный исторический опыт решения материальных, кадровых, организационных вопросов, вставших как перед ЧММИ, так и перед многими другими вузами страны в этот период. Проанализированы роль директора ЧММИ И.М. Хмельницкого в развитии института, отношения администрации вуза и партийно-государственных органов, некоторые особенности подготовки инженерных кадров в СССР в 40—50 гг. XX в.

Ключевые слова: технический вуз, инженер, машиностроение, техническая интеллигенция, советское студенчество.

Article is devoted very important stage in the history of the South Ural State university, one of the largest high schools of the country. In it the most difficult problems which the Chelyabinsk mechanic-machine-building institute in the first post-war years faced are considered. On concrete examples it is shown both positive and negative historical experience of the decision of the material, personnel, organizational questions which have risen before CMMI and many other high schools of the country during this period. A role of the director CMMI of I.M. Hmelnitskiy in development of the institute, the relation of administration of high school and the party-state structures, some features of preparation of engineering stuff in the USSR in 1940—1950 are analyzed.

Keywords: technical college, the engineer, mechanical engineering, technical intelligency, the Soviet students

История Южно-Уральского государственного университета — это важная часть истории отечественной высшей школы. ЮУрГУ является одним из крупнейших вузов страны, который на протяжении многих лет успешно решает те задачи, что ставит перед ним государство и общество. Не случайно, исторический опыт развития университета в сложных социально-экономических условиях XX века представляет сегодня не только научный, но и практический интерес. Об истории создания и становления университета написано немного. Отдельные сюжеты, посвященные появлению в Челябинске механико-машиностроительного института (ЧММИ), можно встретить в книгах, которые были подготовлены к юбилейным датам в истории университета, в сборниках статей, изданных по итогам работы различных научных конференций, в монографиях, которые в последние годы стали издавать

некоторые факультеты вуза, в разнообразных газетных публикациях'. Однако очень многие вопросы «ранней» истории вуза еще требуют дополнительного изучения.

Челябинский механико-машиностроительный институт, созданный в годы Великой Отечественной войны для подготовки инженерных кадров, к 1945 году оказался в очень странной ситуации. С одной стороны, он успешно пережил самый трудный первый этап своего становления. Руководителям вуза удалось решить часть финансовых и организационных проблем, стабилизировался профессорско-преподавательский состав института, началась разработка базовых учебных курсов. В короткий срок в вузе было организовано 20 кафедр, часть из которых возглавляли ведущие специалисты оборонных предприятий г. Челябинска. Среди самых известных заведующих кафедрами того времени можно выделить осо-

бо заведующего кафедрой танкостроения — лауреата Сталинской премии Н.Л. Духова2, зав. кафедрой теоретической механики — кандидата технических наук лауреата Сталинской премии А.Ф. Лесохина, зав. кафедрой станков — доктора технических наук А.Н. Рабиновича, зав. кафедрой физики — доктор физи-ко-математических наук, проф. Н.Ф. Кунина.

К 1945 г. в институте уже были созданы кабинеты: основ марксизма-ленинизма и технологии машиностроения, военный кабинет, лаборатории по физике и химии, подготовлены помещения для станочной, измерительной, электротехнической, металловедческой лабораторий, а так же ряда других кабинетов (танков, двигателей, резания, графики и др.)3.

С другой стороны, именно к 1945 г. стало очевидно, что вуз не сможет в ближайшем будущем радикально решить проблему учебных площадей, не сможет привлечь к работе на постоянной основе преподавателей из ведущих вузов страны и работников военно-промышленных предприятий области, не сможет по-прежнему ограничиваться подготовкой специалистов только для военного производства.

В мае 1944 г. директором института по решению наркомата танковой промышленности был назначен И.М. Хмельницкий, который сменил на этом посту П.А. Гришина. Потребность в серьезной перестройке учебного процесса, научных исследований, воспитательной работы носила объективный характер и осознавалась многими преподавателями института, студентами, руководителями города и области. Еще в феврале 1945 г. вопрос о развитии ЧММИ был заслушан на бюро Челябинского обкома ВКП (б). В постановлении, принятом по итогам состоявшегося обсуждения, отмечалось, что институт по-прежнему не имеет собственного учебного корпуса, лабораторных помещений и расположен в непригодном для учебных целей здании. При существующем контингенте студентов (700 человек) и крайне слабой материальной базе вуз не сможет «удовлетворить потребность машиностроительной промышленности в инженерных кадрах». Бюро обкома постановило: «...Просить Совнарком СССР:

а) установить перспективное развитие Челябинского механико-машиностроительного института с расчетом доведения контингента студентов в течение

5 лет до 4 тысяч человек и с открытием дополнительно трех факультетов: автомобильного (в 1945 г.), холодной обработки металлов и горячей обработки металлов; б) утвердить перспективное строительство института на 5 лет в пределах 130 тыс. кв. м полезной площади; в) утвердить на 1945 г. строительство учебно-лабораторного корпуса со сдачей его в эксплуатацию в IV квартале 1945 г.; г) обязать заинтересованные Наркоматы (танковой промышленности, среднего и тяжелого машиностроения) произвести финансирование института...»4.

Несмотря на то, что исполнить решение бюро обкома в полной мере так и не удалось, в жизни

института в 1945 году произошли существенные перемены. Вуз получил в свое распоряжение четырехэтажное здание, общей площадью 2300 кв. м, по улице Тимирязева дом № 10. Как свидетельствуют архивные документы «здание было в чрезвычайно запущенном состоянии, четвертая часть окон не остеклена, водопровод, и канализация не работали, котлы, и вся отопительная система так же не работали»5. К ремонту были привлечены студенты, лаборанты, весь хозяйственный персонал института. Общий объем выполненных ремонтных работ составил 155 тысяч рублей. В этом здании размещалось 16 обычных аудиторий, 2 поточных, библиотека и читальный зал, физическая и химическая лаборатории, физкультурный зал, технический кабинет, кабинеты по теплотехнике и топографии. Кроме учебного корпуса институт имел в своем распоряжении два шлакоблочных дома для студенческого общежития на 270 человек, в районе 7-го участка ЧТЗ.

К началу нового учебного года институт располагал следующим исправным учебным и хозяйственным инвентарем: столов аудиторных — 366; столов для общежития и столовой — 115, канцелярских столов — 22, письменных столов — 15, табуреток— 761, стульев — 59, кроватей — 250, досок классных — 32, досок чертежных —13, тумбочек — 176; токарно-винторезных станков — 3 шт., горизонтально-фрезерный станок — 1 шт., кругло-шлифовальный станок— 1 шт., универсальный заточный станок — 1 шт. ... (и т. д.)6.

Кабинет резания, работавший в вузе, имел в своем распоряжении 522 образца режущего инструмента. Кабинет технологии машиностроения располагал 2429 экземплярами и деталями разных образцов. По просьбе института Челябинский обком партии передал вузу часть областной выставки по режущему инструменту, передал прямо с витринами, на которых образцы инструментов были размещены на выставке. Из-за отсутствия необходимого помещения, даже то оборудование, которым располагал институт, долгое время стояло неиспользованным в вестибюле старого здания вуза на улице Спартака дом 44.

На 1 декабря 1945 года в институте училось 698 студентов, разделенных на 31 учебную группу. 250 студентов проживало в общежитиях7. Многие были вынуждены снимать жилье в разных районах города.

Среди основных проблем в организации учебного процесса, которые проявились уже в первые годы работы вуза, можно выделить: срывы учебных занятий, дефицит учебной литературы, нарушения учебных планов. Главной причиной срыва лекций, как правило, была загруженность на основном месте работы преподавателей совместителей. Особенно тяжелая ситуация в этом плане сложилась на кафедре танков, которая была полностью укомплектована работниками Кировского завода. Производство танков продолжалось и руководители предприятий часто нарушали

достигнутые прежде договоренности об освобождении ряда преподавателей вуза от части производственных обязанностей. Дефицит учебной литературы был связан в первую очередь с тяжелым материально-бытовым положением, в котором сразу же оказались преподаватели ЧММИ и спецификой учебных курсов, которые читались для студентов-производственников. Нарушения учебных планов так же в основном объяснялись тем, что процесс становления вуза проходил в очень трудной социально-экономической обстановке и в достаточно быстром темпе.

Тем не менее, руководство ЧММИ, профессорско-преподавательский состав вуза уделяли большое внимание решению выявившихся проблем, о чем свидетельствует отчет, о работе института в первом семестре 1945/1946 учебного года. В отчете, в частности, говорилось о том, что «.. .помимо общих вопросов, связанных с рассмотрением рабочих программ, составлением календарных планов, списков рекомендуемой литературы и пр., кафедры уделили большое внимание методике прохождения дисциплин. Вот итоги работы лучших из них в этом отношении... Кафедра деталей машин (зав. каф. доц. М.А. Гутнер) выполнила 200 типовых заданий на курсовые проекты и графические расчеты, 40 чертежей конструкций редукторов различных типов, один каталог по зубчатым передачам, 20 комплектов рабочих чертежей и нормалей по дисковым муфтам... Кафедра химии (зав. каф. А.И. Клочков) значительно пополнилась плакатными пособиями (диаграммы, таблицы, схемы и т. п.) число которых увеличилось с 29 до 49, а так же посудой, приборами и мелкой аппаратурой .... Кафедра физики (зав. каф. проф. Н.Ф. Кунин ) составила методические пособия к лабораторным работам, проводившимся впервые в полном объеме в заново организованной лаборатории (до этого занятия по разделам механики, молекулярной физики и оптики, проводились в других институтах города)...»8. Что же касается деканатов, — отмечалось в отчете, — то они в истекшем семестре провели большую работу по погашению академической задолженности, оставшейся у некоторых студентов от прошлых лет учебы. За ме-сяц-полтора до начала экзаменационной сессии академическая задолженность студентов по обоим факультетам была полностью ликвидирована. Авторы отчета специально подчеркивали, что истекший семестр прошел под знаком наведения организационного порядка, в учебном процессе. На всех кафедрах были заведены тетради для записи протоколов заседаний и расчетной нагрузки сотрудников по стандартной форме, позволяющей установить организационное состояние дела в каждом семестре.

В 1945/1946 учебном году, в результате большой и сложной работы по приему студентов, на начало учебного года было укомплектовано 36 академических групп по дневному отделению и 8 академических групп по вечернему отделению. Институт рас-

полагал 468 заявлениями абитуриентов на 375 мест по плану ГУУЗа (дневное отделение 275 мест, вечернее 100 мест). Из 468 абитуриентов в институт было принято 413 человек, что составляло к плану 110,1 %9. Показателен состав студентов первокурсников 1945 г. На дневное и вечернее отделение института на все курсы было принято: 54 — отличника, 2 человека, получивших по окончании школы, золотую медаль, участников и инвалидов войны — 47 человек, демобилизованных из Красной Армии —11. Однако после первого месяца занятий выяснилось, что 41 студент разных курсов, уехавших на родину на каникулы, на занятия не вернулись. Кроме этого, за первый семестр по разным причинам выбыло из института 104 студента. Среди основных причин «выбытия» чаще других фигурировали: по указанию ГУЗЗа ВКВШ, по реэвакуации, по болезни, неуволь-нение с завода, самовольный уход и т. д. Не случайно деканы факультетов А.И. Клочков (танковый факультет) и С.В. Венцель (механико-технологический факультет) уделяли в своей работе очень большое внимание именно вопросам укрепления трудовой дисциплины студентов.

Другим направлением работы администрации вуза, партийной и комсомольской организации института стала воспитательная работа со студентами. Под руководством старшего преподавателя кафедры основ марксизма-ленинизма Ротманской в институте был организован агитколлектив, объединяющий всех агитаторов, выделенных среди студентов. В обязанности этого коллектива входило проведение семинаров с агитаторами. Кроме агитаторов в группах было выделено 65 человек студентов комсомольцев для работы на избирательных участках. Кроме этого на местных собраниях коллективов института были прочитаны следующие доклады: «...6/11.45 г. Вечер, посвященный 28 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Доклад директора института тов. Хмельницкого И.М. ...17/11.45 г. «Из чего складывается советский инженер —- творец и двигатель новой техники». Доклад зам. директора по НУР тов. Ипатова Н.К 24/11.45 г. «Воспитательная роль комсомольцев среди студентов». Доклад секретаря комитета ВЛКСМ тов. Коваль А.М.... 2/12.45 г. «О международном положении». Доклад лектора обкома ВКП (б) тов. Губницкого.... 5/12.45 г. «Под знаменем Сталинской конституции». Доклад секретаря партбюро ЧММИ тов. Коколевой А.А......

Если в первой половине 1945 г. руководство института смогло обеспечить удовлетворительный уровень питания студентов и профессорско-преподавательского состава в столовой ЧММИ, то во второй половине года ситуация в этом плане резко ухудшилась. Как свидетельствуют архивные документы, «в 1944/45 уч. году Институт мог давать для питающихся студентов и преподавателей в столовой добавочные жиры и крупу из нефондовых про-

дуктов, отпущенных Наркомом тов. Малышевым». Ко второй половине 1945 г. все эти фонды уже были использованы. Вновь обострились проблемы, связанные с финансированием вуза. По признанию директора института И.М. Хмельницкого: «...При составлении сметы на 1945 г. нами было заявлено 7357 тыс. руб., утверждено ГУУЗом 4232 тыс. руб., а фактически поступило средств 3736 тыс. руб... .»10.

В 1946 г. было принято решение передать ЧММИ из ведения Министерства транспортного машиностроения в ведение Министерства высшего образования СССР. Уполномоченный министерства высшего образования И.А. Жданов, выступая на заседании совета института 7 июня 1946 г., подчеркнул, что «за короткий срок институт проделал значительную организационную и подготовительную работу, которую, по сути дела, начал «на пустом месте». Институт оформился, организовался и дает неплохие кадры; доказал нужность и важность своего существования, как базы для создания технических кадров на Южном Урале ... нужно поддержать институт капиталовложениями на расширение и укрепление учебно-материальной базы ...». Среди первоочередных задач, которые предстояло решить руководству ЧММИ, были названы: создание спецсекто-ра для координации научно-исследовательской работы, сокращение дож преподавателей-совместителей, повышение квалификации преподавателей11.

1945—1946 учебный год прошел в институте более организовано, чем два предшествующих учебных года. Одной из предпосылок этого явилась достаточно высокая посещаемость студентами всех видов занятий, составлявшая в среднем 96,5 % по институту12. Именно в этот период в институте была существенно усилена научно-исследовательская работа. В разработке находилось 28 тем, как по хозрасчетной, так и госбюджетной тематике. 8 из них были полностью завершены и закрыты отчетами еще в рамках учебного года. План набора аспирантов с отрывом от производства был выполнен полностью. Показательно, что все аспиранты в своих диссертационных исследованиях использовали тот «экспериментальный материал», который был ими накоплен «за время работы на производстве...».

Важные перемены в это время произошли в финансовом состоянии вуза. В отчете о работе института за 1945—1946 учебный год было сказано: «ГУУЗ МТМ, а затем министерство высшего образования своевременно открывали институту кредиты, и перебоев с деньгами не было. На 1 июля остались неиспользованными кредиты первого полугодия 155 т. р., в числе которых неиспользованные суммы на лагерный сбор 37 т. р., на внелимитные затраты 50 т. р. и пр. .. .следовательно, на 1 июля институт имел 1 190 т. р. Это дало возможность свободно произвести расчет при отпусках профессорско-преподавательскому составу, а так же при выплате студентам стипендии за каникулярное время.. .»13.

Об основных направлениях работы вузах и главных проблемах в его работе дает представление перечень вопросов, рассмотренных на первых заседаниях ученого совета ЧММИ в 1945/46 учебном году.

Первое заседание совета состоялось 12 сентября 1945 г. Совет рассмотрел вопрос «О подготовке к новому учебному году». Докладчиком по этому вопросу выступил директор института И.М.Хмельниц-кий. Второе заседание совета прошло 27 октября 1945 г. В центре его внимания оказался доклад «Итоги нового набора и задачи института в текущем учебном году», с которым так же выступил директор института И.М. Хмельницкий. О «состоянии плана научно-исследовательских работ 1945 г. и план их на 1946 г.» доложил заместитель директора института по НУР Н.К. Ипатов. Совет рассмотрел заявление об освобождении от сдачи кандидатского минимума инженера Кировского завода т. Шварцбер-га, вопрос «О проведении научно-популярной сессии, посвященной строению материи» и вопрос «Об утверждении книги отличников учебы института». Третье заседание совета состоялось 7 декабря 1945 г. На заседании были заслушаны сообщения директора института И.М. Хмельницкого «Политико-воспитательная работа среди студентов», а так же сообщение заместителя директора по НУР Н.К. Ипатова о подготовке к зимней экзаменационной сессии; утверждены условия социалистического соревнования с другими вузами наркомата. Четвертое заседание совета института прошло 8 февраля 1946 г. На этом заседании секретарь партбюро института

A.A. Коколева рассказала собравшимся об обращении ЦК ВКП (б) к избирателям; А.И. Клочков, С.В. Венцель и М.Л. Перцовский были утверждены в должностях деканов и начальника учебной части; был заслушан вопрос: «О порядке проведения первого дня нового семестра». Пятое заседание совета состоялось 12 февраля 1946 г. В центре его внимание оказались «Итоги работы в осеннем семестре и задачи весеннего семестра 1945—1946 учебного года». Доклад сделал заместитель директора по НУР Н.К. Ипатов. К ученым званиям доцента были представлены заведующий кафедрой математики доцент

B.Е. Воскобойников, заведующий кафедрой деталей машин М.А. Гутнер, заведующий кафедрой теплотехники В.А. Гинзбург и старший преподаватель Ю.М. Матвеев. Было так же рассмотрено представление зам. директора по НУР Н.К. Ипатова о внесении фамилий ряда студентов в книгу отличников учебы ЧММИ

На заседание совета, которое состоялось 31 мая 1946 г. прибыл представитель ГУУЗ МТМ И.С. Брусиловский. Члены Совета заслушали на этом заседании сообщение Н.К. Ипатова о «состоянии подготовки к весенней экзаменационной сессии». А заседание Совета института, которое прошло 5 июня 1946 г., было полностью посвящено вопросу передачи «института из министерства

транспортного машиностроения в министерство высшего образования». С докладом по этому вопросу выступил председатель комиссии, директор Челябинского педагогического института И. А. Жданов. Как отмечалось в отчете о работе института: «Все заседания совета неизменно проходили в атмосфере оживленного обсуждения вопросов выдвигавшихся повесткой дня...».

К четвертому учебному году в своей истории институт подошел «со сложившимся учебным процессом, организованном в полном соответствии с требованиями учебных планов и программ». На 1946/47 учебный год штат преподавателей вуза был утвержден в количестве 85 полных единиц и 19 единиц совместителей. К началу занятий штат был укомплектован на 97,3 %. Руководителям института удалось закрепить тенденцию, которая проявилась еще в предшествующие годы, а именно снижение доли преподавателей совместителей в общей массе преподавателей института. По научно-учеб-ной квалификации наличный состав преподавателей ЧММИ распределялся следующим образом: профессоров и докторов наук — 1 чел., доцентов и кандидатов наук — 15 чел., лауреатов Сталинской премии— 1 чел., старших преподавателей — 60 чел., ассистентов и преподавателей — 36 чел. По стажу преподавания в вузах профессорско-преподавательский состав института распределялся следующим образом: до пяти лет — 76 чел., до десяти лет — 17 чел., свыше 10 лет — 20 чел.

На 5 августа 1946 г. в институт было подано 217 заявлений, из них 197 заявлений были поданы на дневное отделение и только 20 на вечернее отделение. Как отличники средней школы и демобилизованные из рядов Армии—бывшие студенты вузов были приняты без экзаменов — 69 человек, в том числе: на первый курс—55 чел., на второй курс—9, на третий — 3 и на четвертый—2. Среди зачисленных двое окончили среднюю школу с серебряной медалью, 26 человек окончили ее с отличным аттестатом и 5 окончили техникум с отличием. Среди принятых в институт — 71 человек был участником Отечественной войны. Интересная тенденция выявилась при анализе особенностей полового состава новых студентов ЧММИ. Из 200 абитуриентов 174 были лицами мужского пола и 26 лицами женского пола, т. е. впервые в истории существования института резко возрос мужской контингент абитуриентов, достигнув отметки 87 %. В 1945 г. он составлял 61,2 %. Как с гордостью замечали руководители института «экзамены выявили более высокий уровень развития и подготовки, чем в предыдущем году. Это, в частности, сказалось на итогах зимней экзаменационной сессии текущего года: ни один из первокурсников не был отчислен.... Перед началом экзаменационной сессии контингент составлял 695 на дневном отделении и 99 на вечернем отделении, т. е. всего 794 студента. Отсев за семестр по днев-

ному и вечернему отделениям составил 69 человек, распределяясь по причинам следующим образом (без исключенных по результатам зимней сессии): 1. Перевод в другие вузы — 10 чел. 2. Реэвакуирование — 7 чел. 3. Исключено за непосещаемость и нарушение дисциплины — 8 чел. 4. Отчислено по семейным обстоятельствам—41 чел. 5. Отчислено по болезни — 3 чел. Итого — 69 чел.»14.

Тем не менее ситуация в вузе была очень непростой. В министерство высшего образования приходили письма, авторы которых очень критично оценивали деятельность руководителей института. Осенью 1946 г. работу вуза проверил начальник контрольно-ревизионного сектора министерства высшего образования Свиридов. В своем выступлении перед членами совета ЧММИ Свиридов подчеркнул, что «особых нарушений в деятельности института не обнаружено, однако имеется ряд недочетов. Хозяйственная часть не провела должной подготовки к новому учебному году: Помещения и лаборатории не приведены в надлежащий вид, недостает столов, табуреток и стекол для остекления .... Дополнительными продуктами питания студенты не обеспечены. Местком института не позаботился о заготовке овощей ... институт испытывает острую нужду в таких предметах, как электрические лампочки, крючки для дверей и пр. Руководство института не обращалось совершенно за помощью в вышестоящие инстанции и, в частности, в обком ВКП (б), в результате чего не использованы возможности в отношении строительства и ремонта зданий, лесозаготовок и пр....»15. Большинство членов Совета не согласились с такой оценкой ситуации и обвинили столичного «ревизора» в необъективности. И хотя, присутствовавший на Совете представитель Челябинского горкома ВКП (б) поддержал руководство института, полностью конфликт разрешить не удалось.

Уже в феврале 1947 г. секретарь Челябинского обкома ВКП (б) С. Князев писал, что «Челябинский обком ВКП (б) считает целесообразным использовать тов. Хмельницкого на производственной работе, освободив его от обязанностей директора механико-машиностроительного института». Объясняя позицию обкома, С. Князев подчеркивал, что «тов. Хмельницкий на протяжении всей работы директором института теоретических курсов не читал и практических занятий не вел, так как он не имеет необходимой научной подготовки. По этой причине он не может руководить учебным процессом института, и вынужден в этих вопросах доверяться мнению других работников. Как по указанной причине, так и по опыту прежней работы тов. Хмельницкий не смог освоить специфики работы высшего учебного заведения...»16.

Однако и второй семестр 1947/48 учебного года ЧММИ работал под руководством И.М. Хмельницкого. И работал неплохо. Как было сказано в офи-

циальном отчете о работе ЧММИ за 1947/48 учебный год «... Институт в истекшем учебном году выпустил 60 инженеров, в том числе первый раз 8 инженеров кузнечной специальности. Качество защиты выпускниками характеризуется следующими цифрами: отлично—45, хорошо—32, посредственно — 23 ... . Институт организовал новые специальности — сельхозмашиностроение и тракторы, ввел в действие жесткое планирование самостоятельной работы студентов, нормализовал лекционную нагрузку студентов 35—39 часами в неделю на первых двух курсах и 30—34 часами на последних трех курсах; выделил специальный день для курсового проектирования, свободный от других занятий. .. . При более высоких требованиях к знаниям студентов на экзаменах институт закончил отчетный учебный год со следующими итогами успеваемости по институту: абсолютная — 86,3 %, относительная — 97,76 %. ...Институт выполнил 16 научно-исследовательских работ по госбюджетной тематике. Полностью закончил все 6 хозрасчетных работ, числившихся в плане 1947—1948 уч. г. по договорам с Кировским заводом; институт выпустил второй сборник научных трудов; провел две научно-технические конференции профессорско-преподавательского состава и одну студенческую научно-техническую конференцию, принял активное участие во второй областной конференции научных работников, выставив 6 докладчиков и организовав работу ее промышленной секции...».

По совокупности всей многосторонней и разнообразной работы в учебном году, Совет института назвал в числе передовых следующие кафедры: 1) электротехники и теплотехники; 2) автомобилей, тракторов и с-х машиностроения; 3) танков; 4) технологии машиностроения; 5) марксизма-ленинизма;

6) химии; 7) технической механики; 8) деталей машин; 9) физики.

Летом 1948 г. работу института проверяла большая комиссия, в которую были включены и представители других челябинских вузов. Первые результаты, полученные комиссией, рассматривались на специальном совещании в Челябинском обкоме партии. Уже в ходе работы совещания стало очевидно, что вопрос о директоре института И.М. Хмельницком по сути дела предрешен.

Решением ЦК ВКП (б) от 22 сентября 1948 г., И.М. Хмельницкий был освобожден от должности директора механико-машиностроительного института. Приказом министра высшего образования СССР С. Кафтанова от 28 сентября 1948 г. директором Челябинского механико-машиностроительного института был утвержден кандидат технических наук, доцент Митрофан Маркианович Балык17. В истории вуза начался новый этап.

Проанализированный в рамках данной статьи фактический материал позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, для Челябинского механико-маши-

ностроительного института, как и для большинства вузов страны 1945 год стал важным историческим рубежом. В условиях нового мирного времени вузу пришлось одновременно решать целый ряд острейших учебных, социальных, финансовых проблем. Часть из них была решена успешно, что обеспечило динамичное развитие вуза в первые послевоенные годы. Во-вторых, одной из самых сложных проблем в становлении вуза стала проблема дефицита учебных площадей. Ее радикальное решение постоянно откладывалось в силу как объективных, так и субъективных причин. В-третьих, одной из главных особенностей ЧММИ с момента создания этого вуза была тесная связь учебного процесса, научно-иссле-довательской работы преподавателей, сотрудников и студентов вуза с интересами военно-промышленного производства. Именно эта связь позволила институту за пять-шесть лет превратиться в один из ведущих вузов страны по подготовке высококвалифицированных инженерных кадров, сформировать базу, обеспечившую высокие темпы развития вуза в последующие десятилетия. В-четвертых, помимо заказов предприятий военно-промышленного комплекса ЧММИ в первые послевоенные годы успешно выполнял заказы «мирного» сектора советской экономики. Высокий уровень подготовки специалистов в области машиностроения, металлургии, энергетики обеспечил вузу тот «запас прочности» благодаря которому он не просто пережил «перестройку» 40—50-х годов XX века, но сыграл заметную роль в дальнейшем развитии отечественной системы высшего образования. В-пятых, успешная реализация масштабных «научно-образовательных» проектов (каким стал в 40-е гг. ЧММИ), в сложной социально-экономической ситуации невозможна без «серьезной» поддержки со стороны государства. При этом роль региональных органов власти, при всей важности данного фактора в судьбе вуза, не является решающей.

Примечания

1. Челябинский политехнический институт имени Ленинского комсомола (Историческая справка). — Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1973; Тулинский, С. Южно-Уральс-кий государственный университет. 1943—2003. Исторический очерк / С. Тулинский. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2003; «Мы—с Автотракторного факультета...». К 60-летию Автотракторного факультета ЮУрГУ. — Челябинск : Абрис, 2003; Южно-Уральский государственный университет (Золотые страницы истории). Екатеринбург, Реал-Медиа, 2008 и т. д.

2. Конструктор Н.Д. Духов и его Школа. — Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004.

3. Челябинский рабочий. — 1945. — 7 февраля.

4. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 9. Д. 13. — Л. 3—4.

5. ГАРФ. Ф. 9396. Оп. 3. Д. 34. — Л. 1—2.

6. Там же. Л. 2—3.

7. ОГАЧО. Ф. Р-1392. Оп. 1. Д. 39. — Л. 9.

8. ГАРФ. Ф. 9396-. Оп. 3. Д. 34. — Л. 17—18.

9. Там же. Л. 31.

10. Там же. Л. 61—62.

И. ОГАЧО. Ф. Р-1392. Оп. 1. Д. 15. — Л. 88—98.

12. Отчет ЧММИ за 1945—1946 учебный год // Архив ЮУрГУ. — Л. 2—12.

13. Там же. ЛЛ. 6—36.

14. Отчет ЧММИ о работе за осенний семестр 1946— 1947 учебный год // Архив ЮУрГУ. — Л. 56—66.

15. ОГАЧО. Ф. Р-1392. Оп. 1.Д. 15. —Л. 141—156.

16. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 70. Д. 4143. — Л. 13.

17. ОГАЧО.Ф. 288. Оп. 70. Д. 4143. — Л. 15; Архив ЮУрГУ. Ф. 1392. Оп. 2. Д. 150.

Поступила в редакцию 25 декабря 2008 г.

Сибиряков Игорь Вячеславович, родился в 1963 г., доктор исторических наук, профессор. Окончил исторический факультет Челябинского государственного университета (1985), аспирантуру МГУ (1987). С 1999 — заведующий кафедрой истории России ЮУрГУ. Докторскую диссертацию защитил по теме «Нравственные ценности нового российского либерализма. Исторический аспект» (1998). Исследует роль интеллигенции в формировании и разрушении нравственных ценностей российского общества; особенности развития социоморальной среды российского либерализма, вопросы политической этики. Автор более 60 научных и методических публикаций, из которых две монографии, [email protected].

Sibiryakov I.V. was bom in 1963, PhD in History, professor. Graduated from the Historical faculty of Chelyabinsk State University in 1985, post-graduate studies in Moscow State University in 1987. Since 1999 is the Head of the History of Russia department of SUSU. Doctoral thesis is on the topic “Moral values of the new Russian liberalism. Historical aspect” (1998). Researches the role of intelligentsia in formation and destruction of moral values of the Russian society; peculiarities of development of social-moral environment of the Russian liberalism, issues of political ethics. Authors of more than 60 scientific and methodical papers including 2 monographs, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.